101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Сублимация на бумаге

  • Юрий Ефремов
  • March 13, 2023
  • 5356
Сублимационная печать по текстилю — это сложный процесс с множеством отдельных компонентов, которые должны работать рука об руку для достижения наилучших результатов.

Любого директора печатного производства интересуют два момента:

  • как построить (настроить) максимально эффективное производство;
  • как получать стабильное (воспроизводимое) качество каждого тиража.

Мы начнём со второй части: от чего зависит качество? Ответ прост — качество зависит от всего, что связано с производством. А именно: бумаги; чернил; текстиля; оборудования (принтер, термопресс); настроек принтера и управления цветом (цветовое профилирование, плотность цвета); настроек параметров термопереноса (температура — время — давление); климата в производственном помещении (20–25 °C, отн. влажность 45–55%).

Что такое сублимационная бумага?

Это специализированная бумага для сублимационной печати. Состоит минимум из двух слоёв: целлюлозная база (основа) и полимерный слой на стороне, предназначенной для печати. Сублимационная бумага — это бумага с покрытием, всегда. Полимерное покрытие необходимо для формирования красочного слоя на поверхности бумаги и имеет принципиальное значение. Далее мы разберём, какое бывает полимерное покрытие, сколько слоёв, в какой последовательности их наносят и как это влияет на качество печати. Есть несколько мифов, которые рассказывают продавцы. Их цель — продать. А насколько то, что они предлагают, подходит/не подходит для задач клиента — это их не волнует. Задача продать сейчас, а там хоть потоп.

МИФ 1

Для экономной печати существует сублимационная бумага без покрытия.

Купите её, и будет вам счастье за недорого.

Что такое сублимационная бумага БЕЗ покрытия? Это бутерброд без масла. Точнее — это фикция и обман. Продавцы сублимационной бумаги без покрытия стесняются называть вещи своими именами и прячутся за красивым термином «маркетинг». Если проще — не бывает сублимационной бумаги без покрытия. В мире производят сотни видов бумаг без покрытия. Для упаковки, для офсетной печати, для широкоформатных сольвентных принтеров, для графопостроителей, для лекал и так далее.

Можно ли печатать по таким бумагам? Если вам не важен результат, то конечно можно.

Если результат имеет значение, то использование сублимационной бумаги обязательно. Давайте разберёмся, что же такое сублимационная бумага и для чего она необходима.

Зачем использовать специальную бумагу для сублимации?

Много лет назад, до появления первых широкоформатных принтеров, сублимационные краски наносили с помощью листовых печатных машин на обычную бумагу, а в рулонной печати использовали тонкие сорта бумаг, вплоть до 19 г/м2. Также использовали многоцветную листовую трафаретную печать. Краски (пасты) для сублимационной печати производили на основе сольвентов или спиртов, они имели достаточно высокую концентрацию красящих веществ, что обеспечивало очень быстрое высыхание. Для этих красок не было ограничений по использованию бумаги для термопереноса.

С появлением принтеров краски (чернила) для цифровой печати существенно изменили состав по сравнению с красками традиционных печатных машин. Чернила для принтеров менее концентрированные, не содержат в составе спиртов и растворителей, размер красящего пигмента в десятки раз меньше, содержат необходимые для продолжительной работы печатной головки присадки, которых никогда не было в составе красок для традиционной печати. Жидкие чернила растекаются по обычной бумаге, получить яркость и насыщенность цвета, как при аналоговой печати, на принтере поначалу было невозможно. На помощь текстильщикам пришли производители бумаги, которые предложили элегантное и недорогое решение, кардинально улучшающее качество сублимационной цифровой печати, — бумага со специальным покрытием рабочей стороны.

Главная задача сублимационной печати — перенести как можно больше чернил (цветов) с бумаги на ткань* в кратчайшие сроки с минимальными энергетическими и временными затратами.

Рис. 1. Принцип сублимационной печати на ткани

Один из основных критериев качества — попадание в цвет, задуманный дизайнером (художником, модельером). На обычной бумаге чернила растекаются и не формируют чётких границ и тонких линий, невозможно получить яркий насыщенный цвет.

