2001.11.13, Автор: Ольга Варнавская2236 прочтений

Невозможное возможно, или Творческий подход к технологическим проблемам

Теги: Рабочий цех Publish

В последние год-полтора в отечественной полиграфии наметилась тенденция к усложнению выпускаемой продукции. Я имею в виду всякие-разные дополнительные виды отделки: печатной и послепечатной. Почему это происходит?

В последние год-полтора в отечественной полиграфии наметилась тенденция к усложнению выпускаемой продукции. Я имею в виду всякие-разные дополнительные виды отделки: печатной и послепечатной. Почему это происходит? Может, потому, что среди наших коллег-дизайнеров нет никого с талантом Эмиля Рудера? Или потому, что полиграфисты, развивая собственное производство, стараются создавать такой парк оборудования, чтобы можно было воплотить любую идею любого дизайнера. Ничего плохого я в этом не вижу: если клиент в состоянии оплатить «полет фантазии» дизайнера, отчего бы и не «полетать»? Пятый (или больше) цвет, местная лакировка, тиснение фольгой и конгрев, вырубка, полноцветная печать по крашенной в массе дизайнерской бумаге. Продолжать можно до бесконечности! Есть только одна, но очень серьезная проблема: мало кто из вышеназванных фантазеров способен грамотно подготовить файл для всех этих причуд. И это, в общем-то, не их вина. Просто нет никакой толковой литературы по вопросам сопряжения идеи–софта–технологии.

Теоретически, самый быстрый способ получения информации — периодика и Интернет. Но это только виртуально, т. к. все сайты профильных журналов имеют какую-либо «засаду». У «Курсива» доступна для чтения лишь небольшая часть материалов из текущего номера. В «КомпьюАрт» — все материалы свежего выпуска появятся в электронной версии только через два месяца после выхода в свет бумажного прототипа. На сайте Publish в августе — третий, апрельский номер журнала. Но на всех ресурсах есть поиск в архивах, что все-таки лучше, чем ничего.

Более-менее ценные советы могут быть в конференциях, где на конкретный вопрос получаешь сразу несколько ответов (не всегда правильных…). Форумов о полиграфии и настольно-издательских системах я нашла немного: на сайте компании «МакЦентр» (www.maccentre.ru/cforum), где обсуждаются в основном вопросы софта и железа, и что отрадно, не только маковского. Практически то же самое на конференциях www.macintosh.ru и www.mymac.ru. Почти «умер» сайт www.dtp.ru, но некто www.boom.ru обещает, что скоро будет его реинкарнация. Действует конференция на www.obzor.com.ua/dtp. Вот-вот заработает univest-group.com (тоже Украина). Очень живой www.print-forum.ru, правда, основной круг вопросов — интересы типографий: материалы, оборудование, запчасти... Масса полезной информации на сайте Марселя Шариффулина www.marsel.net. Однако форум с него у меня не загрузился ни разу. Вот, пожалуй, и все самое популярное. Есть еще конференции на сайтах известных фирм-продавцов полиграфической техники (Apostrof, PrintHouse...), но они больше похожи на доску бесплатных объявлений «куплю-продам».

Об оперативности и пользе

Как правило, мы не комментируем публикации наших авторов. Но в этом случае решили сделать исключение и разъяснить позицию редакции Publish в отношении оперативности получения информации, а также развития сайта www.publish.ru. Для начала небольшой пример: упомянутая в статье книга Дэна Маргулиса объемом 256 стр. стоит не менее 500 руб., полугодовая подписка на Publish (5 номеров общим объемом более 500 стр.) через агентство «АПР» — 150 руб. Хотите оперативности и регулярности получения информации? Подпишитесь или покупайте Publish в розницу. Для того чтобы продолжать делать хороший журнал, нам нужны средства, среди источников получения которых — розничная продажа и подписка.

