101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Листовой офсет: тактика и стратегия

  • 6 июля 2012 г.
  • 9217

Малый формат: свой среди чужих…

Малоформатный офсет окончательно становится нишевым решением, сохраняя прочные позиции там, где не все ЦПМ могут похвалиться успехами: печать по пластикам, работы со смесевыми красками, лакированием и т. п. Характерный пример — КВА Genius 52UV: узкоспециализированная машина, которую можно применять для печати по пластику (в т. ч. лентикулярному) с идеальным совмещением и очень короткой приладкой, что особенно важно для дорогих материалов (Захаржевский Ю. Создавать объём, видеть перспективу // Publish № 11, 2011; http://www.publish.ru/publish/2011/11/19638952/).

Для печати по бумаге машину с похожим печатным аппаратом (но не с безводной технологией, а с обычным увлажнением) продолжает продвигать Heidelberg — Speedmaster Anicolor SX 52. Благодаря короткой приладке, она может вполне успешно конкурировать с «цифрой» на коротких тиражах.

На выставке «Цифра» старается не отставать — о том, как обстоят дела с лаком на цифровых машинах, см. статью «Лак по требованию» в этом номере. Поэтому на представленной в Дюссельдорфе Ryobi 525 GX Type 5-D (пять красок, лакировальная секция, удлинённая приёмка, сушка ИК + горячий воздух) демонстрировалась технология двойного лакирования (chemical embossing, как называет её Ryobi), включающая камер-ракельную систему для водно-дисперсионного лака. Для быстрой смены тиражей и получения готовой продукции (без чего в этом формате уже невозможно конкурировать с ЦПМ) предназначены также показанные на этой машине технология высечки в линию, система денситометрического контроля качества печати PDS-E и ПО для предварительной установки красочного профиля IVS, смывка валиков, офсетного полотна и печатных цилиндров. Уже в стандартном исполнении машина печатает на скоростях до 15 000 лист./ч, работает на материалах до 0,6 мм.

Presstek 52DI-AC даёт возможность лакирования оттисков прямо в печатной машине, что помогает ей конкурировать на рынке, граничащем с ЦПМ, для которого и создаются агрегаты с экспонированием форм. Все прочие производители, когда-то пытавшиеся делать машины по этой технологии, давно забросили нишу. Честно говоря, никогда не видел у технологии «прямого экспонирования» никаких преимуществ перед обычными офсетными машинами. У всех ведущих производителей автоматизация свела время переналадки к минимуму, так что скорость печати тиража давно не является исключительным преимуществом DI-машин. Технология безводного офсета, которую также приводят в качестве достоинства DI, на самом деле никак не зависит от наличия экспонирующего узла в каждой секции. К примеру, КВА Genius 52UV работает именно по технологии безводного офсета, для других машин это опция.

Покупателями DI служили в основном рекламные агентства и цифровые салоны, которые хотели выйти на новый рынок, но при этом не могли преодолеть психологический барьер и самостоятельно заняться выводом форм, а иногда были стеснены малым помещением. Но с появлением ЦПМ второго формата и нового поколения пластин, не нуждающихся в проявочном процессоре, и эти поводы купить DI уходят в прошлое.

Отсутствие особых перспектив у малого формата в офсете иллюстрирует исчезновение Roland 50 из линейки manroland sheetfeed. Компания после банкротства и реструктуризации вспоминать об этом проекте не хочет, хотя в релизе об участии в выставке подчёркивалось, что прекращать выпуск машин ни одного из существующих форматов не собирается.

В общем и целом, новшеств в офсете малого формата ожидать уже не приходится. Стремление выйти за его пределы продемонстрировала Hans Gronhi приобретением Shinohara: кроме малых, у японцев есть форматы 66, 79 и даже более метра.

Компании, специализирующиеся на офсете, уже примирились с тем, что львиную долю рынка машин для малого формата в обозримом будущем придётся уступить «цифре», и теперь ищут пути сотрудничества с её производителями. Начиная с Drupa-2012 Heidelberg будет продавать сделанные Ricoh ЦПМ для производства коротких тиражей — под марками Heidelberg Linoprint C 901 и Heidelberg Linoprint C 751.