Рис. 2. Печать на ткани, бумага без покрытия

Рис. 3. Печать по ткани, бумага с покрытием

На левой фотографии (печать на бумаге без покрытия) края изображений на жёлтом фоне не имеют чётких границ, цвета менее яркие, чем на правой фотографии.

На фотографиях ниже показаны срезы бумаги без покрытия и бумаги с покрытием

Рис. 4 — срез обработанной (каландрированной) бумаги без покрытия, увеличение ×500. Рис. 5 — срез бумаги с двойным покрытием, увеличение ×400.

Рис. 4

Рис. 5

Чернила распределяются внутри бумаги без покрытия случайным образом (рис. 6) и равномерно в полимерном слое при его наличии (рис. 7).

Рис. 6

Рис. 7

При печати Black 20% на бумаге плотностью 45 г/м2 без покрытия (рис. 8) чернила растекаются, точки краски теряют границы. Хорошо заметно, что бумага имеет не гладкую поверхность. При печати по сублимационной бумаге той же плотности китайского производства Black 20% (рис. 9) чернила ложатся достаточно равномерно, точки имеют хорошо очерченные границы. Поверхность китайской сублимационной бумаги не идеальна, на сублимационных бумагах европейского производства можно получить более стабильный результат.

Рис. 8. Бумага без покрытия 45 г/м2

Рис. 9. Китайская сублимационная бумага 45 г/м2

Большая плотность бумаги без покрытия положительно влияет на возможность передать более яркие цвета, но не принципиально. На графике ниже (рис. 10) показана зависимость плотности цвета от Ink Limit.

Рис. 10 . График зависимости плотности цвета от количества краски на бумаге

Для бумаги без покрытия плотностью 95 г/м2 максимальный Ink Limit 120%. Для бумаги с покрытием серии Eco II аналогичной плотности максимальный Ink Limit составляет 380%.

Из всего вышеперечисленного, надеюсь, понятно, что для получения хорошего результата печати на ткани необходимо использовать сублимационную бумагу.

МИФ 2

Все сублимационные бумаги имеют одинаковые свойства, зачем платить больше? Купите нашу китайскую, очень дёшево, вам ТОЧНО подойдёт!!!

Это ложь. Продавцы бумаги, которые предлагают азиатский товар «европейского качества задёшево», дёшево врут. Они либо сознательно вводят клиентов в заблуждение, либо не владеют вопросом и не понимают, о чём говорят.

Производители сублимационной бумаги держат в большой тайне точную формулу пропитки, ибо в этом секрет качественной печати. Имеют значения и условия техпроцесса: температура состава, скорость движения бумаги, толщина слоя, количество слоёв (может быть до 4), время сушки слоя и между слоями и так далее. Если слой пропитки будет тоньше оптимального или неравномерным из-за ошибок в настройках оборудования, при печати на ткани может проявляться брак в виде пятен, царапин, потёков, особенно заметных при глубоких сплошных заливках в 150% цвета и более. Но чем тоньше слой пропитки, тем ниже себестоимость бумаги, чем активно пользуются некоторые азиатские производители. Вообще полимерный слой сублимационных бумаг существует нескольких видов (рис. 11):

  • стандартный (swellable coating);
  • микропористый (microporous coating).

 

Рис. 11. Стандартный и микропористый типы покрытия сублимационных бумаг. Синей стрелкой показано движение воды, коричневой стрелкой — движение гликоля

Стандартный тип покрытия хорошо удерживает красящее вещество на поверхности, но плохо отводит воду, входящую в состав чернил. Микропористое покрытие производители сублимационных бумаг используют сравнительно недавно, около 8 лет. По своим свойствам это покрытие напоминает памперс: быстро и эффективно пропускает через себя воду к базовому слою бумаги. Микропористое покрытие дороже стандартного, что сказывается на цене сублимационной бумаги.

В чём основные преимущества сублимационной бумаги с микропористым покрытием?

Сублимационная бумага с таким покрытием имеет более высокий Ink Limit, что позволяет передавать более насыщенный цвет при той же плотности базовой бумаги. Бумага меньше коробится в зоне печати.

