101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Издательские пакеты на любой вкус

  • 10 декабря 2001 г.
  • 11083
Появление персональных компьютеров в конце 80-х годов взорвало размеренную жизнь людей, занимающихся допечатной подготовкой, а произошедшая затем революция в издательской деятельности навсегда изменила способ и стиль работы всего полиграфического сообщества.

Огромный потенциал возникшего рынка «допечатки» привлек к себе множество компаний, а конкуренция привела к созданию мощных программ для верстки. Все это, во-первых, помогло пользователям оторваться от сугубо технических вопросов и сосредоточиться на творческой стороне процесса. Во-вторых, значительно сократило время верстки, позволив ежемесячно издавать многостраничные богато иллюстрированные журналы, а газетам — продлить прием последних новостей в номер.

Много воды утекло с тех пор. Большинство некогда гремевших программ поменяли своих владельцев и продолжили путь под новыми знаменами. Что касается будущего, в частности, электронных книг, то, несмотря на подогревание интереса к ним, у книгоиздательской отрасли нет повода для беспокойства: вряд ли e-book когда-нибудь смогут составить серьезную конкуренцию обычным печатным изданиям. В этом смысле человечество практически не изменилось со времен Иоганна Гуттенберга: читать обычную книгу все-таки гораздо удобнее, чем всматриваться в экран, ну а сравнивать полноцветный журнал на глянцевой бумаге с его экранной копией попросту не имеет смысла.

Вся рать

И хотя все верстальные редакторы, в принципе, делают одно и то же — помогают готовить публикацию для печати, между ними существуют заметные отличия, что позволяет их разделить на несколько категорий. К первой можно отнести «легкую кавалерию» в лице Adobe PageMaker, Deneba Canvas и Microsoft Publisher, предназначенных для создания простеньких многостраничных публикаций. Во вторую зачислим QuarkXPress и Adobe InDesign — мощные верстальные пакеты, незаменимые для полноцветных богато иллюстрированных изданий. А третью группу составят специализированные пакеты, такие как Adobe FrameMaker, Corel Ventura и ТеХ, — без них работа со справочными изданиями, научными документами превратится в сплошное мучение. Предложенное деление достаточно условно, поскольку при большом желании и умении можно верстать в CorelDRAW и даже — есть и такие умельцы — в Microsoft Word.

Несмотря на относительное богатство программ, их рыночные доли заметно отличаются. Согласно проводившимся исследованиям, на QuarkXPress приходится около 80% всего рынка цветной коммерческой полиграфии, 10% — на Adobe PageMaker и InDesign, остальную часть делят прочие участники. Для внутренних же нужд компаний гораздо чаще используются менее профессиональные редакторы типа Microsoft Publisher и реже — CorelDRAW и Deneba Canvas. А на рынке черно-белой печати господствует PageMaker — здесь главную роль играет фактор стоимости. Это в мире. На постсоветских просторах ситуация, в общем, та же, хотя (по собственному опыту) наибольшее распространение имеет QuarkXPress — по ряду причин у нас цена программы значения не имеет.

Чтобы предпочесть тот или иной редактор в каждом конкретном случае, нужно знать их возможности и преимущества перед аналогами, поскольку неправильно сделанный выбор может значительно усложнить создание макета — вплоть до его полной переделки.

Обзор верстальных редакторов логично начать со средней «весовой» категории — как наиболее распространенной, первым в которой заслуженно стоит QuarkXPress, — и затем продолжить в порядке понижения популярности.

QuarkXPress

Компания Quark впервые вышла на рынок настольных издательских систем в далеком 1987 году, предложив верстальщикам очень удобную и простую в пользовании программу XPress, которая со временем стала de facto промышленным стандартом для вывода на фотонабор всевозможной печатной продукции. Сейчас широко распространена версия 4.0х, в частности, достаточно вычищенная и беспроблемная 4.04.

Основное преимущество XPress — продуманный интерфейс (палитра Measurements (Измерения) стала эталоном для всех верстальных программ) и мощные инструменты для работы как с текстом, так и с иллюстрациями при быстрой работе даже с длинными документами. Вдобавок, за солидный срок безупречной службы XPress обросла огромным числом XTension — приложениями сторонних разработчиков, увеличивающих функциональность редактора. Причем некоторые из них заменяют целый редактор — такие, например, как Imposer (спуск полос на печатные формы) или же Tableworks (создание таблиц).

