101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

КАРТЫ, ДЕНЬГИ...

  • Максим Добровенский
  • 10 июля 2003 г.
  • 5721
За последние 10 лет на российском полиграфическом рынке произошло немало изменений. Огромное влияние на развитие отрасли оказало появление неизвестных ранее видов продукции. Среди них — относительно новое для России, но распостранённое во всём мире изделие — пластиковая карточка. На Западе четверть века назад популярность ей обеспечило внедрение электронных технологий в торговле и банковском деле.
Какие способы производства этого необычного изделия встречаются на рынке? В чем их отличия с точек зрения заказчика и исполнителя?

Пластиковая карточка — один из самых многоликих продуктов полиграфии. Родовые черты (размер, закруглённые углы и прочный материал) передаются от основателей семейства — кредитных банковских карт. Международный стандарт физических параметров ISO-7810 определяет их размеры и допустимые погрешности: ширина 85,595±0,125 мм, высота 53,975±0,055 мм, толщина 0,76±0,08 мм, радиус скругления углов 3,18 мм. Самый популярный материал — поливинилхлорид (ПВХ), легко обрабатываемый, устойчивый к температурным, химическим и механическим воздействиям.

Производство карточек для международных платёжных систем остаётся прерогативой крупнейших предприятий. Причина в сложной процедуре сертификации соответствующими органами платёжной системы и комплексе мер по обеспечению информационной и физической безопасности. Затраты сравнимы со стоимостью комплекта профессионального полиграфического оборудования и существенно поднимают себестоимость продукции, что безразлично для банков, но неприемлемо для других заказчиков. На этот шаг идут, имея гарантированный пакет заказов. Сегодня лицензию на выпуск карт международной системы Visa имеет единственная российская компания — «Розан-Файненс». Получив сертификат весной 2002 г., на настоящий момент она произвела по заказу различных банков уже более 1 млн карт Visa.

Основные элементы кредитной банковской карточки.
  1. эмблема банка
  2. гильоширный узор
  3. голограмма
  4. эмбоссирование
  5. микротекст
  6. магнитная полоса
  7. полоса для подписи
  8. индент-печать

Но несколько десятков других применений пластиковых и псевдопластиковых карточек составляют плодоносное поле для типографий и инвесторов. Прямоугольник пластика или ламинированной бумаги 54х86 мм толщиной 0,3–1,5 мм используется как носитель информации, маркетинговый инструмент, идентификатор автоматизированных систем учёта и контроля, пропуск, удостоверение, клубная карта, средство предоплаты услуг, получения скидок и т. д.

Разнообразию задач соответствуют всякого рода технологии изготовления. Самые строгие требования предъявляются к картам для контактных считывающих устройств, содержащим магнитную полосу или микросхему с контактной площадкой. Особую роль играет качество печати и отделки. Краска не должна осыпаться от соприкосновения с металлическими частями, а края иметь заусенцев. При печати карт международных платёжных систем используются приёмы (микротекст, горячее тиснение), требующие высокоточного дорогостоящего оборудования.

Карточки, несущие визуальную информацию, дают больше свободы, как заказчикам, так и исполнителям.

Несмотря на то, что их изготовление часто ассоциируется со специальными видами печати и специфическим оборудованием, технологически оно имеет много общего с традиционными печатными процессами.

Ещё недавно во главе технологий нанесения изображения на пластик шла шелкография, но сейчас она пасует перед более гибкими и простыми. Шёлкотрафарет остаётся незаменимым при серебрении и золочении. Термотрансферные принтеры, хоть и удобнее в эксплуатации, не дают сравнимого по качеству результата. Золотой и серебряный фон на карточках Visa и MasterCard по стандарту наносятся именно шелкографской печатью.

