2002.02.051345 прочтений

Итоги 2001 года: программы для верстки и дизайна

Теги: Стратегия Стратегия Publish

Развитию графических приложений, подчиненному глобальным тенденциям общего движения на рынке программного обеспечения, одновременно присущи и свои, уникальные особенности.

Развитию графических приложений, подчиненному глобальным тенденциям общего движения на рынке программного обеспечения, одновременно присущи и свои, уникальные особенности.

Самым значительным событием уходящего года на рынке графических приложений можно считать существенные изменения в табели о рангах. Во-первых, произошло сокращение числа конкурентов — FreeHand 10 практически выбыл из борьбы за место под солнцем, став более специализированным приложением. Его уход сместил расстановку сил в данном сегменте в пользу Illustrator из-за взаимной близости механизмов работы обоих редакторов. Во-вторых, вырисовалась более четкая сегментация программного обеспечения. Несмотря на перипетии с курсом акций и значительным ростом влияния среди графического сообщества своего основного конкурента, руководство Corel последовательно проводило политику стабилизации финансового положения компании. Обнародованные результаты ее деятельности за прошедший квартал свидетельствуют о достигнутых позитивных сдвигах, что позволяет говорить о Corel как о разработчике номер два на рынке графического ПО. Одним из шагов по возврату компании на прежние позиции стал анонс в начале 2001 г. новой линейки продуктов Procreate. С точки зрения руководства, выделение этих пакетов в отдельное направление и выпуск версий под Macintosh позволят позиционировать их, в отличие от остальных разработок компании, как решения для профессиональных пользователей. В объявленную линейку вошли продукты, доставшиеся в наследство от MetaCreations и получившие в руках Corel свое продолжение — KPT effects (девять новых фильтров для Photoshop, среди которых такие оригинальные, как FraxFlame II и Lightning), уникальный генератор ландшафтов Bryce 5 (в новой версии появились Metaball, TreeLab — лаборатория для создания реалистичных деревьев, Volumetric World и более глубокие настройки рендеринга), а также продукт для настоящих художников — Painter 7.

Однако Corel, которой пришлось продвигать массу приобретенных пакетов на фоне жесткой экономии средств, была вынуждена признать, что в ее нынешнем положении тягаться с Adobe (в том числе и в расходах на рекламу), оборот которой еще в 1998 г. перевалил за 1 млрд долл., — задача нереальная. Совсем недавно руководство приняло решение о смещении приоритетов развития в ту область, где позиции компании традиционно сильны, и теперь Corel связывает свои планы с рынком технической графики. Их успешной реализации должно послужить и недавнее приобретение компании Micrografx, вместе с которой к Corel отошел и редактор второго эшелона в области технического дизайна — Designer 9. Но вряд ли стоит ограничивать сферу применения DRAW исключительно технической областью — даже если круг интересов очередных версий этого «народного» редактора явно отдалится от потребностей дизайнеров. По прогнозам, очередная (одиннадцатая по счету) версия должна появиться во второй половине 2002 г. Будем надеяться, что ситуация, возникшая с выходом DRAW 10, не повторится — во всяком случае, из своего личного опыта могу сказать, что нечетные версии у Corel получаются определенно лучше. Второе направление развития Corel ее руководство видит в продвижении систем управления предприятием и разработке решений, базирующихся на XML (для чего она приобрела компанию SoftQuad, известную своим редактором XMetal).

В отличие от DRAW 10, Illustrator после выхода девятой версии значительно укрепил свои позиции на рынке профессиональной допечатной подготовки — его основным козырем стала поддержка динамических эффектов Photoshop и масок прозрачности. Теперь он преподносится как единственный редактор для художественной графики. В течение года в Illustrator 9 были исправлены некоторые ошибки, влиявшие на стабильность работы, повышена ее скорость и снижены системные требования. Десятая версия, анонсированная в ноябре, должна закрепить позиции, завоеванные детищем Adobe в этом году (см. обзор пакета в этом номере).

Из разработчиков второго эшелона отметим Deneba, выпустившую очередную, восьмую версию Canvas — этого оригинального редактора «все-что-только-можно-в-одном». Никак нельзя обойти вниманием появление среди «мэтров» и талантливых новичков. Амбициозная Xara, из которой в свое время многие технологии перекочевали в DRAW и во многом определили популярность последнего, решила возродить возможности, заложенные в ее редактор изначально. В смешной по нынешним меркам объем XaraХ разработчики умудрились втиснуть практически весь DRAW (единственное, что омрачает работу и сдерживает его широкое применение, — весьма «вольное» создание EPS-файлов, которые некорректно воспринимаются всеми без исключения векторными пакетами). И хотя XaraХ нельзя рассматривать как серьезную альтернативу редакторам, давно занявшим главенствующие высоты, перспективы ее развития как редактора Web-графики весьма неплохи. Набирает скорость и Expression 2, объединяющая векторные приемы с достоинствами ручной работы. Некоторым ее возможностям (вроде наложения масок произвольной формы с мягкими краями на векторные объекты) могут позавидовать даже маститые редакторы.

