2003.10.02, Автор: Михаил Диков7542 прочтений

Как обустроить печатный лист

Теги: Рабочий цех Publish

В Publish № 2 за этот год я рассказал, как автоматизировать создание спуска полос с помощью AppleScript. Описание самого процесса подготовки спускового макета было дано без подробностей.

В Publish ? 2 за этот год я рассказал, как автоматизировать создание спуска полос с помощью AppleScript. Описание самого процесса подготовки спускового макета было дано без подробностей. Однако бесполезно что-либо автоматизировать, пока нет чёткого представления, как задача решается «вручную».

Посмотрим, как это происходило раньше (а кое-где действует и поныне).

Порядок расположения страниц на листе определяется просто. Например, для изготовления спуска полос книги или журнала берём лист бумаги длинной стороной (помеченной каким-нибудь знаком) к себе и сгибаем пополам слева направо. Разворачиваем лист сгибом от себя и снова сгибаем. Повторяем процесс, пока не получится тетрадь с нужным количеством страниц (1 сгиб — 4 страницы; 2 сгиба — 8; 3 — 16 и т. д.).

Тетрадей нужно отфальцевать столько, каков объём издания в бумажных листах. На первой странице каждой из них пишем «лицо» и порядковый номер. После фальцовки комплектуем блок (вкладкой или подборкой — в зависимости от вида издания) и на нижних наружных углах страниц проставляем их номера.

Спусковые макеты (монтажные листы) традиционно изготавливались из листов, по формату соответствующих бумажным. Лист расчерчивали на клетки-страницы, равные дообрезному формату издания, размечали границы полей и получали контуры полос набора. В эти контуры вклеивали макеты полос и указывали на монтажном листе все необходимые для последующего монтажа размеры, в т. ч. раскладку (размеры полей в корешке и головке до обреза).

В эру компьютеров и специализированных программ для подготовки электронного спуска полос всё стало намного проще, с одной стороны. А с другой… Я думаю, что, по крайней мере, половина людей, подготавливающих издания к печати, не имеют специального полиграфического образования (в их числе и ваш покорный слуга). И хотя для большинства из них термин «спуск полос» давно утратил загадочность, некоторые тонкости остаются неясны. Особенно актуальными знания по цифровому монтажу становятся в связи с наступлением на фотонабор систем CtP. За рубежом вышло уже несколько книг по этой теме, но российских изданий я пока не встречал. Поэтому попытаюсь восполнить хотя бы несколько пробелов в наших знаниях о подготовке спусковых макетов.

От чего зависят вид спуска полос и формат издания?

От объёма издания, формата бумаги и доли листа, раскладки, вида фальцовки, от того, как будет обрезана тетрадь после фальцовки, и некоторых особенностей, связанных с печатью и брошюровочно-переплётными операциями.

Поскольку для разных видов изданий приемлемы различные технологические маршруты, описать все варианты спуска полос в рамках одной статьи не представляется возможным. Ограничимся особенностями процесса подготовки спуска полос для брошюры формата 70х100/16 по ГОСТ 5773-90.

Предположим, печать брошюры производится на печатной машине формата 52х74 см. На каждой стороне листа располагается по 8 страниц издания. После печати листы фальцуются в 3 сгиба на комбинированной фальцевальной машине. Комплектовка, шитьё проволокой и обрезка с трёх сторон выполняются на вкладочно-швейно-резальном агрегате (ВШРА).

Побочной целью исследования будет определение максимального формата нашего издания после обрезки (рекомендуемый ГОСТ 5773-90 формат равен 170х240 мм).

Формат издания до обрезки вычисляется так: находится полезная площадь бумажного листа (из его исходной ширины и длины вычитают размеры технологических пробелов), затем она делится соответственно выбранной доле листа. Для определения формата издания после обрезки дообрезной формат уменьшают по ширине на 3-5 мм, по высоте — на 6-10 мм.

Казалось бы, всё просто. Не совсем ясно, правда, что скрывается за термином «технологические пробелы». Такими пробелами (полями) называют участки листа, на которых, по каким-либо причинам, печатать невозможно или нежелательно. А возникают они потому, что по технологии офсетной печати площадь исходного бумажного листа полностью не может быть использована.

Бумага, которую мы выбираем

У листовой бумаги есть стандартные форматы, подходящие для выбранной нами печатной машины. Вот некоторые из них: 52х72; 52х74; 62х94; 70х100; 72х104 см. Для них машинное (долевое) направление (волокон бумаги при отливе) — вдоль длинной стороны. Три последних можно использовать, если разрезать листы пополам (половинный формат). Для варианта 72х104 см половинная площадь идентична формату 52х72 см, но долевое направление — вдоль короткой стороны листа.

