2002.01.09, Автор: Игорь Кистенев5858 прочтений

МАСШТАБНАЯ печать

Теги: Справочник покупателя Справочники покупателя Publish

Прошедший год в хорошем смысле обострил ситуацию на рынке цветных плоттеров: анонсирован ряд быстрых аппаратов, расширяющих границы представлений о качественной полноцветной печати.

Прошедший год в хорошем смысле обострил ситуацию на рынке цветных плоттеров: анонсирован ряд быстрых аппаратов, расширяющих границы представлений о качественной полноцветной печати.

Эти изменения, безусловно, привлекут внимание владельцев подобной техники, строящих планы расширения своего бизнеса, а также тех, кто впервые собрался вложить деньги в приобретение цветного плоттера.

Далеко не полный список выпущенных на рынок или только анонсированных в 2001 году новинок занимает солидный абзац и вполне заслуживает названия «звездный». В список вошли: Canon BJ-W9000 с мощной магистральной системой подачей чернил; скоростной аппарат 5260 компании Eastman Kodak с чернильными резервуарами по 1000 мл, работающий в режиме динамической «безрастровой» печати; Encad NovaJet 736 и NovaJet 750 с двойной чернильной магистралью, а также NovaJet 880 с возможностью печати на носителях толщиной до 12,5 мм; Epson Stylus PRO 10000CF, оснащенный двухрулонной подачей бумаги и автоматической диагностикой печатающих головок; «двенадцатиголовый» DisplayMaker Mach 12 компании MacDermid ColorSpan c чернильными емкостями по 960 мл; NX-Pro Toucan-64 от Mutoh (появится на рынке в феврале 2002 г.) Roland SOLJET SC-500 и Hi-Fi Solvent Jet Resolve X21(переработанный компанией Tiara Systems аппарат Hi-Fi Jet FJ-52 от Roland), работающие на так называемых «сольвентных» чернилах; принтеры JV4 компании Mimaki c новыми печатными головками Epson; мощные IP-4010 и IP-4500 от Seiko I Infotech вместе с Xerox ColorgrafX X2-54, отпечатки которых можно подвергать горячему ламинированию уже через несколько минут после отрезки от рулона.

Хотя выделять кого-либо в этом списке — неблагодарная задача, все-таки хочется отметить две компании: дебютанта на рынке широкоформатной печати Seiko I Infotech, представившую конкурентоспособные машины, очень близкие по идеологии построения к Xerox ColorgrafX X2-54, и Mutoh, которая не только анонсировала аппараты NX-Pro Toucan-64 и RJ-8000 Falcon Series II (свой первый восьмицветный плоттер!), но и обновила прежний модельный ряд, выпустив его под торговой маркой Falcon RJ Graphics Plus. Разработчики Mutoh решили сыграть по крупному, объявив о предстоящем выпуске моделей NX-Pro Toucan-87 и RJ-8000 Falcon Series II с шириной печати 2200 мм, рассмотрение которых, к сожалению, выходит за рамки статьи (мы ограничимся аппаратами с шириной печати от формата А0, но не более 2000 мм и минимальным разрешением 600 dpi).

Предваряя обзор, заметим, что его задачей не является отражение технических характеристик плоттеров различных производителей пропорционально доле занимаемого ими рынка. Главная цель — рассказать о наиболее важных и интересных особенностях, которые могут послужить отправной точкой при выборе подходящей модели.

Две технологии — две религии

Представленные в сводной таблице широкоформатные принтеры традиционно разделяются на два технологических лагеря: термоструйной и пьезоэлектрической печати. Хотя может показаться, что чаша весов склоняется в сторону приверженцев «холодных чернил», на самом деле все гораздо сложнее. Как бы ни расписывали недостатки друг друга противоположные стороны, каждая технология имеет отрицательные и положительные моменты. Разработчики из Hewlett-Packard и Encad, например, настолько усовершенствовали свои, что отчасти даже вошли в противоречие с известной истиной, что термоструйная печатная головка — расходный материал. Так, благодаря отлаженной системе контроля сбойных сопел и их очистки, а также независимой замене картриджей и печатных головок стандартом стала прокачка через головки HP чернил из двух и более картриджей.

