101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Дорогой друг дизайнера

  • Екатерина Кириченко
  • 7 мая 2022 г.
  • 934
Области применения дизайнерской бумаги, тенденции, новинки и перспективы рынка.

Роскошная и стильная, магически привлекательная, с характером, такая разная, способная удивлять — это она… Белая, чёрная или цветная, металлизированная, с тиснением или перламутром. Имя ей — дизайнерская бумага. Она не просто передаёт информацию, её послание — это целый ряд образов. К изделию, выполненному на дизайнерской бумаге, хочется прикоснуться, прислушаться к ощущениям и рассмотреть фактуру — она воздействует на подсознание, чаще всего приглашая продолжить знакомство и общение. Выразительность — пожалуй, главная её черта. Что может дизайнерская бумага о вас рассказать? Об успехе, достатке и статусе — всегда, об индивидуальности торговой марки или личности — должно быть так, а выбор типов бумаги и способ их применения — о вашем вкусе (или его отсутствии).

Дизайнерскую бумагу используют и в творчестве, и в бизнесе. Это могут быть визитные карточки (визитка на дизайнерской бумаге — признак хорошего тона), открытки и приглашения, конверты, корпоративная продукция, блокноты, дорогие книги и каталоги премиум-сегмента и, конечно же, упаковка. Как и в фэшн-индустрии, здесь есть модные тенденции и непреходящая классика. В конечном итоге каждый хочет быть уникальным, благодаря этому (вне зависимости от тенденций) выбор дизайнерских материалов неизменно широк — на любой вкус.

Дорогой друг дизайнера

Тенденции: экологичность

Декларация идеи и приверженность по всей цепочке. От лесоповала до выбора конечного потребителя.

«Все экологические аспекты производства и выпускаемой продукции — один из главных приоритетов бумажных фабрик. Речь идёт как о сертифицированных чистоцеллюлозных сортах, так и о бумаге из альтернативных волокон или из переработанного сырья. В прошлом году значительно возрос интерес к подобным видам бумаги и в России», — говорит заместитель генерального директора «Antalis Россия» Елена Березина.

«В новых коллекциях максимально используется переработанное сырьё, практически все новинки в ассортименте дизайнерской бумаги в прошлом году с 100% его содержанием, — констатирует менеджер по развитию бизнеса «Европапир» Елена Родионова. — Мы также отмечаем продолжающийся интерес производителей к альтернативным источникам сырья при производстве дизайнерских материалов».

Случалось слышать и мнение, что моду и спрос на экологичные материалы конкретно в нашей стране формируют в первую очередь офисы транснациональных компаний, в бренд-буках которых зачастую есть требование и к выбору бумаги. Сейчас европейские торговые марки покидают Россию, к демаршу присоединился и FSC, сертификаты которого теперь действуют избирательно. Время, конечно, покажет и степень нашей приверженности, и наши возможности, скорректирует приоритеты и вкусовые пристрастия, но пока мы следуем европейским тенденциям.

«В 2021 г. всё чаще основные запросы и поводы обращения к «Европапир» были связаны с переработанной бумагой. У нас самыми популярными были коллекции Color Style Recycling (Koehler), CRUSH (Favini) и Mohawk Loop», — говорит Родионова.

Пристрастие к чёрному…

Большинство поставщиков бумаги отметили повышенный спрос в прошедшем году на чёрный цвет. Настоящий бум!

«Беспрецедентный рост показывали чёрные немелованные бумаги. Это подтверждали и производители — очередь на производство бумаги именно в чёрном цвете достигала 4–5 месяцев», — говорит директор по маркетингу и коммуникациям ГК «Дубль В» Людмила Чекалкина.

«Тенденция роста интереса к бумаге и картону чёрного цвета явно наметилась в 2019 г., — соглашается директор по маркетингу компании «Берег» Фёдор Шлаев. — Fedrigoni сменила рецептуру производства Sirio Black, а в апреле 2021 г. представила ещё и обновлённый Sirio Ultra Black, назвав коллекцию “самой чёрной“ бумагой на рынке. Бумага глубокого чёрного цвета присутствует во многих коллекциях, в том числе и новых: Sirio Color Rough (Fedrigoni), Le Cirque (Favini), Gmund Used».

