101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

C "Друпы" возвратясь...

  • Михаил Кувшинов
  • 13 июня 2000 г.
  • 3954

Михаил Кувшинов

CtP не воспринимается как новая технология — это основная, определяющая часть сегодняшнего пейзажа.

Самая важная выставка отрасли закончилась, направления развития на ближайшие годы очерчены. Главная новость обнадеживает — полиграфия в хорошей форме и добром здравии. На покой не собирается. Слухи о том, что люди на Западе перестали читать газеты и кушать, целиком уйдя в виртуальное пространство Сети, оказались сильно преувеличены. На печати по-прежнему зарабатывают реальные деньги и отрасль не просто существует, она явственно переживает инвестиционный бум.

— Что нового? — главный вопрос перед выставкой. Ответ оказался неожиданным. (Сразу оговорюсь, что интересы автора лежат в допечатной области, под которую в сумме была отведена «всего» пара десятков гектар. Про печать и постпечать, занявших 80% выставки, пусть расскажут другие. — Прим. авт.)

Революция уже произошла. CtP не воспринимается как новая технология — это основная, определяющая часть сегодняшнего пейзажа. Вопрос о том нужно ли это, или время еще не наступило, не обсуждается, вопрос просто не стоит. Особенно ярко это видно на стендах немногочисленных компаний, продолжающих предлагать только фотонаборные автоматы. Пусто. Коробки и молчащий персонал. Ни одного, даже случайного посетителя. Не так важно, справедливо это или нет. В общественном сознании фотонаборный автомат — уходящая технология. И достоин рассмотрения только в том случае, если хотя бы мимикрирует под CtP, скрываясь под названием «плейтсеттер для полиэстровых форм». На стенде CreoScitex — десятка два разных моделей плейтсеттеров всех мыслимых форматов и конфигураций, и только два фотонабора. У конкурентов (Heidelberg, Purup, AGFA, FUJI) — ситуация похожая. Если фотонабор — то позиционируемый под вывод полиэстровых форм, но основной упор — на CtP для металлических форм.

Сами плейтсеттеры за три года, прошедшие с Imprinta, перестали казаться действующими макетами и производят впечатление нормального неприхотливого промышленного оборудования. Угловатые корпуса прототипов и химерические конструкции с роботизированным захватом, изгибанием пластины и укладыванием в барабан на стендах аутсайдеров по контрасту подчеркивают этот факт. Фирмы, трезво оценивающие надежды наверстать годы, потерянные на старте, просто предлагают OEM-модели.

Вокруг СtP крутится все остальное. Быстро развиваются системы управления рабочим потоком, в том числе, конечно, и Internet-ориентированные. PDF признается состоявшимся стандартным форматом, но это длинная отдельная тема.

Пышным цветом цветет пробопечать. Аналоговая проба с цифрового носителя — вещь, казалось бы, невозможная — доступна у всех производителей. В плейтсеттер загружается база и пленки с красителями. Под действием лазера краситель переходит на базу, с которой затем полноцветная проба переносится в ламинаторе на тиражную бумагу. Результат и по сути, и по виду неотличим от контактной пробы. К сожалению, по цене тоже. Конкуренция между производителями материалов для «цифровой полутоновой пробы», а это Imation, DuPont, Kodak, FUJI и др., позволит надеяться на установление справедливых цен, но струйная проба все равно остается во много раз дешевле, успешно справляясь при этом с задачей контрактной пробы. Поэтому струйных принтеров для предварительной и финальной пробопечати, а также печати спусков полос — огромное количество. А вот сублимационная проба, похоже, доживает последние дни. Дорогие материалы.

