101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Все, что вы хотели знать о типографии, но стеснялись спросить...

  • Дмитрий Мокин
  • 19 января 1998 г.
  • 9313

Будьте готовы к тому, что все делается не так и стоит не столько, на сколько вы рассчитывали.


О тиражах
О печатных машинах
О ценах и рынке
О красочности машины
Нестабильность по тиражу. Разнотонница
Печать смесевыми красками
Несколько слов о лакировке, совсем кратко
Формат издания
Послепечатная обработка

Много людей связали себя с издательским бизнесом. И это хорошо. В нашей стране (которая - очень неплохая страна!) печатное слово издавна до странности сильно влияет на жизнь. Говорят, намного сильнее, чем в других странах. Эта любовь российского народа к печатному слову и обеспечивает нам (читателям Publish) средства к существованию (то есть работу).

Однако достаточного количества специалистов взять негде - их просто столько не научили. Ведь большинство из нас учились еще при коммунистах, а они не предусматривали, что мы будем так много издавать и печатать. Поэтому лучшее, что мы можем сделать сегодня, - это помогать друг другу учиться.

Эта статья - попытка поделиться опытом работы с типографиями. Среди тех, кто готовит издания, не все хорошо знают специфику собственно полиграфического производства. Эта статья о том, с чем в практической работе приходится сталкиваться чаще всего - о печати продукции малыми тиражами и за малые сроки.

О тиражах

В типографиях все принято мерять в листах и их долях. Базовым форматом печатного листа в отечественной полиграфии считается формат 60x90. Соответственно, формат А4 - это примерно 1/8 доля от этого формата. В то же время в типографиях, оснащенных машинами малого формата, могут считать в своих листах, 60x45 или 45x30. Вообще, сегодня полиграфисты уже не удивятся и не обидятся, если в разговоре с ними вы будете оперировать не листами и долями листа, а форматами А3, А4, А5. Предполагая, что большинству читателей такая терминология привычнее, я буду стараться пользоваться ею.

Изготовление малых и больших тиражей - не совсем одно и то же. Основные различия такие:

  • в стоимости малого тиража велика доля, добавленная типографией. Стоимость большого тиража может сравнительно ненамного превышать стоимость бумаги и краски, потраченных на его изготовление.
  • печать большого тиража объективно занимает довольно много времени. Время изготовления малого тиража зависит, главным образом, от его положения в графике заказов типографии.
  • большие тиражи почти всегда печатают на больших машинах. Малые могут печататься и на больших, и на малых, в зависимости от ваших пристрастий.
  • Само по себе деление на "большой" и "малый" тираж условно: для кого-то 15 тысяч - много, а для кого-то - ерунда. Но, в общем, миллионных тиражей сегодня почти не бывает, тираж в 20 тысяч листов (или 160 тысяч А4) может считаться большим практически для любой типографии, а тысяча листовок формата А4 - мало опять же для любой. Между этими крайностями лежит много точек неопределенности. Например, тираж в 10 тысяч А4 вы можете разместить как в большой типографии (и там он будет малым), так и в маленькой (на правах большого). В разных ситуациях может быть выгодно как то, так и другое.

    О печатных машинах

    Теоретически, вам должно быть все равно, на чем печатается ваша продукция: на новой хорошей машине можно напечатать плохо, а на старой и посредственной - хорошо. Зависит от отношения к делу. Но базовые знания технологии и экономики печатного дела не помешают, когда вам надо будет выбрать между несколькими исполнителями.

    Выше я упоминал "большие" и "малые" машины. Строго говоря, к большим относятся машины формата 120x90 и выше. Однако у нас в стране таких немного, и я позволю себе называть так машины форматов 90x60 и 100x70. Тем более, что в разговоре именно их обычно имеют в виду, говоря: "Ну, это пойдет на большую..."

    Соответственно, к средним отнесем машины формата от 64x45 до 74x52, и к малым - 52x36 и все, что меньше.

    Среди больших машин у нас доминируют немецкие - Heidelberg Speedmaster 102/104, MAN Roland 700, KBA Rapida 104. Среди машин постарше встречаются "гэдээровские" Планеты. Японских машин (очень хороших, кстати) почти нет. Видимо, потому что они дорогие. В этом классе, при выборе типографии, на марку машины можно особого внимания не обращать - пока новые, они все хорошие или очень хорошие. Намного важнее их реальное техническое состояние.

