Этот отраслевой музей был основан в 2000 году по инициативе ректора МГУП Александра Максимовича Цыганенко. Сейчас музей насчитывает 76 единиц полиграфической техники, отражающих весь процесс создания печатной продукции. В музее представлена большая коллекция оборудования середины ХIX – начала ХХ века: от допечатных процессов до брошюровочно-переплётных машин. Оборудование для музея завозилось как из-за границы, благодаря сотрудничеству с DuPont, Heidelberg и KBA и проч., так и передавалось отечественными типографиями в процессе реструктуризации или закрытия.
![]() |
Корпус на ул. Михалковская |
![]() |
Корпус на ул. Прянишникова |
Музей располагается по двум адресам. Основная экспозиция находится в реконструированном учебном корпусе на Михалковской улице. А самые тяжёлые полиграфические машины начала ХХ века — в зданиях вуза на улице Прянишникова: в рекреациях в «старом» корпусе и в здании-книжке.
Вход открыт
Прежде всего музей создавался с обучающими целями для студентов вузов и колледжей. Сейчас бывший Университет печати входит в состав Московского политехнического университета, и музей посещают студенты всех направлений и факультетов Московского Политеха. Также музей открыт для студентов колледжей и школьников в рамках учебных программ и профориентации. И посещение возможно для всех желающих, но по записи.
![]() |
Апостол Ивана Федорова |
Экспозиция музея знакомит посетителей с отечественными и зарубежными полиграфическими станками и оборудованием, а также антикварными печатными и рукописными изданиями, подлинниками XV-XVIII веков. В витринах — рукописный «Казанский летописец» — история очевидца о взятии Казани XVI века; первое печатное издание «Соборного уложения 1649 года» и его рукописная копия 1733 года. А также знаменитый «Апостол» Ивана Фёдорова — переиздание второй половины XVII века при царе Алексее Михайловиче; «Устав воинский»; учебник «Геометрия»; «Полидора Виргилiа Урбинскаго» и другие издания петровского времени. На экскурсии можно узнать об истории возникновения письменности, бумаги, полиграфии, редактирования и оформления книги и книгоиздания в разрезе допечатных, печатных и брошюровочно-переплётных процессов.
Разные машины
Московский полиграфический институт был основан в 1930 году на базе полиграфических факультетов Ленинградского и Московского ВХУТЕИНов. Среди полиграфической техники, переданной институту и выставленной в музее, есть литографский печатный станок Krause середины ХIХ века. На нём работало несколько поколений студентов и преподавателей, в том числе художник Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964) — он преподавал в МПИ с момента основания института. Принципиальная схема станка была разработана в ХIХ веке Иоганном Алоизом Зенефельдером (1771–1834), изобретателем литографии, и предназначен он для получения оттисков с литографского камня (формы).
![]() |
Литографский станок |
![]() |
Плоскопечатная стопцилиндровая машина 1969 |
В экспозиции на ул. Прянишникова, 2а представлено несколько стопцилиндровых плоскопечатных машин. Впервые такие машины были созданы в Англии известным изобретателем Фридрихом Иоганном Кёнигом (1774-1833) и его компаньоном — магистром математики Андреасом Фридрихом Бауэром (1783–1860). Можно увидеть несколько немецких печатных машин MAN-ANNO 1913-1925 гг. выпуска, переданных в музей полиграфическим комбинатом Саратова, Самарским полиграфическим колледжем и фирмой «МАМ ТД», а также печатную машину Planeta-Rapid NA-4 (ARMIN) 1928 года выпуска, переданную концерном KBA.
![]() |
Офсетная однокрасочная листовая машина с ручной подачей японской Komori |
Ещё один интересный экземпляр в корпусе на ул. Прянишникова — офсетная однокрасочная листовая машина с ручной подачей японской Komori 1928 года выпуска. Примечательно то, что на данной машине было отпечатано несколько пробных экземпляров оттисков уже в стенах университета. Там же демонстрируется краскотёрочная трёхвалковая машина производства Германии 1960 года. Это была первая подобная машина завода в Торжке, положившая начало отечественному производству красок. При помощи этой машины 5 августа 1963 года была выпущена первая партия краски Торжокским заводом полиграфических красок.
