101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Эволюция фотоинтересов Xerox

  • 22 мая 2014 г.
  • 2093
 

Представители «Xerox Россия» — менеджер отраслевого маркетинга компании Дмитрий Мокин и руководитель отдела продаж коммерческой печати Анна Чуракова — рассказали об изменениях в отношении компании к рынку фотокниг и влиянии клиентов на подобные перемены.

По данным FutureSource в 2013 г. объём российского рынка фотокниг составил почти 1 млн штук. Как вы относитесь к подобной статистике, насколько она достоверна? Какого итога вы ожидаете в 2014 г.?

Д. М. К сожалению, не видел этого отчёта целиком и не понимаю, что в нём считают фотокнигами. В принципе, чтобы получить это число, нужно выпускать порядка 3000 фотокниг в день. Это вполне возможно. Но остаются вопросы по содержанию исследования. Например, выпускается много фотокниг традиционным мокрым способом, к которым мы и полиграфисты никакого отношения не имеем. Такие фотокниги учитываются или нет? Другой вопрос — учтены ли многочисленные пробные, бесплатные и промоэкземпляры? В конечном итоге, я не думаю, что какое-либо исследовательское агентство за границей обладает технологиями подсчёта того, что мы здесь сами точно подсчитать не берёмся.

А. Ч. Редкая типография, обладающая ЦПМ, не делает фотоальбомов. Но далеко не всегда даже сама компания при этом точно знает, сколько она выпустила фотокниг, не считая их серьёзным бизнесом. И уж тем более, она никому в этом не отчитывается. Как это может достоверно посчитать сторонняя компания? А если всё, что упомянул Дмитрий, или изделия, типа выпускаемых «ПроЛаб-Центр» для профессиональных фотохудожников, учитывается, то объём выпуска может быть и больше, чем оценки FutureSource.

Д. М. Что касается перспектив по итогам 2013 г., то принципиального прорыва я не ожидаю. Сложившийся рынок будет продолжать плавно расти на 10 или 25% в год (просто потому, что мы не знаем, как он растёт сейчас), а то и стабилизируется на текущих объёмах. Истории новизны, способной создать какой-то прорыв, уже нет. И даже несколько лет назад, когда новизна была, бурного роста всё равно не случилось. Увы, ждать в России того, что десяток лет назад случилось в Англии или других странах Европы, когда люди впервые потрогали и начали массово покупать такой продукт, как фотокниги, не приходится.

Какие тенденции вы видите на рынке фотокниг?

Д. М. Несколько лет подряд, начиная с 2009 г., мы участвовали в «Фотофоруме». У нас был свой стенд, совместный с компанией NBZ, на котором присутствовали также наши партнёры — цифровые типографии. Последнее время это делалось уже не столько для продвижения технологий Xerox, сколько для содействия в развитии бизнеса партнёров. В 2014 г. мы впервые не пойдём на «Фотофорум». Это связано с тем, что тот уровень развития рынка, на который мы ещё могли повлиять своим участием в выставке, уже достигнут. Думаю даже, что Xerox сделал таким образом намного больше для развития направления фотокниг, чем другие производители. Дальнейшее наше участие в выставке влияния на рынок уже не окажет — все, кому было интересно узнать о фотокнигах от нас, уже узнали. Хотя сама выставка и её организаторы нам очень нравятся. И мы уверены, что сам раздел фотокниг, на котором будут присутствовать разработчики софта и изготовители фотокниг, на выставке сохранится. Да и наши решения скорее всего будут показаны одним из наших партнёров.

Впрочем, мы будет продолжать предпринимать усилия в секторе фотокниг, но другими способами. Когда мы ещё только выходили на «Фотофорум», были сомнения — а понравится ли фотографам качество цифровой фотопечати? И тогда «цифра» продвигалась в рамках концепции, что ЦПМ позволяют создавать потребительские фотопродукты, в которых есть другая ценность. Именно для того, чтобы донести эту мысль, мы и присутствовали на выставке: «Пусть это качество уступает мокрой фотопечати, но его ценность в другом».

А в прошлом году мы увидели движение в неожиданном направлении. Мы запустили программу Xerox Art Partner. Её суть — присвоение особого статуса нашим партнёрам в области высокохудожественной печати — компаниям, обладающим выдающимся опытом в области управления цветом и работающим в сфере искусства. Таких партнёров будет немного — пока это только «ПроЛаб-Центр», а в ближайшее время будет объявлен ещё один. В перспективе появится ещё несколько в регионах. Максимум в этот элитный клуб войдут не больше десятка компаний на всю страну. Началось же всё с того, что мы увидели работы, сделанные «ПроЛаб-Центр» на своей ЦПМ Xerox Color 1000. Речь уже идёт не о массовых фотокнигах, которые заказываются через интернет. Это продукт, который по своему качеству близок к традиционному альбому по искусству и имеет не только самостоятельную ценность, но и является инструментом продвижения фотоискусства в сочетании с галереями, выставками, событиями и т. п. Это другой уровень бизнеса и бюджетов — инвестиции в такие проекты и стоимость подобных штучных высокохудожественных изданий существенно выше массовых фотокниг.

А. Ч. А вещи получаются совершенно замечательные! Например, фотограф, путешественник и бизнесмен Лев Грановский, сотрудничающий с «ПроЛаб-Центр», до последнего времени не воспринимал для себя цифровую печать в принципе. Ему не всегда нравились и результаты офсетной печати. Теперь же Грановский для себя выбрал только печать на Xerox Color 1000 с покрытием прозрачным тонером — такие отпечатки очень похожи на традиционную глянцевую фотографию. И выбирает нашу машину, даже если тираж офсетный.

