101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Девятый иллюстратор

  • 19 июля 2000 г.
  • 3742

ADOBE ВОССТАНАВЛИВАЕТ STATUS QUO

Довольно долго Adobe Illustrator практически топтался на месте, ограничиваясь лишь незначительными улучшениями, в то время как его основные конкуренты уходили все дальше в отрыв. Однако с выходом очередной, девятой, версии положение вещей должно измениться кардинально: программа полностью восстанавливает утраченные позиции на рынке подготовки графики для печати. Кроме того, теперь она позиционируется как универсальный инструмент для создания графики для мультимедиа-приложений и web и станет прекрасным дополнением для web-дизайнеров. Девятая версия – одна из самых богатых новыми возможностями за всю историю существования программы. Многое из того, что реализовано в Illustrator 9.0, не имеет аналогов. В своей новой реинкарнации Illustrator производит неизгладимое впечатление и выходит в бесспорные лидеры среди векторных редакторов.

Дополнений и изменений в Illustrator 9 столько, что можно говорить о принципиально новом продукте: не зря же руководство Adobe, желая подчеркнуть этот факт, обновило даже изображение боттичеллиевской Венеры на заставке программы. Чем обусловлен такой мощный рывок? С моей точки зрения, все дело в применении новой концепции построения программ. (По всей видимости, именно трудности, связанные с ее воплощением, и объясняют пребывание Illustrator в тени на протяжении нескольких лет). Столкнувшись с проблемой поддержки большого количества уже разработанных приложений, специалисты из Adobe создали модель, которая предполагает неограниченную наращиваемость программ за счет модулей, подключаемых из других пакетов.

У такого подхода несколько плюсов: во-первых, модуль, выпущенный для одного приложения, может использоваться всеми остальными, поддерживающими общий механизм обмена. Это дает возможность применять, например, один и тот же стандартный модуль отображения текста на экране в Adobe Photoshop, Adobe InDesign и Аdobe Illustrator (да и в других пакетах, которые еще появятся) без каких-либо дополнительных усилий. Во-вторых, экономится время на отладку и тестирование модулей с одновременным повышением надежности их работы – поскольку они уже прошли обкатку в других приложениях.

Недостатки тоже очевидны: широкое внедрение технологии дополнительных модулей обостряет проблему нехватки мощности ПК. В самом деле, нынешняя версия Illustrator настолько прожорлива, что, имея на компьютере 32 Мбайт памяти, с программой работать практически невозможно – она моментально «съедает» все ресурсы и переходит в режим Preview, выход из которого только один – перезапуск приложения. Утешает то, что быстродействие у нее не деградировало до степени того же InDesign и лишь незначительно отличается от прежнего уровня.

Все новшества полностью обновленного пакета условно можно разделить на две группы: расширяющие его возможности как профессионального векторного редактора и те, которые предназначены для web-дизайнеров. Несмотря на внимание, уделяемое разработчиками web-сфере, обзор наш начнем все-таки с возможностей для издательской деятельности.

Прозрачность

Одно из самых принципиальных отличий Illustrator 9 от его предыдущей версии – гораздо более широкие возможности для реализации творческих замыслов. Одним из основных инструментов, предназначенных для этой цели, должна стать поддержка прозрачности векторных объектов, текста, растровых изображений и даже целых слоев, что позволит создавать в программе макеты публикаций практически любой степени сложности. Этому способствуют легкость установки степени применения эффекта при помощи известной по Photoshop палитры прозрачности Transparency, равно как и различные способы наложения прозрачности (blend) – Multiply, Screen, Overlay, Soft Light и другие. Дополнительную гибкость работе придают специальные режимы использования прозрачности: Knockout Group создает для всех нижележащих объектов маску прозрачности по форме верхнего объекта (аналог макетирующией группы в Photoshop), а в режиме Isolate Blend прозрачность воздействует только на объекты из выбранной группы и не затрагивает остальные.

Предусмотрено и быстрое инвертирование маскирующей области (Invert Mask), позволяющее избежать многих рутинных операций. Что же касается текста, то прозрачными могут быть как весь текст, так и только некоторые символы, при этом он остается полностью редактируемым.

