2001.09.19, Автор: Алексей Клецель5759 прочтений

Cюрпризы и особенности illustrator 9

Теги: Рабочий цех Publish

С выходом девятой версии Illustrator вновь доказал свое лидерство в векторной иллюстрации и утвердился как отличное средство для Web-разработок.

С выходом девятой версии Illustrator вновь доказал свое лидерство в векторной иллюстрации и утвердился как отличное средство для Web-разработок. Уже давно Illustrator не делал такого мощного рывка. Однако, новая версия принесла не только новые возможности, но и проблемы.

Gradient Mesh

В числе неприятных сюрпризов назову способ действия инструмента Gradient Mesh, появившегося еще в восьмой версии. «Желание» созданных им объектов растрироваться при экспорте и выводе на печать, и невозможность вернуть Mesh-объект в обычное состояние (чтобы его можно было, к примеру, раскрасить стандартным образом) объясняется его необычной природой. Судя по всему, Mesh-объект строится не стандартными кривыми Безье PostScript’а, а каким-то другим типом кривых, напоминающим те, что используются в программах построения трехмерных моделей. В Adobe почему-то не предложили способ конвертирования Mesh-объекта обратно в простую форму, поэтому полезно делать копию той формы, которой предстоит превратиться в Mesh. Либо предпринять обходной маневр: к Mesh-объекту применить команду Object, Flatten Transparency (Слияние прозрачности). Объект превращается в растровое изображение с маской. Дальше нужно вытащить растровый объект из маски (Object, Clipping Mask, Release) и удалить его. Оставшийся векторный объект, бывший маской, по форме точно повторяет первоначальный, который был конвертирован в Mesh.

В этой иллюстрации для нескольких ключевых объектов композиции была применена Mesh-заливка. Если я намерен использовать морского конька в другом месте, где Mesh будет лишним, — нужно сделать копию этой формы до ее конвертации в Mesh.

Проблемы экспорта

Девятая версия умеет создавать маски прозрачности и делать применение фильтров обратимым и изменяемым. Это достигается за счет модулей из группы Effects (Эффекты), практически повторяющих своим составом фильтры. Несмотря на широту открывающихся возможностей, применять их стоит осторожно. Эффекты не только приводят к увеличению времени перерисовки экрана, но и могут некорректно интерпретироваться при экспорте и печати. Здесь близкое сходство с Photoshop, где все подобные функции работают без сбоев, может сыграть с пользователем злую шутку. Поскольку маски прозрачности и эффекты только появились в Illustrator, модули экспорта не всегда правильно обрабатывают все комбинации, особенно если они сочетаются с масками слоев, вложенными слоями, цветовыми режимами и масками прозрачности.

В случае затруднений с экспортом попробуйте упростить иллюстрацию: разгруппируйте всё, слейте все слои в один или уменьшите их количество до минимума, исключите применение как можно большего числа эффектов и масок прозрачности за счет перерисовки объектов с применением старых фильтров и альтернативных маскам приемов вырубания, наложения и пр. Обратите внимание: именно маски прозрачности порождают наибольшее количество проблем.

Можно также конвертировать все эффекты в простые фигуры и заливки командой Object, Expand (Упрощение) или характеристики объектов из палитры Appearance (Вид) индивидуально командой Object, Expand Appearance; либо использовать команду Object, Flatten Transparency.

Пример разработки «иконки» для программы в масштабе 10:1. К спирали применена состоящая из комбинированного контура маска, а к ней, в свою очередь, эффект Feather (Растушевка). «Иконку» с трудом удалось вывести в растровый формат. Разработчики Adobe постарались, чтобы работа в Illustrator была максимально похожа на Photoshop. Однако в Photoshop никакие сочетания эффектов, даже самые сложные, никогда не порождают проблем. Похожесть лишь вводит в заблуждение.

