101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Шире не бывает

  • Игорь Терентьев
  • 7 ноября 1998 г.
  • 4928

В области изготовления наружной рекламы больших форматов конкурентов у устройств с шириной поля печати 3-5 метров практически нет


Жизнь «высшего общества»
Эволюция технологий
Специфика масштаба
Океаны данных
Надежность в квадрате
Широкие горизонты будущего

Реклама вошла в жизнь настолько прочно, что сопровождает нас на каждом шагу: на телевидении и радио, в периодических печатных изданиях и сети Internet, и, наконец, на улицах. Рекламные плакаты, установленные на стенах домов, специальных щитах, остановках общественного транспорта и самих транспортных средствах - это огромный рынок для компаний, оказывающих услуги по широкоформатной печати. Но чтобы изготавливать большие (например, форматом 3Ё6 метров) плакаты для установки на улице, необходимо использовать принтеры соответствующих размеров. Конечно, можно воспользоваться принтером меньшего формата, вывести на нем несколько отдельных полос, сварить их или склеить, покрыть защитной пленкой (ламинировать) и добиться нужного результата. Однако конкурировать со сверхширокоформатными устройствами по скорости и себестоимости печати обычные плоттеры не в состоянии.

Жизнь «высшего общества»

Если вы уже прочитали предыдущий обзор, то могли убедиться, что производителей плоттеров с шириной поля печати менее 3 м и выпускаемых ими различных моделей достаточно много - несколько десятков. Соответственно, велик и парк установленных устройств подобного класса - здесь счет идет на сотни тысяч.

Совершенно иная ситуация в «высшем свете» - чтобы посчитать всех производителей сверхширокоформатных моделей, достаточно пальцев на двух руках, а общее количество моделей не превышает двух десятков. Поэтому количество установок большинства моделей исчисляется десятками, или, реже, сотнями штук.

Пророки в своем отечестве...

Наши люди умеют работать и создавать качественные продукты. В очередной раз мы убедились в этом на выставке «Реклама-98», где главный технолог Ant Logic Владимир Галентовский продемонстрировал разработанный программистами компании первый российский программно-аппаратный комплекс процессора растровых изображений Total RIP.

Система работает на Sun-совместимой платформе, также собранной в России компанией R-Style. Минимальные требования к платформе - процессор UltraSPARC II с тактовой частотой не менее 270 МГц и оперативной памятью 128 Мбайт, а также жестким диском объемом 9 Гбайт с интерфейсами SCSI-II и Ethernet 100BaseT. Total RIP работает под управлением операционной системы Solaris 2.6 и старше.

В настоящее время реализована поддержка следующих устройств вывода - струйных VUTEk UltraVu 3300 и 5300, RasterGraphics DCS 5442/5400, PiezoPrint 5000 и 1000, а также электростатических Xerox (Versatec) 8944, 8954 серий I, II и III. В качестве входных форматов возможны различные версии файлов TIFF и EPS, в том чисел EPS со сжатием по алгоритму JPEG.

Основные достоинства Total RIP - высочайшая производительность и широкий набор сервисных функций. Программа позволяет масштабировать изображения, автоматически выбирать оптимальную раскладку несколько картинок разных размеров на поле печати, поворачивать изображения, выбирать типы растрирования (6 типов), кадрировать файлы, выполнять калибровку цветов, копировать изображения и управлять очередью заданий. При наличии нескольких подключенных устройств вывода можно выполнять параллельное растрирование заданий для них, причем использование многопроцессорной платформы еще более повышает производительность.

Открытый интерфейс системы позволяет быстро адаптировать ее для поддержки новых выводных устройств.

***

Как и в любом серьезном производстве, при изготовлении наружной рекламы рано или поздно возникает вопрос о повышении эффективности управления. Российская компания NewTech разработала профессиональную систему автоматизации производства для компаний-изготовителей рекламной и полиграфической продукции Dream Factory. Воплощая «сны» многих руководителей, Dream Factory позволяет: выполнять прием, расчет стоимости и оформление заказов, в том числе через Internet; визуально контролировать ход исполнения работ и прохождение заказов; автоматически распределять работы по выполнению заказов и учитывать необходимые материалы; формировать списки цен с учетом изменяющихся ставок налогов и рассчитывать стоимости заказов, а также многое другое.

