101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Три японских богатыря

  • Юрий Захаржевский
  • 30 марта 2014 г.
  • 8933
Выбираем цифровой дупликатор.

Выбираем цифровой дупликатор.

Три японских богатыря

Дупликаторы — это устройства, основанные на трафаретном принципе печати. В большинстве своём малоформатные: третьего или даже четвёртого формата. Их ниша — однокрасочные (редко — двухкрасочные) тиражи от нескольких десятков до нескольких тысяч экземпляров.

Ещё в позапрошлом и прошлом веках, когда не было цифровых средств копирования документов, уже использовались своеобразные трафаретные технологии. К ним приложил руку даже такой известный изобретатель, как Эдисон. «Ручка» с перфорирующим инструментом (механическим или с электроприводом) не рисовала чернилами, а пробивала мелкие отверстия в вощёной бумаге. Полученный трафарет служил в качестве формы для размножения: существовали даже специальные машинки для этого процесса.

И лишь относительно недавно, в конце 70-х годов прошлого века, японская компания Riso Kagaku автоматизировала этот процесс, собрав в одном устройстве экспонирующий и печатный узел. Теперь отверстия в мастер-плёнке (специальном материале для изготовления форм) проплавляются с помощью термоголовки с разрешением от 300 до 600 dpi в соответствии с цифровыми данными, заложенными в файле для печати. Более подробно технология печати уже была описана нами пару лет назад (Захаржевский Ю. Дупликаторы: третья сила // Publish № 3, 2012; http://www.publish.ru/articles/201203_19877013). Отметим только, что название «цифровой дупликатор» является условным, поскольку в устройстве имеется материальная печатная форма. Но термин «цифровой» уже прилепился к этим устройствам, поскольку для пользователя обращение с ним мало отличается от работы с действительно цифровыми принтерами. Пользователь (если он не основной оператор дупликатора) может и не подозревать о наличии и назначении мастер-плёнки. Но вот при расчёте стоимости тиража забывать о ней никак нельзя.

Пользователями этой техники являются как коммерческие типографии, так и салоны оперативной полиграфии. Дупликаторы также популярны в офисах и особенно в учебных заведениях — везде, где ценят простоту обслуживания, скорость получения и дешевизну копий.

Три японских богатыря

Три японских богатыря

Примечание к таблице

Три японских богатыря

Разрешение D600, указанное для некоторых моделей Riso, имеет некоторые особенности. Точность позиционирования пробиваемых отверстий — 300×600 dpi, но перфорация производится термоголовкой, пробивающей сдвоенные отверстия.

Таким образом, пользователь может выбрать аппараты с качеством и ценой (которая в немалой степени определяется именно разрешением термоголовки), промежуточными между бюджетными машинами с разрешением 300×300 dpi и самыми совершенными с разрешением 600×600 dpi.

Особенности конструкции

На ниве производства дупликаторов к компании Riso Kagaku присоединились Duplo и Ricoh — очевидно, японские реалии оказались особо благоприятны для такого рода печатного оборудования. Возникнув в Японии, производство дупликаторов остаётся её национальным достоянием. По крайней мере, на нашем рынке неизвестны дупликаторы, произведённые где-либо ещё. Правда, в 90-х годах прошлого века и начале 2000-х был период, когда OEM-партнёры Ricoh продавали её модели под собственными торговыми марками, однако в конечном итоге это сотрудничество стало достоянием истории.

Конструкция всех этих машин в общих чертах похожа, хотя у изделий разных компаний есть свои особенности. Например, у дупликаторов меньше проблем при работе с тонкой бумагой, поскольку у них прямой тракт прохождения бумаги и, в отличие от тонерных принтеров, отсутствует нагрев. Но модели Ricoh Priport DX 2330 и DX 2430 могут печатать на самой тонкой бумаге — от 35 г/м2 — за счёт некоторых технических преимуществ: пять степеней прижима подающих роликов, семь степеней прижима бумаги к валу, вакуумная транспортировка перфорированной лентой листа с отпечатанным изображением, а также «воздушный нож», разделяющий листы на выходе.

Анна Харман
Менеджер по маркетингу «РИЗО ЕВРАЗИЯ» Анна Харман: «”Неродных” запчастей на рынке практически нет. Если бывают, то, видимо, единичные случаи»

Компания-основатель всего этого направления в прошлом году совершила прорыв, выпустив модель Riso A2 (подробнее см. Захаржевский Ю. Riso A2 // Publish № 12, 2013), название которой говорит само за себя: наконец-то появился дупликатор второго формата. На другом конце спектра продукции у это компании — офисная модель KZ 30, в которой даже не предусмотрена замена барабана оператором — только в случае ремонта. А вот уже в настольных моделях CZ, несмотря на компактность, можно менять барабан и цвет печати.

