1998.05.08, Автор: Алексей Ильин2537 прочтений

Теория автоматов

Теги: Стратегия Стратегия Publish

Иностранцы делают это лучше
А знают ли в Америке, как им живется хорошо?
Человек неорганизованный
Когда грянет золотой дождь инвестора
Вместо заключения
Мнения технических директоров по поводу QPS и Baseview
Quark Publishing System (QPS)
Baseview
Системы на заказ - опыт США
Российские разработки

Проблема организации редакционного труда встала одновременно с появлением первого периодического издания. С тех пор он будоражит умы главных редакторов и всего управленческого аппарата любой газеты и журнала. Тем, кто в периодическом издании не работал, этой заботы не понять. Трудно поверить, но функции штатных сотрудников российских газет и журналов в большинстве случаев регламентируются лишь массой устных инструкций и негласных правил, сложившихся за время существования издания, постоянными совещаниями с редакторским составом и распределением прав доступа к пространству общего файл-сервера. Так о каком порядке речь?

Весь процесс создания очередного номера окружает проникновенная атмосфера хаоса. Рабочее время распределено неравномерно. Отставания от графика - норма, участники процесса задерживаются на рабочих местах намного дольше запланированного, а несколько часов непосредственно перед подписанием в печать похожи на предсмертный бой трехсот спартанцев при Фермопилах. Выход каждого номера достигается исключительно самоотверженным трудом ветеранов печатного органа. И каждый новичок в редакции рушит стройную конструкцию взаимодействия, ставя всю затею под угрозу срыва.

Создается впечатление, что, вооруженные новейшими технологиями, отечественные редакции работают, как и много лет назад, когда компьютер журналиста - не более чем усовершенствованный вариант пишущей машинки, в руках корректора все тот же карандаш, а начальник отдела верстки раз за разом, лихорадочно листая распечатки макета, выискивает место для невовремя подоспевшей сенсации.

Иностранцы делают это лучше

Тем временем компании "ТЕРЕМ" и SoftUnion в поисках логического развития своего бизнеса приняли решение выйти на рынок с принципиально новой продукцией - системами автоматизации редакционных процессов или, если соблюдать идейную точность, системами подготовки публикаций. В очередной раз отечественным издателям было предложено перенять прогрессивный опыт зарубежных коллег, активно использующих названные технологии для оптимизации редакционного труда.

О предлагаемых российским издателям системах на Западе всерьез заговорили в начале 90-х годов. Согласно рекламе, они призваны снять множество проблем современного издания: привести, наконец, процесс подготовки номера в стройный вид, строго разграничить права и обязанности каждого сотрудника, сократить число используемой техники, рабочих мест, свести время подготовки издания к минимуму. Иными словами - поставить создание номера на поток, преобразовав редакцию в отлаженный механизм, работающий без сбоев и упреков.

Решается эта задача, скажем так, программно-идеологическими методами. Термин "автоматизация" здесь не совсем подходит. Автоматизация - это когда компьютерная система действительно что-то делает за вас и вне вашего участия. Поэтому говорить о системах автоматизации редакционных процессов можно лишь с появлением автокорректоров, автоверстальщиков, авторедакторов и автожурналистов. В данном случае система автоматизирует редакционную деятельность настолько, насколько способна автоматизировать жизнь делового человека программа-органайзер.

Основной принцип, реализуемый в системах подготовки публикаций, - предложить редакции некий шаблон работы, сводящий возможные конфликтные ситуации при создании номера к минимуму, делающий процедуру подготовки номера "прозрачной", более контролируемой. Фактически редакции предлагается новая схема работы, новая идеология, которую потребуется перенять всем участникам подготовки номера, вне зависимости от места, которое они занимают в этом процессе.

Рассматриваемые системы предлагают следующий порядок работы над номером. Изначально редактором и художником задается макет, лучше, если на несколько дней вперед. Автоматически высчитывается объем текста каждой статьи на странице и размеры каждой иллюстрации. Журналисты ограничены в объеме создаваемого материала и пишут его ровно столько, сколько нужно. Корректоры правят. Иллюстраторы сканируют изображения заданных размеров. Карикатуристы рисуют картинки определенного формата. Верстальщики располагают (вернее, "подключают") все это на макете, оформляют заголовки. Редакторы следят за течением процесса создания номера.