Трудно не признать и достижений изобретателей пьезоголовок из Epson, создавших систему управления мениском чернильной капли, благодаря чему регулируется объем выбрасываемых из сопел микропорций чернил. Это изобретение позволило воплотить на практике идею так называемой «безрастровой» печати (contone printing), для которой характерна незаметность на изображении растровых точек. Свежий пример — выход Eastman Kodak 5260 и Mutoh RJ-8000 Falcon Series II, способных выбрасывать из своих дюз капли пяти или шести размеров (5260 — 8, 16, 32, 52 и 67 пиколитров, RJ-8000 — 6, 12, 15, 26, 30 и 43 пиколитра*). При этом, разумеется, чем больше капля, тем меньше разрешение — тот же Kodak 5260 работает при 1200 dpi только с минимальным размером капли, а при 600 dpi — с тремя размерами.

Помимо обеспечения фотографического качества, эта технология позволяет заметно увеличить скорость печати, поскольку на прорисовку сплошных областей тратится намного меньше времени — нет необходимости заполнять их стандартными микрокаплями, когда можно сделать это каплями максимального объема. По такому принципу печатают практически все современные пьезоэлектрические принтеры. Правда, количество размеров капель у большинства стандартно (не более трех), да и технология эта не всегда применима. Помимо уже упомянутых ограничений по разрешению, так называемый режим «микроточки» (microdot) принудительно отключается на плоттерах Falcon компании Mutoh в случае печати пигментными чернилами — пользователь обязан установить значение плотности чернил (Ink Density) в среднее положение «Normal».

Будучи не в состоянии физически регулировать размер капли, разработчики термоструйных головок идут по другому пути — создают contone-изображения наложением капель друг на друга (до 29 слоев в технологии PhotoRet III компании Hewlett-Packard) при одновременном увеличении числа сопел и частоты выброса капель (512 дюз в технологии JetExpress от Hewlett-Packard при частоте выброса 15 кГц).

Плоттеры-профессионалы

Огромный выбор техники на рынке широкоформатной печати требует ее разделения по ряду ключевых признаков. Первый и наиболее существенный — целевая область применения принтера. Учитывая сферу профессиональных интересов наших читателей, выделим четыре основных сферы использования цветных плоттеров: печать художественных изображений, профессиональная полиграфия, фотопечать, рекламная и оперативная печать. Такое «размежевание» вполне оправдано, учитывая различные требования к качеству цветопередачи. Тесно связан с первым классификационным показателем второй критерий: скорость печати плоттера. Разумеется, важна не скорость в черновом режиме, которую так любят указывать производители в своих рекламных буклетах, а скорость качественной печати, удовлетворяющей требованиям взыскательного клиента (в таблице, тем не менее, мы решили привести два значения — в черновом режиме и в режиме максимального качества, что позволяет охарактеризовать весь доступный диапазон скоростей).

Крайне важна скорость в сфере оперативной рекламной печати, когда клиенту необходимо получить требуемый заказ в течение суток и даже раньше. Здесь отметим производительные аппараты Eastman Kodak 5260, Hewlett-Packard DesignJet 5000PS, Mutoh NX-Pro Toucan-64, принтеры Seiko I Infotech и Xerox ColorgrafX X2-54. Особенно существенна возможность быстрого ламинирования отпечатка, которой подвергается более 90% всей широкоформатной продукции. Перечисленные машины успешно решают эту задачу, в частности пьезоэлектрические принтеры Seiko I Infotech и Xerox, чьи чернила на масляной основе позволяют выполнять горячее ламинирование отпечатка через несколько минут после завершения работы. А в Mutoh Toucan-64 чернила на базе растворителя дают возможность вообще обойтись без ламинирования. Очень неплохой скоростью в режиме высокого разрешения отличается MacDermid ColorSpan DisplayMaker Mach 12, однако уступающий перечисленным аппаратам по возможностям оперативного ламинирования.

Познакомиться с одним из представителей этой группы — аппаратом Xerox ColorgrafX X2-54 — мы смогли в печатном салоне московской фирмы Interunity. Как заявил Николай Юдин, начальник отдела широкоформатной печати, устройство отлично справляется с выполнением оперативных заказов. Начиная с мая текущего года, подчеркнул Юдин, на ColorgrafX X2-54 уже отпечатано 2 километра широкоформатной продукции. При этом, утверждает он, совсем не обязательно работать с максимальным разрешением 720 dpi — грамотная допечатная подготовка в тандеме со стохастическим растром, генерируемым растровым процессором Onyx PosterShop 5.5, обеспечивает вполне достойное качество рекламной продукции при разрешении 360 dpi.

