2002.11.12, Автор: Марсель Шарифуллин2145 прочтений

Что впереди?

Теги: Последняя страница Publish

Россия, августовский кризис 1998 года... Как ни странно, но именно тогда наряду с множеством негативных явлений, поразивших нашу страну (взлет цен, безработица, банкротство крупных финансовых структур), был заложен фундамент последующего роста.

Марсель ШарифуллинРоссия, августовский кризис 1998 года… Как ни странно, но именно тогда наряду с множеством негативных явлений, поразивших нашу страну (взлет цен, безработица, банкротство крупных финансовых структур), был заложен фундамент последующего роста.
Диаграмма темпов роста производства в различных отраслях промышленности России (данные за 2001 год).

Впервые за долгие годы перестройки промышленность России стала подавать признаки жизни. Начали подниматься и полиграфические предприятия. У некоторых (например, упаковочной направленности) выстроились очереди заказчиков, повернувших свои заграничные заказы в сторону отечественных предприятий. Другие, занимающиеся традиционной полиграфией, периодикой и рекламно-представительской продукцией, пребывали в спячке подольше. Но и они максимум через полгода вернулись к своим прежним объемам. Средства, аккумулировавшиеся прежде в более выгодной банковско-финансовой сфере, пошли в промышленность, в т. ч. и полиграфическую. Уже с середины 1999 г. начался устойчивый рост в экономике страны и полиграфической отрасли России. Пик подъема полиграфии пришелся на 2001 г., когда по общему показателю роста — 25% — отрасль вышла на второе место среди всех видов промышленности, пропустив вперед только микробиологию (см. диаграмму). Этот период можно назвать поистине «золотым» для нашей отрасли: появилось множество новых предприятий, существующие в несколько раз увеличили свои активы. В стране было установлено огромное количество нового оборудования, заработали прогрессивные финансовые схемы, кредитование, лизинг. Практически все сферы полиграфического производства демонстрировали уверенный рост.

Информация к размышлению

Однако статистика за первое полугодие текущего года уже заставляет задуматься. Полиграфическая отрасль хоть и не далеко отошла от пьедестала (4-е место среди всех видов промышленности), но цифры значительно уменьшились. В 2002 г. общий рост составил 5-6%, что почти в 5 (!) раз ниже прошлогодних темпов. Можно сказать, что подобное замедление характеризует стабилизацию отрасли, но скептики видят в нем признаки нового кризиса. Не думаю, что нас ждет новое потрясение, очередное 17 августа, однако перемена рыночной ситуации в худшую сторону не исключена.

В чем причины такого относительного спада? Дело, конечно, не только в ужесточении требований к качеству продукции или учащении случаев демпинга цен на конкурентном рынке (хотя и это внесло свой вклад). Наиболее явная причина — это несовершенное налоговое и таможенное законодательство, связанное с полиграфическим производством. Не лучшим образом на развитии отрасли сказалась отмена льгот на производство книжной продукции. Таможенная политика государства вообще не поддается логике. Факт, что большинство расходных материалов и почти вся мелованная бумага импортируются из заграницы. Чтобы ввести сырье, российским полиграфистам приходится платить 15% в виде пошлин. Кроме того, дополнительные 25% в виде таможенных сборов и налогов они платят при покупке современного оборудования. И речь идет о продукции, которая не производится в России, поэтому спасение отечественного машиностроения здесь не при чем. А ввозимая продукция западных полиграфистов либо совсем освобождена от налогов (если речь идет о ввозе журналов, каталогов, книг и другой продукции образовательного характера), либо сборы составляют минимальный уровень, например, 5% за этикеточную продукцию. Вывод западные типографии изначально имеют фору в себестоимости порядка 30%.

Борьба за «живучесть»

Что в сложившихся условиях руководство типографий действительно может сделать для укрепления эффективности и устойчивости работы предприятий?

Как показывает мировой опыт, при жесткой конкуренции и снижении цен на продукцию хорошие результаты дает диверсификация производства. Иными словами, необходимо осваивать новые направления деятельности. Если в типографии стоит рулонная машина, надо рассмотреть возможность печати не только газет, но и книжно-журнальной продукции. Если листовая машина загружена печатью больших тиражей этикетки — проработать вопрос выполнения более выгодных рекламных заказов и периодики. Для этого, возможно, придется модернизировать машину, приобрести дополнительное оборудование. В плюсе при таком подходе — спад в одном из направлений деятельности фирмы компенсируется за счет других, помогающих пережить трудные времена.

С другой стороны, надо более профессионально подходить к выпуску своей основной продукции, специализировать производство. В условиях жесткой конкуренции лучшую «живучесть» демонстрируют развитые крупные типографии, оснащенные высокопроизводительным, автоматизированным оборудованием. Например, при печати этикеток средними тиражами никакая однокрасочная машина не сможет на равных конкурировать с четырехкрасочной. Цифровые машины начнут проигрывать традиционному офсету даже при печати оперативной продукции, не говоря уже о других работах (заказчики могут жертвовать временем в пользу цены). А машина с традиционным чехловым увлажнением или примитивным автоматом равнения будет бессильна в борьбе с современным оборудованием. Соответственно, надо выстраивать парк оборудования, ориентируясь не только на его производительность или формат, но, в первую очередь, на эффективность выпуска основных видов продукции.

