2012.03.23, Автор: Татьяна Фархат2188 прочтений

Куда дует "бумажный" ветер...

Теги: Бумага Publish

Инновации в бумажном производстве связаны не только с развитием полиграфических технологий и появлением новых печатных продуктов, но и с влиянием социальных аспектов - от движения за экологию до роста популярности электронных носителей.

Китайские исследователи утверждают, что первые образцы бумаги были созданы ещё во II веке до н. э. Долгое время она создавалась вручную и имела высокую себестоимость. С изобретением бумагоделательных машин производство превратилось в промышленное, выпуск стал обходиться дешевле, а ассортимент постоянно увеличивается. И хотя электронные каналы всё активнее борются за звание самого популярного информационного носителя, потребность в разнообразных видах бумаги и картона не исчезнет. Их производители и типографии стремятся удовлетворить и даже предвосхитить меняющиеся запросы потребителей. Увы, ожидать снижения цен на бумагу в глобальном масштабе не приходится — всё говорит о том, что минимум пройден. Безвозвратно.

В авангарде — развивающиеся страны

По данным Росстата в декабре прошлого года цены производителей в целлюлозно-бумажном, издательском и полиграфическом производствах выросли на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. А за весь год цены поднялись на 10,3%. Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них в декабре увеличилось на 4,1% (за весь 2011 г. — на 17,1%).

В Америке и Западной Европе, несмотря на рост ВВП, спрос на бумагу и картон в 2011 г. не вырос. Наступивший год роста также не сулит. По данным CEPIPRINT (ассоциация европейских производителей чистоцеллюлозной бумаги), спрос на сорта с содержанием древесной массы в ноябре был на 6,9% ниже прошлогодних показателей. Рост экспорта в том же периоде составил 18% по сравнению с ноябрём 2010 г. Общемировой объём поставок бумаг и картонов в 2012 г. оценивается в 400 млн т.

Немного иная ситуация в странах с развивающейся экономикой: например, Китай обещает увеличение производства бумаги и картона в среднём на 4,6% в ближайшие 4 года. В 2015 г. ожидается цифра в 114,7 млн т. К этому времени власти выведут из эксплуатации все устаревшие производства, а уровень утилизации макулатуры достигнет 72,1%.

Поддержим отечественного производителя

Чем примечателен минувший год? В декабре в Женеве прошла 8-я министерская конференция ВТО, где были одобрены тарифные предложения России по вступлению в вышеуказанную организацию. Теперь наша страна должна подчиняться определённым обязательствам. С середины 2012 г. на всю мелованную бумагу и картон для печати будет действовать импортная пошлина 5%, кроме бумаги плотностью до 72 г/м2. Для неё зафиксирована ставка в 15% со снижением до 10% к 2014 г. Условия являются безвозвратными, в дальнейшем возможно лишь снижение высоких пошлин. Не все участники рынка довольны такими результатами. Отдельные российские производители ратуют за возвращение старых ставок, чтобы стать конкурентоспособнее. Другие предлагают увеличить временные сроки снижения пошлин. Но практически все уверены: вступление России в ВТО не окажет существенного влияния на производство целлюлозно-бумажной продукции в РФ. Исключением могут оказаться журнальная бумага (в первую очередь — легкомелованная, LWC) и тарный картон.

Экспорт в России в количественном выражении превышает импорт, а в денежном наоборот — импорт больше на треть. Около 40% импорта приходится на мелованную бумагу и картон. Полностью обеспечить рынок мелованной бумагой собственного производства обещают проекты групп «Илим» и «Инвестлеспром» уже к 2015 г.

Экология: всё равно?

Экологией, так или иначе, озабочены все, включая производителей дизайнерской бумаги. «Любой порядочный производитель бумаги сейчас в обязательном порядке использует FSC-сертифицированную целлюлозу, — рассказывает продукт-менеджер «Регент-Арт» Екатерина Подобед. — Сертификат подтверждает, что сырьё легально, при заготовке древесины применялись методы устойчивого лесопользования, а права работников, местных жителей и коренных народов региона соблюдены».

Второе правило экологичного производства — вторсырьё. Кроме макулатуры, обязательно используются отходы бумажного производства — обрезки, брак. Причём цена на такой продукт выше, чем на обычную бумагу, за счёт высоких затрат на переработку и очистку. «Высшим пилотажем можно считать дизайнерскую кальку Curious, очень белую и прозрачную, произведённую из вторсырья, — приводит пример Подобед. — И можно долго спорить, актуальна ли тема экологии в России — для нас, обладателей бескрайней тайги. И странновато, что бумага из макулатуры дорога и престижна. Но многие наши компании, тесно сотрудничающие с Европой, должны задуматься об экоимидже».