Теперь про Web. Мы считаем — и это принципиальная позиция — что наш сайт не должен повторять содержание журнала. Долгое время это выражалось лишь в том, что на www.publish.ru появлялись все опубликованные статьи, но с задержкой на два-три номера. Однако мы хотим, чтобы сайт был самостоятельным ресурсом, содержание которого не копирует бумажной версии. Бумажный Publish и сайт должны дополнять друг друга, максимально используя сильные стороны каждого из носителей. Поэтому уже сейчас на сайте появилась регулярная сводка новостей, обновляющаяся каждые три-четыре дня. В ближайшее время ожидается запуск нового «движка», что позволит нам уйти от размещения информации по принципу номеров и сделать работу с сайтом более удобной: посетители смогут сразу знакомиться с наиболее интересными для них разделами. Дальнейшие планы — создание форумов, списка полезных ссылок и многое другое. — И. Т.

Остается еще один, проверенный веками путь — купить необходимую книгу и прочитать. Из новинок самое полезное приобретение — «Препресс-ресурсы» Дэна Маргулиса. Тираж отпечатан, мягко выражаясь, плохо (сомневаюсь, что в Доме книги на Арбате продавали брак из приладки). Для книги о качестве в DTP это просто смешно. Но степень полезности издания перекрывает все: и дешевую бумагу, и плохую печать, и высокую цену. Здесь есть советы по всем возможным проблемам препресса. В том числе и по вопросам, которые мучили меня и нашего клиента: как задать треппинг в CMYK-картинке, которая со сложной обтравкой будет подставляться на пятый цвет в документе QuarkXPress.

На пути к совершенству

Автор книги — большой специалист по Adobe Photoshop. Поэтому логично, что и решать проблему предлагается средствами этой программы (в книге см. стр. 46-50). Процедура состоит из 12 шагов и заключается в следующем: необходимо создать дополнительный канал, фон которого должен стыковаться с контуром изображения. С помощью фильтра Trap сделать «заход-перекрытие» фона под картинку. Дальше идет длинное описание, как сохранить этот файл и как его выводить. Видимо, речь идет о Photoshop версии 4 или более ранней, когда не было возможности записать DCS 2.0 с пятью или шестью каналами. В наше время дополнительному цвету задается атрибут Spot Color и имя того цвета Pantone, которым это будет печататься. Но мне сразу не понравился результат: какое-то неубедительное зубчатое растровое перекрытие, толщиной которого сложно управлять. Жалко было времени, потраченного дизайнером на создание ровненьких обтравок, а Pantone-фон из Photoshop сильно отличался по цвету от такого же в QuarkXPress. Да и не всякий принтер распечатает файлы в формате DCS 2.0.

Но ведь не зря компания Adobe вовсю пропагандирует тотальное сопряжение своих программных продуктов. Вот и проверим!

Рис. 1
  1. Запишем иллюстрацию, которую нужно треппить, в формате EPS c обтравочным контуром в том масштабе, с которым она будет стоять в верстке.
  2. Откроем ее в Illustrator (рис. 1). По краю обтравки будет Path. Его не трогаем — это кривая выреза картинки из фона.
  3. Возвращаемся в документ Photoshop и копируем оттуда Path через буфер.
  4. В файле Illustrator делаем Paste и аккуратно подгоняем новую кривую точно поверх старой. По координатам или вручную, благо увеличение просмотра документа до 6400% (рис. 2).
  5. Задаем этой кривой толщину — двойной размер треппинга, цвет — Pantone фона, атрибут — Overprint. Записываем EPS, и все (рис. 3). Проверяем полученный результат, распечатав на принтере по сепарациям с максимально большим увеличением.
Рис. 2

Если название файла с треппингом идентично с исходным Photoshop EPS, то в документе верстки всем старым картинкам можно сделать Update Modify в Picture Usage, и они автоматически заменятся на новые.

Рис. 3

Размеры благодарности печатника, который воспроизводит все это на бумаге в два или более прогонов, не имеют границ в пределах возможного. А за результат не будет стыдно перед клиентом, оторвавшем от сердца совсем нелишние 100-200 долл. (или больше) на улучшение внешнего вида своего заказа. И самое главное, вы сможете оперативно управлять величиной треппинга в соответствии с требованиями конкретного печатного процесса. Пример находится на третьей странице вкладки к статье «Красота неземная» в Publish ? 6.

