2001.12.10, Автор: Михаил Кувшинов5806 прочтений

CIP3 PPF

Теги: Стратегия Стратегия Publish

Осознаем мы это или нет, но одной из узловых точек всей связанной с компьютерными технологиями деятельности является файловый формат.

Осознаем мы это или нет, но одной из узловых точек всей связанной с компьютерными технологиями деятельности является файловый формат. Файловый формат — это язык, описывающий, какие именно виды информации передаются, и как они структурируются, группируются, кодируются. Для компьютерной технологии он не менее важен, чем естественный язык для людей. Рассматриваемый нами PPF — Print Production Format — это язык для описания всех стадий подготовки печатного продукта, от приема заказа до готовой книги, буклета и т. п. Мощнейшие скачки технологии в сознании автора связываются именно с введением нового файлового формата. Идея хранимого кода создала компьютер как таковой. Введение ASCII позволило ему работать с текстом. Появление PostScript до неузнаваемости изменило лицо полиграфии. JPEG и HTML, упав на не слишком многообещающую почву военных и университетских сетей, породили «взрыв» Сети.

Возникновение и развитие

Ураганный успех, сопутствовавший компании Adobe, создавшей PostScript, реализовался в быстром отмирании многочисленных «фирменных» языков файловых форматов и создании допечатных технологий, какими мы знаем их сейчас. Идея дальнейшего обобщения заложенных в PostScript принципов активно разрабатывалась в германском Fraunhofer Institut Graphische Datenverarbeitung (Институт компьютерной графики Фраунгофера). Не являясь, в отличие от Adobe, коммерческой фирмой, институт Фраунгофера поставил перед собой задачу разработки открытого формата, который единообразно и исчерпывающим образом описывал бы весь технологический процесс производства печатного издания — приема и планирования заказа, допечатной стадии, печати, послепечатной обработки до готового продукта.

Работающая по такому принципу технологическая цепочка смогла бы создавать печатный продукт в автоматическом режиме. Концепция была разработана к концу 1993 года, первый черновой вариант спецификации подготовлен в середине 1994 г. Важнейшим было требование открытости и исчерпывающей документированности, которая в перспективе бы позволила создавать технологические линии из оборудования различных производителей. Для этого спецификация ссылается не на реальную машину, а на ее абстракцию. В преддверии DRUPA-95 по инициативе Heidelberg Druckmachinen AG была создана группа CIP3*.

В группу вошли производители допечатных, печатных и послепечатных систем, жестко конкурирующие между собой. Однако их объединяла общая потребность создания единого языка, т. к. ни один не производил оборудование, закрывающее всю цепочку **.

На DRUPA-95 была представлена версия 1.0 спецификации, текущая версия 3.0 появилась в 1998 г.

Реализация

Допечатные операции не только создают страницы, спуски полос, обрезные метки и шкалы, но и загружают всю эту информацию в контейнер объектного структурированного PPF-файла. PPF-файл, создаваемый и последовательно дополняемый программой создания спуска полос и растровым процессором, в идеале содержит полное описание продукта. Исключением являются данные высокого разрешения, передаваемые на пленку, пластину или непосредственно на формный цилиндр цифровой печатной машины. В результате PPF-файл становится естественным источником данных для печатных и послепечатных операций. В печатной стадии из него извлекаются данные для настройки красочного аппарата, приводки по регистрационным меткам, требуемые оптические плотности красочных слоев и допустимые отклонения для контроля качества воспроизведения цвета. Послепечатная стадия еще более выигрывает от использования CIP3 PPF-файла, извлекая из него всю необходимую информацию для резки, брошюровки, склейки и т. п. Главный экономический эффект возникает за счет избежания повторного ввода информации. Результат — быстрая настройка всех машин, надежный, объективный контроль качества воспроизведения цвета, сокращение ошибок. Это тем более важно в условиях сокращения тиражей.

Вся информация в CIP3 PPF-файле кодируется средствами и структурами PostScript, например:

... CIP3BeginColorControl /Black50 << /Screen (60 / cm) /Separation (Black) /DensityBlack 0.331 /ToleranceBlack [-0.02 0.02] ... /UserControlStrip CIP3PlaceColorControlStrip CIP3EndColorControl ...

