Евгений Озадовский, генеральный директор типографии «Глобус Континенталь» (Москва):
Наша компания специализируется на производстве упаковки, но не всякий клиент может с выгодой для себя воспользоваться нашими услугами. Дело в том, что технико-технологическое оснащение типографии оптимизировано под выполнение средних и больших тиражей.
Для офсетной печати любого тиража необходимо затратить на его приладку как значительное количество расходных материалов, так и время на перенастройку всех бизнес-процессов типографии (от управляющих до производственных и логистических) под конкретный тираж. Таким образом, бремя всех этих расходов ложится на себестоимость выпускаемой продукции. И продукция, выпущенная на нашем предприятии малым тиражом, становится просто «золотой» для заказчика.
Конечно же, для таких случаев «спасательным кругом» является цифровая печать, пусть и с ограничением по ассортименту запечатываемого материала, отсутствием широких возможностей послепечатной обработки, но всё же это выход. Впрочем, некоторые клиенты и в таких ситуациях находят эффективное решение: заказывают у нас упаковку на несколько месяцев вперёд, увеличивая свой тираж и получая все преимущества высококачественной офсетной печати по оптимальным ценам.
Сергей Антипин, генеральный директор типографии «ФС-принт» (Москва):
В последнее время коротких тиражей упаковки у нас становится всё больше. Все заказы менее 1000 экземпляров мы печатаем на ЦПМ Konica Minolta 8000 е, которая позволяет работать с достаточно толстыми материалами. Раньше мы делали короткие тиражи на офсете, но с приобретением этой машины перевели их на «цифру» — это рентабельнее.
А вот послепечатная обработка у нас пока вся аналоговая — и тоже по причине рентабельности. Режущие плоттеры хороши, если надо сделать пару макетов или очень большую упаковку, для которой нужна соответственно большая высечка и большой дорогой штамп. Но таких заказов мало, а при тираже от 300 экземпляров выгоднее использовать обычный высечной штамп. Мы заказываем их на стороне, но делают штампы быстро — можно забирать на следующий день.
Причина большей рентабельности обычной высечки — в продолжительности выполнения работы на плоттере. Она сильно зависит от количества линий реза и биговки на упаковке. А рабочее время на цифровом плоттере дорого: на него не поставишь простого рабочего, нужен грамотный оператор, разбирающийся как в «железе», так и в программном обеспечении. Такой сотрудник получает в 2–3 раза больше обычного рабочего.
Михаил Коротков, руководитель «Типографии СТД РФ» (Москва):
Упаковка в нашей типографии печатается не очень часто, но всё-таки бывает — и именно короткими тиражами. Например, время от времени заказывают подарочную упаковку для кондитерской продукции. Как и прочие короткие тиражи, стараемся печатать её на новой офсетной машине 3-го формата (конечно, если изделие в него умещается) — Heidelberg Speedmaster SX 52–5+L Anicolor. По производительности он даже превосходит 4-красочный Printmaster второго формата: механическая скорость печати в листах примерно вдвое выше, а время приладки гораздо меньше. К тому же наличие пятой секции и лака, которые часто встречаются на упаковке, помогает обойтись без второго прогона.
К сожалению, пока мы чаще всего отдаём отпечатанные листы на сторону, поскольку у нас недостаточно послепечатного оборудования для серьёзной работы с упаковкой. Но недавно приобрели тигель для высечки.
Игорь Киреев, директор компании «Арт Гемма» (Москва):
Мы специализируемся на коротких тиражах упаковки как для производственных фирм, так и для рекламных. Производственникам бывает сложно заказывать большие партии упаковки. Для рекламистов делаем специальные упаковки для рекламных акций, подарочные коробки, рекламные стойки и т. д.
Для печати используем технологии шёлкотрафаретной печати непосредственно по материалу (картон хром-эрзац, микрогофрокартон, 3–5 слойный гофрокатон) или офсетную печать с дальнейшей кашировкой на гофрокартон. Шёлкотрафарет более выгоден для малых тиражей, на больших он однозначно проигрывает офсету с кашировкой, поскольку расход краски и полуавтоматическое нанесение позволяют работать только на тиражах до 1000 штук. Но у него есть и свои преимущества: шёлкотрафарет незаменим при печати по большим заготовкам, формата А0 и выше, а также для защиты от подделок. Так как у нас упаковка бывает совершенно разных размеров, для вырубки используется высечной тигель или плосковысечной станок (при длине заготовок более 1 метра).
