101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Какой результат нам нужен, или Разговор с технологом о тестировании печатной машины

  • Юрий Захаржевский
  • 2 февраля 2016 г.
  • 5561
 

Проблема тестирования печатных машин была актуальной всегда. Мы поговорили на эту тему с Олегом Гурулёвым — руководителем отдела технологической поддержки группы компаний «Легион». Числовые ориентиры, приводимые в статье, — его субъективное мнение, которое, однако, основано на богатом полиграфическом опыте.

Зачем и как проверять «самочувствие» печатной машины

Потребность в тестировании возникает в разных случаях. Во-первых, печатная техника нуждается в периодической проверке. Много говорят о печати по стандартам. Но если машина печатает как попало, то стремление к «евростандарту» может принести больше вреда, чем пользы. Повторять тестирование необходимо каждые полгода или хотя бы раз в год. Печатник на обычных работах может не заметить постепенных изменений, к тому же иногда он переходит в другую типографию, а на его место приходит новый.

Другая ситуация, в которой необходимо узнать, каково состояние машины, — это процесс купли-продажи. И если при покупке нового оборудования в какой-то мере можно надеяться на честное слово поставщика — в конце концов, действует гарантийный срок, в течение которого можно предъявлять претензии к тем или иным узлам машины, то при покупке машины, побывавшей в чужих руках, ухо надо держать востро. Если потом выяснится, что её продукция не соответствует ожиданиям, претензии предъявлять будет некому. К тому же поставщик техники заинтересован в том, чтобы поддерживать свою репутацию, а типография, продавшая печатную машину, просто ответит: «Вы видели, что брали». Вроде бы и видели… Но на что именно надо было смотреть?

Определиться с числами

Тестирование офсетной машины — дело непростое. Важная часть — подготовка формы с тестовыми шкалами. Проблема заключается в том, что большинство полиграфистов не очень ясно представляет, как пользоваться этими шкалами. То есть известно, разумеется, что имеется определённый набор шкал, с помощью которых можно проконтролировать тот или иной параметр. Но вот как толковать полученные результаты? Один и тот же результат продавец машины объявит замечательным, а покупатель — никуда не годным. Очевидно, необходимы какие-то количественные нормы.

Более или менее ясно, как контролировать растискивание: оно должно быть в определённом диапазоне. По этому предмету имеется множество источников и ссылок, см., например, статью о печати по ГОСТу: Сартаков М. Стандартизация по ГОСТ Р 54766. Тонкости калибровки офсета // Publish № 11, 12, 2015 (http://www.publish.ru/articles/201511_20013492; http://www.publish.ru/articles/ 201512_20013504).

Ещё раньше была признана необходимость контроля равномерности плотности краски по всему листу. На исправной машине разброс не должен превышать ±0,05 D.

Слева — тест на скольжение/двоение. Гурулёв напоминает, что вывести форму для такого теста не так-то просто: при разрешении вывода 2400 или 2540 dpi, который сейчас наиболее распространён, полоски получаются разной толщины

А вот с другими характеристиками печати ситуация куда неопределённее. Как, например, объективно оценить результаты теста на скольжение/двоение? Чтобы получить на основании теста применимые на практике выводы, необходимо и в этом случае оперировать числами. Чтобы выяснить, насколько полоски вдоль направления печати отличаются от поперечных, надо измерять их с помощью денситометра. И результат этих измерений должен находиться в пределах допуска ±7%. То есть плотность полоски с продольными полосками может быть, например, 1D, а с поперечными — 1,07D, не более.

При регулярном тестировании машины «для себя» надо помнить, что чем дальше полученные значения от дозволенного предела — тем лучше: для описанного теста 3% — это нормально, а 7% — ещё приемлемо. Но в последнем случае уже пора задуматься над тем, почему показатель так высок и как бороться с этой проблемой.

Тест на скольжение-двоение размещается справа и слева листа по всей длине (в направлении печати). С его помощью можно увидеть не только скольжение, но также биение и даже определить диаметр детали, которая ему подвержена.

Тест на шаблонирование демонстрирует, насколько хорош раскат краски в красочном аппарате. Зависит это как от его «мощности» — т. е. от количества и диаметра валиков, так и от правильной настройки. На практике встречаются случаи, когда некоторые валики перекошены, а то и вовсе не касаются всех соседних валиков, которых должны бы касаться.

Элементы теста на шаблонирование вертикально расположены в середине печатного листа

Количественных стандартов для этого теста не существует — как и определения того, каким именно он должен быть. Впрочем, стоит оговориться, что их нет и в существующих стандартах печати. Производители машин у себя, скорее всего, давно всё это стандартизировали, но делиться с потребителями не спешат. Так или иначе, греха не будет, если вы нарисуете элементы для этого теста сами: например, длинная часть рисунка должна быть в 4 раза больше короткой. И при этом разница в плотности краски D между этими частями должна быть не более 10%. Если при периодическом тестировании дефект нарастает, следует искать причины этого (в первую очередь — озаботиться регулировкой красочных валиков). Если же победить шаблонирование не удаётся, то надо либо уговаривать клиентов (или собственных дизайнеров) на другой, менее проблемный, сюжет, либо смириться с тем, что для печати на данной машине доступны не всякие работы. И хорошо, если в типографии имеется другая — с лучшим раскатом. Попытки же уговорить клиента после печати, что шаблонирование — не такой уж страшный брак, обычно кончаются плохо: клиент либо настоит на скидке, а то и переделке тиража, либо и вовсе уйдёт в другую типографию.

