2000.01.19, Автор: Бен Лонг1447 прочтений

ДВУX мегапиксельные

Теги: Справочник покупателя Справочники покупателя Publish

Похоже, сегодня мы наблюдаем экспоненциальный рост технологических достижений.

Будущее цифровой фотографии воплощается на наших глазах.

Таблица "Будущее уже сейчас"

Похоже, сегодня мы наблюдаем экспоненциальный рост технологических достижений. Эту тенденцию, безусловно, подтверждают цифровые фотоаппараты, которые в последнее время плодятся как кролики. Всего два года назад они вызывали интерес лишь как необычные технические игрушки. Теперь же после выпуска новейшего поколения двухмегапискельных камер эта категория устройств перестала быть диковинкой, заставив поверить в близкий приход беспленочного будущего цифровой фотографии. Разработчики Web-страниц и мультимедийных приложений, предъявляющие невысокие требования к разрешению графики, уже давно пользуются всеми преимуществами цифровых камер. С другой стороны, специалистам по допечатной подготовке, которым может понадобиться увеличить изображение, разрешения цифровых камер часто не хватает, да и качество фотографий порой не «дотягивает» до коммерческих печатных работ.

Новое поколение камер с разрешением вплоть до 1800X1200 пикселов обеспечивает большую свободу при масштабировании изображений без какой-либо потери качества за счет интерполяции.

Многие производители начинают реализовывать некоторые функции, к которым так привыкли обычные фотографы (первые цифровые камеры были лишены этих возможностей), например, ручной контроль выдержки и диафрагмы, синхронизация с внешней вспышкой и изменяемая чувствительность ISO.

Цифровые против обычных

Несмотря на все достоинства новых устройств, существует немало причин, по которым можно не торопиться расставаться с привычной пленочной камерой. Хотя многие производители используют отличную оптику, ни один из них пока не предлагает цифровые камеры стоимостью менее 1000 долл. со сменными объективами, и лишь несколько цифровых камер обладают ручными органами управления, аналогичными тем, которыми снабжены даже недорогие пленочные зеркальные аппараты. Хотя в некоторых моделях цифровых камер имеется возможность настройки баланса белого и чувствительности ISO, они не идут ни в какое сравнение с 35-мм камерами, для которых предусмотрен огромный выбор различных видов пленки. Цифровым камерам предстоит пройти долгий путь, прежде чем форсировать сотню лет исследований и разработок, имеющихся в области пленочных технологий.

Несмотря на все эти ограничения, если вы хотя бы раз поснимали с помощью цифровой камеры, вернуться назад к пленке будет трудно. Пленка дорогая, а ее обработка и печать фотографий обойдутся еще дороже. Кроме того, если вы предъявляете очень высокие требования к качеству, то скорее всего пойдете в профессиональную фотолабораторию, которой для выполнения заказа может потребоваться несколько дней. И что вы получите, потратив столько времени и денег? Отпечаток. Вам еще предстоит подумать о сканировании.

Зато с помощью цифровой камеры вы сразу оцените приблизительный вид снимка. А взяв с собой мобильный компьютер, вы сможете прямо на месте съемки редактировать полученные изображения — у вас будет гарантия, что все снято именно так, как нужно.

Цифровая камера наделяет пользователя любопытной формой интуитивной прозорливости. Поскольку непонравившиеся изображения можно сразу удалить, вы будете не колеблясь снимать сцены, которые, возможно, не стали бы фотографировать на пленку. А ведь нередко именно эти снимки оказываются очень удачными.

Если отбросить ситуацию, когда человек хватается за модные технологии, потому что «деньги девать некуда», то самыми серьезными причинами перехода с пленки на цифру являются технологический процесс и удобство вывода. Среди областей применения, для которых использование цифровых камер может сулить существенное повышение эффективности, — производство каталогов, фотожурналистика и разработка узлов Web.

В первую очередь

Первое, к чему нужно приготовиться, решив перейти на «цифру», — за приличную цифровую камеру придется заплатить от 700 до 1000 долл. Если это вас не пугает, можно начинать поиски подходящей модели. Прежде всего нужно обратить внимание на качество изображений, обеспечиваемое цифровой камерой. В конечном итоге, оценка качества во многом субъективна, поэтому не покупайте камеру, не попробовав ее в деле. В процессе тестирования обращайте внимание на описанные ниже моменты.

