2000.11.06, Автор: Вячеслав Арбузов3797 прочтений

PDF стандартные решения для "нестандартного" формата

Теги: Допечатные процессы Publish

Все чаще и чаще в современных издательских технологиях используется PDF.

Бывают ситуации, когда внедрение переносимого формата документов требует от нас не только финансовых затрат, но и повышенного внимания.

Все чаще и чаще в современных издательских технологиях используется PDF. Многие задачи, ранее решавшиеся традиционными подходами, вовлекаются в технологические процессы, построенные на базе этого формата. Создание PDF разрешило немало проблем, но не заменило многих уже устоявшихся технологий. К тому же для работы с PDF часто требуются дополнительные инструменты. Для устранения нежелательных результатов на этапе вывода может потребоваться выполнение серии специальных операций. Мы рассмотрим проблемные ситуации, которые чаще всего возникают при работе с PDF, и обсудим методы их разрешения.

Обработка PDF

C технической точки зрения PDF-документ представляет собой «очищенный файл PostScript», отличающийся значительной компактностью и удобством работы. Естественно, возникает мысль о том, что обработка PDF должна занимать меньше времени. В общем случае, это действительно так. Тем не менее в определенных ситуациях процесс растрирования файлов PDF происходит медленнее.

При работе растрового процессора не существует какого-либо установленного правила, определяющего экономию времени при обработке PDF. Мы провели несколько тестов по растрированию файлов и отметили лишь небольшие расхождения по времени. Иногда файлы PDF выводились быстрее, а иногда и медленнее, чем PostScript. Все дело в методе организации данных о графических объектах внутри соответствующего файла.

Известно, что растровые процессоры предпочитают следующий вид организации CMYK-данных: CCCMMMYYYKKK. То есть сначала мы получаем всю информацию о голубом цвете, затем о пурпурном, желтом и черном. Для просмотра же документов на экране лучшей организацией CMYK-данных является следующая: CMYKCMYKCMYK...Здесь сначала происходит отображение 1 байта информации о голубом цвете, затем по 1 байту о пурпурном, желтом и черном цветах. После этого выводится второй байт информации о триадных цветах и т. д. В английской терминологии эти методы известны как «planar» (рис. 1) и «chunky» (рис. 2). Для Adobe Acrobat предпочтителен второй способ. QuarkXPress всегда растрирует файлы EPS CMYK первым методом.

Примечательно, что файлы TIFF первоначально организуются как файлы «chunky», но во время передачи данных на RIP QuarkXPress переводит их в модель «planar». Это, в свою очередь, увеличивает быстродействие самого RIP. Acrobat Distiller, к сожалению, конвертирует все CMYK-данные в файле PDF по второму способу. Этим иногда и объясняется, что PDF требует для обработки больше времени, чем исходный PostScript-файл. Для решения этой проблемы советую использовать системы с OPI (Open Prepress Interface). В этом случае в документе PDF будут храниться версии изображений с низким разрешением. Такая система, как, например, CANopi конвертирует все данные изображений с высоким разрешением в форматах TIFF и EPS в модель «planar», и только потом посылает их на RIP.

Система Helios EtherShare OPI 2.0 поддерживает следующий способ организации данных: метод «chunky» для TIFF-файлов и «planar» – для EPS. Для обеих систем не важен метод, по которому Distiller выстраивает данные в файлах с низким разрешением в PDF. Отмечу, что некоторые RIP перед выполнением своей работы также способны оптимизировать порядок следования графической информации.

Размер файлов

Создавая документ PDF при помощи Acrobat Distiller, вы можете заметить, что в некоторых случаях его размер превышает исходный файл PostScript. Это объясняется особенностью поведения программы при работе с графикой. Когда Distiller обрабатывает PostScript-файл, он распаковывает все сжатые изображения, а затем снова осуществляет их компрессию согласно заданным параметрам в Job Options. Таким образом, если вы дистиллируете файл, в котором уже имеются уплотненные изображения, и при этом в Distiller отключена опция компрессии или выбраны установки низкой степени сжатия, размер выходного PDF-файла может быть гораздо больше исходного. Решением проблемы является активация режима сжатия в Job Options. Но не забудьте, что если файл PostScript уже содержит изображения, подвергнутые jpeg-компрессии, и при этом вы выбираете тот же алгоритм сжатия в Distiller, вся графика будет сжата повторно с неизбежной потерей ее качества. Самой же компании Adobe уже давно следовало бы обратить внимание на отсутствие поддержки Distiller заданной заранее jpeg-компрессии изображений. Несложно заметить, что компрессия средствами данной программы оказывается менее эффективной, чем выполнение той же работы при помощи графического пакета.

