2017.05.10, Автор: Игорь Терентьев577 прочтений

Цвет без боли

Теги: Komori Publish Например Системы управления цветом Эксклюзив

Так можно было бы назвать удобный и полезный сервис, который «ЯМ Интернешнл» с конца 2016 г. предлагает своим клиентам. Его суть — колориметрическая настройка офсетной печати. Забегая вперёд — типографиям это нравится…

Далеко не все типографии располагают специалистами, профессионально разбирающимися в настройке цветопередачи на системной основе. Более того — на рынке наметилась неприятная тенденция снижения уровня подготовки полиграфистов. Как тут быть типографиям?

«Перекупать» опытных, но требующих высокой оплаты профессионалов, инвестировать серьёзные суммы и время в обучение своих? С некоторых пор появилась и третья опция — доверить эту работу поставщику. Причём на таком аутсорсинге удаётся даже сэкономить. Для типографии, которой посчастливилось быть покупателем расходных материалов «ЯМ Интернешнл», сервис по настройке цветопередачи предоставляется бесплатно — потратить придётся только небольшое количество бумаги и времени…

Профессиональное снятие головной боли

Именно так образно описал эту услугу её главный идеолог — известный специалист по цвету в полиграфии Михаил Сартаков, работающий в «ЯМ Интернешнл» в качестве консультанта. Он рассказывает: «История о том, что типография не попадает в цветопробу — вечная». Но до последнего времени поставщик своим клиентам помощи в этом вопросе не предлагал.

Начальник сервисной службы «ЯМ Интернешнл» Александр Шабельников объяснил, почему в компании решили предоставить подобный сервис своим клиентам, покупающим расходные материалы (прежде всего — пластины и краску): «Мы видели, что такая потребность есть, и это может помочь нам упрочить сотрудничество». В какой-то степени клиенты «ЯМ Интернешнл» оказываются в привилегированном положении — ведь аналогичной бесплатной услуги у конкурентов нет. А предоставлять её «чужим» типографиям даже на платной основе в «ЯМ Интернешнл» не планируют.

Слева направо: инструктор-печатник «ЯМ Интернешнл» Юрий Добрящев, начальник технологического сервиса Ольга Баранова, консультант Михаил Сартаков

Воплощать проект в жизнь начали в сентябре 2016 г. Привлекли к работе Сартакова, в дополнение к уже имеющимся измерительным инструментам и ПО купили спектрофотометр X-Rite iOne Pro. Прежде чем предлагать услугу типографиям, посчитали нужным сначала провести внутреннюю подготовительную работу и систематизировать разрозненные методики колориметрической настройки в одну. Далее организовали еженедельные семинары для своих технологов и печатника-инструктора, а также специалистов допечатной подготовки отдела сервиса, где начинали с азов — с колористики. Также провели более простые тренинги для менеджеров — им тоже полезно разговаривать с типографиями по сложным вопросам цветопередачи на одном языке.

Организация работ

Процесс проходит в три этапа. Первый занимает 4–6 часов. Специалисты «ЯМ Интернешнл» проводят технологический и технический аудит, чтобы понять состояние оборудования и зафиксировать исходные параметры. Если на этом этапе обнаруживаются неустранимые неисправности, то идти дальше смысла нет.

Если непреодолимых препятствий нет, руководителям типографии объясняют, что будет происходить на втором этапе. Начальник технологического сервиса «ЯМ Интернешнл» Ольга Баранова комментирует: «Машина должна быть “горячей”, и у типографии должно быть запланировано несколько тиражей, есть определённые требования к формам и т. п.». Второй этап обычно занимает один рабочий день для одной машины. Но это не значит, что она будет выключена из производственного процесса на весь день. Сначала проводится печать тестового спуска, после чего типография может продолжить обычную печать, а специалисты в это время замеряют оттиски и вносят данные о рассчитанных компенсационных кривых в RIP.

Сартаков уверяет, что это сразу может быть сделано для разных классов бумаги: «На практике достаточно из компенсационных кривых для “меловки” автоматически получить кривые для других типов бумаги. Фактически это калибровка, которой для большинства случаев бывает достаточно». При таком подходе на реальных тиражах уже удаётся получить среднее отклонение ?Е, равное 2. Но важно понимать: если изначально процесс цветоделения неверный, то это никак не улучшит ситуацию. Кроме того, методика не позволяет учитывать взаимные наложения красок.

По желанию типографии можно реализовать третий этап — колориметрическую настройку по ICC-профилям. Это позволяет учесть наложения красок и т. п. И получить более точный результат, особенно при воспроизведении сложных цветов. Причём сделать это можно уже без участия типографии, а по времени процесс занимает около суток. В итоге типография получает набор профилей. Важное предварительное условие — RIP, установленный в типографии, должен уметь работать с профилями. На практике это достигается не всегда. RIP Fujifilm XMF с этим справляется. Сартаков считает, что для устойчивости результатов процедура должна регулярно повторяться — раз в два-три месяца.

