2017.10.11, Автор: Ирина Паялина2947 прочтений

Детские книги со взрослыми перспективами

Теги: Publish Форум Эксклюзив

Детские книги со взрослыми перспективамиУчитывая перемены на издательском рынке, в том числе книжном, получающие от него заказы типографии всё чаще задумываются о дальнейших направлениях развития. Одна из интересных ниш — сложные детские книги.

После того как типография поработала над своими точками контакта с клиентами, создала и подписала персональные планы с сотрудниками, проработала вопросы обучения персонала (подробнее в колонках «Памятка руководителю типографии» Publish за 2016 и 2017 гг.; https://www.publish.ru/tag/memo_to_the_director_of_the_printing_house), самое время задуматься о дальнейшем развитии типографии. Поделюсь своими мыслями.

Чуть больше года назад я погрузилась в совершенно новый для меня мир детской книги. Разнообразие форм в сравнении с обычными книгами поражает воображение. С материалами всё скромнее, но тем не менее это и картон разной плотности и толщины, и бумага, и полимерные плёнки.

А в мае этого года издательство «МИФ Детство» пригласило меня на встречу с известной французской художницей Ребеккой Дотремер, автором книги «Маленький театр Ребекки». Я видела фотографии этой книги, но реальность оказалась намного круче!

На фото — я (на переднем плане) на презентации книги Ребекки Дотремер (фото справа) 

 

Тончайшая вырубка на каждой странице (минимальные размеры элементов высечки измеряются в миллиметрах), на каждой странице новый рисунок, но часть элементов повторяются с прошлых страниц, при этом типография добилась прекрасного совмещения всех деталей. Шикарная книга, изготовленная в Китае.

Увы, нашим типографиям такие сложность и качество изготовления и не снилось!
Фото И. Паялиной

 

Я обратила пристальное внимание на то, где производится основная масса сложных книг для малышей. В основном — Китай, иногда Италия и Польша. Сложных детских книг, отпечатанных в отечественных типографиях, в моей библиотеке я не обнаружила.

Речь идёт о книгах для самых маленьких. Такие издания чаще всего изготавливаются на толстом картоне 1–3 мм, имеют сложные формы, замысловатые вырубки, окошки, объёмные элементы. Есть книги с использованием вспенённых полимеров, например, с плёнкой EVA, а также с игрушками, пазлами, с музыкой. Для простоты буду называть такие книги «сложными». Для меня, как для мамы, ассортимент таких книг огромен. Срок службы — совсем небольшой. Маленькие дети очень быстро приводят книги в негодность. Зато электронные издания в целом этому сегменту не страшны.

Примеры разнообразных сложных детских книг, отпечатанных за рубежом

Фото И. Паялиной

 

Чего хотят наши издатели?

Я задалась вопросом: почему же отечественные типографии не обращают внимание на эту нишу и не развиваются в этом направлении? И чтобы разобраться, я сначала решила спросить у издательств: а интересно ли им, чтобы такие книги могли печатать в России?

Я выделила 176 издательств, в портфеле которых в разной пропорции есть детские книги. И задала им несколько вопросов. Спасибо представителям тех 45 издательств, которые нашли время пообщаться со мной и ответили на мои вопросы.

Все издательства, у которых в портфеле уже есть сложные книги, заинтересованы в том, чтобы такие книги можно было печатать в России. 4 издательства, в ассортименте которых таких книг нет, готовы были бы начать их печатать в России.

И это понятно, потому что заказ книг за границей влечёт за собой дополнительные сложности. Работа с Китаем, как и с другими иностранными поставщиками — это всегда длительные сроки, не столько производства, сколько логистики. Плюс вопросы с таможней. А ещё — нестабильность национальной валюты, несущая дополнительные риски. Нет и возможности оперативной допечатки тиража. Конечно, размещать такие заказы в России было бы для многих издательств гораздо удобнее.

Что могут наши типографии?

Однако отечественное производство не спешит радовать издательства. Количество игроков на этом рынке можно пересчитать по пальцам одной руки.

Директор «ХГМ ГРУПП» Антон Фоминичев в 2014 г. работал в издательстве «Феникс» (Ростов-на-Дону) и создавал детское направление. В 2016 г. в этот проект добавились творческие и игровые наборы. При этом собственник был против изготовления продукции за рубежом. Тогда и было принято решение создавать собственную полиграфическую базу.