Отсутствие Overprint

Другая проблема заключается в неспособности формата PDF воспроизводить заданные в других приложениях параметры наложения цветов. В результате, можно наблюдать некорректное отображение документа на экране и его неправильный вывод на ФНА. Как известно, обе версии PDF 1.2 (Acrobat 3.0) и 1.3 (Acrobat 4.0) поддерживают Overprint, но не способны его отображать.

В данной ситуации может помочь набор инструментов InProduction, а также использование дополнительного модуля PitStop компании Enfocus Software, позволяющего не только проверить наличие Overprint у любого объекта файла PDF, но и непосредственно задать его. В любом случае полезно проверить в Distiller активизацию режима «Preserve overprint settings» (рис. 3), иначе информация о наличии Оverprint просто отбросится. Если вы работаете с QuarkXPress 3.3х или более ранней версией, то уже, вероятно, заметили неспособность программы создать файл PostScript, объектам которого задано надпечатывание. В данном случае при печати в файл необходимо вместо PPD использовать PDF-драйвер. Другим надежным решением является использование возможностей некоторых RIP, таких как Agfa Taipan и Viper, в части назначения черным объектам режима Overprint.

Печать «под обрез»

Одна из известных трудностей при работе с PDF – невозможность распечатать изображения, сверстанные «под обрез». В спецификации формата PDF вплоть до версии 1.3 компания Adobe не указала способа задания подобных документов. Хотя эта ошибка и была исправлена в версии 1.3, однако еще не все программы способны правильно поддерживать новый процесс конвертации, и для проверки наличия Bleed в PDF-файле необходимо использовать дополнительные модули — Agfa BleedArea или тот же самый Enfocus PitStop.

Первый модуль поставляется только с системой Agfa Apogee. Однако, можно воспользоваться решением той же фирмы в виде программы Normaliser, выступающей в качестве альтернативы Acrobat Distiller. Normaliser работает с QuarkXPress и доступен только с Apogee Pilot или Apogee Create. Кроме того, для QuarkXPress существует специальное дополнение ExpertOption for Distiller 4.0 компании Lupin Software, позволяющее обойти данную проблему.

Если же оставить модули в покое, то можно выполнить печать, задав метки обреза в программе верстки, а затем применив кадрирование в Acrobat Exchange для возврата PDF-документа к исходному размеру. Кадрирование в этом случае не отбрасывает «обрезанную» информацию, так что изображения за границей листа не теряются. К сожалению, у этого метода выявлены два недостатка. Это довольно рутинная работа, требующая значительных затрат времени. И для ее выполнения необходимы сотрудники высокой квалификации. Вместо кадрирования PDF можно сохранить информацию о метках обреза, а все дальнейшие операции выполнить в программе спуска полос.

Шрифты

Генерируя PDF-документ, Acrobat Distiller должен определять все шрифты PostScript-файла и включать их в PDF. Если данные о шрифтах отсутствуют, программе приходится встраивать свои. Однако это случается не всегда. Существует 14 шрифтов, которые Acrobat Distiller 3.0 никогда не включает в файл PDF. К ним относятся Symbol, Zapf Dingbats, а также различные начертания гарнитур Courier, Times и Helvetica. Acrobat 4.0 встраивает все шрифты PostScript Type 1, но не обязан включать все файлы TrueType, поскольку разработчик шрифта имеет право внести некоторые, так называемые лицензионные, ограничения на использование конкретной гарнитуры.

В действительности, Acrobat 4.0 является первым приложением, которое учитывает лицензионную политику и наложенные ограничения производителя. Неудивительно, что Distiller просто игнорирует такие шрифтовые файлы. К числу «дискриминируемых» шрифтов относятся некоторые устаревшие системные шрифты фирмы Apple. Недавно Apple изменила свои принципы, и теперь все файлы TrueType, поставляемые вместе с MacOS, могут встраиваться в файлы PDF. К этой же категории относятся некоторые шрифты различных версий программы WordPerfect.