На другом полюсе находятся плоттеры, ориентированные на профессиональную полиграфию. Их основная функция — печать пробных спусков полос и даже контрактных цветопроб. Ведущие представители этого класса — «близнецы-братья» AGFAJet Sherpa и CreoScitex Iris43Wide/Iris63Wide (в принтерах использован механизм Mutoh и печатающие головки Epson) со специализированными растровыми процессорами Agfa Apogee PDF RIP for Proofers (контроль спусков полос, контрактная цветопроба) и CreoScitex Brisque Improof (контроль спусков полос, геометрическая проба).

Интересна предоставляемая Iris43Wide возможность выполнения двухсторонней пробы на специальном перфорированном (для обеспечения совмещения) запечатываемом материале. Хорошо известны на рынке полиграфических приложений принтеры Epson, делают попытки выйти на него и другие компании. Очень неплохие шансы имеет Hewlett-Packard, особенно учитывая поддержку принтера DesignJet 5000PS уже упомянутым Brisque Improof (также поддерживается Epson Stylus Pro 9000). Cовсем недавно о заключении стратегического партнерства объявили компании Roland и Best (разработчик известного растрового процессора BestColor), намеревающиеся создать совместный продукт на базе плоттеров Roland.

Существует целый ряд технических решений, позволяющих выводить на плоттерах фотоформы, но ввиду пока относительно невысокого разрешения принтеров широко применяются они только в ткацкой промышленности и трафаретной печати. В этих целях плоттеры Mimaki серии JV2 даже оснащаются седьмой печатающей головкой, в которой используются специальные черные чернила высокой плотности.

Иные требования предъявляются к плоттерам для вывода художественных изображений и в студиях фотопечати. При остающихся высоких претензиях к цветопередаче, на первое место выходит широта цветового охвата. Здесь несомненные лидеры — двенадцатицветные аппараты компании MacDermid ColorSpan и восьмицветные машины Eastman Kodak, Encad, Mutoh, Roland.

Впрочем, профессиональная фотопечать возможна и на шестицветной машине — так, в московском салоне Fotolab недавно был установлен плоттер Eastman Kodak 3062. Как рассказал технический директор салона Олег Востриков, на аппарате печатаются подвергающиеся сложной компьютерной обработке фотографии начиная с формата 30x45 см. Главная цель специалистов Fotolab — добиться полного совпадения цветопередачи принтера с системой цифровой фотопечати Gretag NetPrint 812 и с имеющейся в фотолаборатории аналоговой техникой.

Практические аспекты

Хотя профессиональная ориентация широкоформатных плоттеров служит хорошей отправной точкой при выборе подходящего аппарата, существует целый ряд более узких, чисто практических критериев отбора — цветовой набор устройства, конструкция системы подачи чернил, поддержка цветовых и печатных стандартов, возможности автоматической настройки, мощность растрового процессора, стоимость расходных материалов, возможность работы с различными типами чернил, удобство эксплуатации.

Тесно переплетаются первые два критерия — цветовой набор и система подачи чернил.

Замечательный пример — двенадцатицветные плоттеры компании MacDermid ColorSpan, формирующие необычайно широкий спектр цветовых пространств. Разветвленная, соответствующая набору предлагаемых цветов CMYKORGLcLmMcMm** система подачи чернил допускает печать сразу тремя наборами CMYK или двумя шестицветными наборами, что резко повышает производительность. Наличие разветвленной чернильной магистрали экономит время на переход с одного типа чернил или цветового набора на другой — не нужно лишний раз промывать магистрали и каждый раз переустанавливать картриджи.

Рис. 1. Схема автоматического переключения цветовых наборов в принтере DisplayMaker Mach 12 компании MacDermid ColorSpan

В качестве примера на рис. 1 показан один из вариантов работы на DisplayMaker Mach 12 — установка цветового набора 2x6, когда можно осуществлять оперативное переключение между наборами 2x6, 1x6, 2x4, 1x4 непосредственно с панели управления плоттера.

Аналогичными, хотя и не столь богатыми возможностями по переключению и сдваиванию цветовых наборов обладают восьмицветные принтеры Eastman Kodak 4860, Encad NovaJet 850, Mutoh RJ-8000 Falcon Series II, Roland Hi-Fi Jet Pro.

Другой важный аспект — наличие резервных чернильных магистралей для одного комплекта печатающих головок. Такими системами оснащены плоттеры Eastman Kodak 4860 и Encad NovaJet 850 (12 подающих магистралей на 8 печатающих головок), а также Encad NovaJet 750 и NovaJet 736 (8 подающих магистралей и 8 картриджей на 4 печатающих головки).