Более того, теперь Illustrator поддерживает даже маски прозрачности. Это ощутимо повышает его рейтинг среди остальных конкурентов – ведь такой возможности нет ни у какого векторного редактора! Создание и редактирование масок практически не отличаются от аналогичных действий в Photoshop, что упрощает работу с ними. В качестве маски может выступать любой объект, например, pattern, gradient или даже gradient mesh, причем его цвет, переведенный в градации серого, задает степень прозрачности объекта. Таким образом, можно создать объект со сколь угодно сложной формой и, например, использовать blend, чтобы получить плавное изменение прозрачности – при этом работа с прозрачностью становится даже более удобной, чем в Photoshop. Кроме того, в отличие от конкурирующих продуктов, степень прозрачности в Illustrator воздействует как на заливку, так и на абрис объекта, что часто является более предпочтительным.

Единственное, что омрачает ситуацию – несмотря на отсутствие абриса, при наложении прозрачности Illustrator тем не менее оставляет на экране тонкую окантовку вокруг объекта в тех местах, где под ним расположен другой объект. Такие«издержки» – еще одно подтверждение тому, что использование«наворотов» в векторных редакторах требует особой осторожности и тщательной проверки перед отправкой на фотонабор – иначе можно получить совсем не тот эффект, на который рассчитываешь. Именно поэтому разработчики настоятельно рекомендуют ознакомиться с документацией, поставляемой на компакт-диске вместе с программой. В ней детально описаны возможные проблемы, а также даны рекомендации по их устранению. Например, важную роль в получении качественного результата при печати играют настройки как прозрачности, так и печати/экспорта документа (Document Setup/Transparency и Document Setup/Print/Export) – они определяют, что при растрировании на фотонаборе будет конвертироваться в растровую графику, а что останется векторным. Немаловажную роль в достижении компромисса между качеством и скоростью работы (последним, как известно, программа традиционно не может похвастать) играют установки Print Setup/Properties. С другой стороны, такое«свободомыслие» вряд ли будет способствовать получению гарантированно качественного результата – как и раньше, самым надежным остается конвертация потенциально опасных эффектов в растровые изображения.

Ну а теперь о хорошем. Разработчики обеспечили полную поддержку прозрачности Photoshop и Illustrator на уровне слоев и масок. В качестве способа обмена между приложениями используется формат PSD, позволяющий сочетать преимущества как той, так и другой программы на любой стадии выполнения работы, сохраняя при этом контроль за каждым примененным эффектом. Таким образом, тесная интеграция с Photoshop помогает более рационально планировать работу, используя максимум функций каждого редактора, и дает в руки дизайнерам мощный инструмент для воплощения самых сложных макетов.

Динамические эффекты

Второе по важности (с моей точки зрения) событие – наконец-то в программе появилась поддержка динамических эффектов. В то время, как конкуренты уже давно предлагают подобные возможности, Illustrator в своем стандартном наборе долгое время имел лишь самый минимум средств. Не секрет, что именно поэтому он часто использовался лишь как инструмент для создания файлов EPS эталонного качества, а вся предварительная работа выполнялась в Macromedia FreeHand или CorelDRAW.

С выходом девятой версии положение вещей должно существенно измениться. Во-первых, многие фильтры (Filter) стали динамическими (неразрушающими операциями) – все они собраны в новом меню Effects. Во-вторых, в их состав, кроме уже знакомых операций (Distort), вошли и совершенно новые, такие как Path (offset path, outline object/stroke), Pathfinder (логические операции объединения/разъединения), Rasterize (растрирование) и Stylize. На последней, которая наверняка будет наиболее востребованной, хочется остановиться подробнее. В состав этой группы входят Add Arrowheads, Feather, Round Corners и «джентельменский набор» от Photoshop – Drop Shadow (добавить тень) и Inner/outer glow (внутреннее/внешнее свечение). По всей видимости, в Photoshop 6 операция Feather (распушивание краев) тоже должна стать динамической – вообще это уникальная ситуация, когда возможности, которые, по логике вещей, должны были появиться сначала в растровом редакторе, появляются в векторном. Названия этих эффектов говорят сами за себя, а возможности практически идентичны. Правда, в программе имеются некоторые ограничения, как, например, невозможность наложения тени от картинки, но будем надеяться, что в следующих версиях их уже не будет. При работе с эффектами нужно помнить и о некоторых не всегда очевидных ограничениях: так, например, в результате обработки, к которой был применен эффект Arrowheads средствами Offset Stroke, стрелки почему-то исчезают. Если не брать во внимание эти моменты, то появление динамических операций – значительный шаг в расширении функциональных возможностей программы, который ставит Illustrator, хоть и со значительным запозданием, на один уровень с другими векторными редакторами.