XPress 3.31

Эта версия вышла более восьми (!) лет назад, но, благодаря удачному сочетанию возможностей, скорости и надежности, с успехом используется и поныне.

Для работы с текстом в XPress имеется все: средства управления трекингом, кернингом, расстояниями — межстрочным (leading) и между абзацами (paragraph spacing), размером над- и подстрочных индексов (superscript и subscript). Можно центрировать текст в контейнере по вертикали и заполнять последнюю колонку текстом полностью до самого конца, что весьма удобно при подгонке текста. Имеются средства для указания максимально допустимого расстояния между абзацами и строками, которые программа будет учитывать при заполнении текста в блоке. Использование привязки текста к сетке (baseline grid) помогает жестко фиксировать расположение текстовых строк в многоколоночном блоке, даже если внутри текста находятся иллюстрации. Перенос отформатированного текста в XPress возможен в форматах RTF и Word 6/95.

Среди средств работы с иллюстрациями — изменение формы контейнера, управление обтеканием текста со всех сторон, регулировка по яркости и контрастности, масштабирование до размеров контейнера с сохранением пропорций и без такового.

Программа работает со всеми цветовыми палитрами — кроме Hexachrome (шестицветной печати, использующейся для воспроизведения более широкого цветового диапазона). Библиотеки (Library) позволяют постоянно держать под рукой часто употребляемые элементы, что дает ощутимую экономию времени.

  • Недостатки. Нет поддержки векторных кривых (только прямые линии), что ограничивает дизайн в программе самыми примитивными элементами. К сожалению, программа не трансформирует объекты, объединенные в группу. Поскольку данная версия не «видит» каналов прозрачности (alpha-channels) и обтравочных контуров (clipping path), присутствующих в изображениях, это может вызвать определенные проблемы при сложном макетировании. К менее существенным дефектам относятся невозможность отправки на печать сразу нескольких подряд не идущих страниц и отсутствие поддержки стилей для отдельных букв (только для абзацев). Через системный буфер вставляется лишь неформатированный текст (text only), что затрудняет работу при частых мелких правках.
  • Доступность. Для надежной работы с этой версией желательно иметь «заплатки» (patches), повышающие ее уровень до 3.31 r3.
  • Платформы: Windows, Mac OS.
  • Резюме. Качественно сделанная программа с отличной скоростью работы даже при верстке больших документов. Обеспечивает решение любых (не связанных с частым редактированием векторной графики) задач по подготовке полиграфической продукции. Огромное количество расширений значительно повышает функциональность ее стандартной версии.
XPress 4.0х

В ответ на приобретение Adobe компании Aldus и выпуск ею PageMaker 6.5, вплотную приблизившегося к XPress по своим возможностям и удобству, Quark в конце 1997 года выпускает четвертую версию своего флагманского пакета.

Преимущества. Основное новшество — поддержка кривых Безье. Программа позволяет: управлять типами узелков (corner, smooth, symmetrical), производить основные логические операции с объектами (объединение, пересечение, нахождение разницы), располагать текст по кривой, использовать графический объект как обычную букву, а также конвертировать текст в геометрический объект с тем, чтобы, например, в него можно было вставить иллюстрацию. Для удобства точного позиционирования элементов на странице вручную, максимальный коэффициент увеличения доведен до 800%. Редактор может задействовать информацию в альфа-канале или обтравочном контуре для управления обтеканием текста, что в ряде случаев значительно сокращает время верстки.

Появился новый тип стиля — стиль для букв (Character Style), упрощающий форматирование отдельных символов, тем самым экономя массу времени на непродуктивной работе.

Расширились возможности при работе с цветом: стали поддерживаться цветовая модель Pantone Hexachrome и задание цвета способом Multi-Ink (это цвета, создаваемые на основе базовой триады и/или же дополнительных). При этом новый цвет связывается в определенном соотношении с опорными (родительскими) красками, а в случае изменения параметров какого-либо из опорных цветов меняются цветовые компоненты производного цвета.

Верстальщики, имеющие дело с выпуском объемных документов, получили в свое распоряжение мощные функции построения списков (list), одним из которых может выступать содержание документа, генерации индексных указателей (index) и формирования из нескольких документов так называемых «книг» (book) со сквозной нумерацией страниц. В рамках книги задаются единые стилевые и иные параметры, а также строится общее оглавление, индексные указатели и т. п.

