2002.09.13, Автор: Елена Буларга2993 прочтений

Пришло время определить лишнее звено

Теги: Publish

Технология прямого экспонирования офсетных форм существует уже 10 лет и постоянно развивается. Имеет ли она реальные преимущества перед традиционным процессом или это дань моде?

Технология прямого экспонирования офсетных форм существует уже 10 лет и постоянно развивается. Имеет ли она реальные преимущества перед традиционным процессом или это дань моде?
Насколько это сложно и что для этого нужно?

Дискуссия о том, не пора ли переходить на технологию прямого вывода форм (Computer-to-Plate, CtP), то затихает, то разгорается с новой силой, особенно после зарубежных выставок. Обсуждение достоинств, недостатков и перспектив технологии продолжается постоянно. Уже несколько лет эта тема — одна из самых популярных в кругу российских полиграфистов.

Перспективность технологии CtP очевидна и подтверждается ее массовым развитием в Америке и Западной Европе. У нас переход на прямое экспонирование форм происходит не так быстро и не в таких масштабах. Причин несколько. Главными принято считать высокую стоимость оборудования и материалов, а также то, что для действующих типографий CtP не является предметом первой необходимости — пока вполне можно работать старым проверенным способом.

На мой взгляд, дело все-таки не в этом. Переход на CtP — это не просто замена фотонабора на устройство прямого вывода форм. Это совершенно новый подход к технологии допечатной подготовки, требующий других знаний, другой организации производственного процесса, другого построения взаимоотношений с заказчиками.

За что же мы так любим пленку?

Использование пленки и ручного монтажа было логично, когда для обработки текста и изображений применялась разная технология и разное оборудование. Текст выводился фотонабором, для иллюстраций привлекались фоторепродукционные камеры со светофильтрами, а растрирование производилось проекционными или контактными растрами. Пленка тогда действительно была единственным материалом, на котором все это можно было объединить.

Esko-Graphics Imagemaker B1 CtP
В 80-е годы прошлого века одновременно с появлением сканеров, растровых процессоров и специальных программ, способных переводить изображение в цифру и объединять его с текстом в едином файле, возникла идея: «А почему бы не переносить эту информацию сразу на формный материал, минуя процессы экспонирования пленки, монтажа и копирования?» Но это требовало разработки и развития связанных технологий — мощных лазерных экспонирующих систем, специальных формных материалов, цифровой цветопробы…

Первой реализацией принципа CtP можно считать фотовыводные устройства, на которых вместо пленки экспонировался полиэфирный формный материал. Пионерами в разработке CtP для прямого экспонирования металлических форм стали фирмы Creo, Gerber, Krause, Lithotech, Lu..scher. Информация о разработках и инсталляциях начала появляться с 1990 г., а первое массовое представление технологии и оборудования CtP произошло на выставке Drupa в 1995 г. Тогда это действительно было ново, эксклюзивно и дорого. И создавалось впечатление, что технология еще «сырая» и требует доработки.

Creo Lotem 800V
За прошедшие 7 лет технология и оборудование CtP значительно усовершенствовались и перестали быть эксклюзивными. Практически все производители фотовыводного оборудования предлагают устройства для прямого экспонирования металлических форм. От простых, с ручной загрузкой формного материала, до полностью автоматизированных систем, практически не требующих физического участия оператора. Стоимость оборудования, по сравнению с 1996 г. снизилась в два с лишним раза. Нет проблем и с формными пластинами. Теперь уже не нужно заказывать их за 2-3 месяца вперед. Большинство CtP-систем не требует привязки к определенному типу форм. В связи с массовым спросом пластины для CtP теперь выпускаются как стандартный продукт. Конкуренция заставляет производителей снижать цены и предлагать более выгодные условия сотрудничества. Разница в себестоимости изготовления традиционных и цифровых форм также ощутимо снизилась. Стоимость CtP-пластины сегодня соизмерима с традиционной, в комплекте с пленкой.

