1999.04.02, Автор: Памела Пфиффнер2554 прочтений

Вселенная Adobe расширяется

Теги: Стратегия Стратегия Publish

Представив InDesign - новую программу для верстки, - компания Adobe начала претворять в жизнь долгосрочную стратегию в области подготовки изданий для различных носителей информации.

Большинство специалистов по издательским технологиям считает, что война пакетов верстки - а также революция в области настольных издательских систем (НИС), являющаяся следствием этой войны - уже завершилась. QuarkXPress одержал победу, по крайней мере, на рынке профессиональных издательских программ. Закаленный в боях "ветеран" - пакет PageMaker - который на заре издательской революции являлся стандартом в НИС, довольствуется более скромной ролью инструмента для верстки номер два, в то время как победитель гордо занимает почетное место основного средства для подготовки цветных изданий.

Однако в тиши кабинетов команды программистов Adobe в Сиэтле уже давно создается "оружие возмездия": программа верстки, которая наконец может составить реальную конкуренцию QuarkXPress.

Поколение Next

Ориентированный прежде всего на профессиональный рынок, пакет InDesign - который в сентябре прошлого года был представлен под кодовым наименованием K2 - является важным шагом на пути к реализации компанией Adobe глобальной стратегии интегрированного, "многосредного" (cross-media) семейства продуктов для создания, компоновки, управления и верстки документов для печати и World Wide Web.

В Adobe считают, что InDesign позволит вывести всю издательскую технологию на новый уровень. Менеджер по маркетингу группы Publishing Products компании Adobe Питер Келлог-Смит заявляет, что сейчас наступило время третьего поколения систем для электронного издательства. Первым поколением были специализированные системы, разработанные для больших ЭВМ и алфавитно-цифровых терминалов, за ним последовало второе поколение - персональные компьютеры и универсальные настольные издательские системы. Основные идеи, на которых будут базироваться программы третьего поколения, - генерация документов для различных носителей информации и система для построения полностью цифрового технологического процесса.

Все кусочки мозаики встали на свои места. Программы Adobe Photoshop и Adobe Illustrator уже стали лидерами в области создания графики. Управление документами и их доставка обеспечиваются при помощи Adobe Acrobat, который вскоре должен быть существенно обновлен и расширен целым набором разрабатываемых сейчас инструментов. Поставки Acrobat 4.0 и Adobe PressReady, нового продукта, который позволяет выполнять цветопробы на некоторых струйных принтерах (см. статью "Adobe Brave - краеугольный камень новой издательской архитектуры"), запланированы на март, а осенью будут выпущены технологические средства для окончательного превращения в реальность допечатных процессов на основе переносимого формата документов (Portable Document Format, PDF). К концу года ожидается также выпуск системы управления цифровыми архивами с архитектурой клиент-сервер под кодовым наименованием Stilton. Чтобы заполнить пробел в линии продуктов для профессиональной подготовки изданий в Web, в январе Adobe приобрела пакет CyberStudio компании GoLive Systems. Выпуск новой версии продукта - пока только для платформы Macintosh - переименованного в GoLive (по имени ее прежнего владельца), также планируется на март, а давно ожидавшаяся версия для Windows выйдет немного позже. С выпуском в середине года пакета InDesign будет заполнен существенный пробел в линии профессиональных издательских продуктов Adobe, который всегда был не "по зубам" пакету PageMaker.

А что ожидает PageMaker? Учитывая, что программа занимает на рынке НИС внушительную долю - 53%, компания Adobe не собирается отказываться от этой доходной статьи. PageMaker и его "коллега" для Web-дизайна начального уровня PageMill станут основами более четко позиционированной линии продуктов для деловых применений. По информации Adobe, в марте ожидается представление новой версии под названием PageMaker 6.5 Plus с шаблонами, готовыми иллюстрациями и другими необходимыми корпоративным клиентам дополнениями. (К моменту сдачи публикации в печать компания Adobe пока не определилась со стратегией в области обновления для пользователей, пожелавших перейти с PageMaker на InDesign; переход с PageMill на GoLive 4.0 будет стоить 99 долл.) В Adobe намерены продолжить курс на реструктуризацию и более четкое выделение отдельных линий продуктов для профессионального и делового издательства, а пакет FrameMaker в дальнейшем будет продолжать развиваться как приложение для издания технических документов.