Упростился вывод макета на печать: появилась (правда, только для PostScript-принтеров) очень удобная функция Fit to Page, автоматически рассчитывающая масштаб для печати публикации по размеру страницы. Часто применяемые настройки сохраняются в виде стилей — с тем, чтобы при необходимости их можно было легко вызвать снова.

  • Недостатки. До сих пор в XPress отсутствует возможность сбора в одном месте шрифтов, хотя аналогичные средства встроены во многих конкурирующих разработках. Осталась нереализованной и поддержка таблиц.
  • Цена продукта достаточно высока (869 долл.), что, впрочем, вполне оправдано его потенциалом. Пользователи PageMaker могут перейти на XPress всего за 439 долл. Увы, цена в Москве еще больше — 999 долл.
  • Платформы: Windows, Mac OS.
  • Резюме. Мощный редактор для работ любой степени сложности. Выпущенные в течение трех лет обновления (сейчас доступна версия XPress 4.1) коснулись ускорения перерисовки экрана; были исправлены ошибки и повышена стабильность работы.
XPress 5

В пятой версии, которая ожидается уже совсем скоро, появится множество дополнений. Среди основных — поддержка таблиц (правда, ограниченная — в пределах одной страницы, но с интерактивным изменением размеров ячеек, их объединением и вставкой новых). Документ теперь может иметь несколько слоев, манипулировать объектами стало гораздо проще, а это очень полезно при сложном дизайне или создании многоязычных версий. Наконец-то всплывающее по правой кнопке меню стало контекстно-зависимым, ускоряя доступ к свойствам текущего объекта.

Масса улучшений в области печати, в частности не-PostScript-устройств (Print preview) (масштабирование с заданным увеличением, растягивание по размерам страницы, эмуляция линиатуры для растровой графики, стили печати). Многие вздохнут с облегчением, узнав, что разработчики наконец-то автоматизировали сбор шрифтов при подготовке публикации к передаче в препресс-бюро.

Управление цветом, вызывавшее столько нареканий, в XPress 5 решено на вполне профессиональном уровне — по всей видимости, в этом вопросе разработчики решили взять на вооружение удачное решение из Photoshop 6.

Держа руку на пульсе времени, разработчики из Quark включили в новую версию возможность одновременного с подготовкой к печати создания интернет-версии публикации. Правда, прямого преобразования нет, а только через достаточно трудоемкий процесс, требующий определенных знаний XML.

  • Недостатки. Таблицы поддерживаются только в пределах одной страницы, чего может быть недостаточно для серьезных задач. Создание HTML-версии публикации достаточно трудоемко.
  • Платформы: Windows, Mac OS.
  • Резюме. XPress 5 станет самым мощным верстальным пакетом, которому по плечу задачи любой степени сложности, за исключением многостраничных таблиц и поддержки баз данных.
Adobe InDesign

Захватив значительную долю рынка растровой и векторной графики, в 1998 году Adobe решила распространить свою экспансию и на рынок профессиональной полноцветной печати. InDesign, которому в недрах PR-отдела компании дали грозное название «убийца QuarkXPress», должен был, по замыслу руководства компании, подмять своего конкурента. Как обстоит дело сейчас, когда прошло уже достаточно времени, чтобы вырасти из пеленок и серьезно заявить о себе на рынке?

Отметим, что в программе нет ничего такого, что сразу же и безоговорочно могло сразить наповал заядлого приверженца QuarkXPress. Однако те, кто привык к продуктам от Adobe, окунутся в атмосферу того особого уюта, которым веет от каждого творения компании. Быть может, именно привязанность к разработкам Adobe перевесит настороженное отношение большинства к этому, будем говорить открыто, пока «сыроватому» продукту (прошло три года, а ошибки все еще вылавливают).

Среди типографических возможностей — стандартный джентльменский набор, обыденность которого скрашивают такие оригинальные вещи, как новая технология выключки и расстановки переносов в тексте — одно- и многострочная композиция (Single- и Multi-line Composer), висячая пунктуация (optical margin alignment — коррекция расположения определенных символов в тексте с учетом их восприятия глазом), отображение свойств отдельных символов на стандартной унифицированной палитре и отображение позиции табуляции в тексте вертикальной чертой, что значительно облегчает работу по точной установке этих элементов управления.

