2001.10.24, Автор: Игорь Кистенев4617 прочтений

"ПРОКАТНЫЙ СТАН" для тиражной печати

Теги: Справочник покупателя Справочники покупателя Publish

Хотите оперативно (и недорого) выпускать короткие и средние тиражи печатной продукции или бесперебойно обновлять запас бумажных информационных материалов? Что ж, значит, и для вас настало время подумать о приобретении цифрового дупликатора.

Хотите оперативно (и недорого) выпускать короткие и средние тиражи печатной продукции или бесперебойно обновлять запас бумажных информационных материалов? Что ж, значит, и для вас настало время подумать о приобретении цифрового дупликатора.
Duplo DP–635

Удивительно простое, как все гениальное, изобретенное самим Томасом Эдисоном в 1876 году, устройство для трафаретного копирования, получившее от своего создателя «несерьезное» имя мимеограф (гр. mimos — подражатель), безо всяких преувеличений совершило революцию в деловой и общественной жизни. Вслед за Эдисоном, который вскоре продал свой патент американской компании A.B. Dick, авторские права на аналогичные системы зарегистрировали еще несколько изобретателей, среди которых был и Дэвид Гестетнер. В 1881 и 1885 годах он получил патенты на средства и методики создания трафаретных листов, представлявших собой волокнистую бумагу с восковым покрытием, через отверстия в котором под давлением краска переносилась на тиражные отпечатки.

Riso RP 3500

Основанная Гестетнером компания (сегодня Gestetner — один из трех «китов» промышленной группы NRG, принадлежащей Ricoh) начала активные продажи новых множительных устройств. Несколько позже появились аппараты, где предварительно «прошитый» автоматической иглой бумажный трафарет наматывался на вращаемый рукой красочный цилиндр, прокатывавшийся по тиражным листам.

Rex Rotary 1560

Технологический прогресс шел дальше, и в 1984 году японская компания Riso представила комплексную автоматизированную систему, состоящую из термической головки, отвечающей за прожиг микроотверстий в трафаретной пленке, и печатного устройства. Успех подобных аппаратов, особенно после выпуска Riso в 1989 году RC-серии цифровых дупликаторов, был предопределен. Имя «ризограф» стало нарицательным и несмотря на все усилия конкурирующих компаний, величающих свои устройства «копи-принтерами», «мини-типографиями», «дупринтерами» и «дубликаторами», превратилось, подобно «ксероксу», в общеупотребительное обозначение целого класса множительных машин. Мы, тем не менее, будем использовать в статье более строгий термин «цифровой дупликатор» (одно из значений английского слова duplicate — воспроизводить, повторять в точности).

Только А3

Сегодня на российском рынке цифровых дупликаторов представлены аппараты девяти торговых марок: Duplo, Gestetner, MB, Nashuatec, Rex Rotary, Ricoh, Riso, Seiki и Unit. (Как известно, торговые марки Nashuatec, Rex Rotary и Gestetner являются собственностью Ricoh и группы NRG.) Спектр предлагаемых аппаратов достаточно широк — от относительно недорогих формата А4, до устройств формата А3 с разрешением сканирования и печати 600 dpi, оснащенных встроенным компьютерным интерфейсом, приемными и подающими лотками большой емкости. Учитывая профессиональные интересы наших читателей, а также существующий высокий спрос на аппараты формата А3, мы включили в обзор только крупноформатные системы с разрешением сканирования не ниже 400 dpi (в том числе 300x400 dpi).

Среди вошедших в сводную таблицу устройств весьма большой процент представленных на рынок уже в 2001 году: это модели Nashuatec CP 490, Rex Rotary 1395 и Gestetner 5490, дупликатор MB DD45, аппараты RP 3100, RP 3500, RP 3700 компании Riso и ESP 8050/8040 компании Seiki.

Почти офсет...

