1998.05.08, Автор: Сергей Юрлов2971 прочтений

Вольные хлеба

Теги: Последняя страница Карьера Publish

Многие дизайнеры хотели бы работать "сами на себя" - не многим удается реализовать свою мечту на практике.

В странах с развитой экономикой отношение к "фрилансу" (такой форме занятости, при которой работник не принадлежит конкретной компании) может быть совершенно различным. Крайние полюса представлены в США и Франции. В Северной Америке "фриланс" - предмет гордости: специалист добился того, что стал независимым! А во Франции, несмотря на культ богемы, гораздо престижнее работать на корпорацию, а точнее - в корпорации. Все зависит от степени "социалистичности" экономики. Решающим фактором могут стать (и становятся!) размеры социальных льгот, медицинских страховок и тому подобного.

Что до ситуации на нашем рынке труда, то, если верить рекрутерам, восемь дизайнеров из десяти хотели бы работать "сами на себя". Но только малой части желающих удается осуществить мечту на практике - зарабатывать приличные деньги и не зависеть от работодателя. Не стоит излишне обольщаться: большинство свободных художников не слишком процветают. И дело, как это нередко бывает, отнюдь не в степени талантливости. Начав работать самостоятельно, художник берет на себя такие функции, как поиск и работа с заказчиком, финансы, наконец, саморекламу. Любой продавец знает, что при продаже известность торговой марки может оказаться важнее качества товара.

Интересно, что "свободные художники", в зависимости от состояния их дел, кардинально противоположно описывают состояние одного и того же рынка. От "заказчиков (клиентов) практически нет на рынке" до "клиентов так много, что приходится выбирать, чтобы не страдало качество работ". Поэтому главная проблема всех начинающих "независимых" - где брать клиентов?

Один из вариантов - прибегнуть к помощи посредников. У хорошего фрилансера таких посредников, например, рекламных агентств, может быть несколько. Не каждому рекламному агентству нужен в штате художник-дизайнер. Но большое число агентств сотрудничает одновременно с несколькими вольными художниками.

Не стоит сбрасывать со счетов и кадровые агентства. Хотя их специализация - "классические" наемные работники, иногда, по заявкам постоянных клиентов, рекрутеры подбирают и дизайнеров для выполнения разовых заказов.

Одновременно с поисками заказчиков (а может быть и до этого) стоит подумать о собственной раскрутке, если хотите, собственном промоушене. Наиболее высокие шансы преуспеть в области "фриланса" имеют дизайнеры, заработавшие себе имя на рынке и устойчивую репутацию. "Разбор полетов" успешных свободных художников показывает, что большинство из них долгое время работали дизайнерами или верстальщиками в штате различных рекламных агентств, реже - в издательствах. Отсюда нехитрая мораль - без серьезной стартовой площадки с наработанными связями кидаться в свободный рынок не стоит.

Теперь о заработках. Фриланс есть фриланс, и с гарантированной зарплатой нужно проститься: любые колебания конъюнктуры будут отражаться на вашем доходе самым непосредственным образом. И все-таки о каких деньгах может идти речь? Одна из наиболее распространенных работ - разработка оригинал-макета рекламного объявления - в зависимости от раскрученности дизайнера может принести ему от ста до четырехсот долл., макет журнала-брошюры - порядка тысячи. Постоянный заказчик, а именно они приносят основную часть дохода фрилансера, потребует (и получит) скидку. В общем, если ваш среднемесячный доход достигнет тысячи долларов - можете считать себя успешным фрилансером. Разумная оценка дохода "сверху" - порядка двух тысяч долл., может быть, немного больше. Столько может зарабатывать "раскрученный" дизайнер при условии максимальной загрузки заказами. Интенсифицировать творческий труд практически невозможно, а если на этом уровне дизайнер повысит свои расценки, то скорее проиграет, чем выиграет. Еще один довольно распространенный вариант повышения доходов предусматривает выполнение дизайнером ряда функций рекламного агентства. Помимо собственно "креатива" фрилансер может организовать вывод пленок и печать в типографии (дружите с типографиями). Такой способ работы удобен, если клиентов немного. Когда и если контингент заказчиков расширится, у дизайнера просто не останется времени на дополнительную организационную работу. В общем, при хорошей раскрутке средний доход "свободного дизайнера" практически не отличается от того, что можно заработать "на фирме". Поэтому после того, как дизайнер достигает определенного уровня мастерства и известности, выбор между свободой и зарплатой определяется не материальными соображениями, а скорее темпераментом - кому что подходит.