Общий механизм

В Adobe считают, что InDesign - это не просто новое оружие в долгосрочной борьбе с Quark. Программа знаменует начало новой фазы в реализации технологического перехода к общему графическому "движку", основанному на PDF. Когда компания Adobe приобрела у Aldus пакет PageMaker, вместе с ним были получены также исходные тексты, однако они плохо поддавались интеграции с существующими приложениями Adobe. Разрабатывая InDesign, компания Adobe значительно приблизилась к созданию унифицированного цифрового "ДНК", который станет основой внутреннего механизма всех ее издательских программ.

Все ключевые приложения - включая InDesign, Illustrator и Acrobat - будут построены на основе одного и того же базового исходного текста, работающего по принципу базы данных, а также модульной архитектуры, что должно облегчить интеграцию приложений и улучшить их расширяемость. Эта гибкая архитектура позволит обновлять и расширять приложения при помощи дополнительных модулей. Кроме того, сокращаются сложность и объемы приложений: например, код ядра InDesign занимает только 1,6 Мбайт (хотя объем всей инсталляции составляет около 60 Мбайт).

Разумеется, при переходе на общую архитектуру программистами Adobe будут переписаны также пакеты PageMaker и FrameMaker, но при этом будут использоваться фрагменты общих исходных текстов, что означает повышение эффективности разработки и улучшение долговременных перспектив обоих продуктов.

Применение общих компонентов в текстах программ обеспечивает получение более предсказуемых результатов - например, при отображении шрифтов и управлении цветом - во всех приложениях. Среди ключевых технологий - Adobe Graphics Manager (известная также под кодовым наименованием Bravo), управляющая экранным отображением; CoolType, обеспечивающая растрирование и кодирование шрифтов, с внедрением которой Adobe Type Manager станет ненужным; Rainbow Bridge, управляющая цветом во всех приложениях Adobe и поддерживающая внешние системы управления цветом; PDF Library, обеспечивающая импорт и экспорт файлов PDF; а также Modular Parsing System, выполняющая аналогичные функции для файлов EPS.

Ключевым моментом во всей стратегии дальнейшего развития является обеспечение безупречного взаимодействия всех приложений. По мнению представителей Adobe, уникальные возможности InDesign - вставка через буфер обмена файлов Illustrator, а также непосредственный импорт в верстку файлов Photoshop с последующим сохранением макета в виде файла PDF - для многих пользователей QuarkXPress окажутся настолько актуальными, что последние отдадут предпочтение новой программе верстки.

А состоится ли вторжение?

Пакет InDesign производит довольно сильное впечатление, но достаточно ли это весомая причина для того, чтобы профессиональные издатели перешли с QuarkXPress на новую программу? Издательская индустрия довольно консервативна - касается ли дело покупки нового оборудования, обучения персонала или гарантий качества продукции - особенно когда в дело уже вложены значительные инвестиции, а за спиной - множество ранее подготовленных при помощи существующих инструментов публикаций. Разработка InDesign - это попытка "протаранить" набравший ход XPress, оставивший за собой PageMaker и других конкурентов.

По некоторым оценкам, QuarkXPress занимает около 79% профессионального издательского рынка. (Другие статистические данные, опубликованные в прошлом году компанией Gather Group, говорят о том, что 90% всех высококачественных цветных изданий, напечатанных офсетным способом, создавались в QuarkXPress.) Профессиональные издатели скорее всего не сменят свой основной рабочий инструмент из-за нескольких удобных функций, хотя разработчики InDesign, в пику XPress, реализовали такие возможности, как открытие файлов XPress 3.3 и более поздних версий, а также загрузку стандартного набора клавиатурных ускорителей XPress (см. врезку "Подробнее об InDesign").

Победителя в приближающейся схватке можно будет выявить только через достаточно длительный промежуток времени. "Люди должны почувствовать тот потенциал, который заложен в InDesign", - объясняет Келлог-Смит, соглашаясь, что одних новых функций может оказаться недостаточно для убедительной демонстрации преимуществ продукта опытным пользователям XPress. Представители Adobe не ожидают, что в ближайшие несколько лет InDesign отберет у XPress значительную долю рынка. Тем самым у Quark остается достаточно времени, чтобы нанести сильный контрудар, выпустив новые версии QuarkXPress и Quark Digital Media System.