А если не чёрный?

В 2021 г. «Монди» представила цветную коллекцию бумаги Pergraphica Colours. Проект начинался как раз с чёрного цвета (сначала, в 2018 г., появилась Pergraphica Infinite Black, адресованная сегменту премиум-упаковки). Старт был успешным, и производитель создал более широкую палитру. Результат — 31 цвет в широком диапазоне плотностей.

«Если мы говорим о бумаге, то в 2021 г. однозначно наблюдался тренд на цветную дизайнерскую бумагу без покрытия, в основном это как раз и связано с развитием сегмента премиум-упаковки, — говорит Людмила. — Также во второй половине 2021 г. наблюдалось возвращение спроса на бумагу с латексным покрытием, в ассортименте “Дубль В” это коллекции Neenah Paper: Touche Cover и Senzo. Особенно востребованы были классические тёмные оттенки — чёрный, серый, тёмно-синий, бордовый».

«Заказчики “Antalis Россия” (вслед за европейскими) всё чаще предпочитают натуральные и минималистичные виды бумаги материалам с броскими спецэффектами, однако это вовсе не означает отказ от цвета, — отмечает Березина. — Яркие, насыщенные, пастельные, тёмные — в тренде любые краски, заимствованные из окружающего нас мира. Так, у популярного бренда Keaykolour (Arjowiggins Creative Papers), обновлённую цветовую гамму которого мы все так любим, названия оттенков говорят сами за себя: “пунцовый рассвет”, “таёжное болото”, “запечённая тыква”, “винтажный портвейн”, “чёрная икра”, “Балтийское море”, “острый чили” и другие».

Дорогой друг дизайнера

«Исторически в России доминировали бумаги с перламутровым покрытием: первая и самая популярная коллекция Sirio Pearl (Fedrigoni), потом пришел Shyne (Favini) — они и сейчас популярны (пусть и не в той степени), но все больше уступают экологичной бумаге без покрытия. Их теснят, к примеру, Arena, Materica и Woodstock (Fedrigoni), Sirio Color Rough и Gmund Colors, у которых к тому же большая линейка плотностей — подходят для широкого спектра полиграфической продукции (от фирменного бланка до различного рода упаковки), — говорит Фёдор. — Все последние коллекции разрабатываются с прицелом на комплексное применение и сочетание предлагаемых в линейке материалов, чтобы в итоге воплотились и коробочка, и обечайка к ней. Хороший пример сочетания всех трендов и тенденций — Gmund Used, гладкая тонированная в массе бумага без покрытия, произведённая на 100% из вторичного сырья».

Итоги 2021 г., ассортимент и новинки

«2021 г. был одним из лучших по продажам для “Европапир” в сегменте дизайнерской бумаги, — говорит Родионова. — Было множество проектов с книгами на бумаге из коллекций Arctic Paper: Arctic Volume и Munken Design. Развивалась премиальная упаковка, росли спрос и популярность коллекции Color Style Recycling (Koehler), поддерживался спрос на E-Photo (Felix Schoeller) — уникальную фотобумагу, которая вытесняет синтетические материалы. Ключевых изменений в ассортименте в ушедшем году не было. Мы поддерживали и продолжим поддерживать направление ЭКО — все наши дизайнерские бумаги имеют множество разнообразных сертификатов, состоят из переработанного сырья (от 10 до 100% в зависимости от коллекции) или альтернативных целлюлозе материалов».

«В ассортименте “Дубль В“ в 2021 г. значительных изменений также не наблюдалось, — рассказывает Людмила. — Важнейшей задачей было восстановление сегмента после сложного 2020 г. и возвращение интереса клиентов, в том числе к нестандартным видам бумаги и с содержанием вторичного сырья. Это такие коллекции, как Extract (GF Smith) с содержанием сырья использованных одноразовых стаканчиков, Refit Эко (Favini) с включением в состав отходов текстильной промышленности и производств по переработке шерсти, Wild (Cordenons), в состав которой входит хлопок. Сохранили актуальность классические коллекции, такие как Colorplan (GF Smith) и Burano (Favini). Новинкой в ушедшем году стала коллекция Mondi Pergraphica Colours — бумага с матовой поверхностью в 30 цветах. Направление цветной бумаги дополнило коллекцию Pergraphica, которая ранее была представлена только в белых оттенках и чёрном цвете».

