1998.11.07, Автор: Боб Уэйбел4513 прочтений

Мониторы, которые не "врут"

Теги: Справочник покупателя Справочники покупателя Publish

Калибруемые мониторы высшего класса обеспечивают стабильный и предсказуемый цвет, которому можно доверять


Зачем нужна калибровка
Колориметр
Методы калибровки
О спецификациях
Плюсы

Пол Смит, фотограф из Лос-Анджелеса, прекрасно понимает всю важность правильной цветокоррекции изображений. Его оцифрованные фотографии часто приобретают такие издания, как People, Good Housekeeping и лондонский Times. «Чем более качественные изображения я сделаю и передам своим клиентам, тем выше вероятность, что они будут опубликованы», - считает Смит. Вот почему недавно он модернизировал видеоподсистему своего Macintosh, установив калибруемый монитор. Его новый 21-дюймовый Mitsubishi SpectraView 1000 позволяет выполнять реальную цветокоррекцию прямо на экране, а клиенты получают обработанные фотографом изображения, цвета которых практически готовы к публикации

Обещание качественной цветопередачи для печатных или даже экранных изображений, подготовленных к использованию в Web или мультимедийных приложениях, всегда было довольно рискованным предложением, но издатели настойчиво стремились к этому идеалу. Ведь оценить или одобрить изображение либо полосу на экране значительно проще, быстрее и дешевле, чем сделать цветопробу с присланных курьером пленок или цифровую - с переданного по электронным каналам файла. И все же даже если пользователи, подобно Смиту, не претендуют на замену «твердой» цветопробы экранной версией, а нуждаются лишь в более точной передаче цветов на экране, обычные мониторы не дают достаточной гарантии чистоты и постоянства отображения цветов

В данном обзоре рассматриваются некоторые не совсем обычные модели - которые называют «калибруемые мониторы» - компаний Barco, LaCie, Miro Display и Mitsubishi, которые разрабатываются со встроенными функциями, гарантирующими постоянный и предсказуемый цвет. Калибруемые мониторы стоят несколько дороже, чем обычные мониторы с близкими характеристиками, но дополнительные затраты вполне окупаются тем, что пользователи при подготовке печатной и электронной продукции могут полагаться на качество экранного изображения

Зачем нужна калибровка

Если говорить коротко, то использование в мониторах электронно-лучевых трубок (ЭЛТ) порождает серьезные проблемы при отображении цветов. Видимое изображение формируется лучами электронов, пробегающими по группам красного, зеленого и синего люминофоров, нанесенных на внутреннюю поверхность стеклянного экрана. Когда луч попадает на люминофор, он загорается красным, зеленым или синим светом - в зависимости от типа. Но это довольно тонкий процесс: чтобы гарантировать хорошую цветопередачу, электронные лучи, пронизывающие трубку, должны очень точно контролироваться сложным набором электромагнитов. Кроме того, со временем изменяются и характеристики самого люминофора, что также приводит к изменению точности отображения цветов

Рассматриваемые здесь калибруемые мониторы содержат специальные схемы, обеспечивающие обратную связь на уровне схем управления электронными лучами. Например, для того, чтобы добиться точного отображения белого цвета, необходимо постоянное сведение трех лучей электронов, причем на всех участках экрана. Освещенные люминофоры красного, зеленого и синего цветов всегда дают один и тот же цвет. Поэтому для отображения различных цветов и оттенков должна изменяться интенсивность потока электронов, определяющая яркость свечения люминофора. Это означает, что для получения на экране цветов (включая все оттенки, от самого яркого до самого темного), совпадающих с цветовыми значениями реального цифрового файла изображения, необходимо обеспечить точное управление усилителями для красной, зеленой и синей пушек

Колориметр

Для надежной обработки цветов калибруемый монитор должен иметь способ «видеть» изображение на экране, что позволит ему выполнить самонастройку внутренних схем для достижения правильных цветовых значений. Именно для этого предназначен подключаемый к монитору колориметр. Колориметр - это устройство, измеряющее цвет с точки зрения значений красного, зеленого и синего цветов. (Не следует путать колориметр с денситометром, который измеряет общий уровень поглощения света печатным оттиском, а также со спектрофотометром, измеряющим длины волн светового излучения.