Псевдопластик

Начиная с азов, вспомним о видах карт, изготавливающихся цифровой печатью на бумаге и обычным двусторонним ламинированием. Этот, на первый взгляд, кустарный подход даёт неожиданно оригинальные результаты. Обилие запечатываемых материалов (от кальки до картона, в совокупности с плёнками для ламинирования с различными фактурами поверхности) настраивает на творчество. Так возникают всевозможные удостоверения и визитки, идентификационные и рекламные карты, персонализированные и содержащие штрих-код. Два преимущества очевидны: минимальные первоначальные вложения и рентабельность малых тиражей, вплоть до единичных экземпляров. Отсюда же и недостатки — низкая продуктивность и уязвимость для подделок. Некоторые типографии используют высокопроизводительные лазерные принтеры и цифровые печатные машины. Благодаря малым размерам (на листе формата А4 умещается 10 карточек) стоимость цифрового оттиска слабо влияет на конечную цену. Узкое место — отделка. Обыкновенные ролевые и пакетные ламинаторы не дают высокой скорости, особенно при работе с толстыми плёнками (150–250 мкм). Вырубка производится чаще всего полистно или стопами по 4-5 листов, с предварительной разрезкой на фрагменты. Зачастую эта операция решается ещё более примитивно — разрезкой с круглением углов. Среди производителей — предприятия-неофиты и опытные поставщики услуг цифровой печати, которым карточки стабильно обеспечивают до 20% оборота. Самые интересные тиражи — 100–1000 экз. На малых количествах стоимость единицы продукции выше (растёт доля затрат на подготовку макета), иные типографии предпочитают не связываться с заказами менее 200 шт.

Оснащённая ролевой ЦПМ Xeikon, типография «ИРМ-1» занимается цифровой печатью и специализируется на производстве бланков и другой персонализированной продукции. Для расширения ассортимента был приобретён нехитрый комплект финишного оборудования: ламинатор и вырубщик. Теперь небольшую, но стабильную часть заказов составляют рекламные, дисконтные и другие виды карточек с нумерацией или штрих-кодом. Учитывая невысокую цену при малых тиражах, клиенты готовы мириться со специфическими требованиями к макету.

Заказчику комплект из 100 карточек обходится в 45 долл. За персонализацию отдельная плата, но если ПО печатающего устройства предусматривает автоматическую нумерацию продукции, берётся фиксированная сумма, не зависящая от тиража. Среди недостатков — все известные проблемы лазерной печати: сложности с воспроизведением заливок, уступающее офсетному качество печати полноцветных изображений и деформация листов во время ламинирования. На такие карточки не нанесёшь рельефную надпись (эмбоссирование): ни картон, ни полиэфир (основа ламинационной плёнки), в отличие от ПВХ, не обладают необходимой жёсткостью.

Не требует начальных инвестиций технология Xerox Durapaper, позволяющая копирам-принтерам серии Docucolor печатать на пластике толщиной 150 мкм. После запечатки материал покрывается с обеих сторон обычным полиэфирным ламинатом толщиной до 250 мкм на рулонном или пакетном ламинаторе. Особенность — несметные возможности печати переменных данных. Комплект из 200 листов формата А3+ — 200 долл., 100 двусторонних карточек с ламинированием 125 мкм — 43 долл.

Другое решение Xerox — Docucard — пластиковые заготовки толщиной 180 мкм, наклеенные на листы бумаги плотностью 120 г/м2. Конструкция оптимизирована для высокоскоростной печати на лазерных принтерах и применяется в основном для прямой почтовой рекламной рассылки. При двусторонней модификации на листе под картой вырубается окошко 66х34 мм. Рекомендованная розничная цена 100 карточек — 60 долл.

