101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Цифровые "камеры-миллионеры"

  • Игорь Кистенев
  • 20 марта 2001 г.
  • 4062

Появление на рынке малоформатных цифровых «камер-миллионеров» с емкостями светочувствительных матриц от четырех до шести мегапикселов заметно повысило авторитет цифровой фототехники.

Судя по всему, не за горами времена, когда скептически настроенные ветераны фотоиндустрии, не устающие утверждать, что цифровая техника не может быть полноценным конкурентом традиционной пленочной камере, окажутся в явном меньшинстве.

Сделать такое предположение позволяет история успешной компьютеризации других отраслей, в том числе полиграфической, и явные достижения разработчиков цифровых камер: на рынок представлено несколько моделей малоформатных цифровых камер, оснащенных светочувствительными матрицами с эффективными площадями столь солидных размеров, что их поставщики сразу же отбросили прежнюю «скромность» и безо всяких технических условностей внесли красной строкой размеры своих матриц в представленные на всеобщее обозрение спецификации. Но почивать на лаврах создатели подобных камер, безусловно, не собираются, поскольку технологическая гонка, в которую они включились, только начинается, а традиционная пленочная фотография способна дать очень даже приличную фору подрастающей «цифровой молодежи».

Кто в списке? Вполне естественно, что заметные сдвиги в развитии цифровой фототехники стали причиной ее активного внедрения в профессиональных студиях, рекламных агентствах, дизайн-бюро и издательствах. Очень широко применяется такая аппаратура в процессе подготовки иллюстративных фотоматериалов в издательствах, при создании специализированных каталогов. Не обходят вниманием цифровую технику и в серьезных фотостудиях, где она зачастую используется для оперативной и очень наглядной оценки экспозиционных настроек, подбора освещения, постановки композиции.

Конечно, широта выбора подобной техники у наших фотографов не так велика, как хотелось бы, поскольку целый ряд хорошо известных ее производителей, увы, пока не проявляет серьезной заинтересованности в российском рынке. В частности, весьма проблематично сегодня приобрести последние модели трехмегапиксельных камер Toshibа (PDR M70, PDR M65) и Panasonic (SD 5000), не говоря уж о цифровых аппаратах таких легендарных фирм, как Leica или Yashica.

В итоге, была сформирована сводная таблица цифровых камер, наличие которых на отечественном рынке не вызывает сомнений. Критериев отбора моделей было два: емкость светочувствительной матрицы (не менее трех мегапикселов) и работа камеры со сменной оптикой. Как видно из таблицы, в нее вошли камеры восьми производителей, три из которых (Epson, Olympus и Sony) комплектуют свои аппараты исключительно встроенными объективами, но с возможностью использования резьбовых адаптеров для установки дополнительных линз.

Адекватный выбор По принципу устройства представленные в таблице камеры разделяются на два основных типа: зеркальные (Single Lens Reflex, SLR), оборудованные оптически совмещенным с объективом видоискателем, и незеркальные, сектор зрительного охвата видоискателя которых заведомо сдвинут относительно сектора охвата объектива. Другим классификационным признаком может быть тип используемой в аппарате светочувствительной матрицы, согласно которому, единственным представителем лагеря КМОП-систем (во всех остальных установлены привычные ПЗС-сенсоры) стала камера EOS D30 компании Canon. Самым же главным дифференцирующим показателем является спектр функциональных и технических параметров камер, делящий их на профессиональные и полупрофессиональные.

К первым, безусловно, следует отнести такие аппараты как Canon EOS D30, FinePix S1 Pro компании Fujifilm, камеры DCS 560, DCS 660 и DCS 760 от Kodak, а также Nikon D1X. Все эти камеры имеют светочувствительные матрицы увеличенного размера (рекордсмены — камеры Kodak с ПЗС-матрицей 18,4x27,6 мм и емкостью 6 мегапикселов), для них предлагается весьма широкий спектр объективов, а сами аппараты отличаются высокой степенью автоматизации сьемочного процесса, в то же самое время не лишая опытного фотографа возможности сделать все необходимые настройки вручную.