Такие изделия называются «книги-панорамки». Образцы типографии «ХГМ ГРУПП»
Фото предоставлено типографией «ХГМ ГРУПП»

 

С июля 2017 г. Фоминичев покидает «Феникс» и начинает развивать собственную компанию. На текущий момент, помимо обычной полиграфии, типография производит раскраски с водочувствительной краской, книги-панорамки с объёмными элементами и различную продукцию из вспенённых полимеров. Последнее — это пока не книги, а пазлы, карточки, вырубные фигуры. В планах — работа с толстым картоном. Компания в начале пути, и мы будем с нетерпением ждать от них информации о новинках.

Многообразие сложных детских книг, печатающихся в «Проф-Пресс», меня приятно удивило. Оказалось, и в России могут делать такую сложную продукцию.  Книги издательства «Проф-Пресс»
Фото И. Паялиной

 

А вот типография ИД «Проф-Пресс» была организована с нуля 15 лет назад, когда было принято решение делать всю продукцию своими силами. Сейчас в издательстве любят повторять: «Для нас нет ничего невозможного в полиграфии»1. Типография выпускает книги-панорамки, книги на толстом картоне, со сложной вырубкой, с музыкальными модулями, книжки-чемоданчики с пазлами, с дополнительными элементами, например, приклейными «глазками», ручками, застёжками. В типографии утверждают, что книги изготавливаются на уникальном оборудовании, которого нет в других полиграфических компаниях. Ручных операций при этом немного, всё автоматизировано. Типография печатает не только продукцию своего ИД, но и сотрудничает с другими издательствами. В числе клиентов — «Мозайка-Синтез», «Росмэн», «АСТ» и другие.

Некоторое время назад одна из крупнейших российских книжных типографий «Парето-Принт» анонсировала, что будет выпускать детские книги-картонки. На наш вопрос о возможности выпуска таких книг директор типографии Павел Арсеньев ответил, что было принято решение закрыть этот проект по причине его экономической нецелесообразности. Он объяснил: «Картонные книжки уже выпускает типография “Проф-Пресс”. А для изготовления более сложной продукции: с вырубкой окошек на страницах блока или другими элементами нет надёжного промышленного оборудования. Мы оценили ёмкость российского рынка в этом сегменте в 300–400 тыс. экз. в месяц. Есть промышленное оборудование для выпуска 1,5 млн экз. в месяц, но этого объёма нет на российском рынке. На объеме 300 тыс. оно нерентабельно — книжки становятся слишком дорогими».

Образцы детских книг на толстом картоне с пазлами различного уровня сложности от компании «Степ Пазл»
Фото с сайта компании «Степ Пазл»

 

На выставке ММКВЯ я познакомилась с ещё одним производителем продукции для детей — компанией «Степ Пазл». В 1994 г. всё начиналось с импорта в Россию головоломок и настольных игр. С 2000 г. уже выпускалась продукция под собственным брендом. А с 2008 г. заработал собственный завод в Подольске. Основное направление — изготовление пазлов. Но кроме этого производятся детские книги на толстом картоне, книги с пазлами, а также наборы с деревянными игрушками. У компании нет собственного печатного оборудования, поэтому печать лайнеров на этикеточной бумаге осуществляется на подряде. Всё остальное изготавливается на собственном заводе. Пока «Степ Пазл» предлагает изготовление всевозможных пазлов на заказ в качестве корпоративных сувениров или подарков для заказчиков и клиентов. Но, возможно, в будущем будут готовы изготавливать и детские книги в партнёрстве с другими издательствами.

Книги-картонки издательства «Айрис», отпечатанные в «Тверском Полиграфкомбинате детской литературы». Первые ласточки…
Фото предоставлено издательством «Айрис»

 

На той же ММКВЯ я обратила внимание на книжки-картонки издательства «Айрис-Пресс». Как оказалось, печатаются они в ОАО «Издательство Высшая школаФилиал Тверской Полиграфкомбинат детской литературы. У комбината большой опыт в изготовлении книг, ведь предприятие работает с 1965 г. Оборудование для изготовления книг-картонок было запущено в январе этого года. Пока выпускается только один вид продукции. Максимальный формат книжки — 220×320 мм, минимальный — 120×230 мм. Максимальное количество разворотов — 8 + обложка, плотность используемого картона 270–300 г/м2. Из отделки — ВД -лак, припрессовка пленки и кругление углов. Чаще всего используется картон плотностью 270 г/м2 и толщиной 400–450 мкм. Отпечатанные листы картона режутся, фальцуются изображением внутрь и после этого склеиваются между собой. Толщина листов такой книги — около 1 мм. Уже изготовлены книги для издательств «Алтей-Бук» и «Айрис-Пресс».

