101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Уравнение цветов: монитор и принтер

  • Брюс Фрейзер
  • 27 августа 2001 г.
  • 25742

Как добиться соответствия цветов между монитором и отпечатками с вашего струйного принтера при помощи Photoshop 6.

Так бывает часто. Вы корректируете изображение на мониторе и, наконец, добиваетесь того идеала, к которому стремились. Но на распечатке совершенства уже нет: цвета «ушли» — чудесный ярко-голубой цвет сменился унылым грязно-синим. Спасение в экранной цветопробе — надежном и стабильном по цветопередаче предварительном отображении печатного оттиска на экране.

Тщательно настроив экранную цветопробу, вы сможете значительно точнее управлять цветом, оптимизируете изображение для печати, сэкономите бумагу и, в конечном итоге, получите более качественные оттиски. Добиться от изображения на мониторе качества экранной цветопробы нелегко, но пакет Adobe Photoshop (609 долл.) вам в этом поможет. Хотя функции экранной цветопробы встроены и в другие приложения, ни одно из них не обладает такой четкостью и мощью, как новейшая версия Photoshop.

Реализовать экранную цветопробу по методике, описанной в статье, можно для любого процесса вывода, но она будет особенно полезна при выводе отпечатков с отличной цветопередачей через настольные струйные принтеры. В отличие от традиционных печатных машин большинство из них производит отпечатки со стабильной, не меняющейся от времени цветопередачей.

Зачем нужно управление цветом? Многие люди полагают, что задача систем управления цветом состоит в поддержке соответствия между печатными оттисками и изображениями на мониторах. К сожалению, это возможно только там, где не действуют законы физики.

Различия в цветовых диапазонах: это изображение иллюстрирует различия между цветовыми диапазонами. Самая маленькая фигура описывает принтер; средний треугольник демонстрирует более широкий диапазон монитора; а самый крупный треугольник представляет цветовое пространство Lab, которое охватывает все цвета в диапазонах RGB и CMYK.

На мониторах могут отображаться цвета, которые нельзя воспроизвести на бумаге, независимо от способа нанесения краски: настольным принтером или печатной машиной (см. рис. «Различия в цветовых диапазонах»). Кроме того, мониторы обладают более широким динамическим диапазоном — диапазоном яркости от черного до белого. Поскольку системы управления цветом не в состоянии снять физические ограничения возможностей вашего принтера, изображение на мониторе придется подгонять.

Каждый цвет в файле Photoshop описывается числом. Система управления цветом изменяет эти числа при пересылке файлов со сканера на монитор и принтер таким образом, чтобы воспроизводимый цвет оказывался настолько предсказуемым, насколько это позволяет каждое из устройств. Это необходимо из-за того, что значения RGB и CMYK представляют изменяемые цвета (при передаче одних и тех же значений на различные устройства воспроизводятся различные цвета). Поэтому подобные цветовые модели часто называют зависимыми от устройств.

Система управления цветом может автоматически конвертировать изображения из значений цветов, заданных в Photoshop, в значения для вашего принтера, но автоматические преобразования не позволяют оптимально обрабатывать все изображения. Когда вы «сужаете» диапазон цветов и яркости монитора в более узкий диапазон принтера, приходится жертвовать второстепенными цветами изображения. Но компромиссы для картинки с черным котом в угольном погребе и с полярным медведем на снегу не должны быть одинаковы, хотя при автоматическом преобразовании именно так и происходит. Для хороших отпечатков требуется человеческое вмешательство.

Создание профиля. Точная калибровка монитора — первый шаг по направлению к точной экранной цветопробе. Самые лучшие результаты дают аппаратные калибраторы, такие как приведенный на фотографии продукт ColorVision.

Шаг 1: создание профиля После того как мы разобрались, для чего нужно управление цветом, пора применить его на практике. Весь процесс основывается на точности профилей вашего монитора и принтера. Профили описывают цветовое пространство в числовых значениях. Система управления цветом анализирует профили и определяет, каким цветам соответствуют числовые значения, а затем рассчитывает новый набор значений, чтобы воспроизвести эти цвета на принтере.

Большинство профилей, которые производители поставляют для своих принтеров, являются достаточно точными в тех случаях, когда печать выполняется чернилами и на бумаге того же производителя, поскольку параметры принтеров, чернил и бумаги в пределах одной марки достаточно стабильны. Но профили мониторов — разговор отдельный. Отличия процесса производства, условий освещения, возможностей настройки яркости и контраста превращают каждый монитор в уникальное устройство, поэтому ни один из стандартных профилей не будет точно описывать особенности воспроизведения изображений вашим монитором. Если же вы хотите настроить точную экранную цветопробу, то должны задать пользовательский профиль для монитора.