Шрифты TrueType, созданные при помощи разных версий Macromedia Fontographer, содержат некорректные лицензионные параметры. Попытка внедрить их в PDF приводит к следующему сообщению Distiller: «do not embed just to be on the safe side». То есть лучше не рисковать. Adobe рискнула и решила вопрос о совместимости в Acrobat Distiller 4.05.

Может показаться, что наличие шрифтов, встроенных в документ PDF, гарантирует их использование при выводе файла. К сожалению, это не всегда так. Если PDF-файл содержит тот же шрифт, что и RIP, то RIP воспользуется своей версией. И это может привести к некорректному выводу файла на пленку.

Цвета

Если вы обнаружили, что всем объектам в PDF-файле задана модель RGB, хотя в исходном документе использовали CMYK, прежде всего проверьте установки Distiller и удостоверьтесь, что в окне Job Options отключена опция «Convert CMYK Images to RGB», а в группе Color Conversion активизирован режим «Unchanged» (рис. 4). Иногда может возникнуть необходимость отредактировать используемый для создания PDF файл PPD. Некоторые приложения, например, FrameMaker и PageMaker, учитывают цветовое пространство, заданное по умолчанию в PPD. Для Acrobat 4.0 должна быть определена модель CMYK, а для версии 3.0 – по умолчанию пространство RGB. PageMaker 6.52 считывает эти установки и заменяет все значения CMYK на соответствующие значения RGB. Для корректного отображения в PDF-файле цветового пространства необходимо проделать следующие шаги:

Открыть файл PPD;
Задать поиск строки: «*Default ColorSpace: RGB»;
Заменить RGB на CMYK;
Сохранить PPD и снова создать документ PDF.

В программе FrameMaker для Macintosh CMYK-изображения могут конвертироваться в модель RGB в случае некорректной установки Acrobat Distiller.

Очень часто сложные ситуации возникают с файлами офисных программ наподобие Microsoft Word. После конвертации таких файлов в PDF и выводе на ФНА тест оказывается цветоделенным. Дело в том, что офисные программы определяют все цвета в модели RGB. Чистый черный цвет выражен нулевыми значениями R, G и В. Когда же PostScript RIP преобразует цвета в модель CMYK, вместо одного канала черного цвета он использует четыре.

Существуют два различных подхода к решению проблемы. В некоторых растровых процессорах можно изменять алгоритм цветоделения. В таком случае полезно обратиться к поставщику, чтобы узнать о наличии данной функции у вашего RIP.

Можно воспользоваться дополнительными модулями к Acrobat, такими как Quite-a-box-of-tricks компании Quite Software и Enfocus PitStop 4.0. Они позволяют заменить все цвета, имеющие равные значения R, G и В, на эквивалентный цвет модели CMYK.

Кроме того, проблема может быть вызвана и применением в приложениях систем управления цветом (CMS). Эти системы призваны улучшить цветопередачу, но, с другой стороны, могут вызвать и беспорядок в работе. Решение же очевидно: отключите CMS.

Вывод файлов

В тех случаях, когда ваш PDF-документ содержит изображения с высоким разрешением, особое внимание следует уделить процессу их вывода, иначе вы рискуете получить не то, что ожидали. Этому может способствовать использование файлов DCS в программах верстки. Графика в формате DCS уже подвергнута цветоделению и состоит из одного файла низкого разрешения для просмотра (композитный файл) и четырех с высоким разрешением каждого цвета. Такие приложения, как QuarkXPress и Adobe PageMaker, используют именно данные композитного файла. Поэтому, если вы работаете с PageMaker, вам следует пересохранить все файлы DCS в формат EPS в Adobe Photoshop, обновить связи и снова создать документ PDF. То же решение работает и в QuarkXPress, однако вы можете воспользоваться множеством дополнений, автоматически устраняющих данную неприятность. Например, SmartXtension. Во время генерации QuarkXPress файла PostScript это расширение определяет все данные о файлах с высоким разрешением.

Существует несколько путей создания PDF. Один из них —использование программы PDF-Writer. Вследствие особенного механизма работы данной программы она не совсем правильно обрабатывает графику в формате EPS. PDF-Writer включает в PDF-документ только экранную версию EPS, поэтому при выводе получаются изображения с низким качеством. Совет: используйте Acrobat Distiller.