Чтобы типографиям было легче работать с разными технологиями, разрабатывается специальное ПО, позволяющее получать максимально похожие оттиски на цифровых и офсетных машинах. Например, у Komori для этого служит K-Color-Simulator, включающая в себя, кроме офсета и цифровой печати, систему цифровой цветопробы.

Второй формат: враг у ворот

Несмотря на очевидный, казалось бы, натиск «цифры» во втором формате, производители офсетных машин не намерены сдавать этот сектор без боя. Оружие всё то же: сокращение времени приладки, повышение автоматизации, расширенные конфигурации.

Давно ожидаемым событием стало появление Heidelberg Speedmaster с печатным аппаратом Anicolor второго формата. Этот не требующий зональной регулировки красочный аппарат позволяет уменьшить количество макулатуры, экономия может составить до 90%. А при увеличенном формате и экономия на приладке будет больше.

В модельном ряду Heidelberg появились машины Speedmaster SX. По сравнению со Speedmaster SM, на платформе которых они созданы, у них больше опций и приспособлений, ускоряющих работу и переналадку, поэтому модель позволит повысить продуктивность без значительного увеличения капиталовложений.

Эти новшества позаимствованы у более совершенных моделей (самые развитые машины в ряду иногда называют «старшими», но такие наименования могут ввести в заблуждение, поскольку по возрасту они зачастую как раз младше). В машинах SX применены такие технологические решения Speedmaster XL, как опорные игольчатые подшипники, грейферные валы, самонаклад Preset Plus с новым пультом управления. Опционально они могут оснащаться полностью автоматической системой смены форм Autoplate Pro, впервые показанной на Drupa-2012. Формы меняются поочередно на всех секциях без участия печатника. Кроме того, в машинах Speedmaster SX 102 новая конструкция боковой стенки станины.

Растёт внимание ко второму формату и у КВА. Пару последних лет его «защищала» только представленная на Ipex-2010 Rapida 75E: в компании, традиционно сильной по части больших машин и называющей второй формат «малым», а первый — «средним», решили, видимо, что большего внимания сектор не требует. Но этого оказалось явно недостаточно в сравнении с конкурентами. Правда, в КВА, как могли, совершенствовали модель: оптимизировали проводку листов, самонаклад, приёмку и другие узлы. Теперь она доступна с новым пультом ErgoTronic, системой измерения и регулировки цвета в режиме Inline QualiTronic ColorControl, оснащением для УФ-печати и устройством переворота для печати 4+4. И снова получила своё первоначальное имя — Rapida 75.

Несмотря на эти доработки, в Дюссельдорфе линейка машин КВА всё же была дополнена более скоростной и высокоавтоматизированной машиной класса high-end — Rapida 76. Скорость при односторонней печати — до 18 000 отт./ч (с переворотом — до 15 000). Уйма автоматизированных решений позаимствованы у Rapida 106: наклад без боковой марки DriveTronic SIS, быстрый автомат смены форм FAPC, раздельные приводы формных цилиндров DriveTronic SPC, быстрая и параллельная смывка CleanTronic Synchro.

На флагманской модели Ryobi 750G доступна уникальная опция — передаточные цилиндры с изменяемой геометрией: на тонких материалах лист проводится по опорным поверхностям передаточных цилиндров, а на толстых картонах цилиндры

Ryobi 750G — очередное поколение флагманских машин компании в формате B2: выше стала скорость печати, время приладки может быть сокращено до 4-х минут. На выставке была показана Ryobi 755 5-E — 5-красочная машина с лакировальной секцией.

У Komori на этом участке фронта — 5-красочные Lithrone S29 с сушками H-UV и Enthrone 29P с устройством переворота листа (возможность в линейке Enthrone появилась в конце 2011 г.) — более бюджетное решение, чем Lithrone, для печати малых и средних тиражей на бумаге и картоне.

Presstek показала модель 75DI, которая, как ожидается, будет конкурентоспособна на тиражах 500–20 000 листов. Для неё доступна лаковая секция. Но, в отличие от малых моделей форматов 34 и 52, она имеет не планетарное, а секционное построение. Таким образом, теряется компактность, которая была одним из поводов для покупки DI-машин. Во втором формате их успехи пока ещё более скромны.

