2011.06.222103 прочтений

Рекламный перманент *

Теги: Форум Publish

Пакеты // Невероятно удобные и практичные, бумажные и пластиковые - наши неизменные спутники в походах по магазинам. Нопакеты- это ещё и носители рекламных сообщений, стильные аксессуары, иногда способные кое-что рассказать о своём обладателе.

Пакеты, особенно пластиковые, стали прекрасным символом современного потребительского общества с тягой к одноразовым товарам. Добравшись до дома с покупками, пакет мы просто выбрасываем. Причём пластиковыми пакеты стали лишь с 1953 г., а широкое распространение получили в 60-х, когда в супермаркетах их начали активно предлагать на кассах. Стойкие и не боящиеся влаги, они быстро обогнали по популярности бумажных конкурентов. По данным природоохранной организации Robin Wood, каждый год в мире выпускается свыше 600 млрд пластиковых пакетов. Средний немецкий потребитель за год приносит домой 65 штук, находя им новое применение — упаковывает обувь в отпуск, делает шапочки для душа и даже катается с горок. По оценкам немецкой Ассоциации гибкой упаковки (IPV), 72% потребителей используют пакеты более трёх раз. И только после этого пакет выполняет свою финальную миссию — становится мусорным мешком.

Рекламный потенциал пакетов по достоинству оценили и оригинально использовали в начале XX века. Как показало недавнее исследование, эффектные экземпляры привлекают внимание 85% прохожих

Реклама и личность

Наша жизнь была бы совершенно иной без бумажных и пластиковых пакетов, особенно в магазинах. Они подталкивают нас к спонтанным покупкам (ведь в пакете можно унести больше, чем в руках) и избавляют от необходимости повсюду ходить с корзиной.

Иногда пакеты не только практичны. Иногда попадается экземпляр с обычными ручками или лямками через плечо, так что его содержимое мгновенно отходит на второй план. Будучи своеобразным «мобильным плакатом», пакет, по сути, — единственный рекламный носитель, имеющий и собственные функции. Отпечатанное на нём рекламное сообщение путешествует по городу вместе с потребителем, причём бесплатно и эффективно. Аналитики из IPV подсчитали, что 85% прохожих обращают внимание на пакеты, особенно с красивым и оригинальным оформлением.

Политично и практично: немецкий художник ДжозефБойс (умерший в 1996г.) использовал пакеты для политической рекламы, а пакеты-майки (слева) сбоковыми ручками впервые появились в универмагах Horten 

Пакеты дают представление и о своём обладателе. Пакеты с распродаж Aldi и Lidl — признак потребителя, который тратит не слишком много. Логотипы премиальных брендов превращают пакет в отдельную ценность, и он начинает претендовать на роль самостоятельного аксессуара.

Впрочем, социальный статус по пакету вряд ли измерить. Эксперт по маркетингу Бьорн Стюве отмечает: хотя пакет способен поведать о потребителе (например, сообщив названия магазинов, которые он выбирает), но надёжно скрывает содержимое. «Пакетной культуре» присущи секретность, скрытность и даже хитрость. Вот почему Стюве считает пакеты идеальным средством саморекламы. Заботящиеся о своём имидже подчёркивают его впечатляющими названиями брендов. А кто-то, напротив, стремится с помощью пакетного символизма выделиться из толпы и перечеркнуть традиции, придя с премиальным пакетом на распродажу или с пакетом Aldi в модный бутик.

Пакеты бывшей ГДР (слева) и пакеты с дизайнами художников

Спутники человечества

Идея пакетов далеко не нова. Собирая ягоды, наши предки сворачивали листья воронкой. «Это очень просто и не требует особых умений», — рассказывает историк Хайнц Шмидт-Бахем. Изучая историю повседневного предмета, он собрал крупнейшую в мире коллекцию пакетов: в его «Музее портативного искусства» в немецком Дюрене почти 150 000 экспонатов.

По его словам, первое упоминание о пакетах принадлежит римскому поэту Марциалу (I в. н. э.). В Германии бумажные пакеты складывали и сворачивали вручную с 1390 г. Массовое производство с применением механизмов датируется серединой XIX в.

Переплётчик Гумперт Боденхайм основал первую в мире фабрику по производству пакетов в Бан Зюден-Алленхофе, в Центральной Германии. Сначала это были простейшие пакеты в фирме конуса, потом — более вместительные: прямоугольные, с плоским дном. В 1854 г. Боденхайм понял, что пакет может стать ещё и рекламой, и начал печатать на своей продукции названия и эмблемы компаний. В 1902 г. Макс Шушни из Вены придумал хорошо знакомые нам пакеты с ручками-шнурами.

Кукуруза вместо нефти

В конце 60-х художники стали представлять на пакетах свои работы. Пакеты Роя Лихтенштейна и Энди Уорхола мгновенно превратились в вожделенные экспонаты коллекций. Та же участь постигла 10 000 частично подписанных «социальных» пакетов, которые Джозеф Бойс раздавал во время выставки в немецком Касселе в 1972 г.

Первые тучи на горизонте появились во время нефтяного кризиса 1973 г.: пластиковые пакеты впервые стали вызывать нарекания, причём вполне заслуженные, ведь на получение 500 г полиэтилена уходит 1 кг нефти. Добавим к этому другие необходимые ресурсы — природный газ и энергию — и получим соотношение 2:1. Если на производство одного пластикового пакета весом около 20 г идёт 50 мл нефти (литр нефти весит около 800 г), то ежегодно на выпуск 600 млрд пластиковых пакетов расходуется 30 млрд л нефти.