Колориметр калибруемого монитора - с его трехкомпонентными (красным, зеленым и синим) сенсорами - обычно подключается при помощи присоски к участку монитора, где выводится эталонное изображение. Программный пакет для калибровки последовательно отображает в этом месте различные оттенки серого, красного, зеленого и синего цветов. Колориметр измеряет цвета и передает результаты по кабелю в компьютер. На платформе Macintosh чаще всего для этого используется интерфейс ADB, а на PC или рабочей станции Unix - последовательный порт. Еще один провод, через последовательный порт, соединяет компьютер и монитор. С его помощью можно непосредственно управлять цепями видеоусилителей красной, зеленой и синей электронных пушек. Такая схема калибровки требует наличия специального порта, которых нет на обычных мониторах

Программа калибровки принимает значения RGB от колориметра, сравнивает их с эталонными значениями и посылает специальные команды на управляющие цепи монитора. Эти команды настраивают видеоусилители таким образом, чтобы добиться как можно более точного совпадения входных и выходных значений цветов. После того как все настроено, новые параметры фиксируются, а программа создает откорректированный профиль ICC, либо в другом формате, который используется в одной из систем управления цветом. Чтобы убедиться, что цвета не «ушли», либо исправить появившиеся изменения цветопередачи, процедура калибровки обычно выполняется каждые две недели. В комплект всех рассматриваемых в обзоре мониторов входят и программы для создания профилей ICC

Следует помнить, что калибровка и управление цветом - это два связанных, но решаемых по отдельности вопроса. Калибровка - это настройка режима работы определенного устройства, такого как монитор, в соответствии с заданными характеристиками. Если видеоадаптер компьютера посылает сигнал для вывода определенного цвета (который находится в пределах цветового охвата монитора), то монитор должен в течение всего дня и всех последующих дней отображать правильный цвет. С этой точки зрения калибровка является зависимым от устройства процессом. С другой стороны, управление цветом ориентировано на получение одинакового цвета с нескольких устройств, таких как принтеры, мониторы и сканеры. Калибруя монитор, пользователь добивается того, что цветовой профиль, который затем будет использоваться системой управления цветом, остается точным

Методы калибровки

В менее дорогих продуктах для калибровки мониторов (таких как Optical компании Color Partnership), которые работают с обычными, некалибруемыми мониторами, также используются колориметры, но они не взаимодействуют с внутренними электронными схемами мониторов. Вместо этого они изменяют значения цветов, выдаваемые видеоадаптерами компьютеров, корректируя таблицы замены цветов (color lookup table, СLUT) адаптеров

По методу CLUT некоторые цветовые сигналы, передаваемые на монитор, уменьшаются. Например, программный калибратор, ориентированный на CLUT, не может увеличить уровень красного цвета (этого можно добиться только при помощи органов управления монитора), чтобы сделать цветовую температуру монитора более «теплой». Вместо этого калибрующая программа слегка приглушает величины синего и зеленого сигналов, выходящие из видеоадаптера. Обычно программа в состоянии изменять эти значения только в пределах фиксированного количества шагов, а не плавно, как выполняется внутренняя настройка усилителей монитора. Поэтому калибровка через CLUT может привести к снижению яркости изображения, и, следовательно, недостаточной проработке деталей в тенях, а также к появлению более заметных, чем в калибруемых мониторах, переходов от цвета к цвету

Однако такие продукты, как Optical (695 долл. для Macintosh и Windows; 995 долл. для SGI), поставляемые в комплекте с колориметром, могут работать с любым монитором и значительно улучшить цветопередачу. К подобным программно-аппаратным комплектам для калибровки относятся также Color Ecore for Monitors (для Macintosh, 844 долл.) компании SouthWest Software, новый калибратор SuperPress (для Macintosh и Windows, 649 долл.) и Color Monitor Optimizer (для Macintosh и Windows, 895 долл.) компании X-Rite