Однако начальник отдела «Комус ПБСК» Сергей Моргульцев признаёт, что российских потребителей до сих пор не особо беспокоит вопрос экологии: «Только единичные покупатели интересуются, нет ли хлора в бумаге (не зная, что в бумаге хлора нет уже давно). Экологические вопросы в России поднимаются только на уровне законодательства или народных волнений, как с Химкинским лесом».

«А такой же, но с перламутровыми пуговицами?»

Сегодня дизайн полиграфических изделий настолько разнообразен, что порой не находится достойных материалов. Может ли типография диктовать условия производителям? Далеко не каждая. И самые «капризные» в этом отношении — студии интерьерной печати. Объём потребления их продукции очень велик. Оригинальные поверхностные эффекты создаются материалами с различными свойствами, и чаще всего изменения появляются в покрытиях. Требовательной можно назвать и флексографию. Её приоритетная область — печать этикеток — имеет просто огромные масштабы. Самая консервативная область — производство гофрокартона. Заводы со стандартным оборудованием выпускают строго регламентируемую продукцию — приходится лавировать. В Европе есть специализированные фирмы, придающие готовому гофрокартону особые свойства, например, жиростойкость. Исключение из общего числа картонопотребителей — сигаретные компании. Подчас новые материалы создаются именно под их заказы — это всё ещё многомиллионные тиражи.

Цифровая волна

Она накрыла рынок, принеся не только новые возможности, но и опасения, что «на этой бумаге может не пойти». «Ещё недавно российские полиграфисты печатали "цифрой" на дизайнерской бумаге на свой страх и риск, потому что это было экономично и красиво, — рассказывает Моргульцев. — Но производители, как минимум, не рекомендовали так делать. Сегодня для цифровой печати уже есть специальные марки бумаги». Например, калька Cromatico Digital создана для ЦПМ HP Indigo, но пригодна и для других машин.

Развитие технологий влияет на бумажные производства. Ассортимент предлагаемых материалов для цифровой печати стремительно расширяется. «Это обусловлено совершенствованием производимых фабриками специальных сортов и нежеланием типографий более рисковать оборудованием. Как следствие, растёт спрос на подобные материалы», — говорит Елена Березина («Александр Браун»).

Охотно ли типографии идут на эксперименты с новыми материалами? Далеко не всегда. «Есть список рекомендованных производителем ЦПМ материалов, — объясняет генеральный директор компании "Вся полиграфия" Елена Никитина. — Мы стараемся от него не отступать. Но постоянно пробуем что-то новое, и частенько результат оказывается хуже обещанного. К тому же определяющую роль играет стоимость материалов — зачастую выбираем проверенный продукт». Как показывает практика, типографиям и заказчикам часто всё равно, из чего сделана бумага, соблюдены ли экологические условия. Главное — цена, возможности оборудования и результат печати.

В какую же сторону дует ветер? Каким инновациям дают зелёный свет? Всё подчиняется законам экономики: спрос рождает предложение. Хочется надеяться, что вступление России в ВТО даст дорогу не только более доступным материалам, но и новым технологиям, которые, к сожалению, появляются чаще за границей.


Первая российская легкомелованная бумага

В 2008 г. «Инвестлеспром» начал разработку инновационной технологии изготовления бумаги из берёзового полуфабриката российского происхождения. Первые пилотные испытания легкомеловки прошли в Германии. Через год в Финляндии были получены первые образцы, а в ноябре 2011 г. уже начато её производство в России. Первой, кто испытал новинку в печати, стала типография «Пушкинская площадь».

Суть запатентованной технологии в использовании березового полуфабриката для изготовления основы, что вдвое дешевле, чем хвойное сырьё. Основа такой бумаги прочнее за счёт ступенчатого размола. «Инвестлеспром» апеллирует к замещению импортных поставок подобных продуктов из Европы и планирует обеспечить 25% всех потребностей отечественной полиграфии. Производство легкомелованной бумаги низкого граммажа (48–80 г/м2) организовано на целлюлозно-бумажном комбинате «Кама», причём в первый этап проекта было инвестировано 6 млрд руб. Организаторы обещают 85 тыс. т бумаги в год, а в дальнейшем — до 350-700 тыс. т и расширение ассортимента (бумага среднего мелования, содержащая древесную массу, и чистоцеллюлозная).


Полуфабрикаты

Digiboard: набор юного конструктораБумажными упаковками для дисков и папками для документов никого не удивишь. Но, как правило, их заказывают в типографии, а техпроцесс довольно долог. В Xerox решили проблему кардинально, придумав Digiboard — предварительно перфорированные заготовки из упаковочного картона. Причём поверхность остаётся плоской, так что лист можно смело отправлять в принтер. После печати ненужное обрезается, а нужное складывается. И обложка для CD/папки/визитки готова! Для удобства рекомендуется бесплатный онлайн-ресурс EazyDesigner. Там же есть готовые шаблоны.

