1999.01.19, Автор: Алексей Моисеев1306 прочтений

Live Picture versus все остальные...

Теги: Допечатные процессы Publish

Первый взгляд

Взглянув на экран своего Macintosh после запуска программы Live Picture, привычный к программам от Adobe пользователь будет слегка озадачен: происходящая из операционных систем на базе Unix, Live Picture даже выглядит совершенно не так, как наиболее популярные программы растровой графики. Если же настойчивый пользователь решает пойти чуть дальше, необычность внешнего вида дополнится необычностью поведения. Типичная реакция оператора после десятиминутного "тыркания" в панель инструментов Live Picture - вывод о полной непригодности программы для простых смертных дизайнеров, во-первых, и о полной непригодности ее же для каких-либо реальных задач, во-вторых. Есть ли в такой реакции зерно истины?

Видимо, да. Live Picture концептуально отличается от большинства программ для работы с растровыми изображениями, и изучить ее без описания практически невозможно. Да и с описанием опытный оператор вместо привычных 20-30 минут затратит на первичное изучение этого нового для себя продукта 2-3 дня. Кроме того, Live Picture ориентирована на решение несколько иных задач, чем прывычные нам Photoshop или XRes. Поэтому прежде чем детально рассматривать особенности работы в данном программном продукте, необходимо правильно понять, что и как он делает лучше, чем другие, то есть правильно позиционировать его в палитре инструментов дизайнера. Только разобравшись с концепцией Live Picture, можно рационально определить область ее практического применения.

Концепция программы

По своему отношению к растровым изображениям Live Picture скорее похожа на программу верстки или векторной графики: она не открывает и сохраняет полутоновые картинки, а импортирует и экспортирует их. Рабочий файл Live Picture содержит лишь ссылки на хранимые в отдельных файлах изображения. В процессе работы оригинальные изображения не подвергаются никаким модификациям.

Если "обычная" растровая программа, получив команду на цветокоррекцию, принимается за добросовестный пересчет цветовых координат, создавая в результате новый цветной bitmap, Live Picture не занимается этим малопродуктивным занятием. Вместо этого программа заносит в свой рабочий файл (файл команд или FITS в терминах фирменной документации) саму команду цветокоррекции. Естественно, для показа результатов оператору цветокоррекция производится - но только на экранном разрешении, и только для области, видимой в данный момент. Аналогична судьба и всех остальных команд.

Завершив работу над проектом, оператор дает команду "построить" (build), и Live Picture приступает к собственно исполнению FITS-файла на реальных изображениях, формируя полноценный выходной документ.

Применение такого подхода и дает концептуальное отличие LivePicture от Photoshop и иже с ним: вместо непосредственного исполнения команд хранится полная "история работы", а реальное исполнение команд переносится на завершающий этап.

Подход Live Picture дает дизайнеру сразу несколько преимуществ.

Во-первых, даже на компьютере с ограниченными ресурсами (150 МГц и 80 Мбайт оперативной памяти - реально вполне достойное "железо" для работ формата 70Ё100см) становится возможным выполнение сложных многослойных коллажей большого формата. Работы, которые в "честной" растровой программе приходится выполнять в режиме "жесткой экономии" ресурсов или не удается выполнить вообще, в Live Picture делаются так же легко, как рождественские открытки.

Во-вторых, не требуется мучительного ожидания на завершение каждой операции. Единственные заметные затраты времени - генерация выходного файла, которая тоже не столь уж длительна.

В третьих, обнаружив после трех часов работы, что самую первую коррекцию изображения делать не стоило, дизайнер может просто выкинуть ее из списка команд FITS и немедленно увидеть результат на экране. History list и многократные undo пятой версии Photoshop являются неуклюжей попыткой достичь той же гибкости. Однако из-за слишком большой "ресурсоемкости" новых средств Photoshop многие пользователи вынуждены отказываться от их использования при работе с изображениями большого объема.

Естественно, преимущества Live Picture проявляются далеко не всегда. Хотя работы типа "ретушь- цветокоррекция-обтравка" с равным успехом можно сделать и в этой программе, изучать нестандартный набор инструментов только ради примитивных операций нет никакого смысла. Кроме того, палитры инструментов Live Picture на сегодняшний день ощутимо скромнее, чем средства Photoshop.