Большие форматы: цитадель

Хотя широкоформатные цифровые устройства могут печатать на листах очень большого размера, офсетным машинам они пока не угрожают (разве что в специфической нише рекламных плакатов). Главные преимущества офсета в данном случае — скорость и цена оттиска. В опросе этого номера на тему «Какое свойство для Вас важнее при выборе ЦПМ?» львиная доля ответивших выбрала именно себестоимость оттиска.

Становится популярным формат, больший, чем В2, но меньший классического В1, с шириной листа около 90 см. Для многих работ (например, при печати журналов) такого размера листа вполне достаточно, при этом формат А1 даёт, по сравнению с В1, экономию на электричестве, формах, резине, занимаемой машиной площади.

У Ryobi 920 появились новые конфигурации: теперь доступны машины до 10-ти красочных секций с устройством переворота листа. Обновлён самонаклад, который позволяет быстрее настраивать машину и работать на максимальных скоростях до 16 200 отт./ч на очень тонких материалах и картонах.

Но не остаются без внимания и машины форматов 102–106. Даже manroland sheetfeed, ещё не полностью придя в себя после известных событий, поместила на стенде единственную машину — manroland 708 LV, с лаковой секцией и устройством InlineFoiler для холодного тиснения фольгой (расход фольги снижается до 55% за счёт пошаговой протяжки материала).

Дебют Komori в формате А1 — Lithrone A37 с макс. размером листа 64в94 см

Komori показала несколько полноформатных машин последней модификации Lithrone GX40: 5-красочную с ИК-сушкой и секцией лакирования, 8-красочную — «длинный» перфектор, 6-красочную — с лакировальной секцией для печати упаковки, в т. ч. на плотных и «специальных» (очевидно, невпитывающих) материалах (две последних — с сушкой H-UV). Машина для печати упаковки была оборудована полностью автоматической системой смены форм для быстрейшей смены тиражей. При покупке может оснащаться системой логистики для операций с паллетами: как известно, при работе с толстым картоном на высокой скорости заполняются они очень быстро, надо в ускоренном темпе снабжать машину чистым картоном и отвозить паллеты с уже запечатанным.

КВА Rapida 105 и 106 делаются теперь на общей платформе. Чтобы иметь в продуктовой линейке машины двух ценовых категорий, на машинах 105-й серии программно ограничены некоторые функции (например, только у 106-й есть скорость 20 000 отт./ч) и не поставляются некоторые опции. Конструктивно Rapida 106 отличалась от «старой» Rapida 105 в первую очередь возможностями наклада без боковой марки, раздельного привода формных цилиндров и некоторыми особенностями в красочном аппарате. Но база стала общей, и возможности 105-й всё же расширились: макс. скорость печати увеличилась с 16 500 до 17 000, появилась печать с переворотом.

Эти опции постепенно становятся доступны и на машинах супербольшого (по меркам КВА — просто большого формата), называемого также нулевым: самонаклад без боковой марки, одновременная смена печатных форм, смена лакировальных форм параллельно смене печатных или смывке офсетного полотна. На лакировальной секции доступны рукавные растровые валики: они легче обычных, что существенно при таком формате.

Формат 106 становится новым стандартом. Очередная машина с такой шириной листа — Akiyama eprint106.

На один сантиметр шире стал и флагман Heidelberg Speedmaster XL — 106 вместо 105 см. Новый размер листа согласован с послепечатным оборудованием для изготовления упаковки (например, такой формат имеет высекальное устройство Dymatrix 106). При печати коммерческой продукции на оттиске остаётся место для тормоза листа. Для упаковщиков имеет значение и то, что на машинах с переворотом макс. толщина запечатываемого материала увеличилась с 0,6 до 0,8 мм. Конечно, не все делают упаковку с двусторонней печатью, но такая потребность есть.

По нашему мнению, одной из причин (хотя и не главной) появления нового формата стало наличие таких моделей у конкурентов, в т. ч. и главного теперь для Heidelberg в листовом офсете — КВА. Правда, в «Гейдельберг-СНГ» с этим не согласны: там считают, что КВА не является главным конкурентом, поскольку выпускает другие машины.