Appearance

Не менее важная особенность девятой версии, отличающая ее от предыдущих, – новая модель представления объектов в документе. Если раньше каждый объект мог иметь только одну заливку и абрис, то сейчас дизайнеры получили новые, практически неограниченные возможности оформления объектов. Дело в том, что теперь Illustrator поддерживает«многослойную» модель объектов. Это значит, что каждый объект может состоять из множества собственных независимых«слоев», каждый из которых имеет свою заливку и абрис. Слои могут быть полупрозрачными, со знакомыми по Photoshop способами их смешения; кроме того, на них может распространяться действие любых динамических эффектов, имеющихся в программе. При помощи специальной палитры Appearance можно менять порядок наложения этих мини-слоев, а также редактировать уже наложенные эффекты, которые продолжают оставаться динамическими. Это позволяет непосредственно в Illustrator 9 создавать уникальные заливки объектов.

Особо следует отметить и то, что при наложении сразу нескольких эффектов результат их работы аккумулируется. Например, если вначале был применен Path offset, а затем Roughen, то при изменении параметров Path offset результат Roughen изменится автоматически в соответствии с новой формой объекта. Мини-слоев может быть сколь угодно много, при этом«сложный» объект на экране ведет себя как один объект, что облегчает работу с насыщенными макетами. Примеры заливок и объектов, созданных по новой технологии, поставляются с программой. Эти примеры помогут вам понять принцип их разработки и вполне возможно, вдохновят на создание собственных творений.

Надо сказать, что хотя подобный механизм уже давно реализован в конкурирующих продуктах, по размаху возможностей и гибкости его использования нынешнему Illustrator нет равных. Однако не следует забывать о том, что использование новшеств серьезно сказывается на производительности ПК: программа стала гораздо более требовательной к ресурсам, и даже наличие большого объема памяти (векторные объекты занимают небольшой объем в оперативной памяти) не избавит компьютер от постоянных подтормаживаний в процессе работы – во всяком случае, при работе с программой целесообразнее использовать более быстрый процессор, нежели наращивать память.

При создании инструментов для реализации творческих возможностей, разработчики учли и сугубо технические вопросы. Теперь Illustrator может показывать результат применения Preview overprint (показать области с перекрывающимися цветами), чего не делает ни один из конкурирующих продуктов. Тем самым программа в очередной раз подтвердила свой статус профессионального пакета для допечатной подготовки.

Web-возможности

С ростом популярности Internet значительным спросом стали пользоваться редакторы для создания web-страничек. Этим не преминули воспользоваться практически все, кто имел какие-либо наработки в данной области – ведь армия потенциальных покупателей web-ориентированных продуктов несравненно больше, чем пользователей пакетов, предназначенных исключительно для полиграфии. Эта тенденция не обошла стороной и Illustrator: в его новой версии появилось множество возможностей, предназначенных специально для создания web-графики. Учитывая то, что некоторые операции в векторном редакторе можно сделать быстрее, чем в растровом, имеет смысл остановиться на них более подробно – наверняка пользователи, профессионально работающие с Illustrator, предпочтут применять эту же программу и для web-дизайна.

Во-первых, теперь в программе имеется режим Pixel preview, в котором объекты отображаются в таком же виде, как в обычном растровом редакторе (с разрешением экрана). Это позволит точно позиционировать объекты на странице с учетом сглаживания краев (antialiasing), потери мелких деталей и, таким образом, избежать дополнительной корректировочной работы в Photoshop.

Во-вторых, один из динамических эффектов, появившихся в программе, найдет широкое применение в web-дизайне. Convert to Shape позволяет создать вокруг текста примитив, который будет менять свои размеры в соответствии с изменением размеров текста. Это позволяет автоматизировать процесс создания различных кнопок, сведя количество рутинных операций к минимуму (кстати говоря, первоначально такие возможности появились в другом продукте компании – Adobe Image Styler). Набор примитивов невелик (прямоугольник, прямоугольник со скругленными краями, эллипс), однако достаточен для большинства случаев. Кстати, теперь текст, созданный в Illustrator, открывается как редактируемый в Photoshop, что тоже достаточно удобно.

Кроме всех перечисленных новаций, Illustrator стал поддерживать продвигаемый W3C новый формат передачи векторных объектов – SVG (Scalable Vector Graphics, инициатива его создания принадлежит Adobe). Трудно сказать что-либо определенное в отношении нового формата, однако ему будет крайне трудно конкурировать с Flash, который уже обрел достаточную популярность во всем мире. Его преимущества должны проявиться позже, когда широкое распространение получит XML – ведь SVG основан на нем.