Организованы системы подготовки публикаций следующим образом. Ядро системы - некая база данных, к которой обращаются, согласно заранее распределенным правам доступа, различные члены редакции и которая обеспечивает их взаимодействие. Все документы в базе данных проиндексированы по заранее определяемым пользователями категориям, что позволяет затем осуществлять выборку и поиск, а также следить за ходом работы над каждым документом. Можно также организовывать информационные потоки, адресовать документы определенному кругу лиц, отображать только последнюю версию документа, сохраняя при этом предыдущие, архивировать старые номера, не заботясь о том, что в архив попадут лишние файлы, рассылать сообщения, а также выполнять еще достаточно большое количество операций.

С базой данных взаимодействуют: ПО для журналистов, редакторов и корректоров, QuarkXPress с определенным количеством специальных расширений, ПО планирования номера, ПО администрирования, некоторые другие модули, набор которых зависит от конкретной системы.

А знают ли в Америке, как им живется хорошо?

Предлагаемые российскими компаниями-дистрибьюторами системы подготовки публикаций содержат столько же общих черт, сколько и различий. Каждая имеет свои особенности, преимущества и недостатки (см. приложение). По большому счету, предлагаемые на российском рынке системы и не являются прямыми конкурентами, поскольку нацелены на разных потребителей.

Вопрос, насколько эти потребители способны на новое предложение дистрибьюторов адекватно отреагировать. В компаниях "ТЕРЕМ" и SoftUnion считают, что объем потенциальных инсталляций измеряется десятками. Однако издательские дома, так дружно покупавшие новейшее издательское оборудование, во мнениях относительно систем подготовки публикаций разделились. Первый напрашивающийся вопрос: а так ли хорошо с этими системами на Западе?

То, что процесс перехода от закрытых издательских систем к открытым в крупных зарубежных издательских домах был достаточно стихийным, - общеизвестный факт. Чем больше издательский дом, тем сложнее заниматься его техническим переоснащением. Поэтому в крупных издательствах зачастую используется такой широкий спектр компьютерной техники, что связать ее в единый производственный процесс стандартными средствами вряд ли представляется возможным. В большинстве случаев задача решается специально нанятой командой разработчиков, позволяющей наладить хоть какое-то взаимодействие в редакциях, пусть и не столь высокоорганизованное. Что не мешает изданиям оставаться авторитетными и раскупаемыми.

На данный момент, по оценкам журнала Folio, системы подготовки публикаций используют 20-25% американских редакций. Лидирует система Baseview с 2,3 тыс. инсталляций, уверенное второе место занимает Quark Publishing System, внедренная в 500 редакциях. Масштабы распространения конкурирующих систем с ними несопоставимы: ближайший соперник P.Ink Press, достаточно распространенная на германском рынке и в некоторых европейских и азиатских странах система, насчитывает всего около 40 инсталляций. По нашим данным, количество фирм, автоматизировавших 10-20 изданий, достаточно велико, но их системы претерпевают большие изменения от издания к изданию, т.е. фактически переписываются (см. предыдущий абзац).

Человек неорганизованный

Тем не менее, системы подготовки публикаций достаточно быстро завоевывают рынок иностранной прессы, хотя и встречают здоровый скепсис ветеранов издательского бизнеса. Просто вопрос организации труда редакции простирается намного дальше отсутствия нужного ПО. Неорганизованность редакции - проблема глобальная. Вероятно, по-настоящему слаженная работа в издании начнется после увольнения последнего сотрудника редакции - отсутствие человеческого фактора, безусловно, поднимет слаженность процесса подготовки номера на новые высоты.

Люди неорганизованны по натуре, а люди творческие - особенно. Как утверждают сотрудники электронных СМИ (читай Internet-изданий), несмотря на то, что время технических работ по созданию очередного номера стремится к нулю, поскольку верстать и печатать нечего, материалы все равно сдаются в последний момент, и решается эта проблема только с приобретением трудовым коллективом опыта работы.

Всячески критикуется и идеология описанных систем подготовки публикаций. Жестко спланированный макет, с одной стороны, весьма удобен. Однако предугадать события в наше время и в нашей стране (да и не только в нашей) едва ли реально.

