2000.07.19, Автор: Стефан Стефанов23400 прочтений

ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ: сегодня, вчера и завтра

Теги: Publish

Некогда очень популярный способ глубокой печати сегодня кажется "вымирающим динозавром". Но все еще может измениться.

Некогда очень популярный способ глубокой печати сегодня кажется «вымирающим динозавром». Но все еще может измениться.

На сегодняшний день

«Сегодня» – это то «завтра», о котором позаботились вчера. Реальность такова, что один из основных способов печати, который в 70–80 годы широко применялся в полиграфии, на сегодняшний день несправедливо забыт даже полиграфическими журналами. Речь идет о способе глубокой печати (для большей ясности некоторые ключевые термины вынесены в виде врезки к статье).

Еще лет пятнадцать назад существенную долю полиграфической продукции на самых больших полиграфических комбинатах СССР: «Правда» (г. Москва) и «Периодика» (г. Чехов, Московской области) печатали способом глубокой печати. В одной Москве цеха глубокой печати работали в типографиях «Молодая гвардия», ? 3 Воениздата, ? 2 издательства «Советская энциклопедия». Сейчас автору известно по одному предприятию в Москве и С. Петербурге, где сохранился и используется способ глубокой печати. О статьях в журналах по проблемам глубокой печати грустно даже и вспоминать.

Технология

По определению, способ глубокой печати — это технология печати, при которой передача изображения и текста на запечатываемый материал проводится с печатной формы, на которой печатающие элементы углублены по отношению к пробельным элементам. Все пробельные элементы находятся на одном уровне, связаны между собой и образуют неразрывную сетчатую поверхность.

Как следует из определения, различная тональность изображения на оттиске обеспечивается разной толщиной слоя краски. В традиционном способе глубокой печати, в темных участках изображения глубина печатающих элементов наибольшая, а в светлых — наименьшая.

Очень характерно для этого способа печати и то, что форма глубокой печати полностью закатывается краской, которая заполняет все печатающие элементы и покрывает также все пробельные.

Современный печатный аппарат для флексографской печати
1 - красочная камера с двумя ракелями - положительным (по направлению вращения анилоксного валика) и отрицательным (против направления вращения) - и системой подачи краски;
2 - анилоксный валик;
3 - формный цилиндр с печатной формой;
4 - печатный цилиндр;
5 - устройство очистки формы;

Если при плоском (офсетном) и высоком способах печати краска наносится только на печатающие элементы одинаковым по толщине слоем, то при глубокой печати краска наносится как на печатающие, так и на пробельные элементы формы. Следовательно, перед получением оттиска краску с поверхности пробельных элементов печатной формы необходимо удалить. В печатных машинах эту операцию проводят с использованием тонкого ножа из упругой стальной ленты — ракеля, счищающего краску с пробельных элементов. Вот и появился знакомый термин - ракель. Он должен быть известен людям, имевшим дело с лакированием или с флексографией. Да, да! Многие положительные стороны способа глубокой печати были «растасканы» и нашли широкое применение в других полиграфических технологиях. Например, в красочном аппарате машин флексографской печати используют анилоксные (растрированные) валики, работающие с положительными и отрицательными или одновременно с теми и другими ракелями. Анилоксные валики (см. врезку «Термины») являются основными модулями не только красочного аппарата при флексографском способе печати, но и лакировального аппарата в лакировальных секциях печатных машин. Между тем анилоксные валики не что иное, как печатная форма способа глубокой печати.

Абсолютно точная дозировка краски (лака), надежность, компактность и простота конструкции - вот сильные стороны анилоксно-ракельного модуля - печатного аппарата машин традиционной глубокой печати.

В подавляющем большинстве случаев печать в промышленных масштабах способом глубокой печати выполняется на ротационных машинах, а печатные формы глубокой печати изготовляются, как правило, непосредственно на формных цилиндрах.

Печатающие элементы на печатной форме для способа глубокой печати — это ячейки разного объема, которые заполняются жидкой краской с малой вязкостью. Если печатающие элементы — это углубления в виде штрихов различной формы и величины, которые расположены нерегулярно (безрастровая форма способа глубокой печати), то они заполняются краской высокой вязкости, а краска с пробельных элементов перед печатанием снимается тампоном, так как пробельные элементы не создают на печатной форме непрерывную сетку, которая служила бы опорой для ракеля.