Попробуйте экспортировать в другие форматы. То, с чем не справился, например, модуль экспорта в формат Photoshop, может успешно экспортироваться в TIFF, PNG или BMP, поскольку задача возлагается на другие программные модули, работающие, разумеется, по другим алгоритмам. Отсутствие слоев (в случае проблем с форматом Photoshop) можно компенсировать экспортом нескольких файлов со скрытыми или удаленными объектами, чтобы сымитировать вид необходимых в Photoshop слоев Illustrator. В Photoshop эти файлы совмещаются в один слоеный файл, лишнее со слоев удаляется. Такой способ хорош для Web-дизайна, когда нужно, чтобы пикселы (например, от зажигающихся элементов) располагались точно над основными без небольших неточностей, случающихся при экспорте файлов из Illustrator в формат Photoshop со слоями.

Проект сайта израильской компании Little Hollywood. Вся работа выполнена в Illustrator. Над словами «for no man» находится то, что осталось в окончательной версии от кисти из стрелок, порождавшей проблемы.

Использование цветовых профилей

Для переноса работы в Photoshop желательно пользоваться форматами, способными содержать цветовые профили CMS (Color Management System). Правильное применение системы управления цветом позволяет абсолютно точно и без искажений переносить цвета из Illustrator в Photoshop, обмениваться файлами названных программ с другими компьютерами, даже если это другая платформа: Macintosh или Windows (хотя это посложнее). Управление цветом — тема отдельной статьи. Здесь лишь отмечу, что важно использовать везде (во всех программах и в Системе) один и тот же профиль RGB, который, при отсутствии более точных инструментов, можно сгенерировать панелью управления Adobe Gamma.

Рекомендуемые форматы, которые могут нести CMS-профиль:

  • Photoshop Document (.psd) версии 5 и выше;
  • TIFF (.tif);
  • Illustrator Document (.ai) версии 8 и выше;
  • Illustrator EPS (.eps) версии 8 и выше;
  • PDF (.pdf) версии 1.3 (Acrobat 4) и выше.
Настройка работы цвета в Illustrator. Monitor RGB означает выбор того профиля, который установлен в панели управления Monitor в Mac OS. Discovery Profile — название профиля CMS для данного компьютера. Сам профиль сгенерирован в панели управления Adobe Gamma. Важно, чтобы в панели управления ColorSync, в настройках Photoshop и других программ стоял один и тот же профиль.

Растрирование файлов Illustrator в Photoshop

Растрирование сложных и (или) больших иллюстраций имеет смысл перелагать на плечи Photoshop 6 — у него больше шансов выполнить задачу быстро и качественно. Упростите иллюстрацию (если с ней возникают проблемы) и откройте ее в Photoshop напрямую (файл Illustrator 9), попробуйте EPS или же PDF, сделанный тем или иным образом. Рассмотрите получившееся в приближении. Иногда вы можете видеть грубую зубчатость в плавных кривых. Если вы откроете в Acrobat файл PDF, который только что был растрирован, то, скорее всего, увидите то же самое. Такое, достаточно грубое, растрирование некоторых фрагментов Illustrator выполняет в соответствии с установками в окне File, Document Setup…, вкладка Transparency (Прозрачность).

Диалоговое окно палитры Layers (Слои). Для экономии вычислительных мощностей можно показать в палитре только слои, как в старых версиях, и поэкспериментировать с опциями раздела Thumbnails (Наброски) палитры.

Чем левее вы отодвигаете ползунок, тем большее количество фрагментов будет растрировано при экспорте или печати. Установка наивысшего параметра в соотношении качества и скорости не дает гарантии, что частичное растрирование не будет производиться, но увеличивает время экспорта и повышает вероятность сбоев. Реально справиться с проблемой нежелательного растрирования при экспорте можно упрощением (как описано выше) иллюстрации и открытием полученного из нее PDF-файла в Photoshop.

Обновления Illustrator (Updates)

Очень важно установить обновления для исходной девятой версии. Обновление 9.0.1 заметно увеличивает устойчивость и быстродействие программы. Оно обновляет большую часть файлов Illustrator, исправляет многие ошибки экспорта, работы с текстом и др.

Обновление 9.0.2 устанавливается «поверх» 9.0.1. Добавляет совместимость с форматом Photoshop 6, исправляет появившуюся после обновления до 9.0.1 ошибку работы с кистями, создаваемыми пользователем, ряд других, менее значительных «багов».

