2017.06.14, Автор: Юрий Захаржевский4216 прочтений

Один в поле воин: клеевое скрепление для начинающих и продолжающих

Теги: Publish КБС Послепечать Справочник покупателя Эксклюзив

Выбираем однокареточное устройство клеевого бесшвейного скрепления для малых и средних типографий.

Один в поле воин: клеевое скрепление  для начинающих и продолжающих

В прошлый раз однокареточные машины КБС мы рассматривали два с небольшим года назад (см. «Справочник покупателя» в третьем номере за позапрошлый год; http://www.publish.ru/ articles/201503_20013386). Уже тогда мы отметили что эти минимальные по цене, сложности и производительности устройства становятся для многих типографий вполне приемлемым оборудованием, поскольку тиражи имеют тенденции к снижению. К сожалению, к естественному процессу уменьшения тиражей добавился ещё и экономический кризис. Из-за этих факторов однокареточные машины для многих предприятий так и остаются пределом мечтаний. И те типографии, которые сейчас задумываются о замене, например, старой 4-кареточной машины, тоже вынуждены обращать внимание на менее производительное, но более доступное оборудование.

Почти без перемен

В прошлый раз мы уже сетовали, что компании в связи с кризисом сокращают сотрудников, в том числе и тех, которые могут сколько-нибудь связно рассказать об оборудовании. Тогда мы писали: «Потенциальному покупателю надо хорошо подумать, стоит ли тратить время на выбор оборудования в компании, где сотрудники в ответ на наш вопрос задают встречный: ”А что такое кабээс?”». Очевидно, это было началом процесса сокращения рынка, и сейчас оно перешло в новую стадию: на этот раз мы столкнулись сокращением количества присутствующих на рынке производителей и моделей КБС. «Оптимизация», очевидно, сопровождается и снижением активности в области разработок новых моделей. Позитивных изменений в линейках КБС оказалось немного, причём чаще речь идёт о переменах маркетинговых, а не технических.

Например, линейка машин китайского производства, в прошлый раз внесённая в таблицу под названием ЕР, фактически не изменилась, но теперь предлагается под собственной торговой маркой поставщика (компании «Фортланд») Starbind.

Немецкий производитель послепечатного оборудования для твёрдого переплёта Schmedt, ранее предлагавший КБС под собственной маркой, решил это направление закрыть.

Послепечатное оборудование Morgana, в том числе и КБС, в России теперь поставляет InitPress Digital.

Все машины КБС венгерской Rigo теперь можно приобрести и в компании «НИССА Дистрибуция», являющейся эксклюзивным поставщиком КБС Duplo. Этот поставщик заключил в прошлом году прямой контракт на поставку оборудования Rigo в Россию и страны бывшего СНГ.

Сейчас даже на многих устройствах со скромными техническими характеристиками управление производится не кнопками и тумблерами, а приближается по простоте к интуитивно понятной системе на смартфоне или планшете. На фото: сенсорный экран на КБС Tecnograf ANT 200. Справа видна фреза для обработки корешка

Итальянская Tecnograf в этом году выпустила на рынок модель ANT 200 PUR/EVA. Производитель заверяет, что новую модель сможет обслуживать менее квалифицированный персонал за счёт использования современной системы контроля MCS (Management Control System). Управление осуществляется с сенсорного экрана, а интуитивно понятный интерфейс позволяет программировать все операции всего за несколько секунд. При этом машина берёт на себя измерение толщины блока, автоматически настраиваясь на новый режим за несколько секунд. Правда, для любой машины КБС надо учитывать, что на самом деле после автоматической настройки на новый формат требуется некоторая тонкая настройка для достижения наилучшего качества.

Как видите, за два с лишним года новшествами в этом секторе производители нас не порадовали. Чем же вызван такой «застой» в конструкциях однокареточных КБС? Очевидно, компании-изготовители не считают нужным совершенствовать технику в этом секторе. Производительность однокареточных машин в большинстве случаев ограничена возможностями оператора, так что увеличить скорость работы можно либо покупкой второго такого же устройства, либо переходом в старшую «лигу», то есть покупкой 4-кареточной машины.

Некоторые машины КБС могут работать в линию с другими устройствами. Например, CP Bourg BB3002 — с ЦПМ Canon, HP Indigo, Konica Minolta, Xerox. В этом случае машина имеет индекс BB3202 EVA/PUR. А итальянская Risetec BR1 может работать в линию с устройством трёхсторонней подрезки. У Morgana одна из младших машин в серии — DigiBook 200 — может быть совмещена с биговальной машиной AutoCreaser 33, для подготовки обложки. Но такие машины обычно отличаются и ценой, тем более что, например, Risetec BR1 уже является дорогой машиной промышленного уровня. Некоторые её узлы аналогичны таковым на 4-кареточной версии (самонаклад, фреза, клеевой узел).