Экономическая эффективность

Себестоимость — понятие субъективное (считать ведь можно по-разному) и содержит множество переменных. Но если сравнить традиционный процесс и прямое экспонирование форм, то для CtP вполне очевидна экономия за счет снижения затрат на зарплату, амортизацию оборудования, эксплуатацию производственных площадей, а также сокращения времени на изготовление форм. Высокая точность и программируемость технологии снижают технические отходы бумаги и расход краски (важных статей в общей себестоимости продукции), а выпуск тиражей увеличивается за счет уменьшения времени приладочных работ. К экономическому аспекту отнесем и улучшение качества конечной продукции. В общем, в условиях конкурентной борьбы технологические преимущества CtP — весомый аргумент.

О технологических преимуществах

Неоспоримые достоинства CtP перед традиционной технологией — лучшее качество изображения, высокая точность совмещения красок, снижение трудоемкости и увеличение производительности. Рассмотрим, за счет чего же это достигается.

  1. Прямая запись дает оригинальное изображение, а копирование - это копия по определению.
  2. Качество и точность воспроизведения изображения на CtP-формах значительно выше, чем на аналоговых. Имеется в виду, что качество сравнивается именно на формах - аналоговых и цифровых. Современное фотонаборное оборудование на "хорошей" пленке обеспечивает отличное качество. Но изображение с пленки на пластину нужно копировать! При копировании аналоговой формы УФ-излучение, прежде чем достичь копировального слоя, проходит через несколько слоев: стекло копировальной рамы, монтажную основу (в случае использования смонтированных фотоформ), основу пленки. Свет рассеивается в каждом слое, преломляется на границах слоев, прозрачных и непрозрачных участков пленки, частично проходит через фотоэмульсию низкой плотности (ореолы). Копируемое изображение при этом искажается.

    Величина искажений зависит от степени засветки: при точном воспроизведении светов плохо прорабатываются тени; при хорошей проработке теней мелкие точки в светах засвечиваются. Правильный режим экспонирования является компромиссом, при котором выполняются следующие условия: точки в высоких светах не должны исчезать, тени должны хорошо прорабатываться, «лишнее» изображение (пыль, края пленки) не должно копироваться. В идеале для выполнения каждого из них режимы должны быть разными, но раз это невозможно, приходится чем-то жертвовать и выбирать нечто среднее. Для контроля копировального процесса используются специальные шкалы (например, UGRA Plate Control Wedge 1982), по которым можно подобрать режимы воспроизведения по мелким точкам и микролиниям 1:1, но при этом также 1:1 воспроизведутся пыль, царапины, края пленки, следы липкой ленты. Лишнее изображение с пробельных участков убирается корректурой. А с растровых? Для «закопирования» постороннего изображения используют экспонирование через рассеивающую пленку. Лишнее изображение не воспроизводится, но теряется и часть нужного.

    А если подбирать режимы копирования по мелким точкам (светам изображения), то негативные точки в тенях (пробелы) могут не полностью «открываться» возникнут потери. Фирма UGRA рекомендует для стандартизированного копирования форм выбирать время экспонирования так, чтобы минимально воспроизводимым полем микролиний было поле с разрешением на четыре микрона больше, чем оптимальное разрешение печатной формы. Согласно исследованиям UGRA и FOGRA, при таком смещении площади точек растра в средних тонах при позитивном копировании уменьшаются на 2-4%. Это при идеальных условиях, если фотоформы по показателю ореола соответствуют нормам (ореол не выше 1/40 линиатуры растра), а на практике искажения могут быть и больше. При прямом экспонировании форм таких проблем нет. Лазерный луч записывает на пластину точки именно того размера, какой нужен по всему диапазону градации (в соответствии с выбранной линиатурой и разрешением форм). При печати с CtP-форм получаются объемные реалистичные изображения с отличной проработкой деталей и в светах, и в полутонах, и в тенях.