Рис. 2. Принцип построения магистрали подачи чернил в плоттере Canon BJ-W9000

Не менее существенный компонент — построение чернильных магистралей, обеспечивающих бесперебойную подачу чернил и предотвращение попадания в них воздуха. В этом контексте обратим внимание на конструкцию системы подачи в плоттере Canon BJ-W9000 (рис. 2).

Как видно из схемы, это непрерывная система подачи чернил с промежуточной емкостью, позволяющей производить замену картриджей, не прерывая печати. Установка в промежуточных подпитывающих емкостях трех датчиков уровня дает возможность постоянно отслеживать наличие чернил в них и осуществлять оперативную подкачку специальной помпой. Имеются аналогичные промежуточные емкости (вместе с возможностью оперативной смены чернильных картриджей) в плоттерах Eastman Kodak 5260, Epson Stylus PRO 10000CF, Bellise от Gretag Professional Imaging и Xerox Colorgrafx X2-54. Отметим плоттеры Encad, дозаправка прозрачных (что очень удобно для контроля уровня) чернильных емкостей которых может производиться в любое время.

Цвет по стандарту

К теме цветовых наборов вплотную примыкает проблема поддержки цветовых стандартов, особенно актуальная при использовании плоттеров в качестве цветопроб или при точном воспроизведении цветов фирменного логотипа заказчика. В этих целях большое число аппаратов поддерживают цветовые характеристики Pantone (т. е. аппаратно или программно оснащены соответствующими цветовыми библиотеками), а некоторые — например, все рассматриваемые принтеры Hewlett-Packard — даже оборудованы функцией автоматической цветокалибровки под Pantone. Пока единственный из участвующих в обзоре производителей — компания Roland — сообщает о факте сертификации своих аппаратов на соответствие шестицветному стандарту Pantone Hexachrome и о поддержке 97% цветов Pantone. Обеспечивают официальную поддержку стандарта Pantone и другие — Agfa, Canon, MacDermid ColorSpan.

Рис. 3. Сдвоенный ПЗС-сенсор плоттера MacDermid ColorSpan DisplayMaker Mach 12

Компании, заявляющие о способности их принтеров выступать в роли цветопробного устройства, безусловно, декларируют соответствие цветового охвата чернил печатным стандартам (Euroscale, SWOP) и формируют необходимую программную поддержку с помощью растрового процессора (Agfa, Canon, CreoScitex, Epson, Hewlett-Packard). Обеспечивается она и независимыми поставщиками — фирмами Best, EgroSoft, Onyx Graphics, Scanvec-Amiable и другими, чьи растровые процессоры часто предлагают приобрести вместе с плоттером.

Большое значение для «удержания цвета» имеют средства периодической цветовой калибровки плоттеров, которые ряд производителей встраивает в свои системы. Помимо плоттеров уже упомянутой Hewlett-Packard, подобными устройствами оснащены аппараты MacDermid ColorSpan DisplayMaker, NX-Pro Toucan-64 и Xerox ColorgrafX X2-54. Суть их работы заключается в выводе контрольной цветовой градационной шкалы, чьи значения цветов считываются фотодиодным датчиком (аппараты Hewlett-Packard и Mutoh) или ПЗС-сенсором (аппараты MacDermid ColorSpan и Xerox). Еще более развитые средства цветокалибровки получают в свое распоряжение владельцы аппаратов AGFAJet Sherpa и Eastman Kodak 3062/3043, в стандартную поставку которых входят приборы для цветовых измерений X-Rite DTP-41 и ColorMouseToo! компании Color Savvy Systems.

С бумагой не шутят

Следует помнить, что встроенные процедуры калибровки рассчитаны на применение пользователем оригинальных носителей — откалиброванный в автоматическом режиме принтер Hewlett-Packard вряд ли обеспечит заданное цветовоспроизведение на бумагах Encad или Kodak. Поэтому нужно либо всегда покупать рекомендованные материалы, либо самостоятельно строить цветовые профили, что предполагает наличие мощного растрового процессора с модулем профилирования. Принципиальные различия термоструйной и пьезоэлектрической технологий тоже не позволяют с равным успехом применять бумаги конкурирующих технических направлений. «Холодные» чернила пьезосистем иногда просто не смогут надлежащим образом впитаться в плотные высокоглянцевые бумаги соперников по рынку. Аналогичным образом, пользователь термоструйного принтера при печати на быстросохнущей бумаге для пьезоплоттеров может быть разочарован «бледным видом» получившегося изображения.