На первом этапе целью Adobe станут лидирующие издательские компании, за которыми должны последовать сервисные бюро и типографии. В конечном итоге "личные" качества того или иного продукта не очень важны - он станет успешным только в том случае, если его поддержит вся издательская отрасль. Ярким доказательством этому служит пример QuarkXPress.

Продвижение продукта начнется на платформе Macintosh, которая является движущей силой профессиональной издательской индустрии. Здесь ожидается специальная совместная рекламная акция компаний Adobe и Apple - дорожное шоу - которое запланировано на этот год. Массированная "атака" на платформу Wintel будет начата одновременно с выпуском Windows 2000.

Способность Adobe извлечь максимум возможного из форматов PostScript и PDF (оба этих формата исключительно важны для допечатного и издательского рынков) должна дать компании определенное преимущество. То, насколько успешно эти технологии будут интегрированы в процесс создания публикаций для различных носителей информации - а к ним добавится еще и разработанный Adobe масштабируемый формат векторной графики (Scalable Vector Graphics, SVG) для Web - будет определять и рыночные перспективы InDesign (см. статью "Adobe Brave - краеугольный камень новой издательской архитектуры").

Лишь одно можно сказать с полной определенностью: выпуск InDesign означает приток энергии для дальнейшего развития всей издательской индустрии. И доказательством этому станут разработки, плоды которых появятся в ближайшие несколько месяцев.


Подробнее об InDesign

Уже в самых первых обсуждениях Adobe InDesign отмечалось сходство этого продукта с QuarkXPress - это не удивительно, учитывая тот факт, что в программе используются фреймы. Оба приложения действительно гораздо больше похожи друг на друга, чем QuarkXPress и PageMaker, и все же InDesign очень сильно отличается от своего конкурента. В данном кратком обзоре InDesign будут описаны лишь некоторые из более чем 1300 функций программы. Нельзя забывать, что поставки продукта начнутся не ранее середины года, поэтому некоторые из функций могут измениться. Более подробное сравнение возможностей QuarkXPress и InDesign будет опубликовано в следующем номере журнала.

Унификация

Когда вы в первый раз принимаетесь работать с InDesign, вы испытаете ощущение дежа-вю - "кажется, где-то я уже это видел". Пакет InDesign внешне очень напоминает Adobe Illustrator и Adobe Photoshop, вплоть до инструментов, палитр и команд. Например, в InDesign можно найти такие же инструменты Pen (Карандаш) и Gradient (Градиент), как в Illustrator.

InDesign унаследовал многие из палитр с закладками из Illustrator и Photoshop, включая палитру Navigator (Навигатор) для перемещения в пределах документа и изменения масштаба отображения; палитру Layers (Слои), работающую в соответствии с соглашениями Adobe по скрытию и блокировке отдельных слоев; палитру Color (Цвет) для смешения и задания значений цветов; и палитру Swatches (Образцы) для хранения смесевых и триадных цветов, включая импортированные из Illustrator. Те, кто знаком с принципом работы этих инструментов в других программах Adobe, скорее всего не будут испытывать каких-либо неудобств с аналогичными инструментами в InDesign.

Клавиатурные ускорители также совпадают с ускорителями в Illustrator и Photoshop, причем пользователь может сохранить и собственный список "волшебных" сочетаний клавиш. В не слишком завуалированной попытке привлечь пользователей XPress, разработчики InDesign решили поставлять в комплекте с программой стандартный набор клавиатурных ускорителей QuarkXPress.

Кроссплатформенная поддержка кажется безупречной. InDesign поддерживает как стандарт OpenType, так и Unicode. Разработанный совместно компаниями Microsoft и Adobe, OpenType объединяет в одном формате шрифты PostScript и TrueType, что облегчает перенос шрифтов с платформы на платформу. Unicode обеспечивает расширение набора символов вплоть до 65 356, что важно для работы с не-латинскими алфавитами. В составе InDesign будет поставляться около дюжины иностранных словарей.