  3. Разрешающая способность CtP-форм, предназначенных для коммерческой печати (термальных и серебросодержащих), выше, чем у традиционных.
  4. Точная калибровка градационной передачи, учитывающая погрешности печатного оборудования и искажения, обусловленные качеством бумаги. В принципе, это условно возможно при традиционной технологии и реализуется через уменьшение размеров растровых точек на пленке. Но процесс копирования вносит значительные искажения, особенно в светах.
  5. Эффективное использование высоких линиатур и частотно-модулированного (стохастического) растрирования. При традиционной технологии на пленке отлично воспроизводится и высокая линиатура, и стохастика (лучше, чем на CtP-форме), но при копировании происходят потери, о которых говорилось выше.
  6. Полное исключение таких проблем, как "неприжимы", возникающие при копировании из-за неплотного прижима фотоформ к поверхности копировального слоя, вызванного образованием пузырей воздуха, заломов пленки или попаданием соринок.
  7. Совсем не требуется корректура формы.
  8. Исключение проблем, связанных с неравномерной оптической плотностью фотоформ, ореольностью, вуалью.
  9. использовании встроенной системы перфорации пробивка штифтовых отверстий на формах производится с очень высокой точностью. Благодаря этому формы намного точнее "садятся" и практически не требуют регулировки совмещения при проведении приладочных работ. Такая точность значительно сокращает время подготовительных работ и технические отходы бумаги на приладку.
  10. Исключение проблем несовмещения, вызванных неточностью монтажа.
  11. Автоматическая настройка красочного аппарата печатной машины по анализу степени заполнения формы экономит бумагу и краску.
  12. Улучшение экологии предприятия. Проявитель и фиксаж для обработки пленки (и сама пленка) становятся ненужными, остаются только проявитель для пластин и гуммирующий раствор. Некоторые CtP-пластины (например, аблативные) вообще не требуют никакой химии.
  13. За счет снижения времени процесса изготовления форм и приладочных работ увеличивается объем производимой продукции.
  14. Сокращается численность задействованного персонала, сводятся к минимуму влияние человеческого фактора и риск возникновения ошибок, т. к. большинство рабочих операций выполняется автоматически.

О качестве и его контроле

Прямое экспонирование форм из файла избавляет от проблем с экспонированием и обработкой пленки, монтажом и копированием, но совсем не освобождает от необходимости контроля качества. Цена ошибки здесь очень высока. Из этого следует, что правильная организация контроля — один из основополагающих этапов при переходе на CtP.

AGFA Xcalibur 45
Очевидно, что подход к контролю качества должен быть системным, включающим тестирование и калибровку оборудования, контроль всех стадий «предвыводной» подготовки, предварительное согласование технологических требований с заказчиком. Любую проблему всегда легче и дешевле предупредить, чем исправлять ее последствия.

Если обработку изображений и верстку публикаций заказчики выполняют сами, то весьма разумно научить их, как это делать правильно, а также обеспечить «правильными» профилями цветокалибровки и PPD-файлами.

Переход всего процесса допечатной подготовки на цифру дает отличные возможности эту цифру определять, контролировать и корректировать. О точности и калибруемости CtP-процесса уже говорилось выше. А имея высокую точность на одном этапе, не откалибровать все остальные было бы просто нелогично.

Офсетная печать — сложный процесс, на результаты которого, кроме качества печатных форм, влияет множество других факторов: состояние печатной машины, качество бумаги, краски, увлажняющего раствора,

резинотканевого полотна, климатические условия в цехе, квалификация персонала. Внедрение в производство технологии CtP, конечно, не решит проблем качества печати, если не налажен сам процесс. Для проверки и настройки оборудования существуют специальные методики тестирования, по которым можно проконтролировать точность и эффективность работы основных узлов машины, оценить качество печати по основным технологическим показателям: стабильность и равномерность наката краски по направлению печати и зонам подачи, величину растискивания, величину и направление скольжения, двоение, контраст печати, переход краски на краску, точность их совмещения, точность фальцовки и рубки (для рулонных машин). Точность и стабильность работы печатной машины оценивается по результатам статистической обработки выборки из контрольного тиража отпечатанного с тестовых форм.