Большинство новых двухмегапиксельных камер обладают максимальным разрешением 1600X1200 пикселов. Этого достаточно для вывода изображения размером 20X15 cм при разрешении 200 dpi (вполне достаточного для печати на струйном принтере) или 10X15 cм при 266 dpi (идеально для большинства заказов на офсетную печать). Если вы уверены, что вам нужны более крупные изображения, то и в этом случае разрешение двухмегапиксельных камер — хорошая исходная точка для последующего увеличения изображений. Некоторые камеры, такие как Fuji MX-2700, обладают даже более высоким разрешением — 1800X1200 пикселов, что позволяет отпечатать картинку размером 23X15 см при 200 dpi.

Кроме того, некоторые модели, такие как Agfa ePhoto 1680, построены на основе одномегапиксельных матриц ПЗС, но создают изображения с более высоким разрешением за счет специализированных аппаратных технологий интерполяции. Естественно покупателям следует знать о подобных тонкостях, однако механизмы интерполяции в более высокие разрешения подобных камер работают очень хорошо.

Большинством камер можно снимать при пониженных разрешениях, что позволяет размещать больше изображений при неизменном объеме памяти. Однако по мере того, как сменные носители становятся дешевле, остается все меньше причин делать снимки при разрешениях ниже максимальных. Ведь вы очень редко заранее знаете, как будет использоваться полученное изображение.

Хотя разрешение имеет важное значение, это еще не все. Степень сжатия изображения в камере оказывает существенное влияние на качество вывода. Во всех цифровых камерах реализовано сжатие JPEG, причем в большинстве из них можно задать различные степени сжатия, каждая из которых определяет баланс между качеством изображения и его объемом. Качество сжатия в новейших моделях существенно улучшено. Например, мы не увидели серьезной разницы между режимами среднего и максимального сжатия камеры Nikon Coolpix 950. Результаты в обоих режимах были отличными, а артефакты от сжатия — мало- или вовсе незаметными.

В некоторых камерах, таких как Coolpix 950 или Olympus C-2000Z, можно также совсем отключить сжатие. В обеих этих моделях после съемки одно несжатое TIFF-изображение заполняет практически весь объем карты памяти на 8 Мбайт. Идея хорошая, но мы не смогли найти различий между снимками в режиме максимального качества с компрессией и без него.

Сквозь зеркало

Как и в любых фотоаппаратах, качество изображения во многом зависит от объективов. Хотя для цифровых камер стоимостью менее 1000 долл. сменных объективов пока никто не предлагает, такие производители, как Nikon, Olympus и Agfa используют в своих моделях высококачественную оптику. При оценке оптики камеры вполне применимы те же критерии, которыми пользуются при выборе традиционных пленочных камер. Есть ли у камеры увеличение? Насколько оно велико? Искажаются ли края изображения при широкоугольной съемке? Насколько хороша резкость и детализация в полученном снимке?

Во всех двухмегапиксельных камерах для захвата изображений используются ПЗС (в некоторых аппаратах низкого разрешения применяются КМОП-сенсоры). Матрица светочувствительных, кремниевых фотодиодов наиболее реагирует на инфракрасный свет, что порождает трудности при воспроизведении голубых тонов. Эта особенность может влиять на полученный снимок: на нем будут неточно переданы голубые и пурпурные тона или голубые тона искажены артефактами. Идеальный способ оценить качество обработки цветов в камере — открыть полученное с нее изображение в пакете Adobe Photoshop. Там вы сможете с помощью палитры Channels (Каналы) оценить динамический диапазон и уровень шума отдельных цветовых каналов.

Существуют и другие вопросы относительно качества изображения: например, насколько хороша общая точность цветопередачи? Не возникает ли на снимке общий цветовой оттенок, когда изображение выглядит так, будто снималось через слабый световой фильтр? Обратите внимание на то, как камера ведет себя в различных условиях освещения. Не появляются ли посторонние цветовые оттенки во время съемки при ярком свете? Проверьте также, не выцветают или не мутнеют ли ярко освещенные цвета. А как камера снимает при слабом освещении? Видны ли при этом детали? Не появляется ли шум в темных областях?