Ячейки (печатающие элементы) печатной формы, которые переносят краску на запечатываемый материал, имеют различный объем в зависимости от создаваемого на оттиске тона. Чем насыщеннее тон (цвет), тем больше объем ячейки. По этому признаку различают четыре вида печатных форм для глубокой печати: ячейки, образующие регулярную структуру, одинаковые по форме и площади, но различающиеся по глубине (традиционная глубокая растровая печать); ячейки, образующие регулярную структуру, одинаковые по форме и глубине и различающиеся по площади (глубокая автотипия); ячейки, образующие регулярную структуру, одинаковые по форме и различающиеся по площади и глубине (гравирование печатной формы алмазным резцом в виде пирамиды, например, на гелиоклишографах); печатающие элементы — это штрихи, имеющие различную форму и глубину и, как правило, распределенные нерегулярно (ручные способы изготовления печатной формы). Только при использовании печатных форм четвертого вида в процессе печати применяют вязкие краски. Для всех остальных форм используемая краска имеет недостаточную вязкость, чтобы максимально заполнить мелкие ячейки печатных элементов.

Прошлое формирует настоящее и структурирует будущее

Способ глубокой печати появился в середине XV века. Он ведет свое происхождение от ручных способов гравирования украшений, орнаментов и надписей на доспехах и оружии. До сих пор еще сохранились (не как промышленные) способы ручного изготовления гравированием или травлением авторских печатных форм для способа глубокой печати с изготовлением оттисков на ручных станках.

Общая схема способа глубокой печати
I – печатная форма (растровая); II – ракель снимает форму с пробельных элементов; III – получение оттиска; IV – оттиск; 1 – печатающие элементы; 2 – пробельные элементы; 3 – краска; 4 – ракель; 5 – оттиск

Печатные формы с углубленными печатающими элементами могут изготавливаться механическим (гравирование резцами и иными инструментами) или химическим (травление кислотой) путем. К способам с механическим получением печатающих элементов относятся гравюра резцом, пунктирная манера, сухая игла и меццо-тинто. К способам с химическим получением печатающих элементов можно отнести офорт, мягкий лак, акватинту, лавис, резерваж и гелиогравюру.

Современные промышленные способы глубокой печати отличаются от перечисленных ручных методов, однако многие элементы последних используются при глубокой печати.

Традиционный технологический процесс изготовления печатных форм для способа глубокой печати основан на сочетании фотохимических, электрохимических и механических процессов. Он состоит из следующих основных операций: подготовка формного материала; изготовление диапозитивов отдельных элементов фотоформы и их монтаж; копирование — перенос монтажа на формный материала; травление формы и подготовка ее к печати.

Применение ракеля при печати возможно лишь в том случае, когда только углубленные печатающие элементы представляют собой мельчайшие ячейки, отделенные друг от друга тонкими перегородками, на которые будет опираться кромка ракеля. Такие перегородки, разбивающие изображение на растровые печатающие элементы-ячейки, образуются с помощью растра в процессе изготовления печатной формы. Растр для глубокой печати по структуре, назначению и способу применения принципиально отличается от растра, используемого в высокой и офсетной печати. Линиатура растров глубокой печати составляет 80, 100, 120 линий/см., т. е. на каждом квадратном сантиметре формы глубокой печати образуется от 6400 до 14400 ячеек. Форма ячеек может быть самой разной, в зависимости от используемого растра, как показано на рисунке.

Печатные формы для способа глубокой печати изготовляются непосредственно на формном цилиндре печатной машины. Каждая секция печатной машины снабжена 1–3 запасными формными цилиндрами, что позволяет готовить печатные формы заблаговременно.

Фотоформой, с которой изображение будет перенесено на цилиндр, в глубокой печати, как правило, служит монтаж полутоновых диапозитивов. Монтаж фотоформ проводят на монтажном столе с использованием монтажной измерительной сетки и линейки со штифтами для системы штифтовой приводки.

В связи с тем, что корректура готовой печатной формы способа глубокой печати чрезвычайно затруднена, все элементы издания должны быть тщательно отработаны, проверены и откорректированы до их копирования на формный цилиндр, т. е. в монтаже диапозитивов.