Музейные экспонаты неоднократно становились объектами для съёмки в более чем 20 ТВ-передачах, видеофильмах, например, «Лифтёр» из сериала «Следствие вели… с Леонидом Каневским», фильм «Хроники русской революции» Андрея Кончаловского и др.
Знаковые экспонаты
В музее представлены все этапы выпуска полиграфической продукции. Непременно каждая редакция располагала пишущими машинами: в музее представлено около 25 подобных машин — зачастую они переданы собирателями и известными личностями. Например, знаменитая «Ундервуд» принадлежала писателю-сатирику Виктору Ардову (1900-1976). «Ундервуд» — одна из лучших пишущих машин того времени, и каждый писатель, журналист стремился иметь её. Особая ценность, что это одна из мемориальных вещей в музее — подарок музею семьи Ардовых. В коллекции музея представлены пишущая машина «Вудстокъ» фирмы Van Siclen&Co, США, 1910 года с металлическим футляром и пишущая машина Mercedes cо сменным литероносителем.
Уникальный прибор экспонируется в отделе Истории МПИ — Durst DuoScop для фоторабот, он обладает мемориальной ценностью: прибор принадлежал советскому разведчику полковнику Рудольфу Абелю (настоящее имя Вильям Генрихович Фишер). Выданный предателем, он был арестован в Америке в 1957 г. и осужден на 32 года. В 1962 он был обменян на лётчика Ф. Г. Пауэрса, сбитого над Свердловском (Екатеринбургом) 1 мая 1960, и американского студента-экономиста Ф. Прайора, арестованного за шпионаж в Восточном Берлине в августе 1961 г. Исторический DuoScop был передан в дар музею С. П. Вартаняном — братом другого разведчика-нелегала, который получил после Абеля уникальный прибор.
В музее хранится настоящая наборная касса-реал из типографии «Московская правда» 1925 года, а также архив отдела Новых шрифтов ВНИИ Полиграфмаш — авторские разработки шрифтов Банниковой, Козубова, Идрисова и других. Этот материал активно используется специалистами, студентами.
Музею иногда приходится спасать архивы. Так получилось с оригиналами рисунков, с которых печатались книги в издательстве «Художественная литература». Сохраняются и лучшие работы выпускников-художников, дипломные работы.
Издательская история
Собрание книг насчитывает почти двадцать три тысячи единиц. Большой фонд составляет техническая и учебная литература по всем специальностям вуза. Значительная часть передана библиотекой МПИ, в том числе принадлежавших ВХУТЕМАСу. Художественная литература, а также ценные каталоги типографий и издательств ХIХ–ХХ веков хранятся в отдельном зале со специальным температурным режимом.
![]() |
Зал истории книги XIX века |
В этом зале, посвящённом истории книги XIX века, можно увидеть подлинный шкаф Мамонтова из здания Московского полиграфического института (МПИ) на Садовой-Спасской улице, бывшей усадьбы Саввы Мамонтова. В витрине хранятся выпуски газеты «Речь», в том числе номер от 8 ноября 1917 года с пометками В. И. Ленина. В зале представлен альбом «Иллюстрированная топографическая анатомия распилов, произведенных в трех измерениях через замороженное человеческое тело» Николая Пирогова, профессора Петербургской медико-хирургической Академии в 4-х частях, известная как «Ледяная анатомия профессора Пирогова». Это факсимильное переиздание выполнено в 1997 году в «Экспериментальной типографии», получило премию имени Пирогова в 1998 году.