Современный цифровой дупликатор представляет собой весьма сложное (несмотря на простоту заложенных в него идей) электронно-механическое устройство. Условно его можно представить состоящим из четырех базовых компонентов: сканера (планшетного или протяжного), механизма создания трафаретной пленки («мастера»), механизма печати и механизма транспортировки бумаги. Хотя по принципу формирования изображения устройство очень напоминает копир (печать выполняется после сканирования оригинала), реализованные технологии дают право говорить о «духовной» близости к офсетным машинам: созданный с помощью термоголовки трафаретный лист (совсем как печатная форма в офсетном процессе) натягивается на красочный цилиндр (барабан), который в процессе нанесения изображения находится в механическом контакте с печатным валиком и запечатываемым материалом.

Нанесение изображения на запечатываемый материал, прокатываемый между двумя цилиндрическими поверхностями, осуществляется продавливанием краски через сетчатую поверхность красочного цилиндра и прожженные термоголовкой отверстия в мастере. Наиболее существенное ограничение данной технологии — невозможность полноцветной печати — связана с «одноцветностью» красочного цилиндра. На цифровых дупликаторах допускается лишь многоцветная печать, выполняемая путем замены красочного барабана и повторного запечатывания тиража следующим цветом.

Разумеется, о высокой точности цветового совмещения и печати цветоделенных изображений говорить не приходится — минимальная погрешность приводки наиболее совершенных моделей дупликаторов составляет 0,25 мм. Вскоре на российском рынке должен появиться двуцилиндровый двукрасочный цифровой дупликатор V8000 компании Riso (действующие экземпляры были продемонстрированы на CeBIT 2001), который, по предварительным данным, обеспечит очень приличное качество цветовой приводки.

Печатный конвейер

Одно из главных преимуществ цифровых дупликаторов — скорость работы. Из сводной таблицы видно, что большинство печатает 120 копий формата А4 в минуту, а дупликаторы Seiki — даже 150. Основа такой производительности — исключительно прямой тракт и точно отлаженный механизм подачи бумаги, ротационный принцип работы печатной машины. Как следует из принципиальной схемы (рис. 1), верхний лист из подающего лотка захватывается приемным фрикционным механизмом, передается в механизм приводки и равнения, после чего попадает в «тесные объятия» красочного цилиндра и печатного валика. Затем, с помощью воздушной системы разделения (специальных «пальцев» и вентиляторов раздува), он отклеивается от красочного барабана, укладывается на специальный транспортный ремень и в буквальном смысле выбрасывается в приемный лоток.

Бесперебойно работать в таком бешеном темпе этот самый настоящий «прокатный стан» способен хоть целые сутки — в отличие от менее выносливых копиров. Стандартные показатели быстродействия копиров, находящихся в одной ценовой категории с цифровыми дупликаторами, довольно далеки от возможностей последних.

Полутоновая печать

Помимо скорости, цифровые дупликаторы обладают еще одним преимуществом — достаточно высоким разрешением сканирования и печати, достигающим в последних моделях 600 dpi (см. сводную таблицу). В результате к привычным функциям воспроизведения текстовой, табличной или графической информации прибавилась реальная возможность печати полутоновых изображений, фотографий. Оценить эти возможности вы сможете самостоятельно, внимательно изучив размещенный в журнале тиражный отпечаток тестовой полосы, сделанный на MB DD45. В одном из ближайших номеров мы дадим аналогичную тестовую страницу, отпечатанную на RP 3700 компании Riso.

Поскольку перенос полученного сканером изображения на трафаретную мастер-пленку выполняется с помощью методик растрирования, представляющих каждую оцифрованную точку в виде элементарной растровой сетки, определенные потери информации неизбежны. Однако алгоритмы стохастического и полутонового растрирования (подобные технологии в той или иной степени применяются практически во всех аппаратах) «вытаскивают» из трафаретной ротационной печати максимум возможного (см. врезку «Растр по трафарету»).