И, наконец, просто сделайте несколько снимков разными камерами и посмотрите, какой из них выглядит лучше. Несмотря на изложенные выше суждения, приходится констатировать, что качество изображения — понятие субъективное. Некоторые люди замечают такие тона и текстуры на изображениях, которых не видят другие. Вы даже не всегда сможете объяснить, почему одно изображение выглядит лучше другого, но значение имеет лишь то, что вы видите, а не почему.

Новые возможности

Большинство существующих до сего дня цифровых камер от начального уровня до устройств среднего класса были полностью автоматическими, и работали по принципу «навел и снял». Хотя такие аппараты хорошо подходят для событийной съемки — когда наиболее важен объект съемки, а не качество изображения, — или для идеальных ситуаций, например, при ярком дневном свете, они не оставляют большого простора для творчества. К счастью, производители наконец начинают включать в свои цифровые модели те функции, которые само собой разумеются в пленочных камерах.

И Olympus, и Nikon реализовали в своих новейших двухмегапиксельных моделях режимы приоритета выдержки и диафрагмы (после того, как вы зададите первый параметр, камера автоматически установит значение другого). Хотя они не обладают тем набором функций, который можно было бы ожидать, вы можете в определенной степени свободно корректировать съемку быстро движущихся объектов и управлять величиной открытия затвора. Для ночной съемки или в ситуациях, где использование вспышки нежелательно, такие возможности управления крайне необходимы.

Замер освещенности появляется во все большем количестве цифровых камер. Как обязательная возможность для ситуаций с задней подсветкой, замер освещенности обеспечивает больший контроль за измерением освещенности объекта.

Во многих камерах производители начинают эмулировать различные чувствительности пленки. Хотя большинство автоматических цифровых камер обладают эффективной чувствительностью ISO в интервале от 80 до 100 единиц, новейшие модели позволяют выбирать из диапазона, в котором может быть до четырех значений, вплоть до 400 единиц ISO. Как и в случае с пленкой, чем выше значение, тем более зернистым будет изображение.

Большинство цифровых камер среднего уровня не оснащены разъемами для подключения внешней вспышки. К счастью, многие производители уже включают в свои модели порт синхронизации, а также специальные режимы измерения освещенности. Если вы планируете использовать специальные студийные лампы-вспышки, это крайне важно.

Хотя обладатели видеокамер всегда привыкли беспокоиться о балансе белого, традиционные фотографы могут не знать, как сенсоры ПЗС реагируют на различные цветовые температуры. К счастью, во многих камерах уже реализован ручной контроль над балансом белого, что позволяет устанавливать параметры баланса белого для солнечного света, флуоресцентного или обычного освещения.

И, наконец, поставщики цифровых камер дополняют свои модели такими функциями, которые просто не возможны на пленочных камерах. Например, разработчики Olympus реализовали специальный панорамный режим, при котором на ЖК-экране камеры отображаются ограничивающие рамки, облегчающие создание склеиваемых панорамных снимков.

В Nikon Coolpix 950 есть уникальная функция Best Shot Selection (Выбор лучшего снимка) для тех ситуаций, когда камеру трудно держать неподвижно. Достаточно придержать спусковую кнопку, и камера автоматически снимет несколько фотографий, выберет лучшую из них, а остальные удалит. В модели Epson реализована Image Authentication System (Система аутентификации изображений), которая обеспечивает встраивание цифрового водяного знака в изображение, а также позволяет определить, редактировалось ли оно.

Хотя эти инструменты не являются основополагающими, они открывают новые возможности и расширяют свободу творчества для цифровых фотографов. Однако при выборе камеры нельзя допускать, чтобы решающее значение имели дополнительные возможности. В конечном итоге, главное — это качество изображения.

Удобный выбор

Очевидно, что лучший инструмент тот, с которым работать легко и удобно. В отличие от традиционных пленочных камер, для цифровых моделей характерен более широкий диапазон конструкций и систем управления, поэтому полезно обратить внимание на методы работы с камерой. Легко ли вам делать снимки? Четко ли фиксируется сигнал о том, что снимок сделан? Насколько легко изменять параметры камеры?

Одной из самых серьезных проблем для предыдущего поколения камер был временной интервал между нажатием затвора и моментом реальной съемки. В моделях Olympus и Nikon она уже решена, но если вам часто бывает нужна быстрая съемка, то следует убедиться, что в выбранной камере интервал времени между нажатием затвора и снимком достаточно мал.