Любая печатная машина, по большому счету, является прессом и всегда искажает (растискивает) изображение. Величина растискивания зависит от линиатуры растра и бумаги, на которой производится печать, и отличается на разных секциях машины. Если ее точно определить, то калибровка CtP позволяет уменьшить размер растровых точек на форме и получить точную градационную передачу изображения на оттиске. Для измерения растровых точек на форме можно использовать денситометры, оснащенные функцией поправочного коэффициента Юла—Нильсена. Но более точные результаты дают специально предназначенные для этих целей цифровые приборы — Centurfax (CCDot4), FAG (Vipplate 116), GretagMacbeth (iCPlate), Techkon (DMS 910).

Heidelberg Topsetter
Важное значение имеет и калибровка цвета. Все технические средства, участвующие в формировании изображения (сканеры, цифровые камеры, мониторы, устройства цветопробы, печатные машины), имеют специфические ограничения по передаче и воспроизведению цвета. Взаимодействуя, они могут приводить к значительным искажениям. Проблему решает сквозная калибровка, позволяющая описать цветовые пространства всех устройств в виде профилей и, если не нейтрализовать полностью, то хотя бы свести к минимуму искажение цвета. Для проведения сквозной калибровки есть специальное измерительное оборудование — спектрофотометры и калибраторы мониторов (его предлагают фирмы FAG, GretagMacbeth, Techkon, X-Rite и др.), а также специальные программы для построения ICC-профилей (AGFA ColorTune, Creo Profile Wizard, GretagMacbeth Profile Maker, Heidelberg Color Open, Monaco Profiler).

Сквозная калибровка согласует все процессы обработки, преобразования и воспроизведения цвета, но совершенно не заменяет профессионализма печатника, для которого оригиналом цвета является цветопроба. Поскольку CtP-процесс полностью цифровой, очевидно, что и цветопроба должна быть цифровой. Вопрос о том, может ли таковая моделировать и воспроизводить цвета аналогично печатной машине, вызывает даже больше споров, чем необходимость перехода на CtP. Но ведь и то, что аналоговая проба абсолютно точно моделирует цвет печатного оттиска, тоже вопрос спорный. В любом случае, и аналоговая, и цифровая проба дают приемлемые для контроля цвета результаты, только если процесс откалиброван.

Перед выводом файлов на печатную форму должна проводиться их обязательная проверка программными средствами и визуально. Последнее проводится по распечатке спуска и включает проверку его правильности, корректность воспроизведения шрифтов, совмещение лица и оборота, наличие шкал контроля печати, меток фальцовки и резки.

Оборудование и материалы

Оборудование для прямой записи изображения на офсетные пластины предлагают практически все производители фотонаборного оборудования — Agfa, Autologic, basysPrint, Creo, ECRM, Esko-Graphics, FujiFilm, Heidelberg, Jorg, Kodak Polychrome Graphics, Krause, Lithotech, Lu..scher, PrePRESS Solutions, PPI, Dainippon Screen и др.

Различают две основные области применения CtP для офсета — газетное производство и коммерческая печать.

Газетное производство

Основное требование к процессу допечатной подготовки и печати газет во все времена и при любых технологиях — оперативность. Поэтому технология CtP имеет здесь неоспоримые преимущества (см. табл. на стр. 46). Особенно если редакция и типография разделены территориально. CtP позволяет проводить редакционную подготовку, спуск полос, цветопробу и контроль спуска непосредственно в редакции. В типографию по каналам связи передаются готовые к выводу файлы. Сэкономленное время может использоваться для редакционной подготовки, где важна каждая дополнительная минута, особенно при выпуске ежедневных газет.