Выбор доступного носителя ограничивается еще одним фактором — максимальной толщиной запечатываемого материала. Хотя в большинстве случаев этот показатель не столь критичен, иногда (при печати на толстых холстах или баннерной бумаге) именно допустимая толщина становится определяющим фактором. Рекордсменом здесь является плоттер Encad NovaJet 880, обеспечивающий печать на материалах толщиной до 12,5 мм. Следом идут MacDermid ColorSpan DisplayMaker Mach 12 и DisplayMaker Esprit, способные работать с носителем толщиной до 3,175 мм. Остальные аппараты, допуская ручное или автоматическое регулирование высоты головок, не могут печатать на материалах с толщиной более 2 и даже 1 мм.

Подбор нужного носителя определяется и скоростью высыхания отпечатанного изображения. Отпечаток должен высохнуть настолько, чтобы его можно было безопасно ламинировать, в том числе и горячим способом. В этих целях и производители плоттеров, и сторонние поставщики выпускают целый спектр быстросохнущих микропористых бумаг. Это, например, Eden Semi-Gloss Photorealistic Paper компании Rexam Image Products или Instant Dry Glossy Photo Paper компании Mutoh.

Сухие чернила

Проблема высыхания чернил часто не решается одним подбором бумаги — при полноцветной печати в восемь и более цветов, в частности на MacDermid ColorSpan DisplayMaker или Encad NovaJet 850, без встроенной системы сушки при быстрой печати просто не обойтись. Эти аппараты даже оснащены специальными датчиками влажности и температуры: DisplayMaker автоматически замедлит скорость печати при повышенной влажности, а система динамической сушки NovaJet 850 (на ее базе построен принтер Eastman Kodak 4860) подберет подходящий температурный режим обдува носителя. Несколько проще обстоят дела на шестицветных, а тем более четырехцветных моделях.

Физические свойства чернил Hewlett-Packard и пьезоэлектрических плоттеров способствуют быстрейшему высыханию отпечатков. Особенно привлекательны чернила на базе растворителей, используемые в Hi-Fi Solvent Jet Resolve x21, Roland SOLJET SC-50 и Mutoh NX-Pro Toucan-64. Сохнут они моментально, устойчивы к внешней среде — следовательно, отлично подходят для печати наружной рекламы. Мало того, для максимальной впитываемости и ускорения высыхания чернил в Resolve x21 используется два специальных нагревателя — до и после печатающих головок.

Интерфейсы на выбор

Обработка большого объема информации, передаваемой в широкоформатный принтер из программного растрового процессора или специализированного приложения, естественно, подразумевает быстрый интерфейс. Несколько смягчаются эти требования при наличии встроенного RIP, зачастую комплектуемого жестким диском или оперативной памятью (так называемым буфером) большой емкости. Хороший пример — Hewlett-Packard DesignJet 5000PS с жестким диском 20 Гбайт. В подобных ситуациях производители, как правило, встраивают в свои устройства традиционный параллельный порт или же дополняют их, как видно из сводной таблицы, разъемом USB.

Передача в принтер больших файлов, особенно при работе с высоким разрешением и технологией переменной точки, неизбежно требует быстрых информационных линий. Самое мощное на сегодняшний день решение — установка интерфейса FireWire — пока стандартно реализовано лишь в Eastman Kodak 5260. Дополнительная установка платы FireWire предусмотрена в принтерах Epson и Mutoh NX-Pro Toucan-64. Более медленные решения, но превосходящие по скорости параллельный интерфейс — установка платы SCSI (Canon BJ-W9000, Gretag Bellise, Xerox ColorgrafX X2-54, Seiko I Infotech IP-4010, IP-4500) или разъема USB (принтеры Epson и Hewlett-Packard). Ценный вариант — наличие сетевой платы Ethernet, благодаря которой плоттер можно задействовать с удаленной рабочей станции. Как видно из таблицы, далеко не все производители полагают, что сетевое подключение по умолчанию необходимо для их будущих заказчиков.

Сколько это стоит?

Широкоформатный принтер покупается, ясное дело, не для вывода любительских фото или периодической печати красивых картинок для украшения интерьера загородной дачи (что, впрочем, не запрещено). Поэтому на первое место, помимо чисто технических характеристик аппарата, выходит вопрос его окупаемости, стоимости владения и размера первоначальных инвестиций. Цена самого плоттера варьируется в широком диапазоне и определяется целым рядом параметров — цветовым набором, производительностью, наличием сетевой платы и растрового процессора, подмоточного устройства и т. п.

