2000.05.07, Автор: Сергей Чурусов4408 прочтений

Альтернативные выборы в эпоху изобилия

Теги: Бумага Publish

Престижность, класс полиграфического издания в первую очередь определяется уровнем применяемых материалов.

Глянцевая бумага
Матовая бумага

Широкий ассортимент мелованной бумаги, представленной на российском рынке, позволяет издателям оптимизировать расходы на изготовление полиграфической продукции.

Престижность, класс полиграфического издания в первую очередь определяется уровнем применяемых материалов. И если простой покупатель, как правило, не имеет ни малейшего представления о том, на чем напечатана купленная им книга, то, увидев суперобложку или цветную вставку, он безошибочно скажет, что это — мелованная бумага.

Новейшая история: с начала 90-х по наше время

В действительности, до 1991 года большинство полиграфистов придерживались следующей классификации бумаги: газетная — типографская — офсетная — мелованная. Правда, при более строгой градации необходимо было упомянуть номер бумаги (? 1 — чистоцеллюлозная или с легким содержанием древесной массы, ? 2 — с содержанием около 50% древесной массы) или ее назначение (картографическая, для высокохудожественных изданий). Мелованная бумага подразделялась на бумагу для многокрасочной, то есть офсетной, печати (она производилась под марками МП, ДЧ, О, ОЧ) и бумагу для высокой печати (марка В).

Основное производство было сосредоточено на нескольких фабриках: украинской Корюковской, белорусской в Слониме («Альбертин»), Санкт-Петербургской фабрике Гознака, московском «Союзе»; предпринимались также попытки производства мелованной книжно-журнальной бумаги в Сыктывкаре. Эти фабрики (за исключением Гознака и Сыктывкарского ЦБК) не имели мощностей по производству бумаги-основы, поставщиком которой являлись Камский и Борисовский комбинаты. На фабриках осуществляется лишь сам процесс отделки — шаберного мелования и каландрирования, а на фабрике «Союз» некоторое время назад пробовали производить бумагу литого мелования.

Даже с учетом скудного выбора материалов, по своим свойствам эта бумага не могла удовлетворять требованиям, предъявлявшимся к качественным изданиям, поэтому крупные типографии получали по централизованным поставкам бумагу финского, австрийского и немецкого производства. Некоторые из этих марок — Kaubillart, Mastermat или LuxArt — уже сняты с производства и подзабыты полиграфистами, другие пережили второе и даже третье возвращение на отечественный рынок (как бумага семейства Magno, производившаяся австрийским KNP Leykam, вошедшим теперь в состав концерна Sappi). В небольших количествах такая бумага попадала на вторичный рынок.

Ситуация стала кардинально меняться к 1994 году, когда к поставкам импортной бумаги подключились серьезные оптовики: «Дезарк» (ныне «Венпап»), «Берег» и «Регент». В основном поставлялась так называемая бумага с полным (многослойным) мелованным покрытием. На длительное время в сознании большинства полиграфистов понятие «финская мелованная бумага» прочно соединилось с брэндом Galerie Art, принадлежащим финскому концерну Metsa-Serla.

Период с 1995 по 1998 год запомнился стремительным расширением географии поставщиков. К традиционным финским производителям (Enso, Metsa-Serla, UPM-Kymmene) добавились немецкие (Sheufelen, Nordland Papier), шведские (Stora, Silverdalin), английские (завод, принадлежащий южноафриканскому концерну Sappi) и итальянские (Garda) фабрики. Некоторые марки бумаги, предлагавшиеся в то время оптовиками, сейчас остались лишь в памяти. Перспективная попытка вернуть в то время на рынок австрийскую бумагу серии Magno провалилась исключительно из-за переоценки своих возможностей представительством западного оптовика, взявшего в тот момент на себя эту миссию.

Кризис 1998 года упорядочил ситуацию. Резко подскочившие цены, задолженность оптовиков и, следовательно, срывы сроков поставок и изменение условий работы с поставщиками привели к тому, что на рынке стала доминировать наиболее известная продукция производства Metsa-Serla, Enso, UPM-Kymmene. Появление в 1998-99 годах новых видов бумаги в подавляющем большинстве случаев связано с активностью традиционных поставщиков, продвигающих на рынок продукцию своих новых заводов, приобретенных в результате объединения (например, фирм Stora и Enso) или покупки (Nordland Papier, купленный концерном UPM-Kymmene)

Происхождение видов

К 1998 году сложились принципы классификации мелованной бумаги, на основе которых крупные оптовики вырабатывали ассортиментную политику. Следует помнить, что некоторые марки бумаги поставляются на наш рынок под разными обозначениями, поэтому далее в тексте будут использоваться только их заводские названия.

