2015.05.03, Автор: Марсель Шарифуллин3129 прочтений

Размышления о Web-to-print

Теги: Publish В типографии с Марселем Эксклюзив

 

Одно из достоинств кризисного времени — компании и их руководители, поставленные в сложные экономические условия, начинают интенсивно внедрять новые технологии, сберегающие программы, эффективные маркетинговые, технические, производственные и организационные приёмы.

Помнится, именно в такое время мы начали внедрять новые системы оплаты персонала, организацию прохождения заказов и АСУП в типографии МГУ и уже к концу 2009 г. смогли похвастать неплохими результатами, увеличив в несколько раз отдачу от нашего персонала. Вместе с Сергеем Пеновым, разработчиком ПО для АСУП Print-expert, мы опубликовали несколько статей, призывающих полиграфистов к автоматизации управления типографией, и рады, если они помогли кому-то решиться на этот сложный шаг. А о росте количества внедрений различных АСУП в отечественных типографиях известно всем. Теперь — о следующей прогрессивной технологии, являющейся логическим продолжением АСУП. Речь пойдёт о технологии «веб–печатная машина» — web-to-print (далее — w2p).

Что это такое?

Несмотря на то, что термин w2p появился ещё в прошлом веке (Джим Флой, From web to print, журнал WebMonkey, 1999 г.), до сих пор не все согласны по поводу его точного смысла и определения. Некоторые считают w2p способом редактирования, управления документооборотом и обменом файлов онлайн (наподобие облачной НИС), другие — средством удалённого взаимодействия заказчиков с типографией без участия менеджеров, а кто-то — полной АСУП с помощью интернета. Мы остановимся на наиболее общем определении w2p как особой технологии, связывающей цифровой контент в интернете с коммерческим печатным производством.

W2p может интегрировать в себя множество новых полиграфических технологий: печать по требованию PoD и персонализированная (используемая, например, для рассылок или именного раздаточного материала для семинаров и встреч), централизация работ нескольких офисов и производств, облачные АСУП, сборные спуски полос, онлайн-калькуляцию заказов, автоматизацию подготовки сопроводительной документации в печатном производстве, полиграфические интернет-магазины и т. п. В наиболее широком виде w2p может включать в свой состав следующие компоненты:

  • Интернет-сайт типографии с возможностью выбора и заказа печатной продукции без участия сотрудников.
  • Онлайн-калькулятор стоимости полиграфических заказов.
  • Средства для передачи данных и изображений в популярных форматах в типографию через интернет, автоматическая проверка файлов и утверждение макетов в работу.
  • Средства занесения персональной информации в шаблоны типовой печатной продукции.
  • Инструментарий для редактирования макетов заказчиком по принципу WYSIWYG (What you see is what you get) прямо на сайте типографии, без использования графических редакторов. В некоторых ранних решениях w2p для этой цели использовалось специализированное ПО, скачиваемое с w2p-сайта.
  • Система удалённой оплаты заказов с помощью пластиковых карт Visa и MasterCard, платёжных систем, банковских переводов, накопительных или предоплатных карт и т. п. Онлайн-ведение различных бонусных программ, подарочных купонов и сертификатов.
  • Автоматическое создание всей необходимой товарной, финансовой и бухгалтерской документации.
  • Выбор конкретного исполнителя для изготовления заказанной продукции в случае, если w2p применяется в сетевой или филиальной компании.
  • Автоматическое создание сборных спусков однотипных заказов (по бумаге, красочности, тиражам, форматам и т. п.) на общих печатных листах.
  • Маршрутизация прохождения заказов через различные участки полиграфического предприятия, составление очередности и места выполнения работ (выбор конкретного оборудования) для оптимизации выполнения заказов.
  • Двусторонняя тесная интеграция w2p-решений с внутренней АСУП, а также программами бухгалтерского и финансового учёта предприятия.
  • Онлайн-информирование клиентов о статусе и стадии выполнения их заказов, рассылка по электронной почте и SMS о готовности заказа.
  • Средства персонализации и создания почтовых рассылок по информации из CRM-систем или баз данных заказчиков.
  • Автоматическая организация доставки печатной продукции по адресам, указанным заказчиком.

