101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Картонных дел мастера

  • Игорь Терентьев
  • 1 февраля 2016 г.
  • 6950
На семинаре «POPAI Россия» всё вращалось вокруг картона и композитных материалов — их возможности для оформления точек продаж и других целей по-прежнему остаются недооценёнными. Как выбирать? Как печатать? Как выполнять послепечатную обработку? На все эти вопросы постарались дать ответы выступающие — настоящие знатоки своего дела.

Мероприятие прошло 2 декабря в демозале «ОктоПринт Сервис» в подмосковном Красногорске. Что такое «POPAI Россия» и чем она занимается? Это ассоциация компаний-экспертов в области маркетинговых коммуникаций, специализирующихся на стимулировании сбыта и оформлении мест продаж. Открывая семинар, президент «POPAI Россия» Василий Бычков объяснил, почему «связующей» идеей стал картон: «Мы смотрим на наших коллег за границей, у которых используется очень много картона. Причины понятны — дешевизна, экологичность и много других достоинств этого материала». По результатам исследования POPAI около 40% POSM (элементы оформления точек продаж) делаются из картона. Исполнительный директор «POPAI Россия» Анна Лебедева объяснила выбор выступающих: «Здесь собрались все участники процесса — поставщики оборудования, материалов и изготовители POSM». Она пообещала, что будут и другие подобные семинары — потребность в их проведении есть. Семинар можно было логически разделить на 3 блока: материалы, печать и послепечатная обработка.

Картон, гофра и композиты

Эктор Наполес: «Мы всегда говорим, что проекты должны быть комплексными». По его словам за год в России было реализовано 4 крупных проекта, которые удались именно благодаря активному взаимодействию всех участников

Номенклатура POSM — огромная. Поэтому так сложно бывает выбрать оптимальные материалы, ведь специализированные производители разрабатывают ассортимент на любые случаи жизни. Самый правильный подход — стараться подходить к каждому проекту комплексно, привлекая к его реализации заказчика, разработчиков рекламной кампании, поставщиков материала и рекламно-производственную фирму, отвечающую за изготовление POSM. Именно эту простую истину не уставал повторять Эктор Наполес — представитель 3A Composites в России и СНГ.

3A Composites — это международный холдинг со швейцарскими корнями, имеющий 12 собственных заводов и более 3000 сотрудников. Он выпускает все виды материалов, которые можно применять в оформлении точек продаж. Многие торговые марки стали уже именами нарицательными — Alucobond, Dibond и др. «Мы пионеры, — отметил Эктор. — А копировать всегда легче, чем разрабатывать самостоятельно. Отсюда — высокие цены на наши материалы». 75–80% компонентов его компания производит сама. Сферы применения материалов — архитектура, транспорт и промышленность, графика, реклама, декор и дизайн.

Наполес представил некоторые марки своей компании, наиболее популярные для изготовления POSM. Например, пенокартон серий Foam-X и Kapa. Он состоит из внутреннего слоя наполнителя толщиной от 3 до 20 мм и двух внешних. 3A Composites — единственный производитель, использующий вспенённый полиуретан для изготовления внутреннего слоя пенокартона. Остальные для этого задействуют пенополистирол, а он, к сожалению, очень хорошо впитывает влагу. Полиуретан допускает использование сольвентных чернил и клеёв, устойчив к высоким температурам до +100 оС (краткосрочно — до +160 оС), не крошится при резке. Самая популярная марка в России — Kapa Light. Специально для печати делают Kapa Bright — с абсолютно белыми пеной и внешними слоями картона. Kapa Graph — белый или чёрный (последний популярен для оформления музеев). Среди новых эксклюзивных материалов — Kapa Tex со структурированной поверхностью из пропитанной латексом бумаги, разработанный специально для изготовления лёгких панелей Canvas-Look. Изготовителям уличных конструкций адресован Kapa Tech — это первый пенокартон с подобными возможностями. Внешние слои — лакированый алюминий с покрытием для печати, огнеупорный (идёт сертификация пожаробезопасности по уровню B2). Очень лёгкий — лист 3×2 метра весит 11,64 кг (такой же лист из вспенённого ПВХ весит 30 кг). Возможны любые типы печати и послепечатной обработки. Сферы применения — самые разнообразные: от POS и упаковки для интерьерного оформления и наружной рекламы. Новинка ассортимента — Dispa. Это первая лёгкая панель, полностью изготовленная из мелованной бумаги. Она полностью перерабатывается.

