2002.06.10, Автор: Светлана Дацко3603 прочтений

Буква закона для изображений в цифре

Теги: Стратегия Стратегия Publish

Человеческий гений - источник всех произведений искусства и изобретений. Эти произведения - гарантия жизни, достойной человека. Долг государства - обеспечить надежную охрану всех видов искусства и изобретений.

Человеческий гений — источник всех произведений искусства и изобретений. Эти произведения — гарантия жизни, достойной человека. Долг государства — обеспечить надежную охрану всех видов искусства и изобретений.

Надпись на куполе здания штаб-квартиры Всемирной организации интеллектуальной собственности в Женеве.

Только сам перечень проблем, прямо или косвенно касающихся авторского права на изображения в форме фотографии или ее электронного варианта, может стать содержанием не самой короткой публикации: права фотографа, моделей, пользователя; коммерческое и информационное использование; заимствования из Интернета и т. д. Закон, принципиально регулирующий эту сферу, принятый в 1993 г., зачастую не дает точных ответов на традиционные вопросы «кто виноват?» и «что делать?». Поделиться опытом и дать свою трактовку проблемы попытались представители компаний East News, Fotobank, «Изософт», «Куб», «Русская фотографическая группа», принявшие участие в организованном журналом Publish круглом столе, прошедшем в рамках выставки «Комтек-2002» в Экспоцентре на Красной Пресне.

Прав тот, у кого больше прав…

Авторское право на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, регулируется международным и федеральным законодательством. На основании ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закона), автору произведения могут принадлежать две категории прав:

личные неимущественные: право авторства (право признаваться автором произведения), право на имя (право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо анонимно), право на обнародование (право обнародовать самостоятельно или разрешать обнародовать произведение, включая право на отзыв) и право на защиту репутации автора (защиту произведения, включая его название, от всякого посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора). Эти права возникают с момента создания произведения и не могут быть отчуждены (ст. 15 Закона);

имущественные: исключительные права на использование произведения в любой форме любым способом: право на воспроизведение, распространение, импорт, публичный показ, перевод и переработку, а также право на публичное исполнение, передачу в эфир и сообщение для всеобщего сведения по кабелю (ст. 16 Закона).

Причем в случае электронного изображения список авторов включает не только фотографа, но и сканировщика, а также дизайнера, если проводилась дополнительная коррекция снимка. Соответственно и авторское право принадлежит всем соавторам совместно (ст. 10 Закона).

В том же случае, если изображение было создано в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей, исключительные права на его использование принадлежат работодателю — лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях, тогда как личные неимущественные права остаются за автором (ст. 14 Закона).

В качестве иллюстрации ст. 14 можно привести опыт компании «Изософт» — производителя тематических коллекций высококачественных готовых изображений. Каждый компакт-диск содержит информацию об авторе, но права на использование принадлежат исключительно фирме. Соблюдены все юридические нормы и в отношениях с моделями. Так, при создании «Эмоций» — пока единственной коллекции с людскими персонажами — каждая модель в присутствии нотариуса подписывала т. н. «Декларацию о предоставлении права использования изображений» (модельный релиз). В съемке не принимали участие дети, но если бы такой факт имел место, потребовалось бы обязательное согласие обоих родителей (или же одного при наличии доверенности от другого). Конечно, такой путь хлопотен, кропотлив, требует временных и финансовых затрат, но только он в полной мере обеспечивает правовую чистоту получаемого продукта и избавляет конечных пользователей от головной боли по поводу внезапного возникновения лиц, требующих возмещения ущерба за свои ущемленные права.

Договор договору рознь

Итак, имущественные права передаются по авторскому договору, который в зависимости от времени создания можно разделить на два вида:

авторский договор заказа, по которому автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику, а тот обязуется выплатить аванс, принять и оплатить работу (ст. 33 Закона);

договор на существующее произведение (предусматривающий способы, срок, территорию использования, размер и способ определения вознаграждения и т. д.) (ст. 30-34 Закона).