За счёт интенсивной впитываемости влаги бумага с микропористым покрытием сохнет на сушке принтера значительно быстрее бумаги со стандартным покрытием. Бумагу с микропористым покрытием 45 г/м2 (например, Transjet 8300 Fashion) настоятельно рекомендуют для качественной печати на скоростных принтерах (более 150 м2/час) и 70–130 г/м2 (Transjet 8340 Boost) для глубокого окрашивания спортивного трикотажа.

Качественные бумаги малой плотности с основой из 100% первичной целлюлозы эвкалипта** и микропористым покрытием обеспечивают перенос 92% цвета за 11 секунд и 97% перенос цвета за 15 секунд (рис. 12).

Рис. 12. График плотности цвета в зависимости от времени термопереноса

Среди качественной сублимационной бумаги встречается двойное покрытие лицевой стороны, где первый слой выполняет роль грунта, который выравнивает поверхность для нанесения второго основного слоя swellable (Transjet 8383 Industrial). Кроме уже описанных видов покрытия, производители наносят тонкий полимерный слой на обратную сторону тонких бумаг премиального уровня для улучшения прочностных качеств и недопущения разрыва бумаги из-за перелива краски. Покрытие обратной стороны сублимационной бумаги за счёт более гладкой поверхности улучшает контакт бумаги с греющим барабаном, тем самым ускоряя прогрев бумаги и её выход на рабочую температуру термопереноса.

Это способствует более полной передаче цвета, экономит чернила и ускоряет работу каландрового термопресса. Для улучшения чёткости тонких линий и более точного позиционирования каждой точки на премиальной бумаге используют финишное покрытие micro dots, состоящее из очень тонких полимерных линий, создающих на поверхности бумаге барьеры, наподобие пчелиных сот.

При работе с дорогим спортивным трикотажем или с очень тонкими деликатными тканями для предотвращения смазывания или сдвига изображения (ghost эффект) сублимационную бумагу покрывают тонким слоем термопластичного клея, который активируется на входе в каландр и фиксирует ткань с бумагой, образуя нерастяжимую конструкцию. Это предотвращает сдвиг или замятие ткани относительно бумаги, контролирует процесс термоусадки. Пример брака печати на левой части рис. 13, хорошо заметен сдвиг изображения, потеря чёткости линий и прозрачности текста на выворотке.

Рис. 13. Пример брака печати (слева) и корректной печати (справа)

Клеящий слой называют Sticky (липкий), а бумагу — сублимационная бумага с клеящим слоем. Как правило, клеящий слой наносят на бумаги плотных сортов, 90–105 г/м2 с высоким показателем Ink Limit, такую бумагу используют при производстве высококачественной спортивной формы, флагов и изделий интерьерной рекламы в конструкциях на просвет.

МИФ 3

Существует универсальная сублимационная бумага.

Купите нашу бумагу и будете её использовать ДЛЯ ВСЕХ задач.

Нет, такой бумаги не существует в природе. Для каждой задачи есть свой оптимальный вид сублимационной бумаги. Поясним на примерах:

1. Качество никого не интересует, важнейшим критерием является цена. Ваши клиенты — посетители рынка «Садовод» или аналогичных мест продаж.

1.1. Печать большого количества тонких некачественных тканей. В этом случае можно использовать даже бумагу без покрытия, самую дешёвую. Качество не имеет значения, важна минимальная цена. В России есть компании, которые используют для печати обёрточную или защитную бумагу плотностью 19 г/м2. Вероятность повторной покупки тем же клиентом вашего товара минимальна, шторы для бани или дачи никто не будет проверять на соответствие цвета, одноразовая скатерть для пикника на природе будет выброшена после первого же применения. Есть смысл покупать бумагу без покрытия в рулонах с намоткой 800–1200 метров, вы экономите время на заменах пустых рулонов на новые. И дополнительная приладка каждого нового рулона вам ни к чему. Большинство современных скоростных принтеров позволяют использовать рулоны с увеличенной намоткой.

