2001.08.27, Автор: Денис Самсонов1871 прочтений

Недооценка ценностей

Теги: Последняя страница Publish

Графический дизайн - специфическая область на стыке бизнеса и искусства - большую часть года живет внутренней жизнью, скрытой от глаз постороннего наблюдателя.

Денис Самсонов

Графический дизайн — специфическая область на стыке бизнеса и искусства — большую часть года живет внутренней жизнью, скрытой от глаз постороннего наблюдателя. Весенняя выставка «Дизайн и Реклама» в ЦДХ — главная и едва ли не единственная возможность для дизайнеров показать себя общественности, а для нас — пообщаться с лучшими представителями этой интересной профессии.

Сначала о выставке. Publish считает «Дизайн и Рекламу» лучшей выставкой о рекламе в Москве. Отличная площадка — ЦДХ; великолепная идея — сделать акцент на графический дизайн; профессиональная команда организаторов. Вот мнение Алексея Реутского, начальника отдела маркетинга компании «Линия График»: «Выставка открывается в 11 и закрывается в 19. Это сделано специально для нас, чтобы нам было удобно. Где еще найдутся люди, которые так смогут все организовать?» Действительно нигде.

Дизайн — специфика выставки, ее конек, но в процентном отношении дизайн-бюро в меньшинстве. С каждым годом их все сильнее теснят производители рекламы: типографии, продавцы гнутого неона, широкоформатной печати и сувенирной продукции. Отчасти причина этого и в некотором охлаждении индустрии дизайна к выставкам как средству привлечения новых заказчиков. Времена, когда можно было получить в качестве клиента «Газпром» или «Империал» в прошлом. Валерий Голыженков, дизайн-бюро LetterHead: «Клиент появляется сам, чаще всего по чьей-то рекомендации. Все материалы селф-промоушн, портфолио нужны уже на втором этапе, когда нужно продемонстрировать заказчику на что ты способен».

Рынок устоялся. Большие заказчики и серьезные студии давно знают друг друга, в курсе, кто что любит и кто что может. Андрей Одинцов, дизайн-бюро «Пионер»: «Мы не ждем от выставки прилива новых клиентов. Наша задача показаться, напомнить о себе, а выставка едва ли не единственное место, где это стоит делать». В роли стенд-менеджеров творцы графического дизайна чувствуют себе неуютно. К концу дня мероприятие постепенно превращается в тусовку.

Из отечественных дизайн-бюро жить чистым дизайном могут позволить себе единицы. Большинству приходится оказывать клиенту дополнительные услуги, вторгаясь на территорию рекламных агентств и типографских брокеров. Одна из причин — недооценка заказчиками значения дизайна. Валерий Голыженков, дизайн-бюро LetterHead: «Клиент не готов воспринимать графический дизайн как важную, ответственную работу, которая должна соответственно оплачиваться, а дизайнера — как профессионала, которому нужно доверять».

Наверное, так оно и есть. Однако я считаю, что в отсутствии взаимопонимания виноваты обе стороны. Типичное дизайн-бюро состоит из одного-двух дизайнеров, менеджеров, ведущих клиента, иногда принт-менеджера, и почти никогда менеджера по продажам — интерфейса между бюро и потенциальными заказчиками. Среди дизайнеров не так много людей, которые серьезно относятся к деловой составляющей своего ремесла. У нас почти не проводится конкурсов и почти не издается каталогов (отрадное исключение — «Индекс-дизайн») — тем важнее роль дизайнеров и бюро в продвижении себя и своей торговой марки. Например, за счет селф-промоушн-акций, участия в выставках. В «Рекламе и Дизайне» принимает участие десяток бюро, имена которых и так на слуху и дополнительная раскрутка им не очень и нужна.

О конкуренции. Поскольку рынок не развит, конкуренции практически нет. Случаи, когда несколько крупных бюро сшибались лбами в борьбе за заказчика, мне не известны. Может быть, жесткие тендеры и случаются, но это, скорее, исключение. Настоящая борьба идет за мелкого и среднего клиента, растущие компании, которые впервые задумались о необходимости корпоративного стиля, единой рекламной концепции и проч. И здесь бюро сталкиваются с жесткой конкуренцией «снизу». Цена «разработки фирменного стиля» в уважающем себя дизайн-бюро отличается от той, что запросит непритязательный верстальщик за макет визитки, бланка и конверта в разы, если не в десятки раз. Иногда первое является произведением искусства, а второе — откровенной халтурой. Разобраться где дизайн, а где — нет, не так просто. Тем, кто окончательно запутался, может помочь выставка «Дизайн и Реклама».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Что в имени тебе моём?

    В этот раз считаем распространённый заказ — буклеты А4 формата в готовом формате, 6 полос. Запрос такой: Буклет 21x30 см в готовом виде, 63x30 см в развороте, 4+4, бумага — мелованная, 200 г/м2, 2 параллельных сгиба до формата 21x30 см. Тираж — 200 и 500 экз. Просьба указать сроки и способ печати.

     

  • Конкурентный офсет

    Ко мне обратился знакомый художник. Он хочет напечатать небольшой каталог своих работ. Параметров получилось много: 2 вида бумаги и 3 тиража. Клиент далёк от полиграфии и сразу определить точные данные ему сложно. Считаем: Каталог 21x21 см, 24 полосы, 4+4, бумага 2 варианта: все на 170 г/м2 и все на 200 г/м2, 2 скобы, тираж 100 экз., 200 экз. и 500 экз. Будут готовые макеты.

     

  • Сложная сумма простых слагаемых

    На этот раз мы решили посчитать готовый промонабор. Точно такой же, как найденный недавно главным редактором в его почтовом ящике. Набор включал три продукта: 1) конверт евро 4+0, без окон; 2) буклет А4, 4+4, матовая меловка 150 г/м2, фальцовка типа гармошка, карточка на двухстороннем скотче; 3) карта пластиковая, стандартная, 85х55 мм, 4+4, нумерация 4 знака на лице, вид нумерации на усмотрение производителя. Отгрузка: конверт отдельно, буклет с вклеенной картой. Тираж 200, 500 или 1000 экз. Будут готовые макеты.

     

  • Предвыборный набор

    18 марта 2018 г. состоятся выборы Президента России. Это хороший повод, чтобы посчитать печать предвыборного набора:

    1) Афиша А3, 115 гр/м2, 4+0, 1000 экз.

    2) Листовка А4, офсет 80 гр, 4+4, 5000 экз.

    3) Брошюра А5, 16 полос, 4+4, 115 гр/м2, 5000 экз.

     

  • Переплёт всё доступнее

    Как меняется ситуация с печатью ч/б книг в твёрдом переплёте? Повторяем запрос (Publish № 4, 2016 г.; https://www.publish.ru/articles/201604_20013556): книга в твёрдом переплёте, формат А5, 192 полосы + обложка, блок 1+1 (чёрный), офсет 80 г/м2, обложка 4+0+глянцевая ламинация, форзацы без печати, тираж 100 и 500 экз. Есть готовый макет.

     

  • На память о главном: готовимся к Новому году

    Перед самым главным праздником — Новым годом — мы решили ещё раз повторить запрос на открытки (Publish № 12, 2016, http://www.publish.ru/articles/201612_20013659), но решили сделать это на месяц раньше. Разве типографии не мечтают о заказчиках, которые делают всё загодя? Итак, наш запрос: открытка евроформата со сгибом, 20×20 см в развороте, 20×10 см в готовом виде, 1 биг, печать — 4+4, бумага — мелованная матовая 300 г/м2, тиражи — 300 и 500 экз.

     


comments powered by Disqus