2001.08.27, Автор: Денис Самсонов2075 прочтений

Недооценка ценностей

Теги: Последняя страница Publish

Графический дизайн - специфическая область на стыке бизнеса и искусства - большую часть года живет внутренней жизнью, скрытой от глаз постороннего наблюдателя.

Денис Самсонов

Графический дизайн — специфическая область на стыке бизнеса и искусства — большую часть года живет внутренней жизнью, скрытой от глаз постороннего наблюдателя. Весенняя выставка «Дизайн и Реклама» в ЦДХ — главная и едва ли не единственная возможность для дизайнеров показать себя общественности, а для нас — пообщаться с лучшими представителями этой интересной профессии.

Сначала о выставке. Publish считает «Дизайн и Рекламу» лучшей выставкой о рекламе в Москве. Отличная площадка — ЦДХ; великолепная идея — сделать акцент на графический дизайн; профессиональная команда организаторов. Вот мнение Алексея Реутского, начальника отдела маркетинга компании «Линия График»: «Выставка открывается в 11 и закрывается в 19. Это сделано специально для нас, чтобы нам было удобно. Где еще найдутся люди, которые так смогут все организовать?» Действительно нигде.

Дизайн — специфика выставки, ее конек, но в процентном отношении дизайн-бюро в меньшинстве. С каждым годом их все сильнее теснят производители рекламы: типографии, продавцы гнутого неона, широкоформатной печати и сувенирной продукции. Отчасти причина этого и в некотором охлаждении индустрии дизайна к выставкам как средству привлечения новых заказчиков. Времена, когда можно было получить в качестве клиента «Газпром» или «Империал» в прошлом. Валерий Голыженков, дизайн-бюро LetterHead: «Клиент появляется сам, чаще всего по чьей-то рекомендации. Все материалы селф-промоушн, портфолио нужны уже на втором этапе, когда нужно продемонстрировать заказчику на что ты способен».

Рынок устоялся. Большие заказчики и серьезные студии давно знают друг друга, в курсе, кто что любит и кто что может. Андрей Одинцов, дизайн-бюро «Пионер»: «Мы не ждем от выставки прилива новых клиентов. Наша задача показаться, напомнить о себе, а выставка едва ли не единственное место, где это стоит делать». В роли стенд-менеджеров творцы графического дизайна чувствуют себе неуютно. К концу дня мероприятие постепенно превращается в тусовку.

Из отечественных дизайн-бюро жить чистым дизайном могут позволить себе единицы. Большинству приходится оказывать клиенту дополнительные услуги, вторгаясь на территорию рекламных агентств и типографских брокеров. Одна из причин — недооценка заказчиками значения дизайна. Валерий Голыженков, дизайн-бюро LetterHead: «Клиент не готов воспринимать графический дизайн как важную, ответственную работу, которая должна соответственно оплачиваться, а дизайнера — как профессионала, которому нужно доверять».

Наверное, так оно и есть. Однако я считаю, что в отсутствии взаимопонимания виноваты обе стороны. Типичное дизайн-бюро состоит из одного-двух дизайнеров, менеджеров, ведущих клиента, иногда принт-менеджера, и почти никогда менеджера по продажам — интерфейса между бюро и потенциальными заказчиками. Среди дизайнеров не так много людей, которые серьезно относятся к деловой составляющей своего ремесла. У нас почти не проводится конкурсов и почти не издается каталогов (отрадное исключение — «Индекс-дизайн») — тем важнее роль дизайнеров и бюро в продвижении себя и своей торговой марки. Например, за счет селф-промоушн-акций, участия в выставках. В «Рекламе и Дизайне» принимает участие десяток бюро, имена которых и так на слуху и дополнительная раскрутка им не очень и нужна.

О конкуренции. Поскольку рынок не развит, конкуренции практически нет. Случаи, когда несколько крупных бюро сшибались лбами в борьбе за заказчика, мне не известны. Может быть, жесткие тендеры и случаются, но это, скорее, исключение. Настоящая борьба идет за мелкого и среднего клиента, растущие компании, которые впервые задумались о необходимости корпоративного стиля, единой рекламной концепции и проч. И здесь бюро сталкиваются с жесткой конкуренцией «снизу». Цена «разработки фирменного стиля» в уважающем себя дизайн-бюро отличается от той, что запросит непритязательный верстальщик за макет визитки, бланка и конверта в разы, если не в десятки раз. Иногда первое является произведением искусства, а второе — откровенной халтурой. Разобраться где дизайн, а где — нет, не так просто. Тем, кто окончательно запутался, может помочь выставка «Дизайн и Реклама».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Самая трудная задача: ответить сразу на все вопросы клиента

    Мы помогаем очередному благотворительному проекту найти типографию для печати.

     

  • Когда один заказ превращается в три

    В прошлом номере (Publish № 7/8, стр. 64) мы помогали благотворительному проекту «Тёплые стихи» найти типографию. Речь шла о книге для детей, попавших в больницу. Оказалось, что организатор сама пишет и издаёт детские книги. И, помимо «Тёплых стихов», у неё есть ещё несколько книг, которые надо напечатать.

     

  • «Вашим заказом занимаются все!» А это значит, что «никто»…

    На просторах Instagram мне встретился благотворительный проект «Тёплые стихи». Его организаторы создали книгу для детей, попавших в больницу. Мы решили предложить свои услуги и помочь с выбором типографии по оптимальной цене. Считаем: книга в твёрдом переплёте, формат — 210x297 мм, 48 полос + обложка, обложка — 4+0 матовая ламинация, форзацы — офсет 140–160 г/м2, печать 1+0 (пантон, плашка), блок — 4+4, мелованная матовая, плотность по рекомендации типографии, чтобы сделать твёрдый переплёт. Тираж — 200, 500 и 1000 экз.

     

  • Надо ли объяснять заказчику различия?

    В этот раз у нас, казалось бы, не сложный запрос. Интересовала стоимость печати плаката: форматА2, 4+0, ВД-лак, бумага — 150 г/м2, мел. глянцевая, тираж — 100 и 500 экз.

     

  • Что в имени тебе моём?

    В этот раз считаем распространённый заказ — буклеты А4 формата в готовом формате, 6 полос. Запрос такой: Буклет 21x30 см в готовом виде, 63x30 см в развороте, 4+4, бумага — мелованная, 200 г/м2, 2 параллельных сгиба до формата 21x30 см. Тираж — 200 и 500 экз. Просьба указать сроки и способ печати.

     

  • Конкурентный офсет

    Ко мне обратился знакомый художник. Он хочет напечатать небольшой каталог своих работ. Параметров получилось много: 2 вида бумаги и 3 тиража. Клиент далёк от полиграфии и сразу определить точные данные ему сложно. Считаем: Каталог 21x21 см, 24 полосы, 4+4, бумага 2 варианта: все на 170 г/м2 и все на 200 г/м2, 2 скобы, тираж 100 экз., 200 экз. и 500 экз. Будут готовые макеты.

     


comments powered by Disqus