2001.02.24, Автор: Игорь Терентьев6474 прочтений

ОБЫЧНАЯ АЛХИМИЯ: чудесные превращения алюминия в серебро и золото

Теги: Бумага Publish

Что такое металлизированная бумага, и каковы критерии ее выбора для изготовления полиграфической продукции? Своими секретами делятся продавцы металлизированных материалов, а также российские печатники и дизайнеры, для которых великое ...

Что такое металлизированная бумага, и каковы критерии ее выбора для изготовления полиграфической продукции? Своими секретами делятся продавцы металлизированных материалов, а также российские печатники и дизайнеры, для которых великое таинство превращения стало рутинным делом.

Увы, секрет философского камня до сих пор не открыт — обычный металл пока нельзя превратить в благородное золото. Но блеск этикеток из металлизированной бумаги на пивных, винных и водочных бутылках вполне способен затмить сияние настоящих драгоценностей. «Богатая», сверкающая этикетка бросается в глаза, являясь мощным оружием в конкурентной борьбе за покупателя.

Разумеется, добиться эффекта золотого или серебряного блеска можно и другими средствами. Например, запечатывая обычную бумагу металлическими красками, но такие этикетки блестят не так сильно, как изготовленные из металлизированной бумаги. Еще один вариант — горячее тиснение фольгой. Хорошая фольга для тиснения по уровню блеска превосходит металлизированную бумагу, но в технологический процесс приходится вводить дополнительные операции: изготовление штампа и тиснение, для которого нужно специальное оборудование. Это существенно увеличивает стоимость конечного продукта. В последнее время ведущие производители печатного оборудования разрабатывают технологии, призванные заменить металлизированную бумагу на обычную нанесением пигментированного бронзой лака через лаковую секцию особой конструкции.

Впрочем, мы несколько забегаем вперед. Прежде чем обсуждать вопросы использования металлизированной бумаги, не мешает разобраться в том, из чего и как она делается.

«Алхимия» на бумажной фабрике

Существуют три основных способа изготовления металлизированной бумаги: вакуумная металлизация, ламинирование (нанесение фольги) и металлизация переносом.

«Вакуумную» металлизированную бумагу получают в результате сложного технологического процесса, который кратко можно описать следующим образом.

Рис. 1. Вакуумная камера

На бумагу (или пленку) со специальным покрытием, служащую основой, наносится лак (хотя и не всегда). После этого основа помещается в специальную вакуумную камеру, представляющую собой огромный цилиндр (см. рис. 1), внутренний диаметр которого может составлять более 4 м. Внутри камеры находятся два барабана: с одного разматывается основа (полная длина рулона достигает 36 000 м), а на другой после прохождения по охлаждающему барабану наматывается металлизированный полуфабрикат. Над поверхностью бумаги располагаются горелки, которые нагреваются до температуры порядка 1500 градусов и испаряют алюминиевую (вот она «алхимия», исходное сырье — обычный алюминий, результат — «золото» и «серебро»!) пленку, непрерывно подаваемую с нескольких катушек. Испаряемый алюминий тончайшим слоем осаждается на заряженной поверхности основы. Толщина металлизированного слоя составляет 20—60 нм, а масса одного квадратного метра — всего 0,08—0,1 г. На последнем этапе обычно выполняется лакирование металлизированной поверхности. Таким способом в той или иной степени избавляются от одного из главных недостатков бумаги прямой металлизации — недостаточно высокой гладкости.

Покрывая полученное «серебро» цветным лаком, получают золотистую бумагу. Впрочем, спрос на «золото» гораздо меньше, чем на «серебро». Дело в том, что при необходимости печатники могут сами с легкостью получать эффект золотого блеска лакированием и, таким образом, работая с «серебром», обладают большей свободой маневра. К тому же, при запечатывании золотистой бумаги приходится вносить дополнительную коррекцию цветов еще на этапе дизайна.

Производства основы и металлизации обычно расположены на разных фабриках. К бумаге, используемой в качестве основы, предъявляются особые требования. Обычно она отличается высокой устойчивостью к линейной деформации; масса одного квадратного метра, как правило, составляет от 70 до 80 г. Основа, плотность которой менее 70 г/м2, предназначена для получения оберточной металлизированной бумаги (например, ее можно увидеть внутри сигаретных пачек), и получить качественную печать на ней трудно. Среди крупнейших производителей основы для металлизации — компании Ahlstrom, Sappi, StoraEnso, Metsa-Serla и другие.