Производительность печатной машины по сравнению с предшествующей моделью XL 105 выше на 20–30%. Разумеется, достигнуто это не только за счёт увеличения ширины листа на 1 см: увеличена скорость смывки путём оптимизации смывочных программ, оптимизирован диаметр и местоположение некоторых красочных валиков, новая конструкция у противоотмарывающего аппарата. Новые пульты управления на самонакладе, секциях печатных и лакирования делают работу печатника удобнее, управление отнимает меньше времени.

Очевидно, говоря о столь значительном увеличении производительности, в Heidelberg имеют в виду и то, что двусторонняя печать теперь возможна на скорости 18 000 (против 15 000 у предыдущей модели): для этого служат новые рубашки на печатных и передаточных цилиндрах.

Печать с переворотом доступна теперь и на бюджетных Speedmaster SХ 102 — их одинарный диаметр печатного цилиндра давно зарекомендовал себя на рынке перфекторов.

Heidelberg XL106 6 LX2 — лидер линейки Heidelberg с новым форматом

Выигрывать «всухую»

Что касается скорости печати, особенно двусторонней, стоит помнить: производитель машины не даёт гарантий полного успеха, он обязательно оговорится, что результат зависит от бумаги, красок, климатики и других условий.

Оснащение перфекторов сушками — самый очевидный, хотя и не самый дешёвый способ избавиться от присущих им проблем: перетискивания, разницы печати на лице и обороте. Однако широко внедрялось это решение, по большей части, в Японии. Руководитель продаж и маркетинга Illies Graphik Йорг Вестфаль (Теперь всё будет очень серьёзно! // Drupa. Газета на русском языке, подготовленная Publish. С. 8–9) говорит о заметной разнице в подходах к УФ-печати между Европой и Японией: «В Германии она применяется прежде всего для производства упаковки (с высоким глянцем, на невпитывающих материалах и т. п.), в Японии — для оперативной полиграфии, поскольку отпечатки можно сразу отправлять в послепечатную обработку». Недаром в Ryobi говорят о «печати по требованию», хотя обычно термин применяют в цифровой печати.

Но теперь японский подход стал актуальным и на других рынках: на выставке были не только Ryobi 928P (на машине с двумя сушками LED-UV каждый день печатался журнал Deutscher Drucker) и 8-красочная Komori Lithrone GL840P с сушками, но и Highend Rapida 76 4+4 c оснащением для УФ-печати. Presstek 75DI с межсекционными УФ-сушками подтверждает общую тенденцию: если машина способна быстро переналаживаться и выдавать тираж, он должен быть готов к послепечатной обработке.

Концепция OffsetOnDemand («офсет по требованию») от Komori основана, в сущности, на двух главных составляющих: автоматизированной самообучающейся системе KHS-AI и технологии H-UV. Первая обеспечивает быструю приладку, а гибридная УФ-сушка — получение оттисков, готовых для послепечатной обработки.

Представленная Komori в 2010 г. технология H-UV (Hybrid UV) требует гораздо менее мощных УФ-ламп, которые тратят меньше электричества, непрерывно растущего в цене. На стенде в Дюссельдорфе такими сушками были оборудованы три листовых машины из шести. Недостаток системы — «урезанный» спектр ламп, из-за чего для них необходимы специфические краски. Но сейчас их уже поставляют 4 производителя (3 японских и европейский), в ближайшее время к ним присоединятся ещё несколько. В Японии их цена уже близка к цене обычных УФ-красок, хотя до Японии нам, как известно, очень далеко. В распоряжении клиентов с такими машинами (а их к началу мая было уже около 200, в т. ч. 130 — в Японии) имеются и различные лаки.