Справа видна «гребёнка» для контроля совмещения. Желательно также разместить такую «гребёнку» вдоль клапана — тогда, в случае неполадок с захватами, будет яснее, на каком из них искать проблему. Внизу — белый квадрат, на фоне которого видны крестики для попарного совмещения сепараций

Один из важнейших пунктов проверки — разумеется, тест на совмещение (приводку) красок. Для его проверки используется «линейка» или «гребёнка» — длинная линия с небольшими поперечинами. Толщина этих линий должна составлять 0,1 мм, а несовмещение не должно превышать 0,1 мм по всей длине листа. Если же типография претендует на то, что делает высококачественную печать, — не более 0,05 мм.

Для того чтобы удобнее было находить несовмещение между любыми двумя секциями, по углам листа размещаются на белом фоне небольшие крестики: C+M, K+C и т. д.

Причины у несовмещения могут быть разные — в частности, это сигнал проверить поддекельный материал.

Следует помнить, что бумага для тестирования должна быть достаточно плотной — 130–150 г/м2. Слишком тонкую бумагу может деформировать при печати даже на самой лучшей машине.

Красочный треппинг, т. е. наложение красок друг на друга: С+М, M+Y, Y+C. С помощью спектрофотометра измеряется разница перехода краски на бумагу и на 100% плашку другой краски. Для этого теста существуют стандартные величины, но при покуке-продаже он не слишком актуален, т. к. характеризует, в основном, точность настроек и свойства расходных материалов: красок, офсетной резины.

Также и баланс по серому — хороший показатель для оперативного контроля печати, но не для того, чтобы определить состояние машины в целом.

Таблицы для построения профилей печати ECI 2002 и IT 8–7/4 необходимы, в частности, для работы с цветопробой.Конечно, не все тесты могут быть оценены количественно.

Например, контроль качества совмещения по тексту вывороткой — субъективный. Он нужен, скорее, для того, чтобы обратить внимание проверяющих на тесты с «гребёнкой» и крестами совмещения, на которых можно сделать вывод о величине несовмещения.

«Звезда Сименса» наглядно демонстрирует, как отличается давление в печатных парах на разных секциях машины

Такой контрольный элемент, как «звезда Сименса», оценивается только визуально. В первую очередь он показывает величину растискивания и дробления, т. е. увеличение печатного элемента. Диаметр внутреннего пятна хорош для оперативного контроля растискивания как дополнение к 40% растру, или когда он отсутствует. Внутреннее пятно должно быть одинакового размера на всех секциях, по форме — симметричным. Также «звезда Сименса» реагирует на давление, эмульгирование краски и другие факторы.

На печати плашка должна отличаться от растра 95%. Хотя для офсетной бумаги эта величина может быть меньше в силу большего растискивания. Если машина предназначена для текстовых работ, низкий контраст печати может быть и не важен.

Далеко не всегда при тестировании стоит гнаться за величинами, прописанными в ISO и других стандартах. Во-первых, для их достижения нужен целый комплекс мероприятий с обустройством климата в печатном цехе, подбором материалов и т. д. Об этом имеет смысл думать при регулярном тестировании, но не в том случае, если машина уже продаётся типографией. Да и понятно, что изношенная машина может не справиться с высокими требованиями, потому и цена на неё иная, чем за новую. Хотя ясно и то, что требовательность к результатам тестирования зависит от того, «покупаем мы или продаём». Если вы покупаете, то несоответствие машины неким формальным показателям — хороший (и справедливый, в общем-то) повод требовать снижения цены.

Не все тесты одинаково полезны

Существует множество разновидностей тестов для офсетной печати. По трудности их можно разделить на три вида:

  • Тесты, которые легко напечатать на любой машине, даже если она находится далеко не в лучшем состоянии.
  • Тесты, которые выполнить полностью практически невозможно, даже если машина новая и находится в идеальном состоянии.
  • Тесты, которые позволяют адекватно оценить техническое состояние машины.
Зачастую приходится встречать тестовую печать, которая представляет собой очень мало ценности для покупателя машины

Самые правильные — конечно, последние. Особенно для регулярной проверки состояния машины. Откуда и зачем появляются тесты первых двух видов? Очевидно, они интересны покупателям и продавцам. Одним интересно доказать, что машина хороша (даже если она в действительности уже изношена). Противоположной стороне сделки, соответственно, желательно ткнуть продавца носом в недостатки, чтобы сбить цену — даже если эти недостатки никогда не скажутся на реальных тиражах.

Картинки с памятными цветами могут быть даже полезны (если напечатаны по стандарту) — можно вручить их дизайнерам, чтобы имели хотя бы приблизительное представление о том, что получается при печати. Но вообще изобилие картинок на печатном листе при малом количестве тестовых шкал выгодно продавцу. Подобные «тесты» часто можно было видеть на полиграфических выставках — в те времена, когда на них ещё показывали «живую» технику.

Таким образом, грамотность в вопросе тестирования офсетной техники крайне необходима — особенно в нынешнее трудное время, когда не приходится надеяться на то, что «ушатанную» печатную машину можно будет легко обменять на новую. Надо регулярно проверять техническое состояние машин, а при покупке б/у техники — правильно подойти к её проверке. И для всего этого надо знать, чего конкретно мы хотим от тестовой печати.

Об авторах: Олег Гурулёв (O.Gurulev@legion.ru) начал работу в полиграфии в 1975 г. в типографии «Красный пролетарий». Был ретушёром, фотографом, оператором барабанного сканера, технологом. В должности главного технолога принимал активное участие в создании типографии «Алмаз-Пресс». Около 10 лет работал технологом типографии «Медиа-Пресса» (бывшая «Правда»). С 2011 г. — руководитель отдела технологической поддержки компании «Легион». Юрий Захаржевский (yz@publish.ru) — заместитель главного редактора Publish.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 55