Что касается дизайна средствами самой программы, то тут потенциал InDesign кратко можно выразить так: это полная копия Illustrator 8. Плюс: в InDesign к тексту применимы различные градиентные заливки, причем он остается полностью редактируемым, чего нет даже в Illustrator 9. Способ управления, возможности при работе с векторами — все в точности повторяет более известного представителя клана Adobe. Таким образом, InDesign — вполне самодостаточное приложение даже для сложных макетов.

  • Преимущества. Программа полностью интегрирована с Illustrator и Photoshop, обеспечивая единую проектную среду, которая не прервет ваш творческий процесс при переходе из одной программы в другую. Соответственно, поскольку информация в альфа-канале при импорте файлов PSD сохраняется, доступно маскирование изображений и управление обтеканием текста вокруг графики. Еще один плюс — чтение документов в формате PDF. Для облегчения перехода на InDesign в него включена поддержка публикаций, собранных в QuarkXPress и PageMaker. Программа — единственная из верстальных пакетов — в стандартной поставке позволяет при печати масштабировать публикацию не пропорционально, а отдельно по горизонтали и вертикали (что необходимо для печати флексографским способом).
    Большой плюс InDesign — широкая поддержка пользовательских сценариев (AppleScript или Visual Basic Microsoft). Причем Adobe предлагает документацию для написания скриптов совершенно бесплатно, в отличие от Quark.
    Еще одно отличие от конкурентов: при импорте файлов EPS и AI, не содержащих встроенных изображений для предварительного просмотра, в InDesign они создаются «на лету».
  • Недостатки. В силу своей модульности и, мягко говоря, не совсем оптимальной работы с большими блоками текста, InDesign представляет собой этакого прожорливого монстра — поедателя машинных ресурсов. В самом деле, рекомендуемые характеристики явно рассчитаны только на начальный уровень работы с программой — для реальной работы мощность компьютера нужна раза в два больше (нормальной будет конфигурация 128 Мбайт оперативной памяти, процессор с частотой не менее 400 MГц).
  • Доступность. Сейчас предлагается InDesign 1.5 с обновлением до версии 1.5.2, в которой (версия Central Europe — CE) поддерживаются алгоритмы переносов для всех восточноевропейских языков, включая русский. Стоит добавить, что InDesign — экзотика в наших краях, и пройдет еще немало времени, пока *.indd-файлы серьезно обоснуются на наших жестких дисках. Если все же вы настроены решительно, то стоит заранее поинтересоваться, разделяют ли ваш оптимизм в препресс-бюро, где будут выводиться пленки.
  • Рекомендованная цена в Москве: 879 долл.
  • Платформы: Windows, Mac OS.
  • Резюме. Программа с весьма развитыми типографскими функциями и мощными инструментами для дизайна, что отрицательно сказалось на ее быстродействии.

Облегченная весовая категория

Тем, кому не нужен полный спектр услуг за достаточно круглую сумму, могут обратить внимание на редакторы из облегченной весовой категории — Adobe PageMaker и Microsoft Publisher. Исходя из реальных возможностей, первой по праву стоит разработка крупнейшего производителя программного обеспечения.

Microsoft Publisher

Этот редактор распространен, главным образом, в Америке, где им пользуются с 1991 года. В обращении вполне прост — эдакий Word, но c более удобной работой с текстовыми блоками и иллюстрациями. Применяется для обеспечения внутренних потребностей организации — печати разного рода отчетов, листовок, брошюр, флаеров на офисном оборудовании. Начиная с Publisher 2000, поддерживается ряд возможностей для серьезной полноцветной полиграфии. В недавно вышедшей версии 2002, включенной в поставку Office XP, уклон в издательскую сферу был еще усилен, и сейчас Publisher представляет достаточно мощное и гибкое решение для тех, кому нужно время от времени печатать, не прибегая к помощи специалистов со стороны.

Самое главное достоинство — удобство в работе. Четко понимая, что может понадобиться среднестатистическому клерку, разработчики позаботились о том, чтобы включить в редактор огромный набор шаблонов на все случаи жизни. Причем, в случае необходимости, некоторыми из них можно варьировать, изменяя весь макет документа одним нажатием мышки. Для тех, кто не полагается на свой художественный вкус, существуют готовые варианты использования цветов (Font Schemes) — наборы гармонирующих между собой оттенков (они реализованы на уровне стилей). Остается только выбрать нужный — и Publisher сам переверстает публикацию в соответствии с выбранной схемой.