Конечно, расходные материалы для машин с обычными УФ-сушками достать у нас пока что легче. Но ведь в них приходится заменять не только лампы, но и рефлекторы, которые не выдерживают огромных температур. Если лампы обычно имеют гарантийный срок около 1000 часов (в реальности он может быть вдвое больше), то рефлекторы служат несколько тысяч часов, зато и стоят гораздо дороже ламп. Пренебрегать свое-временной заменой зеркал не стоит: примерно половина излучения попадает на запечатываемый материал не от самой лампы, а в результате отражения, так что попытки экономить до добра не доведут. Рано или поздно случится так, что краска не закрепится, а при порче тиража на дорогом материале выяснится, что экономия не компенсирует потерь. Следовательно, использование «гибридных» УФ-ламп с меньшей рабочей температурой позволит сэкономить на рефлекторах. Кроме прочего, у некоторых материалов сложные взаимоотношения с обычными УФ-сушками из-за огромной температуры ламп.

По этому пути пошли и другие производители. У Heidelberg появилась низкоэнергетическая LE (Low Energy) UV-сушка (IST), у manroland — LEC-UV.

Альтернативный вариант — светодиодные сушки LED-UV, в Дюссельдорфе они работали на Ryobi 928P. В своём инновационном порыве Ryobi уже не одинока: и Akiyama решила применять такие сушки на своих двухъярусных машинах Jprint.

Со времени представления технологии в 2008 г. достигнуты определённые успехи. В Японии работает более 50-ти печатных машин Ryobi различных форматов (от B3 до B1) с такими сушками. В других странах результаты пока скромнее, но и продажи там стартовали позже.

Эта технология продолжает активно развиваться, теперь доступно три вида сушек: малой мощности (промежуточные); средней — для сушки 4–6-ти красок без лака (например, на выставочной Ryobi 928P было две таких сушки, до и после переворота); повышенной — для красок и лаков.

Ryobi 755 5-E на выставке была оснащена сушками промежуточной и конечной высокой мощности. Во время презентаций на ней печатали по пластику с использованием белил; также печатали по технологии chemical embossing — гибридное лакирование с использованием офсетного лака и наносимого через лакировальную секцию (все эти материалы уже доступны для технологии LED-UV).

Количество производителей разных красок и лаков для LED-UV перевалило за десяток, среди них такие популярные бренды, как SUN Chemical, Toyo Ink, Jänecke + Schneemann, INX, DIC и др. Цена на эти краски также приближается к обычным УФ-краскам.

Различные виды источников УФ-излучения имеют свои преимущества и недостатки. Но может оказаться так, что вскоре вопрос будет решён кардинально: по словам руководителя продаж и маркетинга Illies Graphik Йорга Вестфаля в Евросоюзе с 2015 г. ртуть и ртутные лампы окажутся вне закона. Тогда ведущим производителям придётся прилагать усилия по внедрению диодных сушек и красок для них.

Несмотря на переживаемый офсетной печатью кризис (а может быть, именно благодаря ему), офсетная печать с УФ-сушками продолжает развиваться, а интерес к ней растёт. Эта технология позволяет расширить спектр запечатываемых материалов, выйти на рынок упаковки и дорогой этикетки. Высокий спрос на этом рынке иллюстрирует пример Akiyama: компоновка её машин Supertech и Bestech с цилиндрами большого диаметра преподносится как преимущество: машины получаются несколько короче, а перехватов листа значительно меньше. Они выпускаются и до сих пор, но, в конце концов, появилась серия eXtreme, а затем eprint с традиционной компоновкой, в которых, в отличие от старых моделей, можно установить УФ-сушки.

Новые краски, офсетные полотна и пластины для УФ-технологии, регулярно выпускаемые производителями расходных материалов, тоже служат показателем того, что этот сектор офсетной печати в ближайшие годы ожидает поступательное развитие.

Учёт и контроль: всё для победы

Сокращение приладки и уменьшение количества макулатуры — общая тенденция в офсетной технике. А добиться этого невозможно без быстрого анализа качества оттисков. Желательно также, чтобы система контроля была с обратной связью и машина автоматически регулировала совмещение и подачу краски.

Для контроля теперь используются системы двух типов: в первом случае измерительный инструмент находится вне машины, печатник вручную забирает лист с приёмки и кладёт его на стол, на котором происходит сканирование шкалы либо всего изображения. Во втором случае инструмент находится непосредственно в машине, обычно на последней печатной секции. На машинах с устройством переворота листа их два: на последней секции и перед устройством переворота.