Подробное описание и даже перечисление всех типов используемой в CIP3 PPF информации в настоящей статье вряд ли уместно — только пример PPF-файла [1] занимает четыре полных страницы. Заинтересованный читатель может обратиться к [1], мы же ограничимся констатацией того, что формат полностью описывает всю необходимую для создания печатного продукта информацию. Для его использования требуется, с одной стороны, программное обеспечение, которое наполняет PPF-файл нужной информацией на допечатной стадии. И, с другой — использующее эту информацию, преобразуя ее в команды управления соответствующим дорогостоящим оборудованием в печати и послепечати.

Реальность

Очевидно, что наиболее благоприятная почва для применения CIP3 PPF — крупнейшие типографии. Действительно, если вы выводите пленки одиночными А4 под ручной монтаж, вопрос о файловой интеграции допечати, печати и послепечати не встает.

Точно также он оказывается чисто теоретическим, если используемое послепечатное оборудование не соединено в автоматическую линию с файловым управлением. Однако подобная линия для цифровой печати малых тиражей тоже запросто может обойтись без CIP3, используя фирменный язык устройств, единовременно поставленных одним производителем. Но даже в крупной типографии все не так просто. Ведь для производителя обеспечить стандартный документированный интерфейс — значит предоставить клиенту право выбрать совместимое решение от конкурента. Не лучше ли порекомендовать клиенту работать только с одним производителем?

Пример из жизни. Летом сего года автору вместе с клиентом пришлось практически решать вопрос сопряжения вновь установленного новейшего оборудования Heidelberg по CIP3 с используемым допечатным оборудованием.

Допечатная система CreoScitex представляла собой Brisque и ПО генерации CIP3 PPF-файла InkPro. Вновь поставленное оборудование Heidelberg состояло из печатной машины SpeedMaster 74, пульта CP2000 и ПО импорта CIP3 PPF-файлов CPC32. Технологических проблем не возникло — программисты обоих производителей обеспечили корректное создание и обработку CIP3 PPF-файла, несущего исходную информацию (так называемый красочный модуль) для управления красочным аппаратом печатной машины. Возникли некоторые организационные трудности, успешно преодоленные.

Теперь на очереди сопряжение по CIP3 допечатного оборудования с печатными машинами других производителей. На момент выхода этого номера Publish такое сопряжение реально планируется осуществить с передачей красочного модуля на прессы KBA и Ryobi.

Внимательный читатель мог заметить, что автор ненавязчиво перешел от CIP3 PPF, описывающего весь процесс, к «красочному модулю». Действительно, одна из немногих реально востребованных возможностей CIP3 PPF — это стандартизованная передача данных по настройке красочного аппарата печатного пресса. Что это такое?

Упрощенно говоря, красочный аппарат серьезной офсетной печатной машины разделен на зоны, подачу краски в которые можно относительно независимо регулировать. Скажем, печатаем мы плакат, сверху на котором голубое небо, а снизу — черно-красная календарная сетка. Очевидно, что на верх листа (голубое небо) надо подавать много голубой краски, среднее количество пурпурной и совсем мало желтой и черной. В нижнюю часть — наоборот: много черной, чуть-чуть пурпурной с желтой и совсем не давать голубой. Конечно, опытный печатник, посмотрев на пробу, мысленно разбивает печатный лист на зоны и выставляет в соответствии с этим ножи красочного аппарата. Но разбивает он на четыре зоны (в лучшем случае шесть), в то время как характерное число зон красочного аппарата хорошего пресса среднего или полного формата — 24-32. То есть компьютерная настройка именно на данный печатный лист может быть существенно точнее. Значит, водно-красочный баланс установится раньше, и раньше начнется печать полезного тиража. А экономия нескольких десятков листов на каждом тираже выльется в огромный эффект в годовом исчислении.

