2002.04.11, Автор: Михаил Борисов4904 прочтений

QuarkXPress и PDF

Теги: Допечатные процессы Publish

Формат PDF плотно вошел в повседневную жизнь людей, занимающихся допечатной подготовкой, его все чаще используют для передачи макетов на вывод. А пакет QuarkXPress - стандарт "де-факто" для верстки этих макетов.

Формат PDF плотно вошел в повседневную жизнь людей, занимающихся допечатной подготовкой, его все чаще используют для передачи макетов на вывод. А пакет QuarkXPress — стандарт «де-факто» для верстки этих макетов. Каковы возможности и ограничения этой популярнейшей программы для верстки в отношении не менее популярного формата?

Формат PDF (Portable Document Format) приобрел широкую популярность за счет нескольких факторов. Во-первых, он гарантирует полное сохранение форматирования, цвета, графики, расположения элементов макета, кеглей шрифтов и информации о самих шрифтах, «встраивая» (embedding) те, что используются в документе. Во-вторых, файлы PDF обычно компактнее, чем исходная публикация в формате приложения. В-третьих, он сохраняет информацию независимо от того, на какую платформу она передается — на Mac или PC. Однако становление PDF было длительным (первый релиз вышел в 1993 г.). Дополнительные возможности накапливались постепенно, и при использовании PDF в цветной полиграфии обязательно следует учитывать различия его версий.

Начиная со спецификации 1.2 (другими словами, с Acrobat 3) формат поддерживал задание линиатуры, функцию переноса, PostScript-заливки (отображал их как 50% серый, но печатал корректно), цветовую модель CMYK и Open Prepress Interface (OPI).

В результате PDF стал постепенно использоваться многими дизайнерскими бюро и типографиями, начиная от допечатной проверки документов до вывода цветоделенных пленок на ФНА. Возможности Acrobat 4 (вышел весной 1999 г.) расширились за счет поддержки PostScript 3. Появилась поддержка объектов, закрашенных градиентной заливкой (ранее они конвертировались в набор объектов), а также иллюстраций, ограниченных контурами объекта (masked images). Добавилось сохранение информации об ICC-профилях устройств, что позволило профессионально работать с цветом. Из оставшихся недостатков, сдерживавших широкое применение PDF 1.3 в препрессе, — невозможность контроля за треппингом (хотя информация о нем и передавалась). Действующая сейчас спецификация 1.4 (Acrobat 5) принесла очередные новшества, позволившие применять PDF в полноцветной полиграфии без каких-либо ограничений. Поддержка полупрозрачных объектов, треппинга объектов (как создания, так и — впервые — просмотра) сделали его, наряду с EPS, полноправным форматом для вывода цветоделенных форм.

Перейдем к обзору стандартных средств и расширений XPress для работы с PDF. Первые напрямую связаны с возможностями той или иной версии XPress, последние же делятся на несколько основных категорий: предназначенные для записи, чтения, печати PDF и предоставляющие некоторые специальные возможности для работы с ним. Обзор логично будет построить на рассмотрении решений для патриарха настольных издательских систем, с успехом использующегося и поныне, — XPress 3.3х, а затем — в порядке возрастания версий.

Создание PDF

Самый ответственный процесс, поскольку корректность результата при цветоделении напрямую зависит от того, насколько правильно PDF был создан. Сохранить публикацию в виде PDF из XPress можно несколькими путями. Первый — через создание PostScript-файла (печать в файл), второй — печатая на виртуальный принтер Acrobat Distiller и третий — при помощи стандартных средств программы (они выполняют роль надстройки над Distiller). Не зависимо от выбранного способа для получения PDF все равно используется Distiller (он «подхватывает» сгенерированный PS-файл и преобразует его в данный формат).

Альтернативное решение от AGFA (модуль Normaliser, поставляющийся в комплекте с Apogee Pilot или Apogee Create) крайне редко используется в силу своей специфики, а потому рассматриваться не будет. Еще одна разработка — Jaws PDF Creator (120 долл.) — основанная на «движке» MaxWorkFlow и позволяющая централизованно создавать PDF из PS или EPS, печатая на виртуальный PostScript-принтер, тоже не прижилась.

Distiller — компонента, входящая в состав пакета Acrobat (не путать с Reader). Последний предназначен только для чтения PDF (он бесплатен), а Distiller — коммерческое приложение, управляющее процессом дистилляции (очистки от избыточности) PostScript-файлов и конвертирования их в формат PDF. Собственно говоря, версия Acrobat и определяет круг возможностей, которые могут быть включены в PDF (последняя, пятая версия пакета стоит 295 долл.). Таким образом, чтобы ориентироваться в средствах для работы с ними, необходимо знать, какая именно версия Acrobat установлена на машине (в дальнейшем мы будем ориентироваться на Acrobat 5).