Богатый ассортимент материалов для производства POSМ представила Анастасия Гусева из ГК «Дубль В». Она принесла с собой свежие каталоги переплётных картонов. 95% ассортимента серых картонов в «Дубль В» составляют материалы фабрики Eska. Самый популярный — Hollboard от 1 до 4 мм толщиной. У «Дубль В» — эксклюзивные права на поставку картона Hollboard, который до последнего времени поставлялся только для специальных проектов. Теперь он включён в постоянный ассортимент.

Для проектов, где требуются более доступные материалы, предлагается отечественный переплётный картон фабрик «Сураж» и ЗАО «Пролетарий» стоимостью от 39 000 руб. за тонну. Есть в ассортименте и готовый серый картон, кашированный белой или чёрной бумагой с одной или с двух сторон. Среди новинок — тонированный в массе чёрный картон Extrablack толщиной от 1 до 2 мм. Есть варианты с двух- и односторонним покрытием чёрной бумагой. Для премиальных проектов можно выбрать дизайнерский чистоцеллюлозный картон от Moorman Karton: белый All White или чёрный All Black. Оба предлагаются с толщиной 1,25 или 2 мм в листах формата 70×100 см. В некоторых случаях альтернативой All White может выступать более доступный немелованный, но чистоцеллюлозный Pankaframe (Pankaboard, Финлядния) толщиной 1,1 мм.

Есть и более специфические материалы — пивной (гигроскопичный) картон, микрогофрокартон (трёхслойный, толщина — 1,1–1,6 мм), пенокартон. Последний представлен маркой Creofoam. Предлагается в форматах от 100×140 см до 2×3 м и более. Есть пенокартон с самоклеящимся слоем.

Интересен материал DisplayLine — он идеально подходит для ростовых фигур. Его формат — до 3×2 метра (на заказ). Вариант Print/print — кашированный с обеих сторон картон GD, готовый для прямой печати. Screen/screen каширован с обеих сторон картоном GC. Возможная прямая офсетная, трафаретна и струйная цифровая печать.

Михаил Проскуряков подчеркнул, что современные цифровые печатные решения успешно конкурируют с аналоговым по качеству, скорости и себестоимости печати на гофрокартоне и лайнерах

Выступление Михаила Проскурякова, отвечающего в «HP Россия» за оборудование для цифровой широкоформатной промышленной печати, было посвящено горфрокартону и его использованию для изготовления POSM. Гофрокартон — самый старый композитный материал, придуманный человеком. Впервые гофрированная бумага запатентована в 1856 г. в Великобритании, в 1871 г. в США запатентован двухслойный гофрокартон. Через три года там же построили первую машину для его изготовления и выдали патент на трёхслойный вариант. В России его производят более 100 лет — начали ещё в 1907 г.

Главные достоинства материала — его дешевизна, малый вес и физические свойства, технологичность обработки, 100% переработки и экологичность. Но гофрокартон не водостойкий, хотя существуют разновидности на основе «каменной» бумаги и других синтетических материалов, обладающие этим свойством. Но, естественно, они стоят существенно дороже.

Картон состоит из слоёв лайнера — внешних и внутренних (если горфокартон имеет 3 и более слоёв). Они приклеиваются к вершинам гофров флютинга, обеспечивающего толщину и придающего материалу дополнительную прочность. Флютинг может иметь разную высоту и шаг. В стандартах описываются типы гофрокартона от A до E (высота от 4–4,9 до 1–1,8 мм; шаг — от 8–9,5 до 3–3,5 мм). Также встречаются обозначения K (высота более 5 мм) и F, N, G, O (высота менее 1 мм), не описанные стандартами.

Специфика гофрокартона — его целесообразно изготавливать только локально. Транспортные расходы делают его слишком дорогим.