Коллекции музея пополнялись и пополняются дарителями. В экспозиции ХVII – начала ХХ веков представлены книги, переданные Московской Патриархией, библиотеками Петербургского отделения Академии наук, Казанского университета, Экспериментальной типографией, частными дарителями: проф. Н. Н. Розановой – рукописные книги из собрания Н. Ф. Лапина – первого директора МПИ, декана Художественного факультета. В одном из залов музея находится уникальное собрание книг начала ХХ в., переданное собирателем З. С. Старковой – преподавателем литературы Московской школы. Свой вклад внесли профессор Ю. И. Чувашев, О. С. Федотова, выпускники МПИ — руководители крупных издательств: Д. Б. Лаврик (типография «Альфа-Дизайн»), С. А. Кондратов (издательство «Терра»), Г. И. Высоцкий («Экспериментальная типография») и другие. Значительную часть фонда составляет литература на иностранных языках.
![]() |
Газета «Речь» с пометками В.И. Ленина |
![]() |
Многоаппаратная проволокошвейные машина |
Работа сейчас
В выставочном зале музея проводятся сменные выставки педагогов-художников, студентов, выпускников, видных художников и участников пленэров. Есть отдельная экспозиция, посвящённая истории вуза.
Музей организует научные консультации для специалистов по различным направлениям. Кроме выставочной деятельности, поисково-изыскательной работы и большой работы с фондами, музей занимается издательской деятельностью: было подготовлено почти 20 изданий, таких как «Мы из МПИ» — очерки выпускников разных лет, «Московский Полиграфический» — к 70-летию МГУП, издания, посвящённые редким рукописным книгам в составе коллекции музея. В настоящее время готовится к переизданию каталог полиграфической техники музея.
Важнейшее направление работы музея – патриотическое воспитание. Музей проводит тематические лекции и семинары для школьников и студентов, организует конкурсы и викторины, связанные с историей нашей Родины и её ролью в победе в Великой Отечественной войне. В экспозиции представлены книги, личные вещи преподавателей и студентов МПИ – участников войны. В музее хранится копия Знамени Победы — награда музею за первое место в смотре музеев Москвы. Музей издал уже несколько книг, в которых увековечены имена студентов, сотрудников и преподавателей МПИ – участников боевых действий. Силами сотрудников музея, работавших в архивах, были установлены более 400 имен. По инициативе музея в корпусе на улице Прянишникова открыт Мемориал памяти. В настоящее время готовится ещё одно издание книги «По пути к Победе», дополненное именами участников ВОВ вузов, вошедших наряду с МГУП в состав Московского Политеха.
В подготовке материала принимали участие: Светлана Владимировна Морозова — заведующая музеем и Грицаева Юлия Алексеевна — ведущий инженер музея истории полиграфии, книгоиздания и МГУП имени Ивана Фёдорова.
![]() |
Морозова Светлана Владимировна |
Пора в музей!
Ежегодно музей посещают более 5000 человек. Музей истории полиграфии, книгоиздания и МГУП имени Ивана Фёдорова живёт насыщенной научной и культурной жизнью, у него огромный актив, его коллекции постоянно пополняются и дополняются. Он продолжает развиваться, и сотрудничество с профильными организациями может быть хорошей поддержкой для него.
Несмотря на активную государственную политику, музеи всё равно нуждаются в поддержке и помощи, причём не всегда исключительно финансовой. Призываем вас знакомиться с музеями в вашем городе и регионе и сотрудничать с ними и поддерживать. А какой полиграфический музей находится рядом с вами?
адрес: Москва, ул. Михалковская,7.
тел.: +7(499) 154-08-53,
e-mail: museum@mospolytech.ru
график работы: по будням с 10:00 до 17:00
Посещение музея бесплатное по предварительной договорённости.
От идеи до музея
![]() |
Александр Максимович Цыганенко |
В 2000 году ректор Московского государственного университета печати (до 1993 года Московский Полиграфический институт) Александр Цыганенко был инициатором создания музея истории полиграфии, книгоиздания в Университете печати. Александр Максимович рассказал Publish об идее создания музея.