Разумеется, в Publisher присутствует практически весь арсенал Word по оформлению документов (можно без проблем обратиться к объектам AutoShapes, создавать верхние и нижние колонтитулы) и даже более того — к примеру, редактор позволяет пользоваться преимуществами мастер-страниц.

Интересна и полезна возможность Publisher при необходимости определенную часть страницы или даже группу объектов сохранять как рисунок. Такого, насколько мне известно, пока не позволяет базовая конфигурация ни одного из существующих пакетов для верстки.

Ряд мощных издательских функций приближают Publisher к профессиональным верстальным редакторам. Например, можно предварительно посмотреть в миниатюре на всю публикацию (thumbnail), задать определенную величину треппинга (на уровне объектов или же всей публикации) и даже предварительно оценить результат цветоделения (поддерживается до 6 плашечных цветов, а также Pantone). Как и положено программе для офиса, Publisher способен предотвратить любые потенциальные проблемы, возникающие у простого клерка. С помощью Pack and Go Wizard — мастера по автоматизации — даже новичок сможет подготовить макет к отправке в сервисное бюро: вся публикация, включая шрифты и графику, сохраняется в отдельной папке.

  • Преимущества. По сравнению с существующими сейчас приложениями, в Publisher 2000 наиболее полно реализована новейшая концепция «однажды созданное, годится для всего» (create once, ready everywhere). Документ, созданный для печати на офисном оборудовании, легко превращается в версию для офсетной печати, а после без каких-либо проблем становится web-страничкой, полностью повторяющей версию для печати. Нет проблем и при обратной операции.
  • Цена: 129 долл., обновление с предыдущей версии — 99 долл.
  • Платформы: Windows.

Adobe PageMaker

Компания Adobe в свое время приобрела PageMaker у Aldus, а затем, выпустив на год раньше, чем компания Quark, обновление для него, произвела революцию в программах для настольных издательских систем. С тех пор обе компании яростно сражаются друг с другом, предлагая в своих пакетах все новые и новые возможности.

PageMaker 6.5

PageMaker с самого начала исповедовал метод макетирования, максимально приближенный к позиционированию элементов на странице вручную, когда лишь точный глаз да линейка помогали располагать иллюстрации и текст на страницах издания. Если в начале 80-х годов это себя оправдывало, то с переходом полностью на компьютерную верстку данный метод выглядит полнейшим анахронизмом.

Наследство предыдущих версий пакета порой сковывает верстальщиков в работе даже над простым макетом. Это касается как типографских возможностей, так и средств оформления страниц. Если вдруг понадобится в тексте изменить количество колонок, вам придется приложить массу усилий: вручную добавлять новые, либо удалять ставшие ненужными колонки и заново пускать по ним текст. Впрочем, команда «Настройка макета» позволяет при определенном навыке выходить из подобных ситуаций. Редактор понимает большое количество текстовых форматов, среди которых — RTF и Word 6/95. Что же касается работы с графикой, то в этом PageMaker находится на уровне XPress 3.3, плюс к этому обеспечивая экспорт и импорт файлов PDF.

Управление публикацией также имеет значительные недостатки. Например, перемещать страницы возможно, только таская их вручную в окне Sort Pages, — просто указать, куда их переместить, как в XPress, нельзя. Есть недостатки и по типографике — в пакете можно задать лишь пять определенных значений трекинга, чего явно мало. Сложности ожидают и при подгонке текста: поскольку полностью заполнять последнюю колонку текстом редактор не позволяет, придется тратить время на поиск необходимого межстрочного расстояния. Привязка текста к сетке настолько сложна, что может отбить всякое желание ею пользоваться. Также отсутствуют средства создания кривых и, соответственно, расположения текста по ним, что по нынешним меркам — изъян существенный. Нет и поддержки стилей для отдельных символов.