Но, говоря о слайдах или электронных изображениях, используемых в печатных СМИ, стоит упомянуть, что помимо собственного фотографа издательства, действующего в рамках служебного задания, или «фотографа-одиночки», предлагающего как автор свои работы, функционирует и система фотоагентств, представляющих на российском рынке изображения западных библиотек (которые, в свою очередь, также являются посредниками между автором и конечным потребителем). В этом случае договор между фотоагентством и, например, приобретающим у него иллюстрации журналом уже не может называться авторским, а будет представлять собой один из возможных видов договора купли-продажи или договора комиссии. (Авторский договор может быть заключен, только если в роли одной из сторон выступает автор — физическое лицо или группа соавторов.)

В агентстве East News после рассмотрения нескольких вариантов остановились на договоре комиссии, по которому агентство (комиссионер) обязуется за вознаграждение по поручению журнала (комитента) и за его счет приобрести от своего имени то или иное изображение у зарубежного владельца библиотеки. Такая громоздкая форма, конечно, вызывает недовольство клиентов, но она связана не столько с правовой, сколько с бухгалтерской спецификой деятельности.

По договору, применяемому агентством Fotobank, клиенту передается право копирования изображения (как и в предыдущем случае), а обязанность оплаты возникает по факту публикации (причем, вопреки мировой практике, услуги по подбору вариантов иллюстраций не оплачиваются, хотя зачастую менеджеры компании выполняют функции бильд-редакторов журналов, оформляя «голые тексты» в соответствии с общей стилистикой издания).

Но в обоих видах договора (или в приложениях к платежным документам) отмечаются определяющие цену срок, территория и вид использования конкретного изображения (имеющего название и уникальный номер), вплоть до указания формата и страницы размещения публикации. За дополнительную плату возможно и эксклюзивное использование.

Всегда ли цель оправдывает средства?

Что касается юридической чистоты, то разделяют применение изображений в коммерческих (реклама, упаковка и др.) и информационных целях. Чаще всего используемая в последнем случае репортажная съемка (событий, звезд кино, эстрады, спорта и т. д.) не требует специального разрешения тех, кто запечатлен в кадре. Но при этом не допускается ни малейшего искажения фотографии. На Западе некоторые фотографы или же юристы агентств прочитывают каждую публикацию, иллюстрированную «своим» изображением, отслеживая несоответствия в тексте статьи или подписи, ущемляющие права сфотографированного. Информационное использование требует обязательного указания на изображении его источников. В идеале это имеет вид: имя автора / западное фотоагентство / российское фотоагентство.

В связи с постоянным нарушением этого требования в East News пришлось даже ввести условную систему штрафов — 5 долл. за каждое неупоминание автора. Причем единичная надпись типа: «…в номере были использованы материалы агентства…» не освобождает от обязанности подписи каждой фотографии.

Если цель сугубо коммерческая (продвижение товара), применение репортажных сюжетов без согласия их героев недопустимо. Используют съемку с участием моделей, каждой из которых должен быть подписан релиз. Международное право оговаривает и т. н. «Соглашение конечного пользователя», включающее модельный релиз, указание возможных ограничений в использовании как со стороны модели, так и всей цепочки фотоагентств. В результате потребитель получает документально подтвержденную информацию об условиях, ограничивающих его творческую фантазию и сферу применения приобретенного изображения.

Но на практике, когда ежедневно архив фотоагентства пополняется сотнями изображений, отследить историю каждого из них невозможно. Поэтому для защиты прав клиента в договоре может отмечаться, что все претензии в неправомерном использовании, предъявляемые законному покупателю изображения (правда, только в случае, если покупатель не превышает прав, полученных по договору), будут удовлетворять агентство.

В лицензионном договоре (оферте), предлагаемом покупателю «Изософтом», оговорен переход права собственности на упаковку, документацию, носитель и права использования его содержимого. Уточняются и некоторые ограничения: нельзя изготавливать копии продукта (кроме резервной и единичного копирования на жесткий диск); передавать продукт третьей стороне; использовать изображения в качестве товарных знаков, логотипов, в работах, формирующих отрицательное отношение к персонажу и др.

Продукт поставляется «Изософтом» по форме «Как Есть», т. е. без гарантий, что он содержит желаемые функции, полностью подходит для компьютерной конфигурации клиента и решаемых им задач и что пользование им будет безупречным.