Первым классифицирующим признаком является состав бумаги по волокну. Высшую ступень иерархии занимает чистоцеллюлозная (WF) бумага. Она обеспечивает наивысшие характеристики белизны, имеет повышенную стойкость к старению (пожелтению). В то же время такая бумага стоит достаточно дорого. Кроме того, при низкой плотности чистоцеллюлозная бумага не обеспечивает необходимого уровня непрозрачности.

Европейские производители выпускают бумагу с различным количеством слоев мелования.

Для листовок, информационных листков прямой почтовой рассылки, а также печати на листовых офсетных машинах цветных газет обычно используется чистоцеллюлозная (или с небольшим содержанием древесной массы) бумага так называемого «машинного» или легкого мелования плотностью 70—90 г/м2. Это позволяет получить достаточно низкую себестоимость продукции, а также снизить вес почтового отправления. В последнее время для этих целей все чаще применяют бумагу с матовым покрытием (например, Nopa Coat master matt). Это объясняется тем, что матовая бумага при прочих равных условиях имеет более высокий уровень белизны и непрозрачности. Кроме того, текст, отпечатанный на матовой бумаге, легче для восприятия, так как бумага не дает бликов.

Бумага с многослойным покрытием изготавливается в глянцевом и матовом исполнении с диапазоном плотностей 80—450 г/м2. Технология и порядок нанесения покрытий на различных фабриках неодинаковы, поэтому иногда, говоря об одной и той же бумаге, различные источники указывают разное количество слоев мелования.

Проспекты и буклеты чаще всего печатаются на бумаге с массой 80—150 г/м2 (обложки — 200—250 г/м2), имеющей многослойное мелованное покрытие. Последние тенденции в полиграфии предполагают использование глянцевой бумаги для обложки и матовой — для внутренней «тетради». Наибольшей популярностью у наших полиграфистов пользуются финские марки бумаги LumiArt, Galerie Art, шведский Silverblade, немецкие Ikonofix и Mega, австрийские Magnoprint, Magnostar, Magnomat. Некоторые производители предлагают и версии подобной бумаги с тиснением (например, Magnolux от Sappi, BVS+ от Sheufelen).

Рекламные папки, карманные календари, обложки книг и буклетов обычно печатаются на мелованной бумаге плотностью 200-250 г/м2, реже — на бумаге плотностью до 450 г/м2. При выборе бумаги следует учитывать, что разные марки с одинаковой массой квадратного метра могут иметь различную толщину листа. Некоторые марки плотностью выше 200 г/м2 изготавливаются двухслойными (например, LumiArt). Естественно, при этом увеличивается жесткость бумаги, что делает предпочтительным их использование для изготовления обложек («мягких» переплетов). Естественно, при соблюдении элементарных технологических требований по работе с плотной бумагой, в частности, правильного выполнения биговки.

В эту группу чистоцеллюлозных марок входит также высокоглянцевая бумага с так называемым «литым» мелованием. Она представлена на отечественном рынке такими марками, как Cromolux, Bindacote, Lustralux. Эти бумаги широко применяются при изготовлении визитных карточек, папок, обложек буклетов. Такая бумага выпускается в диапазоне от 70 до 450 г/м2. Помимо «стандартной» белой бумаги программа поставки включает широкую цветовую гамму: от различных оттенков белого и нежных пастельных тонов до интенсивных темных тонов, а также бумага с тонированным фоном (Cromolux Vario). Чаще всего эти образцы имеют одностороннее покрытие.

Необходимо отметить, что доля потребления классической чистоцеллюлозной мелованной бумаги, предназначенной для листовой офсетной печати, в Европе сравнительно невелика. Наиболее распространена книжно-журнальная бумага (с легким или двухслойным мелованным покрытием) для ролевой печати на машинах с секцией горячей сушки. Таким способом печатается подавляющее большинство цветных газет, журналов, каталогов и справочников.

