2001.08.27, Автор: Денис Самсонов2436 прочтений

Недооценка ценностей

Теги: Последняя страница Publish

Графический дизайн - специфическая область на стыке бизнеса и искусства - большую часть года живет внутренней жизнью, скрытой от глаз постороннего наблюдателя.

Денис Самсонов

Графический дизайн — специфическая область на стыке бизнеса и искусства — большую часть года живет внутренней жизнью, скрытой от глаз постороннего наблюдателя. Весенняя выставка «Дизайн и Реклама» в ЦДХ — главная и едва ли не единственная возможность для дизайнеров показать себя общественности, а для нас — пообщаться с лучшими представителями этой интересной профессии.

Сначала о выставке. Publish считает «Дизайн и Рекламу» лучшей выставкой о рекламе в Москве. Отличная площадка — ЦДХ; великолепная идея — сделать акцент на графический дизайн; профессиональная команда организаторов. Вот мнение Алексея Реутского, начальника отдела маркетинга компании «Линия График»: «Выставка открывается в 11 и закрывается в 19. Это сделано специально для нас, чтобы нам было удобно. Где еще найдутся люди, которые так смогут все организовать?» Действительно нигде.

Дизайн — специфика выставки, ее конек, но в процентном отношении дизайн-бюро в меньшинстве. С каждым годом их все сильнее теснят производители рекламы: типографии, продавцы гнутого неона, широкоформатной печати и сувенирной продукции. Отчасти причина этого и в некотором охлаждении индустрии дизайна к выставкам как средству привлечения новых заказчиков. Времена, когда можно было получить в качестве клиента «Газпром» или «Империал» в прошлом. Валерий Голыженков, дизайн-бюро LetterHead: «Клиент появляется сам, чаще всего по чьей-то рекомендации. Все материалы селф-промоушн, портфолио нужны уже на втором этапе, когда нужно продемонстрировать заказчику на что ты способен».

Рынок устоялся. Большие заказчики и серьезные студии давно знают друг друга, в курсе, кто что любит и кто что может. Андрей Одинцов, дизайн-бюро «Пионер»: «Мы не ждем от выставки прилива новых клиентов. Наша задача показаться, напомнить о себе, а выставка едва ли не единственное место, где это стоит делать». В роли стенд-менеджеров творцы графического дизайна чувствуют себе неуютно. К концу дня мероприятие постепенно превращается в тусовку.

Из отечественных дизайн-бюро жить чистым дизайном могут позволить себе единицы. Большинству приходится оказывать клиенту дополнительные услуги, вторгаясь на территорию рекламных агентств и типографских брокеров. Одна из причин — недооценка заказчиками значения дизайна. Валерий Голыженков, дизайн-бюро LetterHead: «Клиент не готов воспринимать графический дизайн как важную, ответственную работу, которая должна соответственно оплачиваться, а дизайнера — как профессионала, которому нужно доверять».

Наверное, так оно и есть. Однако я считаю, что в отсутствии взаимопонимания виноваты обе стороны. Типичное дизайн-бюро состоит из одного-двух дизайнеров, менеджеров, ведущих клиента, иногда принт-менеджера, и почти никогда менеджера по продажам — интерфейса между бюро и потенциальными заказчиками. Среди дизайнеров не так много людей, которые серьезно относятся к деловой составляющей своего ремесла. У нас почти не проводится конкурсов и почти не издается каталогов (отрадное исключение — «Индекс-дизайн») — тем важнее роль дизайнеров и бюро в продвижении себя и своей торговой марки. Например, за счет селф-промоушн-акций, участия в выставках. В «Рекламе и Дизайне» принимает участие десяток бюро, имена которых и так на слуху и дополнительная раскрутка им не очень и нужна.

О конкуренции. Поскольку рынок не развит, конкуренции практически нет. Случаи, когда несколько крупных бюро сшибались лбами в борьбе за заказчика, мне не известны. Может быть, жесткие тендеры и случаются, но это, скорее, исключение. Настоящая борьба идет за мелкого и среднего клиента, растущие компании, которые впервые задумались о необходимости корпоративного стиля, единой рекламной концепции и проч. И здесь бюро сталкиваются с жесткой конкуренцией «снизу». Цена «разработки фирменного стиля» в уважающем себя дизайн-бюро отличается от той, что запросит непритязательный верстальщик за макет визитки, бланка и конверта в разы, если не в десятки раз. Иногда первое является произведением искусства, а второе — откровенной халтурой. Разобраться где дизайн, а где — нет, не так просто. Тем, кто окончательно запутался, может помочь выставка «Дизайн и Реклама».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Голландский, гибкий, псевдотвёрдый...

    В этот раз изучаем стоимость книги с интегральным переплётом. Его еще называют «голландским переплётом», «гибкой» или даже «псевдотвёрдой обложкой». Согласно «Википедии»: «Голла,ндский, или интегральный, переплёт — это разновидность твёрдого переплёта, в котором крышка изготавливается из цельного куска ламинированного картона.

     

  • Уточните, пожалуйста, что значит «…со своей обложкой»?

    В этот раз у нас очень реальный запрос — официальная газета выставки Printech 2019, которую готовит редакция Publish. Интересовала стоимость печати следующего заказа: брошюра формата А4, 4+4 со своей обложкой, скрепление — на скобу, тираж — 3000 экз., бумага — мелованная, матовая, 120 г/м2. Вариантов для просчёта два — 24 и 32 полосы.

     

  • Бесплатный сыр в мышеловке!?

    Примерно год назад мы помогали благотворительному проекту «Тёплые стихи» найти типографию. У заказчицы оказалось несколько заказов на печать книг. Самую низкую цену дали в «Буки Веди». В результате типография получила в печать 3 тиража книг.

     

  • Не обещайте деве юной любови вечной…

    В этот раз у нас очень простой запрос. Интересовала стоимость печати буклетов А4 с 2-мя параллельными сгибами: 10х21 см в готовом виде, 4+4, бумага — 150 г/м 2 мелованная глянцевая, 100 и 500 экз.

     

  • Плакаты: «А вы с какой целью интересуетесь?»

    Повторяем запрос на плакаты, уменьшив формат до B2 в надежде, что, наконец, откликнутся владельцы HP Indigo 12000/10000. Запрашиваем: печать плаката 50x70 см, 4+0+ВД-лак, бумага — 150 г/м2, мелованная глянцевая, тираж — 100 и 500 экз.

     

  • Новый год прошёл, но праздники не кончаются: печатаем открытки

    Уже третий год мы повторяем запрос на открытки (Publish № 12, 2016; № 11, 2017): евроформат со сгибом: 20x20 см в развороте, 20×10 см в готовом виде, 1 биг, 4+4, мелованная матовая 300 г/м2, тиражи — 300 и 500 экз.

     


comments powered by Disqus