Представим такой вариант: все идет по плану, журналисты работают, материалы готовятся без задержек, началась верстка. И тут приходят сообщения об отставке правительства, кризисе на финансовых рынках, банкротстве Microsoft, сенсационных трансфертах в спортивных командах. Ни одна, даже самая совершенная система, подобного развития событий запланировать не в состоянии. Все. Работу можно начинать заново.

Когда грянет золотой дождь инвестора

Однако, безусловно, главной причиной раздумий российских издательств стала стоимость вышеописанных систем. Система подготовки издания - не коробка с Adobe Photoshop. Ее стоимость не просто в несколько раз выше и сильно зависит от числа рабочих мест. К этому нужно прибавить затраты на обучение персонала редакции (а это, как было упомянуто в начале статьи, практически весь штат) и обслуживание системы, которые в ее стоимость также автоматически включаются. При самых скромных запросах получается сумма около 100 тыс. долл. Солидному издательскому дому потребуется никак не меньше полумиллиона. Готовы ли российские издатели, а вернее, их инвесторы, платить такие деньги, если их продукция вполне исправно выходит и сейчас?

Российские газеты - не New York Times или Boston Globe, создание которых действительно требует титанических усилий редакции: трудно себе представить, как можно работать с таким количеством материалов "вручную". Останутся ли востребованными потенциальные мощности систем подготовки изданий в российских условиях в ближайший год-два - большой вопрос.

Безусловно, в редакции любого отечественного издания жаждут порядка. Многие издательские дома уже достигли того критического числа сотрудников (а некоторые его давно превысили), когда контролировать работу административными методами становится невозможно. Идеи о создании специального программного обеспечения витают и находят свое воплощение в редакциях. Возможно, компании-дистрибьюторы занялись системами подготовки публикаций даже немного поздно: в ИД "Коммерсантъ" и редакции газеты "Русский телеграф" уже работают самостоятельно разработанные системы (см. приложение).

В редакции газеты "Новые известия" тоже достаточно много наработок (в основном по работе с сообщениями информационных агентств), хотя о создании полноценной системы подготовки публикаций речь не идет.

ИД "Комсомольская правда" приобрел QPS у европейского интегратора. Сейчас над адаптацией системы работает штат программистов издательского дома.

Все это говорит о том, что системы подготовки изданий определенный спрос на российском рынке найдут. Вопрос в том, насколько он будет велик. Совершенно определенно, что в случае стремительного появления на рынке прессы амбициозной газеты новой генерации шансы появления у нее системы подготовки издания максимально велики. Настолько, насколько велика вероятность того, что оборудование будет приобретаться у компаний "ТЕРЕМ" или SoftUnion.

Издательские дома с большим стажем работы будут ждать опыта первой компании, установившей ту или иную из предлагаемых систем, чтобы понять, насколько безболезненно пройдет интеграция.

Вместо заключения

Так или иначе, предложение создано. Совершенно определенно, внедрение одной из рассмотренных в этой статье систем - новая ступень в развитии издательства, открывающая массу новых возможностей и переводящая работу редакции на совершенно иной уровень взаимодействия. Но чтобы преодолеть эту ступень, нужны немалые деньги, а выгоды от использования системы подготовки изданий не столь наглядны, как, скажем, при покупке нового пре-пресс оборудования.

В редакциях еще распространено мнение, что свои разработки - более разумное решение. Показательно, что в двух новых и наиболее современно оснащенных газетах, появившихся прошлым летом ("Новые известия" и "Русский телеграф"), ведутся подобные работы.

Надо полагать, обвального спроса на QPS и Baseview не последует - и за реально заинтересовавшихся издателей надо будет побороться. К лету SoftUnion завершит локализацию, к осени проблемами использования QPS смогут поделиться "Комсомольская правда" и "Семь дней" (первая победа компании "ТЕРЕМ"). По-настоящему оценить потенциал этих систем можно будет лишь ближе к выставке "Полиграф-интер". Тогда и сделаем выводы.


Автор выражает признательность Александру Тепленко ("Новые известия"), Сергею Бунову ("Спорт-Экспресс"), Евгению Баварскому ("Русский телеграф"), Андрею Панкратову ("Комсомольская правда"), Виталию Ларину ("Аргументы и факты"), Марату Хасанову ("Вечерняя Москва"), Константину Мамонтову ("Московский комсомолец"), компаниям SoftUnion и "ТЕРЕМ" за помощь в подготовке статьи.