Большинство камер каждого класса уже хорошо известны российским фотографам, хотя есть и совсем новые, выпущенные в 2001 году: это Kodak DCS 760, которая, судя по всему, заменит давно присутствующую на рынке DCS 660; Nikon D1X, пришедшая на смену отлично зарекомендовавшей себя камере D1; Olympus Camedia C-3040 Zoom; CyberShot DSC-S75 компании Sony, оснащенная встроенным цейсовским объективом Vario Sonnar. Впрочем, далеко не «старички» и остальные модели, дата выпуска большинства — 2000 год. Исключением здесь являются камеры DCS 560 (год выпуска — 1998), DCS 660 (1999 год), DCS 330 (1999 год) компании Kodak и Dimage RD 3000 (1999 год) компании Minolta.

Отдельно упомянем о недавно объявленных Minolta цифровых камерах Dimage 7 (ПЗС-матрица на 3,3 мегапикселов) и Dimage 5 (ПЗС-матрица на 5,2 мегапикселов), подробная информация по которым пока отсутствует (вследствие чего они и не попали в сводную таблицу), но должна появиться ближе к лету текущего года, когда эти камеры будут реально выпущены на рынок.

На что снимаем? Переходя к техническим особенностям представленных в таблице камер, следует начать с самого главного — со встроенных светочувствительных элементов, заменивших в цифровом фотоаппарате столь привычную фотопленку. Как уже говорилось, в подавляющем большинстве рассматриваемых аппаратов в роли таких элементов используются ПЗС-матрицы (приборы с зарядовой связью), состоящие из большого числа светочувствительных ячеек, в которых под воздействием света накапливается отрицательный заряд определенной величины. Этот заряд преобразуется в напряжение, величина которого, в свою очередь, переводится в цифровую форму в аналогово-цифровом преобразователе (АЦП) камеры.

Как видим, схема эта чрезвычайно похожа на принцип работы планшетного сканера, за тем лишь исключением, что раздельные цветовые фильтры устанавливаются не на линейки из светочувствительных ячеек, а на каждую из таких ячеек в отдельности. В результате, формируется «шахматная доска» из пикселов красного, зеленого и синего цвета (для получения необходимой информации по яркости в каждом ряду этой «доски» находится по два пиксела зеленого цвета), с которой построчно снимается величина накопленного заряда.

Неизбежным результатом такого подхода является то, что для точного определения цвета конкретного пиксела приходится выполнять интерполяционные расчеты, базирующиеся на данных, полученных от соседних светочувствительных ячеек. Мало того, поскольку в одном ряду «шахматной доски» нельзя одновременно устанавливать фильтры всех трех цветов (из-за неизбежных оптических погрешностей, связанных с отражением света от устанавливаемых над светочувствительными ячейками микролинз), то элементарный цикл обработки кадра, как правило, состоит из операций «сложения» информации с двух близлежащих рядов матрицы. Принципиальная схема размещения светочувствительных ячеек ПЗС-матрицы подобного типа, используемой в цифровых камерах серии DSC компании Sony, приведена на рис. 1.

Рис. 1. Принципиальная схема размещения светочувствительных ячеек в ПЗС-матрице ICX262AQ компании Sony

Радикальным образом решить проблему чересстрочного чтения матрицы удалось инженерам компании Fujifilm, разработавшим технологию Super CCD (с ПЗС-матрицей такого типа работает камера FinePix S1 Pro), суть которой — в размещении светочувствительных ячеек восьмиугольной формы (в обычных матрицах это квадрат) под углом 45 градусов, что, в частности, позволило избавиться от нежелательных оптических помех. В результате, благодаря включению в каждый ряд светочувствительных ячеек сразу по трем цветовым составляющим, значительно возросла скорость обработки информации, появились средства реализации разнообразных режимов серийной съемки с прореживанием данных. Что не менее важно, новая схема построения матрицы увеличила эффективную экспонируемую площадь, из-за чего стало возможным интерполяционное поднятие разрешения кадра со стандартных 2304x1536 точек до 3040x2016 точек (см. таблицу). Принципиальная схема компоновки ПЗС-матрицы Super CCD приведена на рис. 2.

Рис. 2. Принципиальная схема размещения светочувствительных ячеек в ПЗС-матрице Super CCD компании Fujifilm

Если же говорить о втором конкурирующем направлении — использовании матриц на базе светочувствительных КМОП-структур, то разработчики этой, только еще делающей первые шаги технологии, также добились определенных успехов. Отличный пример — цифровая камера Canon EOS D30 с матрицей площадью 15,1x22,7 мм и разрешением 2160x1440 точек. Среди достоинств КМОП-датчиков — произвольная адресация и независимое чтение любой светочувствительной ячейки, без необходимости считывания информации со всего ряда; интеграция в каждую ячейку специальных логических схем (цифровых сигнальных процессоров или АЦП), выполняющих нужную обработку прямо на месте.