В последнее время бумажные «пластиковые» карточки предпочли многие телекоммуникационные компании. Сервисные телефонные и интернет-карты печатаются на плотной бумаге или картоне офсетным способом, а на цифровых машинах наносятся серийные и персональные идентификационные номера (PIN). Скретч-панели, скрывающие секретную информацию, наносятся методом горячего тиснения фольгой или термотрансферным способом. Первый обеспечивает меньшую себестоимость, второй — портативность и простоту эксплуатации. Простейший термотрансферный принтер с ручной подачей, пригодный для этой цели, обрабатывает до 500 карт в час и стоит около 1500 долл., картридж на 1000 отпечатков — 60 долл., причём благодаря небольшой площади стираемой панели каждая лента используется 4–6 раз. Спорный момент «псевдопластиковой» технологии — относительная незащищённость продукции от подделки.

Самая распространённая печать на пластиковых карточках по количеству установленного оборудования — сублимационная. В России достаточный выбор монохромных и полноцветных принтеров с различным набором дополнительных функций (автоматизированная нумерация, штрих-кодирование, программирование чипа и магнитной полосы, нанесение прозрачного защитного слоя и двусторонняя печать). Все печатают только на заготовках стандартного размера, толщиной 0,25–1,5 мм. Себестоимость изделия зависит от цены заготовки (0,11–0,16 долл.) и картриджа с красящей лентой (от 0,30 долл. за полноцветный оттиск). Возможны нанесение стираемой (скретч) панели, УФ-печать, защита штрих-кода чёрной панелью, прозрачной для ИК-лучей.

CiMage K300

Модельный ряд CIMage условно делится на устройства для «внутренней» и коммерческой печати. К первым относятся серии К10 (1490 долл.) и К200 (от 1690 долл.), более простые в управлении и обслуживании (поэтому и себестоимость оттиска несколько выше). Для работы на рынке пластиковых карт лучше подойдут серии К300 (от 2700 долл.), К400 (от 4400 долл.) и К500 (от 7700 долл.). Производительность — 140 полноцветных или 1000 монохромных карт в час. Рекомендуемая месячная загрузка — до 11 000 полноцветных оттисков. Как отметила Ирина Джатиева, начальник отдела пластиковых карт компании «GMP-Русском», неоспоримые преимущества сублимационная технология даёт при печати небольших (300-400 шт.) тиражей карточек с высокой степенью персонализации, благодаря качественному воспроизведению фотографических изображений.

Полноценный ассортимент сублимационных принтеров представляет швейцарская фирма DataCard. По словам продукт-менеджера компании «ИВК Системс» Елены Шаховой, компания ориентируется в основном на банковский сектор рынка пластиковых карточек. Его специфика в том, что банк, выпускающий пластиковые карточки международной платёжной системы, обязан приобретать отпечатанные заготовки у сертифицированного поставщика. На собственных мощностях клиенты производят графическую и текстовую персонализацию, программирование магнитной полосы и чипа, иногда впечатывают название и логотип банка. В связи с неравномерным распространением банковских карточек на территории России банки используют и относительно недорогие устройства, и мощные многофункциональные системы. Ассортимент продукции DataCard: сублимационные принтеры с функциями программирования, эмбоссеры, производящие тиснение и индент-печать (внешне напоминает тиснение), высокопроизводительные (до 1000 полноцветных карт в час) модульные системы с полным комплексом персонализации. В комплекте идёт программный пакет «Комак» — система печати переменных данных на пластиковых картах (собственная разработка «ИВК-Системс»).

Малоформатное оборудование для изготовления пластиковых карт с ламинированием: пресс-ламинатор, тигельный вырубщик, пробойник штифтовых отверстий

Принцип сублимационной печати — взаимодействие термоголовки, управляемой драйвером, с несущей красочный слой лентой. Производителей термоголовок в мире гораздо меньше, чем принтеров, поэтому отличия разных марок — в алгоритмах управляющего блока и системах подачи. При контакте с нагревательным элементом краска испаряется и сублимируется, проникая вглубь пластика. Степень нагрева определяет количество краски, перенесённое на элемент изображения. Для отпечатков характерно отсутствие растра на полутоновых изображениях. При полноцветной печати элементарные точки разных красочных слоёв наносятся точно друг на друга. Красящая лента для триадной печати состоит из чередующихся участков каждого из цветов палитры CMYK, поочерёдно проходящих через термоголовку. В монохромных принтерах для нанесения текстовой информации и штрих-кодов применяется и прямой термоперенос, дающий более чёткие и контрастные оттиски. Это важно для уверенной работы автоматических считывающих устройств. Разрешение печати сублимационных принтеров не превышает 300 dpi, что, наряду с высокой себестоимостью продукции, ограничивает применение технологии. В частности, не реализуется печать защитного микротекста.