Распространением программы занимается компания «Фарбис».

  
В настоящее время на рынке устройств сверхширокоформатной печати представлено всего шесть «с половиной» компаний. Почему «с половиной»? Дело в том, что если с двумя американскими производителями (SignTech USA и VUTEk), а также двумя японскими (Data Mate и LAC) все более-менее ясно, то взаимоотношения трех израильских фирм - NUR Macroprinters, Matan Digital Printing (MDP) и Scitex - не столь очевидны.

В 1992 году одно из подразделений компании NUR (позже оно отделилось и стало основой компании MDP) разработало принтер OutBoard, эксклюзивные права на распространение которого с 1993 года были предоставлены компании Scitex. В настоящее время компания Scitex все-таки приобрела MDP (которая войдет в подразделение Idanit), поэтому последняя новейшая разработка Matan Grand Jet также будет продаваться под маркой Scitex. В итоге компания Scitex становится обладателем двух самых быстрых в своих классах широкоформатных принтеров - Idanit 162Ad и Matan Grand Jet. При этом, к моменту публикации статьи, на серверах Web компаний Scitex и NUR можно было увидеть одну и ту же модель Blueboard. Правда, компания NUR предлагает еще и новый принтер Blueboard 2 с удвоенной скоростью печати, а также комплект модернизации Blueboard в Blueboard 2.

Эволюция технологий

Развитие широкоформатных принтеров неразрывно связано с развитием технологий печати. Кроме струйной, существует и применяется еще несколько технологий.

Компания Matan создала принтер Sprinter, который работает на основе термопереноса. Изображение в нем формируется за счет нагрева и последовательного переноса красителей CMYK с пленок на носитель. Эта технология обеспечивает достаточно хорошее качество печати, однако относительно дорога из-за большого расхода пленки с красителем. Кроме того, она накладывает ограничения на выбор носителей для переноса.

В электростатических принтерах (3M ScotchPrint 2000, сейчас разрабатывается модель 4000; а также модели компаний Xerox, RasterGraphics и других) изображение формируется при помощи электростатического заряда на промежуточном носителе, куда последовательно помещаются красители CMYK. После этого картинка переносится на запечатываемый материал и закрепляется. Подобные устройства отличаются достаточно высоким разрешением, высокой производительностью, но также и относительно высокой себестоимостью.

Компании Durst, Gretag и другие применяют в своих широкоформатных моделях лазерную и светодиодную технологии. Эти принтеры очень дороги и не могут печатать на материалах большой толщины или не выдерживающих нагрева, хотя обладают довольно высокой производительностью и низкой себестоимостью расходных материалов.

На «Витрине» - UltraVu 5300

Количество систем сверхширокоформатной печати, установленных в России, можно с легкостью пересчитать по пальцам. Второй десяток инсталляций в этом году открывают принтеры нового поколения с технологией пьезопечати - модели компаний VUTEk (самый первый 3-метровый UltraVu 3300 установлен в Ant Logic) и Signtech (модель Salsa с шириной печати 3 м установлена в компании «Фарбис»).

Первый в России принтер VUTEk UltraVu 5300 с шириной печати 5 м уже работает в рекламно-производственном комплексе компании «Витрина А» на Большой Почтовой. Технический директор «Витрина А» Олег Дадабаев подчеркивает, что это новая модификация UltraVu 5300, в которой количество печатающих головок доведено до 32 (по 48 сопел в каждой), за счет чего скорость печати в черновом режиме достигает 110 м2/час. Растровый процессор UltraWorks RIP (разработан компанией Harlequin), который входит в комплект поставки модели 5300, теперь работает на платформе Pentium II-400 и обеспечивает еще более высокую производительность обработки данных - растрирование плаката 3Ё6 м с разрешением 300 dpi занимает в среднем около 8 минут. Возможности RIP позволяют получать безстыковые изображения шириной 5 и длиной до 100 метров. Еще одна особенность UltraWorks - программа обеспечивает высокую степень сжатия данных, а шрифты, представленные в векторном виде, масштабируются до окончательного размера и только после этого растрируются. Таким образом достигается повышенное качество печати шрифтов.