Открытие «неоткрывающихся» файлов

В Illustrator 9 возникла загвоздка с сохранением некоторых сложных файлов, — программа выдает сообщение о невозможности записи на диск иллюстрации. На самом деле, она записывает файл, но некорректно. Чтобы спасти иллюстрацию, сохраните ее командой File, Save A Copy… во всех доступных форматах: Illustrator Document, EPS, PDF. Попытайтесь сохранить файл командой Save As…, — она полностью перестраивает и оптимизирует файл (это верно для всех программ, не только для illustrator). Попытайтесь открыть один из получившихся файлов.

Приведу пример восстановления почти потерянного файла при отсутствии резервных копий в каком бы то ни было формате. Во время подготовки эскиза к сайту компании Little Hollywood мной была использована кисть типа Scatter Brush собственного изготовления — в форме стрелки. При попытке сохранения я получил сообщение об ошибке. Это была версия 9.0.1, я впервые столкнулся с подобной проблемой и просто закрыл файл, предполагая вернуться к последней сохраненной версии. При последующем открытии программа давала ошибку чтения Scatter Brush, и файл открывался пустым.

Решение лежало в импорте (File, Place…) поврежденного файла во вновь созданный чистый документ. Поскольку в основе графического языка формата Illustrator 9 лежит PDF, команда Place интерпретировала файл Illustrator как PDF (первая строчка кода AI-файла выглядит так: %PDF-1.4). Фильтр импорта проигнорировал слои и кисти, которых нет в PDF. Таким образом удалось обойти проблему с чтением информации о Scatter Brush — кисть открылась как набор объектов. Я потерял слои, но восстановил иллюстрацию.

Оптимизация Illustrator

Почему у Illustrator проблема с быстродействием — вопрос к программистам Adobe. Могу лишь предположить, что ранее это было связано с визуализацией PostScript-графики (PostScript известен своей громоздкостью). 8-я версия работала быстрее 7-й, а 9-я, основанная на PDF, быстрее 8-й. Это обнадеживает, но Illustrator все еще уступает по скорости пакету FreeHand. Что можно сделать? Прежде всего, если возможно, постарайтесь перейти на более мощный процессор. Как и любая другая векторная программа, Illustrator оперирует не пикселами (в основном), а математическими описаниями объектов, то есть векторами, — следовательно, — непрерывно производит расчеты. В отличие от растровых редакторов типа Photoshop, для Illustrator важнее мощность процессора, чем объем доступной ему памяти.

Если вы чувствуете торможение в перерисовке и реакции Illustrator, а в это время работает MP3-проигрыватель, попробуйте выключить его: декодирование MP3 дает заметную нагрузку на процессор. Закройте неиспользуемые палитры: каждая из них — это программный модуль, который висит в памяти. Кроме памяти, все время задействуют процессор обновляющиеся палитры, прежде всего Navigator. Палитра Layers также постоянно генерирует миниатюры объектов. Какие миниатюры генерировать, а какие нет, — можно настроить в опциях палитры.

В Windows, если память слишком мала, закройте не только все программы, но и уберите с рабочего стола картинку-заставку. В зависимости от разрешения, она может занимать 1,5—3 Мбайт оперативной памяти, что довольно существенно.

Некоторый прирост скорости перерисовки дает отключение в Preferences программы режима сглаживания графики (Anti-aliased Artwork) и переход в режим Outline (View, Outline). Правда, последняя возможность принесет ощутимый результат, только если у вас в документе есть растровые вставки. В режиме Outline они не показываются.

Теперь о сохранении. У всех программ, использующих язык PDF (Illustrator 9, InDesign, Acrobat), наблюдается разрастание файла в процессе текущих сохранений, непропорционально количеству внесенных новых данных. Например, в InDesign, если вы не будете периодически делать пересохранение типа Save As, ваш проект, в конце концов, станет настолько тяжелым для обработки, что окажется неподъемным даже для самой мощной машины. Команда Save As, в отличие от Save, не дописывает данные к существующему файлу, а полностью перестраивает и оптимизирует документ. Длительность процесса сохранения даже небольших изменений в Illustrator 9 связана с тем, что команда Save у него аналогична Save As. Именно поэтому (по крайней мере, на Macintosh) дата создания и дата последнего изменения файла Illustrator 9 всегда одинаковые.