    Теперь о средних машинах. Их парк весьма разнообразен. Немецкие - Heidelberg Speedmaster 72 , MAN Roland 200 и 300, KBA Rapida 72 и 72К. Встречается много японских машин, установленных в последние два-три года. Чешские - Dominant 700 (и очень близкая к ней Polly) и Dominant 800. Dominant 700 имеет облегченную (по сравнению с другими машинами этого класса) конструкцию. И хотя большинство этих машин (из числа выпущенных в последнюю пару лет) работает прекрасно, но все же печать тиража на незнакомой Dominant'е 700 (особенно 714 или 724, которые постарше) в малознакомой типографии - повод беспокоиться более обычного.

    Все машины среднего формата (их часто называют "полулистки", так как они работают с половиной печатного листа 60x90) неплохо приспособлены для печати сложной продукции, а многие из них практически ни в чем, кроме формата, не уступают большим машинам.

    И наконец, с моей точки зрения, самые интересные машины - малые, формата меньше А2. Существенная часть этих машин для серьезной полноцветной печати непригодна, потому что не предназначена, что нисколько не умаляет их достоинств при печати качественной текстовой и штриховой продукции. Но нас с вами интересует все же, в первую очередь, полный цвет.

    Среди серьезных малых машин лидер в нашей стране - Heidelberg GTO. Лидер, наверное, и по количеству установленных машин, и по средней доле качественной продукции, приходящейся на каждую машину. Встречаются машины разной степени подержанности, но неновые машины попадают обычно в хорошие руки, а запас прочности у них большой. Другие немецкие производители, MAN Roland и KBA, малых машин не делают (завод по производству машин Praktica теперь принадлежит компании Edelman).

    За последние годы среди малых машин появилось много японских. Очень приличные машины Hamada серий C48 и C52. Хорошие машины Ryobi серий 520 и 510, Shinohara, Hashimoto, но их у нас в стране не очень много.

    О ценах и рынке

    Если вы станете выяснять, сколько стоит напечатать маленький тираж за три дня, разброс цен по Москве вас приятно удивит. Могу предположить, что цены, полученные по телефону в разных типографиях, будут различаться троекратно. Позволю себе дать несколько комментариев по поводу подобной ситуации.

    Цена не имеет непосредственной связи с качеством продукции и надежностью исполнителя. В свою очередь, известность фирмы не является прямой гарантией надежности при подобном заказе.

    Общение с "менеджерами" (которые на самом деле приемщики заказов) - процесс малоприятный и бесплодный. О сроках и ценах серьезно можно говорить только с человеком, облеченным ответственностью, с настоящим менеджером (по-русски он называется управляющий). Особенно, если вас интересуют нестандартные условия.

    Прайс-лист в типографии, так же, как и экзаменационный билет в институте - не более, чем основа для разговора. В принципе, для любого заказа, включая и маленькие, и "неудобные", существует цена, за которую его можно напечатать, и все хозяева или управляющие типографий эту цену хорошо себе представляют. Ваша задача - сделать вид, что и вы ее тоже знаете (если вы ее действительно знаете, вам незачем читать эту часть статьи).

    Если вы умеете торговаться, не следует сразу снижать цену до предела. Если бюджет конкретного заказа позволяет - согласитесь на меньшую скидку, чем обычно. Как-то я услышал хорошую фразу, сказанную в типографии постоянным заказчиком: "Посчитайте мне по хорошим ценам, но чтобы и отношение к заказу нормальное было". Один раз заплатите на сотню больше - в другой раз срочный заказ напечатаете по ценам обычного.

    Возможно, разумно все свои заказы размещать в одной-двух типографиях, но на хороших условиях. Нестрашно, если эти типографии будут небольшими, важнее общаться в них с людьми, принимающими решения. Будучи постоянным заказчиком, вы в критической для себя ситуации сможете добиться почти невозможного - и по ценам, и по срокам.

    О красочности машины

    Типичная работа печатается с каждой стороны бумаги в 4-5 красок. При этом печатные машины бывают как четырех-, пятикрасочные, тогда все краски кладутся за один прогон, так и одно-, двухкрасочные. В этом случае прогонов окажется больше - 2, 4, 5... Сама по себе печать в много прогонов не является чем-то исключительным, а для малотиражных малоформатных работ - это норма. Однако некоторая специфика все же существует.