Почувствуйте разницу От светочувствительных матриц перейдем к следующему важному аспекту выбора подходящей цифровой камеры — широте поддерживаемого диапазона эквивалентных чувствительностей по шкале ISO. Следуя давно знакомой по работе с пленочными камерами терминологии, разработчики цифровых аппаратов включают в спецификации значения (или диапазон значений) чувствительностей пленок, которые способна имитировать конкретная камера.

Хотя никаких данных о том, по каким критериям рассчитывается заявляемая чувствительность, вы не найдете, этот параметр позволяет хотя бы качественно оценить динамический диапазон конкретной камеры. Дело здесь в том, что как и в случае с фототехнической пленкой, величина чувствительности напрямую определяется размером элементарной светочувствительной ячейки (для пленки это размер зерен галогенидов серебра, а для светочувствительной матрицы — размер элементарного фотодиода).

По имеющимся отрывочным данным можно утверждать, что размеры элементарных светочувствительных ячеек в матрицах современных цифровых малоформатных камер варьируются в диапазоне от 3 до 13 микрон (в ПЗС-матрице ICX262AQ компании Sony сторона квадрата ячейки равна 3,45 мкм). При этом, чем крупнее матрица, тем больше может быть ее ячейка (не вошедшие в сводную таблицу камеры Kodak DCS 520 и DCS 620 с максимальной чувствительностью 1600, имеют размер стороны квадрата ячейки 13 мкм) и, следовательно, выше чувствительность камеры (но меньше разрешение). Показательные примеры — камеры Canon EOS D30 и FinePix S1 Pro (с матрицами 15,1x22,7 мм и 15,6x23,3 мм), обеспечивающие диапазоны чувствительностей от 100 до 1600 и от 320 до 1600, соответственно. Опять-таки, здесь следует сказать о компании Kodak, располагающей аппаратами с чувствительностями до 6400 единиц ISO, что, естественно, заставляет жертвовать разрешением матрицы (поэтому такие камеры, как и упомянутые DCS 520 и DCS 620, не попали в сводную таблицу). Рассматриваемые же профессиональные камеры Kodak DCS 560, DCS 660 и DCS 760 имеют максимальную чувствительность в 200 или 400 единиц (DCS 760), поскольку в большей степени ориентированы на студийную и художественную, а не репортажную съемку и, следовательно, должны обладать большим разрешением.

Итак, полезная площадь светочувствительной матрицы является одним из ключевых показателей, определяющих принадлежность камеры к профессиональному классу. Представленные в таблице камеры более низкого уровня оснащаются матрицами с длиной диагонали 1/1,8 или 2/3 дюйма, что примерно соответствует геометрическим размерам 8x6 мм и 9x15 мм, соответственно.

C чем работаем? Продолжая тему светочувствительности, закономерно переходим к следующему важнейшему критерию оценки любой камеры, в том числе и цифровой, — ее объективу. Здесь мы затрагиваем святая святых фотографической техники — тип «оптической платформы», выбор которой любой профессиональный фотограф, в принципе, давно уже сделал, базируясь на собственном практическом опыте и личных привязанностях.

Великолепно это понимая, разработчики профессиональных и полупрофессиональных цифровых камер вовсе и не собирались «изобретать велосипед». Так, представленные в таблице камеры Canon, FujiFilm, Kodak, Nikon и Minolta работают со стандартными сериями объективов, используемыми на известных пленочных камерах. Единственным, связанным с этим ограничением, является необходимость эквивалентного пересчета величин фокусных расстояний, вызванная относительно меньшим размером экспонируемой площади светочувствительной матрицы.

Для представленных в таблице цифровых фотокамер Canon, например, коэффициент пересчета равен 1,5, а для камер серии DCS компании Kodak — 1,3. Абсолютно никаких проблем с пересчетом не будет у владельцев цифровой камеры Dimage RD 3000 компании Minolta, в которой установлено сразу две ПЗС-матрицы с диагональю 1/2 дюйма с емкостью по 1,5 мегапиксела. Поскольку с камерой используются объективы Vectis от пленочных APS-камер Minolta (как известно, ширина пленки в стандарте APS равна 24 мм), то указанные объективы полноценно работают в «родном» диапазоне фокусных расстояний.