Программная калибровка. Программные системы калибровки мониторов, такие как Apple Default Calibrator (входит в комплект Mac OS) и Adobe Gamma (часть Photoshop), уже лучше, чем ничего. Однако способность человеческого зрения адаптироваться к различным условиям освещения, обычно играющая позитивную роль, становится настоящим бичом, когда необходимо на протяжении длительного времени поддерживать стабильность изображения цветов на мониторе.

Аппаратная калибровка. Гораздо лучше, чем программные средства визуальной калибровки, поддерживать стабильность настройки монитора могут аппаратные калибраторы, такие как OptiCal (399 долл.) компании ColorVision. Не торопитесь — прежде чем бежать за калибратором для монитора, не забудьте проверить, достаточно ли долго «проживет» ваш монитор, чтобы сделать эту покупку оправданной. Проведите простой тест: в условиях нормального освещения установите максимальный контраст. Если результат не покажется вам слишком ярким и режущим глаз, ваш монитор на «последнем издыхании» и первый кандидат на замену.

Детальную информацию о том, как калибровать монитор, можно найти по адресу: www.bigpicture.net\main\features\systems-supplies\front_end\monitorcolor991212.html

Шаг 2: контроль над преобразованиями цветов Коррекция цветов изображения для печати должна быть последним шагом, поэтому помните, что вам следует выполнить все операции с картинкой до того, как начнется процесс настройки экранной цветопробы. Создайте копию изображения — по ней вы сможете оценивать, как изображение выглядело до настройки экранной цветопробы, что поможет более качественно выполнить цветокоррекцию для печати.

Теперь пришло время открыть окно диалога Proof Setup (Настройка пробы) пакета Photoshop (команды View (Вид), Proof Setup, Custom (Пользовательская)) и настроить опции преобразования цветов. Это окно довольно насыщенно различными опциями (см. копию экрана «Лес за деревьями»), поэтому ниже приводятся краткие описания.

Лес за деревьями: окно диалога Proof Setup в Photoshop 6 просто изобилует различными опциями.

Меню Setup (Настройка). Меню Setup позволяет загружать сохраненные наборы настроек. Вы можете открыть несколько представлений одного и того же изображения (View, New View (Новый вид)) и использовать различные наборы настроек цветопробы для каждого представления. Сохраните варианты настроек для часто используемых видов бумаги, а затем примените их к различным представлениям и оцените, выиграет ли вид изображения от приглушенного тона и меньшей насыщенности при печати на матовой бумаге, или лучше добиться более высокого контраста и насыщенности на глянцевой бумаге.

Меню Profile (Профиль). В меню Profile выберите стандартный профиль от производителя для вашего принтера и бумаги. Профили вывода зависят от типа запечатываемого материала, поэтому убедитесь, что выбрали профиль именно для той бумаги, на которой собираетесь печатать.

Меню Intent (Назначение). Это меню предоставляет выбор назначения рендеринга (rendering intent), которым пакет Photoshop будет оперировать при конвертации из рабочего — в пространство, имитирующее печатный процесс. Назначения рендеринга определяют способ, которым Photoshop преобразует цвета, лежащие за пределами репродуцируемого диапазона, в ограниченное цветовое пространство устройства вывода. Для изображений с густыми, насыщенными цветами лучше выбирать опцию Perceptual (Перцепционный), а для остальных изображений — Relative Colorimetric (Относительный колориметрический). Чтобы увидеть эффект применения различных назначений рендеринга, выберите опцию Preview и измените назначение рендеринга, или откройте новые представления изображения и примените различные назначения рендеринга к каждому из них. Затем выберите то, которое ближе всего к желаемому результату.

Опция Preserve Color Numbers (Сохранить значения цветов). Выбор этой опции показывает, что произойдет, если изображение будет послано на устройство вывода без преобразования цветов. Это служит впечатляющей демонстрацией необходимости систем управления цветом — при включенной опции изображение выглядит совершенно иначе и почти всегда намного хуже, чем исходная картинка.

Опции Ink Black (Краска черная) и Paper White (Бумага белая). По умолчанию опции Ink Black и Paper White отключены, поэтому в окне предварительного просмотра бумага показывается на экране монитора белым цветом, а черный цвет отпечатка — черным. В окне не имитируется ни реальный цвет бумаги, который обычно несколько более серый, чем белый монитора, ни настоящий черный цвет отпечатка (часто он оказывается светлее, чем черный цвет монитора).

Чтобы увидеть реальный черный цвет отпечатка, выберите опцию Ink Black. При печати на глянцевой бумаге вы можете не уловить существенной разницы, но для матовой бумаги Ink Black показывает вам слегка «вымытый» черный, который будет близок к реальному черному на отпечатке.

Выбор опции Paper White поможет увидеть не только эффект влияния реального цвета бумаги, но и сжатия динамического диапазона, происходящего при переходе от рабочего пространства к печати. (Когда опция Paper White выбрана, Photoshop делает опцию Ink Black недоступной.)