Среди пользователей пакетов для верстки весь год царило радостное возбуждение, которое время от времени подогревалось очередными заявлениями Quark о выходе XPress 5. Ну разве мог оставить кого-то равнодушным внушительный список нововведений: тут и поддержка таблиц, слоев, дополнительные возможности работы со списками и при печати на не-Postscript-принтеры, работа с цветом a la Photoshop, сбор используемых шрифтов и один из самых важных козырей — инструменты подготовки публикации для Сети. А постоянный перенос сроков выпуска пятой версии объясняется понятными и вполне обоснованными причинами: основным критерием готовности продукта остается надежность и еще раз надежность. Обжегшись при выпуске предыдущей версии, руководство решило лишний раз перестраховаться, чтобы сохранить и без того достаточно минимальную дистанцию до дышащего в затылок InDesign. В ответ на скорое появление QuarkXPress 5 Adobe бросила силы на продвижение InDesign 2, который планируется оснастить возможностями, аналогичными XPress 5 (выпуск запланирован на первый квартал 2002 г.). Появление седьмой версии морально устаревшего PageMaker, которая стала, по всей видимости, последним обновлением легендарной программы для верстки, никак не могло повлиять на расстановку сил в данном секторе.

Как будут развиваться события дальше? Отраслевые аналитики, делая акцент на продолжающемся спаде в экономике, прогнозируют значительно меньший покупательский спрос на новые версии обоих редакторов. Среди наиболее значимых аргументов — уровень, которого достигло ПО в области верстки, вполне достаточен для подавляющего большинства применений. А экстравагантные возможности вроде поддержки прозрачности в импортируемых файлах или даже более прозаические — например, улучшенная работа с длинными документами — вряд ли будут серьезным поводом для обновления достаточно дорогих пакетов. И все же, если заглянуть в долгосрочную перспективу, можно предположить, что существующее сейчас положение вещей должно сохраниться. Предложение от Adobe найдет отклик среди любителей экспериментов и горячих сторонников всяческих нововведений, а Quark будет опираться на такие козыри, как огромный парк инсталляций и определенный консерватизм своих приверженцев, которые, выполняя весьма ответственную работу, привыкли доверять только проверенным временем программным средствам.

Однако в последнее время возникает значительный спрос на технологии, способные переносить созданный макет на любую базу — будь то печать на офисном принтере, оборудовании для вывода пленок и форм или же размещение в Интернете (даже появился слоган — create once, ready anywhere — «однажды созданное, годится для всего»). Именно эта универсальность и будет определять дальнейшее развитие верстальных пакетов. У Adobe уже есть наработки в этой области — расширенная версия FrameMaker 6 (с поддержкой SGML), позволяющая создавать версию документа для Сети. Но по известным причинам FrameMaker не получил широкого распространения среди верстальной братии, так что Adobe, как и Quark, делает только первые шаги в данном направлении. В качестве языка разметки разработчики выбрали XML (eXtensible Markup Language). Потенциал формирующегося рынка действительно значителен, и тот разработчик, который преуспеет в его освоении, снимет самые жирные сливки.

Основным событием уходящего года в мире графического ПО стал выход Acrobat 5, который фактически закрепил за PDF, как за кросс-платформенным средством обращения документов, титул индустриального стандарта. Теперь Acrobat может сохранять содержимое документа PDF в виде Rich Text Format (RTF), а картинок — в любом из форматов TIFF, JPEG, PNG, что значительно упростит его использование в офисной деятельности. Существенные дополнения произошли и в области допечатной подготовки документов: PDF стал поддерживать полупрозрачные объекты, созданные в Illustrator 9.0 или Photoshop 6.0, причем при открытии подобного документа в Illustrator их без проблем можно продолжать редактировать. А то, что разработчики добавили в Acrobat поддержку треппинга объектов, расширит его использование на всех ФНА, независимо от установленного в них RIP. На стадии допечатной подготовки будет полезна функция вывода большого листа по частям (tiling), учитывая даже необходимый нахлест страниц для их последующей склейки (overlap). Поддержкой PDF уже обзавелись все без исключения верстальные пакеты (конвертация происходит на основе Acrobat Distiller).