Если в распоряжении верстальщика или художника имеется монитор с возможностью ручной настройки уровней красного, зеленого и синего цветов, цветовой температуры или точки белого, то ничто не мешает ему настроить цветопередачу монитора вручную - то есть сделать то, что калибруемые мониторы выполняют автоматически. На практике компания Optical даже поставляет в комплекте с калибратором утилиту для ручной калибровки, которая облегчает этот процесс

О спецификациях

Изучая характеристики различных моделей, можно сразу заметить, что мониторы Barco значительно дороже остальных. Это связано с тем, что в них встраиваются специальные электронные схемы, которые постоянно проверяют и настраивают интенсивность пучков электронов электронно-лучевой трубки, что обеспечивает поддержание баланса белого, черного и серого цветов. Компания Barco идет еще дальше, выполняя в заводских условиях характеризацию каждого отдельного монитора, после чего полученные данные «зашиваются» в микросхему изделия. Это позволяет контроллеру монитора постоянно проверять выходные сигналы и поддерживать их соответствие исходному профилю

Прощай, Radius, здравствуй, Apple

Вероятно, многих читателей удивило отсутствие в списке калибруемых мониторов Radius, а также появление марки miro Display с моделью PressView XL. Все объясняется весьма прозаично. В августе текущего года компания Radius продала линию своих мониторов южнокорейской группе KDS за 6,2 млн. долл. По условиям договора в собственность KDS переходят несколько торговых марок Radius, а также лицензии на программное обеспечение и другую интеллектуальную собственность, связанную с линией мониторов.

Несколько ранее, в 1997 году, KDS America приобрела подразделение по производству мониторов немецкой компании miro - miro Display. Теперь продажей и маркетингом бывших мониторов Radius по всему миру будет заниматься miro Display.

Компания Radius будет продолжать разработку и продажу программного обеспечения для цифрового видеомонтажа.

***

В список калибруемых не попали новые мониторы Apple ColorSync, вероятно, из-за отсутствия у них отдельного порта для калибровки электронных пушек, а также внешнего калибратора в стандартной поставке. Тем не менее две модели ColorSync с диагоналями 17 и 20 дюймов заслуживают отдельного упоминания, поскольку построены с использованием технологии Apple DigitalColor и включают внутренний калибратор, обеспечивающий автоматическое поддержание точности и насыщенности цветов. Все функции настройки монитора, в том числе настройка белой точки в диапазоне от 4100 К до 9300 К, выполняются программным способом при помощи экранных регуляторов.

Мониторы Apple ColorSync включают ЭЛТ Sony Trinitron с шагом решетки 0,26 мм; максимальная частота регенерации 17-дюймовой модели (разрешение 1280Ё1024) и 20-дюймовой (1600Ё1200) - 75 Гц. Мониторы совместимы как с Macintosh, так и с PC. В Москве ориентировочная стоимость Apple ColorSync 17 - 890 долл., Apple ColorSync 20 - 1300 долл.

Игорь Терентьев
  
Некоторые конкурирующие с Barco производители признают, что технология этой компании позволяет добиваться более точной и устойчивой цветопередачи, но считают, что для большинства пользователей мониторы с такими характеристиками являются излишеством, а следовательно - слишком дороги. По мнению Люка Брунета, менеджера по продуктам для работы с цветом компании LaCie, современные технологии изготовления компонентов ЭЛТ обеспечивают более стабильное, чем раньше, воспроизведение цветов. Поэтому реализованная в мониторах Barco тесная обратная связь для некоторых пользователей может быть уже не так важна, как раньше