Может показаться, что тихоходные однокареточные машины незаменимы для производства всё более популярных коротких тиражей, особенно в цифровых типографиях. Так бы оно и было, если бы не автоматизация, внедряемая на более мощных КБС. В состав линий, предназначенных для обработки цифровых тиражей, зачастую включаются многокартеточные КБС, которые благодаря автоматизации (в частности, использованию штрихкодов) могут сами настраиваться под каждый книжный блок (см., например, Захаржевский Ю. Попасть в струю // Publish № 3, 2015; http://www.publish.ru/articles/201503_20013387: в одной из московских цифровых типографий после печати на струйной рулонной машине книжные блоки склеиваются на КБС с 26 (!) каретками). Как ни печально, многим нашим типографиям не приходится выбирать, поскольку даже 4-кареточная машина — это уже совершенно другой уровень цен. К сожалению, избежать этого разрыва в ценах невозможно из-за конструктивных отличий: у однокареточных машин единственная каретка с зажимом совершает возвратно-поступательное движение, а у машин с большим количеством кареток они движутся по замкнутой траектории.

Один в поле воин: клеевое скрепление  для начинающих и продолжающих

Один в поле воин: клеевое скрепление  для начинающих и продолжающих

Ваш первый КБС

Хотя мы уже рассказывали о принципе работы КБС, для тех, кто выбирает такое оборудование первый раз, мы решили ещё раз вкратце напомнить о том, как «грубые железяки» ухитряются аккуратно склеить книжный блок.

Чем клеить будем? Прежде всего упомянём, что все устройства КБС делятся по виду применяемого клея: термального или полиуретанового.

Термоклей появился раньше, это традиционный вид клея, на котором работает большинство имеющихся в типографиях устройств КБС. В этом случае к их названию может добавляться аббревиатура ЕVA.

Принцип работы этого клея незатейлив: он расплавляется в специальной ванне при температуре более +100 оС (температура нагрева регулируется, поскольку разные марки клея требуют разных режимов работы), наносится на корешок и, остывая, скрепляет листы книжного блока между собой, а обложку — с блоком. Его главное достоинство — практически мгновенное закрепление. Хотя несколько минут для полного охлаждения блока всё же не помешают, иначе есть риск деформации корешка. На больших линиях для этого есть специальные конвейеры, в случае же с «малой» техникой приходится уповать на аккуратность оператора.

Полиуретановый (PUR) клей «работает» (отверждается) за счёт химической реакции его компонентов с влагой, содержащейся в воздухе. Среди его преимуществ по сравнению с термальным — более прочное скрепление, большая эластичность и универсальность по склеиваемым материалам. Если у термоклея могут быть проблемы с мелованной бумагой, то полиуретановый великолепно скрепляет и мелованную бумагу, и кальку, и даже синтетические материалы. Он «не боится» лака, краски и сухого тонера на корешке. Образуемая полиуретановым клеем плёнка очень гибкая, так что склеенную им книгу можно будет открывать практически на 180о, в то время как книгами на термоклее читателю порой нелегко пользоваться, а при попытке приложить силу корешок может просто разломиться — слой термоклея недостаточно гибок. Именно из-за этого клееные книги часто оказываются намного менее долговечными, чем шитые нитками. Наконец, при низкой температуре (например, если пользователь читает книгу с инструкциями на морозе) термоклей становится хрупким и разрушается даже при небольшом усилии.

Почему же до сих пор все пользователи не перешли на этот замечательный клей? К сожалению, кроме достоинств, у него есть и недостатки. Прежде всего — более высокая цена. И хотя слой полиуретанового клея обычно меньше, чем термального, повышения себестоимости продукции не избежать.

«Деликатный» выклад на КБС New Bind необходим для работы с PUR-клеем

Есть у PUR-клея и технологические особенности, которые не порадуют полиграфистов. Как уже упоминалось, химическая реакция в нём начинается после соприкосновения с влагой окружающего воздуха. Следовательно, скорость «схватывания» клея зависит от влажности воздуха в цеху. Но в любом случае она гораздо меньше, чем у термоклея: после выхода из машины блок несколько минут нельзя «беспокоить», а окончательное закрепление происходит только через несколько часов. Чтобы предупредить нежелательные деформации, надо либо обращаться с готовым блоком очень аккуратно, либо покупать машину со специальным выкладом (имеется, к примеру, у КБС CP Bourg BB 3002 PUR-C, Horizon BQ-280 PUR и всех NewBind, за исключением младшей модели Adventure), а также с конвейером. Но для однокареточных КБС, разумеется, никто конвейер покупать не будет.