1.2. Если тиражи тонких тканей небольшие и сублимационный принтер не быстрый, каландр неизвестного азиатского производителя, а качество продукции никому не интересно — всё то же самое, что и пунктом выше. Покупайте для печати дешёвую бумагу без покрытия в намотке 200–300 погонных метров. Будет как попало, но ваша себестоимость будет ниже продукции из Китая. Имейте в виду — плотные ткани глубоко прокрасить бумагой без покрытия не получится. Для плотных тканей и глубоких заливок держите на складе пару рулонов сублимационной бумаги плотностью 60–70 г/м2, пригодится.

2. Если вы планируете более-менее качественную печать, например 50/50, вам необходимо использовать сублимационную бумагу, пусть и недорогую. За последние пару лет Китай демонстрирует неплохой рост как в объёмах, так и в качестве. Китайская сублимационная бумага плотностью 35 г/м2 покажет лучшее качество при печати, чем бумага без покрытия 45 г/м2. Для более качественной печати, в зависимости от типа и плотности ткани, вам подойдёт европейская сублимационная бумага двух плотностей: 45 и 65 г/м2. На нашем рынке в том или ином количестве есть предложения «корейской», «канадской», «хорватской» и прочих вариантов сублимационной бумаги. В текущей ситуации привезти бумагу из Канады невозможно, корейская бумага дороже, чем китайская, но по свойствам хорошая китайская бумага будет лучше, чем корейская. Бумагу «из Хорватии, Чехии и аналогичных стран» давно не возят, со времён пандемии. Если планируете печатать много и принтер позволяет — покупайте рулоны с намоткой 500–1000 метров. Экономия времени на перезарядке за сутки даст вам дополнительную сотню отпечатанных метров. Для медленных принтеров оптимальной намоткой является 200–300 метров в рулоне.

3. Если качество ваша основная цель и ваши клиенты знают, что такое цвет и его плотность, или не дай бог клиент подписал вам цветопробу и велика вероятность повторения тиражей с заданным цветом или группой цветов (для тех, кто печатает ткани для пошива одежды) — вам необходимо использовать либо китайскую сублимационную бумагу высшего ценового сегмента (она стала появляться на нашем рынке), либо бумагу европейского производства. Но тут уже надо сравнивать цены. Китайская сублимационная бумага премиум-качества*** всего на 10–15% дешевле европейской, надо ли заниматься экспериментами, если разница весьма невелика?

3.1. Скоростная качественная печать в больших объёмах. В этом случае, кроме качества, большое значение имеет общая эффективность. Чтобы печатать много, быстро и экономно, вам понадобится тонкая бумага с микропористым покрытием. Оптимальная плотность — 45 г/м2. Микропористое покрытие даст вам отличный Ink Limit, яркие наcыщённые цвета при низком расходе чернил. Такая бумага не коробится в принтере в зоне печати, позволяя печатать на высоких скоростях в режиме 2 pass. Европейские сублимационные бумаги с микропористым покрытием обеспечивают практически полный термоперенос за 15 секунд, это позволяет каландру работать на большей скорости без потери яркости цвета и глубины прокраса. Более высокая скорость всех процессов, как печати, так и термопереноса, существенно снижает затраты на персонал и электричество. Китайские производители пока не умеют делать бумагу такого типа. Рекомендуем намотку 500–1000 метров в рулоне для промышленных и индустриальных принтеров.

3.2. Качественная печать спортивной одежды. Если ваши клиенты — известные клубы и сборные команды регионов, вы будете использовать хорошую или очень хорошую ткань европейского производства. Многие говорят, что ткань нельзя привезти из Италии, как раньше. Как раньше привезти нельзя, это правда. Но по-другому можно. Что и происходит на нашем рынке, появляются новые продавцы, которые возят отличные ткани из Италии, и не только. Такая ткань весьма дорогая, и брак по печати вам точно не нужен. Ваш путь — европейская сублимационная бумага высокой плотности с клеящим слоем. Да, это недешёвая бумага. Но на длинной дистанции вы не прогадаете — по статистике российских производителей спортивной одежды премиум-уровня, при использовании бумаги с клеящим слоем брак по печати и термопереносу составляет менее 1%. Отсутствие брака и необходимости перепечатывать испорченные выкройки приводит к существенной экономии на ткани. Китайские и корейские производители пока не могут произвести бумагу с клеящим слоем нужных свойств. С каждым годом у них получается всё лучше, предположительно в ближайшие 2 года мы увидим на рынке хорошую азиатскую бумагу. Но не сегодня.