Самые главные материалы, конечно, пластины. Ситуация достаточно запутанная. Реально представлены плейтсеттеры для пластин трех видов — термических, для голубого лазера и обыкновенных, ультрафиолетовых. Чувствительных к голубому свету пластин пока немного. Подавляющее большинство устройств ориентировано на термические пластины. Это кажется странным, учитывая заявляемые производителями цены порядка 15–25 долларов за квадратный метр термопластины. Если вспомнить, что обычные ультрафиолетовые пластины стоят в два-три раза дешевле, кажется, что все должны ориентироваться на плейтсеттеры для обычных пластин. Но ситуация обратная, лучше всего продается именно термическая технология. Ответ в том, что реально типографии термопластины обходятся значительно дешевле ориентировочно-розничных цен, и уж точно дешевле суммы цен пленки и пластины в традиционной технологии. А высокие цены и большие скидки — просто детская болезнь молодого рынка. Ведь термические пластины предлагает чуть не десяток производителей, а значит конкуренция жесткая. Отсюда важнейший принцип при покупке — система, работающая только с материалами одного производителя неприемлема, как бы ни настаивал продавец или производитель на обратном.

Вместе с CtP активно продвигается близкородственная технология DI. Здесь форма рисуется непосредственно в печатной секции. Есть серийные машины — шестикрасочный Heidelberg SM 74 DI, четырехкрасочный 74Karat разработки KBA/Scitex.

В этом отношении гораздо большее доверие (и опасность для благоденствия классической полиграфии) вызывают технологии, позволяющие печатать переменную информацию. Электрография (Indigo, Xerox и др.) была представлена обильно, но стоимость копии остается высокой. Высокую цену расходных одни объясняют мудрой маркетинговой политикой производителей, а другие — их патологической жадностью. В любом случае на этом фоне интересно выглядит макет печатной машины, работающей по принципу элкографии (коагуляция краски под действием электрического импульса), показанной фирмой Toyo Ink. Печатали двухцветную двухстороннюю газету формата А3: производительность — 2 метра в секунду, стоимость копии — 2 цента, возможность печати переменой информации. Пока картинки полосатые и полноцветную печать не показывают, но на то он и макет, а не серийное изделие. С другой стороны, потенциальную угрозу для офсета представляет струйная печать. Пример — Scitex VesaMark, рулонный 4-цветный струйный принтер длиной метров пять со сравнимыми характеристиками. По этой технологии уже в этом году обещают печать единичных экземпляров книг в точках продаж. Представленный макет занимал всего пару квадратных метров.

Выводы. Очевидно, что мы в России по-прежнему отстаем на пару лет. Это плохо, но по чужим следам идти проще, чем по целине. Мы счастливо избежали тупиковых дорожек, а их было немало — вспомним, например, сухую пленку или рабочие станции для верстки и спуска полос. Мы имеем возможность подождать до осени, пока цыплята новейших технологий окрепнут или помрут. Но вечно ждать нельзя, иначе по отставанию полиграфия сравняется с сельским хозяйством. Пара лет — терпимо, десять — значит навсегда. 

Михаил Кувшинов, технический директор AMOS.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Партнёрство с клиентами: как не упустить возможности?

13 июля 2023 года в арт-пространстве “Новое крыло” Дома Гоголя открылась выставка “Про Город”.

Послепечатная надежда

С 31 мая по 2 июня 2023 года в Алматы пройдёт 6-я Международная выставка рекламы, полиграфии, технологий и материалов Central Asia Reklam.

Просто, понятно, приятно: а на деле оказалось не совсем уж и просто

Очень простой и понятный заказ — односторонняя печать и резка карточек под формат 10x15 см, которые должны быть тактильно и зрительно приятны получателю.

Квест: где напечатать несколько открыток у дома? Выбор без выбора

В этот раз нужно распечатать несколько цветных открыток на плотной бумаге к Новому году.

Год прошёл, ничего не изменилось

Год назад наш обзор назывался: «Так какой календарь я получу в итоге? Не понятно…». С грустью констатируем — ничего не изменилось, сейчас, как и год назад, непонятно, как будет выглядеть готовый календарь.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 29