В России парк таких машин ничтожен. По этой причине достаточно популярными оказались аномальные для западного рынка марки бумаги с содержанием древесной массы и двухслойным мелованным покрытием для листовой печати. К этому классу относятся выпускаемая объединенным концерном StoraEnso бумага Terraprint и уже снятая с производства бумага KymExCoat. Успевшая снискать популярность бумага Luminova (StoraEnso) с недавнего времени стала выпускаться только в ролях. Являясь недорогим аналогом классических «меловок», эти марки бумаги плотностью 80—90 г/м2 чаще всего применялись для печати текстовых блоков иллюстрированных журналов и газет. Обладая удовлетворительным уровнем белизны, они, благодаря содержанию древесной массы, обеспечивали также высокую степень непрозрачности, недостижимую для их чистоцеллюлозных аналогов.

Говоря об ассортименте материалов с двусторонним мелованным покрытием нельзя не упомянуть о картонах — хромэрзац (с основой из древесной массы). Главное назначение этих картонов — материал для «мягких» обложек. В 1994 году они успешно сменили в этом секторе тисненые версии мелованной бумаги (LuxArt и Magnolux), а также карточную бумагу производства ЛенГознак. Сегодня лидирующие позиции занимает продукция финских фабрик Metsa-Serla (GalerieCard) и Stromsdal (Stromcard). Преимущество этих материалов перед бумагой в том, что при идентичной плотности картон обладает большей толщиной и прочностью, менее подвержен скручиванию.

На пробу

Оценивая потребительские свойства бумаги, в первую очередь следует обращать внимание на два аспекта: оптические характеристики и проходимость бумаги в печатной машине. Для сравнения были отобраны образцы наиболее популярных на рынке марок бумаги плотностью 115 г/м2. Исследования образцов производились на базе лаборатории печатных бумаг ЦНИИ Бумаги по методикам, описанным в российских стандартах. Следовательно, абсолютные величины показателей не будут совпадать с техническими спецификациями заводов-производителей, описывающих свою продукцию, исходя из требований систем ISO, DIN или SCAN. Для нас было важно сравнить их друг с другом. При этом нельзя забывать, что «отставание» бумаги по какому-либо параметру следует считать не недостатком, а достигнутым компромиссом между назначением бумаги, ее свойствами и ценой.

Белизна

Бумага с мелованным покрытием используется, в первую очередь, для воспроизведения цветных иллюстраций. Поэтому важно, чтобы поверхность бумаги не имела оттенка, искажающего цветопередачу. Иными словами, бумага должна быть «максимально белой». Естественно, марки, имеющие в своей основе древесную массу, при прочих равных условиях остаются в этой номинации аутсайдерами. В то же время, излишнее увлечение оптическими отбеливателями может отрицательно сказаться на печатных свойствах бумаги, поэтому в данном случае целесообразно остановиться на «золотой середине». Как правило, матовая версия бумаги имеет чуть больший уровень белизны.

Глянец (лоск)

Высокий лоск необходим для воспроизведения ярких красочных изображений. В то же время, высокий глянец нежелателен при печати изданий с большим количеством текста или изображений, имеющих мягкие контуры рисунка или пастельную цветовую гамму. В таких случаях предпочитают бумагу с матовой или полуматовой (silk) отделкой.

Непрозрачность

Как уже отмечалось выше, характеристика непрозрачности имеет наибольшее значение при печати на тонких (80—115 г/м2) марках бумаги, особенно если на одной стороне листа имеется цветное изображение, а на другой — текст. Как и следовало ожидать, явными лидерами оказались марки бумаги с древмассой. Третье место Ikonofix обусловлено толщиной мелованного покрытия, что может иметь негативную сторону — склонность к разрушению покрытия вдоль линии фальцовки. Показатель непрозрачности матовой бумаги обычно на 0,5—1,5% выше, чем глянцевой.

Впитываемость

Впитываемость — один из важнейших показателей при офсетной печати. Водонепроницаемая бумага может привести к скоплению влаги на резиновом полотне и проникновению ее в краску. Наиболее характерной проблемой для слабовпитывающей бумаги является неполное закрепление оттисков — «отмарывание».

Наоборот, чрезмерное впитывание означает, что бумага впитывает краску непосредственно с офсетного цилиндра, что может привести к размягчению покровного слоя. Результатом чрезмерной впитываемости могут быть образование ореолов, «пробивание» краской оттисков. По действующим нормам, показатель впитываемости желательно иметь в пределах 20—35 г/м2 (Кобб 60). Из исследованных марок бумаги в этот диапазон попали три «бестселлера» рынка: LumiArt, Galerie Art и Nopa Coat.