В отличие от других способов, при глубокой печати копирование монтажа диапозитивов производят не непосредственно на формный материал, а на очувствленную пигментную бумагу с последующим переносом желатинового слоя пигментной бумаги на медную рубашку формного цилиндра. Желатиновый слой изображения пигментной бумаги создает рельефное изображение на поверхности формного цилиндра и именно этот рельеф регулирует глубину травления печатающих элементов. Самая большая глубина печатающих элементов достигает 80 микрон, а минимальная — 6 микрон. Таков диапазон изменения толщины красочного слоя, создающий на оттиске полутона. Этот способ известен как пигментный способ изготовления печатных форм.

Растры для глубокой печати
1 – квадратный; 2 – прямоугольный; 3 – ромбический; 4 – нерегулярный

В последнее время находит широкое применение беспигментный способ переноса изображения путем прямого лазерного гравирования изображение оригинала непосредственно на формном цилиндре.

Несомненным достоинством способа глубокой печати является его высокая производительность. Рекордные скорости печати достижимы благодаря неразрывности рабочей поверхности печатной формы (нет швов и пазов) и использованию красок на основе летучих растворителей, обеспечивающих достаточно быстрое закрепление. За последние 10–15 лет скорость ротационных рулонных машин глубокой печати увеличилась вдвое и перешла рубеж 100 000 оборотов/час. Эти печатные машины имеют более простое (по сравнению со способами высокой и офсетной печати) регулирование толщины слоя краски, наносимого на запечатываемую поверхность. Глубокая печать обеспечивает наиболее точное воспроизведение цветовых и градационных параметров изображений. Это достоинство способа глубокой печати позволяет воспроизводить однокрасочные и многокрасочные оригиналы буквально с «фотографической» точностью.

Способы печати с использованием глубокой классической растровой печати и глубокой автотипии используют при печати одноцветных и многоцветных иллюстрированных многотиражных журналов, газет и рекламной продукции, различного рода упаковок и этикеток. Эти способы экономически выгодны, если тиражи превышают 70 000 экземпляров. Например, в России раньше печатали способом глубокой печати такие журналы как «Советский Союз», «Крестьянка», «Работница», «Советское фото». Из современных российских изданий таким способом сегодня выпускается продукция издательского дома «Бурда», газета «Семь дней», журнал «За рулем». Многие популярные зарубежные журналы также печатаются именно глубокой печатью.

Следует отметить, что глубокая печать получила широкое распространение и в сфере выпуска неиздательской продукции: печать на упаковочных (в том числе и синтетических) материалах, изготовление этикеток, оформление обоев, так называемая «декоративная печать» — имитация на бумаге рисунка ценных пород древесины, камня, ткани, печатание ценных бумаг, получение изображений на бумаге для последующего воспроизведения их на ткани, в частности, способом термопереноса. Специализированные машины глубокой печати позволяют получать многокрасочную продукцию на бумаге различной массы, на фольге, полиэтиленовых пленках и пакетах и даже на металле.

Смотрю знакомые черты

Характерные признаки способа глубокой печати проявляют себя на оттиске и делают способ легко узнаваемым. Оттиски, изготовленные способом глубокой печати, отличаются большой яркостью цветов, насыщенностью цветового тона и вместе с тем мягкостью тоновых переходов изображения. С помощью особых печатных красок можно получать оттиски с матовой, бархатной структурой, что значительно повышает изобразительные возможности печати.

Хотя все участки текста, штрихов и тонов изображений на печатной форме при способе традиционной глубокой растровой печати, изготовленной пигментным способом (растровая технология), расчленены на растровые элементы, имеющие одинаковые размеры и в большинстве случаев квадратную форму, на оттиске растровые элементы различимы (с помощью лупы 10х) только в светах и полутонах изображений. В глубоких тенях из-за утолщенного слоя краски, перешедшей с печатной формы на запечатываемый материал, они соединяются между собой в сплошные линии и пятна. По этой же причине они незаметны на штрихах текста и изображений, однако, края штрихов получаются пилообразными.

При печати методом глубокой автотипии, оттиски напоминают оттиски высокой или плоской офсетной печати, однако текст и штрихи изображений расчленены одинаковыми по площади растровыми элементами. На "тоновых" оттисках, отпечатанных с гравированных электромеханическим способом печатных форм, заметны различные по величине и насыщенности растровые элементы.

