101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Подпольный оттиск

  • Ирина Паялина
  • 31 июля 2025 г.
  • 861
Музей «Подпольная типография 1905–1906 гг.»

Publish продолжает серию публикаций о музеях, связанных с полиграфией. Первые статьи рассказывали о московских организациях: Музее истории полиграфии, книгоиздания и МГУП имени Ивана Фёдорова (Publish № 2/2025) и Музее-квартире Ивана Дмитриевича Сытина на Тверской улице (Publish № 4/2025). Столичную тройку замыкает музей «Подпольная типография 1905–1906 гг.».

Музей «Подпольная типография 1905–1906 гг.» является филиалом Музея современной истории России и посвящён событиям первой российской революции и нелегальной деятельности российских социал-демократов. С августа 1905 по июль 1906 года тут работала подпольная типография, которая так и не была раскрыта властями.

Подпольный оттиск

«Отцы-основатели»

Музей создавался при активном участии самих организаторов подполья и был открыт в ноябре 1924 года. Экспозиция с большой точностью восстанавливает обстановку, в которой жили и работали подпольщики: кухня с русской печкой, комната, прихожая, торговая лавка и склад-подвал. В момент создания музея были живы все участники деятельности подпольной типографии: они помнили детали интерьера и рабочие условия, смогли передать имеющиеся документы, фотографии и другие ценные материалы.

Один из основателей подполья, участвующий в создании музея, Трифон Теймуразович Енукидзе (1877–1937) — революционер, государственный и партийный деятель, член партии с 1899 года. В 1903–1905 гг. работал в нелегальной типографии «Нина» в Баку. В 1918 управлял типографиями ВЦИК, с 1919 по 1937 год — основатель и первый управляющий «Гознака».

Трёхэтажное здание, в котором располагается сейчас музей, это бывший доходный дом, построенный в конце XIX века. Его владельцем был каретных дел мастер Козьма Колупаев, который сдавал в аренду помещения. В начале прошлого века в доходном доме было электричество, но не было водопровода, колодец находился во дворе. Сам район был густонаселённой окраиной, неподалёку — Бутырская тюрьма, а по соседству — полицейский участок. Прикрытием для работы подпольной типографии служил магазин оптовой торговли кавказскими фруктами, хозяин которого снимал несколько комнат на первом этаже и подвал. Сама типография располагалась в подподвальном помещении, в которое спускались из подвала дома.

Окно из подвала в подподвальное помещение

Свеча и станок

Сейчас мемориальная часть музея «Подпольная типография 1905–1906 гг.» располагается на первом этаже и в подвале, на втором этаже представлена экспозиция, основанная на фондах бывшего «Музея каторги и ссылки», на третьем — проходят временные тематические выставки.

На Лесной улице можно увидеть два подлинных печатных станка ножного управления типа «Бостонка», или «Американка», как их ещё называли, конца XIX — начала XX века. Первый находится в подподвальном укрытии в подвале в экспозиции музея «Подпольная типография 1905–1906 гг.». Посмотреть его можно через специальное окошко. Вторая машина, привезённая из подпольной типографии Челябинска, доступна в зале на втором этаже музея в экспозиции «Каторга и ссылка». Всего по Российской империи до событий 1917 года было около 200 нелегальных типографий в разных городах.

Вес «Бостонки» 800 кг, скорость работы — 500 листов в час. Работали подпольщики чаще всего по ночам, электричества в подвале не было, в качестве освещения использовали свечные фонари. Свеча гасла — значит, закончился кислород, печатникам надо было уходить. Рядом со станком с трудом размещалось два человека. Типография закрылась в 1906 году, отработав почти год. За это время было выпущено: четыре номера газеты «Рабочий», а также листовки, которые сейчас можно увидеть в экспозиции музея.

Типография в истории

История подполья дважды отражалась в кино: в 1930 году в немом чёрно-белом фильме «Американка» и 1980 году уже в цветном фильме «Дом на Лесной» режиссёра Николая Санишвили.

Сейчас в музее работает постоянная экспозиция, проводятся временные выставки, обзорные и костюмированные экскурсии. Музей участвует в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», где ежегодно принимает большое количество школьников и их родителей. Для более комфортного посещения в музее работает экскурсионное бюро, где можно заказать экскурсию, узнать любую интересующую информацию и заранее спланировать визит с учётом загрузки музея.

Адрес: Москва, ул. Лесная, 55.

Сайт: https://www.sovrhistory.ru/museum/build/typography/index.php

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
«Винил» на бумаге. Победитель конкурса «Книга года — 2025» в номинации «Искусство книгопечатания»

3 сентября в Электротеатре «Станиславский» прошла церемония награждения национального конкурса «Книга года — 2025». В номинации «Искусство книгопечатания» победил Каталог граммофонных пластинок конца XIX — середины XX века: каталог коллекции С. Н. Капустина, выпущенный Общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска» и отпечатанный в типографии «Август Борг» в Москве.

Правильный гибрид

С лета этого года ГК «РУССКОМ» предлагает двухметровый гибридный принтер G!Digital HUV-2000S.

Выставка перемен

В этом году 32-я выставка технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама 2025» прошла на новом месте с 21 по 24 октября. Поскольку «Экспоцентра» больше нет, устроители выбрали в качестве места проведения павильоны ВДНХ — 55 и 57.

Печать без промаха

На столичной выставке «Реклама-2025» представительство южнокорейской InkTec в России впервые показало в работе компактный планшетный УФ-принтер UV 6090 с системой автоматического распознавания и визуального позиционирования запечатываемых изделий.

Технология как магия

Обычно в рубрике «Практика производства» мы рассказываем о типографиях. Но сегодня — о компании из другой сферы, где цифровая печать по-прежнему кажется настоящим волшебством.



Новый номер

Шоурум Ricoh в Екатеринбурге. DTF-ураган. FAT-дизайн. Печать без промаха. Правильный гибрид. УФ-принтер с ИИ. Защитные технологии в полиграфии. Технология как магия. Выставка перемен. Ставка MEFU — на автоматизацию. Наношансы: выживет ли Landa?



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59