Важным моментом является то, что UltraWorks позволяет довольно точно контролировать цветопередачу при выводе изображений. Это делается при помощи профилей ICC для различных режимов печати и материалов, а также автоматически прямо в процессе печати - если подключить денситометр типа X-Rite DTP 51.

Среди материалов, на которых позволяет печатать UltraVu, - бумага, самоклеящаяся пленка, обычный винил, строительная сетка и другие. Благодаря применению новых красок перечень материалов, на которых возможна печать, значительно расширен (в него вошли менее дорогие материалы). Поскольку принтер не обеспечивает двухсторонней печати, для производства конструкций с внутренней подсветкой клиентам предлагается транслюцентный баннер Panaflex компании 3M. По сути - это светорассеивающая пленка, на которой отпечатанное с внутренней стороны изображение хорошо видно не только с внутренней подсветкой, но и без нее. Еще один интересный запечатываемый материал 3M для оформления витрин - самоклеящаяся пленка со сплошной перфорацией.

Надо отметить, что компания «Витрина А» - весьма масштабное предприятие. Кроме VUTEk UltraVu 5300 здесь установлены еще и другие широкоформатные принтеры - электростатические Xerox 8954-III и 8954-III 3M Kit, пьезоструйный VivagrafX Xpress и аэрографический VUTEk UltraVu 3200i (ширина поля печати 5 метров, двухсторонняя печатающая головка); ламинатор SEAL 6000 Ultra; аппарат FIAB HF AB (для сварки винила и других материалов); шелкографические станки; полноцветный копир-принтер Xerox 5750 и другое оборудование. А в ближайших планах компании - приобретение широкоформатного высокопроизводительного принтера Idanit 162Ad.

  
Поэтому большинство производителей сверхширокоформатных принтеров выбрали для своих устройств различные варианты струйных технологий. В принтерах NUR используется технология непрерывной подачи чернил с электрическим отклонением капель (continuous inkjet). В моделях серии PowerJet компании SignTech капли чернил выбрасывались по команде, после чего поток воздуха направлял их на запечатываемый материал.

А вот 1998 год можно назвать годом пьезоструйной печати, причем эта технология стала преобладающей в принтерах практически любых форматов - от домашних до сверхширокоформатных «монстров». Эта технология позволяет добиться очень высокого качества отпечатков и повысить производительность. По мнению регионального представителя по продажам компании Idanit, являющейся сейчас подразделением Scitex, Михаила Денисова (мы встретились с ним во время выставки «ПолиграфИнтер '98» на стенде компании «Нисса», которая является официальным дистрибьютором широкоформатных принтеров Scitex), будущее именно за пьезопечатью.

И это будущее уже воплощено в последних моделях «сверхширокоформатников»: VUTEk UltraVu, Matan Grand Jet и Signtech Salsa.

У пьезоголовок есть один недостаток - они односторонние и, следовательно, не позволяют печатать одновременно с двух сторон материала (хотя это можно сделать, перевернув отпечаток вручную). Дело в том, что материал удерживается на очень близком расстоянии от головок за счет вакуумного прижима (это хорошо видно на фото). Поэтому применение двухсторонних головок, как в системах серии PowerJet (основанных на технологии воздушно-струйной печати), где с обеих сторон носителя оставалось достаточно много места, невозможно. Впрочем, по оценкам Алексея Немцова, технического директора компании «Фарбис» (Москва), соотношение одно- и двухсторонних заказов на широкоформатную печать составляет примерно 90% и 10%. Такое же соотношение наблюдается по заказам шириной до трех и более трех метров.