Перейдём от теории к цифрам и замерам.

Мы взяли на тесты действительно хорошую китайскую сублимационную бумагу SO-Chi плотностью 45 г/м2, мы получили её для тестовой печати от одного известного производителя бумаги, завод расположен недалеко от Шанхая. И сравнили её с одним из лидеров рынка, сублимационной бумагой с микропористым покрытием и дополнительным покрытием micro dot SAPPI Transjet Fashion 45 г/м2**** и бумагой без покрытия такой же плотности.

Рис. 14

Используем тестовый файл компании InEdit для определения максимального количества чернил для каждой бумаги (рис. 14). По горизонтали расположены плашки с постепенным увеличением количества цвета, от 0 до 300%. Последняя плашка, на которой цвет ложится ровно, без видимого брака.

Рис. 15

На рис. 15 показан участок с корректным воспроизведением цветов, на рис. 16 — с некорректным.

Рис. 16

Максимальный Ink Limit представлен в таблице ниже (рис. 17).

Рис. 17
Рис. 18 . Файл для замеров плотности цвета

Для определения плотности цвета используем принтер Epson SC-F7200 c чернилами итальянской компании J-Teck, РИП NeoStampa Delta. На всех бумагах печатаем плашки 50% и 100% чистых цветов, файл ниже (рис. 18).

Переводим отпечатанный файл со всех бумаг на ткань Дюспо. Каландровый термопресс Монти Антонио 901–2000, температура 210 градусов, время экспозиции 18 секунд, давление 3 бара.

Результаты в таблице (рис. 19).

Рис. 19. Таблица плотности цвета

Что следует из результатов измерений?

Бумага без покрытия драматически проигрывает сублимационной по всем важным параметрам. Особенно это заметно при печати плотных заливок. Использовать или нет бумагу без покрытия для печати по ткани — решать вам. Китайские производители постепенно улучшают свойства своих сублимационных бумаг, но европейские компании остаются лидерами, особенно в сегменте бумаг для спортивного трикотажа и для скоростных промышленных принтеров. Как долго продлится лидерство, мы узнаем в ближайшее время.

БОНУСНАЯ ЧАСТЬ. КАК ПРОИЗВОДЯТ СУБЛИМАЦИОННУЮ БУМАГУ?

Основа сублимационной бумаги.

Важнейшей частью сублимационной бумаги является основа (база). Для производства основы применяют те же бумагоделательные машины, что и для более традиционных видов бумаги, цикл производства такой же. На многих европейских заводах работники называют бумагоделательные машины сокращённо — РМ (paper machine). Предлагаю и нам в этой статье использовать краткую аббревиатуру РМ, а не громоздкое определение «бумагоделательная машина».

Рис. 20. Схема бумагоделательной машины VOITH

Напомним кратко цикл производства бумаги. Схема РМ показана на рис. 20.

Рис. 21 . Ёмкость с целлюлозой

Рис. 22.1. Стол с сетчатым транспортёром

Рис. 22.2. Вход в прессовую часть

Далее бумажное полотно подаётся в секции прессования и сушки с помощью тонких фетровых транспортёров, которые проводят бумагу через систему прессовых (4–8 шт) и сушильных (20–30 шт) горячих валов (рис. 23), где бумага теряет влажность до 20% и далее может двигаться по валам машины без сопровождения поддерживающих транспортёров.

Рис. 23. Один из 20 сушильных валов, диаметр 1800 мм

Далее расположен клеильный двухвальный пресс для проклейки бумаги и нанесения поверхностного слоя. Секция финальной сушки (6–8 валов) формирует бумажное полотно с остаточной влажностью 5–7%, которое наматывается в рулоны полной ширины и большого диаметра (рис. 24). При необходимости бумага в рулонах подаётся в секцию отделки.