Что же касается рассматриваемых камер Epson, Olympus и Sony, то в дополнение к стандартным встроенным объективам они, с помощью специальных резьбовых адаптеров (в стандартную комплектацию камер Sony такой адаптер не входит), могут быть дооснащены оптическими насадками, выполняющими роль объективов самого различного класса, начиная от макрообъективов и заканчивая так называемыми «телевиками». В этом плане особенно интересна Olympus Camedia E-10, номенклатура оптических насадок для которой столь обширна, что компания даже поставляет специальный линзовый держатель для устойчивости этого своеобразного «фоторужья».

Фирма гарантирует... Несмотря на все достоинства оптических насадок, фотограф со стажем, безусловно, отдаст предпочтение профессиональной камере, которую можно оснастить сменными объективами хорошо известных фирм. Как видно из таблицы, это прежде всего объективы Canon и Nikon, которые, помимо «родных» камер, используются в камерах Fujifilm и Kodak, а также объективы Minolta. Не секрет, что Fujifilm и Kodak вполне обоснованно выпустили цифровые камеры на базе уже зарекомендовавших себя пленочных камер Canon и Nikon (FinePix S1 Pro на основе Nikon F60; DCS 560 на основе Canon EOS 1N; DCS 660 и DCS 760 на основе Nikon F5; DCS 330 на основе Nikon Pronea 6i), оставив системы экспонометрии, фокусировки и работы со вспышкой практически неизменными.

Объективы названных компаний, как правило, представляют собой автономные автоматизированные оптические блоки, которые обмениваются с камерой необходимой информацией через контакты байонета и оснащены сервоприводами и управляющими микросхемами, отвечающими за установку экспозиционных настроек. Спектр доступных объективов весьма широк — так, диапазон фокусных расстояний рекомендуемых объективов Canon и Nikon простирается от 14 до 1200 мм (как уже говорилось, для пересчета величины фокусного расстояния для конкретной камеры нужно применять соответствующий масштабный коэффициент).

Говоря об объективах, хотелось бы сказать об их светосиле. Как известно, этот параметр (отношение эффективной диафрагмы к фокусному расстоянию объектива) характеризует способность объектива к пропусканию света. Чем большей светосилой обладает объектив, тем меньшую выдержку можно задавать при максимальной величине диафрагмы и получать более качественные снимки при невысоких уровнях освещенности объекта. Для удобства, указанное отношение сокращают таким образом, чтобы числитель всегда был равен единице, и оперируют с его обратной величиной, получившей название относительной диафрагмы — F.

Как видно из таблицы, рассматриваемые камеры работают с очень хорошими объективами. Их заявленные значения максимальной относительной диафрагмы находятся в диапазоне от 1,0 до 2,8. Что же касается некоторого отставания Dimage RD 3000 компании Minolta, то это издержки реализованной в ней двухматричной схемы, при которой световой поток через систему зеркал распределяется между двумя ПЗС-матрицами, что не дает применять на этой камере объективыс большой светосилой.

Интеллектуальный экспозамер Как и подобает серьезной фототехнике, все камеры из нашей таблицы имеют автофокусные объективы как с постоянным, так и переменным фокусным расстоянием («зумом»); выполняют базовые типы экспозамеров по схеме TTL (Through The Lens Mode) — точечный, центровзвешенный или матричный; поддерживают работу со TTL-вспышками; предусматривают экспокоррекцию. В той или иной степени во всех камерах присутствуют средства ручной настройки параметров экспозиции, хотя привычно покрутить регулировочные кольца на объективе вы сможете далеко не во всех аппаратах — иногда придется иметь дело с системой меню на встроенном ЖК-дисплее.

При выборе камеры наибольшее внимание, как правило, обращают на возможности встроенной экспозиционной системы и на особенности работы камеры со вспышками. Хотя технология экспозамера и экспокоррекции на сегодняшний день достаточно развита и фактически стандартизована, в различных представленных аппаратах есть свои тонкости ее реализации. Например, очень интересная TTL-система так называемого пространственно-цветового экспозамера (3D Color Matrix Metering) применена в камере Nikon D1X, равно как и в камерах компаний Kodak (DCS 660 и DCS 760), использующих фирменную технологию Nikon.