В целом, опираясь на перечисленные выше преимущества Live Picture и рассматриваемую ниже технологию работы с многослойным монтажем, данный программный продукт правильнее всего позиционировать как инструмент дизайнера с ограниченным набором мощных инструментов, обеспечивающий быстрое и эффективное построение сложных коллажей большого формата. Live Picture призван не заменить Photoshop, а дополнить его именно в тех местах, где эта, стандартная де-факто, программа имеет значительно более слабые позиции.

Двойной чизбургер с беконом

Слои вообще появились в Photoshop начиная с третьей версии, а специализированные слои эффектов знакомы лишь счастливым пользователям пятой, в то время как Live Picture использует "слоистую" структуру с самого рождения. Именно слои являются вместилищами FITS-команд, обеспечивающими их относительно независимую коррекцию, добавление и удаление. Практически все операции в Live Picture требуют создания соответствующих слоев - именно поэтому приученный экономить на слоях пользователь Photoshop долго не может освоить приемы работы Live Picture.

Различные типы слоев имеют разные особенности и разные наборы инструментов. В то же время структура слоев очень близка - просто одну и ту же информацию разные слои по-разному обрабатывают.

Слой основы (background) - фактически холостой, то есть не может содержать никаких изображений. Все остальные слои состоят из трех компонентов: маски (mask), стенсила (stensil) и (не для всех слоев) полутонового изображения, импортируемого из внешнего файла.

Самый простой компонент - stensil, задающий область видимости слоя. Если проводить аналогию с Photoshop, сам stensil очень похож на сохраненную в дополнительном канале селекцию (с произвольным feather), а его воздействие на слой сопоставимо с действием команд cut или delete для селектированного фрагмента изображения. Единственная разница - stensil существует независимо от изображения. Его можно в любой момент отредактировать, проинвертировать или удалить, изменив область видимости изображения. Операции над stensil не влияют на само изображение - меняется только экранное представление (и, естественно, выходной файл). Для создания stensil легко используется инструмент построения контуров "перо", похожий на соответствующий инструмент в любой другой программе. Контур (path) может быть превращен в stensil и обратно.

Маска - гораздо более сложный объект, чем stensil. Многие по первым строчкам кратких описаний думают, что маска выполняет те функции, которые в действительности присущи stensil. Для слоев изображения это действительно так - маска задает область видимости изображения. Для всех остальных слоев маска - "активная область" слоя. Когда вы что-то делаете в Live Picture инструментом "кисть" или "ластик", вы создаете или уничтожаете элементы маски. Как себя ведет маска - зависит от типа слоя. Различаются слои с простыми и сложными масками. Простая маска, как и stensil, подобна селекции с размытым краем. Она может быть легко преобразована в path или stensil и наоброт. Простая маска или stensil может быть скопирована в маску или stensil другого слоя, что является в действительности одним из основных приемов работы в Live Picture.

Слои изображений

Существует три вида слоев, способных содержать импортированные из внешних файлов растровые иллюстрации. Это слои вставки (insertion), деформации (distorsion) и оконтуривания (silouetting). Все слои имеют простую маску.

Слой вставки изображения не содержит ничего, кроме самого изображения, stensil и маски, повторяющей функции stensil. Изображение может быть как угодно отмасштабировано, повернуто, сжато, наклонено (skew) и т. д. При этом исходное изображение (повторюсь) никак не изменяется. Если я сжал картинку в пять раз, а потом решил "растянуть" ее почти до исходного размера, я не породил ни удаления лишних точек при первой операции, ни интерполяции новых при второй.

Слой деформации изображения (distorsion) полностью повторяет функции слоя вставки, дополняя их возможностью нелинейных геометрических искажений. Действие кисти freehand этого слоя полностью моделирует растягивание и сжатие изображения, нанесенного на неупругом резиновом листе. Дальнейшие подробности опустим - все-таки это статья, а не описание программы.

Слой silouetting, как следует из названия, предназначен для вставки "обтравленных" фрагментов изображения. В дополнение к функциям слоя вставки, silouetting имеет достаточно развитые средства интерактивного создания маски, основанные на цветовых контрастах. Сочетание средств слоя silouetting с традиционными приемами обтравки с помощью построения path позволяет выполнить достаточно сложную работу в короткое время. Не нужно только забывать, что в Live Picture конечный продукт обтравки - маска, а не векторный путь, и не пытаться использовать ее для построения clipping path (хотя такое понятие существует и поддерживается).