Естественно, при печати малым тиражом цена значительно выше, чем при массовом производстве. При тиражах по 100 штук упаковка вообще становится «золотой». Но есть заказчики, которых не смущает цена, а коробок нужно ровно 100 штук. По рекламной и подарочной продукции ярко выражена сезонность: максимальный спрос перед Новым годом, резкий спад летом.
Тенденции по упаковке в производственном секторе впрямую зависят от общего состояния промышленности. При общем росте производства у нас растёт количество заказов на пробные партии и экспериментальную продукцию. При спаде всё это сворачивается. Мешает слабость российской промышленности, в стране мало выпускается своей продукции, поэтому наша фирма — это небольшая организация с 12 сотрудниками, а не полиграфический комбинат.
Что касается рентабельности, то мы рентабельны настолько, насколько это возможно для индивидуального производства по сравнению с массовым (ателье по сравнению с готовой одеждой). Но любому массовому производству предшествует пробная партия, которую мы и делаем.
Не дождёмся?
Несмотря ни на что, аналоговые технологии прочно удерживают свою долю в производстве упаковки — даже малотиражной. Судя по нашему опросу, использование ЦПМ — скорее исключение, чем правило. Не все типографии берутся за малые тиражи, но некоторые, не обладая цифровой техникой, даже специализируются на них. Чем это объяснить? Очевидно, высокими ценами на цифровую печать и неразвитостью, на сегодняшний день, цифровых послепечатных технологий.
Производители цифровой техники давно «облизываются» на упаковочный рынок, но пока их основные завоевания в этом секторе относятся к печати этикетки. Даже за рубежом цифровая печать гибкой упаковки, например, чаще всего делается на машинах, в основном загруженных именно заказами на этикетку — об этом пишет, например, эксперт InfoTrends Роберт Лихи («Печатные машины за миллионы долларов: ЦПМ высшего класса переопределяют роль «цифры» в упаковочной индустрии» — Million-Dollar Presses: High End Presses Remake the Role of Digital in Packaging; http://whattheythink.com/articles/69913-digital-presses-remake-packaging/, August 26, 2014). При этом он считает, что ситуация изменится с внедрением широкоформатных ЦПМ, способных печатать на картоне. Первые серийные и бета-инсталляции таких машин уже прошли в этом году: это HP Indigo 30000, Screen TruePress JetSX,Canon Océ InfiniStream.
Однако эти новые решения отличает высокая стоимость: от миллиона долларов и выше. И этот фактор — одна из главных причин пессимизма российских полиграфистов: в майском опросе за этот год (см. 6-й номер журнала или http://www.publish.ru/articles/201406_20013259) подавляющее большинство проголосовавших выразило скепсис относительно конкурентоспособности ЦПМ формата В2 в ближайшие годы. Разрыв между инсталляциями таких машин в России и за рубежом уже очевиден. Дождёмся ли мы его сокращения
Юрий Чумаченко, заместитель генерального директора типографии «Синержи» (Москва):
Короткие тиражи упаковки у нас делаются довольно часто. Печатаем мы их как на офсете, так и на ЦПМ — в зависимости от формата и сроков. Бывает так, что заказ выгоднее для клиента выполнить на офсете, но наши клиенты в основном рекламщики, у которых упаковка не типовая. Часто им надо отпечатать «вчера», поэтому приходится отправлять заказ на «цифру».
Послепечатная отделка, в большинстве своём, традиционная — тигельная высечка, тиснение на стоп-цилиндровой машине, шелкография (в т. ч. лакирование) и т. д. Совсем небольшие тиражи, до нескольких десятков экземпляров, можем вырезать на плоттере.
Отдельный вид упаковки — тубусы. Шпули для них мы покупаем, а лайнер печатаем сами — соответственно, тираж такой упаковки может быть любым, а способ печати зависит от тиража.