Пару лет назад в Xerox создали первую и пока единственную в своём роде фотобумагу EverFlat. Она придумана для фотоальбомов, фотокниг, брошюр, рекламных проспектов. Полимерная полоса по краю не позволяет листу выгибаться дугой при скреплении. Возможна печать «в край» и создание панорамных изображений на разворот. Даже толстые фотокниги получаются компактными и удобными для просмотра.

Креатив от Xerox — «многоразовые» офисные принадлежности. Папки, пакеты и коврики для мыши из линейки Create Range можно использовать снова, но с новым рисунком. Просто поменяйте старую полипропиленовую вкладку. Экологи аплодируют стоя!


Микрогофра из типографии

В «Санкт-Петербургской образцовой типографии» начато первое в России производство микрогофрокартона марки F толщиной всего 0,8 мм. Как правило, оборудование для подобного производства закупают специализированные предприятия. «Спрос на эту продукцию не слишком велик, и крупные компании за производство материала не возьмутся, — говорит Алексей Лукин. — Но спрос есть, и мы планируем занять эту нишу». Микрогофрокартон используется в парфюмерной упаковке и имеет почти незаметную волну.


Берёзовый сок в берёзовой упаковке

Финские специалисты разработали технологию производства прозрачной упаковочной плёнки из берёзовой целлюлозы. Её волокна состоят из мельчайших фибр размером в несколько микрометров. Чем тоньше фибры, тем прозрачнее получится плёнка. По словам финской газеты Maaseudun Tulevaisuus, на экспериментальном производстве в Эспоо уже выпущено несколько метров плёнки. Вскоре будет создано массовое производство.


Удобрения вместо целлюлозы

Институт тепло- и массообмена им. А. В. Лыкова НАН Беларуси разработал импортозамещающую технологию, удешевляющую производство бумаги и картона. Она основана на отечественных наполнителях из неорганических отходов, образующихся при производстве минеральных удобрений. Бумага обладает повышенной белизной и прочностью по сравнению с импортными аналогами, а при производстве экономится до 10% целлюлозного сырья. Как надеются белорусские специалисты, технология позволит использовать отходы производства как вторсырьё, сократить и даже полностью отказаться от импорта, уменьшить складируемые отходы и их вредное воздействие на окружающую среду.


Каменная бумага как образец идеальной экологииКамень, ножницы, бумага

В прошлом году австралийская Network Marketing представила способ производства бумаги из… камня. Печать и отделка наносится на материал, как и на обычную бумагу. Он отличается водонепроницаемостью, гибкостью и прочностью, сравнимой с синтетической бумагой. В основе — порошок карбоната кальция и запатентованные клеящие вещества, используемые в качестве связующего агента. Первый компонент — отходы производства на известковых карьерах. К нему добавляется небольшое количество нетоксичного полимера, после чего материалы преобразуются в носитель, пригодный для печати. В производстве не участвуют древесина, вода и химикаты, что с лёгкостью позволяет включить каменную бумагу в список претендентов на самый экологичный состав.


LumiLiner обладает повышенной устойчивостью к разрывуЕщё прочнее

Stora Enso разработала новый лайнер для гофроупаковки. LumiLiner (90 г/м2), производящийся на целлюлозно-бумажном комбинате «Ютерсен» в Германии. Материал белого цвета с односторонним покрытием обладает повышенной устойчивостью к разрыву и может использоваться в офсете и флексографии. Удобная для адгезии оборотная сторона позволяет экономно наносить клей и обеспечивает быстрое высыхание, что способствует ускорению автоматизированного каширования.


Greenbottle посягнула насвятоеИстина в вине?
Или в упаковке?

Проблема экологии, особенно утилизации, потрепала нервы многим производителям. На смену полиэтиленовым пакетам пришли бумажные, воссозданные из вторсырья. Сети общественного питания уже вовсю используют биоразлагаемую бумажную посуду. Команда Greenbottle пошла дальше и предложила альтернативу привычному тетрапаку — бумажные бутылки для вина. Изнутри они покрыты тонким слоем пластика, который отрывается при утилизации. Отметим, что предыдущее изобретение — бумажные бутылки для молока — пользуется в Британии хорошим спросом. Бумажная винная пол-литровая бутылка весит всего 55 г. Плюсы очевидны: снижение транспортных расходов и производственных выбросов, разложение тары в течение нескольких недель. Остаётся лишь подождать реакции ценителей вина, ведь это напиток праздника. Да и ставшие традиционными способы упаковки жидких продуктов («Тетра-Пак», «Пюр», «Комбиблок») отработаны годами. А новая технология потребует нового оборудования. Далеко не каждая фирма согласится инвестировать средства и стать первопроходцем.