Рис. 24. Рулон базовой бумаги на выходе РМ4

Рис. 24.1. Для понимания размеров МАМА рулона (так его называют на заводе) фото с рядом стоящими людьми

Рулон базовой бумаги имеет максимально возможную ширину в рамках технических характеристик машины, как правило, 3260–3460 мм и вес порядка 11 тонн. Бумагу в дальнейшем будут резать на более узкие рулоны разной длины, в зависимости от потребностей клиентов.

Должна ли основа сублимационной бумаги иметь специальные свойства?

Да, должна. Ответ лежит в требованиях к свойствам сублимационной бумаги. Сублимационная бумага должна совмещать два взаимоисключающих параметра: бумага должна впитывать большое количество воды и при этом иметь минимальную толщину (плотность).

Все сублимационные чернила для принтеров делают на основе воды, чем больше бумага впитывает чернил без деформации и коробления, тем ярче и насыщеннее будет цвет отпечатанной ткани. Ранее, лет 20–40 назад, плотность бумаги для сублимационной печати не имела значения, сублимационные краски (пасты) для аналоговой печати делали на основе спиртов или сольвентов. Для печати использовали листовые и ротационные машины, трафаретные полуавтоматы. Быстрая скорость высыхания краски обеспечивала устойчивую качественную печать на обычной бумаге плотностью от 19 г/м2. Сублимационная бумага для принтеров появилась значительно позже.

Толщина сублимационной бумаги напрямую влияет на скорость работы термопресса (плоского или каландрового типа). Горячая поверхность пресса должна прогреть отпечатанную сублимационную бумагу до температуры переноса, это 190–210 градусов. Бумага плотностью 45 г/м2 выходит на рабочую температуру в 2–3 раза быстрее, чем бумага 95 г/м2. Чем тоньше используемая сублимационная бумага, тем быстрее процесс термопереноса, тем эффективнее ваше производство и меньше накладные расходы на единицу отпечатанной ткани.

Многолетние эксперименты и исследования показали, что наилучшим исходным материалом для производства целлюлозы для основы сублимационной бумаги по соотношению цена/свойства является древесина эвкалипта. Целлюлоза из эвкалипта имеет длинные, тонкие и эластичные волокна, может впитать наибольшее количество воды по сравнению с целлюлозой из других растений. Важной особенностью эвкалипта является полное отсутствие древесных смол, которые оказывают крайне негативное влияние на свойства бумаги при нагреве. Качественную сублимационную бумагу невозможно сделать из первого попавшегося дерева, некачественную можно.

Для обеспечения стабильности поставок целлюлозы и контроля затрат ведущие производители сублимационной бумаги имеют собственные возобновляемые плантации эвкалипта, как правило, плантации расположены в Бразилии и Аргентине. Компании без собственных источников закупают целлюлозу на свободном рынке, бывает, что к целлюлозе из эвкалипта подмешивают целлюлозу других растений.

Целлюлозу транспортируют в прессованном виде в брикетах. Упаковка брикета — это тоже целлюлоза, но в листах. Тем самым брикет отправляется в бак для подготовки массы целиком, без отходов (рис. 25 и 26).

Рис. 25. Транспортёры для подачи целлюлозы

Рис. 26. Брикеты с целлюлозой

При изготовлении основы используют только первичную целлюлозу, без примеси вторичной (переработанной). Переработанная целлюлоза заметно уступает по свойствам впитывания влаги и удельной прочности. К целлюлозной основе добавляют большое количество присадок, придающих бумаге заданные свойства. На левом мониторе поста управления РМ (рис. 27) выводится список химических элементов и их количество. Во время посещения завода в Carmignano (Italy) на мониторе список присадок для производства основы сублимационной бумаги TRANSJET Fashion 45 составлял более 20 наименований. Ещё раз — основа бумаги — это не просто очищенная первичная целлюлоза, это сложный инновационный продукт, в разработку которого вложены знания и опыт за более чем 100 лет производства бумаги для разных печатных производств (заводу в г. Карминьяно более 150 лет). Несмотря на весьма приличный возраст, завод прошёл глубокую модернизацию, и ручной труд был заменён на работу роботов и автоматических систем. Различные датчики подключены к единой информационной системе, позволяющей контролировать все этапы производства дистанционно, из тихого светлого кабинета. Рис. 28 — мониторы управления.