Главное отличие газетных CtP-систем — высокая производительность. К важным достоинствам относится не только высокая скорость экспонирования, но и быстрота выполнения процессов загрузки/выгрузки пластин, пробивки штифтовых отверстий, загибки клапанов, а также автоматизация процессов идентификации, складирования и транспортировки форм. Для этого используются устройства маркировки и распознавания штрих-кодов, роботизированные системы транспортировки, доставляющие формы непосредственно к печатным секциям машины.

Кроме явных преимуществ по скорости и производительности, технология прямого экспонирования форм для газетной печати еще и значительно улучшает качество. Для печати газет используются пористая бумага и жидкие краски, основанные на минеральных маслах. Закрепление краски происходит за счет впитывания. Естественно, растровые точки сильно искажаются. Поэтому традиционно для газетной печати применяют низкую линиатуру, растровая структура которой значительно искажает изображение. CtP-технология упрощает эту проблему. Калибровкой можно немного увеличивать линиатуру или использовать частотно-модулированное растрирование, при котором растровая структура менее различима.

Коммерческая печать

Главное требование коммерческой печати — высокое качество. Скорость и производительность не имеют такого значения, как в газетной печати, но тоже важны. Поэтому здесь предлагаются устройства с различной степенью автоматизации, характеризующиеся высокими показателями разрешения, точности и повторяемости (см. табл. на стр. 50).

Особенности конструкции

Экспонирующие системы и программы, которыми они оснащены, реализуют самые современные методы регулярного и частотно-модулированного растрирования.

По конструкции все системы CtP делятся на три типа:

Планшетные (планарные, плоскостные) — форма фиксируется на плоской подложке, запись производится перемещающейся экспонирующей головкой. Предлагаются в основном для газетного производства, но есть модели, которые производители рекомендуют и для коммерческой печати.

Устройства с внешним барабаном — форма располагается на наружной поверхности вращающегося цилиндра. Экспонирование производится системой лазеров, объединенных в линейную матрицу, перемещающуюся вдоль оси цилиндра. Для высокой точности записи CtP с внешним барабаном оснащаются системами автобалансировки барабана и динамической фокусировки. Обеспечивают высокие показатели разрешения и производительности, используются в различных устройствах CtP.

Устройства с внутренним барабаном — форма располагается на внутренней поверхности неподвижного цилиндра. Экспонирование производится лучом лазера, который передается на поверхность пластины через вращающуюся призму. Производительность зависит от выбранного разрешения и скорости вращения призмы. Чем выше разрешение, тем меньше размер пятна лазера, соответственно, ниже производительность. Для газетного производства предлагаются высокопроизводительные системы. СtP-устройства для коммерческой печати характеризуются высокими показателями разрешения, но невысокой производительностью.

Нетрадиционную конструкцию, сочетающую в себе преимущества CtP с внутренним и внешним барабаном, предлагает фирма Lu..scher (Xpose!). Форма закрепляется внутри неподвижного цилиндра. Экспонирование осуществляется вращающейся головкой, состоящей из 64 ИК-лазерных диодов, находящихся в барабане в центре цилиндра.

Запись изображения в большинстве CtP производится лазерными источниками излучения на соответствующие их спектральному составу светочувствительные слои формных пластин. Наибольшее распространение получили:

инфракрасный лазерный диод с длиной волны 830 нм;
инфракрасный лазер YAG (1064 нм);
зеленый лазер FD YAG (532 нм);
фиолетовый лазер (400-410 нм).

Некоторые устройства оснащаются УФ-ламповыми источниками (360–450 нм), синим аргоновым лазером (488 нм), красным гелий-неоновым лазером (633 нм) и красным лазерным диодом (650 нм).

Устройства, оснащенные УФ-источниками излучения, предназначены для работы с традиционными формными пластинами, но пока предлагаются преимущественно для газетной печати. Производители, правда, позиционируют их как оборудование для коммерческой печати, но у многих специалистов имеются сомнения по поводу качества, которое они обеспечивают.