Конечно же, подводя итоги года, нельзя пройти мимо общей тенденции всего графического программного обеспечения — ориентации на Интернет. Причем в самых разных формах и проявлениях. Интересно, что здесь, как и в традиционных редакторах, наибольший прогресс достигнут именно в векторных технологиях. Технология Flash выросла за несколько лет в мощный инструмент построения интерактивных сайтов, насыщенных динамикой. Ее коммерческий успех вывел Macromedia в лидеры среди компаний, занимающихся разработкой ПО для Сети. В первую очередь это связано со значительно расширившимся скриптовым языком, в результате чего на программу обратили взор и солидные разработчики. Шестая версия Flash, которая должна появиться в первом квартале, наверняка станет очередным хитом продаж. Напрямую подтверждает рост популярности Flash увеличение числа утилит для нее от сторонних разработчиков: популярностью пользуются утилиты, создающие визуальные спецэффекты (Swish, Wildform, CoffeeCup Firestarter). Что же касается альтернативы в виде продвигаемой Adobe технологии SVG (Scalable Vector Graphics), то, за исключением выпуска третьей версии SVG-вьюера, тут царит относительное затишье. То ли компания сейчас вплотную занята более близкими ей направлениями и проталкивает очередные версии Illustrator и InDesign, то ли поняла, что достичь популярности Flash ей будет весьма проблематично.

Не прекращаются попытки передать объем товаров в виртуальных магазинах визуализацией их трехмерных моделей. Среди наиболее успешных разработок — Metastream (оригинальная технология визуализации трехмерного контента в окне браузера), которая приживается очень медленно, даже после объединения с ViewPoint. Основная причина сложившегося положения дел — значительная стоимость лицензии на ее использование, что с переосмыслением перспектив развития интернет-технологий оставляет ее уделом лишь специализированные сайты. Нельзя сбрасывать со счетов и другое препятствие — для качественной визуализации объектов на близком расстоянии нужна достаточная пропускная способность канала. Два других разработчика — IdeaWorks 3D и Electric Rain предлагают модули Swift и Vectra для переноса моделей, созданных в наиболее распространенных 3D-редакторах, в векторный вид с последующим внедрением их в SWF. Однако и тут не все гладко, поскольку технология требует значительных аппаратных ресурсов для отображения в реальном времени более-менее серьезных моделей. Определенный интерес вызывает и разработка Adobe Atmosphere, позволяющая пользователям Интернета общаться между собой, наблюдая друг за другом в трехмерном пространстве сайта. При этом участники такого чата представляются в виде аватар — объемных существ, которых можно выбирать из предлагаемых моделей либо создавать самому. И хотя данная технология пока находится в стадии разработки, то, что ею заинтересовалась Adobe, — весьма показательно.

Что касается развития форматов компрессии графики, то здесь определенные перспективы возлагаются на JPEG 2000, работы по которому уже практически завершены. Новый формат использует алгоритм волнового преобразования (т. н. wavelet-сжатие) вместо обычного преобразования Фурье, что дает определенные преимущества при кодировании больших изображений (15-20% уменьшения объема по сравнению с обычным JPEG. Среди минусов — значительные требования к аппаратной части при том, что степень дополнительной компрессии сильно меняется от картинки к картинке — вплоть до ее полного отсутствия.

Об авторе: Михаил Борисов (mborissov@yahoo.com) — независимый автор.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Расширяющаяся вселенная «латексной» печати

    За 10 лет существования латексной печати вокруг этой технологии сформировалась устойчивая и постоянно расширяющаяся экосистема из собственных решений HP и предложений партнёров, а пользователи постоянно придумывают новые применения принтеров HP Latex.

     

  • Oce Colorado 1640

    Заключение: самый высокопроизводительный в классе рулонный УФ-принтер для работы с разнообразными материалами. Имеет высокий уровень автоматизации, что обеспечивает длительное время работы без вмешательства оператора. Пригоден как для наружной рекламы, так и для интерьерной печати.

     

  • Простые секреты «Артес»: машины, люди и диверсификация

    11 апреля 2018 г. мне по приглашению директора «Терра Системы» Стефана Валуйского удалось побывать на дне открытых дверей в екатеринбургской типографии «Артес», которую знаю уже почти два десятилетия.

     

  • Что в имени тебе моём?

    В этот раз считаем распространённый заказ — буклеты А4 формата в готовом формате, 6 полос. Запрос такой: Буклет 21x30 см в готовом виде, 63x30 см в развороте, 4+4, бумага — мелованная, 200 г/м2, 2 параллельных сгиба до формата 21x30 см. Тираж — 200 и 500 экз. Просьба указать сроки и способ печати.

     

  • Варианты будущего для типографий

    Передовые полиграфические технологии Komori и Brausse — теория и практика для представителей российских типографий. Без секретов.

     


comments powered by Disqus