Мнения технических директоров по поводу QPS и Baseview

Александр Тепленко, "Новые известия": "Необходима система подготовки публикаций или нет - зависит в первую очередь от методов работы редакции. Мы пока ни в чем подобном не нуждаемся. В "Новых известиях" работают люди, выпускавшие вместе газету "Известия" не один год. Новый номер никогда заранее не планируется. Мое мнение, что подобные системы стоит внедрять, если количество ежедневных изданий в ИД более пяти".

Сергей Бунов, "Спорт-Экспресс": "При специфике нашего издания, когда последняя информация нередко размещается за 40 минут до подписания номера, подобная система, безусловно, нужна. Но это произойдет не скоро - слишком о больших деньгах идет речь. К тому же остается много вопросов по локализации".

Андрей Панкратов, "Комсомольская правда": "На данный момент мы имеем 5 редакций в Москве и 50 на периферии - больше, чем кто бы то ни было. В работе с ними QPS нам, безусловно, поможет. Система удобная. Все вопросы по русификации решаемы. QPS вполне работоспособна и в том виде, в котором продается в Европе. Другое дело, что зачастую она работает на 25%. Мы намерены выжать из нее хотя бы 80%".

Виталий Ларин, "Аргументы и факты": "Многие журналисты подсознательно хотели бы работать с системой подготовки публикаций, хотя бы для того, чтобы больше участвовать в процессе верстки материала. Но нам подобная система сейчас едва ли нужна. По старинке - необязательно хуже".

Евгений Баварский, "Русский телеграф": "Требования к системам подготовки публикаций весьма индивидуальны, все зависит от конкретного издания. Сменился главный редактор - изменились принципы работы. У нас работают специалисты, которые занимаются созданием систем организации редакционных процессов уже около 10 лет. Они способны создать систему ничуть не хуже, чем QPS или Baseview. При этом она будет учитывать особенности нашей редакции".

Марат Хасанов , "Вечерняя Москва": "На новом оборудовании, в помещении после ремонта QPS выглядела весьма и весьма привлекательно. Но количество рабочих мест, которые надо подключать к системе, больше, чем кажется на первый взгляд. Мы посчитали - оказалось не меньше двухсот. Весь вопрос - где взять такие деньги".

Константин Мамонтов, "Московский комсомолец": "QPS, при ее цене и наших объемах и сложившейся организации работ на данный момент нам не необходима. Baseview во многом привлекательнее. А сейчас достаточно большое количество программ мы пишем самостоятельно - силами 3-5 "невыделенных" инженеров".


Quark Publishing System (QPS)

Система разработана компанией Quark, Inc. Поставляется на российский рынок компанией "ТЕРЕМ" в статусе сертифицированного системного интегратора.

Quark Publishing System создана в 1992 году. Новая версия - QPS 2.0, претерпевшая множество изменений, появилась в начале этого года. Новинка требует использования QuarkXPress 4.0 и работает преимущественно на платформе Macintosh.

Основные модули системы QPS:

  • QuarkDispath Server - ядро системы, осуществляющее синхронизацию работы ее элементов, слежение за всеми действиями над файлами, операции с базой данных, распределение прав доступа пользователей.
  • QuarkCopyDesk - текстовый процессор, интерфейсом напоминающий QuarkXPress. Способен точно определять размер текста (в линиях, словах и символах) и отображать, насколько он соответствует размерам, определенным в макете (в том числе и в режиме WYSIWYG). Также есть возможность размещения в тексте комментариев. Имеются инструменты для форматирования текста.
  • QuarkDispatch XTensions - расширения для QuarkXPress, позволяющие последнему обращаться к базе данных, подключать текст и изображения к макету страницы, взаимодействовать с другими пользователями.
  • QuarkDispatch Administrator - позволяет конфигурировать систему: распределять права пользователей, создавать критерии для отслеживания файлов, документооборота. Также позволяет настраивать "установки по умолчанию" всех приложений.
  • QuarkDispatchManager - модуль для планирования номера, позволяет отслеживать состояние документа, кто над ним работает в данный момент, когда он должен быть готов. Кроме того, выполняет функции управления файл-сервером.
  • QuarkConnect - связывает QPS с другими приложениями. В их числе: Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Macromedia Freehand, Microsoft Word, SimpleText. Список расширяется.
  • QuarkDispatch Notifier - модуль, позволяющий пользователям получать сообщения о появлении нужного файла или начале определенного этапа рабочего процесса без подключения к системе.