Д. М. И ещё одна любопытная тенденция: ЦПМ всё чаще покупают компании, имеющие в названии слово «Фото» и традиционно занимавшиеся фотобизнесом. И на практике многие такие покупатели печатают на ЦПМ не фотокниги, а коммерческую полиграфию — то есть в то время как полиграфисты проникают на фоторынок, наблюдается встречное движение.

Насколько среди клиентов Xerox велика доля компаний, активно занимающихся выпуском фотокниг, — если считать тех, у которых это направление приносит не менее половины продаж?

Д. М. Я бы сказал, что таких компаний вообще в России (не только среди наших клиентов) нет, если не считать такими выделенные подразделения компаний общеполиграфического или общефотографического плана. Компании, специализирующиеся на выпуске фотокниг, в России есть. Но специализирующихся только на этом (и при этом успешных, а не созданных полгода назад) — нет вообще или, с оговорками, есть одна.

А. Ч. Это подтверждают и примеры наших клиентов. «П-Центр» занимается коммерческой печатью, при этом развивает отдельный проект «Imagebook.ru», ориентированный на выпуск фотокниг и сопутствующих фототоваров. Но нельзя говорить о специализации только на фотокнигах — для производства их объём не достигает половины от общего выпуска печатной продукции.

Д. М. Людей, которые попробовали изготавливать фотокниги и отладили технологические цепочки, среди наших клиентов — несколько десятков. Доля тех, для которых это стало существенным бизнесом, значительно меньше — может быть, десяток. Но любой из них, сделав ставку на это направление, может сделать значительный шаг вперёд. И это, кстати, может существенно изменить общую ситуацию на рынке фотокниг.

Недавно один из полиграфистов, сейчас занимающийся развитием проекта в области фотокниг, пожаловался, что на большинстве организованных поставщиками мероприятий, посвящённых этому сектору, речь идет только об «успешных успехах». И очень мало говорится о реальных рецептах создания и организации такого бизнеса. У вас есть такие рецепты?

А. Ч. Мы уже говорили выше, что в фотобизнесе очень много различных подсегментов. Поэтому тем, кто ищет каких-то готовых рецептов, нужно сначала определиться, чем именно они собираются заниматься. Мы не считаем правильным брать клиентов за руку и писать за них бизнес-план — на выходе такие клиенты всё равно могут быть недовольны: «Мне сказали делать так и так — а ничего не получилось!» Если человек не понимает, куда и зачем он идёт, мы за него бизнес не построим. Хотя, конечно, мы подберём нужный набор инструментов и поможем своим опытом.

Д. М. Возможно, люди, задающие подобные вопросы, на самом деле хотят купить франшизу. Мы её не продаём, но есть наши клиенты, которые согласны предложить варианты — включая готовые сайты, прайс-листы и т. п. Кстати, среди компаний, которые не имеют собственной производственной базы, а занимаются лишь приёмом и выдачей заказов, поручая производство подрядчикам, как раз есть целиком специализирующиеся только на фотокнигах.

Какие из имеющихся у Xerox решений наиболее популярны у изготовителей фотокниг?

Д. М. По оборудованию абсолютно вне конкуренции Xerox Color 800/1000 со скоростью цветной печати 80 и 100 стр/мин соответственно. Эти модели пользуются примерно равной популярностью. На практике разница в производительности между ними не очень велика — ведь при выполнении малотиражных или единичных заказов существенное время занимает подготовка задания, растрирование и т. д. Главное в этих машинах — бескомпромиссное качество печати, которое мы считаем превосходящим всё существующее цифровое оборудование на рынке.

Даже в сравнении с самыми современными моделями HP Indigo?

Д. М. Да.

Но не все готовы сразу инвестировать в оборудование класса Color 1000. Что вы можете предложить для печати фотокниг таким клиентам?

Д. М. Есть и более доступное предложение — Xerox Colour J75 Press. Эта машина оборудована средствами для автоматизированного контроля и поддержания качества (включая встроенный спектрофотометр) и системой лазерного экспонирования с таким же разрешением, как у Xerox Color 1000–2400 dpi. На 95% работ разницу в качестве печати между Xerox Color 800/1000 и J75 заметить невозможно, хотя первая выигрывает также за счёт наличия прозрачного тонера. В Xerox Colour J75 Press есть режимы изменения глянца оттиска.

А. Ч. Кроме того, Xerox iGen 150 с контроллером EFI также позволяет добиться качества, близкого к Xerox Color 1000. Поэтому рынок фотопечати открыт и для владельцев Xerox iGen 150. Кроме того, у этой ЦПМ больше формат, а также есть дополнительные возможности по улучшению качества печати на фактурных материалах. Однако, стремясь приблизиться к офсетному оттиску, создатели Xerox iGen снабжают машину только матовым тонером, а это не всегда устраивает фоторынок.

Изменилось ли ваше предложение в секторе ПО?

Д. М. Оно уже устоялось — мы предлагаем решения M-Photo, являющиеся коробочными продуктами. Их установлено несколько десятков. Есть также «тяжёлые» решения Imaxel — это единичные инсталляции. Ну и некоторые наши партнеры продвигают своё ПО, и это будет представлено в том числе на «Фотофоруме».

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 61