  • Преимущества. Единственный среди всех программ верстки полностью локализованный (вплоть до интерфейса) для русскоязычных пользователей пакет. Содержит мощные средства для спуска полос при буклетировании, что существенно облегчает работу над подобными операциями с объемными буклетами. Программа позволяет вставлять текст из буфера в формате Rich Text, что значительно удобнее, чем текст без форматирования, как в XPress. Комфортно устроено изменение контейнера для картинки до размеров самой картинки.
  • Недостатки. Общий недостаток — минимальные ресурсы самой программы по оформлению публикации. Можно сказать, что их практически нет.
PageMaker 7

Основное отличие недавно обновленной версии — поддержка родных форматов Photoshop 6 и Illustrator 9, что, безусловно, стало хорошим подспорьем для верстальщиков. С другой стороны, если имеются средства для приобретения самых последних версий отнюдь не дешевых редакторов от Adobe, то наверняка найдется необходимая сумма для покупки и мощного пакета для верстки. Таким образом, остается гадать, для кого сделала Adobe это недавнее дополнение.

  • Цена в Москве (версия 6.52): 650 долл., обновление с предыдущей версии — 150 долл.
  • Платформы: Windows, Mac OS.
  • Резюме: несмотря на проводящиеся Adobe время от времени косметические операции по «подтягиванию морщин», разрыв между PageMaker и остальными профессиональными редакторами все больше увеличивается. Пакет постепенно уходит с рынка полноцветной полиграфии, оставаясь решением для совсем простых задач (например для верстки книг), уступая по некоторым позициям даже новому Microsoft Publisher.

Узкоспециализированные редакторы

Рассмотренные ранее редакторы для верстки, решая задачи общего характера, не обеспечивают верстальщиков надлежащими инструментами для создания справочников, всевозможных каталогов, прайс-листов и прочей аналогичной продукции, предполагающей размещение большого количества информации в табличной форме. Тут правят бал узкоспециализированные приложения, вроде конкурирующих между собой Corel Ventura Publisher и Adobe FrameMaker. Немного в стороне TeX, используемый при создании документации со сложными математическими формулами и ставший стандартом де-факто (реализован для большинства операционных систем Unix/Linux, MSDOS, WIN32, VAX/VMS, Amiga, Atari) в научном издательском секторе.

И хотя изначально первые две программы позиционировались как обычные верстальные пакеты, постепенное отставание от аналогичных продуктов сузило область их применения исключительно до работы с длинными публикациями, изобилующими таблицами. Во всяком случае, мне не известны другие случаи их использования.

Corel Ventura 8

Изначально созданная специалистами из Xerox, программа возникла на заре издательского бизнеса — причем, что интересно, еще задолго до появления Quark 4 она предоставляла инструменты для создания и редактирования векторных объектов. Xerox Ventura Publisher 2.0 была первой серьезной верстальной программой, локализованной для создания русскоязычных публикаций. Перейдя после четвертой версии во владение Corel, которая не смогла дать ее развитию новый толчок, программа постепенно стала терять свою рыночную долю — во всяком случае, после выхода последней, восьмой версии прошло уже более трех лет, а вестей о готовящемся обновлении не поступало.

Самые сильные стороны программы — высочайший уровень автоматизации (можно даже сказать, систематизации) верстки объемных публикаций (сноски, таблицы, ссылки, оглавления, автоматические колонтитулы и т. д.), мощный табличный редактор (с возможностью импорта таблиц Word)*, прозрачность работы с файлами, созданными в CorelDRAW. Учитывая потенциал этого популярнейшего редактора и простоту внесения изменений в векторные объекты в самой Ventura, связка двух программ является мощным инструментом для оформления самых сложных макетов. Еще один «конек» Ventura — работа со стилями оформления (стили есть даже для графических элементов). Хотя поначалу интерфейс программы может показаться излишне загроможденным многочисленными окнами диалога, это не проблема: меню легко настраиваются, а еще есть механизм назначаемых «горячих» клавиш и язык Corel script...

Как и все редакторы с мощным набором функций, Ventura не свободна от ошибок (особенно когда используется привязка иллюстраций к какому-то месту в тексте или на странице), но, тем не менее, в ней вполне можно верстать достаточно объемные документы. Несколько омрачается работа в программе тем, что атрибуты форматирования текста (теги) являются «видимыми». Поэтому при случайном удалении открывающего или закрывающего тега (что часто случается при удалении либо переносе текста) весь оставшийся текст может изменить свои атрибуты. При определенной сноровке подобное обстоятельство не окажется таким уж драматичным, однако тех, кто не привык к этому, оно будет сильно раздражать. С другой стороны, видимые теги в некоторых случаях можно рассматривать как преимущество — они облегчают автоматизацию верстки. Еще одна проблема — достаточно медленная перерисовка экрана, увеличивающаяся по мере роста страниц в верстке.