Перед сохранением публикации в PDF надо проверить установки Distiller (команды Settings, Job options). Хотя, в принципе, в XPress можно указать игнорирование этих настроек и использовать параметры, задаваемые в самой программе. При этом особое внимание следует уделить закладкам Color (соглашения по коррекции цветов), Compression (алгоритм и степень сжатия изображений), Fonts, Colors (настройки, параметры GCR, UCR, overprint, функция переноса и информация об углах наклона растра) и Advanced (Document Structuring Conversion). Можно воспользоваться и уже

предопределенными настройками Distiller для вывода на принтер (Print optimized) и фотонабор (Press Optimized) или загрузить собственные. В качестве PPD настоятельно рекомендуется выбирать Adobe Distiller (не забудьте проконсультироваться со специалистами компании, где будут выводиться пленки или формы).

К сожалению, в составе штатных инструментов XPress 3.3х средств для работы с PDF не предусмотрено, а потому публикации в формате PDF сохраняются только через печать на виртуальный принтер Distiller (File, Print, Acrobat Distiller).

В отличие от своего предшественника, XPress 4.х работает с PDF, в частности, импортирует (File, Get Picture) и экспортирует документы (Utilities, Export as PDF). Все это благодаря бесплатному расширению PDF Filter 1.6, разработанному Quark и доступному для скачивания по адресу www.quark.com/products/xtensions/ xtcatalog/xt_list.cfm?XTID=2054. Чтобы оно работало, обязательно наличие в системе драйвера любого PostScript-принтера. Если у вас нет такого устройства, просто установите «виртуально» любой PS-принтер, в свойствах которого укажите печать в файл (Port: FILE). Проверьте, чтобы в PostScript-опциях принтера было указано Portable Compatibility — оптимальный вариант в случае открытия и редактирования каждой PDF страницы по отдельности. Как уже отмечалось, для конвертирования в PDF используются как настройки, установленные в Distiller по умолчанию, так и пользовательские, которые можно переопределять из самого XPress (Edit, Preferences, PDF Export), не забыв установить в Distiller опцию Allow PostScript File to Override Job Options (Job options, Advanced, Options). Такой вариант даже предпочтительнее, поскольку не нужно при каждом изменении параметров вновь открывать Distiller.

В пятую версию XPress стандартно включен PDF Filter 2.0, конвертирующий публикацию (File, Export, Document as PDF) в различные цветовые модели — RGB, greyscale и b/w — и уменьшающий размер файла за счет компрессии текста и черно-белой графики. Процедура сохранения PDF в XPress 5 ничем не отличается от описанной ранее.

Такой способ носит название «печать в файл». При печати непосредственно на виртуальный принтер (Print, Acrobat Distiller) процедура его настройки аналогична.

А теперь — немного о проблемах, поджидающих при сохранении публикации в формате PDF. Среди основных — корректность сохранения шрифтов. Убедитесь, что значение в Embed Fonts стоит на 100% (включать полностью все). Если вы пользуетесь Acrobat 4, могут возникнуть проблемы со шрифтами TrueType, созданными в Macromedia Fontographer, из-за присвоения им некорректных лицензионных данных. Выход один — более новая версия Distiller (4.05 или позднейшие).

Проблема, возникающая при создании Postscript-файла, — присутствие в публикации цветоделенных файлов DSC. При этом в документ *.ps запишется информация, взятая из композитного пятого файла (в нем данные хранятся с разрешением экрана). Избежать таких недоразумений поможет SmartXtension (200 долл.). Во время генерации QuarkXPress-файла PostScript это расширение определяет все данные о файлах с высоким разрешением.

При создании PDF из публикации, в которую внедрены документы DSC, обязательно проверьте установки Job Options, Advanced, Document Structuring Conversions (Process DSC Comments, Preserve OPI Comments) или же убедитесь, что выбран профиль Print optimized либо Press Optimized (они гарантируют корректный результат).

Итак, создать PDF можно несколькими равноправными способами. Но как проверить созданный файл — все ли в нем нормально, ничего не забыто? Простейший путь — распечатать его цветоделенным на PostScript-принтере. Обычно это решает большинство проблем — с правильностью шрифтов, корректным выводом DSC-файлов, проверкой цветовой модели изображений. Если же по каким-то причинам перед отдачей на фотонабор проверки сделано не было, возникшие проблемы еще можно скорректировать в PDF в самом препресс-бюро.