Слой копирования

Одна из первейших проблем при переходе от Photoshop к Live Picture - поиски инструмента rubber stamp или чего-то, его заменяющего. Хотя использование Live Picture для технической ретуши - неблагодарное занятие, имитация rubber stamp в режиме clone вполне возможна. Для этой цели используется специальный слой - image clone, создаваемый на основе слоя вставки изображения. Подобно слою distorsion, маска слоя clone содержит информацию о геометрическом перемещении точек с одного места на другое. Только вместо "собственного" слоя, как в distorsion, clone в качестве оригинала использует точки другого слоя. Работа в слое clone очень похожа на работу штампиком в Photoshop.

Слои эффектов

Слои эффектов в Live Picture, так же как и clone, не содержат собственных ссылок на изображения. Маски слоев эффектов воздействуют на нижележащие слои изображений, позволяя управлять их резкостью или цветовой гаммой. Существуют следующие слои эффектов: резкость, раскрашивание и цветовая коррекция.

Слои управления резкостью (sharpen/blur и sharpen/blur+) предназначены для глобального или локального поднятия резкости (sharpen) или размытия изображения (blur). Применяя один из двух соответствующих инструментов, вы заносите в маску слоя команду на коррекцию резкости в изображении, формируемом нижележащими слоями. Кисть переменного размера с мягким краем позволяет не мучиться с selection/feather при выполнении локальной корректировки резкости.

Слой раскрашивания (colorize) обеспечивает, как следует из названия, "подкрашивание" изображения в желаемый цвет, его затемнение или осветление. Как и в предыдущем случае, коррекция может быть локальной (с помощью кистей) или глобальной. Основное назначение слоя colorize - создание визуальных эффектов.

Для прецизионной цветокоррекции предпочтительно использование специального слоя color correction, предоставляющего средства, подобные replace color или selective color в Photoshop, но имеющего гораздо большие возможности по управлению выборкой области и алгоритма коррекции. Естественно, пространственное формирование маски для коррекции может быть выполнено кистью.

Слои для создания изображений

Если программа работает с растровой графикой, естественно ожидать в ней наличия инструмента (кисти), действительно что-то рисующего. Для создания новых изображений используются три типа слоев: одноцветный, многоцветный и слой рисованных эффектов.

Слой monocolor одноцветного рисунка просто "заливает" свою маску указанным цветом с регулируемой прозрачностью и мягкостью границ. Это идеальный инструмент для создания теней и подложек. В тех случаях, когда одного цвета мало, можно создать слой multicolor, в котором можно нарисовать любое многоцветное изображение. Наконец, слой рисованных эффектов (artwork) окрашивает свою маску в заданный цвет с переменной прозрачностью, создавая на краях своеобразные цветовые переливы. Простор для экспериментов не слишком широк, но неизбалованность публики подобными эффектами позволяет хорошему дизайнеру украсить свою работу чем-то совсем непохожим на KPT-фильтры.

Вместо резюме

Если вы внимательно прочитали концепцию слоев, то уже поняли, как реализована возможность работы с командами FITS. Поскольку реальной обработки изображений не происходит, вы можете в любой момент работы вернуться к любому слою независимо от "глубины" его залегания и удалить часть сделанной в нем работы или добавить новую. Поскольку за каждый вид коррекции отвечает свой слой, вносимые изменения вплоть до самого завершения работы допускают возможность "отката". В рассмотренном примере сделанный в самом начале stensil пришлось поменять после завершения работы над центральной частью изображения.


Пакет LivePicture призван не заменить, а дополнить Photoshop

Как этим пользоваться?

Я перечитал изложенное выше и убедился, что для читателя, с возможностями Live Picture не знакомого, написанное - маловразумительно без наглядных примеров. Поэтому без лишних слов перейдем к построению рекламного коллажа средствами Live Picture. Рекламная и дизайнерская идеи достаточно примитивны, но позволили достаточно эффектно применить почти все возможности рассматриваемой программы.

Рамка-виньетка

Первым этапом работы стало создание рамки-виньетки, окружающей основное изображение. Для этого в слой image distorsion я поместил черно-белый зимний пейзаж, отмасштабировал его (с искажением пропорций) и скадрировал по формату будущего плаката. Затем инструментом freehand слоя distorsion "отогнал" изображение от центра, формируя более насыщенную рисунком границу будущей рамки. Опору рамки составят два изогнутых дерева слева и справа. Нещадно перекрученную центральную часть можно не брать в расчет - после создания stensil она станет прозрачной. Для создания овального окна использовался инструмент "овал" палитры path, а степень размытости края была подобрана при преобразовании path to stensil.