Как правило, только оттиски, полученные на листовых печатных машинах, имеют примерно такую же форму и размеры растровых элементов, как и на печатной форме. На оттисках, отпечатанных на рулонных печатных машинах, геометрическая форма растровых элементов несколько искажена, особенно в полутонах, где образуется как бы "негативная" (по отношению к печатной форме) сетка. В этом случае промежутки между растровыми элементами покрыты слоем краски насыщенного цвета.

Многоцветные полутоновые изобразительные оригиналы обычно воспроизводятся способом глубокой печати в три или четыре краски. При этом достигается больший цветовой охват печатных красок на оттиске, чем при других способах печати, из-за различия в толщинах красочного слоя при воспроизведении полутонов. Кроме того, на многокрасочных оттисках глубокой печати отсутствует муар, так как растровая структура размывается из-за слияния на оттиске отдельных элементов. В то же время, очень тонкие линии изображения и штрихи текста выглядят неровными и пилообразными. В изданиях, которые печатаются способом глубокой печати, текст должен иметь более крупный кегль, поскольку из-за растровой структуры тонкие штрихи и мелкие знаки получаются на оттиске трудно воспринимаемыми.

Оттиски глубокой печати, как правило, пахнут летучими растворителями на базе бензольных соединений, например, толуолом, так как бензольные соединения используются в качестве быстроиспаряющихся растворителей при изготовлении печатных красок для способа глубокой печати. Иногда оттиски глубокой печати пахнут спиртом, если в качестве печатной краски использована флексографская краска на водно-спиртовой основе.

Завтрашний день сам позаботится о себе

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в арсенале современной (прежде всего издательской) полиграфии способ глубокой печати занимает небольшую долю. Существуют серьезные причины, сдерживающие широкое распространение способа глубокой печати. В первую очередь, это высокая капиталоемкость, приводящая к концентрации больших производственных мощностей, что во многих случаях затрудняет их эффективное использование, а также еще довольно значительные затраты ручного труда на заключительной (контрольно-корректурной) стадии изготовления формных цилиндров. Ввиду сложности и длительности изготовления формных цилиндров и печатных форм, применяемых в глубокой печати, использование этого способа выгодно только при печати больших тиражей — примерно от 70–250 тыс. оттисков.

Но у глубокой печати есть и сильные стороны. Самое главное — это эффективный и очень естественный способ передачи полутонов. Все как в природных объектах — насыщенность тона и цвета формируется непрерывным (плавным) изменением количества пигмента (красящего вещества) краски.

В простоте гениальность и сила

Характерные черты конструкции красочных аппаратов печатных машин для глубокой печати — отсутствие системы красочных цилиндров и валиков для раската и нанесения краски на печатную форму. Все гениальное просто - передаточный валик купается в красочном ящике, заполненном жидкой (маловязкой) краской, и обильным слоем накатывает краску на печатную форму.

Поверхностный слой сменных формных цилиндров одновременно является и печатной формой. В некоторых типах печатных машин глубокой печати сменными являются целиком печатные аппараты, устанавливаемые в машину после полной подготовки к печати. Характерно также наличие в каждой печатной секции ракеля, который, опираясь на тончайшую сеть растровых линий пробельных элементов, снимает краску с поверхности печатной формы. Краска всегда точно дозируется, оставаясь только в углубленных ячейках. При глубокой печати нет таких технологических проблем как равномерность раската и наката краски, пыление краски, баланс «по-серому», растискивание в процессе печати (как в высокой и офсетной печати), баланс «краска–вода», тенение, эмульгирование и омыление краски в процессе печати (как в офсетной печати).

Все эти проблемы (исключение составляет только растискивание) сняты и во флексографском способе печати, где красочный аппарат — это печатный аппарат способа глубокой печати. И это не все. Флексография вобрала в себя все сильные стороны высокой и офсетной печати, обойдя их недостатки. Достоинства флексографии - печать почти на любом материале благодаря эластичности печатной формы, нейтральность краски, отсутствие увлажнения и технологических проблем, связанных с ними, анилоксный красочный аппарат не создает проблем с равномерностью раската и наката краски на печатную форму и баланса «по-серому».

Но самое главное качество — непрерывное изменение толщины красочного слоя на печатной форме, на мой взгляд, осталось за бортом флексографии.