Поскольку у нас препресс-бюро не принимают на цветоделение документы, выполненные в Ventura, ее «экологическая» ниша ограничена публикациями, которые будут выводиться на пленки офисным оборудованием. Впрочем, пакет позволяет записывать PS-файлы и выводить их на ФНА. Второй выход — использование PDF.

  • Преимущества. Программа изначально ориентирована на полиграфию и обладает широкими возможностями автоматизации верстки: сноски, таблицы, ссылки, оглавления, автоматические колонтитулы и т. д. Технологичность — пакет позволяет экспортировать в верстку текстовые файлы с тегами, получая документы с уже расставленными стилями. Благодаря дополнительным библиотекам от сторонних разработчиков Ventura обеспечивает полноценную верстку на русском языке.
    При использовании скриптов потенциал программы возрастает почти неограниченно, а встроенные фильтры для файлов CorelDRAW и Microsoft Word (с конвертированием таблиц) выделяют пакет среди ему подобных.
  • Недостатки. Относительно медленная перерисовка экрана, не всегда устойчивая работа при сложном форматировании.
  • Платформы: Windows.
  • Резюме. Программа незаменима при сложной и многостраничной верстке, но для простых макетов использовать ее нецелесообразно (это не говорит о простоте использования, для ее освоения может потребоваться некоторое время).
Adobe FrameMaker 6.0

Программа обладает ресурсами аналогичными Ventura, да и по нагроможденности окон диалога не намного отличается от своего конкурента. Стили для абзацев и отдельных символов дают полный контроль над текстом, а для работы с длинными документами служат инструменты построения перекрестных ссылок, содержания и индексации, что превращает создание даже весьма громоздкой публикации в неутомительное занятие. Для контроля за процессом работы предназначены специальные панели истории внесения изменений (change control bar) и обзора суммарных изменений (summary of changes).

Манипуляция графикой и особенно создание таблиц поставлены на очень высокий уровень. Иллюстрации, заключенные в привязанный к определенному месту в тексте контейнер, могут перемещаться с ним по всему документу. Для верстки таблиц есть все, что только может понадобиться: настройка линеек (rulers) в соответствии со своими потребностями и предпочтениями, использование альтернативных вариантов оттенения строк, заголовков и нижних колонтитулов и даже поворот текста.

Поддержка различных вариантов просмотра текста в соответствии с заданными условиями (condition) помогает создавать и управлять различными вариантами документа, полученными из одного и того же источника. Поиск текста ведется не только в пределах открытой книги, но и в других, на текущий момент закрытых, что позволяет вносить изменения сразу во все главы публикации.

В последней версии увеличен уклон в сторону Интернета. Для переноса публикации в Web служит расширенная версия FrameMaker — с поддержкой SGML, которая позволяет генерировать теги XML непосредственно из тегов документа. Вам останется в любом HTML-редакторе настроить шаблон генерируемых HTML-страниц в соответствии с собственными нуждами — и задача решена.

  • Цена в Москве: 1800 долл.
  • Платформы: Windows, Mac OS, UNIX.

Не версткой единой...

Верстать можно не только в вышеперечисленных редакторах: функции работы с текстом (в большей или меньшей мере) заложены во все векторные редакторы. Конечно, верстать в них объемные издания — нонсенс, однако документы небольшого объема — без особых проблем. Среди представленных на рынке векторных редакторов самые широкие возможности по верстке имеют CorelDRAW и, в меньшей степени, Deneba Canvas (Illustrator выпадает из этого списка, поскольку не поддерживает многоколоночные текстовые контейнеры). Итак, этот вездесущий...

CorelDRAW

Если разобраться, то в этом воистину «народном» редакторе есть все, что нужно для управления текстом и иллюстрациями, а учитывая заложенные мощные функции работы с векторной графикой, получим весьма неплохую связку для верстки небольших печатных изданий. Именно этим, на мой взгляд, объясняется популярность CorelDRAW в Америке. Я много раз был свидетелем, что именно в нем делалась верстка, и даже просто пересылался текст.