К сожалению, при химической реакции отверждения полиуретанового клея выделяются вредные вещества. Для потребителей готовых книг и журналов это неважно, потому что клеевая плёнка к тому моменту, когда продукт попал к потребителю, становится совершенно безопасной. Но вот вентиляция в цеху, где происходит процесс склеивания и находятся блоки непосредственно после это процесса, должна быть очень хорошей. Подробнее об особенностях работы с полиуретановым клеем см. Захаржевский Ю. Гибкое решение для надёжного скрепления // Publish № 4, 2014; http://www.publish.ru/articles/201404_20013225.

Конечно, химики компаний-производителей борются за улучшение качества полиуретанового клея: чтобы он схватывался быстрее, а выделения были менее вредными. Но и коллеги-конкуренты не стоят на месте: термоклей, в свою очередь, становится более прочным и эластичным.

Как работают машины КБС? Хотя рассматриваемые нами машины начального уровня — наименее сложные и дорогие из тех, что применяются в типографиях, они всё же относятся к промышленным устройствам. Есть ещё и офисные устройства, которые мы пока что не рассматриваем: они не могут претендовать на серьёзную альтернативу промышленному оборудованию. Почему? Офисное устройство — совсем небольшое, настольное. Казалось бы, и среди промышленных устройств есть варианты для настольного размещения (см. таблицу). Самый простой способ формального разделения: у промышленных КБС склеиваемый блок движется относительно всего устройства, а у офисных — неподвижен.

Какова же последовательность действий при склеивании блока в промышленных КБС?

Сначала происходит сталкивание блока с целью выровнять положение тетрадей или отдельных листов. Затем блок попадает в зажим с электромеханическим или пневматическим приводом. Пневматический вариант, конечно, лучше удерживает блок, формируя более качественный корешок, но при этом делает оборудование дороже.

Чтобы улучшить склеивание корешка, его поверхность «разрыхляют» — этот процесс именуется торшонированием.

Если блок собирается не из отдельных листов, а из сфальцованных тетрадей, их корешки перед склеиванием срезают в процессе фрезерования. Иногда, впрочем, применяется и другой приём: если тетради сшиты нитками, их корешки не срезают, тетради склеиваются целиком. В результате получается книга более прочная, чем просто склеенная.

В результате торшонирования получается много бумажной пыли, а после фрезерования — пыли, бумажной стружки и крошки. Даже мелкая пыль может понизить прочность скрепления, поэтому для очистки корешка в КБС используются неподвижные или вращающиеся щётки. Для сбора мусора, образующегося при торшонировании, фрезеровании и чистке корешка, в оборудование встроен «пылесос», который обычно отправляет загрязнённый воздух в специальные тканевые мешки, где бумажная стружка и пыль накапливаются. Периодически оператор выбрасывает содержимое этих мешков.

Очищенный корешок уже можно смазывать клеем. Он наносится как непосредственно на сам корешок, так и тонкой полосой на первую и последнюю страницу рядом с корешком — это так называемая боковая проклейка, которая делает книжный блок более прочным и эстетичным. В устройствах с термоклеем всё это делается с помощью различных валиков. Различных, потому что валики для корешковой и боковой проклейки имеют разную форму.

Даже форсуночная система подачи PUR-клея нуждается в регулярной чистке. В КБС Morgana расстояние от ёмкости с клеем (до 3 кг) до форсунок не превышает 15 см, что облегчает и ускоряет очистку системы. Во всех КБС Morgana используется одна и та же клеевая система, в которой сопла для корешковой и боковой проклейки находятся в едином блоке

Если же КБС работает с полиуретановым клеем, то в качестве механизма смазывания обычно используются форсунки различной конструкции. Например, у Tecnograf ANT 200 PUR этот узел называется «щелевым аппликатором», причём он делает одновременно и боковую проклейку. Количество подаваемого клея и, следовательно, толщина клеевой плёнки регулируются изменением расположения аппликатора и давления клея. Существуют также модели, в которых разные типы проклейки выполняется разными видами клея: корешок — PUR, а боковую — термоклеем.

Почему для полиуретанового клея не используются валики, как для обычного? Связано это с ещё одним недостатком (вернее, технологической проблемой) PUR-клея: так как на воздухе он твердеет, ёмкость с клеем должна быть герметична, в противном случае при длительной остановке он затвердеет и в ёмкости, и в тракте подачи. Поэтому КБС с роликовым нанесением PUR-клея необходимо очищать от него при каждой более или менее длительной остановке. Система с форсунками требует меньше ухода.

Сразу после того, как клей нанесён на блок, к нему прижимается обложка. Мягкая обложка перед приклеиванием бигуется: либо в самой машине, либо (при ручной подаче) на отдельном устройстве для биговки.