Прочие стандартные характеристики мониторов дополняют общую картину. Для мониторов на основе ЭЛТ, которые называют 17-, 19-, 21-дюймовыми и другими, количество дюймов означает реальную длину диагонали экрана. Размер видимой области изображения означает величину реально отображаемой на экране картинки. Максимальное разрешение показывает максимальное количество элементов изображения (пикселов), которое данная модель отображает по горизонтали и вертикали. Все описываемые модели обладают разрешением не менее 1600Ё1200 пикселов, чего вполне достаточно для отображения разворота журнала в натуральную величину, хотя при таком разрешении текст и детали изображений могут оказаться слишком мелкими для просмотра на 17-дюймовом мониторе. Резкость изображения на мониторе зависит также от шага точек, который обычно описывается как минимальное расстояние между точками люминофора на экране одного цвета. Это особенно заметно при более высоких разрешениях, когда чем меньше шаг точек, тем больше цветных точек помещается на одном сантиметре, и, следовательно, тем выше четкость изображения на экране

Разрешение и производительность монитора тесно связаны с частотой горизонтальной развертки (или частотой строк). Эта частота, измеряемая в килогерцах, показывает, как много строк пикселов монитор прорисовывает на экране за одну тысячную секунды. Частота регенерации, измеряемая в герцах, означает, как много раз в секунду на мониторе обновляется изображение. Мониторы, у которых частота регенерации менее 75 Гц могут мерцать, а при повышении разрешения эта частота падает, поэтому следует обращать внимание на эти характеристики в спецификациях. Например, мониторы серии Electron компании LaCie могут поддерживать частоту кадров 85 Гц вплоть до разрешения 1600Ё1200. А монитор PressView XL компании Miro при разрешении 1800Ё1350 пикселов обновляет изображение со скоростью 81 кадр в секунду

Плюсы

В комплекте с несколькими описываемыми моделями имеются защитные капюшоны, которые закрывают монитор сверху и по бокам, и частично защищают экран от внешнего освещения, создавая относительно благоприятные условия для просмотра изображения. Это важно, поскольку условия внешнего освещения оказывают значительное влияние на восприятие цветов. Если только у вас нет возможности работать в комнате без окон и с контролируемым освещением, наличие капюшона, прикрывающего экран, может быть весьма важным фактором

Следует помнить, что калибруемые мониторы работают как программно-аппаратные комплекты, и, следовательно, они разрабатываются для определенных платформ. Модели LaCie работают только с компьютерами Macintosh, в то время как компания Mitsubishi поставляет комплекты SpectraView как для Macintosh, так и для PC. Колориметр Optisense компании Barco совместим только с Macintosh, но мониторы Barco и программные средства работают и на других платформах, включая рабочие станции Unix, с помощью приборов GretagMacbeth, Minolta, Sequel и X-Rite. В комплекте с монитором Personal Calibrator компании Barco за 395 долл. можно приобрести Barco Optisense 3, но этот монитор работает также с такими измерительными устройствами, как GretagMacbeth Spectrolino, Minolta CRT Calibrator, Radius ProSense Display Calibrator, DTP-92 и Colortron 2 компании X-Rite

Большинство программ калибровки позволяют вручную настраивать геометрию экрана непосредственно с компьютера, корректировать наклон и другие искажения изображения без помощи органов управления, расположенных на передней панели монитора. (Эта функция присуща всем описываемым приложениям для калибровки.

Смит считает, что фотографы, работающие с недостаточно точными мониторами, часто посылают заказчикам изображения, которые были неверно «исправлены» - настолько неверно, что в действительности значительная часть данных об изображении безвозвратно теряется. Когда же издатели пытаются исправить «исправления», исходных данных уже не хватает, от чего страдает качество. «Раньше я калибровал свой монитор на глаз, - рассказал он. - Но после того как был подключен и откалиброван новый SpectraView, я убедился в том, что некоторые из откорректированных мною ранее файлов выглядели не очень хорошо»

В конечном итоге калибруемые мониторы, безусловно, дороже обычных, но, как убедился Смит, дополнительные затраты оправдываются, поскольку улучшенные функции настройки позволяют упростить технологический процесс и избежать дорогостоящих ошибок


Внештатный редактор Боб Уэйбел пишет для журнала Publish обзоры по современным аппаратным средствам.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:

comments powered by Disqus