Печать на картоне и гофрокартоне: «цифра» набирает ход

Напомнив об основных особенностях гофрокартона, Проскуряков сделал небольшой экскурс в применяемые для работы с ним технологии печати. Традиционно в POSM в первую очередь использовалась офсетная печать, поскольку все элементы оформления обычно расположены в торговых залах близко к покупателю — качество печати должно быть высоким. Но офсет не позволяет наносить изображение прямо на гофрокартон — он просто сомнётся. Поэтому обычно печатают на топ-лайнере. Затем выполняют каширование на двухслойный (в этом случае нужен гофроагрегат, что могут себе позволить только компании, изготавливающие очень большие тиражи) или трёхслойный гофрокартон. Сейчас, как подчеркнул Проскуряков, развитие технологий струйной цифровой печати достигло необходимых показателей качества (разрешение печати — 1200 dpi) и производительности (до 30 000 м2/ч), а себестоимость соизмерима с аналоговыми методами печати. Отпечатки сертифицированы для применения внутри помещений. Поскольку струйная технология бесконтактная, возможно печатать прямо на гофрокартоне без разрушения его структуры.

HP, как подчеркнул Проскуряков, единственный полностью вертикально интегрированный производитель цифрового печатного оборудования: разрабатывает технологии, печатающие головки, конструкцию и электронику, чернила и ПО.

У компании существует целый ряд решений для прямой печати на гофрокартоне: гибридные УФ-принтеры HP Scitex FB550 и FB750, промышленные планшетные УФ-принтеры HP Scitex 11000 и 15500, 17000. Михаил анонсировал скорый выход на рынок младшей промышленной модели HP Scitex 9000. В России из этой серии пока установлен один аппарат — HP Scitex 11000 в компании «Светофор» (http://www.publish.ru/articles/201512_20013505). В модели 15500 применяется ряд усовершенствований, позволяющих более эффективно печатать на недорогом гофрокартоне, который обычно не отличается гладкостью поверхности. Скорость — до 127 листов полного формата в час. Ещё быстрее печатает старшая модель 17000 — до 200 листов в час. Специально для гофрокартона созданы более доступные чернила HP HDR230 со сниженным запахом, имеющие экологический сертификат GreenGuard Gold.

В HP также разработали ещё более производительные рулонные системы для печати лайнера водными чернилами — HP PageWide Web Press T400S, HP PageWide Web Press T1100S. Первый экземпляр модели T1100S с шириной рулона 2,8 м, разработанной совместно с KBA, недавно показали на заводе перед отправкой заказчику. Линейная скорость печати — 183 м/мин или до 30 000 м2/ч! Вскоре в ассортименте HP появится ещё одна листовая широкоформатная машина, но на водных чернилах — на базе технологии PageWide.

Представитель ещё одного поставщика УФ-принтеров — компании «Призмикс» (эксклюзивный дистрибьютор в России широкоформатного оборудования EFI) — Антон Сапежинский посвятил своё выступление рассказу об особенностях печати на гофрокартоне. Он напомнил, что первое цифровое устройство УФ-печати появилось ещё в 1986 г. Преимущества УФ-печати — универсальность (можно использовать очень широкий спектр материалов), скорость и качество печати, быстрая готовность к послепечати, высокая стойкость к внешним воздействиям. Переход к использованию УФ-чернил стал важным импульсом для распространения прямой печати по гофрокартону. Максимальный формат для полностью автоматизированных широкоформатных печатных линий — 3,2×1,8 метра, чего вполне достаточно для изготовления элементов POSM без дополнительной склейки листов. Антон обратил внимание на особенности разных видов УФ-чернил — они бывают жёсткие, гибридные, рулонные и специальные.

Цифровая струйная УФ-печать, несмотря на универсализм, тоже не идеальна. Но её недостатки возможно преодолеть. Сапежинский рассказал об основных проблемах на производстве и способах их преодоления.