    Вопреки распространенному мнению, совмещение красок при втором и последующих прогонах ненамного сложнее, чем при печати на четырехкрасочной машине. За одним исключением: точное совмещение красок бывает невозможно в принципе. Почему? Потому, что после первого прогона бумага дает деформацию (обычно производители бумаги допускают деформацию после первого прогона до 2% на длину листа). А после того, как лист изменил геометрические размеры, попасть в кресты вторично, естественно, уже нельзя. К сожалению, похоже, нельзя предсказать заранее, как себя поведет та или иная бумага. Лучшее, что можно посоветовать, если вам предстоит печать на 1-2 красочной машине - заранее посоветоваться с типографией по поводу выбора бумаги. И если несовмещение будет иметь место - с чистой совестью говорить: "Вы сами советовали".

    Однако при использовании большинства сортов бумаги, ее правильном хранении и при печати на машинах малого формата несовмещение из-за усадки обычно не превышает 0,2 мм. Во многих случаях это можно с чистой совестью игнорировать.

    При печати полноцветной продукции за несколько прогонов помимо проблемы с усадкой бумаги, есть еще одна проблема - точное попадание в цвет. Причем, если усадка бумаги - зло неизбежное, то с ошибками цветопередачи, которые встречаются достаточно часто, бороться можно и нужно.

    Суть в следующем: при печати должна контролироваться подача каждой из четырех красок (толщина красочного слоя). Этот контроль можно осуществлять с помощью денситометра, замеряя оптическую плотность полей на шкалах, имеющихся на каждом оттиске. Если такие замеры производить должным образом и достаточно часто, то правильная цветопередача гарантирована, причем как на однокрасочной машине, так и на четырехкрасочной. И теоретически, при этом даже не нужна цветопроба.

    Однако на практике для контроля цветопередачи используют способ не менее действенный, но более быстрый и простой: визуальное сравнение оттиска с образцом (и именно для этого печатнику нужна цветопроба). При этом способе опытный печатник может даже исправить небольшие ошибки цветоделения, но в руках печатника неумелого или, хуже того, халатного, такая технология ведет к гибели тиража. Да и в любом случае, визуальный контроль цветопередачи не избавляет от пользования денситометром.

    Важное ограничение визуального способа контроля цветопередачи: при печати в несколько прогонов (т.е. на одно- или двухкрасочной машине) его можно применить только на последнем прогоне, ибо раньше полного изображения просто не существует. При печати же на четырехкрасочной машине печатник видит законченный оттиск и имеет возможность регулировать подачу краски во всех секциях, сравнивая оттиск с цветопробой. И это - самое главное преимущество печатных машин с четырьмя или более секциями.

    Следует отметить, что, вопреки вышесказанному, опытные печатники, работающие на двухкрасочных машинах, могут, глядя на цветопробу, представить себе, как должен выглядеть оттиск и после первого прогона. При печати "полноцветки" на таких машинах это умение почти необходимо.

    Иногда при печати особо ответственной полноцветной работы на двухкрасочной машине изготавливают две цветопробы: обычную, со всех четырех красок, и вспомогательную, с двух красок (так называемое бинарное наложение), идущих первым прогоном (обычно это голубая и пурпурная, хотя в одной американской книге я встречал рекомендацию класть сначала голубую и желтую). Смысл простой: дать печатнику надежный образец для визуального контроля.

    Нестабильность по тиражу. Разнотонница

    Процесс передачи краски в печатной машине из красочного ящика в красочный аппарат, с него на форму и далее - на бумагу весьма сложен. Фактически основные тонкости офсетной печати связаны с этим процессом. Кратко суть проблемы: офсетные краски густые и вязкие, они не могут мгновенно растечься по какой-либо поверхности, поэтому, например, нужен красочный аппарат с множеством валиков и регулировать необходимо не только общую подачу краски на лист, но и ее распределение по ширине листа ("по зонам").

    Самое же главное - любые изменения в подаче краски сказываются не мгновенно, а по прошествии довольно большого времени - по крайней мере, в течение печати нескольких десятков листов и лишь после этого переходный процесс заканчивается и каждый следующий лист перестает отличаться от предыдущего; иными словами, достигается динамическое равновесие. Любая остановка и последующий пуск машины, равно как и просто изменение скорости печати, также нарушают это равновесие и вызывают переходный процесс. Строго говоря, полное равновесие не достигается никогда, и каждый последующий лист отличается от предыдущего. Просто при долгой стабильной работе с какого-то момента эти отличия становятся пренебрежимо малы.

    Поэтому для того, чтобы получить оттиск с требуемыми характеристиками цвета (то есть с необходимой толщиной красочного слоя по всей площади), необходимо извести в макулатуру несколько сотен листов. Причем, чем быстрее будет получен первый удовлетворительный оттиск, тем больше вероятность того, что к этому моменту переходные процессы не завершены, динамическое равновесие не достигнуто, и следовательно, последующие листы будут значительно отличаться от идеала.

