1997.06.14, Автор: Светлана Пухова2907 прочтений

Реперные точки "Коммерсантa"

Теги: Стратегия Стратегия Publish

Eсли верить в мудрость древних, которые некогда говорили: "Примеры убеждают", то стоит перелистать "Коммерсантъ" начала и конца 90-х гг., но не с целью найти десять отличий, а чтобы понять, сильно ли изменился облик еженедельника за это время и какова логика этих перемен? За последние пять лет макет журнала претерпел ряд существенных изменений. Сегодня не возникает недоумения, когда издание, существовавшее десятилетиями, вдруг меняет формат, верстку. Его стремления соответствовать духу времени понятны. Что же побуждает довольно молодой и преуспевающий журнал к поиску нового графического облика? Изменение концепции? Подвижная ситуация на журнальном рынке? Забота о читателе?

В беседе с артдиректором "Коммерсантъ-weekly" Анатолием Гусевым на многие вопросы удалось получить ответ.

Среди факторов, повлиявших на изменение графического облика журнала, - и новая концепция издания, и подвижная ситуация на рынке, и забота о читателе. Сегодня "Коммерсантъ" - это политический еженедельник, а не общественно-экономическое издание. Аудитория журнала - люди, формирующие жизнь государства, истеблишмент. Чтобы претендовать на серьезное внимание, требовался убедительный графический образ. Читатели "Коммерсанта" в большинстве своем не располагают свободным временем, поэтому журнал должен быть максимально удобен для чтения. Необходимо было упорядочить его структуру и ритмический строй (в прежнем макете наблюдалась некая монотонность графического ритма), создать хороший изобразительный сценарий журнала. Ведь несколько удачно найденных реперных точек позволяют читателю легко ориентироваться на страницах издания.

Открывается журнал интродукцией или так называемым "входом в издание" (небольшими по объему материалами с сильным знаковым решением). Для возбуждения читательского интереса и большей динамичности используется широкий диапазон графических приемов: максимально возможное контрастное чередование формата набора, масштаба иллюстраций. В "Оглавлении", а это первый разворот после cover story, полуполосная иллюстрация сопровождается основным тезисом, который набирается крупным кеглем. Верхнее поле над иллюстрацией отдано анонсам наиболее интересных материалов. Следующий разворот "Контекст" контрастен по отношению к "Оглавлению", в нем сознательно используются небольшие иллюстрации, формат набора - четырехколонник флагом, текст набирается в подбор к заголовкам. Само название рубрики - говорящее ("Контекст" - отрывок текста, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы), соответствующее насыщение разворота (своеобразный еженедельный срез международных событий) предполагает собранность, деловитость графического решения. Принцип контраста работает и по отношению к развороту "Вопрос недели". Одна крупная иллюстрация, один крупный заголовок, формат набора - широкий двухколонник. Подобное графическое решение обусловлено поставленной задачей - выборочное чтение. В совокупности эти три типа разворота и составляют вход в журнал.

Picture_1

Подчиняясь разработанному сценарию, за интродукцией следует кульминация, главная тема номера - "Сюжет недели". Это самая активная часть, обособленная от других, с включением полутораполосной рисованной иллюстрации, индивидуальным решением заголовков. Некая "книжка в книжке". "Сюжет недели" - одна из главных опорных точек еженедельника.

Picture_2

После нескольких рядовых статей - "Специальный тематический блок". Он играет роль третьей по значимости опорной точки журнала, и состоит обычно из двух-трех публикаций и обособлен введением крупнокегельного инициала (буковицы) и крупнокегельного заголовка.

Picture_3

В завершение - четвертая реперная точка - развязка ("конъюнктура"). Экономический блок журнала. Его важное, но все же несколько контекстное значение поддерживает соответствующее решение полосы. "Графический пафос" снижен за счет использования более узкого формата набора, четырехколонника с выключкой флагом влево, минимума иллюстраций и запечаткой фона под обрез.

Решение этих задач потребовало другой организации полосы. Удобную подачу рубрик, подрубрик, заголовков, подзаголовков, наборного текста, упорядочение кегельных пропорций и интерлиньяжа в вышеперечисленных элементах.

Шрифтовой палитре еженедельника также требовалась реорганизация. Был введен ограниченный набор гарнитур гротесковой группы для акциденций (Partner, на основе Univers), а для набора выбрана антиквенная группа шрифтов (на основе гарнитуры Times-Latinsky). Разработчик шрифтов - компания Double Alex.

Дизайнеру Тагиру Сафаеву из фирмы "Параграф" заказана разработка специальной гарнитуры для набора и акциденции (аналог гарнитур Swift и News Gothic), которая обеспечит большую органичность графического насыщения журнала.

Что касается обложки, то выбранное шрифтовое решение, как наиболее полно отвечающее аналитическому характеру журнала, придает ему необходимую серьезность, создает узнаваемый графический облик. В обложке уничтожена как таковая изобразительная часть. Изобразительный ряд не всегда однозначно считывается. Еще один фактор в пользу доминирования шрифта на обложке - логотип. Его стремление к самодостаточности необходимо было нейтрализовать, превратив логотип в иллюстрацию.

При проектировании макета не следовало забывать и о технологичности - жанр еженедельника диктует свои изобразительные законы. Новый макет "Коммерсанта" не прямолинеен, скорее он оптимален и функционален.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?

    Сергей Новиков, директор по развитию компании «Ламбумиз Трейд» (Москва):

    Наше предприятие известно прежде всего как производитель картонной упаковки для жидких продуктов. Тиражи в нашей типографии достаточно большие, а для печати мы используем традиционное в этой сфере оборудование: широкорулонные флексографские машины.

     

  • Цифровое будущее для флексотипографий

    Процессы цифровой трансформации сейчас наблюдаются практически во всех отраслях промышленности, и полиграфия не может оставаться в стороне. Более того: компании, откладывающие цифровизацию, рано или поздно почувствуют, что теряют свои конкурентные преимущества. Флексотипографиям следует обратить внимание на комплексность подхода к цифровой трансформации — одной покупки этикеточной ЦПМ недостаточно.

     

  • «Реклама 2018»: позитивный переезд

    Самые яркие новинки и тенденции главной выставки российской индустрии широкоформатной и сувенирной печати, перебравшейся в более крупный павильон № 1 «Экспоцентра».

     

  • Влияние на окружающую среду и безопасность

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки. Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Xerox Iridesse Production Press

    Заключение: не имеющая аналогов на рынке шестикрасочная цветная листовая ЦПМ может печатать сразу двумя дополнительными цветами в один прогон (до и после CMYK), что позволяет серьёзно увеличить спектр работ, выполняемых цифровым способом, за счёт интересных спецэффектов. Представляет интерес как в качестве первой ЦПМ в типографии (обеспечивает высокую производительность и гибкость), так и для расширения имеющегося парка цифровых машин.

     

  • Самая трудная задача: ответить сразу на все вопросы клиента

    Мы помогаем очередному благотворительному проекту найти типографию для печати.

     


comments powered by Disqus