В ряде случаев обязательная комплектация по принципу «все в одном» может, как это ни странно, даже отпугнуть покупателя — поставляемый в «коробке» растровый процессор, характеристики которого не отвечают заданным требованиям, вполне способен дать иной эффект, чем тот, на который рассчитывал поставщик плоттера.

Однако единовременные инвестиции в покупку аппарата — лишь «цветочки». По данным независимых экспертов, только 19% прибыли производителей плоттеров приходится на сбыт самих аппаратов. Остальное — результат торговли расходными материалами и комплектующими. Именно поэтому необходимо сразу оценить предполагаемые затраты на обслуживание аппарата, фактическую стоимость его эксплуатации.

Как известно, в число основных расходных материалов термоструйных плоттеров входят чернила и печатающие головки (запечатываемый материал — отдельная статья), а пьезоструйных принтеров — чернила (при условии сохранения работоспособности печатающих головок). Разумеется, периодически надо менять лезвия автоматических резаков, сливные емкости для отработанных в ходе чистки головок чернил и другие компоненты, но главный расходный материал — чернила. Поэтому, в первую очередь, следует оценить их расход на квадратный метр запечатываемого полотна, что априори сделать очень непросто. Проблема легко разрешится после покупки аппарата, тем более некоторые производители, например, Encad и Epson, снабжают их средствами автоматического расчета потребления расходных материалов, но такой вариант устроит не каждого.

Зависит расход чернил от многих факторов — разрешения печати, ее вида, запечатываемого материала, параметров настройки растрового процессора, технологии чистки печатающей головки. Лишь очень приближенно, на основе сопоставления данных от разных поставщиков, допустимо говорить, что в режиме качественной печати этот расход, как правило, не превышает 1,5-2 мл на квадратный метр для каждого цвета при 25% заполнении (см. таблицу). Кстати, как утверждают специалисты, удельный расход чернил в пьезоэлектрических плоттерах несколько меньше и должен оцениваться по нижней границе приведенного диапазона. С учетом этого, а также указанных в таблице цен на чернила и печатающие головки, можно в первом приближении оценить стоимость будущих отпечатков.

Чтобы не болела «голова»

Несмотря на то, что производители пьезоструйных принтеров не признают свои печатающие головки расходным материалом, у них также есть гарантированный ресурс работы. Хотя некоторые данные приведены в таблице, их нельзя назвать исчерпывающими. Один из дополнительных косвенных показателей — стоимость головок, а также наличие развитых встроенных систем обнаружения и чистки засорившихся дюз. Попутно отметим, что подобными устройствами оснащены далеко не одни пьезоплоттеры — есть они в принтерах Encad, Hewlett-Packard и MacDemid ColorSpan. В состав расходных материалов Hewlett-Packard DesignJet 5000PS даже входит специальный блок очистки, устанавливаемый на плоттер вместе с головкой.

Рис. 4. Система автоматического поиска сбойных сопел плоттера Epson Stylus PRO 10000CF

У пьезоэлектрических плоттеров сложность и развитость систем контроля сопел печатающих головок еще выше. В принтере Xerox ColorgrafX X2-54, например, соответствующий аппаратный модуль выполняет сразу пять функций: временное согласование работы всех дюз, цветокалибровку, компенсацию разброса оптических плотностей при печати разными соплами, обнаружение сбойных дюз и запуск их прочистки, установку требуемого угла наклона и высоты головки. Не менее эффективной системой оснащен Epson Stylus PRO 10000CF, где поиск забившихся сопел с последующим запуском процедур их очистки выполняется с помощью специального лазерного детектора (рис. 4).

Объективный подход

Учесть при выборе широкоформатного плоттера абсолютно все преимущества и недостатки — неосуществимая задача. Более реально выделить основные, с точки зрения особенностей будущей эксплуатации, моменты, построив на них программу «селективного отбора» нужной модели. Помимо уже названных, это например, возможность работы с чернилами различных типов. Здесь отметим пьезоэлектрические плоттеры, печатные головки которых (аппаратов Mutoh, в частности), пусть это не покажется странным, успешно работают не только с чернилами пигментными и на базе красителей, но даже с сублимационными и кислотными (автор, однако, не призывает владельцев принтеров Canon, Epson или Xerox заливать в них чернила сторонних производителей). Для поклонников печати в больших объемах станет незаменимой возможность одновременной работы с двумя рулонами, которая предусмотрена в аппаратах Canon BJ-W9000, NovaJet 750, 850, 880 от Encad (здесь для подачи второго рулона используется подмоточное устройство), моделях Stylus PRO 9000, 9500 и 10000CF от Epson и Xerox ColorgrafX X2-54.