Illustrator позволяет назначать java-скрипты различным объектам для придания им интерактивности, среди встроенных скриптов – стандартные действия типа OnMouseOver.

Пока же Adobe подстраховалась поддержкой Flash, экспорт в который происходит путем преобразования каждого слоя в отдельный кадр ролика. Разумеется, такой подход серьезно затрудняет создание даже простой анимации и уступает специализированным программам, использующим для управления динамикой панель сценариев (timeline). Можно предположить, что разработчики сознательно не стали создавать конкуренцию своему же Adobe LiveMotion, который предназначен именно для этих целей и, к тому же, напрямую открывает документы формата AI. Что же касается экспорта растровой графики, то в Illustrator перекочевала из Photoshop операция Save for Web – с теми же настройками и возможностями. Таким образом, в девятой версии можно решать большинство вопросов, связанных с web-дизаном – начиная от подготовки макета сайта и заканчивая созданием полностью готовых для размещения в Internet растровых изображений (форматы GIF, JPEG, PNG-8, PNG-24).

Выводы

Подведем итоги. То, что Illustrator 9 сильно отличается от своего предшественника – факт очевидный. Новые инструменты позволят дизайнерам реализовать самые смелые творческие идеи, а прозрачная работа программы с другими приложениями Adobe дает возможность выполнять работу в гораздо более короткие сроки, чем прежде. Несмотря на явное движение в сторону web, Illustrator продолжает оставаться стандартом де-факто в своей отрасли, и теперь программу можно всерьез рассматривать как конкурента FreeHand и CorelDRAW – более того, по ряду возможностей они начинают ему уже проигрывать. Оставшееся наследство от предыдущих версий – медлительность работы и добавившаяся в новой версии требовательность к ресурсам компьютера – пока еще остаются больным вопросом для пользователей Illustrator.

Интеграция, в результате которой Adobe начинает планомерно завоевывать все стратегические высоты на рынке подготовки графики для печати, в самом скором будущем должна принести корпорации существенные дивиденды. Во-первых, новая модель построения программ позволяет в кратчайшие сроки и с надлежащим качеством выпускать очередные версии продуктов – разработчики могут действовать сразу во многих направлениях и по мере готовности включать готовые модули во все остальные приложения. Выдержат ли такой темп конкуренты – вопрос отнюдь не праздный. Во-вторых, значительно возрастает роль PDF не только как межплатформенного стандарта для обмена документов, но и как стандарта при передаче файлов для высококачественной печати. А то, что Adobe стремится сделать его внутренним форматом для своих приложений (его полная поддержка уже реализована в InDesign и Illustrator 9), позволит и в дальнейшем, с усложнением функций, встраиваемых в ее новые разработки, сохранять высокое качество выходных файлов и надежность при цветоделении. Более того, как заявляет руководство компании, следующая версия Adobe Reader будет полностью понимать формат AI, который базируется на PDF.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Маркетплейсы без иллюзий

Для многих компаний маркетплейсы кажутся лёгким билетом в e-commerce: разместил товар — и заказы пошли. Но в реальности за яркой витриной скрываются непростые правила игры, постоянно меняющиеся алгоритмы и расходы, которые нередко оказываются выше ожидаемых.

ИИ: от хайпа к обыденности

Ещё каких-то пару лет назад разговоры об искусственном интеллекте в рекламно-производственной индустрии звучали как фантазия. Даже в профессиональной среде ИИ воспринимался скорее как атрибут хайпа: можно обсудить, интересно попробовать — и только.

Всё, что можно автоматизировать, будет автоматизировано

В современных условиях развития полиграфической отрасли послепечатное производство всё чаще становится узким местом в производственном процессе, ограничивающим общую эффективность предприятий.

ИСО против хаоса

Когда всё вокруг рушилось, только регламенты и продуманные процессы позволили нам сохранить клиентов, заказы, здравый смысл и пережить 2022 год, не оставив производство без работы, а клиентов без тиражей.

Пять метрик эффективности отдела дизайна в типографии

Типография — это производственное предприятие, нацеленное на выпуск физического продукта. И заказчик платит за конечное изделие, а не за идею. Оценить вклад дизайнеров типографии в этот продукт — непростая задача.



Новый номер

Шоурум Ricoh в Екатеринбурге. DTF-ураган. FAT-дизайн. Печать без промаха. Правильный гибрид. УФ-принтер с ИИ. Защитные технологии в полиграфии. Технология как магия. Выставка перемен. Ставка MEFU — на автоматизацию. Наношансы: выживет ли Landa?



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59