    Когда речь идет о малых тиражах, типография всегда стремится уменьшить количество бумаги, ушедшей в макулатуру, и зачастую допускает различия по цвету (разнотонницу) на протяжении тиража. Конечно, вы имеете законное право требовать абсолютной идентичности оттисков во всем тираже. Однако большинство сюжетов допускает небольшие колебания цвета, и хороший печатник удерживает разнотонницу внутри этого интервала. Поэтому, обнаружив в малом тираже листы, выглядящие по-разному, вы, конечно, можете сразу требовать перепечатки. Но не торопитесь, оцените, насколько эти колебания цвета портят изображение.

    Печать смесевыми красками

    Сначала - несколько слов про то, что, по идее, всем читателям уже известно. Но все же.

    Часто возникает необходимость использовать при печати более чем четыре цвета. Обычно пятый цвет нужен для какого-либо специального элемента изображения, например логотипа. И обычно этот цвет выбирают по шкале Pantone Colour Guide 1000.

    При печати смесевыми красками есть свои тонкости. Существует распространенное заблуждение, что краски должны быть смешаны обязательно в фабричных условиях, а печатник, мешая их сам, никогда точно попасть в указанный цвет не сможет. Это неправда. Во-первых, печатник может и должен точно попадать в указанный цвет, более того, он может даже немного отклоняться от формулы, чтобы учесть оттенок бумаги. Во-вторых, смешение красок разных производителей на разных заводах при точном выполнении весовых соотношений не гарантирует абсолютно идентичного результата (хотя в теории все должно совпасть точно).

    При печати смесевыми красками возникают и другие проблемы. Например, все красивые темно-синие краски, такие как Reflex Blue и Blue 072, плохо высыхают и обладают слабой стойкостью к истиранию. Проще говоря, они мажутся несколько недель или месяцев после печати. Поэтому при использовании их (или смесей с большим их содержанием) желательно сразу предусмотреть лакировку или припрессовку пленки (и закладывать это в бюджет).

    Когда же стоит использовать смесевую пятую краску?

    Во-первых, без этого не обойтись, если вам необходим цвет, не воспроизводимый триадной печатью. Тут уж деваться некуда.

    Во-вторых, если какой-то цвет (например, фирменный) используется во всех изданиях большого проекта и, по замыслу, служит объединяющим элементом, его также имеет смысл делать отдельным прогоном. Даже если его и можно воспроизвести триадой. Только тогда желательно все издания печатать в одной типографии, а если это невозможно - указывать не только номер цвета, но и предоставлять образец, где он уже реально напечатан.

    Несколько слов о лакировке, совсем кратко

    Видов лакировки существует много. Она может быть сплошной или выборочной, глянцевой или матовой, и делается принципиально разными лаками.

    Частичная лакировка всегда сложнее и дороже, чем сплошная.

    Самая эффектная лакировка - с использованием ультрафиолетовых лаков, очень блестящая и очень выпуклая. Пример - обложка Publish #6,1997. Она выполняется на специальном оборудовании и для малотиражных изданий почти не используется. Стоит это очень дорого, и в Москве ее почти никто не делает. А печатать за границей срочно 500 или 1000 экземпляров - совсем дорого.

    При печати на многокрасочных машинах с лакировальной секцией сплошная лакировка может почти не увеличивать цены тиража. Это стоит иметь в виду, так как тонкий слой лака не бывает вреден почти никогда. Лак, помимо придания блеска (или устранения блеска, если лак матовый), еще и радикально повышает стойкость красочного слоя к истиранию.

    Формат издания

    Понятно, что не всякие форматы удобно печатать. Тут действуют два основных фактора. Во-первых, формат печатной машины. Если вы печатаете листовку размера 26x26 см, а запечатываемая область у машины - 50x35 см, налицо самая неблагоприятная ситуация. На листе может быть размещена только одна листовка, при этом она занимает меньше половины площади печати. Если изменить ее формат на 24,4x26 см, то объем работы уменьшится вдвое. Цена, возможно, тоже.