Стартуем качественно

Схожесть реализованных в цифровых дупликаторах конструктивных и технологических решений, конечно же, не означает отсутствие критериев, лежащих в основе выбора подходящего аппарата. Для его облегчения попробуем выделить наиболее важные моменты. Оценку конкретных особенностей следует производить, помня о трех интегральных показателях — качестве печати, удобстве обслуживания и стоимости эксплуатации.

Рис. 2. Принципиальная схема механизма подачи краски в цифровом дупликаторе

Определяющее влияние на качество изображения оказывает работа системы подачи краски на мастер-пленку. В ее состав, помимо тубы с краской, входит красочный насос (помпа), подающий краску на красочный валик, находящийся в механическом контакте с раскатным валиком (рис. 2). Из образующегося между ними красочного слоя вращающийся валик забирает часть краски и переносит ее на внутреннюю, выполненную из металлической сетки, поверхность красочного цилиндра. Пройдя сквозь эту поверхность, жидкая краска впитывается в нижний волокнистый слой растянутой по цилиндру трафаретной мастер-пленки (ее типичная структура в разрезе приведена на рис. 3), а затем, через прожженные термоголовкой в верхних слоях мастера отверстия, переходит на запечатываемый материал.

Рис. 3. Структура трафаретной мастер-пленки, используемой в цифровых дупликаторах Duplo.

Решая вопрос обеспечения равномерности и насыщенности красочного слоя по всей поверхности мастер-пленки и барабана вне зависимости от типа печатаемого изображения, разработчики цифровых дупликаторов применяют различные методы. В том числе, предлагается так называемый режим качественного (оптимизированного) старта, суть которого — в принудительной раскатке красочного слоя по внутренней поверхности барабана, вращающегося на холостом ходу (без подачи бумаги). Режим этот необходим либо при длительном простое аппарата, либо в случае установки на красочный барабан новой мастер-пленки, нижний слой которой не успел пропитаться краской.

В аппаратах Riso данная функция сопряжена с натягиванием одного кадра чистой мастер-пленки, но режим этот легко отключается, и выход на качественную печать обеспечивается простым увеличением тиража на 4—5 стартовых экземпляра. В устройствах же Duplo, Ricoh JP 5000, моделях группы NRG, MB DD35, MB DD45 и Unit CP 390 можно выбрать число холостых оборотов барабана для раскатки красочного слоя без расходования мастера.

Интересное решение проблемы экономии мастер-пленки воплощено в Ricoh JP 5000, всех включенных в сводную таблицу аппаратах NRG, моделях MB DD35, MB DD45 и Unit CP 390: на красочном барабане формата А3 может закрепляться отрезанный специальным образом мастер формата А4. Единственное и главное условие — в автоподатчике должно находиться несколько сканируемых оригиналов, тиражи с первого и последнего из которых будут отпечатаны с помощью мастера стандартного размера. Ряд производителей (см. сводную таблицу) предлагает приобрести, в дополнение к стандартному красочному барабану, барабан меньшего формата, однако за какой срок его цена будет возмещена экономией мастера, неясно.

«Двойной цилиндр»

Продолжая аналогию с офсетной печатью, заметим, что качественное нанесение изображения на запечатываемый материал в значительной степени зависит от равномерности и длительности контакта двух обжимающих его цилиндров. В цифровых дупликаторах (в отличие от офсетных машин, где соблюдается равенство диаметров печатного и офсетного цилиндров) диаметр печатного валика обычно существенно меньше диаметра красочного барабана. Впервые нарушили эту традицию разработчики Riso, представив в 1994 году аппарат SR 7200, оснащенный одинаковыми по размеру красочным и печатным цилиндрами. Подхватили начинание специалисты Ricoh, установив в свои дупликаторы формата А3 прижимной (печатный) барабан с системой захвата и сопровождения печатного листа и равного по диаметру красочному барабану. Площадь контакта цилиндров с запечатываемым материалом увеличилась, что существенно повысило равномерность переноса краски и качество приводки. Реализовано данное конструктивное решение в большом числе рассматриваемых в статье аппаратов: Ricoh JP 5000, всех устройствах NRG, дупликаторах МВ, а также в Unit CP 390.