Для точной приводки и совмещения красок на печатной машине многие устройства имеют функцию компенсации, учитывающую расширение алюминия при нагревании, усадку при охлаждении и возможность динамической автофокусировки для компенсации неравномерной толщины металлической основы форм.

По степени автоматизации ведущие производители CtP предлагают примерно равные возможности. В зависимости от потребностей производства можно выбрать как простое экспонирующее устройство с ручной загрузкой и выгрузкой пластин, так и полностью автоматизированную систему, оснащенную устройством автоматической многокассетной подачи пластин, удаления прокладочных листов бумаги, оn-line-соединением с проявочным процессором, встроенным устройством пробивки штифтовых отверстий, соответствующим стандартам Bacher, Protocol, Heidelberg, Komori, MAN.

Материалы

Пластины для CtP-процесса сегодня предлагают практически все производители традиционных пластин: Agfa, FujiFilm, Kodak Polychrome Graphics, Lastra, Mitsubishi, Presstek, Southern Lithoplate, Spectratech, Toray. Большинство, по заявлению их производителей, выдерживают тиражи до 150-300 тыс. оттисков. Термочувствительные и фотополимерные формы можно обжигать, тогда их тиражеустойчивость увеличивается до 1-1,5 млн отт. Пластины с серебросодержащим слоем термообработке не подлежат. Тиражеустойчивость, заявляемая производителем, — понятие относительное и определяется не только качеством самой пластины, но и бумаги (пылящая, непылящая), состоянием машины, типом краски. Например, УФ-краски агрессивны для любых форм, поэтому для них рекомендуется термообработка. Самые высокие показатели по разрешающей способности имеют термочувствительные и серебросодержащие пластины. Подробнее о пластинах для CtP читайте в следующем номере.

Программное обеспечение

Управление всеми процессами обработки информации и вывода форм осуществляется набором программных средств, объединенных в Workflow management system — систему управления рабочими потоками. Входная информация в форматах PostScript, PDF, PDF/x, EPS, TIFF = IT/P1 принимается и автоматически конвертируется во внутренний формат системы — стандартный (PDF) или специальный, — а затем проверяется на наличие ошибок. Обработка документа может проводиться целиком или с разделением на независимые страницы (при обнаружении ошибки проводится индивидуальная корректировка страницы). Для распечатки спуска на принтере или визуализации на мониторе создаются версии с низким разрешением. Программными средствами осуществляются автоматическая обработка и проверка документов, отправляемых на вывод, координация процессов электронного спуска полос, треппинга, вывода цифровой цветопробы, анализ степени заполнения формы и создание профилей подачи краски для автоматической настройки красочного аппарата. Workflow позволяет планировать и распределять загрузку оборудования, резервировать его ресурсы в соответствии с планами выпуска продукции и производительностью печатного цеха.

Организация производства

По мнению производителей оборудования, успех CtP-технологии на 70-80% зависит от организации производства и лишь на 20-30% — от самой системы CtP.

Поэтому, если принято решение перехода на CtP, большое значение имеют анализ и определение точных требований к комплексу оборудования. Минимальный состав оборудования должен включать: непосредственно саму систему прямого экспонирования, процессор для обработки (если планируется использование пластин, требующих проявления), устройство цифровой цветопробы, широкоформатный принтер для распечатки спусков, систему workflow соответствующей конфигурации и производительности, комплект контрольно-измерительного оборудования. Точные требования определяются следующими условиями:

Тип производства — газетное или коммерческая печать. Предлагаются как специализированные, так и универсальные системы CtP.

Объем производства. Производительность CtP должна соответствовать максимальной потребности печатного цеха или превышать ее, если планируется увеличение парка печатных машин.

Тиражи. Если предприятие ориентировано на выпуск больших тиражей (свыше 80-100 тыс. экз.), то желательно предусмотреть термообработку форм.