На практике бумага исходного формата редко используется в качестве тиражной. До печати она, как правило, подрезается по 5 мм с четырёх сторон для создания «верного угла». Одновременно это устраняет неровности, волнистости или замятости на краях, что важно при печати полноцветных изданий. На языке полиграфистов такая подрезка называется «зачисткой» (не путать с аналогичным термином спецназа). После зачистки формат бумажного листа уменьшается на 1 см по ширине и длине (рис. 1). Заметим, что для половинных форматов, полученных после разрезки бумаги пополам, будет достаточно зачистки только с трёх сторон.

Рис. 1. Исходный бумажный лист с полями для зачистки

Клапанное поле

Рассмотрим упрощённый процесс прохождения бумажного листа через печатную машину. В её составе — самонаклад, печатный аппарат и приёмное устройство (рис. 2).

Рис. 2. Упрощённая схема прохождения бумажного листа через печатную машину

Бумажные листы со стопы самонаклада по очереди подаются по наклонному столу к печатающему устройству. В конце стола каждый лист останавливается у передних выравнивающих упоров в ожидании, пока его передняя кромка не будет зажата специальными механическими захватами вращающегося печатного цилиндра. Эти захваты, называемые клапанами печатного цилиндра, втягивают лист в печатное устройство и удерживают в процессе переноса изображения с офсетного полотна на бумагу. А затем захваты приёмного устройства помещают его на стопу отпечатанных листов.

Таким образом, на переднем крае бумажного листа всегда имеется небольшая полоса (в обиходе называемая клапаном), которая не может быть запечатана, поскольку служит для его транспортировки через машину. Конкретная величина клапанного поля зависит от конструкции и формата печатной машины (как правило — 6-13 мм). Полезная площадь листа дополнительно уменьшается по ширине на величину клапанного поля (рис. 3).

Рис. 3. Исходный бумажный лист с полями для зачистки и клапанным полем

Поля для служебной информации

Для изданий, печатаемых более чем в 1 краску, потребуется место для приладочных меток. Их размер по ширине — 5-10 мм (предположим — 10 мм). Со стороны клапана отведём поле для конкретной шкалы контроля печатного процесса (зависит от типа печатной машины и используемой системы технологического контроля). Один из вариантов её ширины — 7 мм. Над шкалой отведём пустое пространство шириной 5 мм (рис. 4).

Рис. 4. Бумажный лист после зачистки с полями для приладочных меток и шкалой контроля печати

Шлейф

Для изданий, подобно нашей брошюре, комплектуемых вкладкой, необходимо обеспечить автоматическое раскрывание тетради в центральном развороте при подборке на ВШРА. Для этого на спуске предусматривается специальное поле, называемое шлейфом. Величина его, как правило, 10 мм. В зависимости от конструкции ВШРА шлейф закладывают со стороны либо первой, либо последней страницы тетради. В нашем случае (второй вариант) он окажется в центре спуска в виде двух полос шириной 1 см каждая, слева и справа от вертикальной оси.

В зависимости от особенностей конкретного производства, размеры полей и прочие ограничения могут оказаться отличными от указанных в статье. Но будем считать, что мы учли все нюансы. Теперь приступим к определению полезной площади листа и формата издания до обрезки (рис. 5).

Рис. 5. К определению полезной площади листа и формата издания

Определение формата издания

Полезная площадь бумажного листа (см) будет равна (рис. 5):

Длина (Д) = Дисх – 2 х 0,5 – 2 х 1

Ширина (Ш) = = Шисх – 2 х 0,5 – 1,3 – 0,7 – 0,5 – 1

Ширина и высота издания до обрезки (мм) определяется из табл.1.

Шдо = 1/4 (Д – 2 х 1) х 10

Вдо = 1/2 Ш х 10

Учтём, что отдельные элементы издания могут выступать за обрез на 3 мм. Тогда формат после обрезки (мм) будет равен:

Шпо = Шдо – 3

Впо = Вдо – 6

После указанных расчётов для выбранных форматов бумаги получим:

Выводы:

  1. Мы не сможем выпустить издание в формате после обрезки, рекомендованном ГОСТ (170х240 мм), т. к. он не "проходит" ни на одном из вышеперечисленных форматов бумаги.
  2. Максимальный формат после обрезки наше издание будет иметь при использовании двух исходных форматов: 52х74 см и 72х104 см. Но желательно, чтобы долевое направление совпадало с направлением корешкового сгиба тетради. Таковым является 72х104 см, а соответствующий ему формат издания после обрезки равен 164,5х234 мм. Это и есть искомый максимальный формат.

Как это должно выглядеть на фотоформе?