Прежде на листовых машинах контролировалось только совмещение и плотность краски с помощью контрольной шкалы. Системы «100% контроля качества», позволявшие обнаружить брак на сюжете, ставились только на рулонных машинах. Но с ростом скорости они понадобились и на листовых: слишком велика стала цена ошибки, да и некогда печатникам разглядывать марашки и продавы, если количество приладок за смену измеряется десятками.

У Heidelberg имеется две системы для проверки оттисков в линию: Prinect Inpress Control служит для контроля цвета. Она может быть дополнена Prinect Inspection Control, которая устанавливается на лакировальной секции для поиска дефектов печати: марашек, исчезнувших печатных элементов и т. д. Камеры высокого разрешения способны обнаружить точку диаметром от 0,3 мм.

Устройств для контроля листа вне машины у Heidelberg целых три: Prinect Easy Control, Prinect Axis Control и Prinect Image Control. Первые две измеряют только шкалы, последняя может контролировать всё изображение и работать с 4-мя машинами одновременно. Easy Control — система начального уровня, но появилась относительно недавно — в начале 2011 г. Видимо, контроль качества теперь нужен большинству типографий, а не только производителям продукции класса «люкс».

В свою очередь, КВА предлагает для контроля онлайн-систему ErgoTronic ColorControl (т. е. привычное устройство с отдельным вакуумным столом) и систему в инлайн-режиме QualiTronic Control для полистного контроля.

Встроенная cистема PQS у Ryobi выполняет следующие операции: контроль всех листов по оптическим плотностям и сюжету, обозначение бракованных оттисков на приёмке специальными закладками. Контроль осуществляется с помощью специального монитора, а при появлении брака — отклонение по плотностям, брак сюжета (царапины, марашки, смазывания и т. п.) — может подаваться звуковой сигнал.

Контроль сюжета особенно актуален при печати упаковки. Показанная на выставке 6-красочная Komori Lithrone GX40 Carton была оборудована системой PQA-S с двумя цифровыми камерами и высоким разрешением. Она выполняет инспекцию 100% оттисков даже на макс. скорости 16 500 отт./ч, что позволяет экономить дорогие материалы, с которыми может работать эта машина с сушкой H-UV. Такая система позволяет получить высококачественную продукцию без повышения требований к квалификации печатника — попросту говоря, понизить зависимость от «человеческого фактора». Кроме того, у Komori есть версия PDC-SX (Spectral Print Density Control-SX model), в которой возможно измерение специальных цветов, что актуально в упаковочной печати в связи с широким использованием пантонов в качестве корпоративных цветов и для идентификации продукта.

Кроме средств измерения, важным элементом систем контроля является ПО. Как было упомянуто, одна из главных составляющих концепции Komori OffsetOnDemand — автоматизированная самообучающаяся система KHS-AI.

Представленный manroland sheetfed Roland 708LV оснащён интеллектуальной самообучающейся системой настройки красочных зон и многокамерной системой контроля, отслеживающей все отклонения печати от PDF-файла.

Но если машина у вас уже есть, систему контроля можно приобрести дополнительно, и не только предлагаемую производителем машины. Швейцарские System Brunner и Digital Information разработали совместный программно-аппаратный продукт InkZone Instrument Flight, который, по их утверждению, автоматически поддерживает соответствие печати стандартам ISO/PSO и G7 в режиме реального времени, с учётом баланса по серому и наложений основных красок. Система с обратной связью сокращает время приладки и выхода на цвет и сводит к минимуму разнотон в тираже.

Машины без зональной подачи краски (Heidelberg Anicolor, KBA Genius) дороже обычных, но позволяют отчасти сэкономить на системе контроля плотности краски, поскольку не нуждаются в дорогих системах контроля: плотность краски у них одинакова на всей площади листа.

На заранее подготовленные позиции

Секция струйной печати на КВА Rapida 105 — Delta 105i UV systems. Как и многие другие системы на выставке, оборудована головками Atlantic ZeiserЗаводы по производству офсетных машин — предприятия серьёзные, это не рекламный салон и даже не типография, поэтому их хозяева смотрят далеко в будущее и стелют соломку в нужных местах. Наблюдая за их действиями, можно сделать интересные выводы.