Наиболее очевидный эффект при выборе опции Paper White — сжатие динамического диапазона: цвета становятся темнее, поскольку бумага не такая яркая, как монитор. Выбирая Paper White, отвернитесь от монитора. Если вы не увидите сам момент, когда произойдут изменения, вашим глазам будет легче адаптироваться к новой точке белого.

И здесь можно воспользоваться различными представлениями изображения, чтобы оценить варианты имитации результатов печати. Пока опции Paper White и Ink Black не выбраны, присмотритесь к влиянию коррекции изображения на его насыщенность. Если же выбрана опция Ink Black, сконцентрируйтесь на деталях в тенях.

Сохранение набора настроек пробы. После того как все опции в окне Proof Setup выбраны, щелчком по кнопке Save сохраните набор настроек в каталоге Proofing (System Folder/Application Support/Adobe/Color/Proofing), тогда его название будет помещено в подменю Proof Setup, и вам уже не понадобится еще раз проверять все опции окна диалога.

Если все настройки заданы правильно, окно диалога Proof Setup вам больше не понадобится, щелкните по кнопке OK и закройте его.

Контролируйте преобразование цветовых пространств: чтобы понять необходимость в цветовой коррекции, сравните оригинальное изображение (слева) с его версией, к которой применено управление цветом (справа). Принтер слегка «смещает» изображение в сторону голубого цвета, несколько смягчая насыщенность и контраст.
Внесите окончательные изменения: с помощью нескольких настроечных слоев Curves (Кривые) и Hue/Saturation (Оттенок/Насыщенность) устраните сдвиг в сторону голубого цвета, увеличьте насыщенность и восстановите утерянный контраст настолько, насколько это позволяет принтер.

Шаг 3: окончательные изменения Теперь вы уже можете получить на экране имитацию того, как будет выглядеть отпечаток. Пришло время внести окончательные изменения и оптимизировать изображение для печатного процесса. Обычно остается внести небольшие коррективы насыщенности и в области теней (а может быть, и в светах). Если белый цвет вашей бумаги очень существенно отличается от белого на экране, экранная цветопроба поможет оценить цветовой сдвиг, вносимый бумагой, что позволит вам более точно настроить баланс.

Хороший способ внести последние коррективы — применить функции Adjustment Layers (Настроечные слои) в сочетании с новой командой Layer Sets (Наборы слоев) в Photoshop 6. Если вы сохранили результаты оптимизации в наборе слоев, названном по имени печатного процесса, для которого они предназначены, то их легко отключить, печатая изображение на другой бумаге или другом принтере. При этом исходное изображение останется без изменений.

Шаг 4: печать изображения И наконец, пришло время напечатать изображение. Я предпочитаю открыть окно диалога Print, выбрать в качестве Source Space (Исходное пространство) опцию Document и задать в подменю Output Space и Intent профиль и назначение, используемые в окне Proof Setup. Это гарантирует, что преобразования, выполненные во время печати, будут сделаны именно для того процесса, который вы собирались сымитировать. Отключите все опции управления цветов в драйвере принтера, иначе вы получите двойную цветокоррекцию, что приведет к порче отпечатка.

Заключение Единожды добившись соответствия между изображением на экране и отпечатке, вы сможете получать желаемые результаты с первого раза, экономя время, нервы и деньги, потраченные на чернила и бумагу. Именно в этом и заключается конечная цель управления цветом.

Брюс Фрейзер является соавтором книги Real World Photoshop 6.0 (издательство Peachpit Press, 2001 г.).

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Тире без отступа

Году в 2008-м в комментариях тогда ещё «Живого журнала» случился прелюбопытнейший спор об оформлении абзацного отступа: ведь правый край текстового фрейма даже при множестве переносов и с отключённой оптической компенсацией всегда выглядит сносно, а вот левый по умолчанию страдает — от красных строк и реплик; как с этим быть?

RGB-workflow в печати: почему «цифра», а не традиционный офсет

У дизайнеров есть мечта: получать в печати на бумаге нечто близкое по насыщенности к RGB-охватам, нежели тот маленький цветовой охват, что традиционно позволяют получить печатные краски европейской, да и любой другой триады CMYK.

Иллюстрируем мобильно

Приложения векторной графики для графического планшета Apple iPad почти готовы стать настоящими рабочими инструментами для профессионалов, ценящих мобильность. Предлагаем вам первую часть обзора таких приложений.

Допечатные эксцессы или 6 «детских» ошибок

Рейтинг самых частых ошибок в макетах печатной продукции по опыту типографии FastPrint, принимающей заказы через автоматизированную систему онлайн-проверки.

Лак и фольгирование со скоростью «цифры»

Подготовка макетов для цифрового облагораживания: выборочного УФ-лакирования и фольгирования.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 26