Аппараты Riso оснащаются системой Riso iQuality: на картриджах с краской и на рулонах с мастер-плёнкой имеются микрочипы, в которых содержится соответствующая информация по характеристикам данной партии расходного материала (вязкости краски, её насыщенности пигментом и т. д.). В соответствии с этими данными машина изменяет настройки печати, добиваясь максимально высокого качества. Разумеется, с «альтернативными» материалами эта функция не работает. Впрочем, поставщик утверждает, что экономия на краске не имеет особого смысла: «чужая» краска более жидкая, содержит меньше пигмента, поэтому качество печати будет заведомо хуже, а вот экономии, скорее всего, не получится, потому что придётся повысить расход краски. Другое тяжкое последствие, которое может наступить после экспериментов с краской, — выход из строя печатного барабана, о чём мы уже писали в прошлом обзоре дупликаторов.

А вот что касается самих машин и запчастей, то особых проблем со стороны посторонних производителей у японской тройки не возникает.

Дмитрий Шуфер
Менеджер по технике среднего и высшего сегментов компании Ricoh Rus Дмитрий Шуфер: «В целом объёмы продаж Ricoh по сравнению с 2012 г. практически не изменились: рынок дупликаторов достаточно стабилен»

Менеджер по технике среднего и высшего сегментов компании Ricoh Rus Дмитрий Шуфер полагает, что причина этого — специфичность рынка дупликаторов: поскольку это нишевые продукты, на нём нет таких объёмов продаж, как на рынке лазерной печати: «Поставщики альтернативных запчастей едва ли могут рассчитывать на большие заработки в этом сегменте. К тому же цены на оригинальные запчасти и расходные материалы для дупликаторов у большинства вендоров, включая Ricoh, достаточно невысокие. Поэтому клиенты предпочитают оригинальные запчасти и расходники».

Руководитель направления полиграфического оборудования «НИССА Дистрибуция» (дистрибьютор Duplo в России) Алексей Тараканов тоже считает, что иностранные конкуренты не представляют особой проблемы для японских производителей: «Проблема альтернативных запчастей была, есть и будет, но в основном от этого страдает рынок так называемых быстроизнашивающихся частей: подающие ролики, разделительные пластины, печатные валы и т. д. Однако нам такие запчасти не особо мешают жить, а иногда даже помогают, т. к. скупой платит дважды. В первую очередь пользователь смотрит на первоначальную цену, а о том, что происходит потом, не задумывается. В результате он покупает какую-то дешёвую деталь и ставит её в аппарат. Но так как эта деталь не очень хорошего качества, она и служит гораздо меньше, чем оригинальная. А её поломка может привести к серьёзным последствиям, и пользователю, чтобы восстановить работоспособность аппарата, приходится всё же обращаться к нам, но платить уже другие деньги».

Полезные опции

Дупликатор может быть дооснащён разнообразными опциональными устройствами и механизмами. Например, контроллер печати даёт возможность печатать прямо с компьютера — с точки зрения пользователя такой аппарат ничем не отличается от обычного принтера. За одним исключением — нет возможности выполнять электронную подборку экземпляров.

Алексей Тараканов
Руководитель направления полиграфического оборудования «НИССА Дистрибуция» (дистрибьютор Duplo в России) Алексей Тараканов: «После экспериментов с альтернативными запчастями клиенту приходится всё же обращаться к нам, но платить уже другие деньги»

Duplo, будучи производителем послепечатной техники, предлагает для своих дупликаторов разнообразные опции, среди которых, например, подающие и приёмные лотки большой ёмкости: у модели Duplo А100 — на 500 листов, J450 –1250 листов, М300 и М400 – 1300, U 550 и U850 – 1500, U950 — на 3000 листов. Последняя модель имеет также устройство сталкивания листов на приёмном лотке в ровную стопу.

Во всех машинах Duplo, кроме U950, применяется трёхроликовая система подачи бумаги (у Riso такая система появилась на модели А2). Что касается Duplo U950, то на ней установлена ещё более совершенная подача с воздухораздувом.

Есть у Duplo и более экзотические опциональные приспособления: например, устройство для подачи узких полосок бумаги шириной до 50 мм или устройство для подачи длинной бумаги (до 450 мм), представляющее из себя систему рычагов и дополнительное ПО. Устройство для подачи тяжёлой бумаги позволяет работать с материалом плотностью до 400 г/м2. Существует и устройство подачи бумаги малого формата, но у нас оно спросом не пользуется: пользователи предпочитают резать уже запечатанные листы.