Дорогой друг дизайнера

В Antalis провели ребрендинг Olin и выпустили Olin Origins. Бренд как раз отражает такие тенденции, как экологичность, натуральные оттенки и минимализм. Olin Origins представлена в 5 натуральных оттенках (от нежных светлых до глубоких тёмных), подходит для цифровой печати на оборудовании с сухим тонером.

В компании «Берег» также оценивают прошлый год как лучший из 3 «пандемийных» лет. Дизайнерскую бумагу здесь любят. «На сегодняшний день в ассортименте компании более 80 коллекций дизайнерской бумаги. Это более 3000 товарных позиций, — говорит Фёдор. — Из самых последних поступлений 2022 г.: чистоцеллюлозная тонированная в массе бумага без покрытия оттенка слоновой кости Aralda (85–280 г/м2) и бумага из конопли Gmund Hanf».

Кстати, помимо Gmund Hanf, рынку в ушедшем году зарубежными производителями были представлены Wainwright Colors from Nature (James Cropper) — коллекция бумаги, в которой используются красители на растительной основе; Materia Viva (Fedrigoni) — коллекция с высоким содержанием вторичного сырья, в которую вошли как абсолютно новые, так и улучшенные линейки производителя.

«Дизайнерка» как источник вдохновения

Стиль и креатив, идеи и возможности в конечном итоге воплощаются в уникальный продукт, зачастую сложный и высокохудожественный.

Четыре упомянутых победителя Gmund Award 2021

 

Gmund назвала победителей Gmund Award 2021. На конкурс было прислано более 300 работ. Победителей — 9. Мы представим четверых.

Номинация «Mailing»: Seraph Design для New World Symphony // Gala Invitation. Приглашение на Гала-концерт. Упаковано в «карту мира», сложенную вручную. Бумага: Lakepaper Blocker, Gmund Matt 86 и 89. Цветная литография, горячее тиснение фольгой, вырубка.

Номинация «Private»: Bölling GmbH & Co KG // Wedding Cards.Свадебная открытка. Gmund Hemp 100% 640 г/м2 («чистая бумага», техника слепого тиснения), Gmund Cotton, конверты Gmund Colors.

Специальная номинация «Green Innovation»: Goldbuch Georg Brückner GmbH // Papeterie. Блокноты, папки с файлами и фотоальбомы. Gmund Hemp 100%. Офсетная печать, слепое тиснение.

Номинация «Corporate»: Wiesendanger Medien GmbH for the VDMB // Annual Magazine. Журнал «Ассоциации полиграфистов и СМИ Баварии». Бумага различных цветов (Gmund Colors), калька (Gmund Colors Transparent). Офсетная УФ-печать со светодиодным отверждением, горячее тиснение фольгой, ламинация зеркальной плёнкой и прочие сложные и редкие виды отделки.

Коробка карандашей от «Бюро Маяк». 2-е место в конкурсе «Монди», осень-зима 2021. Материал: Pergraphica Infinite Black, чёрный, 120 г/м2, лайнер для коробки

В России регулярно проводится конкурс проектов на бумаге Pergraphica, где всегда участвуют очень интересные проекты: это прекрасная упаковка, сложные конструкции, воплощённые на чёрной, белой и цветной бумаге; книги, каталоги, календари. Сейчас этот конкурс объединён с другими брендами Mondi — Color Copy и Nautilus. «В рамках конкурса “Монди” мы получили большое количество образцов прекрасных проектов на бумаге Nautilus, изготовленной из 100% переработанного сырья, — говорит Березина. — Все представленные на конкурс работы можно посмотреть в одном месте — на mondiclub.ru».

Подарочная упаковка для бренда «Белуга» от компании «Слон в коробке»

«Дубль В» для обмена опытом с типографиями создала проект «Ваш опыт. Поделиться», где также можно рассказать об этапах разработки и производства продукта, конструктивных особенностях. «Одной из самых эффектных работ, поданных на наш проект, была подарочная упаковка для бренда “Белуга” от компании “Слон в коробке”. Для создания супер-мини-холодильника использовалась Senzo от Neenah Paper, не только из-за её уникальных тактильных качеств, но и из-за износостойкости (можно спокойно протереть влажной тряпкой) и, главное, цвета! Оттенки очень подошли именно для ретро-холодильника», — рассказывает Чекалкина.