При нарушении хотя бы одного из этих пунктов продукт, его копии и все материалы, созданные с его (в том числе и правомерным) использованием, должны быть уничтожены. Данные условия договора, подробно регламентирующие способы использования произведений правоприобретателем, не только облегчают разрешение возможных вопросов, но и являются обязательной частью торгового договора. Законодатель, поддерживая первоначальную идею, что никто не может передать больше прав, чем имеет сам, устанавливает: права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично третьим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором (ст. 31 Закона). Поэтому требования покупателей и конечных пользователей предоставить им договор, по которому продавец получил права на изображения, являются вполне правомерными. Сложность выполнения этих требований возникает только из-за объема архива фотоагентств.

Пиратство XXI века

Один из наболевших вопросов — «воровство» изображений. Если несколько лет назад оно ограничивалось сканированием понравившихся иллюстраций из западных (да и российских) журналов, то сейчас актуальным стало незаконное заимствование электронных версий из Интернета. Не избегают этой участи даже электронные каталоги фотоагентств, несмотря на систему паролей доступа и защитных знаков на каждом изображении.

Неотъемлемый элемент защиты цифрового изображения фотоагентства «Куб» - логотип фирмы

Своеобразная форма защиты от пиратства — позиция «Изософта»: производить то, что невыгодно для массового тиражирования и дальнейшей реализации. Действительно, моноколлекции, посвященные исключительно напиткам или зеленым яблокам, вряд ли будут пользоваться популярностью на той же «Горбушке». Что касается демонстрационных версий с сайта, то три года назад фирма сознательно (в т. ч. и с рекламной целью) размещала изображения с большим разрешением, но сейчас они представляют собой файлы JPEG-формата низкого качества с водяными знаками, что затрудняет их применение.

По словам директора Анатолия Прососова, незаконное использование больше распространено в рамках крупных типографий и издательских домов, когда приобретенный диск тиражируется и используется дизайнерами для сторонних организаций без ведома руководства фактического покупателя (хотя по договору многократное копирование запрещено).

Так сегодня выглядит электронный каталог «Изософта»

Но еще чаще встречается превратное толкование понятия «открытый источник», когда, например, фотографии памятников архитектуры, находящихся в музейной собственности, произведений садово-паркового искусства и других натурных элементов используются в коммерческих целях. Делать это без согласия правообладателей нельзя, поэтому, чтобы запечатлеть на своей рекламной листовке храм Василия Блаженного, необходимо получить разрешение дирекции Исторического музея г. Москвы. Но здесь речь не может идти о нарушении чьих-либо авторских прав, т. к. истечение срока действия авторского права на произведения (жизнь автора и 50 лет после его смерти, ст. 27 Закона) означает их переход в общественное достояние (ст. 28 Закона). Размер, порядок и адресат специальных отчислений за коммерческое использование изображений объектов общественного достояния может устанавливаться постановлениями Правительства РФ.

Не все незапрещенное разрешено

Сложный момент — правомерность использования Интернета в качестве открытого источника. Можно ли считать Интернет, цитируя ст. 21 Закона, «местом, открытым для свободного посещения»? Перечень таких мест, к сожалению, не оговорен, зато предусматривается, что расположенные в них изображения можно воспроизводить без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения за исключением случаев, когда «изображение является основным объектом такого воспроизведения» или когда изображение используется для коммерческих целей. Применение последнего пункта довольно проблематично: в случае иллюстрации журнальной статьи определить, что первично — текст или картинка, сложно, а норм ограничения формата и, тем более, содержания не существует.

Несмотря на всю противоречивость законодательства, об одном факте — личных неимущественных правах (см. выше), забывать нельзя. Даже если сайт не содержит никаких уведомлений об авторском праве, считать изображение «ничейным, т. е. общим», нельзя. Знак охраны авторского права (сочетание трех элементов: латинской буквы С в окружности, имени обладателя исключительных авторских прав, года первой публикации) только лишний раз оповещает о защите, и ставить его или нет, обладатель прав решает сам (по закону, это не является его обязанностью, т. к. авторское право возникает в силу создания произведения и не зависит от регистрации, специального оформления, соблюдения любых других формальностей; по существующей презумпции авторства, сам автор не обязан доказывать свое авторское право на созданное произведение, ст. 9 Закона).

Так на сайте East News выглядят эксклюзивные фотографии Робби Уильямса, интерес к которым проявили сразу два т. н. «журнала-телегида», но интернет-заимствование помешало законной сделке.