Линейная деформация

Показатель линейной деформации имеет наибольшее значение при многокрасочной печати, особенно, если работа производится на 1- и 2-красочных печатных машинах. Согласно действующим нормам после трехминутного пребывания в воде контрольной полоски бумаги, этот показатель не должен превышать 2,5% в направлении, противоположном направлению волокон. Считается, что в противном случае, при прочих равных условиях, у печатника будут возникать проблемы с приводкой накладываемых цветов. Из исследованных марок бумаги этому требованию удовлетворяют Galerie Art, LumiArt, Ikonofix и KymExCoat.

Необходимо отметить, что российская система исследования линейной деформации в Европе не применяется, так как считается слишком жесткой и не отражающей реального взаимодействия бумаги и воды при печати. Более корректным считается использование параметра «влагорасширение», показывающего изменение линейных размеров бумаги при изменении в широких пределах влажности окружающего воздуха. Поэтому, не следует удивляться тому, что большинство импортных марок бумаги не укладываются в соответствующие требования российских стандартов. В то же время при выборе бумаги можно ориентироваться на этот показатель, исходя из имеющегося оборудования. При превышении уровня линейной деформации на 2,5–3% и проведении печати на 1- и 2-красочных машинах следует провести пробную печать для того, чтобы быть уверенным в пригодности бумаги для данного вида работ.

Кислотность поверхности бумаги

Характеристикой, влияющей на взаимодействие краски с мелованной бумагой, является уровень рН покровного слоя, характеризующий кислотность поверхности бумаги. Оптимальным значением этого показателя принято считать рН=8,0 (слабощелочной). При значении рН ниже этого уровня (то есть при нейтральной и слабокислой поверхности) значительно возрастает время высыхания оттиска. При значении рН ниже 6,0 возникает проблема тенения формы, окрашивание пробельных элементов. Если величина рН>9,5, уменьшается поверхностное натяжение увлажняющего раствора и появляется склонность краски к эмульгированию, тенению формы. Ни одна из исследованных марок бумаги по этому параметру не вышла за указанный коридор. Все уложились в пределы от 8,7 (KymExCoat) до 9,39 (Galerie Art).

Однако, для нас важны не только сами технические показатели, но и их сочетание. Из оптических характеристик наибольшее значение имеют сочетание белизны и непрозрачности бумаги. Наиболее близкими к оптимальному сочетанию этих параметров оказались показатели LumiArt, KymExCoat и Ikonofix. Terraprint и Luminova, как типичные представители группы книжно-журнальной бумаги с древмассой, уступили основной группе по уровню белизны.

Такой показатель, как уровень глянца, в последнее время утратил свою значимость. Тем не менее, он косвенно характеризует качество поверхности бумаги. С учетом сочетания характеристик белизны и глянца наиболее близко к условно оптимальной линии подошли LumiArt и KymExCoat.

Пригодность бумаги для многокрасочной офсетной печати (особенно при печати в несколько проходов) характеризует зависимость впитываемости (по Кобб) и линейной деформации.

Оптимальное сочетание для этих параметров нами уже было описано: линейная деформация бумаги в поперечном направлении после намокания в воде в течение 3-х минут не должна превышать 2,5%, а показатель впитываемости должен укладываться в пределах 25—35 г/м2. Как видно из приведенного графика, в этот коридор попадают LumiArt, Galerie Art, Ikonofix и KymExCoat. Некоторое превышение предельно допустимого по отечественным стандартам уровня линейной деформации марками Magnostar, BVS+ и Nopa Coat отнюдь не говорит об их непригодности для офсетной печати. Однако, предпочтительнее применять их при печати на 4-х красочных печатных машинах.

Вместо послесловия

Что в итоге? По совокупности характеристик наиболее предпочтительными выглядят два старожила российского рынка мелованной бумаги: LumiArt и Galerie Art. В то же время, в зависимости от требований, предъявляемых к конкретному изданию, от финансовых возможностей заказчика, выбор может быть остановлен и на других марках. KymExCoat и листовая Luminova сейчас сняты с производства — они рассматривались только как отправные точки, ориентиры, хорошо известные полиграфистам. Luminova в ролях продолжает производиться, но она непригодна для резки на листы из-за существенно меньшей влажности бумаги и особенностей нанесения покрытия.