На выставке было несколько машин с цифровыми секциями для впечатывания штрих-кодов и другой переменной информации.

Например, Heidelberg считает одним из достоинств модели XL 106 интегрированные струйные печатающие головки, применимые не только для впечатывания переменных данных, но и при совместной работе с системой контроля качества Prinect Inspection Control: в этом случае можно делать маркировку некачественной продукции для её последующей отбраковки, что особенно актуально для фармацевтической упаковки.

manroland продемонстрировала 700 HiPrint LV, новый модуль которой при разрешении 600 dpi обеспечивает скорость 7000 лист./ч, а при 300 dpi — вдвое больше. Производитель струйных головок — Atlantic Zeiser, возможно, будут и другие варианты.

На Rapida 105 была показана секция струйной печати Delta 105i UV systems (устанавливается и на Rapida 106). Особенность этого решения у КВА — вакуумный цилиндр под струйными головками. При печати не происходит подъёма концевой части листа, и они могут располагаться на расстоянии всего 1 мм от его поверхности, а чем ближе к бумаге — тем качественнее печать. Сушка UV-LED обеспечивает быстрое закрепление чернил.

Но внедрение цифровых секций в обычную машину — только первый шаг. Если присмотреться, окажется, что производители офсетной техники имеют прямое отношение к изготовлению некоторых ЦПМ. Например, Fujifilm JetPress 720 построена на печатной платформе Ryobi. Причём выражение «построена на платформе» в данном случае означает не только конструкцию, но и изготовление «железа».

Miyakoshi совместно с Ryobi разработала и представила на своём стенде прототип Miyakoshi Digital Press30NX-8000 — листовой 4-красочной ЦПМ формата 788´600 мм на технологии жидкого тонера высокой вязкости с ультрамалыми частицами.

ЦПМ KM-1 — совместная разработка Konica Minolta и Komori (на стенде Komori она называлась Komori Impremia IS29). Платформа для листовых машин Landa, наделавших столько шуму на выставке, также производится Komori.

В общем, производители листовых машин без работы не останутся, а полиграфистам-офсетчикам следует внимательно следить за их манёврами, чтобы правильно оценить перспективу и вовремя поставить вопрос о внедрении «цифры».

В отдельно взятой стране…

Разумеется, возникает вопрос: что значит «вовремя»? До нас, к сожалению или к счастью, тенденции мирового рынка доходят далеко не сразу. А то, что происходит за рубежом, может оказать на нашу полиграфию не самое очевидное влияние. Появление в развитых странах ЦПМ, конкурирующих с офсетными машинами второго формата, должно привести к понижению цен на офсетную технику б/у. А куда попадает она из Европы?! Следовательно, через пару-другую лет офсетные машины второго формата у нас подешевеют, а третьего — ещё больше.

Уменьшение цен на машины можно ожидать и с Востока. Руководитель продаж и маркетинга Illies Graphik Йорг Вестфаль считает: «Через несколько лет на рынке появятся предложения китайских компаний в секторах В2 и даже В1 с традиционными офсетными машинами. Конкурировать с ними по цене будет невозможно».

Собственно, процесс уже пошёл, но пока нам не очень заметен. Например, Heidelberg уже несколько лет производит в Китае Speedmaster — и малого формата, и такую серьёзную модель, как CD 102. Но в настоящее время, как подчёркивают в компании, они предназначены только для китайского рынка. В Китае производятся некоторые модели Akiyama. Hans Gronhi, купив Shinohara, собирается перенести её производственные мощности из Японии на свой завод в Инкоу (Китай).

Другие производители тоже не хотят отставать в походе на Восток: KBA намерена выкупить существенную долю собственности одного из китайских производителей листового офсета до конца года, чтобы расширить ассортимент «в нижнем сегменте». Komori планирует построить завод в Sutong Science and Technology Park, Nantong City, Jiangsu Province. На первой фазе площадь участка составит 30 тыс. м2, площадь здания 12 000 м2, 100 человек персонала. Завод планируется запустить в январе 2013 г. Объяснение проекта простое — удовлетворение растущего спроса на оборудование и повышение конкурентоспособности на китайском рынке.