Что это даёт типографиям? Во-первых, повышается технологичность производства, как следствие — снижается потребление бумаги на приладку, потому что можно быстрее попасть в цветопробу. Во-вторых, у печатника появляются ориентиры по оптимальным плотностям, дающие лучшие результаты для каждого класса бумаги с используемой краской. В-третьих — снижается вероятность споров с заказчиками по поводу цветопередачи.

Что это стало всем заметно…

«Бета»-клиентом стала типография «Вся полиграфия». Баранова объясняет выбор: «Эта типография — наш очень давний и лояльный клиент, поэтому мы решили отладить методику на практике именно там». Естественно, в первый раз для реализации настройки колористики потребовалось больше времени, но закончилось всё успешно, поэтому услугу стали предлагать другим типографиям.

До конца 2016 г. поработали с московской «ВИЮР», в начале 2017 г. — с «Полипринт». Сартаков отмечает: «Когда настройка колориметрии выполняется в типографии впервые, печатники это сразу отмечают». Мы решили пообщаться с клиентами, воспользовавшимися услугой, и расспросить об их впечатлениях.

Типография «Вся полиграфия» сообщает о себе следующее: «Наша компания — это один из крупнейших полиграфических комплексов, дизайн-студия и салон цифровой печати. Основные мощности, конечно же, офсетная печать. Производство занимает более 4000 м2, парк оборудования насчитывает более 40 единиц, флагманами которого является линейка печатных машин Komori формата от А2 до А1+. Офсетное производство работает в трёх направлениях: упаковка из картона, POS-материалы и рекламная полиграфия». Типография также предлагает услуги по цифровой и широкоформатной печати.

На площадке в подмосковном Видном нас встретил директор производства Александр Петров. Он вспоминает, что исторически в типографии не было никакого профилирования: «Была одна компенсационная кривая, с которой мы и работали». Но два года назад, когда типография переехала из Москвы, оказалось, что многим заказчикам стало неудобно ездить на тиражи и подписывать оттиски. Располагая парком из четырёх машин Komori, включая установленную в 2012 г. полноформатную Lithrone GL-540+C, типография не могла себе позволить и дальше не иметь системного решения проблемы стабильного и предсказуемого цвета.

Директор производства «Вся полиграфия» Александр Петров вместе с флагманом офсетного парка типографии — Komori Lithrone GL-540+C, который теперь гораздо быстрее выходит на цвет

Петров рассказал, что работы проводились в октябре 2016 г. — калибровку выполнили для трёх из четырёх машин. Он отмечает, что специалистами «ЯМ Интернешнл» была проведена кропотливая работа — «откатали» тесты, рассчитали цветовой охват, проверили растискивание, сформировали компенсационные кривые. «А с 1 ноября мы уже вышли на плотность», — сообщает он точную дату, заглянув в один из документов в своём компьютере.

Заметили ли изменения в типографии? «Ситуация значительно улучшилась, — уверенно подтверждает Александр. — Основная проблема была с лицами — они иногда получались неестественными. Нам также стало гораздо легче попадать в цветопробу. В случаях, когда обложка и блок печатаются на разных машинах, также стало легче попадать в цвет». Что касается масштаба экономии на приладке, то в среднем она сократилась примерно с часа до 30–45 минут. Соответственно, уменьшился и расход бумаги на приладку.

На мой вопрос в стиле типичного исследования удовлетворённости «Порекомендуете ли эту услугу коллегам?» Александр ответил с улыбкой: «Как можно не хотеть стать лучше? Затраты времени и бумаги минимальны, результат налицо».

Начальник производства «ВИЮР» Евгений Терентьев: «После настройки колориметрии расходы времени и бумаги на приладку сократились примерно на 30%»

«ВИЮР» — типичная коммерческая типография. Здесь печатают визитки, листовки, буклеты, конверты, журналы, газеты, календари и т. д. На производстве в Москве работают две полуформатные 5-красочные листовые машины Man Roland 305, 5-красочная Heidelberg Speedmaster SM 52 и 2-красочная Heidelberg GTO 52–2ZP. Здесь также имеются две цветные листовые ЦПМ Xerox и три широкоформатных принтера: HP DesignJet на водных чернилах, 3-метровый сольвентный Infinity для печати наружки и универсальный 1,6-метровый Mimaki JV33 на сольвентных чернилах.