Каким образом планируется переход на CtP? Если сразу, то одной системы будет недостаточно. Каким бы надежным оборудование не было, сбои все равно возможны. Если поэтапно, то для начала хватит одного устройства, а как резерв можно использовать традиционный процесс.

В каком виде заказчики представляют оригиналы сейчас? Если в виде пленок, есть смысл заранее обсудить с ними вопрос о представлении оригиналов в электронном виде. Если их эта перспектива обрадует, то проблема снимается, а если нет, возможны следующие варианты:

сканировать пленки (CopyDot) - если таких заказов не слишком много (и нужно учесть, что возможно ухудшение качества изображения);
сохранить для таких заказчиков традиционную технологию;
приложить максимум усилий, дабы переубедить клиентов.

Заключение

Так пришло ли время переходить с пленки на цифру?

Время перемен — всегда непростое время. Даже если налицо все преимущества — и высокое качество, и производительность, и экономичность — отказываться приходится от родного и привычного (что можно подержать в руках, посмотреть на просвет).

Хотим мы того или нет, но цифровая революция уже идет. Многие процессы и предметы, которые вчера казались новыми, странными и непонятными, сегодня воспринимаются как само собой разумеющееся. А то, что вчера было единственно правильным и казалось незыблемым, сегодня уже никому не нужно. Наверняка, многие еще помнят, что такое гарт, и как травить цинковые клише, но кто это использует? К хорошему быстро привыкаешь…

Автор выражает признательность
М. Кувшинову (AMOS), В. Семенову (PrintHouse), А. Новожилову (HGS), И. Головачеву (InitPress), И. Солнцеву (Yam Int.), А. Хватикову («Апостроф»), С. Плотникову («Диахром»), И. Сидорову и А. Дроздову («Легион Групп»), А. Горлову («Нисса»), А. Рулеву («Терем») за критические замечания и важные дополнения.

Об авторе: Елена Буларга (boularga@poptsov.ru) — главный технолог полиграфического комплекса «Пушкинская площадь».


На Drupa-2000 никто не дискутировал о преимуществах CtP — они стали обычным атрибутом самой обычной типографии. Пленочные машины остались там, где без них не обойтись, — флексографское производство и подготовка фотошаблонов для производства печатных плат. В офсетных типографиях в развитых странах они стоят на всякий случай, как резерв или как CtP для малого тиража (до 15 000 отпечатков) — в этом случае используется формный материал вроде Agfa SetPrint Plus (экономия по сравнению с металлическими пластинами — 1-3 долл. на м2 материала).

Стоимость оборудования для традиционного пленочного процесса и CtP различается менее чем на 10%. Естественно, я говорю на основании розничных цен и цен производителя на оборудование Agfa. Но на Западе происходит экономия на заработной плате, т. к. при внедрении CtP высвобождается от 2 до 5 человек с годовой зарплатой 30-50 тыс. долл. У нас ситуация осложняется кадровой политикой руководства: обучать старых сотрудников новым технологиям невыгодно, а молодые в эту область практически не приходят. Да и разница в стоимости оборудования не компенсируется за счет сокращения 2-5 рабочих мест с зарплатой 2,5-3 тыс. долл. в год. Поэтому в России машины CtP покупаются там, где есть молодой коллектив, или там, где иного пути для повышения производительности уже нет.

— А. Рулев, «Терем»


Для экспонирования в системе, оснащенной термальным ИК-лазером с длиной волны 830 нм, предлагается более 30 марок позитивных пластин от крупнейших мировых производителей — Agfa, Anocoil, Asahi, Fuji, IBF, Kodak Polychrome Graphics, Konica GI, Lastra, Mitsubishi, PDI, Presstek, Southern Lithoplate, Spectratech, Toray. Такая благоприятная ситуация сложилась из-за открытости этого рынка. И есть все основания полагать, что цены будут продолжать снижаться, как это было в свое время с традиционными пластинами.