В Европе находится несколько фабрик, где выполняется вакуумная металлизация; среди них — Alupa (Бельгия), Amcor (Испания), Brigl & Bergmeister (Австрия), Henry & Leigh Slater Van Leer Metallized Products (Англия), Rotoflex (Италия), Schoeller & Hoesch (Германия), Torraspapel (Бельгия), TRICON Vredlungs (Германия). Краткое описание продукции этих фабрик приводится в таблице 1 (см. стр. 50). Вакуумную металлизацию бумаги выполняют также в России и ближнем зарубежье. Некоторые компании продают в России импортную бумагу под собственными торговыми марками без указания производителя. Пример — металлизированная бумага Aurora.

Среди производителей металлизированной бумаги несколько особняком стоит компания Zanders (Германия). Технология производства марки Chromolux Alu является фирменным секретом, однако эта бумага отличается очень высоким глянцем и гладкостью.

Фольгированную бумагу, иногда называемую «ламинатом», получают за счет ламинирования основы при повышенной температуре и давлении тонкой алюминиевой фольгой. Строение типичного ламината приводится на рис. 2.

Рис. 2. Строение «ламината»

Компания Van Leer на фабрике в Амстердаме (Нидерланды) производит продукты Valvac по технологии металлизации переносом (transfer metallizing process). Эта технология позволяет металлизировать практически любые основы, в том числе и бумагу из вторсырья, а также картон. Valvac (масса 1 м2 от 46 до 356 г) в основном предназначен для изготовления коробок для элитного алкоголя и шоколада. Вообще говоря, компания Van Leer является одним из крупнейших мировых производителей металлизированной и голографической бумаги, но в России ее продукция малоизвестна.

Кроме «настоящей» металлизированной бумаги, существуют марки с эффектом металлизации. Например, Chromolux Metallic компании Zanders. Здесь металлический отлив достигается за счет различных лаковых покрытий (всего 10 цветов), а не алюминиевого напыления. Другой пример — итальянский картон Hollosilver с голографическим эффектом, который также достигается методом лакирования, но уже многослойного.

Кто выбирает?

Металлизированная бумага стоит в 3—4 раза больше, чем обычная бумага со сравнимыми характеристиками. Поэтому вполне уместен вопрос: кто и почему выбирает этот относительно дорогой материал? Если речь идет об этикеточной продукции — основной сфере применения металлизированной бумаги — то выбор материала для этикеток, как правило, является исключительной прерогативой заказчиков, стремящихся повысить конкурентоспособность своей продукции. В пивной промышленности четко просматривается следующая тенденция: металлизированные этикетки в первую очередь применяют наиболее крупные пивоваренные предприятия, владельцами или совладельцами которых являются западные компании. Иностранные инвесторы хорошо понимают, что качественная этикетка является мощным инструментом увеличения объема продаж. Иногда рекомендации распространяются вплоть до указания конкретной марки бумаги, на которой должны печататься этикетки. Не удивительно, что в подобных случаях используется только «проверенная» бумага известных производителей. Не менее активно металлизированная бумага применяется для производства водочных и винных этикеток. Здесь стоимость самого продукта и норма прибыли существенно выше, поэтому производители гораздо охотнее идут на дополнительные затраты, связанные с более дорогим материалом для этикеток. При этом выбор конкретной марки металлизированной бумаги часто остается за типографией, где размещается заказ на печать. В итоге, клиент получает «богатую» этикетку, а печатники — выгодный заказ на знакомом материале.

Впрочем, для металлизированной бумаги находятся и другие применения. Например, Оксана Ребрик (рекламное агентство «Контора Домби») рассказала, что один из московских ночных клубов заказал ей изготовление меню «яркого, экзотического вида». В этом случае клиент не оказывал никакого влияния на выбор материала — дизайнеру была предоставлена полная свобода. Результат: меню было напечатано в одну краску (белилами) на металлизированной бумаге, которая приклеивалась на пирамидку из пластика. Заказчик остался доволен. В портфолио «Конторы Домби» есть и другие не совсем обычные работы на металлизированной бумаге, например, поздравительные открытки.