После приклеивания обложки блок ещё некоторое время находится в машине. Чем дольше он находится в её «объятиях», тем лучше успевает схватиться клей. И тем меньше, разумеется, будет производительность. Конечно, решить эту дилемму проще на больших устройствах КБС со множеством кареток.

Заключение

Нравится нам это или нет, но выбор однокареточных машин КБС становится всё более актуальным для российских типографий. Их производители уже заявляют, что такие машины предназначены для типографий с офсетной и цифровой печатью, занимающихся малыми и средними тиражами. В принципе, с этим можно согласиться, учитывая, что сегодняшние «средние» тиражи раньше назвали бы «малыми», а сегодняшние «малые» — и вовсе смехотворными. Но жизнь диктует свои правила.

Количество ежегодных продаж однокареточных КБС в России исчисляется в десятках штук. Например, за прошлый год было установлено порядка десяти КБС Starbind.

Среди машин Newbind основное количество инсталляций приходится на модель Pioneer — около 20 единиц, причём эту машину использовали не как КБС, а как компактную линию заклейки и окантовки корешка книжного блока с одновременной приклейкой форзацев для изготовления книг в твёрдом переплёте. При классической книжной технологии эти операции (приклейка форзацев, заклейка, окантовка) производятся на громоздких поточных автоматических линиях при больших тиражах или вручную при небольших, эта машина при малых и средних тиражах позволяет уйти от ручного труда, при этом занимая мало места.

Будем надеяться, что такая бюджетная техника поможет полиграфистам пережить трудные времена. Главное — даже при выборе такой техники подходить к вопросу разумно, поскольку уже имеется печальный опыт, когда однокареточная КБС «кончается», не склеив и 100 тыс. блоков. И выбирать надёжного поставщика, который не исчезнет с рынка и сумеет обеспечить достойный уровень сервиса. Мы же постарались немного помочь читателям с выбором — в таблицу включены только те модели, поставщики которых знают свою продукцию и ответили на наши вопросы.

Статьи по теме

Захаржевский Ю. Карусель по-взрослому // Publish № 3, 2013; http://www.publish.ru/articles/201303_20013006

КБС с 3–5 каретками

Захаржевский Ю. Гибкое решение для надёжного скрепления // Publish № 4, 2014; http://www.publish.ru/articles/201404_20013225

КБС с 3–5 каретками для PUR-клея

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Выставки торопят «цифровизацию»

    Экспозиции Printech и RosUpack в этом году оказались гораздо более насыщены цифровыми решениями, чем российские типографии. Пока это определяется большей выставочной активностью поставщиков подобных решений, но в перспективе приведёт к цифровой трансформации всей отрасли.

     

  • Лучшее с FESPA 2019: футболочные принтеры и цифровая резка

    Завершение обзора новинок, определяющих тенденции, с главной международной выставки широкоформатной и специальных видов печати.

     

  • За культуру разработки!

    Publish — один из моих любимых журналов, в котором много внимания уделяется «цифре» в разных ипостасях. В журнале и на организованных редакцией конференциях много рассказывается о цифровых технологиях для упаковки, в том числе и гибких, рассматриваются аспекты цепочки «производитель товара — покупатель», куда включаются и производители упаковки, логистика, места продажи…

    Но в темах, которые относятся к цифровому производству упаковки, чего-то не хватает… Представители бизнеса рассказывают, как они работают или осваивают новые технологии, прорабатывают схемы современной логистики производства упаковки, предлагают технологические линии. Всё, чтобы быть уникальными, гибко реагируя на требования заказчиков. В итоге — много разговоров о печати и оборудовании: цифровом печатном и послепечатном, о цифровых планшетных режущих плоттерах для изготовления прототипов и даже тиражей. Реже говорится о допечатном ПО и программных инструментах настройки и управления оборудованием, облегчающих жизнь операторам оборудования.

     

  • Ricoh Pro 8300S

    Заключение: высокопроизводительная монохромная ЦПМ пригодится как коммерческим, так и корпоративным типографиям. Улучшения направлены на упрощение обслуживания и повышение времени безотказной работы. Высокое качество печати позволяет отлично воспроизводить как текстовые, так и графические работы и даже фотографии.

     

  • Бестселлеры для полиграфистов

    Представители производителей и поставщиков — о самых продаваемых полиграфических решениях.

     

  • Влияет ли на ваше решение о покупке популярность (объём продаж) оборудования или материала на рынке?

    Иван Гудим, директор объединённого репроцентра «Выражайтесь печатно», PRINTDESIGN, «Форма 24» (Москва):

    При выборе устройств СТР мы в первую очередь обращаем внимание на технологию экспонирования — предпочитаем термальную, как наиболее стабильную, обеспечивающую высокое качество пластин. При этом лазер нужен стабильный и мощный, с возможностью регулировать процесс.

     


comments powered by Disqus