Можно ли объединить печатную форму флексографской и глубокой печати. Наверное, можно. Что мешает экспонировать полутоновый диапозитив через негативный растр глубокой печати (прозрачные ячейки и непрозрачные разделительные линии) на формный материал (фотополимер) для флексографии. В зависимости от величины оптической плотности полутонового диапозитива глубина ячеек после экспонирования и вымывания будет разной, т.е. чем выше оптическая плотность, тем глубже ячейки. Флексографские краски и сейчас используют в глубокой печати. Есть только одна проблема: как снять краску с поверхности пробельных элементов (сетки)? А может и нет необходимости снимать, если заранее покрыть пробельные элементы красочным офсетным (масленым) лаком? Тогда и краска на водной или водно-спиртовой основе, выливаясь из ячейки анилоксного вала в ячейки (печатающие элементы) формы не будет оседать на пробельные элементы (зажиренные поверхности).

Конкуренция

Давайте поговорим и о способе офсетной печати. На сегодняшний день офсетный способ печати является самым распространенным и технологически развитым. Вот уже несколько десятилетий офсетным способом печатается больше половины издательской и рекламной продукции. Логично было бы рассмотреть пересечение глубокой и офсетной технологий печати — их сильные стороны, причины, которые способствовали бурному развитию одного способа и утрате позиций другого.

Чтобы логика была более полной и более понятной, начнем с самых истоков. Сразу после создания литографии, начались поиски в двух направлениях: изобретение способов изготовления печатной формы не на камне, а на другом материале и снижение величины давления печати. С появлением офсетного способа печати эти проблемы были решены.

Современные рулонные ротационные офсетные печатные машины работают со скоростью до 100 000 оборотов/час офсетного цилиндра с длиной окружности более метра и запечатываемой полосы до двух метров. Создание печатных машин, действующих по принципу «резина к резине» открыли новые возможности для резкого увеличения производительности при двухсторонней печати (печать «лицо/оборот» за один прогон в одном печатном аппарате) и упрощения конструкции машин. Вот на этих китах и держится процветание офсетной печати. Кажется все, чем была сильна глубокая печать, перешло к офсетной печати. Но не будем спешить с глобальными выводами. Достижения скоростей печати, которые были прерогативой глубокой печати, стали возможными только благодаря устранению каналов (пазов) крепления в офсетном и формном цилиндрах за счет применения бесшовных печатных форм и офсетных резинотканевых полотен в виде рукавов. Речь идет о новой бесшовной технологии офсетной печати или по западной терминологии «Sleeve-технология». Эта технология сделала возможными не только увеличение скорости печати, но и печать без разрыва изображения на оттиске. Хотя до изобретения Sleeve-технологии существовали печатные машины, у которых движение бумажного полотна в процессе печатания могло быть непрерывным, прерывистым или с остановкой в зависимости от вида печатной продукции (бесконечные формуляры, обои, этикеточная продукция). При переменном движении полотна в процессе печати незапечатываемая полоса, возникающая из-за каналов на формном и офсетном цилиндрах уменьшается почти до нуля. Так что при глубокой печати непрерывная печать уже не является ее преимуществом. Технологически развитая офсетная печать и бурно развивающаяся флексографская печать вторглись и на эту территорию. И на сегодняшний день мы имеем то, что мы имеем. Глубокая печать в России в полном упадке. Это настоящее. Однако будущее внушает оптимизм.

Придет, придет время глубокой печати. Для этого созданы все предпосылки: современные системы камерного ракеля, превосходные краски малой вязкости с нетоксичными растворителями, лакировальные секции с использованием анилоксных валиков и систем камерного ракеля, тонкие фотополимерные формные пластины для высокой и флесографской печати и термопластины для офсетной печати, а также лазерные экспонирующие устройства для изготовления из них печатных форм. А самое главное — это то, что глубокую печать можно рассматривать как наиболее предпочтительный способ печати при передаче тоновых градаций на оттиске. Это и есть суть способа глубокой печати — создание тоновых градаций на оттиске за счет разной толщины непрерывного красочного слоя. Все остальное это дело материалов, техники и технологии.

Все понимают, что будущее предвидеть нельзя, но его можно прогнозировать и пытаться его структурировать посредством планирования последующих этапов развития.

Вернемся к реальности

Сложность формного процесса глубокой печати, особенно для красочной продукции, высокая производительность печатных машин, сложность и дороговизна вентиляционного и рекуперационного хозяйства ограничивают область применения глубокой печати выпуском крупнотиражных изданий.