Вкратце ее суть в том, что в дополнение к стандартному алгоритму оценки освещенности сцены, задействующему в качестве базовой точки уровень освещенности серого объекта (отражающего 18% падающего на него света), при определении необходимой экспозиции оценивается яркость и контрастность снимаемого объекта, а также обрабатывается информация о цветовой гамме, которая передается со специальной RGB-матрицы (датчика экспозамера), состоящей из 1005 светочувствительных ячеек. Кроме того, в ходе анализа освещенности сцены и выбора оптимальных экспозиционных параметров, процессор камеры обращается к хранящейся в камере базе данных, где содержится информация о 30 000 стандартных вариантах съемки.

Свет в окошке Не менее важным критерием выбора является комплектация цифровой камеры интеллектуальной встроенной вспышкой, и поддержка ею широкого спектра внешних вспышек. Вместе с тем, в камерах, в большей степени ориентированных на студийную работу, иногда вообще не предусмотрена встроенная вспышка (например DCS 660, DCS 560 компании Kodak или Nikon D1X), а мобильные, оснащенные встроенной вспышкой аппараты типа Nikon Coolpix 880 могут не иметь специальных контактов для подключения внешней осветительной аппаратуры.

Конечно же, серьезные студийные съемки вряд ли осуществимы без применения серийно выпускаемых внешних вспышек. Хорошие примеры — цифровые камеры Canon, Minolta и Nikon, к которым можно подключать самые современные осветительные системы этих компаний (выполненные на базе пленочных камер Nikon и Canon цифровые камеры Kodak и Fujifilm тоже совместимы со вспышками указанных производителей).

В частности, весьма привлекательны вспышки Canon серии Speedlite, выполненные в соответствии с новой технологией E-TTL (Evaluative TTL). Принцип ее работы заключается в том, что после срабатывания предварительной вспышки перед окончательным нажатием кнопки спуска, с помощью специального датчика оценочного замера выполняется анализ и приближенный расчет уровня рассеянного света, отраженного от объекта съемки. На основе полученных данных производится вычисление и передача процессору вспышки значения требуемой мощности светового импульса. Аналогичная технология также использована во вспышках Speedlite компании Nikon.

Удерживаем баланс Неотъемлемым дополнением к уже рассмотренным техническим параметрам цифровых камер является возможность настройки «баланса белого». Для корректировки уровня цветовой насыщенности снимка пленку в цифровой камере уже не заменишь, так что другого выхода просто нет. К тому же, цифровая техника предоставляет гораздо большую широту установки базовых цветовых отсчетов.

Понятно, что чем шире выбор исходных температур белого предлагает настроечное меню цифровой камеры, тем большую гибкость в настройке своего аппарата получает фотограф. Хотя меню настройки баланса белого присутствует во всех аппаратах из сводной таблицы, есть особенно любопытные примеры. Пожалуй самый широкий диапазон регулировки получают владельцы камеры DC4800 компании Kodak, в которой предусмотрен выбор значений базовой температуры в диапазоне от 2500 К до 10 000 К. Очень точную настройку с большим количеством промежуточных точек (в интервале от 3000 К до 7500 К), предлагается выполнить в меню цифровой камеры Camedia E10 компании Olypmus. В камере же Nikon Coolpix 880, помимо семи фиксированных значений и одного режима ручной настройки по эталонному белому объекту, есть даже функция тонкой подстройки выбранного баланса на три условных единицы в каждую сторону.

Точно в цвет Следующий шаг в развитии темы настройки цвета, наиболее актуальной при использовании цифровых камер в процессе подготовки изображений для профессиональной печати — это обеспечение тональной коррекции и управления цветовой гаммой уже готового снимка. В этой области, учитывая «подростковый» возраст цифровой фотографии, предлагаемый сервис в большинстве случаев пока не слишком разнообразен, а иногда и вообще отсутствует.

Наиболее распространенные схемы — включение в комплект поставки пакета Adobe Photoshop 5.0 LE и специализированной программной надстройки для этого же пакета с функциями регулировки насыщенности цвета, контраста и яркости (камеры Canon и Fujifilm). Среди приятных исключений — цифровые камеры Kodak (до настоящего времени радость эта заметно угасала после ознакомления с ценами на профессиональную фототехнику этой компании, но теперь есть надежда, что ситуация изменится с выходом на рынок камеры DCS 760), в комплект поставки которых входит специальный программный модуль (TWAIN Data Source для РС и Acquire Module для Macintosh), позволяющий работать с цветовыми профилями и системой управления цветом ColorFlow компании Kodak.