Хитрый пластик

«Печатная секция»

Интересный подход предлагает компания «АСК-ПРИНТ», традиционно занимающаяся и продажей оборудования, и коммерческим изготовлением карточек. Здесь наряду с сублимационным методом пластиковые карточки запечатывают на… обычных струйных принтерах. Оказывается, всё дело в специально подготовленном пластике. Он поставляется в листах толщиной 0,3 мм, формата 20х25 см и имеет двустороннее покрытие. На лицевой стороне нанесён впитывающий слой (как на фотобумаге для струйной печати), а на оборотной — тонкий слой термоклея. На одном листе размещаются по 4 изображения обеих сторон карточки. Печать — с разрешением 1440 dpi на любом струйном принтере (Epson, HP, Canon) стандартными чернилами. Оттиск разрезается на 4 части, размером 10х12,5 см, лицевые стороны совмещаются с оборотными, и полуфабрикат отправляется в термопресс-ламинатор. В этом изюминка процесса: при невысокой стоимости (около 3000 долл.) он в офисных условиях даёт качество ламинирования, сравнимое с промышленным! В устройство закладывается многоярусный «сэндвич» из слоёв пластика с изображением лица и оборота карточек и двух внешних листов прозрачного ламината (один может содержать магнитную полосу). Каждая из двух рабочих камер ламинатора вмещает до 10 таких наборов, уложенных в стопу со стальными пластинами в качестве разделителей. Давление (около тонны) создаётся ручным винтовым прижимом. «Сэндвич» прогревается до 120 °С, термоклей расплавляется и скрепляет листы пластика и ламината, после чего температура постепенно снижается. Благодаря небольшой площади нагрева устройству не требуется сложной системы контроля давления и температуры. Цикл «выпекания» 40 карточек занимает 20 минут. В спечённых заготовках пробиваются отверстия для точного позиционирования карт при вырубке на настольном электрическом тигельном прессе. По желанию заказчика на карточки наносится полоса для подписи, скретч-панель, эмбоссирование или голографическая наклейка. За смену на такой технологической линии изготавливается до 800 карточек, но при наличии в макете больших заливок рекомендуется выдержка запечатанных листов в течение суток для полного высыхания краски.

Особенность метода — низкая стоимость расходных материалов и рентабельность сверхмалых тиражей. Цена комплекта пластика и ламината для изготовления одной карточки — 0,18 долл., себестоимость печати на офисном струйном принтере может оценить каждый. В ассортименте имеется ламинат, позволяющий получать карточки с тиснением под «лён», «дерево», «кожу удава» и др. Оригинальные решения пользуются популярностью у клиентов, заказывающих дисконтные и клубные карты. По словам представителя «АСК-ПРИНТ» Александра Сальникова, самые интересные по рентабельности заказы — 10–1000 шт. полноцветных карточек, а самый крупный выполненный — 8000 шт. Цифровая технология даёт возможность производить графическую персонализацию (печатать номера, логины, пароли, штрих-коды, ФИО) в момент печати, снижая себестоимость продукции. При качестве, сравнимом с офсетной печатью, клиенты ценят возможность получить пробный отпечаток для оценки цветопередачи в течение нескольких минут.