Рис. 27. Мониторы контроля смешивания присадок при формировании бумажной массы

Рис. 28. Монитор управления РМ

Стоит дать пояснения термина «первичная целлюлоза». Это целлюлоза, полученная в ходе обработки древесины. Вторичную целлюлозу получают из вторсырья. В странах, где соблюдают нормы охраны труда, запрещено использование сублимационной бумаги, если в её основе есть макулатура. Модным трендом последних лет является использование переработанного сырья, но это неприемлемо для сублимационной бумаги. Макулатура может содержать вредные для здоровья человека элементы. Переработанная бумага для обычных бытовых нужд может не представлять опасности, но сублимационная бумага подвергается температурному воздействию до 220 градусов, время контакта может составлять до 2–3 минут (печать по жёстким материалам).

Рис. 29. Рулоны бумаги перед покрытием находятся в цеху для выравнивания температуры и влажности

Покрытие основы специальными полимерными составами.

Далее рулоны бумажной основы подаются в цех для покрытия. При необходимости бумагу покрывают в два или три слоя с лицевой стороны или одновременно с лицевой и обратной стороны на специализированном оборудовании (рис. 30). Возможные виды покрытия и их предназначение мы показали в основной части статьи, раздел МИФ 2.

 

Рис. 30. Машина для нанесения покрытия с одной стороны

Рис. 30.1. Подача рулона для покрытия полимерным слоем

Рис. 31. Машина для двухстороннего покрытия

Большая часть производственного процесса роботизирована, включая роспуск на малые рулоны и транспортировку до места хранения (рис. 32).

Рис. 32. Автоматизированное перемещение рулонов к месту хранения

Рис. 33. Готовые рулоны бумаги ждут очереди на отправку клиентам

Важный этап производства — контроль качества продукции.

Отдел качества проверяет параметры сублимационной бумаги для каждой партии. Именно стабильность свойств отличает европейскую брендовую бумагу от азиатской. В лаборатории проверяют:

  • Соответствие заявленной плотности бумаги и её толщины (эти параметры связаны, но не всегда линейно).
  • Состав бумажной основы под заданный тип сублимационной бумаги.
  • Толщину каждого полимерного слоя, адгезию полимера к бумажной основе.
  • Однородность поверхности сублимационной бумаги, соответствие по гладкости (шероховатости).
  • Прочность бумаги на разрыв в сухом состоянии и после нанесения влаги (по составу аналогично сублимационным чернилам принтера, но без пигмента).
  • Количество влаги, которое может принять бумага без нарушения своих свойств (Ink Limit), проверяют как с помощью специализированного оборудования, так и используя тестовые принтеры.
  • Способность выдерживать высокую температуру (230 градусов) продолжительное время, отсутствие коробления и деформации.
  • Каждые 10 000 метров делают тестовую печать на бумаге с обязательным переводом на ткань.
Рис. 34. Один из участков отдела проверки качества

Рис. 35. Участок тестовой печати

ИТОГИ:

Китайские производители сублимационной бумаги показывают неплохое качество, заметён прогресс. Но с ростом качества растёт и цена, чудес не бывает. Если 5 лет назад разница в ценах китайской и европейской бумаги составляла более чем 2 раза, то в текущих условиях разница сократилась до 30%. Дешёвую китайскую бумагу используют при печати низкомаржинальных изделий, где себестоимость важнее качества. Но при изготовлении действительно качественных товаров разница в цене квадратного метра бумаги в 4–5 рублей растворяется в цене конечного изделия. Хорошая спортивная футболка продаётся от 1000 до 3000 руб., разница в цене европейской и китайской бумаги в несколько рублей не выглядит как переплата, это инвестиции в стабильное качество.