И последнее. Уходя на вольные хлеба, неплохо предусмотреть и варианты выхода из состояния свободного полета. Очень часто дизайнер, на практике попробовав прелести богемной жизни, решает вернуться в ряды наемных тружеников. Здесь стоит помнить, что работодатель очень не любит ненадежных специалистов - "летунов", поэтому самые большие подозрения вызывает именно свободный художник, не имеющий в своем резюме (трудовой книжке) отметок о месте работы в течение последних года-полтора. Пристройте свою трудовую книжку в хорошее место, подумайте о рекомендациях, пошлите свое резюме в кадровое агентство (на всякий случай, вдруг вы получите такое предложение, от которого просто не сможете отказаться). Короче, готовьте тылы - не пожалеете.


С автором - координатором кадрового агентства "Enter" - можно связаться по адресу: enter@osp.ru.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Самая трудная задача: ответить сразу на все вопросы клиента

    Мы помогаем очередному благотворительному проекту найти типографию для печати.

     

  • Когда один заказ превращается в три

    В прошлом номере (Publish № 7/8, стр. 64) мы помогали благотворительному проекту «Тёплые стихи» найти типографию. Речь шла о книге для детей, попавших в больницу. Оказалось, что организатор сама пишет и издаёт детские книги. И, помимо «Тёплых стихов», у неё есть ещё несколько книг, которые надо напечатать.

     

  • «Вашим заказом занимаются все!» А это значит, что «никто»…

    На просторах Instagram мне встретился благотворительный проект «Тёплые стихи». Его организаторы создали книгу для детей, попавших в больницу. Мы решили предложить свои услуги и помочь с выбором типографии по оптимальной цене. Считаем: книга в твёрдом переплёте, формат — 210x297 мм, 48 полос + обложка, обложка — 4+0 матовая ламинация, форзацы — офсет 140–160 г/м2, печать 1+0 (пантон, плашка), блок — 4+4, мелованная матовая, плотность по рекомендации типографии, чтобы сделать твёрдый переплёт. Тираж — 200, 500 и 1000 экз.

     

  • Надо ли объяснять заказчику различия?

    В этот раз у нас, казалось бы, не сложный запрос. Интересовала стоимость печати плаката: форматА2, 4+0, ВД-лак, бумага — 150 г/м2, мел. глянцевая, тираж — 100 и 500 экз.

     

  • Что в имени тебе моём?

    В этот раз считаем распространённый заказ — буклеты А4 формата в готовом формате, 6 полос. Запрос такой: Буклет 21x30 см в готовом виде, 63x30 см в развороте, 4+4, бумага — мелованная, 200 г/м2, 2 параллельных сгиба до формата 21x30 см. Тираж — 200 и 500 экз. Просьба указать сроки и способ печати.

     

  • Конкурентный офсет

    Ко мне обратился знакомый художник. Он хочет напечатать небольшой каталог своих работ. Параметров получилось много: 2 вида бумаги и 3 тиража. Клиент далёк от полиграфии и сразу определить точные данные ему сложно. Считаем: Каталог 21x21 см, 24 полосы, 4+4, бумага 2 варианта: все на 170 г/м2 и все на 200 г/м2, 2 скобы, тираж 100 экз., 200 экз. и 500 экз. Будут готовые макеты.

     


comments powered by Disqus