Муссируемые слухи о чуть ли не в два-три раза большей себестоимости производства термальных пластин по сравнению с традиционными заметно преувеличены. Правильней было бы сравнивать себестоимость 1 м2 пластин с учетом всех составляющих термального и традиционного процессов. По нашим подсчетам, эти показатели практически равны. Некоторые наши клиенты, проводили собственные подсчеты, ориентируясь на свои статьи затрат и пришли к еще более оптимистическим данным, где термальный процесс оказывался дешевле, чем традиционный. И это не только крупные столичные компании.

— А. Горлов, «Нисса»


Компания Creo поставила клиенту первую CtP-систему в 1994 г. Устройство работало на видимом свете и называлось Platesetter (в английском языке слово стало нарицательным). К Drupa-95 Creo подошла с реальной инсталлированной базой своих устройств, а на самой выставке уже была представлена пионерская термическая CtP.

— М. Кувшинов, AMOS


Качество форм, полученных с CtP, не обязательно выше «пленочных», если ни физика, ни геометрия процесса совершенно не изменяются. Большинство CtP-систем абсолютно не улучшают качество по сравнению с ФНА. «Фиолетовый» CtP, работающий на серебряных пластинах, дает тот же результат, что «красный» фотонабор на серебряной пленке — и там, и там гауссово пятно. Разве что коэффициент температурного расширения лавсана меньше, чем у алюминия, поэтому на пленке, может быть, и точнее. А зачастую используются тот же самый барабан и общий конструктив.

— М. Кувшинов, AMOS


Используемые программные средства играют важнейшую роль, т. к. это может быть и самый простой RIP, с минимальной функциональностью, и высокоавтоматизированная система управления рабочим потоком (DFE — Digital Front End).

— А. Горлов, «Нисса»


Американская компания Pisces предлагает использовать обычные печатные формы, а в качестве экспонирующего устройства — модернизированный струйный принтер Epson Stylus 3000. В основе используемой технологии JetPlate лежат специальные чернила, действие которых на печатную форму эквивалентно засветке ультрафиолетом. Компания заявляет неплохие параметры при весьма низкой стоимости. Так комплект оборудования, состоящий из двух Epson Stylus 3000 (один для форм, другой обычный для пробной печати на бумаге), растрирующего процессора Harlequin и проявочной машины стоит около 20 000 долл. Одного картриджа со специальными чернилами стоимостью 500 долл. хватает на 700 печатных форм формата GTO52. Такой вариант подходит для оперативной печати малотиражных работ среднего качества.

— И. Головачев, InitPress

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Расширяющаяся вселенная «латексной» печати

    За 10 лет существования латексной печати вокруг этой технологии сформировалась устойчивая и постоянно расширяющаяся экосистема из собственных решений HP и предложений партнёров, а пользователи постоянно придумывают новые применения принтеров HP Latex.

     

  • Oce Colorado 1640

    Заключение: самый высокопроизводительный в классе рулонный УФ-принтер для работы с разнообразными материалами. Имеет высокий уровень автоматизации, что обеспечивает длительное время работы без вмешательства оператора. Пригоден как для наружной рекламы, так и для интерьерной печати.

     

  • Простые секреты «Артес»: машины, люди и диверсификация

    11 апреля 2018 г. мне по приглашению директора «Терра Системы» Стефана Валуйского удалось побывать на дне открытых дверей в екатеринбургской типографии «Артес», которую знаю уже почти два десятилетия.

     

  • Что в имени тебе моём?

    В этот раз считаем распространённый заказ — буклеты А4 формата в готовом формате, 6 полос. Запрос такой: Буклет 21x30 см в готовом виде, 63x30 см в развороте, 4+4, бумага — мелованная, 200 г/м2, 2 параллельных сгиба до формата 21x30 см. Тираж — 200 и 500 экз. Просьба указать сроки и способ печати.

     

  • Варианты будущего для типографий

    Передовые полиграфические технологии Komori и Brausse — теория и практика для представителей российских типографий. Без секретов.

     


comments powered by Disqus