В самом деле, редактор имеет развитые возможности как по типографике, так и по управлению расположением текста в контейнере. Даже простое перечисление того, что он умеет, впечатляет (не забудьте, он позиционируется все-таки как векторный редактор): поддержка многоколоночных текстовых блоков, мастер-страниц, принудительное растягивание текста по размерам всего текстового блока, показ связей между текстовыми блоками, управление расположением текста в блоке, масштабирование (при необходимости) расстояния между колонками в зависимости от изменения ширины блока. Работа с самим текстом — управление параметрами буквицы, поддержка стилей (правда, только для абзацев), показ непечатаемых символов, поддержка автоматического оформления списков (bullets) и даже встроенной в текст графики (in-line graphics). Для повышения производительности труда предусмотрены клавиатурные сокращения для изменения трекинга, размера кегля — таким образом, для работы с текстом это довольно развитый редактор. Что же до редактирования больших кусков текста, то при этом лучше переключаться в режим Edit Text — так работа продвигается куда быстрей.

  • Недостатки. Нельзя переставлять страницы, недостаточная скорость при работе с большими объемами текста.
  • Платформы: Windows, Mac OS.
  • Цена в Москве: 622 долл., обновление — 296 долл.
  • Резюме. Если речь идет о нескольких страницах, редактор вполне заменит обычный верстальный пакет.
Deneba Canvas

По ряду причин этот редактор не получил популярности у профессионалов — в первую очередь потому, что вряд ли можно всерьез рассматривать программу, после общения с которой на ум приходит известная фраза «лучше меньше, да лучше». Разработчики из Deneba, по-видимому, не согласны с изречением и потому включили в Canvas все, что только было. Получилась эдакая «сборная солянка». Особый интерес вызывает работа с растровой графикой — создаются даже маски прозрачности с мягкими краями. В то же время многие функции отсутствуют, либо имеют ограничения, не дающие достаточной гибкости для более-менее серьезной работы.

Действие и настройки некоторых инструментов в Canvas отличаются от используемых в более распространенных редакторах, а потому могут поначалу привести в замешательство пользователей других продуктов.

Типографские возможности Canvas стандартны и имеют аналоги в других редакторах. Однако есть и отличия. Например, достаточно большая дискретность трекинга не позволяет регулировать расстояние между отдельными символами в малых пределах. Интересной выглядит такая особенность: линия (ruler) создается даже над первым абзацем, чего не позволяет никакой другой пакет. Кроме того, в Canvas, подобно InDesign, можно выносить часть буквы за края текстового контейнера.

Хуже обстоят дела с самой версткой. Основной инструмент — Section Tool, создающий многоколоночные блоки для текста. На самом деле получаются не колонки, а просто набор текстовых блоков одинаковой высоты и расстоянием между ними. Соответственно перемещение одного из них не влияет на остальные — со всеми вытекающими последствиями.

  • Преимущества. Множество возможностей по редактированию векторной и растровой графики, а также создания web-страниц и анимации за весьма небольшую для такого впечатляющего набора цену.
  • Недостатки. Целый ряд функций имеют минимальный набор настроек, что не позволяет относит
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Больше порядка

Ежедневники выпускают специализированные компании, книжные издательства, блогеры и даже музеи.

Текстильная печать: итоги, тренды, планы

В начале нового года принято подводить итоги прошедшего и строить планы на будущее. Publish решил узнать, как прошёл 2023 год и какие планы на 2024-й у руководителей компаний, занимающихся цифровой текстильной печатью, и задал им несколько вопросов.

Выставка UPAKEXPO

Международная специализированная выставка упаковочного оборудования и готовых упаковочных решений под этим названием проводится впервые, хотя это всё та же знакомая нам upakovka. Ключевая идея UPAKEXPO — обмен профессиональным опытом и информацией по основным темам упаковочной отрасли. Ниже вы найдёте список экспонентов, которых мы отобрали как наиболее интересных для наших читателей.

Как дела у РПК?

Рекламно-производственные компании в 2023 году и анализ результатов их деятельности.

Дизайнерская бумага: рыночные вызовы и тренды

Фактически два года российская экономика находится в условиях беспрецедентно жёстких экономических санкций, которые затронули каждую сферу производства, в том числе такую, казалось бы, малозначимую область, как печать рекламной продукции на дизайнерской бумаге. Для некоторого числа типографий сокращение объёмов импорта материалов вызвало определённые проблемы, но прошёл значительный отрезок времени, и ситуация стала проясняться.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 29