Расширяемость

Сходство InDesign с Illustrator и Photoshop простирается дальше простой общности элементов пользовательского интерфейса. Все три приложения базируются на одном и том же графическом "движке". Этот общий фундамент позволяет добиться унифицированного отображения на экране, ввода информации, печати и цвета, а также безконфликтного обмена файлами между приложениями. Например, в документ InDesign можно через буфер обмена перенести файлы Illustrator или импортировать собственные файлы Photoshop, после чего сохранить готовый макет в виде файла PDF. А поскольку файлы PDF сами являются объектно-ориентированными, вносить последние изменения можно непосредственно в них, не "опускаясь" до уровня исходного текста PostScript.

Важнее всего то, что в InDesign реализована такая же модульная архитектура, как в Photoshop и Illustrator. "Сердцем" программы является ядро размером 1,6 Мбайт, которое обеспечивает необходимый сервис для приложения и взаимодействует с встроенными программными модулями. На эти "внутренние дополнительные модули" возложены наиболее ответственные функции, в то время как внешние дополнительные модули выполняют специализированные задачи. Выгода от такой структуры двойная: обновление InDesign сводится к простой замене устаревшего модуля новым, а пользователи смогут создавать собственные модули, реализующие специфические функции работы с текстом или печати. Перенимая довольно успешную политику компании Quark в отношении сторонних разработчиков, Adobe уже удалось привлечь около 80 разработчиков расширений для QuarkXPress (XTensions) - включая Extensis, A Lowly Apprentice Production и Em Software - к созданию аналогичных дополнительных модулей для InDesign.

В дополнение к собственным форматам Photoshop, Illustrator и файлам PDF, InDesign открывает также документы, созданные при помощи PageMaker 6.5 и QuarkXPress 3.3 или более поздних версий.

Продуктивность

Прежде всего - хорошие новости: хотя в Photoshop уже есть палитра History (История), первым продуктом Adobe, в котором реализовано действительно неограниченное количество отмены и повторения операций, является InDesign. И этим все сказано.

InDesign обладает и другими функциями, повышающими производительность труда, в том числе изменение масштаба отображения от 5 до 4000%. Программа позволяет вызвать на экран несколько представлений одного и того же документа с различными степенями увеличения. Например, пользователь может оценить общее представление от изменения кернинга при 50-процентном отображении, а в другом окне - увеличить изображение до 500% и проверить все детали. Плюс, в InDesign одновременно можно открыть до 25 документов.

Поскольку любая часть InDesign поддерживает сценарии - как AppleScript для Macintosh, так и Visual Basic для PC, пользователь может написать простые команды, автоматизирующие многоэтапные операции, такие как размещение, изменение цвета, масштабирование и вращение текста - и все это в одном сценарии.

Простор для творчества

Компания Adobe усиленно пропагандирует творческие возможности и гибкость InDesign. На первый взгляд, наряду с новыми средствами, программа просто "позаимствовала" несколько функций из QuarkXPress, а также из Illustrator и Photoshop.

Инструменты верстки. Программа позволяет задавать размер полосы вплоть до 550Ё550 см, огромные развороты из 10 страниц, а также создавать документы с общим количеством до 9999 страниц. Размеры рабочей области за пределами полосы (pasteboard) в InDesign не ограничены, поэтому большие графические изображения при вращении никогда не "зацепятся" за границы рабочей области. Функционально напоминающая палитру Document Layout (Структура документа) из QuarkXPress, палитра Pages (Страницы) в InDesign позволяет изменять порядок следования страниц, применять к определенным полосам параметры мастер-страниц и выполнять другие подобные операции.

Идеология работы с мастер-страницами напоминает работу со стилевыми листами, поэтому одну мастер-страницу можно построить на основе другой. А при изменении одной из них соответственно обновляются и все связанные с ней мастер-страницы.

Поскольку многие макеты ориентированы сразу на несколько типов носителей информации, в InDesign реализована функция Adjust Layout (Настройка макета), которая автоматически конвертирует портретную страницу для печати в ландшафтный макет для Web. Хотя измененный макет для Web скорее всего будет нуждаться в доводке при помощи специализированной программы Web-дизайна - по крайней мере, в настоящее время, - эта функция все равно окажется полезной.