Каждый пункт списка представляет собой сложнейшую техническую, технологическую и организационную задачу, для подробного описания которой требуется отдельная статья. Для экономии места и с учётом подготовленности читателей Publish мы не будем этого делать. Отметим лишь, что типография по праву может считаться внедрившей технологию w2p, если ей удалось реализовать на практике лишь часть приведенных решений. Обладанием же полнофункциональной технологии w2p могут похвастать всего лишь несколько десятков типографий в мире. Такие первооткрыватели потратили многие годы и десятки миллионов долл. (а в случае крупнейшей в мире w2p-типографии Vistaprint — явно более сотни миллионов) для внедрения новейших технологий.

Что даёт w2p?

Проанализируем, какие преимущества может дать внедрение технологий w2p:

  • Выход на рынок b2c с миллионами прямых заказчиков по всему миру (а не только из соседних с типографией регионов).
  • Снижение себестоимости своей печатной продукции на 30–50% по сравнению с конкурентами.
  • Увеличение степени загрузки своего высокоавтоматизированного оборудования и общей производительности типографии в 3–4 раза.
  • Минимизация персонала на предприятиях и увеличение подушевой производительности труда на порядок.
  • Значительное сокращение времени выполнения заказов.
  • Повышение эффективности и рентабельности изготовление печатной продукции сверхмалыми и единичными тиражами. Проникновение в стремительно расширяемую в наши дни рыночную нишу, в том числе и за счёт сжатия доли традиционных типографий.
  • Причём главный рыночный козырь производств w2p — низкая себестоимость продукции — достигается за счёт нескольких факторов:
  • Существенное сокращение штата менеджеров продаж, дизайнеров, верстальщиков, руководящего персонала среднего звена, т. е. наиболее высокооплачиваемых сотрудников типографий.
  • Эффективная загрузка типографской техники, что позволяет сократить парк оборудования предприятия на 20–30% при тех же объёмах выпускаемой продукции.
  • Возможность использования более дешёвого (в плане себестоимости продукции) офсета вместо цифровой печати. Что достигается за счет искусственного увеличения тиражей до уровня, приемлемого по рентабельности для офсетной печати, с помощью сборных спусков, состоящих из нескольких разных малоформатных заказов.
  • Экономия рабочего времени и бумаги на приладках (до 15–20%) при печати сборных спусков.
  • Сокращение затрат на аренду помещений офисов, допечатных и вспомогательных участков типографий.

Внедрившие w2p, кроме всего прочего, получат доступ к перспективной технологии будущего, имеющей высокий потенциал развития на ближайшие годы. Согласно исследованиям Global Industry Analyst (GIA) мировой рынок w2p вырастет к 2017 г. до 869 млн долл., при том, что традиционные полиграфические технологии к тому моменту могут иметь отрицательный прирост.

Клиенты же получают от w2p следующие преимущества:

  • Возможность удалённой работы с типографией, размещение и контроль своих заказов печатной продукции в любое время суток, из любого удобного им места. Теперь клиентам нет необходимости ехать в типографию и можно получать необходимые им визитки, листовки и др. продукцию на дому или в своем офисе, подобно еде из пиццерии.
  • Чтобы заказать печатную продукцию, клиентам не обязательно быть гуру в области печатных технологий, дизайна или маркетинга и тратиться на наём профессионалов из этих областей. С помощью заданных шаблонов на w2p-сайте любой человек может создать вполне приличные визитки, бланки, буклеты, фотоальбомы и т. п. Придать единообразие всей офисной документации и печатной рекламе своего малого предприятия или ИЧП.
  • Географическое расположение типографий w2p вообще не имеет никакого значения для их клиентов. Командированный на семинар, например, может не тащить с собой в другой город чемоданы с маркетинговым раздаточным материалом, а просто сделать заказ в w2p-типографию и получить всё готовое у входа в конференц-зал прямо перед своим докладом.
  • Возможность оперативного контроля за выполнением своих полиграфических заказов, например, со смартфона.
  • Удобный и быстрый способ оплаты, возможность получения различных бонусных и посреднических оплат.
  • Низкая стоимость работ. Фактор, который может перевесить для клиентов все недостатки w2p-технологий.
  • Отсутствие человеческого фактора в процессе заказа, необходимости согласования цены и условий выполнения работ. Впрочем, этот фактор может служить и недостатком w2p. Но некоторым людям приятнее иметь дело с «бездушной машиной», которая никогда не ошибается, не торгуется и не обманывает.