    Во-вторых, стандартные размеры печатного листа тоже накладывают свои ограничения на выбор формата издания. Например, довольно неудобно печатать формат ровно А4 (210x297 см). И вот почему. Самый распространенный печатный лист у нас - 62x94 см. При печати на большой машине он используется целиком. Сантиметр-полтора по длинной стороне листа никогда не запечатывается, это технологическая зона, называемая "клапан", еще 5 мм остается на так называемый "хвост". Без клапана и хвоста для печати остается 60x94 см. Поделив это на 8 частей, получаем формат 30x23,5. Это - дообрезной формат издания, в который кроме полезной информации надо включить метки, кресты, участки изображения "на вылет" и т.д. И если по короткой стороне 23,5-21=2,5 см на все это хозяйство вполне достаточно, то вот по длинной стороне 30-29,7=0,3 см - маловато для комфортной работы, всего по 1,5 мм сверху и снизу. Как минимум, вам придется расставлять кресты вручную или надеяться на аккуратность и трудолюбие монтажницы в типографии.

    При печати на средней машине лист режется пополам, до размера 47x62. Проведя вышеприведенные расчеты, получаем дообрезной формат 31x23 см. Здесь все в порядке.

    А вот при переходе на малую машину лист режется еще пополам и все оказывается совсем не в порядке: формат листа 31x47 см, дообрезной формат издания - 30x23,5 см. Ставьте метки и шкалы куда хотите, никакая аккуратность монтажницы вам не поможет.

    Законный вопрос: как же печатать А4? Во-первых, существует другой, более удобный для больших и малых машин формат листа 64x90 см, но в этом случае будут потери по ширине издания. Во-вторых, можно взять лист 72x104 см, но тогда выше отходы и цена. Третий способ - разместить страницу А4 посередине листа А3. Недостаток тот же, что и в предыдущем варианте, только заметнее. Так что в принципе проблема разрешима, если у вас есть небольшой запас времени и денег; хорошо бы только заранее быть готовым к ее возникновению. В случае с форматом А4 можно обезопасить себя, с самого начала запланировав обрезной формат чуть меньше, 29,2x21 см, и расставив метки вручную. А еще лучше заранее выяснить возможности типографии.

    Послепечатная обработка

    И последнее, о чем хотелось бы сказать пару слов. Зачастую вовсе не печать оказывается самой сложной и дорогой частью изготовления издания, а послепечатные, брошюровочные и отделочные процессы. Если процесс печати в большой степени стандартизирован и однотипен (печать открытки, календаря и книги почти ничем не отличается), то послепечатных процессов существует немыслимое множество. Часть из них автоматизирована, но многие базируются на использовании ручного труда. Вы можете столкнуться, например, с тем, что стоимость какой-нибудь операции будет для разных типов бумаг отличаться в пять-десять раз, потому что для одной бумаги годится машинная обработка, а для другой - только ручная. Поэтому посоветовать что-то здесь трудно.

    И самое последнее. Старайтесь больше общаться с типографиями, даже если в этом и нет прямой необходимости. Опыт складывается не только из собственных ошибок, иногда можно учитывать и чужие ошибки и слушать чужие советы.


    Дмитрий Мокин - зам. директора центра компьютерной графики "2 крыла" с ним можно связаться по электронной почте: cdc2w@dol.ru.
    ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
    Больше порядка

    Ежедневники выпускают специализированные компании, книжные издательства, блогеры и даже музеи.

    Текстильная печать: итоги, тренды, планы

    В начале нового года принято подводить итоги прошедшего и строить планы на будущее. Publish решил узнать, как прошёл 2023 год и какие планы на 2024-й у руководителей компаний, занимающихся цифровой текстильной печатью, и задал им несколько вопросов.

    Выставка UPAKEXPO

    Международная специализированная выставка упаковочного оборудования и готовых упаковочных решений под этим названием проводится впервые, хотя это всё та же знакомая нам upakovka. Ключевая идея UPAKEXPO — обмен профессиональным опытом и информацией по основным темам упаковочной отрасли. Ниже вы найдёте список экспонентов, которых мы отобрали как наиболее интересных для наших читателей.

    Как дела у РПК?

    Рекламно-производственные компании в 2023 году и анализ результатов их деятельности.

    Дизайнерская бумага: рыночные вызовы и тренды

    Фактически два года российская экономика находится в условиях беспрецедентно жёстких экономических санкций, которые затронули каждую сферу производства, в том числе такую, казалось бы, малозначимую область, как печать рекламной продукции на дизайнерской бумаге. Для некоторого числа типографий сокращение объёмов импорта материалов вызвало определённые проблемы, но прошёл значительный отрезок времени, и ситуация стала проясняться.



    Новый номер

    Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



    Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
      Проголосовало: 22