Между тем инциденты с неправомерным интернет-заимствованием встречаются сплошь и рядом. Так, в недавней практике East News по этой причине был сорван довольно крупный заказ: один из московских журналов изъявил желание приобрести эксклюзивную серию фотографий Робби Уильямса, после долгих переговоров с западным агентством была достигнута договоренность о снижении цены (на несколько тысяч долларов), но в последний момент сделка не состоялась. Фотографии певца, исполнявшего роль викария на свадьбе своего друга, без указания какой-либо авторской принадлежности были напечатаны на первых полосах конкурирующего журнала. На вопрос, откуда были взяты иллюстрации, последовал честный ответ главного редактора: «Из Интернета», а когда агентство выставило счет на сумму причиненного ущерба, включая упущенную выгоду (т. е. на сумму, которую был готов заплатить первый журнал), в ответ было послано письмо, где говорилось, что изображение было взято из открытого источника, не имевшего никаких знаков копирайта. Прилагалась ссылка на этот источник, где и были с низким разрешением опубликованы эти фотографии (как удалось их растянуть практически до трети полосы, остается загадкой). Результат: сорванная публикация, убыток для агентства и виртуальный основной виновник — владелец сайта, незаконно разместивший фотографии.

Однако, по словам Надежды Гавриловой, директора агентства East News, большинство московских изданий «держат марку», приобретая изображения, хотя такая сознательность ограничена пусть и адаптированными под российский рынок, но все равно высокими ценами. Яркий пример — журнал «Смена», покупающий изображения только на обложку, но зато честно существующий даже при ограниченном бюджете.

Ирина Любимова, заместитель генерального директора Fotobank, отмечает безупречную правовую корректность издательства «Семь дней» и считает необходимым создание ассоциации российских фотоагентств для совместного решения общих задач. Одна из них — убедить клиентов, что, если изображение было опубликовано не только в печатной, но и электронной версии издания, это также требует лицензирования (а значит, и оплаты). Еще одна актуальная проблема — «злостные неплательщики»: издания, заказывающие изображения, публикующие их с обещанием последующей оплаты, а когда таковой не происходит, и агентство перестает с ними сотрудничать, просто меняющие это агентство. Таким образом, они абсолютно вольготно функционируют около года, затем закрываются, меняют название (а иногда не происходит и этого) и… цикл начинается заново.

Итак, проблема авторского права на цифровые изображения усугубляется и несовершенством законодательства, и отсутствием как гражданско-правовой, так и арбитражной судебной практики (хотя, по мнению представителей фотоагентств, этот пробел скоро будет восполнен), и юридической неграмотностью потребителя. Но в целом, как отмечают участники круглого стола, по сравнению с периодом становления рынка российских масс-медиа ситуация улучшилась, и в первую очередь это относится к росту правовой сознательности клиентов.

Автор выражает благодарность за помощь, оказанную при подготовке статьи, всем участникам круглого стола. Отдельное спасибо Надежде Гавриловой (East News), Ирине Любимовой (Fotobank), Анатолию Прососову («Изософт»), Игорю Асташкину («Куб»), Елене Пестеревой (издательство «Открытые системы»).


«Дикая Орхидея» против пиратов

Эта фотография, послужившая предметом спора, была оценена в миллион рублей.

Одним из примеров успешной защиты авторских прав стал иск Александра Федорова, президента компании «Дикая Орхидея», к журналу «Каталог готовых изделий». Федорову удалось доказать, что одна из его работ (а помимо управления сетью магазинов женского белья, он активно занимается фотографией), ранее использовавшаяся для рекламы «Дикой Орхидеи», – снимок московской модели Наталии Онищук – была незаконно опубликована в февральском номере питерского журнала. Сумма иска, поданного 25 марта этого года в Кировский районный суд Санкт-Петербурга, составила миллион рублей. Такая величина объясняется, по словам А. Федорова, тем, что «съемочный день западного профессионального фотографа стоит около 10 тысяч долл., а сумма взыскиваемого ущерба должна быть больше».