УФ-печать с отверждением традиционными ртутными лампами нагревает материал. Как с этим можно бороться? Поддержанием микроклимата, соблюдением регламента обслуживания и сроков замены УФ-ламп, проверкой и правильным использованием систем охлаждения, установкой минимально возможной для текущей задачи мощности. А самый радикальный способ — переход на LED-технологию, практически не нагревающую материал. Одним из следствий нагрева является изменение геометрии материала. Среди способов решения этой проблемы — акклиматизация материала, уменьшение его нагрева, увеличение мощности вакуума и использование прижимных механизмов.

Ещё одна распространённая проблема — полошение при печати в две стороны, возникающее из-за небольшой разницы в углах нанесения капель. Здесь могут помочь правильная подготовка файлов перед печатью, подбор режимов отверждения, использование режима печати в одну сторону и применение программных способов подавления полос (Smoothing, Extract и др.).

Выбивание сопел при печати приводит к появлению нежелательных артефактов. Чтобы не допустить этого явления, требуется поддержание климата в печатном цеху, использование систем подавления статики, установка минимальной мощности систем отверждения, увеличение количества проходов с использование программных способов подавления полос.

Вас смущает сильный запах от готовой продукции? Эту проблему тоже возможно преодолеть. Например, провести тестирование и подобрать режим работы систем отверждения для полной сушки чернил, выветривать готовую продукцию для полной полимеризации, использовать УФ-чернила последних поколений и перейти на LED-отверждение. А если вас тревожит повышенный расход чернил при печати, следует также озаботиться поддержанием микроклимата, тщательнее проверять файлы перед печатью и оптимизировать их, использовать системы автоматического ухода за красочным трактом и переходить на более современные технологии печати (включая печать с динамической каплей).

Антон также резюмировал общие принципы эффективной печати на картоне. Ориентироваться следует на выход готовых изделий, а не на квадратные метры, то есть оптимизировать полный цикл. При изготовлении POSM с использованием высокопроизводительных УФ-принтеров узким местом часто оказываются финишные процессы. Следует обратить особое внимание на применение новых технологий и систем автоматизации.

Успешный финиш

Принцип «продаются не квадратные метры, а готовые изделия» следует написать на флаге всех, кто зарабатывает на жизнь печатью. Для рекламно-производственных фирм, которые уже обзавелись современными УФ-принтерами, действительно приобретает особую актуальность вопрос повышения эффективности послепечатных процессов, в которых по-прежнему очень велика доля ручных операций.

Собравшихся не стали утомлять подробным рассказом о модельном ряде и возможностях планшетных режущих плоттеров Zünd, зато продемонстрировали их в работе — вырезали рамки оригинальной конструкции. Слева с только что вырезанной заготовкой Андрей Красноборов

К счастью, уже существуют высокопроизводительные системы цифровой резки. «ОктоПринт Сервис» является поставщиком одного из самых известных производителей в этой области — швейцарской Zünd. Руководитель отдела продаж и сервиса направления цифровой резки Андрей Красноборов рассказал, что его компания занимается поставкой решений Zünd более 10 лет. За это время установлено более 200 устройств. В прошлом году вместе с материнской фирмой отметили 30-летний юбилей Zünd. C 2001 по 2007 гг. эта фирма выпускала весьма успешные планшетные УФ-принтеры, но затем решила сконцентрироваться исключительно на цифровой резке для самых разных отраслей — от швейной до рекламной. С 2013 г. начат выпуск режущих плоттеров серии L3 — третьего поколения аппаратов.

Владислав Серба напомнил, что всего лишь одна ошибка — при выборе технологий склейки POSM — может самым негативным образом отразиться на репутации производственников