Вопрос обеспечения равномерности подачи краски по ширине листа — один из ключевых в процессе ротационной печати — решается регулировкой величины зазора между раскатным и красочным валиками. Хотя в большинстве случаев это прерогатива сервисных инженеров, в некоторых дупликаторах пользователь сам может скорректировать зазор. Так, аппараты Duplo оснащены специальными ручными регуляторами, ступенчато корректирующими этот зазор по обеим сторонам красочного валика, увеличивая или уменьшая подачу краски в нужные области печатаемого изображения (почти как регулировочные винты красочного аппарата в офсетной машине). Другим путем пошли инженеры Riso, снабдившие свою систему подачи краски двумя консольными шнеками, постоянное вращение которых в красочном слое обеспечивает равномерное распределение краски по всей длине красочного валика.

Принцип «домино»

Важнейший момент создания качественного изображения — надежная система подачи, транспортировки и приема бумаги, которая исключает возможность отмарывания, борется с замятиями, хорошо справляется с проблемой двойного листа, обеспечивает точное равнение. Все это выполняется корректировкой прижимных усилий фрикционных механизмов подачи бумаги, увеличением числа подающих роликов и рядом других способов. Для точного позиционирования оттисков в моделях Riso, Ricoh JP 5000, дупликаторах NRG, MB и Unit CP 390 впервые применен механизм осевого смещения красочного цилиндра с минимальным шагом 0,25 мм. В результате, достаточно точная поперечная настройка положения мастера стала реальностью. До этого подобные операции, в большей степени ассоциируемые с ориентацией мастера относительно печатного листа, нежели с понятием приводки, с гораздо большей погрешностью выполнялись простым перемещением подающего лотка.

Пользуясь большими габаритами печатного цилиндра своих дупликаторов, Ricoh оснастила их дополнительным механизмом захвата бумаги (см. рис. 4), повышающем стабильность позиционирования поступающих листов относительно мастера. Правда, эффективно работает эта система лишь с бумагой низкой и средней плотности. Аналогичными устройствами оснащены аппараты Ricoh JP 5000, все рассматриваемые модели группы NRG, а также все устройства MB и Unit CP 390.

Во всех аппаратах в том или ином виде реализованы системы «воздушной подушки» в приемных лотках, обеспечивающие окончательное высыхание краски в процессе падения отпечатков. Интересно решение Riso: выходные лотки оборудованы специальными упорядочивателями бумаги (в обиходе — «доминошками»), чье выдвижение замедляет падение листов. Мало того, за счет отщелкивания «доминошек» только с одной стороны лотка можно скомпенсировать наклон листов при падении, вызванный наличием на одной из сторон отпечатков фоновых заливок или фотографий. Есть аналогичные устройства и в дупликаторах MB, NRG, Ricoh, Unit. Проста, но очень эффективна система торможения листа под названием ProStacker дупликаторов Duplo — лист плавно опускается в специальный пластмассовый короб без привычных боковых прорезей.

Чрезвычайно полезным механизмом сталкивания и равнения выходной стопы оснащаются устройства Duplo с увеличенной емкостью приемного и подающего лотков (модели DP-43SH и DP-63SH). Как и офсетные машины, они комплектуются напольными приемными лотками с подвижными боковыми стенками, периодическое возвратно-поступательное движение которых обеспечивает точное равнение стопы максимальным размером 3000 листов (совершенно незаменимая функция при организации технологических цепочек с участием листоподборщиков, резаков и другого послепечатного оборудования).

Дупликатор или сетевой принтер?