Специфика масштаба

Принимая решение о выборе сверхширокоформатного принтера, следует учитывать, что такие устройства весьма требовательны. Кроме довольно высокой стоимости самих принтеров (8-метровый VUTEk 7300 стоит около 745 тыс. долл.), придется учесть расходы на аренду производственного помещения. Например, вес SignTech Salsa 16S превышает две тонны, а длина - более 7 метров. Для работы с отпечатанными изображениями обязательно необходим огромный ровный стол, обладающий прочностью железобетона (или достаточно ровный пол), а также хорошая вытяжка.

Расход краски во время печати очень велик, поэтому объем емкостей для каждой краски составляет обычно 2 и более литров, причем краску можно доливать без остановки печати.

Изучая спецификации принтеров, необходимо обращать внимание на режимы печати. Как правило, максимальная производительность достигается в черновом однопроходном режиме (который, впрочем, из-за невысокого качества печати обычно является чисто технологическим). У разных производителей количество режимов также отличается. Например, скорость печати модели UltraVu 5300 в режиме максимального качества с разрешением 300 dpi снижается до 20 м2/ч, а принтер Salsa, разрешение которого постоянно и равно 200 dpi, в трехпроходном режиме выводит изображение со скоростью 27,9 м2/ч, а в восьмипроходном - 10 м2/ч.

Один из самых важных параметров печати - себестоимость. В сводной таблице, сопровождающей статью, приводятся данные по себестоимости, полученные из разных источников. Главный технолог компании Ant Logic (Москва) Владимир Галентовский считает, что минимальная себестоимость 1 м2 без запечатываемого материала Matan Grand Jet составляет около 1 долл., VUTEk UltraVu - 2 долл., а NUR Blueboard 2 - 1,5 долл. Правда, по оценке Георгия Харгиянова, генерального директора компании Wide Printing Technologies (входящей в корпорацию LBL), для принтеров NUR это число составляет все же около 2,5 долл. Впрочем речь идет о себестоимости печати, а цена печати 1 м2 (с учетом стоимости материала) на устройствах подобного класса в Москве составляет не менее 18 долл.

Океаны данных

Вы можете себе представить, какой объем исходных данных необходим для печати плаката размером 3Ё6 м с разрешением всего лишь 36 dpi (обычное разрешение для сверхширокоформатной печати)? Посчитать несложно - каких-то 138 Мбайт. Поэтому во всех рассматриваемых здесь моделях устанавливаются мощные компьютеры. Например, в VUTEk UltraVu 5300 их два. Один, работающий под управлением Windows NT, на базе процессора Pentium 200 MMX со 128 Мбайт оперативной памяти и двумя дисками по 6 Гбайт каждый. Здесь выполняется буферизация заданий на печать (при необходимости повторной печати изображения оно берется с жесткого диска в уже растрированном виде). Этот компьютер при помощи последовательного интерфейса RS 422 связан со вторым (Pentium 200 MMX, 8 Мбайт оперативной памяти), непосредственно управляющим печатающей головкой. Но для растрирования заданий на печать компания VUTEk поставляет в комплекте с принтером программный UltraWorks RIP. Растрированные данные поступают на принтер через сеть Ethernet 100BaseT. В компании Ant Logic разработали собственный RIP для высокопроизводительных цифровых устройств вывода - Total RIP, - который по некоторым параметрам превосходит продукты ведущих западных компаний (см. врезку «Пророки в своем отечестве...»).

Для принтеров Salsa, в которые встроен жесткий диск емкостью 9 Гбайт, в качестве внешнего RIP поставляется пакет Wasatch Poster Maker; вместе с принтером Scitex Blueboard продается пакет Blueboard Console, включающий Queue Manager, Ink Controller, Motion Controller и Fast RIP.