Основные модули: QuarkСopyDesk, QuarkDispatch XTensions, QuarkConnect и QuarkDispatch Notifier в версии 2.0 - работают и на платформе Windows 95/NT, что вполне соответствует стратегическим соглашениям, недавно заключенным Quark с компанией Microsoft (см. Publish №3, 1998).

На настоящее время QPS используется в редакциях более 500 изданий, в основном это редакции журналов. Среди них редакции журналов Time, Sports Illustrated, Forbes, Business Week, Money, National Geographic, Rolling Stone, Elle; а также газет The Daily Mirror, The Guardian, The Vancouver Sun, Berliner Zeitung.

Максимальная действующая конфигурация - 450 рабочих мест.

Локализация QPS будет осуществляться компанией Quark, Inc. только после 7 инсталляций в России. В настоящий момент система позволяет работать с русским текстом; расстановка переносов и проверка правописания может быть осуществлена при помощи программы Unispell. Однако система реально работает только на Macintosh, поскольку не разработан конвертер для изменения кодировки русского языка "на лету" между платформами.


Baseview

Система разработана компанией Baseview Products, Inc. принадлежит компании Harris Publishing Systems). Поставляется на российский рынок команией SoftUnion, имеющей статус официального дистрибьютора.

Baseview работает только на платформе Macintosh и состоит из большого количества модулей, охватывающих практически всю деятельность издательского дома: от документооборота и непосредственной подготовки номера до автоматизации деятельности рекламного отдела и отдела распространения (последний в Россию не поставляется).

Основные модули Baseview:

  • IQue Database - ядро системы, осуществляющее документооборот, разграничение прав пользователей, индексирование файлов по десятку параметров с возможностью осуществления поиска и выборки.
  • NewsEditPro IQue - текстовый процессор с полным доступом к базе данных. Возможно определение размеров текста и соответствия его объема размерам, отведенным в макете. Обладает достаточно широкими средствами форматирования текста, работы со стилями, возможностью помещения комментариев в текст. Поддерживает с AppleScript.
  • DragX - расширение для QuarkXPress, обеспечивающее взаимодействие с базой данных. Позволяет помещать на страницу статьи из базы данных путем "drag and drop" с распознаванием стилей и готовыми заголовками.
  • PageWatch IQue - модуль контроля за рабочим процессом. Отображает состояние работы над страницей, время, оставшееся до ее сдачи, запланированные материалы, размер свободного места на сервере.
  • WireManager IQue - модуль для работы с "лентами" информационных агентств. Автоматически помещает их сообщения и иллюстрации в базу данных соответственно заданным категориям. Работает с Reuters, Associated Press и, согласно заявлениям Baseview, любыми иностранными агентствами.
  • LiveIQue - автоматически создает копию издания и производит ее перекодировку для публикации в Internet, согласно заданному формату web-страницы. Включает ПО для web-сервера, позволяющее посетителям web-сайта осуществлять поиск по публикациям.
  • Transporter - предназначен для выполнения периодических действий над файлами.
  • Phrasea - система архивации.
  • AdManagerPro - система организации работы рекламного отдела. Отслеживает помещение рекламных объявлений, создает объявления типа Classified.

Последние два модуля, по большому счету, - отдельный класс продуктов, имеющий более широкие рынки сбыта. Однако интеграция с IQue Database делает их полноценными элементами Baseview.

Baseview Products разрабатывает системы подготовки изданий с 1986 года и является абсолютным и недосягаемым лидером по количеству инсталляций. На настоящее время Baseview работает в 2,3 тыс. редакций (в основном это редакции газет) при ежемесячном приросте в 30-40 инсталляций, т.е. в среднем по одной инсталляции в день (!).

Максимальная действующая конфигурация - 180 рабочих мест.

Такое огромное количество объясняется характером клиентов - в основном это провинциальные газеты с абсолютно ничего не говорящими жителю России названиями. Установку Baseview может себе позволить газета с тиражом менее 8,5 тыс. экземпляров (!), правда, американская. Во многом это объясняется гибкой ценовой политикой Baseview Products.