Рис. 4

Точно так же готовится файл для местного лакирования. Только в пятом пункте нужно сделать Offset Path на величину «облегания», залить полученный контур новым смесевым цветом (например UV-varnish) и задать ему атрибут Overprint Fill (рис. 4-6).

Рис. 5

Если есть необходимость отпечатать полноцветную картинку по крашеной в массе дизайнерской бумаге, то под нее надо положить белую краску. Как правило, трафаретом и, как правило, чуть меньше по контуру, чем CMYK. Процедура подготовки файла та же, только Offset Path задается с отрицательным значением.

Рис. 6

Нужна вырубка в обложке брошюры, повторяющая контур рисунка на ее первой странице? Все то же самое, только Offset Path должен быть побольше — не менее 2 мм, т. к. технологические допуски на высечку в картоне значительно больше допусков на печать.

Пытливый дизайнер в этом месте заметит: а почему, собственно, все это должен делать он, а не специалист по препрессу? Вероятно, потому, что в российском современном понимании допечатная подготовка — это только фотовывод (чаще всего PS, потому как дешевле), цветопроба и качественное сканирование (иногда — спуск полос). Не всякий репроцентр, существующий отдельно от типографии, держит в своем штате толкового технолога, понимающего суть печатных и послепечатных процессов. Далеко не каждый принт-менеджер, имея собственное дизайн-бюро, готов учитывать в бюджете заказа технологический консалтинг и подготовку типографией файла к печати. И при выборе типографии традиционно определяющим фактором является в первую очередь цена и только во вторую — качество. А самое главное, уверенность в результате будет, только если все делать самостоятельно. Тем более что вышеописанный метод прост и не требует много сил и времени.

Я на сто процентов убеждена, что многие додумались до такого способа, вовсю им пользуются и тихонько радуются собственной изобретательности. Порадуемся вместе!

В порыве щедрости хочу рассказать про еще одно препресс-ноу-хау.

Полутон в крапинку

Про стохастическое растрирование сейчас написано очень много. Поэтому не стану начинать с азов — кому интересно, найдет и прочитает. Скажу лишь, что ограничивающими факторами для повсеместного распространения частотного модулирования в DTP являются: весьма дорогая опция для RIP и чрезвычайно жесткие требования к формным процессам, т. к. надо скопировать и удержать при обработке на печатной пластине точку очень маленьких размеров (10-30 мкм).

Рис. 7

Но если в поле досягаемости есть ФНА, стабильно выдающий пленки с линиатурой 200 lpi, типография, которая в состоянии с них отпечатать, то можно поэкспериментировать.

Рис. 8
  1. Для «расчленения» возьмем любую растровую картинку (рис. 7), откроем ее в Photoshop, масштабируем и скадрируем так, чтобы в верстке она стояла 100%, и выполним команду Split Channels. Получим четыре (или больше, если файл многоканальный) новых GrayScale-файлов, в названии которых будет указание на цвет (рис. 8).
  2. Переведем каждый файл в Bitmap (рис. 9) с разрешением 800 dpi и методом Diffusion Dither (именно этот способ позволяет получить стохастическое распределение точек изображения). Запишем файлы в формате TIFF. Что касается разрешения, то 800 dpi — это не догма. В зависимости от конкретного формного процесса может быть диапазон 600–1200 dpi. Но при 600 в светах очень заметна крапчатость, а при 1200 тени становятся плашкой уже на 90%.
  3. В документе QuarkXPress рисуем прозрачный фрейм для иллюстрации и помещаем в него любой из каналов. Красим содержимое соответствующим цветом (CMYB) и назначаем ему атрибут Overprint.
  4. С помощью Step and Repeat размножаем этот объект с нулевым смещением последовательно 3 раза. В каждый новый фрейм вставляем следующий канал, не забывая красить его нужным цветом. В результате на полосе верстки будет стоять слоеный пирог из 4 картинок одна над другой оверпринтом (рис. 10). Если вся эта композиция размещается на каком-нибудь фоне, самый нижний слой должен иметь Background White.
  5. Выведем на принтер по сепарациям и убедимся, что все каналы стоят на своих местах.
Рис. 9