Но экологов беспокоят не только громадные объёмы потребляемых ресурсов. При среднем сроке службы пластикового пакета в 30 минут он частично разлагается лишь через 400 лет, причём в природных условиях процесс не завершится. Учитывая, что теперь аналогичную продукцию можно выпускать из возобновляемых материалов, например, из кукурузы и картофельного крахмала, ряд стран уже запретил использование пластиковых пакетов (одной из последних к этим мерам присоединилась Италия). Достоинство разлагающихся в природных условиях пакетов — отсутствие проблем с их запечатыванием.


* Статья из Heidelberg News (2011. Вып. 271) публикуется с разрешения и при содействии «Гейдельберг-СНГ». Заявки на получение журнала направлять Дарье Кузьмичёвой по e-mail: dasha.kuzmichyova@heidelberg.com


«Пакеты от Aldi — настоящие произведения искусства»

Историк и коллекционер Хайнц Шмидт-Бахем о портативном искусстве.

В какой момент пакет становится предметом «портативного искусства»?

Он должен содержать некое послание и привлекать внимание окружающих. Ведь произвести впечатление ему нужно всего за пару секунд. Пакет с качественным дизайном становится прекрасным средством рекламы. Однако в Германии потенциал этого канала до конца не раскрыт — пакеты здесь зачастую весьма невыразительны, и людям неинтересно появляться с ними на публике.

Есть страны, в которых ситуация лучше?

Я считаю, самые красивые пакеты в Швейцарии. Если замечаю пакет с выразительным, оригинальным или сложным для печати дизайном, могу утверждать, что он именно оттуда. Например, в 80-х и 90-х розничная сеть Migros заказывала дизайн своих бумажных пакетов у таких художников, как Даниэль Споэрри, Дитер Рох, Бернхард Лугинбюль. Потом 150 пакетов этой серии, пронумерованных и подписанных авторами, были проданы по 100 швейцарских франков за штуку. И теперь их хозяева с полным правом могут считать себя обладателями произведений искусства. Остроумный рекламный ход получил широкую огласку, хотя название самой компании на пакетах не фигурировало.

Когда пакеты были самыми красивыми?

В 70—80-е, а кое-где даже в начале 90-х, когда поп-арт и коммерческое искусство черпали вдохновение друг в друге. На многих пакетах красовались репродукции из поп-арта. Такие изделия привлекали внимание, и люди охотно их носили. Я частенько подходил к незнакомым людям и беседовал с ними о пакетах, которые видел у них в руках.

Встречаются ли такие пакеты сейчас?

Пакеты Aldi — прекрасный пример искусства для масс. Строгая геометрия обоих вариантов (бело-синего Aldi-Nord и оранжевого Aldi-Süd) — превосходный образец поп-арта. Их автор — Гюнтер Фрутрунк, ранее профессор Академии искусств в Мюнхене. Кстати, если не ошибаюсь, старая версия пакета Aldi-Süd создавалась Джозефом Алберсом, одним из отцов поп-арта (как минимум, это превосходная адаптация его работы). Как бы то ни было, к пакетам стоит присмотреться. Они уже стали частью нашей культуры, со всеми её излишествами и сюрпризами.


Информация

Все представленные на иллюстрациях пакеты входят в коллекцию «Музея портативного искусства», организованного в немецком Дюрене Хайнцом Шмидт-Бахемом.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Как обезьяна тащит собаку. И себя...

    Вторая конференция сообщества PROKOM, объединяющего пользователей производительных печатных решений Konica Minolta, прошла 6 и 7 июня 2018 г. в Будапеште (Венгрия), собрав 200 участников. Судя по программе, организаторы поставили себе две главные цели — мотивировать участников и создать им комфортные условия для общения.

     

  • Возглавляя беспроцессную революцию

    18 апреля 2018 г. впервые посетивший Россию директор по международным продажам Kodak Ричард Риндо приехал в типографию «Парето-Принт» (Тверь) и вручил её директору Павлу Арсеньеву специальный полиграфический «Оскар Кодак». Подробнее о причинах такого внимания Kodak к российской типографии можно почитать здесь. Мы же воспользовались случаем и взяли у Риндо интервью, где затронули более широкий круг вопросов.

     

  • Цифровая трансформация по-немецки

    15 мая в Москве состоялся технический симпозиум «Современные тренды и инновации в печати и постпечатных технологиях: Индустрия 4.0». Немецкие производители полиграфического оборудования рассказали представителям типографий о своих инновационных решениях. В первую очередь — в секторах премиум-упаковки и отделки этикеток.

     

  • Упаковка без остановок: дорогой цифровизации

    В Heidelberg уверены — в обозримой перспективе в типографиях, выпускающих картонную упаковку, найдётся место и для офсетной, и для цифровой технологий печати. Главное, чтобы производство было эффективным и соответствовало требованиям цифровой эпохи.

     

  • Варианты будущего для типографий

    Передовые полиграфические технологии Komori и Brausse — теория и практика для представителей российских типографий. Без секретов.

     

  • Времена не выбирают: людям нужна память

    В рамках выставки «Фотофорум» 12 апреля 2018 г. в «Крокус-Экспо» состоялась панельная дискуссия о рынке фотокниг, в которой приняли участие представители компаний, их выпускающих, а также поставщики оборудования и материалов. Cреди выступавших не хватало, пожалуй, только кого-то из заказчиков, для которых все эти компании работают. Хотя дискуссия продолжалась всего час, но она вместила в себя наиболее важные вопросы — от тенденций рынка до новых проектов.

     


comments powered by Disqus