К сожалению, в большинстве камер оптические видоискатели показывают не более 85% реально захватываемого кадра. Вдобавок к необходимости кадрирования, это усложняет использование полного разрешения матрицы ПЗС камеры. Во многих случаях, чтобы добиться более четкого совпадения с реальным кадром, вместо видоискателя лучше использовать ЖК-экран, поэтому убедитесь, что встроенный в камеру ЖК-экран удобен для просмотра и изображение на нем различимо даже при ярком солнце.

Ресурс батарей цифровой камеры можно исчерпать довольно быстро, особенно если ими пользоваться при выгрузке изображений на компьютер. Обработка пленок — очень токсичный, экологически вредный процесс, но выброшенные в мусор использованные батарейки тоже могут нанести вред окружающим. Поэтому следует позаботиться о комплекте аккумуляторов (лучше всего никель-кадмиевых). Хотя несколько производителей включают аккумуляторы в комплект поставки камер, в большинстве случаев они продаются отдельно, а вы всегда можете купить аккумуляторы и зарядное устройство в ближайшем магазине электронной техники.

И, наконец, обратите внимание на то, какой вид памяти используется в камере. В большинстве двухмегапиксельных моделей это карты CompactFlash или SmartMedia. Хотя оба этих носителя довольно надежны, карты CompactFlash в общем более прочны и обладают большей емкостью. Кроме того, с помощью специального адаптера карту CompactFlash можно вставить в PC Slot, что ускоряет и облегчает перенос файлов.

Сделайте это сами

Конечно, увлечься всеми этими новинками, которые реализованы в последнем поколении двухмегапиксельных цифровых камер, довольно легко, но нельзя забывать, что независимо от модных поветрий в мире беспленочной фотографии, следует приобретать такую камеру, которая подходит именно вам. Помните, что какие бы «навороты» ни были встроены в новую модель, главное, чтобы вам нравились полученные с ее помощью фотографии. Даже в нашем быстро меняющемся технологическом мире камера может стать вашим спутником на длительное время, поэтому выберите ту, от работы с который вы будете получать настоящее удовольствие.

Бен Лонг — соавтор готовящейся к выпуску книги Real World Digital Video (издательство Peachpit Press). Он живет в Сан-Франциско.


Фотопринтер — уже не роскошь, но еще и не инструмент для рядового фотолюбителя

Самый поверхностный анализ предложения на рынке малоформатных цветных фотопринтеров дал весьма обнадеживающие результаты.

Технологии цифровой печати сегодня уверенно входят в двери фотографических лабораторий и салонов, стучатся в квартиры фотолюбителей и обещают со временем полностью извести в них пока еще устойчивый запах химических реактивов. Сделать это можно с помощью замечательного устройства — фотопринтера, который является одной из ключевых фигур цифровой фотографии. Если в дополнение к компьютеру и цифровой камере (или, иногда, сканеру) приобрести еще и фотопринтер, то появится возможность самостоятельно изготавливать фотографические отпечатки вполне достойного качества. Учитывая сложность технологических процессов современной цветной фотопечати, сегодня это самый доступный путь самореализации рядового (но получающего приличную зарплату) фотолюбителя.

Поэтому давайте выясним, что и почем на рынке специализированных цветных принтеров. Очевидно, что для изготовления обычных фотографий 10x15 понадобится принтер, работающий с бумагой в формате А6. Как выяснилось, подобные устройства уже можно приобрести в салонах Москвы, торгующих компьютерной техникой и оборудованием для фотопечати. Поскольку ассортимент принтеров оказался достаточно широким, мы ограничились 14 моделями, выпускаемыми восемью различными компаниями. Основные их характеристики представлены в таблице 1. Как можно видеть, формат А6 в чистом виде (110x150) встречается очень редко, в основном используется бумага несколько иных размеров, например S (110x107), L (102x152) и W (102x178).

За одним исключением, принцип работы всех перечисленных принтеров основан на технологии сублимации c возгонкой красителя, когда печать осуществляется путем нагрева специальной пленки, размещенной между тепловой головкой и бумагой. Стандартные базовые цвета (это, как правило, голубой, пурпурный и желтый) при этом последовательно «накладываются» друг на друга, позволяя избавиться от хорошо знакомого эффекта «зернистости» изображения.