 

«Одним из самых динамично развивающихся сегментов является упаковка, в том числе премиум-класса, — полагают в «Монди». — В 2021 г. наблюдалась тенденция к восстановлению и росту цифровой полиграфии — именно эти два фактора необходимо учитывать, говоря о приоритетных направлениях для дизайнерской бумаги» // Источник: t.me/delogutenberga

«У “Европапир” тоже много интересных проектов было и готовится к выходу, — делится Родионова. — Один из наиболее успешных — кулинарная книга на бумаге E-Photo (Cook Book, автор книги — Ольга Курлыкина). Мы поддерживаем конкурс “Жар-книга”, юбилейный каталог конкурса отпечатан на различных типах бумаги из коллекции Munken Design, работаем с музеями».

А что дальше?

8 апреля ЕС принял пятый пакет антироссийских санкций, который среди прочего ударил по рынку бумаги и картона в нашей стране. Ситуация с поставками в Россию бумаги из Европы и США сейчас сложная, и поставщики не всегда готовы давать какие-либо прогнозы на ближайшее будущее. Но многие уверены: дизайнерской бумаге быть! Пока практически все новые коллекции, отвечающие последним мировым тенденциям экологии и моды, в санкционный список не попали.

«У большинства европейских производителей дизайнерских сортов бумаги многолетняя история отношений с российскими покупателями (у некоторых из них ещё со времен СССР), — говорит Фёдор. — Этой историей дорожат обе стороны, и, несмотря на санкции, европейские партнёры прикладывают немалые усилия, чтобы связь с российскими заказчиками не разорвалась и сохранилась».

В «Европапир» ожидали старта новых коллекций и продолжают надеяться, что скоро всё задуманное будет реализовано. Ждут образцы коллекций и от китайских поставщиков. «Самая долгожданная новинка, которая успела к нам приехать, — это коллекция Koehler Eco Black», — говорит Родионова. И добавляет: «”Европапир” не планирует уходить с рынка России, мы прорабатываем все возможные сценарии по ассортименту с дизайнерской бумагой».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Профессионализм, опыт и трудолюбие, как слагаемые успеха

В 2022 году в Konica Minolta Kazakhstan произошло много событий. О том, что компании удалось сделать на полиграфическом рынке, мы побеседовали с руководителем направления индустриальной печати Михаилом Тарновским.

Струя для цифровой коробки

В течение последних нескольких лет рынок упаковки динамично развивался и трансформировался: борясь с загрязнением окружающей среды, многие производители стали отказываться от пластика в пользу других решений. Возможность вторичной переработки картона и его экологичность делают упаковку из него широко востребованной на рынке. Картонная упаковка стала неотъемлемым элементом маркетинга для завоевания сердец и кошельков покупателей.

Всё получится

На выставке «Реклама-2022» один из экспонентов рассказал мне историю о том, как они удачно её начали: свою машину, которую они показывали на стенде («— Продаёте? — Просто показываем. — Красивое»), они продали в первый же день и в первый час работы.

Год прошёл, ничего не изменилось

Год назад наш обзор назывался: «Так какой календарь я получу в итоге? Не понятно…». С грустью констатируем — ничего не изменилось, сейчас, как и год назад, непонятно, как будет выглядеть готовый календарь.

Печать по кругу

Выбираем устройство для печати по предметам с круглым сечением: цилиндрам, шарам, конусам и т. п.


Новый номер

Тема номера — Небольшие устройства послепечати. Выставка «Реклама-2022». Печатающих головки. «Например» — Krekerdecor и «Карт Регион». ЦПМ для коробок. Publish Eurasia: Казахстан и Иран. «Текстильная печать»: конференция про деньги в текстильной печати. Каландровые прессы. Ч. 1.


Какой широкоформатный принтер вы планируете купить в течение ближайших шести месяцев?
    Проголосовало: 89