Завершает первый этап окрашивание черно-белого изображения. Для этого над слоем изображения создается слой colorize, который сплошь заливается фирменным цветом производителя рекламируемого оборудования. Скопировав stensil из слоя изображения в слой раскрашивания (кстати, это делается простым перетаскиванием пиктограммы мышью), восстанавливаем прозрачность центральной части плаката.

Подложка

Теперь займемся подложкой, объединяющей, согласно рекламной идее, пейзажи четырех времен года. Для этого поместим в правом верхнем углу в слое image distorsion зимний пейзаж, растянув его примерно на 3/5 плаката по ширине и высоте. Новый слой вставляется непосредственно над background, а видимость вышележащих слоев (рамки) на время отключается.

Изображение деревьев слегка деформируется путем сдвига к правому верхнему углу, чтобы увеличить концентрацию внимания на будущей центральной части изображения.

Над слоем зимы вставляется еще один слой image distorsion, в правом нижнем углу помещается изображение весеннего цветущего дерева. Подобно предыдущему слою, изображение слегка деформируется, "отодвигаясь" от центра коллажа. В зоне перекрытия двух изображений маска верхнего слоя заполняется градиентной заливкой от 100% внизу до 0% вверху, что обеспечивает плавный переход от одного фрагмента к другому.

Процедура вставки повторяется еще два раза по тому же алгоритму. При этом обратите внимание, что последний, осенний пейзаж перекрывает не одно, а три нижележащих изображения. Поэтому маска соответствующего слоя корректируется не одним, а тремя градиентами: сверху вниз в зоне перекрытия "осень-лето", слева направо в зоне "осень-зима", и четырехточечным градиентом в правом нижнем углу.

Несмотря на это, центральная часть изображения-подложки выглядит достаточно грубо. Поскольку в дальнейшем центр будет все равно перекрыт другим изображением, будем считать достаточным небольшого размытия центральной части. Для этого вставляем слой sharpen/blur и "размазываем" центр изображения кистью blur большого размера.

Подложка почти готова. Однако для того, чтобы отвлечь внимание от ярких пейзажей и сконцентрировать его на центральном объекте, "подкрасим" пейзаж-подложку в любимые полиграфические цвета триадных грасок. Для этого создадим слой colorize и кистью максимально доступного размера окрасим углы в интересующие нас цвета. Обратите внимание, что размер кисти в экранных пикселах не меняется при изменении масштаба изображения, поэтому, уменьшив размер изображения на экране, мы можем дополнительно добиться эффекта увеличения размеров кисти по сравнению с изображением.

Центральный объект

Имея "в руках" готовую подложку и рамку, мы можем приступить к созданию центрального объекта. Соответствующие слои вставляются между подложкой и рамкой. Для лучшего визуального восприятия отображение соответствующих слоев временно отключено.

Центральный объект создается путем обтравки исходного изображения, для чего помещается на слой image silouetting. После непродолжительной, но достаточно рутинной работы создается маска, выделяющая интересующую нас часть изображения.

Тень под изображением создается с помошью слоя monocolor. Алгоритмов решить эту задачу несколько, в данном случае применена следующая последовательность действий.

  • Слой monocolor вставляется между слоями подложки и слоем с основным изображением.
  • Маска из слоя основного изображения копируется в слой тени monocolor;
  • Маска преобразуется в контур с высокой точностью, затем полученный контур превращается в stensil. Параметры преобразования path to stensil определяют степень размытости тени.
  • Весь слой заливается черным цветом с желаемой степенью прозрачности (примерно от 30 до 70% по воле художника). Честно говоря, я сперва сделал тень синего цвета (раскрашивание тени - задача элементарная), но черная тень воспринимается гораздо естественней.
  • Весь слой тени сдвигается вправо-вниз до достижения желаемого эффекта.

Следующий шаг - коррекция цвета и резкости. Для этого добавим над слоем, содержащим центральный объект, еще один слой sharpen/blur и тонкой кисточкой "подкрасим" требующие особой концентрации внимания детали автомобиля - фары, диски, зеркала, рельеф кузова. Результат повышения резкости едва заметен из-за значительного уменьшения иллюстрации.

Заключительный шаг - коррекция цвета. Добавляем очередной слой - на этот раз color correction - и задаем преобразование цвета, увеличивающее насыщенность желтого цвета. Затем маленькой кистью "подкрашиваем" фары. Аналогичной процедурой понижаем насыщенность цвета колесного диска.