Ещё одна интересная опция — сменный печатный барабан формата А4 для моделей Duplo U 550/850/950, у которых «собственный» формат — А3. При его использовании для печати на бумаге формата А4 экономится мастер-плёнка.

У Riso имеются устройства, позволяющие использовать плотную бумагу. Например, комплект для подачи плотной бумаги и картона можно устанавливать на все модели EZ и RZ/MZ1070. Он работает с плотной бумагой и даже рыхлыми картонами плотностью 100–400 г/м2, при этом уменьшает «задиры» на оборотной стороне. Другой вариант — комплект для подачи плотной бумаги, картона и конвертов для всех моделей, кроме CZ и KZ30. Толщина конверта может составлять до 0,5 мм.

Впрочем, из всего этого богатства в России приобретаются в основном интерфейс для работы в сети, автоподатчик на сканере и автоматическая ленточная закладка. Также среди популярных опций поставщики называют дополнительный печатный цилиндр, хотя мы отнесли бы его, скорее, к запчастям.

Проще не бывает

Ниша, в которой трудятся дупликаторы, накладывает свой отпечаток на те дополнительные способности, которыми их оснащают производители. Поэтому почти обязательной принадлежностью дупликатора является сканер: далеко не все работы у посетителей цифровых салонов и корпоративных пользователей оцифрованы, многие приходится копировать с оригинала.

При покупке устройства Ricoh следует обратить внимание, что даже такая, на первый взгляд, очевидная принадлежность, как крышка для сканера, считается опцией. Альтернатива — не отсутствие крышки совсем, а автоподатчик оригиналов. С этим устройством работа по копированию становится гораздо быстрее. И ценится такая опция именно корпоративными клиентами: сотрудник, занятый сканированием, на самом деле имеет другие обязанности, и чем быстрее он с этой операцией закончит, тем лучше.

В свою очередь, устройства Duplo снабжены механизмом автоматического отключения питания: если в течение заданного периода времени (например, за 5 минут) на аппарат не поступает никаких команд и он не производит никакой работы, то питание автоматически отключается. В офисе или другой организации, где доступ к технике имеют множество сотрудников, это позволяет не только экономить электроэнергию, но и не беспокоиться, что машину оставят не выключенной после рабочего дня.

Riso выпускает единственный на сегодняшний день двукрасочный дупликатор Riso MZ 1070

Что касается доступа множества людей, то это особенно важная тема для дупликаторов. Во-первых, не все сотрудники достаточно квалифицированы. Во-вторых, неограниченный доступ приводит к лишним расходам даже в случае с принтерами, а если речь о дупликаторах, то недобросовестные или просто легкомысленные работники тратят зря не только бумагу и краску, но и мастер-плёнку, которая составляет значительную долю в себестоимости небольших тиражей. Поэтому в машинах Duplo и Riso возможна идентификация пользователя с помощью специальных пластиковых карт (прилагаются к опциональному устройству распознавания). При этом возможно не только запретить допуск посторонних к аппарату, но и персонализировать пользователей: в этом случае для каждого из них можно, например, задать количество копий, которое он может сделать за определённый период, и число мастер-плёнок, которое он может использовать.

Если в организации стоит задача предотвратить утечку информации, при покупке аппарата Duplo можно приобрести замок на узел отработанной мастер-плёнки. В этом случае злоумышленник не сможет похитить отработанную форму, чтобы затем вручную надеть её на барабан и бесконтрольно использовать.

Для офисной работы удобна возможность удалённого управления, поскольку она позволяет менять параметры устройства, не подходя к нему. Актуальна она и для компаний, где дупликатором пользуются несколько операторов и каждый отправляет на печать разные документы.

При удалённой работе на одном аппарате нескольких пользователей полезен ленточный разделитель, который объединяет задачи печати в группы, помечаемые лентой. Эти «пометки» дают возможность легко разобрать отпечатки по принадлежности тому или иному сотруднику.

На двухкрасочном Riso MZ 1070 для пользователей, неискушенных в создании файлов для печати, имеется набор функций «Лёгкое цветоделение», позволяющих поделить оригинал на два цвета. Например, если оригинал красно-черный, то машина сама распознает красный при сканировании. А если оригинал одноцветный, то детали, которые на печати надо будет выделить цветом, на оригинале можно просто обвести вручную.