Система достаточно проста в обращении, менее тесно, чем QPS, интегрирована с QuarkXPress и обладает большими возможностями расширения. Существуют урезанные версии NewsEdit Pro и WireManager, работающие автономно от IQue Database. Baseview Products предпочитает обновлять систему по частям - недавно было объявлено о NewsEditPro 3.1 и AdManagerPro 2.0.

Соглашение, заключенное компанией SoftUnion, предусматривает полную локализацию Baseview. Модуль орфографии и расстановки переносов разрабатывается Inso Corp., создавшей словарь для русской версии Microsoft Word.

Система ориентирована на редакции небольших и средних газет, для которых главное не сложная верстка, а своевременная подача информации. Поэтому цены ниже.


Системы на заказ - опыт США

Некоторое время назад в России появился небольшой отдел компании American Computer Innovators, разрабатывающей систему OpenPages, работающую в 9 американских изданиях, среди которых Network World Fusion (IDG).

Система работает исключительно на PC, на основе технологий Oracle. Основные рабочие элементы: Microsoft Word и QuarkXPress. До недавнего времени руководство компании интересовалось российским рынком, но решило, что пока выходить на него не время. Теперь оно ждет того, кто убедит его в обратном. Поэтому пока система совершенно не адаптирована к российским условиям и не может составить никакой конкуренции QPS или Baseview.

Привлекают отличные от вышеназванных систем принципы работы, а также приятные мелочи: автоматическое исключение локальных материалов при пересылке в регионы, расширенное количество автоматически заполняемых полей (например, даты выхода газеты), связывание материала, который продолжается через несколько страниц.

По мере внедрения OpenPages в различных редакциях система претерпевает множество изменений. Программисты компании утверждают, что согласны выполнить любое пожелание заказчиков. Главное, чтобы они появились.


Российские разработки

Первый опыт российских программистов по наведению порядка в редакции вылился в создание в 1992 году в ИД "Коммерсантъ" одноименной системы на базе Novell NetWare и Word for DOS. Летом 1997 года несколько программистов, в свое время ее создавших, перешли (из разных изданий) в редакцию газеты "Русский телеграф". Там ими была создана система на базе технологий intranet, на платформе Windows с использованием Microsoft SQL Server и Microsoft Outlook. Система бурно развивается. Автоматически осуществляется перевод номера в HTML, действует система on-line подписки, распространения по e-mail, автоматизируется работа отдела распространения и т.д., вплоть до заказа пропусков у охраны.

Сейчас создаются модули на языке Java, планируется переход с Windows NT на Sun. Руководство газеты задумало к осени сделать систему полностью кросс-платформенной и распространять ее как коммерческий продукт.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Путеводитель по Printech 2018

    Представляем наиболее подробный перечень оборудования и решений для полиграфии, представленных на главной российской выставке, а также на соседней RosUpack 2018. Все экспонаты Printech расположены в павильоне 3.

     

  • Собираетесь ли вы посетить выставки Printech и RosUpack?

    Илья Кунахович, технический директор типографии onebook.ru (Москва):

    Выставку посещаю каждый год. Новинок, к сожалению, выставляют мало, в основном хожу пообщаться с поставщиками расходных материалов и послепечатного оборудования. Также интересно повидаться с коллегами по цеху, посетить конференции. Всё это приносит пользу на перспективу.

     

  • Сферы интересов FESPA

    Выставка, когда-то начинавшаяся как «междусобойчик» для трафаретных мастерских и производителей сувениров, превратилась в самую популярную площадку для цифровой широкоформатной индустрии. Каждый год она не просто растёт, но предлагает участникам новые сферы применения цифровых технологий печати.

     

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Цифровое будущее книжной печати

    На организованной Canon и Hunkeler конференции обсуждались практические аспекты организации современного цифрового книжного производства на примере проекта в московской типографии «Паблит».

     

  • География экспансии Ricoh

    Развивая свой бизнес в странах бывшего СССР, Ricoh Rus эффективно использует возможности глобальных и локальных партнёров. В Грузии — это Heidelberg Georgia. В Казахстане и Киргизии — партнёры, которым помогает национальный менеджер по этим странам.

     


comments powered by Disqus