Французская компания MGI выпускает ЦПМ Plasticard (около 70 000 евро), печатающую на полиэфирных и ПВХ-материалах толщиной до 0,4 мм. Как видно из названия, основное предназначение устройства — производство пластиковых карт. Предлагаемое решение состоит в печати лица и оборота на отдельных листах пластика формата А3+ толщиной 0,3 мм, с последующим спеканием с листами ламината и вырубкой. Ранее обладатели были вынуждены выполнять ламинирование на стороне, так как оборудования с адекватной производительностью не существовало. Недавно компания представила специализированный термопресс Presscard (около 53 500 евро). Этот компактный аппарат может спекать «сэндвичи» размером до 330х482 мм и позволяет выпускать до 1400 карточек в час. Несмотря на относительно небольшие размеры (950х1610х802 мм), он оборудован системой водяного охлаждения и развивает давление до 16 МПа. Так как разрешение печати принтера, ни много, ни мало — 2400 dpi, и, по имеющимся данным, позволяет воспроизводить линеатуру до 200 lpi, а производительность в цветном/монохромном режимах 380/1440 листов А3+ в час, эта технология сочетает оперативность цифровой и качество офсетной печати.

Самая массовая на сегодня технология изготовления пластиковых карт — офсетная печать. Заметная их доля, включая предоплатные карты телекоммуникационных компаний и общественного транспорта, в последнее время стала «бумажной» (это связано с требованиями снижения себестоимости и коротким сроком эксплуатации — активировал и выбросил). Мы же рассмотрим сектор офсетной печати, остающийся верным пластику — сложному и незаменимому. Специфика запечатываемого материала выдвигает несколько конструктивных требований. В первую очередь — способность печатать красками УФ-отверждения, более агрессивными по отношению к деталям машины. В принципе, можно печатать и фолиевыми красками, но, т. к. пластиковая карточка — престижное изделие, которое рассматривают с близкого расстояния, этот вариант практически не встречается.

Кроме мощной УФ-сушки, на офсетные машины устанавливаются специальные валы, стойкие к УФ-краскам, заменяются все резиновые части, контактирующие с химией. Некоторые производители оборудуют машины удлинённым выкладом и дополнительной УФ-сушкой на выходе для наилучшего высыхания краски.

Термопресс компании MGI

Офсетные машины для печати по пластику делятся на две категории — специализированные малоформатные печатные, печатающие на невпитывающих материалах толщиной до 1,5 мм, и традиционные формата А2 и А3, оборудованные УФ-сушками и усовершенствованным устройством приёмки. В связи с тем, что «большие» машины имеют недостаточную максимальную толщину запечатываемого материала, обе стороны карточек печатаются на отдельных листах «сырого» пластика и затем спекаются «спина к спине».

Многие типографии, оказывающие такие услуги, начинали с печати на цифровых машинах и сублимационных принтерах. Развитие клиентской базы и появление существенной доли заказов на средние и крупные тиражи (от 1000 полноцветных карточек) заставили задуматься о технологиях высокого уровня. Есть и другие примеры. По словам учредителя АРиП «Товарищ» Дмитрия Ермака, после оценки рынка полиграфических услуг с точки зрения инвестиционной привлекательности было принято решение приобрести специализированное оборудование для печати пластиковых карт. Этот рынок и ныне остаётся менее заполненным в сравнении с аналогичным по капиталовложениям сектором «бумажной» полиграфии. Стоимость однокрасочной малоформатной офсетной машины Plextor производства японской компании Shinano Kenshi — около 50 тыс. долл. Теоретически она способна работать с листами 16,5х22,5 см, печатая одновременно 4 карточки, но основная часть заказов печатается на заготовках 54х86 мм — тогда дорогостоящие тигельные прессы и соответствующий технологический участок не нужны. Минимальный формат запечатки устраняет проблемы с приводкой, ведь машина не имеет стола равнения. Красочный аппарат работает в щадящем режиме, обеспечивая более равномерный раскат, заметно снижается расход материала на приладках. Ирина Джатиева из «GMP-Русском» обратила внимание на возможность использования окрашенных в массе пластиковых заготовок. Особенно интересного эффекта можно добиться на карточках металлических цветов — даже триадные краски выглядят на них, как металликовые.