На рассмотрение дела, состоявшееся 6 мая, представители журнала не явились, впоследствии сославшись на отсутствие повестки. Однако это не помешало заочному решению об удовлетворении иска. Кроме того, судья подтвердил, что Регистрационная палата предоставила юридический адрес ответчика, и по нему было послано соответствующее уведомление.

По словам Александра Герока, редактора «Каталога», на начальном этапе существования журнала отдельные случаи нарушения авторских прав все же имели место, но выплатой гонорара конфликты всегда удавалось урегулировать (правда, в данной ситуации, никаких переговоров, попыток примирения и даже установления контакта с «Дикой Орхидеей» не велось).

Точка в этой истории пока не поставлена: решение еще не вступило в законную силу, 20 июня в том же суде состоится повторное рассмотрение дела, но факт остается фактом – после полуторамесячного разбирательства суд первой инстанции счел возможным удовлетворение иска.


Ответственность за нарушение авторских прав

Она может быть гражданской, административной и даже уголовной. Согласно ст. 146 Уголовного кодекса РФ, незаконное использование объектов авторского права, присвоение соавторства, если такие деяния наносят крупный ущерб, наказываются штрафом в размере от 200 до 400 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 4 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет. Если же нарушение совершено неоднократно или группой лиц по предварительному сговору, или организованной группой, то размер штрафа варьируется от 400 до 800 МРОТ, период получения дохода от 4 до 8 месяцев. Возможен арест на срок от 4 до 6 месяцев и лишение свободы на срок до 5 лет.


Основные нормативные акты, регулирующие правоотношения в сфере авторского права и применимые для авторского права на изображения

  • Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. ратифицирована СССР 27.05.73, пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г., в этой редакции ратифицирована Постановлением Правительства РФ от 03.11.94 вместе с Парижским протоколом о пересмотре текста и Дополнительными протоколами ?1 и 2, касающимися применения Конвенции к произведениям лиц без гражданства и беженцев, а также к произведениям, издаваемым различными международными организациями.
  • К Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (Парижский Акт, ВОИС) в редакции 24 июля 1971 г. Россия присоединилась Постановлением Правительства РФ от 03.11.94.
  • Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" принят 09.08.93, действует с изменениями от 19.07.95, касающимися прав иностранных физических и юридических лиц.
  • Гражданский кодекс РФ принят ГД РФ 21.10.94, вступил в силу 01.01.95, действует в редакции Федеральных законов от 20.02.96, 12.08.96, 08.07.99 (ст. 150, 1060 и др.).
  • Уголовный кодекс РФ принят 13.06.96, вступил в силу 01.01.97, действует с изменениями и дополнениями (ст. 146).

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?

    Сергей Новиков, директор по развитию компании «Ламбумиз Трейд» (Москва):

    Наше предприятие известно прежде всего как производитель картонной упаковки для жидких продуктов. Тиражи в нашей типографии достаточно большие, а для печати мы используем традиционное в этой сфере оборудование: широкорулонные флексографские машины.

     

  • Цифровое будущее для флексотипографий

    Процессы цифровой трансформации сейчас наблюдаются практически во всех отраслях промышленности, и полиграфия не может оставаться в стороне. Более того: компании, откладывающие цифровизацию, рано или поздно почувствуют, что теряют свои конкурентные преимущества. Флексотипографиям следует обратить внимание на комплексность подхода к цифровой трансформации — одной покупки этикеточной ЦПМ недостаточно.

     

  • «Реклама 2018»: позитивный переезд

    Самые яркие новинки и тенденции главной выставки российской индустрии широкоформатной и сувенирной печати, перебравшейся в более крупный павильон № 1 «Экспоцентра».

     

  • Влияние на окружающую среду и безопасность

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки. Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Xerox Iridesse Production Press

    Заключение: не имеющая аналогов на рынке шестикрасочная цветная листовая ЦПМ может печатать сразу двумя дополнительными цветами в один прогон (до и после CMYK), что позволяет серьёзно увеличить спектр работ, выполняемых цифровым способом, за счёт интересных спецэффектов. Представляет интерес как в качестве первой ЦПМ в типографии (обеспечивает высокую производительность и гибкость), так и для расширения имеющегося парка цифровых машин.

     

  • Самая трудная задача: ответить сразу на все вопросы клиента

    Мы помогаем очередному благотворительному проекту найти типографию для печати.

     


comments powered by Disqus