Иногда на полках магазинов можно встретить упаковку, сделанную из металлизированного картона. Чаще всего это эксклюзивная парфюмерия и косметика, элитные вина и коньяки. Заказчики такой продукции работают с лучшими (и самыми дорогими) дизайн-студиями, а выбор материала обязательно согласовывается с типографией, поскольку любая ошибка слишком накладна.

Можно предположить, что помощь в выборе могут оказать компании, занимающиеся оптовой торговлей. Но здесь есть одна проблема: даже у самых крупных российских оптовиков постоянно присутствуют в ассортименте всего два-три наименования металлизированной бумаги. Впрочем, если вы готовы ждать, то всегда остается возможность оформления заказа на поставку. Ну а тем, у кого объемы потребления бумаги достаточно велики и заранее известны, посоветуем обращаться непосредственно к производителям.

Как выбирают?

Итак, с вопросом, кто выбирает, все более-менее понятно. А как это происходит? Каковы критерии выбора той или иной марки металлизированной бумаги и оценки ее пригодности для выполнения конкретного заказа?

На практике, очень многое зависит от типографии, установленного в ней оборудования и квалификации персонала. Не секрет, что печать на металлизированной бумаге сопряжена с определенными трудностями: металлизированные материалы ошибок не прощают. Большинство «подводных камней» можно обойти, если строго придерживаться рекомендаций по печати на невпитывающих материалах. С ними можно ознакомиться на сайте компании «Берег» по адресу: http://www.bereg.net/paper/metall.html. Впрочем, их могут дать и другие продавцы металлизированных материалов, а производители с удовольствием поделятся своим обширным опытом и помогут учесть особенности конкретных марок.

Тем не менее, учитывая все сложности, типографии, как правило, закладывают в заказы по печати на «металле» существенно более высокие нормы прибыли, чем для обычной бумаги. И это справедливо: как говорится, кто не рискует, тот не пьет шампанского (и не печатает этикетки для него).

Одна из крупнейших российских типографий, выполняющая большой объем заказов на этикеточную продукцию, — «ОСТ-Мастер» («Черноголовка-Типография»). Как рассказал главный технолог Денис Дюнин, здесь имели дело с большинством представленных в России марок металлизированой бумаги, как импортных, так и отечественных. В типографии работает одна из самых современных листовых офсетных машин Heidelberg Speedmaster CD102-8LX формата 72x102 см.

Для печати водочных этикеток используется гладкая бумага массой 1 м2 80—83 г, для пивных — с тиснением «лен» и массой 1 м2 70—73 г. Пример продукции «ОСТ-Мастер» — этикетки для пива компании «Эфес-Пилзнер»: «Старый мельник» и другие. При выборе бумаги для пива важно учитывать глубину тиснения. Лучше всего подходит мелкое тиснение, поскольку при нормальном может возникать непропечатка, а при глубоком — раздавливание листа в печатных секциях и расширение «хвостов», и как следствие — неприводка красок. Поставщики типографии знают о требованиях к глубине тиснения, поэтому подобные проблемы возникают довольно редко. Кроме того, на бумаге с тиснением не рекомендуется печатать в два прогона (из-за уже упомянутой проблемы с раздавливанием).

Перед запуском новой марки или после прихода очередной партии бумагу прежде всего проверяют в собственной лаборатории типографии. Здесь выполняют тесты на щелочепроницаемость и смываемость. Лучше всего смывается бумага с тиснением «лен», хотя первенство по качеству печати удерживают высокоглянцевые марки. Хорошая смываемость особенно важна для крупных производителей пива, работающих с большими объемами возвратной тары.

Необходимо также проследить машинное направление в партии бумаги: оно должно быть параллельно дну бутылки, иначе могут возникнуть сложности при наклейке этикеток. Проверяется и точность резки листов: разница по диагоналям составляет не более 0,5 мм. Для качественной печати имеют значение влажность и температура стопы, абсорбция воды и прочность бумаги на разрыв.

Естественно, перед печатью бумага обязательно проходит акклиматизацию. Любопытно, что при небольших отклонениях влажности стопы бумаги от нормы иногда помогает прогон через пустые печатные секции. Если бумага новая, то пробную партию подкладывают в обычный заказ, а затем оценивают результаты.