Перенос палитры Layers (Слои), подобной аналогичным палитрам из Photoshop и Illustrator, в среду программы верстки несет в себе огромный потенциал. С ее помощью в процессе верстки достигается большая гибкость при показе, скрытии, перестановке и удалении слоев текста и графики. Элементы можно присваивать отдельным слоям, а затем с легкостью оценивать, как макет выглядит с ними и без них.

Гибкость InDesign распространяется и на импорт объектов в программу, позволяя выбрать либо подход в стиле QuarkXPress на основе фреймов, либо свободный метод, принятый в PageMaker. Текст или графику можно разместить, просто щелкнув по подходящей области полосы, как это делалось в PageMaker, либо нарисовав фрейм, как это принято в QuarkXPress. Но, в отличие от QuarkXPress, в InDesign существует только один тип фреймов - который подходит для размещения как текста, так и графики - поэтому набросать геометрическую структуру страницы можно еще до того, как будет выбран тип содержимого для фрейма.

Фреймы можно использовать и как дополнительные графические "приспособления", помещая один в другой. Таким образом, верстальщик может комбинировать фреймы и создавать с их помощью необычные фигуры, сливать текст и графику, а также создавать многослойные изображения. Фреймы не просто накладываются один поверх другого; они объединяются в интегрированные, полностью редактируемые объекты.

Графические инструменты. Даже несмотря на то, что InDesign облегчает импорт изображений из Illustrator, иногда бывает удобнее нарисовать несложную иллюстрацию или изменить существующую, не покидая программу верстки.

В InDesign включен инструмент Pen (Карандаш) для рисования кривых Безье и различных геометрических фигур, а также инструмент Scissors (Ножницы) для вырезания и редактирования векторных иллюстраций. Контуры, нарисованные в InDesign, могут использоваться как фреймы для содержимого, либо как обтравочные контуры для маскирования изображений. InDesign сохраняет также обтравочные контуры в импортированных файлах Photoshop, TIFF и EPS, причем эти контуры можно редактировать и непосредственно в программе верстки.

Поддержка кривых Безье распространяется и на текст. После конвертирования текста в кривые Безье, полученные контуры могут использоваться как фреймы для маскирования расположенного под ними изображения. InDesign экономит время на растрирование маскированных или кадрированных изображений, посылая на RIP вместо всего растрового файла только ту часть изображения, которая используется.

В InDesign реализованы также функции а-ля Illustrator, такие как настройка шаблонов заполнения и цветовых переходов, а также применение градиентов к фреймам, линиям и тексту - даже одновременно для нескольких объектов.

Типографика. Среди всех мощных инструментов управления типографикой в InDesign, возможно наиболее интересной является функция композиции строк. Работая совместно с таблицами переноса и выравнивания, механизм композиции настраивает спейсинг (разгонку набора) для одной или нескольких строк. При помощи многострочной композиции верстальщик может заставить InDesign отслеживать балансировку спейсинга и плотность заполнения заданного количества строк выше и ниже текущей. Например, перед выполнением перехода на следующую строку InDesign проанализирует ближайшие несколько строк и оценит, как данный перенос повлияет на них. Если в одной из этих строк перенос приведет к нарушению балансировки, функция многострочной композиции пересмотрит исходный перенос и подберет для всех строк оптимальный спейсинг.

В InDesign реализованы как стили абзацев, так и символьные стили, обеспечивая мгновенное применение параметров форматирования для символов при помощи палитры Characters (Символы). Символьные стили позволяют не только присвоить определенному количеству символов заданные шрифты и начертания, но и заменить сочетания символов на лигатуры или использовать вместо обычных чисел величины из других систем счисления. Среди других средств для работы с символами - парный и многосимвольный кернинг, смещение базовой линии, а также горизонтальное и вертикальное масштабирование, что обеспечивает большое разнообразие в способах форматирования отдельных символов.

Предметом гордости разработчиков InDesign является кернинг с точностью до одной тысячной "эм". Межбуквенные интервалы можно настраивать вручную, задавая при этом программе метод работы - с соблюдением встроенных в шрифт кернинговых пар или с применением функции под названием "оптический" кернинг, которая устанавливает для межбуквенных интервалов (даже для символов разных шрифтов или кеглей) значения, приятные для визуального восприятия.