Отличным подспорьем окажется способность плоттера к резке запечатываемого материала — это свойство наиболее ярко воплощено в моделях Roland CAMMJET 500 и SOLJet-SC-500, предоставляющих полный набор функций режущего плоттера. Не останется незамеченной увеличенная емкость чернильных резервуаров целого ряда принтеров: Mutoh NX-Pro Toucan-64 — 2000 мл, Eastman Kodak 5260 и Bellise от Gretag Professional Imaging — 1000 мл, DisplayMaker Mach 12 — 960 мл, Hewlett-Packard DesignJet 5000PS — 680 мл. Ключевое значение имеет мощность и диапазон возможностей используемого растрового процессора (см. статью «Интеллект для принтера» на стр. 34 этого номера). Что же касается проверки качества печати аппарата, то, по словам заместителя директора компании «ВИТРИНА А» Олега Дадабаева, один из наиболее жестких тестов — печать одноцветной плашки на пленке с последующим изучением отпечатка на просвет. Полосчатость и возможные следы от печатающей головки вы заметите сразу. Впрочем, такие требования к результату обычно оправданы лишь в случае выполнения работ, размещаемых в световой рекламе.

Автор глубоко признателен сотрудникам представительств Epson, Eastman Kodak, Canon, Hewlett-Packard и Xerox в Москве, специалистам компаний Amos, Consistent Software, Expo Graphica, Legion Group, «Арус», «BeMaTek», «Гала-Арт», «ВИТРИНА А», «Копия Москва», «ЛИРК онсалтинг», «МакЦентр», «Нисса», «СайнАрт», «Терем», сервисного центра Hewlett-Packard, фотосалона Fotolab, печатного салона Interunity и дизайн-бюро MagicPrint за помощь, оказанную при подготовке данной статьи.


* Примечание. В официальной спецификации Mutoh RJ-8000 Falcon Series II говорится о весе чернильных капель в нанограммах (1 нг = 10-9 кг) — 5,4; 11,5; 14; 25; 28; 41 нг. Однако в целях сравнения эти значения были переведены в пиколитры (1 пл = 10-12 л) из допущения, что средняя плотность чернил ненамного превышает плотность воды (при пересчете предполагалось, что эта плотность составляет 1006 кг/м3 — аналогичный показатель, например, имеют водные чернила Epson QuickDry). Как известно, плотность воды — 1000 кг/м3, и вес одного пиколитра равняется одному нанограмму.

** Примечание. C — Cyan; M — Magenta; Y — Yellow; K — Black; O — Orange; R — Red; G — Green; Lc — Light Cyan; Lm — Light Magenta; Mc — Middle Cyan; Mm — Middle Magenta.


ШИРОКОФОРМАТНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП
Производители объединяются

Заметно расширить свое влияние на рынке систем широкоформатной печати решила компания Oce, представители которой объявили о приобретении у Gretag Imaging Group ее подразделения Gretag Professional Imaging, объединяющего сразу четыре фирмы: Raster Graphics, Onyx Graphics, Cymbolic Sciences и ANAgraph. Подразделение специализируется на разработке и выпуске средств лазерной фотопечати, широкоформатных струйных принтеров и растровых процессоров. Oce, в свою очередь, является одним из крупнейших производителей копировальной техники и устройств для инженерной печати.

Источник: Oce

Поклонникам Encad на заметку

Тенденция поставщиков средств широкоформатной печати к объединению получила еще одно подтверждение: компания Eastman Kodak подписала соглашение с Encad, согласно которому этот известный производитель плоттеров становится ее собственностью. Права Eastman Kodak будут распространяться не только на принтеры Encad, но также на расходные материалы и программное обеспечение.

