1998.05.08, Автор: Сергей Юрлов3310 прочтений

Вольные хлеба

Теги: Последняя страница Карьера Publish

Многие дизайнеры хотели бы работать "сами на себя" - не многим удается реализовать свою мечту на практике.

В странах с развитой экономикой отношение к "фрилансу" (такой форме занятости, при которой работник не принадлежит конкретной компании) может быть совершенно различным. Крайние полюса представлены в США и Франции. В Северной Америке "фриланс" - предмет гордости: специалист добился того, что стал независимым! А во Франции, несмотря на культ богемы, гораздо престижнее работать на корпорацию, а точнее - в корпорации. Все зависит от степени "социалистичности" экономики. Решающим фактором могут стать (и становятся!) размеры социальных льгот, медицинских страховок и тому подобного.

Что до ситуации на нашем рынке труда, то, если верить рекрутерам, восемь дизайнеров из десяти хотели бы работать "сами на себя". Но только малой части желающих удается осуществить мечту на практике - зарабатывать приличные деньги и не зависеть от работодателя. Не стоит излишне обольщаться: большинство свободных художников не слишком процветают. И дело, как это нередко бывает, отнюдь не в степени талантливости. Начав работать самостоятельно, художник берет на себя такие функции, как поиск и работа с заказчиком, финансы, наконец, саморекламу. Любой продавец знает, что при продаже известность торговой марки может оказаться важнее качества товара.

Интересно, что "свободные художники", в зависимости от состояния их дел, кардинально противоположно описывают состояние одного и того же рынка. От "заказчиков (клиентов) практически нет на рынке" до "клиентов так много, что приходится выбирать, чтобы не страдало качество работ". Поэтому главная проблема всех начинающих "независимых" - где брать клиентов?

Один из вариантов - прибегнуть к помощи посредников. У хорошего фрилансера таких посредников, например, рекламных агентств, может быть несколько. Не каждому рекламному агентству нужен в штате художник-дизайнер. Но большое число агентств сотрудничает одновременно с несколькими вольными художниками.

Не стоит сбрасывать со счетов и кадровые агентства. Хотя их специализация - "классические" наемные работники, иногда, по заявкам постоянных клиентов, рекрутеры подбирают и дизайнеров для выполнения разовых заказов.

Одновременно с поисками заказчиков (а может быть и до этого) стоит подумать о собственной раскрутке, если хотите, собственном промоушене. Наиболее высокие шансы преуспеть в области "фриланса" имеют дизайнеры, заработавшие себе имя на рынке и устойчивую репутацию. "Разбор полетов" успешных свободных художников показывает, что большинство из них долгое время работали дизайнерами или верстальщиками в штате различных рекламных агентств, реже - в издательствах. Отсюда нехитрая мораль - без серьезной стартовой площадки с наработанными связями кидаться в свободный рынок не стоит.

Теперь о заработках. Фриланс есть фриланс, и с гарантированной зарплатой нужно проститься: любые колебания конъюнктуры будут отражаться на вашем доходе самым непосредственным образом. И все-таки о каких деньгах может идти речь? Одна из наиболее распространенных работ - разработка оригинал-макета рекламного объявления - в зависимости от раскрученности дизайнера может принести ему от ста до четырехсот долл., макет журнала-брошюры - порядка тысячи. Постоянный заказчик, а именно они приносят основную часть дохода фрилансера, потребует (и получит) скидку. В общем, если ваш среднемесячный доход достигнет тысячи долларов - можете считать себя успешным фрилансером. Разумная оценка дохода "сверху" - порядка двух тысяч долл., может быть, немного больше. Столько может зарабатывать "раскрученный" дизайнер при условии максимальной загрузки заказами. Интенсифицировать творческий труд практически невозможно, а если на этом уровне дизайнер повысит свои расценки, то скорее проиграет, чем выиграет. Еще один довольно распространенный вариант повышения доходов предусматривает выполнение дизайнером ряда функций рекламного агентства. Помимо собственно "креатива" фрилансер может организовать вывод пленок и печать в типографии (дружите с типографиями). Такой способ работы удобен, если клиентов немного. Когда и если контингент заказчиков расширится, у дизайнера просто не останется времени на дополнительную организационную работу. В общем, при хорошей раскрутке средний доход "свободного дизайнера" практически не отличается от того, что можно заработать "на фирме". Поэтому после того, как дизайнер достигает определенного уровня мастерства и известности, выбор между свободой и зарплатой определяется не материальными соображениями, а скорее темпераментом - кому что подходит.

И последнее. Уходя на вольные хлеба, неплохо предусмотреть и варианты выхода из состояния свободного полета. Очень часто дизайнер, на практике попробовав прелести богемной жизни, решает вернуться в ряды наемных тружеников. Здесь стоит помнить, что работодатель очень не любит ненадежных специалистов - "летунов", поэтому самые большие подозрения вызывает именно свободный художник, не имеющий в своем резюме (трудовой книжке) отметок о месте работы в течение последних года-полтора. Пристройте свою трудовую книжку в хорошее место, подумайте о рекомендациях, пошлите свое резюме в кадровое агентство (на всякий случай, вдруг вы получите такое предложение, от которого просто не сможете отказаться). Короче, готовьте тылы - не пожалеете.


С автором - координатором кадрового агентства "Enter" - можно связаться по адресу: enter@osp.ru.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Не обещайте деве юной любови вечной…

    В этот раз у нас очень простой запрос. Интересовала стоимость печати буклетов А4 с 2-мя параллельными сгибами: 10х21 см в готовом виде, 4+4, бумага — 150 г/м 2 мелованная глянцевая, 100 и 500 экз.

     

  • Плакаты: «А вы с какой целью интересуетесь?»

    Повторяем запрос на плакаты, уменьшив формат до B2 в надежде, что, наконец, откликнутся владельцы HP Indigo 12000/10000. Запрашиваем: печать плаката 50x70 см, 4+0+ВД-лак, бумага — 150 г/м2, мелованная глянцевая, тираж — 100 и 500 экз.

     

  • Новый год прошёл, но праздники не кончаются: печатаем открытки

    Уже третий год мы повторяем запрос на открытки (Publish № 12, 2016; № 11, 2017): евроформат со сгибом: 20x20 см в развороте, 20×10 см в готовом виде, 1 биг, 4+4, мелованная матовая 300 г/м2, тиражи — 300 и 500 экз.

     

  • Календарный сезон 2019: быть не похожими на остальных

    Неумолимо приближаются новогодние праздники. И мы по традиции считаем квартальные календари с 3-мя пружинами.

     

  • Выставка и форум в эпоху персональных коммуникаций

    Изменение времени проведения главной российской полиграфической выставки с осени на лето создало некоторый вакуум больших событий для полиграфистов в разгар сезона. Многие задумались над возможными альтернативами, беря в расчёт и более глобальные перемены во взаимодействии с полиграфистами и их заказчиками. Типографии, долгое время считавшие своей главной задачей «стрельбу по площадям» — массовую печать, всё чаще занимаются штучной работой: от выпуска продукции по требованию до персонализированной. И многие научились на этом неплохо зарабатывать…

    Integrity в день официального открытия. Пожалуй, многие были приятно удивлены общим оформлением экспозиции в едином стиле — для нашей индустрии подобное в новинку…

     

  • Самая трудная задача: ответить сразу на все вопросы клиента

    Мы помогаем очередному благотворительному проекту найти типографию для печати.

     


comments powered by Disqus