Интересной альтернативой классической бумаге с многослойным мелованным покрытием является немецкая Nopa Coat с двухслойным покрытием. Ее можно уверенно рекомендовать в тех случаях, когда требуются высокие характеристики белизны и глянца, а печать ведется на четырехкрасочной печатной машине. Хорошо себя зарекомендовала в печати и бумага Magnostar, однако по соотношению цена/качество она сегодня проигрывает финскому дуэту.

Ikonofix, позиционируемый на рынке, как «элитная» мелованная бумага, действительно показал стабильные высокие характеристики. Однако заоблачная цена на эту бумагу делает нецелесообразной использование ее для подавляющего большинства работ.

Скромные характеристики бумаги BVS+ в полной мере объясняют и ее положение на рынке. Стабильное отставание даже от группы чистоцеллюлозной книжно-журнальной бумаги (KymExCoat, NopaCoat) и достаточно высокая цена так и не позволили ей завоевать популярность.

Достаточно ровные для своего класса характеристики показали марки с содержанием древесной массы. Остается только пожалеть об уходе с рынка листовой бумаги KymExCoat и Luminova. Призванная их заменить Terraprint уступает им практически во всем. Кроме того, качество этой бумаги оказалось нестабильным. Увы, скудость рынка не позволяет рассчитывать на расширение этого сектора. Поэтому внимание полиграфистов, печатающих книжно-журнальную продукцию, переключилось на матовые версии чистоцеллюлозных марок бумаги LumiSilk, Magnomat, Nopa Coat. Выгодное положение заняла недорогая финская бумага Nopa Coat master matt. Повышенный интерес к такой бумаге объясняется еще и тем, что матовые марки имеют более высокие уровни белизны и непрозрачности, чем их глянцевые версии. По соображениям эргономики, текст, отпечатанный на матовой бумаге легче для восприятия.

Можно предположить, что тенденции отечественного рынка полиграфических материалов все же сравнимы с мировыми. Исходя из этого можно предположить, что книжно-журнальная бумага с древмассой будет со временем вытеснена из листового сектора матовой чистоцеллюлозной и займет свое место среди бумаги для ролевой печати. Лидерами среди бумаги с многослойным мелованным покрытием остались LumiArt/ LumiSilk и Galerie Art, что подтверждается объемами продаж. Учитывая, что удельная стоимость бумаги в заказе занимает все большую долю, большинство типографий предпочитает работать с известными сортами, с предсказуемым поведением в печати. В таких условиях становится понятным наметившееся сужение предложения новых марок бумаг, и даже уход некоторых из них с рынка. 

Сергей Чурусов — вице-президент по маркетингу компании «ЮПИ групп».


Бумага с мелованным покрытием
С древесной массой (книжно-журнальная) Чистоцеллюлозная (для иллюстрированных изданий длительного срока службы)
Легкое (машинное) мелование Многос-
лойное мелование
Легкое (машинное) мелование Многос-
лойное мелование
Литое мело-вание

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     

  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • ТЕСТ: Насколько хорошо вы разбираетесь в бумаге?

    Редакция Publish совместно с партнёром — MONDI PRINT CLUB — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги и подготовиться к вступлению в закрытый Клуб полиграфистов.

  • ТЕСТ: Как выбрать бумагу для цифровой печати или Почему что-то пошло не так...

    Редакция Publish совместно с партнёром — Xerox — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги для цифровой печати и её воздействия на качество.

  • Бумага UPM DIGI: выразительность самого белого
     

    Цена бумаги — значительная часть стоимости заказа. Можно ли сэкономить, взяв для цифровой печати обычную бумагу, или стоит потратиться на цифровую? Ответ на этот вопрос получили участники встречи «Соцветие UPM DIGI: выразительность белого».

     

  • Многомерность бумаги
     

    При всей кажущейся простоте и «плоскости» бумага на самом деле — сложная, многомерная вещь, способная вызывать у людей сильные эмоции.  И на организованной 5 апреля компанией «Берег» в Москве презентации «Бумага и чувства» владелец фабрики Gmund — харизматичный Флориан Колер — это убедительно доказал.

     


comments powered by Disqus