Относительно цены хотелось бы сделать еще одно замечание. Конечно, современная машина способна приносить больше выгоды хозяину, а раскрученная марка способна привлекать новых заказчиков. Но оборудование, взятое в кредит или лизинг, не в полной мере является собственностью типографии, при прекращении выплат банк может арестовать или отобрать его. В этом плане, возможно, стоит пожертвовать дополнительной автоматизацией или рассмотреть более доступное по цене оборудование с подобными техническими характеристиками от других производителей.

Для каждого предприятия эффективны определенные пути повышения живучести. Специализация и диверсификация могут проводиться одновременно, если у типографии несколько основных направлений работы, и в каждом она стремится стать лучшей.

Российская специфика

Если говорить о тенденциях развития полиграфии в мире, то западные рецепты не всегда применимы в российских условиях. В последние годы там популярна цифровая печать. Когда среди американских полиграфистов провели опрос, какой они видят свою типографию в 2020 г., почти половина ответила, что цифровой. Недаром почти каждый серьезный производитель офсетного печатного оборудования в мире (Heidelberg, KBA, Roland, Ryobi, Sakurai и др.) отметился в этой сфере. Но в России цифровые машины пока не вселяют в своих владельцев чувства спокойствия и превосходства над конкурентами. Вероятнее всего, главная причина кроется в высокой себестоимости «цифровой» печатной продукции, в несколько раз большей аналогичной «офсетной».

Другая западная тенденция — повсеместное распространение технологии Computer-to-Plate (CtP) — также пока не укоренилась в российской действительности. На сегодняшний день объем пластин, выпускаемых в мире для установок СtР, составляет 18% от общей их массы. Ожидается, что к 2006 г. доля увеличится уже до 40%. Пока же объем продаж фотонаборных автоматов (ФНА) в мире в 2001 г. сократился в среднем на 30% и продолжает падать быстрыми темпами. В России установки СtР можно пересчитать по пальцам. Но в отличие от цифровых машин здесь вероятность прогресса в будущем значительно выше. Во-первых, постоянно появляются новые бренды с лучшими техническими характеристиками и более привлекательной ценой, во-вторых, стремительно падает стоимость СtР-пластин, в-третьих, польза от оперативности и стабильности качества продукции оправдывает большую цену нового оборудования в сравнении с традиционным формным участком на базе ФНА.

Российский рынок, несмотря на все свои особенности, имеет большой потенциал. Однако то, как будут развиваться и жить наши типографии, во многом зависит не только от внешних условий, но и от руководителей — их предвидения и своевременной реакции на изменяющуюся ситуацию.

Об авторе: Марсель Шарифуллин, главный технический эксперт компании «Апостроф».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Что в имени тебе моём?

    В этот раз считаем распространённый заказ — буклеты А4 формата в готовом формате, 6 полос. Запрос такой: Буклет 21x30 см в готовом виде, 63x30 см в развороте, 4+4, бумага — мелованная, 200 г/м2, 2 параллельных сгиба до формата 21x30 см. Тираж — 200 и 500 экз. Просьба указать сроки и способ печати.

     

  • Конкурентный офсет

    Ко мне обратился знакомый художник. Он хочет напечатать небольшой каталог своих работ. Параметров получилось много: 2 вида бумаги и 3 тиража. Клиент далёк от полиграфии и сразу определить точные данные ему сложно. Считаем: Каталог 21x21 см, 24 полосы, 4+4, бумага 2 варианта: все на 170 г/м2 и все на 200 г/м2, 2 скобы, тираж 100 экз., 200 экз. и 500 экз. Будут готовые макеты.

     

  • Сложная сумма простых слагаемых

    На этот раз мы решили посчитать готовый промонабор. Точно такой же, как найденный недавно главным редактором в его почтовом ящике. Набор включал три продукта: 1) конверт евро 4+0, без окон; 2) буклет А4, 4+4, матовая меловка 150 г/м2, фальцовка типа гармошка, карточка на двухстороннем скотче; 3) карта пластиковая, стандартная, 85х55 мм, 4+4, нумерация 4 знака на лице, вид нумерации на усмотрение производителя. Отгрузка: конверт отдельно, буклет с вклеенной картой. Тираж 200, 500 или 1000 экз. Будут готовые макеты.

     

  • Предвыборный набор

    18 марта 2018 г. состоятся выборы Президента России. Это хороший повод, чтобы посчитать печать предвыборного набора:

    1) Афиша А3, 115 гр/м2, 4+0, 1000 экз.

    2) Листовка А4, офсет 80 гр, 4+4, 5000 экз.

    3) Брошюра А5, 16 полос, 4+4, 115 гр/м2, 5000 экз.

     

  • Переплёт всё доступнее

    Как меняется ситуация с печатью ч/б книг в твёрдом переплёте? Повторяем запрос (Publish № 4, 2016 г.; https://www.publish.ru/articles/201604_20013556): книга в твёрдом переплёте, формат А5, 192 полосы + обложка, блок 1+1 (чёрный), офсет 80 г/м2, обложка 4+0+глянцевая ламинация, форзацы без печати, тираж 100 и 500 экз. Есть готовый макет.

     

  • На память о главном: готовимся к Новому году

    Перед самым главным праздником — Новым годом — мы решили ещё раз повторить запрос на открытки (Publish № 12, 2016, http://www.publish.ru/articles/201612_20013659), но решили сделать это на месяц раньше. Разве типографии не мечтают о заказчиках, которые делают всё загодя? Итак, наш запрос: открытка евроформата со сгибом, 20×20 см в развороте, 20×10 см в готовом виде, 1 биг, печать — 4+4, бумага — мелованная матовая 300 г/м2, тиражи — 300 и 500 экз.

     


comments powered by Disqus