Цифровая резка уже давно завоевала своё место на рекламных производствах. Она особенно актуальна при изготовлении пробных образцов и небольших тиражей POSM — всегда, когда требуется оперативность, а использование высечного оборудования экономически неэффективно. Но когда речь идёт об использовании клеёв, подход к их выбору и применению не всегда серьёзны. На это посетовал директор по развитию «Диза» Владислав Серба. Его компания занимается продвижением технологий, связанных с приклейкой (клеи, самоклеяющиеся ленты и материалы). Предлагает около 600 сортов клейкой ленты (3M, Tessa и др.), около 2000 изделий. Он напомнил, что каждый материал имеет свою специфику: «Нам часто говорят — мы клеим ”Каппу”… А наш встречный вопрос о том, какую именно ”Каппу” вы клеите, воспринимают почти как оскорбление… Последние 15 лет мы пытаемся поменять отношение людей к выбору решений для склейки». Самый главный вопрос — что именно нужно склеить? У клиентов часто просто нет понимания, что для каждой разновидности внешне похожих друг на друга материалов нужно обязательно подбирать подходящее решение. А картон, пенокартон и ламинированный картон с точки зрения технологий склейки — совершенно разные материалы! То же самое касается и склейки отпечатков — запечатанные поверхности склеиваются сложнее, а иногда не склеиваются вовсе. Специалисты, получив детальную информацию, подскажут лучший вариант.

Среди наиболее популярных материалов для склейки дисплеев из картона и композитных материалов Серба назвал ленты на нетканых основах. Их можно рвать руками, они хорошо перерабатываются, недороги, при этом имеют хорошие клеи, обеспечивающие прочные и устойчивые соединения гофрокартона даже при изменении влажности.

Ещё одна популярная группа — безосновные ленты. Особенно полезны при склейке неровных поверхностей (пивные и рыхлые картоны). Обеспечивают быстрое и равномерное нанесение на широкоформатные поверхности, не образуют пузырей.

Для склейки картонов с защищённой поверхностью (подготовленные для печати и т. п.) рекомендуются ленты на плёночных основах.

Ленты на пеноосновах, несмотря на бытующее по этому поводу заблуждение, отнюдь не самые сильные. Их можно и нужно применять в случаях склейки неоднородных материалов — картон с пластиком, картон с металлом и т. п. Такие варианты обеспечивают компенсацию температурных изменений размеров склеиваемых изделий. Чем толще лента, тем большие изменения размеров она способна компенсировать.

Последний класс лент — на вспенённом акриле (так называемые «мармеладки»), выпускаемые 3M. Лучший вариант для склейки композитных материалов с пластиковыми, металлическими и др. сложными поверхностями. Это связано с высоким коэффициентом эластичности — более 500%.

Среди современных тенденций рынка Серба отметил сокращение расходов клея, материала и времени за счёт готовых высечек. Он также напомнил, что «Диза», кроме Tesa и Orafol, начала сотрудничать с 3M и передал слово коллегам из этой компании.

Ольга Баринова (в центре) демонстрирует удобный аппарат 3M для нанесения клеящих лент

Специалист по развитию бизнеса «3M Россия» Ольга Баринова и специалист по продажам «3M Россия» Екатерина Хозикова провели самую динамичную часть семинара. Ольга сразу отметила, что главный конкурент её компании — не производители клеевых решений, а механический крепёж: «У клеёв и клейких лент есть колоссальные возможности по развитию, чтобы этого конкурента побить».

Вызвав из зала двух человек, Баринова устроила соревнование между механическим и клеевым скреплениями. Один человек скрепил два листа бумаги степлером, а коллегу вооружили специальным склеивающим пистолетом ATG. «Любой клей активируется давлением, поэтому для прочного соединения нужно сильно сдавливать поверхности», — напомнила Ольга. В результате короткой схватки победил клей: два листа бумаги, скреплённые степлером, разорвались по линиям отверстий от скрепок, а клеевое соединение осталось непокорённым — порвалась бумага.

У 3M есть собственные клеевые ленты, но Баринова акцентировала внимание на других решениях. Ознакомиться с ними можно было в буклетах. Аппарат для нанесения ATG очень удобен — его легко освоить самостоятельно, а при склейке не нужно заботиться об удалении основы.

Хозикова затронула вопрос склейки очень сложных поверхностей — запечатанных, лакированных и т. п. Для них специально разработана двусторонняя лента 9629PC. Кроме того, она самая быстрая в портфеле 3M — сразу после склейки изделие может выдержать некоторую нагрузку.