Наглядный пример: одна известная КОМПАНИЯ-Производитель (вы точно слышали её название) много лет шила качественную спортивную форму для Крупного Российского Банка (написать точное название будет некорректно). Длительные отношения Производителя и Банка, дружба семьями и совместные поездки на отдых не отменяют регулярные тендеры, где все производители могут представить свой вариант отшитой формы и побороться за годовой контракт. Форму надо отпечатать в корпоративных цветах компании по техническому заданию, упаковать к картонную коробку и отправить по почте в адрес комиссии Банка. Много лет тендерная комиссия выбирала одного и то же Производителя. А в 2020 году Производитель решил сэкономить, это понятно: пандемия, маржа падает, надо резать косты. Была закуплена бумага подешевле, краска не оригинал… В тот год в тендере участвовала совсем молодая и не очень известная московская компания «Ветер Сайклинг», которая использует ткань и сублимационную бумагу исключительно итальянского производст

ва и оригинальные чернила. И «Ветер Сайклинг» выиграла тендер, при том что их предложение было дороже. Но их форма точно попадала в корпоративный цвет, ткань была прокрашена глубоко и не светилась на локтях. Вот такая занимательная история.

Автор — Юрий Ефремов (y.efremov@t-textile.com), директор компании «Текстиль и Технологии», занимающейся поставками оборудования и расходных материалов для цифровой печати по текстилю.

Иллюстрации для статьи подготовил Максим Ефремов.

* Сублимационная печать может осуществляться и на жёсткие материалы (дерево, стекло, керамика и т. д.), если их поверхность имеет специальное полимерное покрытие.

** Ниже объясним влияние целлюлозного сырья на свойства сублимационной бумаги.

*** Если в названии китайской или любой другой азиатской бумаги или ткани используются слова Премиум, СуперПремиум, Супер Пупер Премиум, Люкс, Супер Люкс, Элит, Супер Элит или комбинация Супер Премиум Элит Люкс — это просто слова, которые не имеют отношения к свойствам товара, их пишут продавцы. Их цель — запудрить вам мозг красивыми названиями. Отличный пример — ткань с названием «Шёлк Армани». Звучит очень красиво. Но ни к шёлку, ни к бренду Армани эта ткань не имеет никакого отношения. Просто тонкий полиэстер с гладкой отделкой.

**** Вместо бумаги Transjet Fashion 45 на тесты можно взять бумагу премиум-серии других европейских производителей, результат будет аналогичным. Transjet Fashion 45 просто был под руками.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Print Park 2024: полиграфический форум среди монтажников-высотников

14 мая 2024 года в Петербурге прошёл IX полиграфический форум Print Park. Для нашего города это крупнейшее отраслевое мероприятие, на котором собираются не только местные полиграфисты, но и приезжают специалисты из других регионов. В этом году Print Park проходил, как обычно, на площадке музейно-исторического комплекса «Россия — моя история», но вот антураж был, мягко говоря, необычным. Весь день в главном холле на первом этаже, где в прошлом году размещались стенды полиграфических компаний, с грохотом шла установка каких-то огромных металлических конструкций для следующего мероприятия, поэтому нас не покидало ощущение стройки.

Алексей Пономарёв: «Мы не боимся проявлять инициативу!»

Об отрасли самоклеящихся материалов, её проблемах и ближайшем будущем рассказывает генеральный директор компании «Босла»

Цифровой бизнес в узком рулоне

Цифровая печать в узком рулоне — что это: долговременный тренд или недолгая история без особых последствий? Можно ли уже «залетать в тему» или нужно ещё осмотреться и подумать? Читайте об этом прямо сейчас.

Ввоз — дело тонкое

Сложно ли импортировать оборудование из-за границы? Насколько легко (нет) организовать международную перевозку? Сколько дней идёт груз из Китая и почему столько? Разбираемся в вопросах вместе с директором по логистике и ВЭД компании «Вест ол» Ириной Шведчиковой.

Тише едешь — дальше будешь

Давным-давно в далёкой-далёкой галактике была одна маленькая неавтоматизированная типография…



Новый номер

Тема номера: Кто есть на ROSUPACK/PRINTECH 2024. GO!DIGITAL UF-600X PLUS. «Берег» в китайском стиле. Типография «Санрайз». Режущие плоттеры. PRINT PARK 2024: LUSTER для полиграфистов. 9 вопросов об офсетной резине. Из скрапбукинга – в «сувенирку».



Каковы для вас итоги объединённой выставки Printech и RosUpack в этом году? (Можно выбрать несколько вариантов)
    Проголосовало: 33