А как с качеством тамошних машин? Прогресс в этом отношении тоже есть, особенно когда они делаются в сотрудничестве с ведущими производителями. Например, Akiyama eprint106 сконструирована и построена такими известными в полиграфическом мире компаниями, как Akiyama, Shanghai Guanghua и… Goss China.

Хотелось бы верить, что мы наконец дождёмся давно обещанного понижения цен на термальные пластины — если производители не предпочтут уделить всё внимание производству ЦПМ. Если они всё же подешевеют, это тоже сыграет на пользу листовому офсету.

Возможно, внедрение УФ-технологии на перфекторах даст толчок их продажам в России.

Ещё одна причина, по которой наступление «цифры» может задержаться в регионах, — наши бескрайние просторы и ставшие притчей во языцех пути сообщения, на которых споткнулся не один завоеватель. В опросе по теме номера руководители цифровых типографий упорно настаивают на том, что одно из важнейших условий при выборе ЦПМ — сервис. Но есть и такая проблема, как работа сервиса далеко от Москвы. Офсетчики, худо-бедно, научились бороться со многими проблемами, возникающими на печатных машинах, имеется пусть недостаточное, но всё же и не маленькое количество специалистов. А вот с сервисом цифровой техники дела пока обстоят хуже.

Конечно, с точки зрения престижа не совсем приятно плестись в хвосте прогресса, но это имеет и свои преимущества. Пока заграничные типографии на себе испытывают прелести и недостатки новой техники, мы успеем присмотреться и использовать их опыт себе во благо.


Для тех, кому не хватает смелости?

Игорь Любомиров, директор типографии «Капли дождя» (Санкт-Петербург):

«Появление печатной машины с печатным аппаратом Anicolor второго формата — для меня лишь подтверждение надёжности и отработанности технологии. Лично я давно убеждён, что нет другого красочного аппарата, обеспечивающего такое качество оттиска и быстроту приладок, как Anicolor. Навороченные системы других офсетных машин для передачи из препресса данных предустановки красочных зон и контроля оттиска по всей площади кажутся смешными атавизмами. В Anicolor они просто не нужны. Поэтому на малых тиражах (300–500 листов) он успешно конкурирует с цифрой, в т. ч. и в В2.

Хотя формат B2 я не люблю. Он только кажется универсальным, а ниша его до обидного узка. Рекламу всё равно выгоднее печатать на В3, а большие журналы, книги и упаковку — на В1. Такие машины созданы для полиграфистов, которые хотят вырасти до В1, но у них не хватает смелости сделать это сразу».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
«Мурзилка»: 100 лет в печати

Журнал «Мурзилка» издаётся с 16 мая 1924 года и адресован детям младшего школьного возраста.

Что поможет до пожара

Всем известная крылатая фраза оптимистично утверждает, что рукописи не горят. Но, увы, бумага — один из самых пожароопасных материалов, а полиграфическое производство, где применяются горючие расходные материалы и легковоспламеняющиеся краски, представляет собой зону повышенного риска пожароопасности. Как с этим жить — читайте прямо сейчас.

Автоматизация:ожидания vs реальность

С каждым днём всё меньше руководителей предприятий выступают за сохранение привычных, но устаревших технологий в производстве. Приверженцы консервативных взглядов имеют ложные убеждения о том, что автоматизация процесса управления предприятием — это затратное мероприятие, которое не сможет принести очевидной выгоды для компании. Надо ли говорить, насколько глубоко они заблуждаются?

Типография, которая поверила в свои возможности

Большие пространства и много книг — это первое, что бросается в глаза при посещении Дома культуры «ГЭС-2». Самой привлекательной и интересной литературой для меня стала серия детских книг, выпущенная в рамках издательской программы V–A–C. Это известные классические сказки, оформленные современными художниками. В серии вышли книги Х. К. Андерсена, Оскара Уайльда, Льюиса Кэрролла и Виктора Драгунского.

Дела семейные

Publish стремится к экспансии: рост и развитие — это неизбежность любого проекта, который не планируется к закрытию. Зафиксировать состояние невозможно, «стабильность» — это просто другое имя деградации.



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59