При работе с минимальным форматом материала содержание собственного формного участка необязательно, фотовывода — нецелесообразно. Изготовление монометаллических форм можно производить на стороне, благо на пластине формата А4 размещается полный комплект форм для триадной печати. После печати тиража формы сохраняются в архиве, дисконтные и рекламные карты зачастую заказываются повторно. Теоретически возможно использование полиэфирных и бумажных офсетных форм, но пластиковая крошка, встречающаяся на заготовках, может повредить непрочный материал.

Печать производится в несколько проходов красками УФ-отверждения, для защиты карточка покрывается УФ-лаком с глянцевой или матовой поверхностью. Самыми подходящими для печати на пластиковых картах Дмитрий Ермак назвал расходные материалы фирм Toko и Tanzor France.

Ещё одна особенность технологии — небольшое искажение цветопередачи. Пластик изменяет цвет положенной на него краски, что вызывает сложности при печати заказных цветов. Проблема усложняется из-за невозможности получения цветопробного отпечатка на пластике и отсутствия на заготовке места для контрольных шкал и приводочных крестов. Когда речь идёт о корпоративных цветах, единственная надежда на мастерство и опыт печатника, который должен корректировать цветопередачу во время приладки, подмешивая краску непосредственно в красочном ящике. По словам Ермака, опыт показал, что оператора для машины такого типа куда легче обучить «с нуля», чем «перевоспитать» после длительной работы на традиционных офсетных машинах.

Большая часть тиражей, изготавливаемая «Товарищем», — 1–15 тыс. экз., но встречаются и крупные заказы до 100 тыс. карточек. Приладка, в зависимости от сложности макета, занимает от нескольких минут до часов, в случае сложной подгонки цветов.

Сейчас предприятие оснащено двумя малоформатными офсетными машинами марки Plextor: однокрасочной ARX и двухкрасочной Link 2, сублимационными принтерами CIM, собственным формным участком, полным комплексом оборудования по послепечатной обработке и персонализации. Есть планы дальнейшего расширения производства.

В малоформатной офсетной машине Plextor ARX карточки подаются длинной стороной

Компания «Бэтта Альянс» начинала деятельность как рекламное агентство, размещая заказы у партнёров-производителей. В сложившемся за несколько лет портфеле заказов существенную часть составляли всевозможные пластиковые карточки, поэтому, когда встал вопрос о начале собственного производства, выбор пал именно на этот вид деятельности. Для начала были приобретены несколько сублимационных принтеров, привлёкшие новых клиентов, затем малоформатная офсетная машина. Увеличение доли средних и крупных заказов, а также необходимость снижения цены подтолкнули руководство к освоению печати офсетным способом по «сырому пластику». Специально купленная однокрасочная машина формата А3 была оснащена комплектом валов, стойких к УФ-краскам и смывкам, были заменены все резиновые прокладки и манжеты в красочных аппаратах.

По мнению специалистов, занимающихся такого рода модернизацией, после переделки машина сохраняет способность печатать по бумаге и картону, хотя это и нецелесообразно. Из-за того, что УФ-краски в 1,5-2 раза дороже традиционных, а сушки потребляют немалую мощность, рентабельность при выпуске бумажной продукции существенно снижается. Простая замена краски нерациональна из-за ряда проблем (например, плохого высыхания УФ-краски на воздухе). Минимальные остатки в красочном аппарате влияют на свойства обычной краски. Полная замена валов, даже с учётом того, что после перепрофилирования машины комплект обычно остаётся на память владельцу, — операция хлопотная. Покупка среднеформатной офсетной машины для печати по пластику подразумевает полную её загрузку заказами одного вида, поэтому большинство таких машин в России имеют одну печатную секцию.