Вывод. В InDesign доведены до совершенства практически все этапы подготовки к процессу печати, независимо от того, на какое устройство будет выполняться вывод - на струйный принтер или фотонаборный автомат. Поскольку приложение посылает на вывод только видимые в документе части изображений, это должно значительно ускорить печать - особенно для больших файлов. Например, если в макет, созданный при помощи InDesign, помещен только крошечный набросок огромного файла TIFF, программа будет растрировать только кадрированную часть изображения, а не весь файл.

Еще одна удобная функция - возможность в любое время конвертировать смесевые цвета в триадные. Печатники оценят, что программа позволяет не только задавать пользовательские значения линиатур растров и углов поворотов для разных красок, но и запечатывание черной краской поверх других, что во многих случаях избавляет от необходимости задавать треппинг (для других цветов запечатывание или выворотка могут задаваться на уровне соприкасающихся объектов). От применения технологии масштабирования InDesign выиграют даже "флексографы", поскольку программа обеспечивает компенсацию 2-3-процентного растяжения форм, обычного для печати изображений на пластиковых пакетах.

Кроме отображения информации об отсутствующих шрифтах и разорванных ссылках, в окне Preflight (Предварительная проверка) InDesign показываются используемые в документе цвета; шрифты и страницы, где они применяются; заданные параметры PPD; а также другие полезные детали. Уникальная опция вывода позволяет генерировать файл Prepress, который представляет собой тщательно "санированный" файл PostScript без информации об устройствах вывода и драйверах, часто являющейся причиной сбоев RIP.

InDesign поддерживает такие мощные опции PostScript 3, как треппинг, цветоделение и цветокоррекция средствами RIP. Программа распознает комментарии OPI в файлах EPS и DCS и записывает их при выводе в формат PostScript. InDesign даже обеспечивает замену изображений по технологиям OPI и DCS.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Этикеточный тюнинг

    О своём намерении выйти в сектор этикеточной печати Konica Minolta заявила в 2013 г., представив прототип устройства на Labelexpo Europe. Серийная машина bizhub PRESS C71cf была выпущена уже через два года к следующей главной этикеточной выставке. ЦПМ оказалась очень удачно позиционирована между промышленными решениями высшего класса и начального уровня — спустя ещё два года, в сентябре 2017 г., был преодолён рубеж в 100 инсталляций. Одновременно компания объявила о выпуске новой модели — AccurioLabel 190, ставшей результатом глубокого «тюнинга» предыдущей, которую она заменила.

     

  • Carton Excellence Award 2018

    Лучшая картонная упаковка по итогам международного конкурса с 20-летней историей.

     

     

  • Dscoop Russia фокусируется на бизнесе

    Российская конференция пользователей HP Indigo уже имеет свою, пусть и недолгую, но историю. Растёт количество участников, а формат трансформируется в соответствии с требованиями времени. В этот раз большая часть программы была посвящена возможностям развития бизнеса.

     

  • Следующее поколение УФ-печати

    Установив у себя УФ-принтер Oce Colorado 1640, компания RuCafe стала одним из российских первопроходцев в этой области. Подобные начинания всегда подразумевают определённый риск, но в данном случае он оказался оправданным.

     

  • Прирост скорости для «Эксклюзива»

    Установка современного широкоформатного принтера OKI позволила типографии «Эксклюзив» утроить производительность печати.

     

  • Жан-Марк Пастурель: «Мы не стремимся создавать сверхпроизводительных и супердорогих “монстров“»

    Во время конференции Xerox INKjet-setters Summit 2018 (подробнее см. «Контроль капель и коммуникаций», Publish № 11) в Марселе было объявлено, что количество инсталляций рулонных струйных ЦПМ Xerox превысило 200 единиц. Компания твёрдо заняла позицию в числе лидеров этого рынка. Об особенностях подхода Xerox к развитию струйной промышленной печати нам рассказал директор по продажам этого направления и сооснователь Impika Жан-Марк Пастурель. Он отвечает за все рулонные и листовые струйные решения Xerox, за исключением разрабатываемой вместе с Koeing & Bauer листовой упаковочной ЦПМ.

     


comments powered by Disqus