До введения CIP3 PPF производители печатных машин решали задачу сканированием в специальном сканере готовых печатных пластин стоимостью в десятки тысяч долларов. Не правда ли, яркое свидетельство экономической неэффективности повторного ввода в систему уже имеющейся информации? CIP3 PPF выполнят роль именно такого виртуального сканера, неся информацию о красочном содержании печатного листа в специальным образом подготовленном растровом изображении низкого разрешения. Эта информация дополнена градационными кривыми, которыми описываются погрешности, вносимые при изготовлении цветоделенных пленок и пластин. Стандарт предусматривает произвольное число сепараций. Картинка полученная со сканера и из PPF-файла одинаковым образом обрабатывается фирменным софтом производителя печатной машины (например, CPC32 в рассмотренном нами примере) и в компактном фирменном формате передается в систему управления прессом. Если производитель пресса разрешил использовать свой фирменный формат (как это сделано, например, фирмой KBA), допечатная система (например, упомянутая InkPro) может, минуя CIP3 PPF, записывать управляющие коды непосредственно в него. Не так красиво, конечно, но замена для полноформатного спуска 8-мегабайтного файла по CIP3 на несколько килобайт фирменного формата, которые все равно придется создавать, да плюс исключение недешевого программного обеспечения может и примирить с недостатком красоты.

В результате, реальное применение CIP3 PPF похоже и ограничивается важным, но очень частным случаем настройки красочного аппарата пресса. Из шести десятков названных на www.cip3.org продуктов, показанных на выставке Print-01 и как-то связанных с CIP3 PPF, полтора десятка занимаются именно этим. И, к примеру, явно упомянуто только два продукта, поддерживающих резку. Немного грустно, но такова жизнь. Тем временем группа CIP3 нашла новое занятие — разработку формата JDF (Job Definition Format). JDF базируется не на PostScript, а на гораздо более модном XML, поддерживает простую и однозначную трансляцию из PPF, а значит, все возможности последнего плюс еще что-то. Весной 2001 опубликована первая спецификация JDF. Но это уже другая история, и рассказывать ее имеет смысл по осени.

Ссылка

[1]. Specification of the CIP3 Print Production Format, Version 3.0 June 2, 1998, FRAUNHOFER INSTITUTE FOR COMPUTER GRAPHICS, http://www.cip3.org/documents/technical_info/cip3v3_0.pdf

Об авторе: Михаил Кувшинов (mike@amos.spb.su) — технический директор компании «Амос».


* International Cooperation for Integration of Prepress, Press, and Postpress — Международная кооперация за интеграцию допечати, печати и послепечати. Позже было добавлено слово «процессов», что породило аббревиатуру CIP4. Группа CIP3 создала спецификацию PPF, см. [1].

назад

** Отметим, что создание группы CIP3 произошло еще до начала активного поглощения концерном Heidelberg ряда компаний, направленного именно на исполнение собственными продуктами всех технологических операций, связанных с производством печатных материалов.

назад

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Расширяющаяся вселенная «латексной» печати

    За 10 лет существования латексной печати вокруг этой технологии сформировалась устойчивая и постоянно расширяющаяся экосистема из собственных решений HP и предложений партнёров, а пользователи постоянно придумывают новые применения принтеров HP Latex.

     

  • Oce Colorado 1640

    Заключение: самый высокопроизводительный в классе рулонный УФ-принтер для работы с разнообразными материалами. Имеет высокий уровень автоматизации, что обеспечивает длительное время работы без вмешательства оператора. Пригоден как для наружной рекламы, так и для интерьерной печати.

     

  • Простые секреты «Артес»: машины, люди и диверсификация

    11 апреля 2018 г. мне по приглашению директора «Терра Системы» Стефана Валуйского удалось побывать на дне открытых дверей в екатеринбургской типографии «Артес», которую знаю уже почти два десятилетия.

     

  • Что в имени тебе моём?

    В этот раз считаем распространённый заказ — буклеты А4 формата в готовом формате, 6 полос. Запрос такой: Буклет 21x30 см в готовом виде, 63x30 см в развороте, 4+4, бумага — мелованная, 200 г/м2, 2 параллельных сгиба до формата 21x30 см. Тираж — 200 и 500 экз. Просьба указать сроки и способ печати.

     

  • Варианты будущего для типографий

    Передовые полиграфические технологии Komori и Brausse — теория и практика для представителей российских типографий. Без секретов.

     


comments powered by Disqus