Как рассказал начальник производства Евгений Терентьев, в типографии решили повысить общее качество печати, перейдя на Man Roland 305 на гибридный растр 200 lpi. Параллельно посчитали правильным провести колориметрическую настройку, для чего обратились за помощью в «ЯМ Интернешнл». Работы заняли весь день 14 февраля 2017 г. Тестовую полосу пришлось отпечатать трижды, но результат того стоил. «Предварительно мы оповестили заказчиков о переходе на новый растр, объяснили им, что делаем это для достижения более правильной цветопередачи при печати и получения “чистых” оттисков», — рассказывает Терентьев. Получившимся результатом довольны и печатники, и заказчики. Типичные параметры приладки в «ВИЮР» до настройки — 200 листов и 20 мин, а после неё расходы времени и бумага сократились примерно на 30%. «Мы получили новые компенсационные кривые и используем их при изготовлении форм. Нам также дали рекомендации по оптимальным оптическим плотностям — мы их придерживаемся, контролируя денситометрами. Это приводит не только к сокращению времени приладки, но и ускоряет попадание в цветопробу или образец заказчика, что гораздо сложнее в технологическом плане. Присутствие заказчика на приладке стало гораздо комфортней и продуктивней как для нас, так и для него самого. Меньше времени и выше результат!» — подытожил Евгений.

Естественное разделение труда

На самом деле разделение труда, когда тонкую настройку технологических процессов выполняет поставщик, а не сама типография — вполне естественное, пусть и пока непривычное на отечественном рынке. Некоторые современные технологии (например, печать высокореактивными красками) оказывается просто невозможно внедрить без существенной технологической поддержки. В перспективе, по мере консолидации полиграфического рынка, можно ожидать повышения популярности именно такого подхода: типографии — печатают, поставщики обеспечивают оптимальные технологические процессы. Это не обязательно будет бесплатно, но точно полезно.

Статьи по теме

CIE Lab и стандарты печати: как правильно накатать краску. Михаил Сартаков, Publish № 12, 2016: https://www.publish.ru/articles/201612_20013665

Стандартизация по ГОСТ Р 54766. Тонкости калибровки офсета (часть первая). Михаил Сартаков, Publish № 11, 2015: https://www.publish.ru/articles/201511_20013492

Стандартизация по ГОСТ Р 54766. Тонкости калибровки офсета (часть вторая). Михаил Сартаков, Publish № 12, 2015: https://www.publish.ru/articles/201512_20013504

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Путеводитель по Labelexpo Europe 2017
     

    Классифицированный путеводитель по самой большой выставке этикеточной индустрии в истории.

    Labelexpo Europe 2017 пройдёт в Брюсселе (Бельгия) с 25 по 28 сентября. Выставка будет крупнейшей со дня её основания в 1980 г. и займёт рекордные девять павильонов общей площадью 35 тыс. м2. Организаторы объясняют нынешний успех рекордными результатами выставки 2015 г., принявшей на 33 579 м2 650 участников и 35 739 посетителей.

     

  • Путеводитель по выставке «Реклама 2017»
     

    Выставка «Реклама», которая в этом году празднует своё 25-летие, традиционно считается главной для поставщиков решений в области широкоформатной и сувенирной печати. Она никогда не меняла прописку, лишь иногда кочуя между павильонами московского «Экспоцентра», являющегося её организатором. В этот раз, как и в последние несколько лет, выставка пройдёт в павильоне «Форум» с 26 по 29 сентября.

     

  • Graphtec LCX 1000
     

    LCX 1000

    Заключение: цифровой узкорулонный комплекс, позволяющий печатать, делать ламинирование (опция) и надсечку, а также нарезать продукцию на листы. Мы считаем, что он будет особенно востребован на производствах, где хотели бы наладить самостоятельный выпуск этикеток. Но также будет полезен и в типографиях, которые хотели бы внедрить цифровую печать малых и персонализированных тиражей этикетки.

     

  • Duplo PFI DI–CUT 300
     

    PFI DI–CUT 300

    Заключение: компактная ротационная высечная машина с магнитным закреплением штампа, эргономичная и автоматизированная. Благодаря простоте обслуживания, небольшой занимаемой площади и высокой производительности может быть рекомендована цифровым и малоформатным офсетным типографиям для изготовления малых и средних тиражей упаковки и акцидентной продукции, требующей высечки.

     

  • За равноправие послепечати
     

    В рамках выставок Printech и «РосУпак 2017» с 20 по 23 июня в «Крокус-Экспо» послепечатное оборудование привлекало не меньше внимания, чем печатное, а иногда даже больше.

    Повышение внимания к послепечатным решениям, позволяющим создавать полностью сбалансированные и автоматизированные техпроцессы в типографиях, — свидетельство зрелости отечественного полиграфического рынка. Не случайно на выставке техника для послепечатного цеха была не менее заметна, чем печатная, а по количеству представленных решений и занимаемой ими площади, пожалуй, даже превзошла её.

     

  • Считаете ли вы полезным внедрение автоматизированной системы управления полиграфическим предприятием?
     

    Евгений Тимощенко, директор по развитию типографии «Вишнёвый пирог» (Москва):

    В нашей типографии внедрение АСУП происходило несколько иначе, чем это обычно делается в типографиях, не имеющих ранее таких систем. Обычно внедрение начинается с автоматизации расчёта стоимости продукции, учёта материалов, а уже затем принимаются за автоматизацию производственных операций. Всё это продолжается долго — порой месяцами, пока загружаются данные обо всех операциях.

     


comments powered by Disqus