Одним из самых продвинутых средств для редактирования документов является разработка PitStop 4.0 компании Enfocus, справедливо носящая титул «? 1 production tool for PDF». Если вы собираетесь серьезно использовать PDF в технологическом процессе, без нее никак не обойтись. Она значительно расширяет функциональность Acrobat и, помимо набора стандартных инструментов для ручного редактирования файлов, позволяет использовать сценарии для автоматизации обработки целых документов. Одна из самых ценных возможностей — замена всех цветов, имеющих определенные значения R, G и В, на эквивалентные цвета модели CMYK.

Редактирование текста построчно или даже по целым абзацам, применение при редактировании PDF-текста любых шрифтов, развернутый отчет о проверке документа на соответствие определенным профилям (Preflight Report) — в общем, полное описание всех возможностей этого универсального продукта заняло бы не одну страницу. Правда и цена у PitStop соответствующая — 550 долл. Из бесплатного ПО отметим Ghost Script — по сути, программный растризатор (www.cs.wisc.edu/~ghost/gsview/).

Открытие PDF

Тут ситуация несколько иная. Так, QuarkXPress 3.3х вообще не способен открывать PDF: выход один — использовать версии редактора поновее.

Что же касается версий 4.х и 5, то они уже «обучены» чтению PDF. Однако у XPress 4.х возникают проблемы совместимости: PDF Filter 1.6 предназначен для работы только с Acrobat 4, а потому попытка открыть PDF, созданный Acrobat 5, в XPress 4.х успехом не увенчается. Для решения предназначен pdfSaveAs PDF1.3 (50 долл.) компании ThePowerXChange, который из PDF 1.4 генерирует корректные файлы спецификации PDF 1.3. Разумеется, при этом конвертировании нужно иметь в виду, что все «родные» прозрачные объекты будут потеряны, поскольку спецификацией 1.3 прозрачность не поддерживается. Аналогичную функциональность имеет разработка Callas pdfSaveAs PDF (демо-версия http://www.callassoftware.com/download.htm)

Если же вы — счастливый обладатель самой новой версии QuarkXPress, то о любых проблемах совместимости можете забыть, корректный импорт документов даже последней спецификации гарантируется. Файл PDF, открытый в QuarkXPress, без проблем отправляется на печать, но если публикация уже сделана для вывода (цветоделенная, с обрезными метками, приводочными крестами, шкалами), все же рациональнее использовать Acrobat Reader.

Дополнительная функциональность

В допечатном технологическом процессе, где используются различные версии PDF, будет полезна программа Addendum Software Watch-Plus, разработанная для мониторинга нескольких каталогов. Она следит за процессом создания PDF, обеспечивает меры безопасности и отслеживает информацию о файлах.

Если вам часто приходится работать с большим количеством документов PDF, обратите внимание на модуль PDF Design Lite. Встроенный Project Manager дает полный контроль над процессом конвертирования публикации QuarkXPress в PDF. Конвертирование в PDF лишь выделенных объектов значительно сократит время предпечатной проверки объемных публикаций. Кроме того, он позволяет записать сразу несколько документов, которые будут объединены в один общий PDF. Из дополнительных возможностей отметим внедрение из XPress управляющих кодов Acrobat Distiller. Стоимость модуля — 100 долл.

Аналогичную работу выполняет MadeToPrint XT разработки уже известной Callas Software, обрабатывающий множество документов в пакетном режиме. Соответственно, кроме PDF он создает файлы как EPS, так и PostScript, а также отправляет их на печать. Достаточно высокая цена ( от 201 до 500 долл.) не должна стать препятствием для крупных издательств и агентств.

Тем, кто планирует конвертировать в PDF отдельные публикации, имеет смысл попробовать пакет Gemini Studio компании Iceni Technology, ориентированный на издание журнальных и газетных публикаций в Web. Достаточно одного щелчка, чтобы программа конвертировала в PDF статью, сочетающую в себе заголовки, авторов и текст публикации. Эта технология подойдет даже для статей, набранных в несколько колонок и на нескольких полосах, что делает ее идеальной для перенацеливания публикаций на различные информационные среды.