Как бы это нам не нравилось, но пока существующая технология требует больших капиталовложения и затрат, способ глубокой печати будет редким вымирающим динозавром. Только революционная идея может резко изменить эту тенденцию. И это идея должна привести к дешевой печатной форме и ее оперативному изготовлению. Остальное приложится. И наверно, эта идея в виде маленького незаметного ростка уже существует в рассмотренных нами технологиях способа глубокой печати.

Ощущать себя в истории крайне важно. Особую роль играет в этом ощущение единого потока зарождения и развития идей. А ощущать себя участником этого действа — значит осознавать свою ответственность перед настоящим. Я в этом уверен.


ТЕРМИНЫ

Анилоксные валики – цилиндры, на поверхности которых выгравированы или созданы любым другим способом одинаковые по форме и глубине ячейки, образующие регулярную и плотную по упаковке структуру.

Лазерное гравирование – создание изображения на формном материале с использованием лазерного излучения в качестве инструмента гравирования.

Медная рубашка – верхний полированный медный слой на формном цилиндре, который отделен от основной поверхности формного цилиндра тонким слоем серебра, способствующий снятию рубашки при подготовке цилиндра для изготовления новой печатной формы.

Печатание «резина к резине» – технология одновременной двухсторонней печати, обусловленная конструкцией офсетной печатной машины: в печатной секции отсутствует печатный цилиндр. Вместо него применяется офсетный цилиндр, находящийся с другой стороны бумаги. Одновременно этот офсетный цилиндр играет роль печатного цилиндра в печатном аппарате, печатающем на другой стороне бумаги. Запечатываемый материал, обычно в виде непрерывной ленты (полотна), проходит между вращающимися офсетными цилиндрами, касаясь своими сторонами их поверхностей одновременно. Печать по этой технологии двухсторонняя по схеме 1/1 в одной печатной секции машины. Известны и листовые офсетные печатные машины подобного построения.

Рекуперация – улавливание и повторное использование отходов производства, например, газов, растворителей, тепла, воды.

Тиражестойкость печатной формы – техническая характеристика печатной формы, соответствующая максимальному количеству качественных оттисков, которые могут быть с этой формы отпечатаны. Тиражестойкость печатной формы зависит от вида применяемых формных пластин, качества основных и вспомогательных материалов, состояния и наладки печатной машины, квалификации изготовителя печатной формы и персонала, обслуживающего печатную машину.

Травление – углубление участков изображения и текста на формном материале растворами солей, кислот или щелочей (в зависимости от природы материала) в процессе изготовления печатных форм.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?

    Сергей Новиков, директор по развитию компании «Ламбумиз Трейд» (Москва):

    Наше предприятие известно прежде всего как производитель картонной упаковки для жидких продуктов. Тиражи в нашей типографии достаточно большие, а для печати мы используем традиционное в этой сфере оборудование: широкорулонные флексографские машины.

     

  • Цифровое будущее для флексотипографий

    Процессы цифровой трансформации сейчас наблюдаются практически во всех отраслях промышленности, и полиграфия не может оставаться в стороне. Более того: компании, откладывающие цифровизацию, рано или поздно почувствуют, что теряют свои конкурентные преимущества. Флексотипографиям следует обратить внимание на комплексность подхода к цифровой трансформации — одной покупки этикеточной ЦПМ недостаточно.

     

  • «Реклама 2018»: позитивный переезд

    Самые яркие новинки и тенденции главной выставки российской индустрии широкоформатной и сувенирной печати, перебравшейся в более крупный павильон № 1 «Экспоцентра».

     

  • Влияние на окружающую среду и безопасность

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки. Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Xerox Iridesse Production Press

    Заключение: не имеющая аналогов на рынке шестикрасочная цветная листовая ЦПМ может печатать сразу двумя дополнительными цветами в один прогон (до и после CMYK), что позволяет серьёзно увеличить спектр работ, выполняемых цифровым способом, за счёт интересных спецэффектов. Представляет интерес как в качестве первой ЦПМ в типографии (обеспечивает высокую производительность и гибкость), так и для расширения имеющегося парка цифровых машин.

     

  • Самая трудная задача: ответить сразу на все вопросы клиента

    Мы помогаем очередному благотворительному проекту найти типографию для печати.

     


comments powered by Disqus