Перспективы: детские книги — в авангарде роста

Издательства готовы работать с отечественным производителем. Причём у небольших издательств зачастую просто нет выбора. Их объёмы делают размещение заказов в Китае нерентабельным. Но очень многие отмечают при этом, что качество печати отечественных предприятий вызывает много вопросов. Даже постоянный подрядчик не всегда выдает стабильно одинаковую продукцию.

Согласно отраслевому докладу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития»2 доля детской литературы в обороте книжного рынка России в 2016 г. занимает 24,23% и идёт второй группой по величине после художественной литературы. Даже при прогнозируемом сокращении объемов до 24,11%, детская литература останется в тройке крупнейших групп.

С такими будущим согласны далеко не все. Есть и другие прогнозы, по которым в 2017 г. рост оборота прогнозируется во всех сегментах бумажных книг. И быстрее всего, на 12% до 15,6 млрд руб., вырастет детская литература3.

Типографиям не стоит забывать, что некоторые тиражи печатаются по принципу «совмещённого производства» (co-production). Это значит, что на одной полиграфической базе, чаще всего в Китае, издательство-правообладатель печатает сборный тираж на разных языках. Российские издательства в данной ситуации не могут выбирать ни типографию, ни, как правило, параметры книг. Такие ситуации имеют как свои минусы, так и плюсы. Однако для наших типографий основной минус в том, что эти тиражи вряд ли будут печататься в России.

Таким образом, реально действующий игрок пока один — «Проф-Пресс». Ещё две типографии уже освоили производство, но находятся в начале пути: «ХГМ ГРУПП» и «Тверской Полиграфкомбинат детской литературы». В «Степ Пазл» к сотрудничеству с издательствами пока не готовы. Вероятно, есть ещё какие-то небольшие производственные компании, о которых мы просто не знаем. Но и сами издательства о них не в курсе, поскольку именно они являлись первоначальными источниками информации. Сейчас многие российские типографии размышляют над тем, куда развиваться дальше. Почему бы не подумать о детях?

Автор благодарит типографию «Проф-пресс» за предоставленные образцы.

 

1 https://www.youtube.com/watch?v=99WDpFipDNc, с 2–58.

2 Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития». М., 2017, стр. 37–38, http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2017/bookmarket.html.

3 https://www.kommersant.ru/doc/3403692.

 

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Полиграфия на Printech и RosUpack: большой футбол — не помеха

    Новинки и тенденции в полиграфии с главной выставки страны. Несмотря на опасения, посетителей и оборудования оказалось много.

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Симбиоз идей и возможностей

    «Мы печатаем на всём» — девиз рекламно-производственной фирмы LBL Print. И в нём нет преувеличения. В базе предприятия — более 10 тыс. материалов. Бумага, ткани, плёнки, разные виды пластика, стекло, резина, камень, металл, дерево и даже береста — всё это служит основой для изготовления уникальных изделий со множеством необычных эффектов.

     

  • Цифра и книга

    Размышления полиграфиста о месте и роли «цифры» в книжном производстве.

     

  • Стремление к лидерству в «тяжёлом» сегменте

    Ricoh Rus провела 31 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге второе заседание Клуба полиграфистов под названием «Смена лидера в мире цифровой полиграфии». Выступавшие на нём сотрудники компании и владельцы оборудования доказали: это не просто слова.

     

  • Охота к перемене мест

    Когда в Ricoh создавали свою первую ЦПМ с пятым дополнительным красочным модулем — Pro C7100x, то, очевидно, держали в голове самую активную часть полиграфического сообщества. Тех людей, кто постоянно думает, как выйти в новые ниши и предложить заказчикам что-то, чего не могут другие. Идея оправдала себя полностью, машина стала бестселлером.

     


comments powered by Disqus