Мы определились с форматами издания и бумаги, знаем, как расположить полосы на листе. Осталось это перенести на фотоформу, а затем на печатную форму. Она также имеет технологические поля. Небольшая полоса её передней части, называемая полем для заключки, используется для физического закрепления на формном цилиндре и не может служить для размещения изображения. Следовательно, при выводе на ФНА нужно сдвинуть спусковой макет на фотоформе так, чтобы нижняя граница изображения (нижняя граница контрольной шкалы) на спуске находилась от переднего края фотоформы на расстоянии, равном сумме поля для заключки и клапанного. Пусть величина первого — 4 см. Тогда сдвиг спуска на фотоформе:
4+1,3=5,3 см (рис. 6).

Рис. 6. Расположение на фотоформе спускового макета для издания форматом до обрезки 170х240 мм

Вместо заключения

Мы рассмотрели только надводную часть айсберга под названием «спуск полос». Существует огромное число видов спусков, которое надо помножить на разнообразие оборудования и материалов. Как известно, нельзя объять необъятное. Может быть, вы скажете: «К чему это знать — есть технологи, пусть они и разбираются?» Но вспомните, о чём говорилось в начале статьи: в наше «цифровое» время всё чаще спуски полос делаются компьютерщиками, а «традиционным» полиграфистам приходится вникать в компьютерные системы. И чем лучше они друг друга понимают, тем больше каждый из них от этого выиграет. А в конечном счёте, будет удовлетворён тот, для кого всё это делается, — Заказчик.

Об авторе: Михаил Диков, независимый автор.


Спуск

Определимся с терминами
Говоря о спуске полос, мы подразумеваем два понятия: а) собственно спуск полос, определяющий порядок расположения полос издания на отпечатанном листе, который позволяет после фальцовки получить тетрадь с нужной последовательностью страниц; б) спусковой макет, определяющий положение полос относительно друг друга и границ листа.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Управление цветом в Adobe Creative Cloud без секретов

     

     

    Подробное руководство по настройке параметров управления цветом в программах Adobe.

    Без модуля управления цветом — Color Management Module (CMM) — и цветовых профилей ICC предсказать на экране монитора результат печати невозможно. Даже при выборе опции Don`t color manage (Не управлять цветом, Отменить управление цветом) * CMM и цветовые профили всегда задействуются в Adobe Photoshop, хотя и не оптимальным образом.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW (ч. 2) *

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Импорт–экспорт текста

    Редактировать и корректировать фигурный текст можно непосредственно на рабочем листе документа или в специальном окне редактирования. Добавить фрагмент текста в активный текстовый блок или вставить текст в документ легко, импортировав текст из офисных приложений. Для этого есть команды «Импортировать текст» окна редактирования или «Специальная вставка» меню «Правка», либо можно просто вставить текст из буфера обмена.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Как невозможно познать всю Вселенную (она же всё время расширяется), так в каждой новой версии CorelDRAW каждый раз ты открываешь для себя новые возможности, приёмы и хитрости. Конечно, эта программа не для вёрстки больших, насыщенных текстами книг, брошюр, журналов, но возможности CorelDRAW для работы с текстами позволяют сверстать и подготовить к печати многостраничный промышленный каталог, с чертежами, схемами, векторными рисунками, фотографиями. И, конечно, текстовые фрагменты обязательно есть и в визитке, и в банере, и в рекламном проспекте. А если применять к тексту кое-какие трюки и эффекты, то можно создать настоящие шедевры дизайна и типографики… Конечно, многим пользователям хорошо известны инструменты и методы работы с фигурным текстом. Этот цикл статей — попытка систематизировать основные приёмы.

     

  • Раскрывая возможности белых чернил *
     

    Как дополнительные белые чернила помогают создавать новые применения широкоформатной печати.

    Сегодня ряд моделей широкоформатных и сверхширокоформатных принтеров могут печатать чернилами дополнительного цвета — белого, что создаёт новые возможности применения этих устройств. Но в принтерах могут быть реализованы различные технологии печати белыми чернилами, и у разных технологий — свои возможности и ограничения.

     

  • Маленькие хитрости большого Corel
    Полезные советы для пользователей CorelDRAW и Corel Photo-Paint.
  • InDesign осваивает ePub

    Приёмы построения ePub в Adobe InDesign CC. Советы издательствам, как без лишних хлопот готовить книги для LitRes или Bookmate.

    Девятый вал

    Старый мир огромных издательств и одиозных акул книжного бизнеса, бросающих крохи авторам, уходит в историю. Люди перестают читать книги. Тиражи падают, бумажная книга испытывает конкуренцию за внимание аудитории со стороны других многочисленных источников. Теперь не человек ищет, что почитать, а различные медиа-источники борются за его внимание. Цунами информации обесценивает её для потребителя. В борьбе за внимание аудитории авторы и правообладатели часто готовы раздавать свой материал бесплатно. В такой ситуации читатель часто не хочет платить, читает по вершкам, предпочитает дайджесты многостраничным описаниям парижских крыш. Как следствие, качество материала падает, объём книг и статей сокращается, снижаются продажи, а издатели лишаются доходов.

     


comments powered by Disqus