Подтверждая общую тенденцию, директор «Бэтта Альянс» Игорь Лопатин считает самыми интересными заказами малые и средние. Для среднеформатной машины это тиражи 3–10 тыс. шт. Поэтому особую роль в успехе бизнеса играет гибкость и отлаженность процесса, способность быстро и с минимальным браком переходить с тиража на тираж.

Среди технологических преимуществ среднеформатных машин перед малоформатными Игорь Лопатин назвал развитый красочный аппарат, дающий более насыщенный и стабильный цвет, а также то, что аналогичный по длине тираж, при печати на среднеформатной машине, умещается на меньшем количестве листов (на формате А3 — 21 карточка), из-за чего машина делает меньшее количество оттисков. Следовательно, даже при равной стабильности красочных аппаратов уход цвета во время печати на среднеформатной машине будет гораздо меньше. При максимальных требованиях к передаче цвета этот фактор определяет выбор способа печати, несмотря на повышение цены.

Офсетная машина тайваньского производства CF-785 (18 950 долл., без сушки) существует только в однокрасочном варианте

Иная ситуация в регионах, где финансовые возможности частных компаний ограничены. Краснодарская компания «РусКарт» имеет годовой опыт работы на малоформатной офсетной машине китайского производства Cron CCP01N (9900 долл. без сушки). По словам представителя фирмы Андрея Лиханова, для коммерческой эксплуатации потребовалась доводка системы подачи, произведённая собственными силами. Без этого достичь приемлемого совмещения при последовательных прогонах было проблематично. После года работы нарушилась геометрия валиков, но они тоже были восстановлены своими силами. Сегодня машина печатает до 400 тыс. полноцветных лакированных карточек в месяц цветностью 6+2. Зачастую пакет состоит всего из двух заказов по 200 тыс. карточек, размещаемых телекоммуникационными компаниями. Для повышения производительности карточки печатаются на листах пластика формата 20х25 см, по 4 шт. Это позволяет размещать на макете приводочные кресты и контрольные шкалы. Офсетная резина меняется раз в месяц, в качестве поставщика химии и краски выбрана компания Akzo Nobel.

Характерное явление — совмещение компаниями функций поставщиков специализированного оборудования и производителей пластиковых карт, что практически не встречается в секторе традиционной полиграфии. Многие объясняют это необходимостью наглядного представления клиентам производственного процесса при продаже оборудования. А иногда дело в продаже техники через посредников, ориентирующихся в производственных аспектах. На наш взгляд, такой подход свидетельствует о не насыщенности рынка услуг, что позволяет поставщикам оборудования без риска отвлекать ресурсы от основной деятельности.

Редакция благодарит за помощь в написании статьи компании «GMP-Русском», KBA, Supplylend, «Апостроф-Принт», «АСК-ПРИНТ», «Бэтта Альянс», «ИВК Системс», «ИРМ-1», «РусКарт» (г. Краснодар), АРиП «Товарищ».


Бывают полосатые

Магнитные полосы получили широкое распространение в 70-х годах прошлого века. Они монтируются на бумажные и пластиковые карточки для записи и считывания информации в системах контроля доступа, идентификации и, естественно, в кредитно-банковской системе. В последнее время во многих областях магнитные полосы вытесняются электронными чипами и штрих-кодами, благодаря большей информационной ёмкости последних.

По физическим свойствам и сфере применения магнитные полосы делятся на два типа: высококоэрцетивные (HiCo) и низкокоэрцетивные (LoCo). Первые устойчивы к воздействию магнитных полей, для их записи требуется высокая энергия, что определяет и сравнительную дороговизну. Легко отличимые по чёрному цвету полоски применяются в картах ежедневного использования, а также, если это определено специальными требованиями. В США они обязательны для кредитных карт и водительских удостоверений.