Рынок

К сожалению, несмотря на весьма умеренное количество производителей, нам не удалось получить точные данные по их долям на российском рынке. Независимые данные по дупликаторам отсутствуют, не ведёт отдельной статистики и IDC, а собственные оценки поставщиков расходятся. Riso оценивает свою долю на российском рынке в 75 %, Duplo — 20–25 %, а Ricoh — 20 %. Ricoh также сообщает общее количество установленных устройств: около 300. Получается, что 10–15 % в этих цифрах лишние, а общее число инсталляций составляет порядка 1500. Бесспорно одно — самым успешным производителем на нашем рынке является Riso.

Что касается распределения по секторам, то для Riso основные потребители — типографии и образовательные учреждения, но в последнее время становится заметнее сегмент медицинских учреждений, особенно региональных. Для нового Riso A2 главные потенциальные потребители — типографии и издательства, занимающиеся выпуском районных газет.

Пользователей аппаратов Duplo Тараканов распределил по количеству в следующем порядке: госучреждения, образовательный сектор, коммерческая полиграфия.

В структуре продаж Ricoh в прошлом году наметился небольшой рост в секторе типографий и копировальных центров. Повышенный интерес проявляют и научно-исследовательские организации.

Самой популярной среди моделей Ricoh остаётся, как и в 2012 г., Priport DX 2330. Это достаточно простое в управлении и недорогое устройство, при этом оснащённое всеми необходимыми большинству пользователей функциями, что делает его оптимальным для образовательных и медицинских учреждений.

Экономика

Главное отличие дупликаторов от настоящих цифровых устройств — стоимость отпечатка у них зависит от тиража, поскольку в неё входит цена формы, то есть мастер-плёнки.

К сожалению, поставщики не предоставили нам данных по стоимости машин и расходных материалов. Также потенциальным покупателям придётся самим разузнавать цену дополнительного печатного барабана. Это полезная опция для печати разных тиражей разными красками, но многие не сознают, что это довольно дорогая вещь, которая по-разному стоит в разных моделях.

Только по новейшей модели Riso A2 нам известно, что она стоит около 35 000 долл., а литровый картридж с чернилами — 34 долл. С учётом стоимости мастер-плёнки (около 106 долл. за 100 кадров А2) стоимость расходных для отпечатка формата А2 колеблется от 3 р. 60 коп. при тираже 10 отпечатков до 10 копеек при тираже 4000: большее количество оттисков не выдержит «мастер». Можно предположить, что на дупликаторах меньшего формата себестоимость печати будет несколько выше.

При сравнении с тонерными монохромными МФУ или ЦПМ надо иметь в виду, что на экономику печати влияет не только стоимость и количество расходных материалов, но и характеристики бумаги. На дупликаторах обычно используется бумага без покрытия — при этом, хотя качество печати и уступает настоящей «цифре», экономия на бумаге представляет значительный интерес для предприятий, печатающих, в основном, текстовые материалы.

Бумага для дупликаторов может быть не только дешевле при той же плотности, но и тоньше, чем для тонерных устройств, поскольку в дупликаторах при печати не требуется нагрев для закрепления изображения.

Заключение

Дупликаторы уже имеют свою нишу на полиграфическом рынке и весьма интересны для многих других пользователей. Качество печати текста на них вполне сравнимо с монохромной «цифрой», а на дешёвой бумаге — даже с офсетом. Конечно, фотоизображения — не тот сектор, в котором сильны дупликаторы, но многих клиентов такое «корпоративное качество» вполне устраивает.

Учитывая экономическую ситуацию, можно предположить, что борьба за экономию на печати предстоит долгая и упорная, а значит, эти скромные агрегаты прослужат ещё долго. И, возможно, их применение даже расширится.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
«Честный день»

Презентация первой ЦПМ Ricoh Pro C9500, установленной в России

Цветной флагман Ricoh

25 июля 2023 г. официально представлена флагманская модель RICOH PRO С9500 для цветной коммерческой печати, пришедшая на смену хорошо знакомой полиграфистам RICOH PRO C9210/C9200.

Новый взгляд на «проверенное» МФУ формата А3

Прошедшие два года были периодом турбулентности для российской и мировой экономики. Рынок печати не стал исключением: дефицит техники известных мировых производителей, появление новых производителей оборудования, запуск «параллельного» импорта. В 2023 году ситуация с поставками в России улучшилась, при этом стоимость оборудования существенно возросла.

Цифровые упаковочные инновации как опора в эпоху пандемии

На ежегодной конференции Publish, посвящённой цифровой упаковке и этикетке, обсуждались мировые и российские тенденции, были названы самые перспективные ниши, представлены передовые решения и опыт практиков.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 109