Учитывая высокие «интеллектуальные» способности цифровых дупликаторов, оснащенных ЖК-панелями управления и встроенными процессорами, отвечающими за управление и диагностику, логично остановиться на вопросах обеспечения качества изображения программно-аппаратными средствами. Прежде всего это относится к алгоритмам сканирования и построения растра, закладывающим основы для создания мастера с помощью встроенной термоголовки.

Практически все устройства предусматривают настройку так называемой контрастности (плотности мастера). Ее суть — в определении программного «порога чувствительности», при превышении которого отсканированная точка перестает считаться «белой». Имеются и более тонкие средства. В аппаратах Riso, например, можно регулировать степень детализации отображения светлых и темных областей отпечатка (фактически меняя так называемую «точку белого» и задавая значения гаммы-функции для светов и теней, что очень полезно при печати полутоновых изображений).

Огромную роль в управлении разнообразными режимами растрирования играет компьютерный интерфейс цифрового дупликатора, который (за исключением аппаратов Riso, где он является стандартным компонентом) устанавливается только по требованию покупателя. Как правило, компании-производители предлагают несколько вариантов интерфейсов, различающихся по типу исполнения (внешний или встроенный) и поддерживаемым функциям (см. таблицу по интерфейсам).

Наличие интерфейса в поставке, к тому же оснащенного сетевой платой, превращает цифровой дупликатор в мощный сетевой принтер для тиражной печати, подготовка заданий для которого выполняется в приложениях электронной верстки. Неудивительно, что Riso вывела на рынок серию устройств RP (само название — Riso Printer — говорит о серьезных намерениях захватить рынок сетевой тиражной печати), стандартно оснащенных встроенным компьютерным интерфейсом RisoRinc 3 (с осени нынешнего года фирма планирует начать поставки для аппаратов RP внешних интерфейсов SC 7900, поддерживающих работу с языком PostScript).

Рис. 5. Программное окно интерфейса RisoRinc 3 с панелью выбора линиатуры и угла растра

Функциональность подобных интерфейсов достаточно обширна и полезна с полиграфической точки зрения (см. рис. 5). Поставляемый компанией Duplo внешний интерфейс DuRIP Pro, оснащенный широко известной системой растрирования HPS (Harlequin Precision Screening), предоставляет возможность прямой печати PostScript-файлов с помощью условно-бесплатной утилиты PrintFile и даже способен работать с нестандартными алгоритмами растрирования (если они, разумеется, могут быть реализованы в процессе прожига мастер-пленки). Другой пример — интерфейс UC5 (UC5e во встроенном исполнении), предлагаемый со всеми аппаратами NRG и дупликаторами MB, поддерживает работу с PostScript- и PDF-файлами, позволяет задавать значение линиатуры, обеспечивает создание четырех типов растровой точки, а также формирование сложного растра с помощью так называемых «суперячеек» (в расширенной версии).

Бумага для дупликатора

Восторги по поводу «интеллектуальных» возможностей цифровых дупликаторов не должны заслонять главного — какими красками и на какой бумаге аппарат способен надежно печатать. При стандартной комплектации (лотки на 1000 листов на подаче и приеме) диапазон плотностей запечатываемого материала, как правило, также стандартен — от 47 до 210 г/м2. Несколько ниже опускают планку разработчики аппаратов Seiki — 40 г/м2, и совсем уж «неправдоподобную» цифру заявляют представители Duplo — 35 г/м2 (реализуется с помощью хорошо себя зарекомендовавшего трехроликового механизма подачи листа и системы удаления листа с возможностью позиционирования боковых «пневматических пальцев»).

Правда, собираясь печатать на папиросной бумаге, следует понимать, что одно дело — копирование простого текстового объявления, другое — печать насыщенного краской изображения, когда почти прозрачный на вид лист может либо намертво прилипнуть к красочному барабану, либо, вылетев из чрева дупликатора, проворно свернуться в изящную трубочку. В случае использования дополнительных фронтальных лотков большой емкости, когда тракт подачи бумаги уже трудно назвать прямым, допустимый диапазон плотностей, естественно, сужается.