«Аромат» экологичности

Несколько лет назад правительство Шри-Ланки подарило тогдашнему американскому президенту коробку писчей бумаги, сделанной из слоновьего помёта. Шотландская птицеводческая фирма MacChick ответила на это своим продуктом — бумагой из куриного помёта. Дёшево и сердито. Вот только запах полностью пока вывести не удаётся, несмотря на ароматизаторы… Как ни странно, заказчиков это не особенно беспокоит.


Conqueror Bamboo — бумага из травыПечать на бамбуке

Пример высокой экологичности — бумага Conqueror Bamboo производства ArjoWiggins массой 100–400 г/м2. Она изготовлена из бамбуковой (50%) и FSC-сертифицированной древесной целлюлозы (50%). А бамбуковые леса растут очень быстро, один из сортов — до 22 м в месяц! В Китае издавна бамбук был самым распространённым материалом для изготовления бумаги. Натуральность новинки видна на глаз и чувствуется тактильно. Для окрашивания используются натуральные пигменты из глиняных шахт провинции Россильон на юге Франции.


Дайте скорости!

Мощности ЦПМ растут и требования к запечатываемым материалам тоже. Для высокой скорости, свойственной современным рулонным струйным ЦПМ, нужна практически идеальная гладкость, но и высокая впитываемость. Sappi совместно с HP создала бумагу Jaz (90–150 г/м2), дающую офсетное качество в высокоскоростной струйной полноцветной цифровой печати. Сертифицирована по стандартам FSC и PEFC. Пока доступна только для европейских компаний. Впрочем, инсталляций машин серии HP Txxx в России пока нет.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Бумага UPM DIGI: выразительность самого белого
     

    Цена бумаги — значительная часть стоимости заказа. Можно ли сэкономить, взяв для цифровой печати обычную бумагу, или стоит потратиться на цифровую? Ответ на этот вопрос получили участники встречи «Соцветие UPM DIGI: выразительность белого».

     

  • Многомерность бумаги
     

    При всей кажущейся простоте и «плоскости» бумага на самом деле — сложная, многомерная вещь, способная вызывать у людей сильные эмоции.  И на организованной 5 апреля компанией «Берег» в Москве презентации «Бумага и чувства» владелец фабрики Gmund — харизматичный Флориан Колер — это убедительно доказал.

     

  • Вера Бубело: «Если рынок позволит, мы готовы увеличить выпуск мелованной бумаги в любой момент»
     

    Когда в конце 2012 г. Группа «Илим» объявила о планах по выпуску мелованной бумаги в России, это вызвало определённый скепсис среди полиграфистов. О подобных проектах другие компании объявляли и ранее. Но ни один из них не был реализован. Сейчас на дворе уже 2017 г., и мелованная чистоцеллюлозная бумага «Омела» прочно заняла своё место на рынке. Иногда полиграфисты даже жалуются, что её бывает непросто приобрести — «Омела» бывает дефицитным продуктом, поскольку при вполне достойном качестве она обычно продаётся заметно дешевле импортной бумаги. На наши вопросы о текущем состоянии и перспективах производства отечественной меловки отвечает директор по продажам белых бумаг и пиловочника Группы «Илим» Вера Бубело.

     

  • В IndexBox посчитали офсетную бумагу *

    Аналитическое агентство IndexBox Russia объявило некоторые результаты исследования российского рынка офсетной бумаги: снижается общее потребление и импорт, растут цены, а также производство отечественной бумаги.

     

  • Роль бумаги в цифровую эру

    Antalis выступила инициатором и спонсором проекта «Бумага для дизайна в эпоху цифровых технологий» французской писательницы и журналистки Вероник Виенн, которая задалась вопросом о роли бумаги в эпоху цифровых технологий и её влиянии на реализацию дизайнерских решений.

    Участники Coffee Chat в Бумажной лавке Antalis

     

  • Лучшие друзья дизайнеров и маркетологов...

    Дизайнерские коллекции бумаги даже в самые сложные времена остаются лучшими друзьями для тех, кто хочет выгодно отличаться своими печатными материалами от конкурентов. Правда, количество таких людей зависит от экономической ситуации…

    Коллекция Fedrigoni Sirio Perl хорошо продаётся в любой экономической ситуации

    По спросу на дизайнерскую бумагу вполне можно судить о состоянии экономики страны в целом и полиграфии в частности. В трудные времена заказчики переходят на более экономичные варианты — с цветной на белую, с белой — на офсет. Однако как только положение хоть немного выравнивается, они тут же возвращаются к привычному ассортименту.

     


comments powered by Disqus