Мало того, официальные владельцы камер DCS могут зарегистрироваться на Web-узле Kodak, что предоставит им доступ к так называемым калибровочным файлам (оцифрованным цветовым таблицам), цветовым профилям и даже программному инструментарию разработчика, с помощью которого квалифицированный фотограф (или скорее фотограф-программист — кто знает, может быть скоро будет и такая профессия) способен создавать собственные расширения для уже имеющегося набора программных функций обработки изображений.

Профессиональный набор функций обработки изображения предлагается в пакете Nikon Capture, входящем в комплект поставки камер Nikon. Среди этих функций — окна редактирования Curves и Color Adjusment, с помощью которых можно осуществлять загрузку ICC-профилей; изменять кривые тональной коррекции, определяющие соотношения между входными (зафиксированными светочувствительной матрицей) и выходными (скорректированными программой) значениями яркости по всем цветовым каналам; определять конкретное значение базовых точек «белого» и «черного»; регулировать величины яркости и контрастности по каждому цветовому каналу. Также отметим, что в камере Nikon D1X появилась возможность выбора цветового пространства: Adobe RGB или Adobe RGB Optimized.

С картой памяти наперевес Анализируя достоинства и недостатки цифровых камер, не стоит забывать о том, что отснятые кадры надо где-то хранить и куда-то записывать. Увы, именно таковы реалии цифровой фотографической техники, лишенной своего исторического носителя информации — фотопленки. Из сводной таблицы видно, что владельцы подавляющего большинства рассматриваемых камер смогут хранить свои снимки на карточках флэш-памяти CompactFlash или, совместимых с ними по типу разъема, дисках IBM Microdrive. В некоторых цифровых камерах (компаний Olympus и Fujifilm) имеются отсеки для карт SmartMedia, ну а в аппаратах корпорации Sony применяются исключительно накопители MemoryStick — представители активно продвигаемого Sony технологического стандарта. Отдельной строкой следует сказать о профессиональных аппаратах Kodak, которые оснащены интерфейсом для карт памяти PCMCIA или, как теперь принято говорить, PC Card, широко используемых в переносных компьютерах. Немаловажно, что с помощью специальных адаптеров, через этот интерфейс можно подключать карты памяти других типов.

Основные критерии оценки тех или иных средств хранения это, как правило, — цена и информационная емкость. Рекордсменом по емкости пока что является диск IBM Microdrive (1 Гбайт, средняя стоимость около 490 долл.), на втором месте стоят карты CompactFlash (256 Мбайт, примерная цена 500 долл.), на третьем — носители PC Card (128 Мбайт, ориентировочная стоимость 580 долл.), ну и на четвертом — карточки SmartMedia и MemoryStick максимальной емкостью по 64 Мбайт и ориентировочной стоимостью 120 и 150 долл., соответственно. Как видим, наиболее экономичным средством хранения (около 50 центов за мегабайт) является IBM Microdrive, а самым дорогим — PC Card.

Исходя из сказанного, очень ценно, когда карта памяти входит в комплект стандартной поставки (хотя емкость ее, конечно, далека от максимальной), как это имеет место при покупке большинства рассматриваемых цифровых камер, за исключением аппаратов Kodak. Впрочем, не редки ситуации, когда наиболее приоритетным критерием может оказаться не цена, а конкретные технологические удобства, например, оперативный перенос информации из камеры в ноутбук через интерфейс PCMCIA.

О передаче данных Впрочем, вы вообще можете отказаться от активного использования дорогих карт памяти или микродисков (хотя одну карточку большой емкости все равно придется приобрести, ибо она используется в качестве основной памяти камеры) и работать напрямую с компьютером, сразу перегружая туда отснятые кадры. Очень оперативным и удобным такой режим, конечно, не назовешь, особенно если речь идет о репортажной съемке.

При такой раскладке сразу же следует обратить внимание на поддерживаемый цифровой камерой аппаратный интерфейс. Подавляющее число камер из таблицы имеют встроенные порты USB и значительно более медленные последовательные порты RS-232/422, а целый ряд профессиональных камер оснащен интерфейсами FireWire (все камеры серии DCS компании Kodak и Nikon D1X) и SCSI-II (Dimage RD 3000 компании Minolta). Здесь по скоростным параметрам, безусловно, лидирует FireWire, хотя владельцам PC для работы с ним придется приобрести дополнительный адаптер.