Кроме того, необходимо помнить как «Отче наш»: дупликаторы, в силу свойств используемой краски, категорически не допускают работы с мелованной, а тем более глянцевой бумагой — краска на таком носителе, скорее всего, вообще никогда не высохнет.

Pantone на заказ

Достаточно важна и другая сторона печатного процесса — набор предлагаемых производителями дупликаторов красок. Хотя вряд ли найдутся беззаботные энтузиасты, десятками приобретающие красочные цилиндры стоимостью в 1000 долларов (напомним, что после установки в новый цилиндр тубы с краской поменять «цвет цилиндра» можно лишь путем его глубокой очистки, выполняемой сервисным инженером), тем не менее, печать в две или три краски — очень распространенное явление. Вполне законным может оказаться желание амбициозного руководителя частной компании отпечатать рекламные брошюры с уникальным цветовым оформлением фирменного логотипа.

Из сводной таблицы ясно, что самый аскетичный красочный набор предлагает своим клиентам компания Seiki. Более широкий простор для фантазии получают владельцы других аппаратов, которые в дополнение к стандартному набору из 11–16 цветов имеют возможность приобрести краску из палитры Pantone. Большинство поставщиков оговаривает минимальный объем такого заказа: дистрибьюторы Rex Rotary — 4 банки, Duplo — 24 банки, Riso — 50 банок.

Сколько это стоит?

Этот весьма актуальный вопрос далеко не в последнюю очередь должен интересовать покупателя цифрового дупликатора. Подобно своим «меньшим братьям» — принтерам и копирам, дупликатор заставит регулярно раскошеливаться на расходные материалы, стоимость которых составляет заметную долю затрат на его обслуживание. Радует другое: в отличие от упомянутых «коллег» по печатному цеху, себестоимость его отпечатка снижается с ростом тиража и в среднем составляет от 4 до 7 копеек (!) за лист формата А4. Минимальный тиражный порог, ниже которого печать становится невыгодной, — 50–100 копий.

Причина такой ситуации очевидна и кроется в технологическом процессе дуплицирования: самый дорогой расходный материал — мастер-пленка, и чем на большее количество копий один ее кадр расходуется, тем меньше себестоимость отпечатков (все производители гарантируют 4000 качественных копий любой сложности на один мастер). Что же касается стоимости краски, то, учитывая ее средний расход на лист А4 стандартного заполнения (см. сводную таблицу), вклад этого компонента в себестоимость копии примерно постоянен и выходит на первое место только при тысячных тиражах.

Важно другое: себестоимость копии (здесь мы уже затрагиваем такое понятие как стоимость владения аппаратом) может существенно возрасти, если владелец дупликатора толком себе не представляет (или просто не хочет утруждаться подобными размышлениями), насколько серьезный аппарат он приобрел, и как с ним следует обращаться. Один пример. Цифровые дупликаторы, особенно их последние модели, в буквальном смысле напичканы электроникой — всевозможные датчики определения размера бумаги, датчики фиксации заполнения бункера с отработанным мастером и расхода мастер-пленки, датчики контроля двойного листа и прохождения листа в механизме равнения — этот список можно продолжать. Результат: устройство крайне чувствительно к нестабильности питающего напряжения. Вывод: или надеяться на «авось», самоуверенно полагая, что не придется (после внезапного скачка в сети, возникшего из-за включения сварочного аппарата в соседнем подъезде) приобретать новую процессорную плату за 1000 долл., или все-таки купить источник бесперебойного питания и чувствовать себя спокойно.

Второй аспект: культурное обслуживание аппарата. Как утверждают видавшие виды сервисные инженеры, их всегда поражает беззаботность некоторых владельцев, которые ни разу за время эксплуатации аппарата не удосужились снять технологическую панель и почистить его пылесосом. Рассказывают даже «страшные» истории о дупликаторах, к чьим механизмам было невозможно добраться из-за мощных «исторических отложений» спекшейся бумажной пыли.