Полоски типа LoCo имеют коричневый цвет, менее защищены, но зато проще и быстрее перезаписываются. Их сфера — карты периодического использования или ограниченного срока действия (для метро). Устройства считывания информации чаще бывают универсальными и не распознают тип магнитной полосы.

Покупая устройство программирования, необходимо помнить, что наряду с традиционным нижним расположением магнитной полосы кое-где применяется и верхнее, что требует другой конфигурации записывающей головки. Все программаторы работают в соответствии со стандартами ISO, но могут быть перенастроены под пользовательский формат кодировки. Это необходимо для защиты от подделок и повышения уровня безопасности. Перенастраивается и большинство считывающих устройств.

Магнитные полосы наносятся на пластик либо на этапе изготовления «болванок» методом горячего тиснения ферромагнитным порошком, либо при спекании (ламинировании) запечатанных офсетным способом листов пластика — тогда один из слоёв ламината представляет собой заготовку, с нанесёнными магнитными полосками. После ламинирования под высоким давлением они оказываются «вмонтированными» в тело карточки.


Вопросы защиты

Иногда на отпечатанные карточки наносят прозрачный слой, защищающий поверхность от царапин, краски от выцветания и, по необходимости, предотвращающий внесение исправлений в информацию на карточке. Есть покрытия, предохраняющие от подделки и копирования. Проще всего УФ-лакирование при печати на малоформатных офсетных машинах, дающее глянцевую или матовую поверхность. Изображение защищено от истирания, но может выцветать от воздуха и света. Естественно, лак плохо переносит контакт с металлическими предметами, со временем неизбежно появятся царапины. Метод не рекомендуется применять для карточек длительного срока службы.

Надёжную защиту от механических и химических воздействий обеспечивает ламинирование или припрессовка под давлением прозрачного пластика. Такая схема чаще применяется при отделке карточек, отпечатанных на среднеформатных машинах по «сырому» пластику. Для ламинирования употребляют специализированные прессы, спекающие многослойный «бутерброд» при температуре 160 °С и давлении до 20 т. Цикл заканчивается быстрым охлаждением. Работа с листами формата 40х60 см и более требует точного контроля температуры и силы прижима, поэтому стоимость устройств — сотни тысяч долларов.

Некоторые модели сублимационных принтеров верхнего ценового диапазона могут наносить защитный слой. Тогда наряду с участками краски на ленте имеются участки ламината. В продаже есть отдельные ламинирующие картриджи для сублимационной печати. Обычно сублимационная ламинация существенно поднимает себестоимость карточки (ламинирующий картридж для принтера CiMage К500С Optima на 100 отпечатков стоит 45 долл.).

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Больше порядка

Ежедневники выпускают специализированные компании, книжные издательства, блогеры и даже музеи.

Текстильная печать: итоги, тренды, планы

В начале нового года принято подводить итоги прошедшего и строить планы на будущее. Publish решил узнать, как прошёл 2023 год и какие планы на 2024-й у руководителей компаний, занимающихся цифровой текстильной печатью, и задал им несколько вопросов.

Выставка UPAKEXPO

Международная специализированная выставка упаковочного оборудования и готовых упаковочных решений под этим названием проводится впервые, хотя это всё та же знакомая нам upakovka. Ключевая идея UPAKEXPO — обмен профессиональным опытом и информацией по основным темам упаковочной отрасли. Ниже вы найдёте список экспонентов, которых мы отобрали как наиболее интересных для наших читателей.

Как дела у РПК?

Рекламно-производственные компании в 2023 году и анализ результатов их деятельности.

Дизайнерская бумага: рыночные вызовы и тренды

Фактически два года российская экономика находится в условиях беспрецедентно жёстких экономических санкций, которые затронули каждую сферу производства, в том числе такую, казалось бы, малозначимую область, как печать рекламной продукции на дизайнерской бумаге. Для некоторого числа типографий сокращение объёмов импорта материалов вызвало определённые проблемы, но прошёл значительный отрезок времени, и ситуация стала проясняться.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 22