Большинство программных растровых процессоров (работающих, как правило, в среде Windows NT) для «сверхширокоформатников» обладают возможностью одновременной печати и растрирования заданий. Они позволяют обрабатывать несколько стандартных форматов, включая TIFF, JPEG, BMP, PostScript и EPS, а также некоторые специализированные - Scitex CT и RMX, Adobe Illustrator. Одной из стандартных функций для многих RIP стала система управления цветом, обеспечивающая калибровку с учетом различных материалов и красок, а также поддержание постоянства цветопередачи. Кроме этого, производители принтеров, как правило, поставляют готовые таблицы преобразования цветов или профили ICC для определенных сочетаний носителей и красок.

Надежность в квадрате

Сверхширокоформатные принтеры - это «станки» для фабрик по производству наружной рекламы. Поэтому проектируются они с большим запасом прочности, в расчете на длительную работу без остановок. В стоимость системы обычно входит установка и начальное обучение персонала. Все условия гарантии и ремонта в случае поломок оговариваются в договоре поставки. Например, компания Signtech дает на свои принтеры годовую гарантию, где оговорены доставка запчастей и устранение неисправностей в течение семи дней (для Москвы).

Нельзя забывать и о расходных материалах. Обычно производители рекомендуют использовать собственные носители и краски, только на них гарантируя получение качественных результатов. (Кстати, судя по спецификациями, наибольшую долговечность продукции сейчас обеспечивают принтеры Salsa, Grand Jet и Da Vinci, а точнее, используемые в них краски: производители гарантируют, что цвета изображения на плакате без ламинации или лакирования останутся неизменными в течение трех лет. Однако к заявленной производителями долговечности изображений следует относиться крайне осторожно - обычно эти параметры слегка завышаются. То же самое касается и заявленных характеристик производительности.)

Но эти же материалы чаще всего можно купить дешевле у других компаний, которые могут являться поставщиками для производителей принтеров. Поэтому не стоит «зацикливаться» на одном названии, тем более что и различных видов запечатываемых материалов для широкоформатной печати производится великое множество - от бумаги и пленок до винила и ткани. Впрочем, к выбору краски и растворителя следует подходить очень осторожно - использование неподходящих заменителей может привести к выходу из строя не только печатающей головки, но и системы подачи краски.

Широкие горизонты будущего

Подводя итог, можно отметить, что развитие технологий сверхширокоформатной печати пока не сделало их общедоступными, но это весьма прибыльный и быстро растущий рынок. Поэтому те, кто сумеют занять эту нишу, могут уже сейчас заложить фундамент своего будущего безбедного существования.


Автор благодарит работников компаний Ant Logic, Scitex, WPT (корпорация LBL), «Витрина А», «Нисса» и «Фарбис» за помощь, оказанную при подготовке публикации.
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Больше порядка

Ежедневники выпускают специализированные компании, книжные издательства, блогеры и даже музеи.

Текстильная печать: итоги, тренды, планы

В начале нового года принято подводить итоги прошедшего и строить планы на будущее. Publish решил узнать, как прошёл 2023 год и какие планы на 2024-й у руководителей компаний, занимающихся цифровой текстильной печатью, и задал им несколько вопросов.

Выставка UPAKEXPO

Международная специализированная выставка упаковочного оборудования и готовых упаковочных решений под этим названием проводится впервые, хотя это всё та же знакомая нам upakovka. Ключевая идея UPAKEXPO — обмен профессиональным опытом и информацией по основным темам упаковочной отрасли. Ниже вы найдёте список экспонентов, которых мы отобрали как наиболее интересных для наших читателей.

Как дела у РПК?

Рекламно-производственные компании в 2023 году и анализ результатов их деятельности.

Дизайнерская бумага: рыночные вызовы и тренды

Фактически два года российская экономика находится в условиях беспрецедентно жёстких экономических санкций, которые затронули каждую сферу производства, в том числе такую, казалось бы, малозначимую область, как печать рекламной продукции на дизайнерской бумаге. Для некоторого числа типографий сокращение объёмов импорта материалов вызвало определённые проблемы, но прошёл значительный отрезок времени, и ситуация стала проясняться.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 20