Украшательство

Центральный сюжет готов, и работу можно было бы счесть законченной. Но мы не опробовали в работе один из самых интересных слоев - artwork, позволяющий придать нашему коллажу более законченный вид.

Для создания "ореола" вокруг центрального объекта включим видимость слоев, создающих подложку, поскольку достигаемый эффект существенно зависит от фона.

Создание маски в виде ореола для слоя artwork было выполнено преобразованием контура, состоящего из двух вложенных эллипсов. В результате такого преобразования создается размытое овальное кольцо. Степень размытости маски подбиралась экспериментально - слишком жесткая маска дает грубый контур, слишком размытая приводит к почти незаметному, очень прозрачному ореолу.

В качестве цвета и способа заливки можно попробовать любые сочетания - я остановился на эффекте Disko light, дающем радужный перелив вокруг ярко-синего цвета.

Если эффекты слоя artwork вам понравились, давайте продолжим работу. Создадим надпись - рекламный слоган, используя инструмент "текст" палитры path, затем преобразуем его в маску, подобрав небольшую степень размытости краев. (Вы не забыли предварительно создать новый слой artwork?) Указываем эффект liquid (жидкость) и ярко-синий цвет для создания полупрозрачной надписи. Затем инструментами палитры геометрических трансформаций поворачиваем надпись и наклоняем ее на необходимый угол.

Если вас интересует окончательный результат, включите видимость всех слоев.

Вместо заключения

Естественно, ценность дизайнерской идеи, заложенной в данный пример, близка к нулю. Автор стремился показать возможности программы и обеспечить достаточную "прозрачность" произведенных манипуляций для читателя, не имеющего собственной копии Live Picture. И еще несколько слов. Естественно, что все изображения в данной статье приведены с уменьшением. Реальный размер коллажа - 100Ё70 см. Работа выполнялась на Power Macintosh 8500/150, для Live Picture было отведено 100 Мбайт оперативной памяти. На момент начала работы (т. е. до записи исходных изображений) свободное дисковое пространство составляло менее 800 Мбайт. Вся работа была выполнена примерно за 3 часа "чистого" времени (чтение документации и придумывание текста исключены), еще 35 минут заняло построение выходного файла "весом" 350 Мбайт. Знаете ли вы другое средство выполнить подобную работу в указанных условиях и в названные сроки?

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • CorelDRAW Graphics Suite 2018

    Заключение: вы можете не согласиться с утверждением разработчиков о «самом радикальном обновлении в истории пакета», зато спорить с тем, что он стал ещё более полезен и незаменим, не приходится. А ещё вы можете купить его любым удобным способом — по подписной модели или обычным образом навсегда, заплатив только один раз.

     

  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Apple iPad Pro 2017

    iPad Pro 2017, Pencil

    Заключение: хотя по производительности новый планшет iPad Pro может конкурировать с ноутбуками, полностью заменить рабочие станции планшетами в издательском деле пока не получится. Однако появление полнофункциональных приложений для создания и обработки изображений позволяет дизайнерам, иллюстраторам и фотографам уже сейчас сделать своим основным рабочим инструментом iPad Pro с Apple Pencil. Главные недостатки планшета — традиционно высокая цена и всё ещё недостаточное внимание к нему со стороны разработчиков приложений.

     

  • Вывод офсетных форм как услуга 3.0

    Ситуация в секторе коммерческого вывода форм за последние годы стала сложнее: офсетный полиграфический рынок находится явно не на подъёме, типографии стараются экономить каждый рубль, а собственные мощности для вывода форм у некоторых компаний даже выросли. Закономерно повысилась конкуренция.

     

  • Какую выгоду даёт внедрение АСУП?

    Занимаясь плотно темой автоматизации типографий, заметил интересный феномен: почти все руководители типографий думают и хотят двигаться в этом направлении, но мало кто делает практические шаги. В некоторых типографиях издавна и безрезультатно пишут своей софт, кто-то приобрёл лицензионный продукт и годами мучается с его внедрением и адаптацией под техпроцессы своего предприятия.

     

  • Мультипаспорт

    Региональный менеджер по продажам и технологиям GMG в странах EMEA Стивен Акку с инженером по печати отдела технического развития Анастасией Власовой во время выставки Printech 2017 объяснили нам, почему разработанные их компанией новейшие технологии мультикрасочного профилирования могут стать для типографий универсальным пропуском в мир гарантированно точного воспроизведения цветов.

     

    На фото — Стивен Акку и Анастасия Власова на стенде GMG на drupа 2016

     


comments powered by Disqus