Гораздо большей функциональностью обладает BatchXport Plus, позволяющий полностью в автоматическом режиме разбирать «на запчасти» публикации, которые попадают в специальные «горячие папки» (hot folders). Основное предназначение модуля — конвертация текста в XML, HTML или текст без форматирования. Попутно он сохраняет связанные картинки в форматах JPEG, PICT и создает дубликат оригинального изображения, используемого в публикации. Цена этого «мастера-на-все-руки» — 200 долл.

Определенный интерес представляет пакет QX-Tools разработки Extensis. Он включает в себя модуль QX-VectorEdit, импортирующий объекты, расположенные на любой странице PDF (и не только) в редактируемые объекты QuarkXPress. Можно, например, импортировать диаграммы, созданные в векторных редакторах, и оформлять их уже непосредственно в QuarkXPress. Стоит QX-Tools 150 долл.

Если вам часто приходится раскладывать макеты на большой формат, неоценимую помощь окажет утилита INposition, которая с одинаковой легкостью управляется как с документами XPress, так и с PDF. Большой набор разнообразных вариантов буклетирования, предпросмотр готовой полосы стоят 500 долл. (макетирование спуска из 8 полос в Win-версии, но до 4-х полос в Мас — своего рода дискриминация). Версия без ограничений стоит значительно дороже — 3000 долл., что приемлемо не для всех.

Выводы

То, что PDF становится полиграфическим стандартом, понимает все больше людей, профессионально занятых версткой и выводом публикаций на печать. Грамотное конвертирование в этот формат — главная составляющая успешного цветоделения. Чтобы работа с PDF была максимально производительной и удобной, желательно иметь Acrobat не ниже четвертой версии (а еще лучше — самую последнюю). Тогда вы автоматически избавитесь от всяких неприятностей вроде потери информации об overprint, bleed и других важных мелочах. А утилиты, расширяющие стандартные возможности Distiller, можно подобрать под любой круг выполняемых задач — благо, выбирать есть из чего. Особого внимания заслуживает программа Enfocus PitStop, незаменимая при серьезном использовании PDF в производственном процессе.

Об авторе: Михаил Борисов (mborisovv@yahoo.com) — пишет для Publish обзоры программного обеспечения и полезные советы по допечатной подготовки.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • 20 наивных, но важных вопросов про CTP и их выбор

    Сейчас все офсетные типографии сталкиваются с похожими проблемами: тиражи падают, расходы растут. В этой ситуации встаёт вопрос: каким образом строить стратегические планы по развитию производства? Одним из простых и эффективных решений можно считать смену технологии вывода печатных форм с аналогового способа на CTP. Даже аппараты начального уровня — сравнительно недорогой способ заметно увеличить оборот и прибыль типографии, получить импульс для рывка в конкурентной борьбе. За кажущейся простотой решения скрывается множество подводных камней и вопросов, которые лучше всего прояснить на самом раннем этапе. И не на все вопросы есть очевидные ответы. Вместе с компанией «МакЦентр» мы разбираемся, всем ли нужны CTP, какая технология предпочтительнее, и надо ли переживать о стране происхождения вашего аппарата.

     

  • Стремление к лидерству в «тяжёлом» сегменте

    Ricoh Rus провела 31 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге второе заседание Клуба полиграфистов под названием «Смена лидера в мире цифровой полиграфии». Выступавшие на нём сотрудники компании и владельцы оборудования доказали: это не просто слова.

     

  • CorelDRAW Graphics Suite 2018

    Заключение: вы можете не согласиться с утверждением разработчиков о «самом радикальном обновлении в истории пакета», зато спорить с тем, что он стал ещё более полезен и незаменим, не приходится. А ещё вы можете купить его любым удобным способом — по подписной модели или обычным образом навсегда, заплатив только один раз.

     

  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Apple iPad Pro 2017

    iPad Pro 2017, Pencil

    Заключение: хотя по производительности новый планшет iPad Pro может конкурировать с ноутбуками, полностью заменить рабочие станции планшетами в издательском деле пока не получится. Однако появление полнофункциональных приложений для создания и обработки изображений позволяет дизайнерам, иллюстраторам и фотографам уже сейчас сделать своим основным рабочим инструментом iPad Pro с Apple Pencil. Главные недостатки планшета — традиционно высокая цена и всё ещё недостаточное внимание к нему со стороны разработчиков приложений.

     

  • Вывод офсетных форм как услуга 3.0

    Ситуация в секторе коммерческого вывода форм за последние годы стала сложнее: офсетный полиграфический рынок находится явно не на подъёме, типографии стараются экономить каждый рубль, а собственные мощности для вывода форм у некоторых компаний даже выросли. Закономерно повысилась конкуренция.

     


comments powered by Disqus