В битве «Клей против степлера» охотно приняли участие представители «Гифтек»

Баринова напомнила о существовании аэрозольных клеёв Scotch-Weld — 75-й, 77-й и 90-й. Она особо остановилась на 77-м клее, назвав его уникальным. В отличие от других аэрозольных вариантов, этот клей не проходит в структуру материала, оставаясь на поверхности. Это тут же продемонстрировали всем собравшимся — клей нанесли на крафт-бумагу, но он не оставил никаких следов. Тут же Ольга дала небольшой совет: «Любому аэрозольному клею нужно несколько минут, чтобы подсохнуть. Если после пробы фалангой пальца (на подушечках есть потожировые выделения) вы не почувствуете переноса клея на руку, можно склеивать». Среди полезных областей применений аэрозольных клеёв — наращивание материалов. 90-й клей более мощный, у него выше расход, но он полезен для склеивания материалов с низким поверхностным натяжением. Его распылитель регулирует размер полосок нанесения. 75-й клей съёмный — приклеенные с его помощью листы можно удалять без следов. Но нужно соблюдать технологию нанесения — дождаться подсыхания клея на первичной поверхности. Клей применяется для термотрансферной печати — им закрепляют футболки на столе для термопереноса. Аэрозольные клеи поставляются и в больших ёмкостях.

В ассортименте 3M также есть термоплавкие клеи — около десятка. Их можно разделить на три группы. Первая — на основе этиленвинилацетата (3738) — клеи общего назначения для картона, бумаги, дерева, ДСП и т. п. Вторая группа (например, 3748) предназначена для более сложный поверхностей — полипропилен, ламинаты с пластиковыми внешними слоями и т. п. Третья группа — термоплавкие клеи для электроники. Для работы с термочувствительными материалами подойдёт клей 3792 — с пониженной температурой. Хозикова обратила внимание на пистолеты 3M, применяемые для нанесения термоплавких клеёв. Их достоинства — надёжность (гарантия — 2 года) и более удобное включение подачи клея, что позволяет работникам меньше уставать. В любом положении пистолета, пока не включена подача, клей не вытекает.

Помимо клеёв, у 3M есть также самоклеящиеся застёжки Dual Lock типа «грибок-грибок» (клеится сама на себя) и «крючок-петля». Второй вариант даёт некоторую свободу соединения — поверхности могут слегка смещаться друг относительно друга. Подобные застёжки актуальны при изготовлении съёмных и сборно-разборных конструкций. При монтаже Баринова порекомендовала сначала соединять обе части и только потом прикатывать к поверхности — так вы не повредите «грибочки».

Спросить экспертов — бесценно

Конечно, в каждой рекламно-производственной компании есть собственные специалисты. Но даже самые опытные из них не могут знать всё. Ведь возможностей применения картонов и композитов для изготовления POSM — великое множество. Поэтому мы просто присоединимся к пожеланиям каждого из выступающих на семинаре и повторим: к каждому проекту следует подходить комплексно, привлекая опытных экспертов со стороны поставщиков материалов и оборудования. Они всегда готовы поделиться своими знаниями и подсказать наиболее эффективный способ выполнения задачи. С вас не попросят денег за консультацию, зато уберегут от многих ошибок, которые могут обойтись очень дорого.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Типография, которая поверила в свои возможности

Большие пространства и много книг — это первое, что бросается в глаза при посещении Дома культуры «ГЭС-2». Самой привлекательной и интересной литературой для меня стала серия детских книг, выпущенная в рамках издательской программы V–A–C. Это известные классические сказки, оформленные современными художниками. В серии вышли книги Х. К. Андерсена, Оскара Уайльда, Льюиса Кэрролла и Виктора Драгунского.

Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen5i

Принтер можно рекомендовать крупным производителям сувенирной продукции для оперативного изготовления за рабочую смену как большого количества малых тиражей, так и, наоборот, ограниченного количества длинных тиражей.

Дела семейные

Publish стремится к экспансии: рост и развитие — это неизбежность любого проекта, который не планируется к закрытию. Зафиксировать состояние невозможно, «стабильность» — это просто другое имя деградации.

Ценные полотна

В 2022 году в каталоге офсетных резинотканевых полотен (ОРТП) «ОктоПринт Сервис» произошла замена европейской резины CONTI-AIR на аналоги Imprint индийского производителя Mahalaxmi Rubtech.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 6