Очень интересный фотопринтер TRUPHOTO выпускает компания Panasonic. Используемая в нем технология оригинальна, хотя фактически основана на том же принципе сублимации. Принтер носит название термоавтохромного, ибо формирование фотоотпечатка выполняется путем своеобразной «тепловой проявки» специальной слоеной бумаги, три слоя которой содержат красители голубого, пурпурного и желтого цветов. Процесс «проявления» — это не что иное, как трехкратный нагрев бумаги до фиксированных температур с последующим «закреплением» каждого слоя ультрафиолетовым излучением.

Учитывая используемую в сублимационных принтерах технологию нанесения красителя, следует понимать, что указанные в таблице величины разрешения рассчитывались по специальным методикам. Так, например, в описании принтера Olympus P-300 говорится, что данное разрешение эквивалентно разрешению 2400 dpi при печати на струйных принтерах.

Как можно видеть из таблицы, сублимационные фотопринтеры не отличаются высокой скоростью работы. Самая быстрая в группе модель (ее выпускает корпорация Mitsubishi) способна распечатать фотографию размером 10x7,5 за 19 секунд, а самая медленная — VVP-100 корпорации Vivitar — лишь за 180 секунд.

Очень существенно, что с помощью фотопринтеров, поставляемых такими корпорациями, как Mitsubishi, Panasonic, Sony, Olympus, JVC и Casio, можно изготавливать отпечатки прямо с цифровых фотоаппаратов тех же компаний. Слоты SmartMedia и PC Card Type II (фотопринтеры Olympus и Sony) позволяют выводить изображения, хранящиеся на компактных носителях соответствующих типов (SmartMedia, CompactFlash, MemoryStick). Имеющийся во всех устройствах разъем параллельного интерфейса Centronics (или SCSI) дает возможность подключать принтеры к персональному компьютеру.

Благодаря наличию видеовходов, некоторые устройства (например Olympus P300 и обе модели JVC ) могут распечатывать кадры, передаваемые из видеомагнитофона или телевизора.

В заключение хочется выразить надежду, что этот миниобзор даст заинтересованному фотолюбителю исходную информацию, пользуясь которой, он сможет начать поиск наиболее подходящего фотопринтера.


Таблица 1. Основные характеристики малоформатных фотопринтеров

Изгото- витель Модель Тип Разре- шение, dpi Время печати Формат бумаги, мм Инте- рфейс Цена, долл. Вес, кг
Mitsu- bishi CP-D1E сублима- ционный 149 120 сек A6 Centr- onics (Win) 450 3,0
Mitsub- ishi CP-7000DSW сублима- ционный 288 53,72,82 сек 110x107 102x152 102x178 SCSI-2 8055 23
Mitsub- ishi CP-700 DE сублима- ционный 260 26 и 39 сек 110x107 157x110 Centr- onics (Win) 3194 14,5
Mitsub- ishi SP-770DW сублима- ционный 325 19 и 27 110x107 162x110 SCSI-2 Centr- onics (Win)   14,5
Olympus P-330 сублима- ционный 306 120 сек 100x141 Smart- Media, Centr- onics (Win), PAL, RCA 450 2,3
  P-300 сублима- ционный 300 99 сек 101x140 Centr- onics (Win) 270 2,5
Ricoh RXP-10 сублима- ционный 148 90 сек 100x141 Centr- onics (Win) 699 4.0
Pana- sonic TRUP- HOTO термоав- тохромный 140 120 сек 100x150 Centr- onics 577 2,5
Casio DP8000 сублима- ционный 300 120 сек 148x100 Centr- onics 455 2,3
Sony DPP-M55 сублима- ционный 144 70 cек 139,7x93 Centr- onics, инфра- красный 699 3,68
Sony DPP-MS300 сублима- ционный 306 100 сек 140x100 Memory Stick, PC Card Type II, Centr- onics (Win), S-Video, Phono Jack 675 3,0
JVC GV-DT3 сублима- ционный 306 120 сек 144x100 iLink, S-Video, Centr- onics   2,3
JVC GV-DT1E сублима- ционный 306 90 сек 144x100 iLink (4 pin) IrDa, S-Video, RCA, Serial   2,3
Vivitar VVP-100 сублима- ционный 203 180 сек 101,6x190,5 Centr- onics (Win) 540 3,0

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:

comments powered by Disqus