Другой проблемой, с которой вы можете столкнуться при выводе PDF на ФНА, является присвоение всем цветам одного и того же угла наклона растровых сеток. В этом случае вам прежде всего следует задать себе следующие вопросы:

Уверены ли вы, что задали в приложении рациональные значения линиатур и углов растра?

Активизировали ли вы в Distiller опцию «Preserve halftone information»?

Отключили ли вы режим «Use printer’s halftone screens»?

В том случае, если на все вопросы вы ответили положительно, советую подумать о следующем. Проблема с некорректно заданными углами часто возникает в уже цветоделенных файлах PDF, т. е. файлах, где каждая страница содержит только один триадный цвет (если вы печатаете документ и задаете «separations» в QuarkXPress) и отображается в оттенках серого. Причем RIP использует значения углов по умолчанию, обычно равные 45 градусам для черного цвета. Поэтому вы можете обойти эту неприятность, создавая композитные цветные файлы PDF, а цветоделение поручать RIP (in-rip separation). В этом случае RIP точно определит углы наклона растра для каждой фотоформы. Замечу, что некоторые растровые процессоры позволяют изменять значения углов, заданные по умолчанию, каждый раз, когда вы посылаете задание на вывод отдельной страницы PDF. Кроме того, существует облегченное решение в виде модуля Crackerjack, позволяющего осуществлять аналогичные операции.

В итоге хотелось бы отметить, что описанные выше методы не идеальны. Не спорю, что, вероятно, существуют другие, более эффективные подходы к решению тех или иных задач в области PDF. Все определяется практикой и опытом. Тем не менее надеюсь, что данная статья поможет вам разобраться в ваших ошибках.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • 20 наивных, но важных вопросов про CTP и их выбор

    Сейчас все офсетные типографии сталкиваются с похожими проблемами: тиражи падают, расходы растут. В этой ситуации встаёт вопрос: каким образом строить стратегические планы по развитию производства? Одним из простых и эффективных решений можно считать смену технологии вывода печатных форм с аналогового способа на CTP. Даже аппараты начального уровня — сравнительно недорогой способ заметно увеличить оборот и прибыль типографии, получить импульс для рывка в конкурентной борьбе. За кажущейся простотой решения скрывается множество подводных камней и вопросов, которые лучше всего прояснить на самом раннем этапе. И не на все вопросы есть очевидные ответы. Вместе с компанией «МакЦентр» мы разбираемся, всем ли нужны CTP, какая технология предпочтительнее, и надо ли переживать о стране происхождения вашего аппарата.

     

  • Стремление к лидерству в «тяжёлом» сегменте

    Ricoh Rus провела 31 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге второе заседание Клуба полиграфистов под названием «Смена лидера в мире цифровой полиграфии». Выступавшие на нём сотрудники компании и владельцы оборудования доказали: это не просто слова.

     

  • CorelDRAW Graphics Suite 2018

    Заключение: вы можете не согласиться с утверждением разработчиков о «самом радикальном обновлении в истории пакета», зато спорить с тем, что он стал ещё более полезен и незаменим, не приходится. А ещё вы можете купить его любым удобным способом — по подписной модели или обычным образом навсегда, заплатив только один раз.

     

  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Apple iPad Pro 2017

    iPad Pro 2017, Pencil

    Заключение: хотя по производительности новый планшет iPad Pro может конкурировать с ноутбуками, полностью заменить рабочие станции планшетами в издательском деле пока не получится. Однако появление полнофункциональных приложений для создания и обработки изображений позволяет дизайнерам, иллюстраторам и фотографам уже сейчас сделать своим основным рабочим инструментом iPad Pro с Apple Pencil. Главные недостатки планшета — традиционно высокая цена и всё ещё недостаточное внимание к нему со стороны разработчиков приложений.

     

  • Вывод офсетных форм как услуга 3.0

    Ситуация в секторе коммерческого вывода форм за последние годы стала сложнее: офсетный полиграфический рынок находится явно не на подъёме, типографии стараются экономить каждый рубль, а собственные мощности для вывода форм у некоторых компаний даже выросли. Закономерно повысилась конкуренция.

     


comments powered by Disqus