Помню восторженные впечатления директора московской типографии «Аврора-принт» Андрея Вахтурова, посетившего несколько лет назад немецкую w2p-типографию Druckdiscount.de: «8 восьмикрасочных машин А1 с системой переворота листов работают 6 дней в неделю в круглосуточном режиме. Общий штат сотрудников 200 чел. Всего 4 менеджера и 8 дизайнеров-верстальщиков обрабатывают до 3000 заказов в сутки. Большой приток заказов обеспечивают цены продукции в среднем на 20% ниже конкурентов. Производство занимает более 20 000 м2. В разработку самописного ПО вложено 5 млн евро, обслуживание системы осуществляют 5 программистов». Надо отметить, что подобных типографий в Европе более десяти, а крупнейшая в мире Vistaprint имеет около 3000 сотрудников, 100 000 м2 производственных площадей в пяти странах (Нидерланды, Италия, США, Ямайка и Австралия) и более 1,27 млрд долл. годового оборота в 2014 г. Надо ли говорить, что рыночный охват этих типографий растёт год от года и бизнес процветает, несмотря на банкротство сотен соседних типографий.

А теперь о минусах w2p

После столь бравой демонстрации преимуществ w2p возникает вопрос: а почему так мало последователей этой передовой технологии? Что же сдерживает увеличение числа предприятий w2p по миру и в России в частности? В нашей стране полноценных w2p-решений нет совсем, а частично освоивших w2p-технологии типографий, думаю, не более сотни. И почти все они являются представителями малого бизнеса. Проанализируем основные недостатки w2p для типографий и их клиентов:

Рискованность, дороговизна и сложность внедрения. Известные мне самые доступные западные решения начинаются с ценника 150 тыс. евро. Понятно, что ошибка в реализации такого проекта или затягивание сроков возврата инвестиций грозит предприятию серьёзными проблемами, вплоть до банкротства.

Неизвестность новых технологий среди потенциальных заказчиков. Согласно тематическому отчёту американской ассоциации полиграфистов (NAPL), на долю удаленных заказов через интернет у типографий, внедривших технологии w2p, приходится в среднем всего 11,3% заказов. Даже в такой передовой стране, как США, большинство клиентов всё ещё предпочитают действовать по старинке и общаться с менеджерами по телефону или лично. Возможно, что момент для массового внедрения w2p пока ещё просто не настал.

Узкий спектр выполняемых заказов. Типовые продукты w2p-типографий: визитные карточки, буклеты и брошюры типовых форматов, фотоальбомы, фотографии, открытки, календари, сувенирная продукция, майки, пакеты, холсты, баннеры, интерьерная печать и т. п. Из-за невозможности изготовления сложных или дизайнерских работ, w2p-типографии из творческой сферы переходят в разряд «скучных» производств шаблонных товаров, пусть и с элементами персонализации.

Из-за необходимости автоматизации расчётов, реализации сборных спусков и повышения эффективности веб-интерфейса и всех производственных процессов, w2p-типографии вынуждены ограничивать виды используемых сортов бумаги и отделки продукции, сократить разнообразие используемых форматов и задаваемых тиражей продукции (например, выбором из жёсткого ряда 1, 20, 200, 1000, 3000 и т. п. без произвольных промежуточных значений). Для определённой категории заказчиков это может оказаться недостаточным.

Возможность конфликтов с неискушенными в полиграфии заказчиками. Люди, впервые сталкивающиеся с типографскими услугами, например, могут не понять причину несоответствия цветов на оттиске и их домашнем мониторе. Отсутствие профессиональных «посреднических» услуг менеджеров или рекламных агентств и завышенные ожидания от современных печатных технологий могут сыграть плохую службу клиентам, из-за экономии времени и денег заказывающих печать через сайт.

Как мы видим, каждый из этих минусов достаточно серьезён для того, чтобы разубедить ищущие прогресса типографии от рискованного пути w2p. Возможно, именно поэтому, несмотря на всплеск интереса к этой технологии десять и пять лет назад, мы не наблюдаем резкого увеличения количества таких типографий за рубежом и в России.

А наиболее интересная информация о возможных способах реализации w2p-проектов, необходимых и достаточных условиях для их внедрения и практике, а также мнение автора по рассматриваемому предмету будут опубликованы в моей следующей колонке.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

comments powered by Disqus