Источник: Eastman Kodak

Stylus Pro 9000 за полцены

Владельцы устаревших моделей перьевых и струйных плоттеров могут не расстраиваться: компания Epson предлагает им сдать свою технику и получить 50% скидку (от рекомендованной розничной цены 9200 долл.) при покупке принтера Stylus Pro 9000. Размер скидки не зависит от того, какой плоттер сдается — это может быть аппарат любого производителя и любого года выпуска. Главное требование — его формат должен быть А1 или больше. С каждым принтером Stylus Pro 9500 покупатель получит комплект бесплатных расходных материалов: два дополнительных комплекта чернильных картриджей и 16 рулонов носителей. Имеется два варианта комплектов носителей: для рекламных агентств и фотостудий.

Источник: Epson

На долгую память

Долговечность отпечатков — важный фактор широкоформатной печати, используемой в рекламных целях. SOLJET SC-500 — шестицветный плоттер (цветовой набор CMYKLcLm), выпущенный компанией Roland, с разрешением печати 1440 dpi и максимальной шириной запечатываемого материала 1371 мм, предназначен для изготовления наружной рекламы. Аппарат (в нем, как и в других принтерах Roland, применяются пьезоэлектрические печатающие головки Epson) разработан на базе плоттеров Hi-Fi Jet FJ-52 и CAMMJET CJ-500 с функциями резки, благодаря чему предоставляет широкий спектр возможностей по вырезанию запечатываемого материала. Что еще важнее, он работает на так называемых «сольвентных» быстросохнущих чернилах, отличающихся высокой водо- и УФ-стойкостью. В комплект входит программный растровый процессор ColorChoice, работающий с языком управления Adobe PostScript 3. Одновременно Roland объявила о начале поставок материалов для печати указанными чернилами —материалов SOLJET Certified Media (SCM), включающих винилы, холсты, баннерные бумаги и пленки для световой рекламы.

Источник: Roland

Универсальный VUTEk

Известный производитель сверхширокоформатных принтеров, американская компания VUTEk, анонсировала «небольшой» восьмицветный плоттер PressVu UV 180 EC с максимальной шириной печати 1830 мм, работающий на стойких к УФ-излучению чернилах. Как заявил главный исполнительный директор VUTEk, Ричард Ашман, аппарат способен печатать на широком диапазоне основ (в том числе и на жестких) практически с одинаковым качеством. Встроенная в принтер система фильтрации обеспечит комфортные условия обслуживающему персоналу. Поставки должны начаться в середине 2002 г.

Источник: VUTEk

Печать без ламинирования

Как известно, ключ к успеху любой компании, специализирующейся на печати широкоформатной рекламы — оперативность и качество. Отлично понимая это, фирма NUR Media Solutions (NMS), «дочка» производителя плоттеров NUR Macroprinters, объявила о расширении спектра поставляемых ею печатных основ NURFLEX для печати на широкоформатных и сверхширокоформатных принтерах, использующих струйную технологию drop-on-demand. Среди новинок — материалы NURFLEX iSpeed, предназначенные для печати насыщенными цветами на высокоскоростных цифровых плоттерах. Поверхность носителей исключительно восприимчива к сольвентным чернилам, что дает возможность печатать на них высококачественную продукцию без увеличенного расхода чернил. Это позволяет воспроизводить больший диапазон цветовых градаций при гораздо меньшей «полосчатости», свойственной печати на других материалах. Основы NURFLEX iSpeed Frontlit Light и NURFLEX iSpeed Backlit гарантируют стойкость внешней рекламы в течение 12 месяцев без нанесения специальных покрытий и ламинирования. Основы поставляются в форматах 1600 мм и 3200 мм, при этом NMS планирует в ближайшем будущем начать выпуск нескольких дополнительных форматов. Еще один материал — NURFLEX Excellence — предназначен для сверхширокоформатных принтеров. Носители этой серии включают наименования Frontlit, Knitted Mesh, Backlit и Blackout, гарантирующие стойкость наружной рекламы без специального покрытия или ламинирования в течение 24 месяцев.

Источник: NUR Media Solutions

Ворота в «цветовой рай» открыты

Любой профессиональный пользователь широкоформатного принтера знает, что реализовать без хорошего растрового процессора сложный и ответственный проект — практически невозможно. Неплохое предложение недавно «озвучила» компания ColorGATE, анонсировавшая третью версию своего одноименного RIP. Среди основных особенностей пакета: поддержка многостраничных, динамически изменяемых документов PDF; технология PDF Hot Container; определяемая пользователем система управления цветом; программа создания цветовых профилей Profile Creation Wizard; развитые средства «экранной цветопробы»; поддержка файлового формата DCS 2.0.

Источник: ColorGATE

 
 

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:

comments powered by Disqus