Немного о сервисе

Подбирая наиболее подходящего продавца (учитывая сложность внутреннего устройства дупликатора, вопрос не мешает поставить именно таким образом), следует разобраться, какие сервисные услуги он оказывает. Порой, именно их качество, вкупе с готовностью клиента к грамотному обращению с аппаратом, в значительной мере определяет стоимость владения прибором.

Хотя практически все российские поставщики дают как минимум годовую гарантию (рекордсмены — дистрибьюторы Seiki с тремя годами гарантии без ограничения числа отпечатков и Unit Copier, заключающая трехлетние сервисные контракты), многие ограничивают законное трудовое рвение пользователя числом сделанных с момента продажи отпечатков (см. сводную таблицу). Неплохо иметь в виду, что целый ряд компаний (дистрибьюторы Ricoh, Rex Rotary и Riso) делают настоящий бизнес на восстановлении отработавших свой ресурс аппаратов. В результате, по прошествии определенного времени, вы сможете либо купить новый дупликатор с зачетом стоимости старого, либо забрать полностью восстановленный аппарат, к тому же поставленный на гарантию. Может быть, это странно звучит, но данная услуга пользуется большим спросом — по информации сервисных центров, в России успешно работают аппараты, прошедшие по два или три условно заявляемых производителями ресурса.

Технологический подход

Покупка такого скоростного устройства, как цифровой дупликатор, волей неволей заставляет задуматься об автоматизации печатного процесса, поэтому абсолютно все поставщики готовы предложить целый спектр готовых технологических решений. Самый простой вариант — приобретение автоматического резака, особенно полезного тем, кто, желая сэкономить мастер-пленку, использует один мастер формата А3 для печати сразу двух тиражей А4. Очень удобным окажется встраиваемый в дупликатор механизм разделения тиражей (в аппаратах Ricoh JP 5000, моделях NRG и MB DD 45 безленточный разделитель входит в стандартную поставку). При выполнении многотиражных работ совсем не лишним будет автоподатчик оригиналов (АПО). С его помощью в дупликаторах Ricoh, Riso, NRG, MB и Unit можно применить так называемый режим классов — печать разного числа копий с одного или нескольких оригиналов.

Более серьезные заказчики, как правило, рассматривают варианты приобретения листоподборщиков, степлеров, брошюровщиков, термоклеевых машин. Здесь высок авторитет компании Duplo, изначально специализирующейся на выпуске послепечатного оборудования и выполняющей его настройку для работы со своими дупликаторами. Впрочем, ее нынешние конкуренты явно не собираются уступать дорогу и формируют комплексные решения на базе техники таких известных фирм как IDEAL, KAS, Lamirel, Maping, NAGEL, Watkiss и других.

Итак, приобретение цифрового дупликатора — серьезный шаг, который выводит вас на «светлую дорогу» создания собственной мини-типографии. При этом надо быть готовым к решению некоторых сопутствующих технических проблем (если, конечно, вы не собираетесь «выжать» из аппарата максимум возможного, окупить затраты, получить прибыль, а затем забыть о его существовании) — поддержанию в помещении необходимого уровня температуры и влажности (не исключено, например, что после покупки кондиционера вы перестанете постоянно «висеть» на телефоне сервисной службы) и периодической чистке аппарата пылесосом. Одним словом, любите свою технику, и она стократно «ответит» вам взаимностью.

Автор выражает глубокую признательность сотрудникам представительств NRG, Ricoh и Riso в Москве, а также специалистам компаний RDR, Unit Copier, «Вариант», «Варио-Сервис», «Верт», «Геликон», «Зеркало», «МВ», «Нисса», «Офисная полиграфия», «Таймер» и «ТЕТРА-ПРО» за помощь, оказанную при подготовке данной статьи.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:

comments powered by Disqus