Заключение

Несмотря на ряд имеющихся сложностей, связанных с вводом множества новых функций и переходом на новый графический язык (PDF), Illustrator имеет большую перспективу. Особенно в свете перехода на общий для всех программ формат дополнительных модулей (Plug-in), когда один и тот же модуль будет использоваться во всех приложениях, поддерживающих эту технологию, что приведет к простоте обновления программ, быстрому расширению функций (включая многие фундаментальные), не дожидаясь выхода новых версий, и, как следствие, стремительному прогрессу всей линейки приложений Adobe.

Об авторе: Алексей Клецель (alexey@kletsel.net), дизайнер, работает в компании Studio Diana Churges.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Управление цветом в Adobe Creative Cloud без секретов

     

     

    Подробное руководство по настройке параметров управления цветом в программах Adobe.

    Без модуля управления цветом — Color Management Module (CMM) — и цветовых профилей ICC предсказать на экране монитора результат печати невозможно. Даже при выборе опции Don`t color manage (Не управлять цветом, Отменить управление цветом) * CMM и цветовые профили всегда задействуются в Adobe Photoshop, хотя и не оптимальным образом.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW (ч. 2) *

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Импорт–экспорт текста

    Редактировать и корректировать фигурный текст можно непосредственно на рабочем листе документа или в специальном окне редактирования. Добавить фрагмент текста в активный текстовый блок или вставить текст в документ легко, импортировав текст из офисных приложений. Для этого есть команды «Импортировать текст» окна редактирования или «Специальная вставка» меню «Правка», либо можно просто вставить текст из буфера обмена.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Как невозможно познать всю Вселенную (она же всё время расширяется), так в каждой новой версии CorelDRAW каждый раз ты открываешь для себя новые возможности, приёмы и хитрости. Конечно, эта программа не для вёрстки больших, насыщенных текстами книг, брошюр, журналов, но возможности CorelDRAW для работы с текстами позволяют сверстать и подготовить к печати многостраничный промышленный каталог, с чертежами, схемами, векторными рисунками, фотографиями. И, конечно, текстовые фрагменты обязательно есть и в визитке, и в банере, и в рекламном проспекте. А если применять к тексту кое-какие трюки и эффекты, то можно создать настоящие шедевры дизайна и типографики… Конечно, многим пользователям хорошо известны инструменты и методы работы с фигурным текстом. Этот цикл статей — попытка систематизировать основные приёмы.

     

  • Раскрывая возможности белых чернил *
     

    Как дополнительные белые чернила помогают создавать новые применения широкоформатной печати.

    Сегодня ряд моделей широкоформатных и сверхширокоформатных принтеров могут печатать чернилами дополнительного цвета — белого, что создаёт новые возможности применения этих устройств. Но в принтерах могут быть реализованы различные технологии печати белыми чернилами, и у разных технологий — свои возможности и ограничения.

     

  • Маленькие хитрости большого Corel
    Полезные советы для пользователей CorelDRAW и Corel Photo-Paint.
  • InDesign осваивает ePub

    Приёмы построения ePub в Adobe InDesign CC. Советы издательствам, как без лишних хлопот готовить книги для LitRes или Bookmate.

    Девятый вал

    Старый мир огромных издательств и одиозных акул книжного бизнеса, бросающих крохи авторам, уходит в историю. Люди перестают читать книги. Тиражи падают, бумажная книга испытывает конкуренцию за внимание аудитории со стороны других многочисленных источников. Теперь не человек ищет, что почитать, а различные медиа-источники борются за его внимание. Цунами информации обесценивает её для потребителя. В борьбе за внимание аудитории авторы и правообладатели часто готовы раздавать свой материал бесплатно. В такой ситуации читатель часто не хочет платить, читает по вершкам, предпочитает дайджесты многостраничным описаниям парижских крыш. Как следствие, качество материала падает, объём книг и статей сокращается, снижаются продажи, а издатели лишаются доходов.

     


comments powered by Disqus