Говоря об опыте печати на конкретных марках бумаги, Денис Дюнин отмечает двух явных «лидеров». Глянцевая бумага Chromolux Alu 80 лучше всего подходит для водочных этикеток: обладает высоким глянцем, хорошей приклеиваемостью и стабильностью характеристик. Безусловный пивной «король» — бумага с тиснением «лен» Euro Label (ныне — H&LS).

Впрочем, практический опыт работы показывает, что в среднем около 30% металлизированной бумаги, поставляемой в типографию, имеет те или иные отклонения от нормы, а примерно 2% вовсе не пригодны для печати ни при каких условиях. Чаще всего речь идет о нарушении целостности поверхности, связанном как с транспортными повреждениями, так и с дефектами изготовления.

Поскольку объем заказов на этикеточную продукцию, выполняемых в типографии, достаточно велик, «ОСТ-Мастер» имеет возможность закупать бумагу не только у крупных оптовиков, но и напрямую у производителей. Здесь пристально следят за изменениями на рынке металлизированной бумаги, в том числе и за отечественной продукцией, считая, что как только в России или одной из стран ближнего зарубежья сумеют наладить выпуск качественной бумаги, это обязательно даст существенный выигрыш в рентабельности использующим ее типографиям. Пока же качество отечественной бумаги оставляет желать лучшего.

Обширным опытом работы «по металлу» обладает и рязанская типография «Приз», где установлены листовые офсетные машины Heidelberg Speedmaster 74 и GTO-52-4. Как отметила Людмила Молоткова, металлизированную бумагу выбирает в первую очередь клиент, для которого важно поведение материала при этикетировании. А печатники в первую очередь оценивают проходимость конкретной марки бумаги при печати. «Любимые» марки в типографии «Приз» — все тот же Chromolux Alu и Alukett Spezial Fashion, на которой печатаются этикетки для местного пива «Русское».

О деньгах, качестве и экономности

Разумеется, обсуждая критерии выбора металлизированной бумаги, как и любого другого материала для печати, следует констатировать, что клиентов, оплачивающих закупку, прежде всего интересует цена, а не технологические особенности. Имеет ли смысл пытаться сэкономить несколько процентов за счет выбора недорогой марки бумаги худшего качества, если сама металлизированная бумага, как уже упоминалось выше, стоит в три-четыре раза дороже обычной этикеточной? Обсудите это как минимум дважды: один раз с технологами собственного производства, где происходит этикетирование, другой — с печатниками, которым предстоит запуск в печать неизвестного материала с негарантированным результатом. Учтите, что типография может отразить в итоговом счете все свои непредвиденные расходы: увеличенный расход бумаги на приладку, повышенный процент брака и другие. Впрочем, в тех случаях, когда печатники согласны поэкспериментировать с новым материалом за свой счет, а производитель готов поставить пробную партию, вы ничем особенно не рискуете.

Автор благодарит за помощь в подготовке публикации работников компаний StoraEnso, «Александр Браун», «Берег», «Тапир», ГК «Регент», «МБ-маркет», «РусПейпер», «Юнит-Вест», рекламного агентства «Контора Домби» , типографии «Приз». Особая благодарность Денису Дюнину и Алексею Искоростинскому (типография «ОСТ-Мастер»).

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     

  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • ТЕСТ: Насколько хорошо вы разбираетесь в бумаге?

    Редакция Publish совместно с партнёром — MONDI PRINT CLUB — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги и подготовиться к вступлению в закрытый Клуб полиграфистов.

  • ТЕСТ: Как выбрать бумагу для цифровой печати или Почему что-то пошло не так...

    Редакция Publish совместно с партнёром — Xerox — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги для цифровой печати и её воздействия на качество.

  • Бумага UPM DIGI: выразительность самого белого
     

    Цена бумаги — значительная часть стоимости заказа. Можно ли сэкономить, взяв для цифровой печати обычную бумагу, или стоит потратиться на цифровую? Ответ на этот вопрос получили участники встречи «Соцветие UPM DIGI: выразительность белого».

     

  • Многомерность бумаги
     

    При всей кажущейся простоте и «плоскости» бумага на самом деле — сложная, многомерная вещь, способная вызывать у людей сильные эмоции.  И на организованной 5 апреля компанией «Берег» в Москве презентации «Бумага и чувства» владелец фабрики Gmund — харизматичный Флориан Колер — это убедительно доказал.

     


comments powered by Disqus