Хранить вечно В заключение — несколько слов об используемых в цифровых камерах форматах хранения данных. Как видно из таблицы, наиболее распространенных форматов три: JPEG, TIFF и RAW (мультимедийные форматы хранения информации в таблице намеренно не отражены). При этом профессионалы предпочитают иметь дело с двумя последними, поскольку в них хранятся сжатые без каких-либо потерь данные (используемый в JPEG алгоритм сжатия хотя и позволяет добиться заметного сокращения объема файлов, но безжалостно выбрасывает «лишнюю» цветовую информацию).

Другой положительной стороной TIFF является возможность хранения кадров с большим разрешением (до 32 бит на одну точку) и последующего их преобразования в формат CMYK, применяемый в профессиональной полиграфии. Говоря о TIFF, нельзя не отметить, что в цифровых камерах компании Kodak используется его оригинальная разновидность, которая базируется на цветовом пространстве YCC и является основой хорошо известной технологии Kodak PhotoCD. Одно из основных преимуществ данного формата — его высокая компактность, достигаемая как за счет алгоритмов сжатия, так и сокращения разрядности данных (до 6 бит) по двум из трех координатных осей цветового пространства YCC. Основывающийся на стандарте YCC формат TIFF, кстати, применяется и в цифровой камере FinePix S1 Pro компании Fujifilm.

Что же касается формата RAW, то в полном соответствии с буквальным переводом его названия на русский язык («сырье»), он хранит абсолютно всю исходную информацию о снятом кадре, включая экспозиционные настройки. В результате, при наличии соответствующего программного обеспечения (например, фильтра File Format и надстройки Acquire Module компании Kodak) владелец камеры получает в свое распоряжение инструменты редактирования исходного изображения, перенастройки баланса белого и тоновой коррекции.

Непростой выбор Из всего сказанного можно сделать только одно заключение: созданная на стыке двух сложнейших технологических сфер — фотоиндустрии и компьютерной техники — цифровая камера «умудрилась» интегрировать в себе столь большое число разнообразных технических решений, что при выборе наиболее подходящего аппарата в первую очередь необходимо определить, какие из критериев ее оценки (часть из которых была затронута в этой статье) являются наиболее важными. Наряду с разрешением камеры и характеристиками ее оптической системы это может быть скоростная серийная съемка, как в камерах Nikon D1X, Canon EOS D30 и Kodak DCS 760, способность к макросьемке или, например, поддержка новейшего стандарта DPOF (Digital Print Order Format), обеспечивающего распечатку фотографий с камеры прямо на принтер, минуя компьютер.

Далеко не последнюю роль при выборе цифровой камеры играет ценовой фактор, а также комплектация камеры объективами, зарядным устройством и батареями. Компания Minolta, например, предлагает желающим расширенную конфигурацию камеры Dimage RD 3000, включающую в себя набор из пяти объективов (в том числе широкоугольный, телеобьектив и макрообъектив), что позволяет сэкономить приличные деньги (наценка к стандартному комплекту с одним объективом составляет 1000 долл), которые в противном случае пришлось бы потратить на закупку необходимой оптики.

Одним словом, приобретение цифровой камеры требует очень тщательного предварительного анализа технических и стоимостных характеристик существующих моделей, а также четкого понимания областей будущего применения этой сложной и порой довольно дорогой аппаратуры.

Автор выражает глубокую признательность сотрудникам представительств Canon, Epson, Kodak, Minolta, Nikon, Panasonic, Sony и Toshiba в Москве, а также специалистам компаний ANsystem, Online Trade, «Дилайн», «Копия Москва», «Сивма» и «ТЕРЕМ» за помощь, оказанную при подготовке данной статьи. Большое спасибо Олегу Шишкову (Canon), Андрею Лыгуну (Epson), Владимиру Черноусу (Kodak), Игорю Сотникову (Minolta), Александру Ефремову (Nikon), Александру Данилову (Sony), Николаю Чернышеву (ANsystem), Геннадию Сочилину («Дилайн»), Алексею Коурдакову («Копия Москва»), Александру Бахтурину («M-Импульс»), Алексею Журавлеву («Сивма»), Анатолию Тишину («ТЕРЕМ»).

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Небольшие, но с широкими возможностями

Выбираем планшетный УФ-принтер для изготовления сувенирной продукции.

Клей на «автомате» в большом формате

Выбираем широкоформатный планшетный клеевой плоттер для автоматизированного нанесения клея.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 110