Конечно, это не та самая стохастика, над разработкой которой бьются программные и конструкторские умы фирм-производителей RIP. Но часто ли в жизни требуется Hi-Fi-цветоделение на шесть или больше цветов, чтобы тратить деньги на опцию стохастики к RIP? Такими вещами должны заниматься только профессионалы с большой буквы. Если же к растровому изображению надо добавить пятый растровый канал, а для борьбы с муаром, который может появиться, нет ни знаний, ни времени, то можно воспользоваться этим способом. Очень интересно выглядит «стохастический» металлик, запечатанный поверх обычного полноцветного изображения. Опять же, если надо «прогнуться» перед заказчиком, а из фильтров Photoshop ничего не подходит, то это не худший вариант. Надо просто поэкспериментировать: уверена, что даже в рутинной работе творческий подход способен решить большинство технологических проблем!

Рис. 10

Вопросы автору можно задать по адресу olga-varnavskaya@rambler.ru.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Управление цветом в Adobe Creative Cloud без секретов

     

     

    Подробное руководство по настройке параметров управления цветом в программах Adobe.

    Без модуля управления цветом — Color Management Module (CMM) — и цветовых профилей ICC предсказать на экране монитора результат печати невозможно. Даже при выборе опции Don`t color manage (Не управлять цветом, Отменить управление цветом) * CMM и цветовые профили всегда задействуются в Adobe Photoshop, хотя и не оптимальным образом.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW (ч. 2) *

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Импорт–экспорт текста

    Редактировать и корректировать фигурный текст можно непосредственно на рабочем листе документа или в специальном окне редактирования. Добавить фрагмент текста в активный текстовый блок или вставить текст в документ легко, импортировав текст из офисных приложений. Для этого есть команды «Импортировать текст» окна редактирования или «Специальная вставка» меню «Правка», либо можно просто вставить текст из буфера обмена.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Как невозможно познать всю Вселенную (она же всё время расширяется), так в каждой новой версии CorelDRAW каждый раз ты открываешь для себя новые возможности, приёмы и хитрости. Конечно, эта программа не для вёрстки больших, насыщенных текстами книг, брошюр, журналов, но возможности CorelDRAW для работы с текстами позволяют сверстать и подготовить к печати многостраничный промышленный каталог, с чертежами, схемами, векторными рисунками, фотографиями. И, конечно, текстовые фрагменты обязательно есть и в визитке, и в банере, и в рекламном проспекте. А если применять к тексту кое-какие трюки и эффекты, то можно создать настоящие шедевры дизайна и типографики… Конечно, многим пользователям хорошо известны инструменты и методы работы с фигурным текстом. Этот цикл статей — попытка систематизировать основные приёмы.

     

  • Раскрывая возможности белых чернил *
     

    Как дополнительные белые чернила помогают создавать новые применения широкоформатной печати.

    Сегодня ряд моделей широкоформатных и сверхширокоформатных принтеров могут печатать чернилами дополнительного цвета — белого, что создаёт новые возможности применения этих устройств. Но в принтерах могут быть реализованы различные технологии печати белыми чернилами, и у разных технологий — свои возможности и ограничения.

     

  • Маленькие хитрости большого Corel
    Полезные советы для пользователей CorelDRAW и Corel Photo-Paint.
  • InDesign осваивает ePub

    Приёмы построения ePub в Adobe InDesign CC. Советы издательствам, как без лишних хлопот готовить книги для LitRes или Bookmate.

    Девятый вал

    Старый мир огромных издательств и одиозных акул книжного бизнеса, бросающих крохи авторам, уходит в историю. Люди перестают читать книги. Тиражи падают, бумажная книга испытывает конкуренцию за внимание аудитории со стороны других многочисленных источников. Теперь не человек ищет, что почитать, а различные медиа-источники борются за его внимание. Цунами информации обесценивает её для потребителя. В борьбе за внимание аудитории авторы и правообладатели часто готовы раздавать свой материал бесплатно. В такой ситуации читатель часто не хочет платить, читает по вершкам, предпочитает дайджесты многостраничным описаниям парижских крыш. Как следствие, качество материала падает, объём книг и статей сокращается, снижаются продажи, а издатели лишаются доходов.

     


comments powered by Disqus