Интерес к музейному делу зародился в первые годы работы в МПИ благодаря сотрудничеству с зарубежными ВУЗами и фирмами, посещению немецких технических и полиграфических музеев в рамках межвузовского партнёрства. Это навело на мысли о создании музея, в котором были бы собраны экспонаты, связанные с историей печатного дела, уникальные издания, старинная техника и документы становления и развития единственного в России профильного учебного заведения высшего профессионального образования, готовящего кадры для печати.
Идею поддержали коллеги по Университету и Учёный совет. Очень быстро определили и директора музея. Им была назначена Светлана Владимировна Морозова, которая возглавляет его и сегодня. Она имела опыт музейной работы и была доцентом на кафедре «Истории и культурологии».
![]() |
Краскотерочная трехвалковая машина 1960 |
![]() |
Линотип 1974 |
Задача музея, как определил его функции Учёный совет и директор, была не только в сохранении истории печатного дела, культурного наследия России, но и также в содействии подготовке высококвалифицированных кадров. Музей создавался как подразделение для учебных целей, наряду с кафедрами и лабораториями.
Существенный вклад внесла компания Heidelberger Druckmaschinen AG, активно подключились к формированию экспозиций преподаватели и сотрудники МГУП. Университет обратился к предприятиям и организациям отрасли с просьбой о помощи в комплектовании фондов музея.
Музей был открыт 1 ноября 2000 года. В этот год университету исполнилось 70 лет со дня основания. После открытия музея работа по комплектованию его фондов была продолжена.
В двухтысячные годы было желание построить отдельное здание для музея по примеру Пекинского института графических коммуникаций, где на одной территории находились учебные и производственные корпуса, общежития и спортивные сооружения, поликлиника, клуб. Отдельное здание занимал Музей печати, входящий в состав института. В настоящее время он является крупнейшим музеем профессионального книгопечатания в мире.
Сейчас, после вхождения МГУ печати им. Ивана Фёдорова в состав Московского политехнического университета, музей сохранился и действует. В настоящее время его посещают студенты профильных направлений и средних специальных учебных заведений, учащиеся старших классов школ. По данным директора музея С. В. Морозовой число посетителей составляет ежегодно около пяти тыс. человек.
Пути развития
![]() |
Екатерина Хохлогорская |
О будущем музея истории полиграфии, книгоиздания и МГУП имени Ивана Фёдорова рассказывает креативный директор Московского политехнического университета Екатерина Хохлогорская.
Сегодня, как и в день основания, музей — единственный в России профильный музей, собравший такую огромную коллекцию книг и печатной техники. Основное направление развития музея сейчас — оцифровка экспонатов, создание электронного музея, разработка аудиогидов и т. д. Есть задача сделать коллекцию музея доступной абсолютно каждому заинтересованному человеку, вне зависимости от места его пребывания. А это возможно только в цифровой среде. Занимаются этим студенческие проекты «Создание и развитие музейных и выставочных площадок Московского Политеха» и «Музей в наушниках» в рамках дисциплины «Проектная деятельность».
Для сохранения и дальнейшего развития музею необходима поддержка от представителей полиграфической отрасли. В первую очередь нужна помощь в издательских проектах музея — софинансирование издания книг, брошюр и каталогов. Сейчас это полностью лежит на плечах университета. А также совместные проекты по созданию новой мультимедийной экспозиции.
Во-вторых, Московский Политех заинтересован в представлении музея на отраслевых мероприятиях и в проведении таких мероприятий на площадке музея: тематические круглые столы, семинары, специализированные выставки.
В-третьих, участие сотрудников профильных предприятий в качестве наставников и преподавателей в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки студентов Московского политеха по направлениям издательской и полиграфической деятельности.
В свою очередь Московский Политех может предложить составление и проведение обучающих программ под заказ конкретного предприятия.
Контактные лица по направлениям сотрудничества:
Ирина Викторовна Нагорнова, директор Полиграфического института 8-495-223-05-23, доб. 4108.
Екатерина Львовна Хохлогорская, директор Института издательского дела и журналистики, креативный директор Московского Политеха, тел. 8-926- 814-55-45