101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

О стандартах и сертификации

  • 22 июня 2011 г.
  • 4900
Каких стандартов вам не хватает (технологических, организационных, договоров с клиентами и т. п.)? Что думаете о сертификации по «пантонам», которую скоро может предложить нашим полиграфическим предприятиям Pantone (http://www.publish.ru/news/18651559.html)?

Михаил Тенцер, директор типографии «Борус» (Тула)

Да, нам действительно не хватало технологических стандартов: бывали случаи разнотона и непопадания в цветопробу. Поэтому сейчас проходим стандартизацию по качеству печати согласно международному стандарту ISO 12647-2 с помощью фирмы «Техпол». Основная работа уже позади. Выстроены профили печати для обеих наших печатных машин. Выяснилось, что необходимо улучшить нашу страшную тульскую воду. Мы очищали её и раньше, но, как оказалось, недостаточно. Пришлось купить более профессиональную систему для очистки воды.

Мы близки к завершению процесса, как только система очистки и все добавки к воде будут готовы, снова начнем работу с «Техполом». Но и достигнутым довольны — и мы, и клиенты.

По технологическим стандартам других потребностей пока нет, смысла в сертификации по «пантонам», которую собирается внедрять
Pantone, ещё не видим. Договор с клиентом у нас всегда есть! Хоть стандартный, хоть нестандартный…

Кроме работ по стандартизации техпроцесса, начали проходить сертификацию по ISO 9000. Она включает и организацию работы во всей компании: от приёма заказов до логистики. Структура и организация в типографии будет описана, надеемся, это придаст нам прочности. Ещё одна причина внедрения — сертификацией по ISO 9000 стали интересоваться крупные клиенты. Планируем завершить её до конца года.

Владимир Ещенко, коммерческий директор Первого полиграфического комбината (Москва)

Масштабы производства обязывают нас иметь все необходимые регламентирующие и стандартизирующие документы. На ППК чётко выстроен внутренний регламент работ, цепочка взаимодействия подразделений и сотрудников прописана в корпоративных документах и очень хорошо отлажена.

Разработаны и стандартные договорные документы для клиентов и поставщиков. Из-за большого количества контрагентов наличие собственных типовых документов — необходимость: это существенно ускоряет «бумажную волокиту». В клиентском договоре, помимо общих организационных и юридических моментов, прописаны требования к подготовке файлов и качеству готовой продукции. Единые нормативные документы существенно упрощают взаимоотношения «типография — заказчик», снимают множество вопросов и претензий.

Производственные и технологические службы Первого полиграфического комбината работают по системе стандартов ISO. Для этого была проведена внутренняя стандартизация производства: отработаны режимы работы оборудования, требования к качеству расходных материалов и инструкции и нормативы. Сегодня это позволяет нам обеспечить стабильное выполнение прописанных стандартов. Кроме того, технологи и специалисты по допечатной подготовке комбината и заказчика работают в связке, поэтому уже на этапе подготовки материалов к печати обеспечивается их соответствие нашим внутренним стандартам.

Технологические стандарты — одни из важнейших регламентирующих документов при выполнении полиграфических заказов, которые систематизируют ключевые аспекты взаимодействия полиграфического предприятия с клиентами. Однако в отрасли отсутствуют единые критерии качества готового тиража, что иногда создаёт серьёзные проблемы. Даже основной полиграфический стандарт ISO 12647 регламентирует только цветопередачу, но не даёт определения браку и не разъясняет, что можно им считать.

Марсель Шарифуллин, директор типографии Высшей школы экономики (Москва)

Я представляю государственную типографию, поэтому наверняка мои ответы будут отличаться от сказанного руководителями коммерческих предприятий. Но раньше я работал в «Типографии МГУ», которая вынуждена была зарабатывать на открытом рынке. На отладку качества и обучение персонала работе без брака тогда ушло 1,5 года. Думаю, здесь будет быстрее.

Так как заказчики типографии — только подразделения ВШЭ, в первую очередь нам недоставало организационных стандартов. Основными были следующие проблемы:

  • В каком формате и как сообщается техничес-кое задание на печать?
  • Кто готовит макет и в каком виде он передаётся в типографию?
  • Как заполняется и визируется заявка на печатные и множительные работы?
  • Как организуется доставка и приёмка-сдача готовой продукции?
  • Как закупаются и списываются бумага и расходные материалы на заказы?
  • Отчётность типографии перед планово-финансовым и бухгалтерскими управлениями ВШЭ.

Именно выработкой такого рода регламентов и правил, параллельно с оптимизацией производства, решением кадровых и хозяйственных проблем, я и занимался первые полгода в качестве директора типографии. Сейчас этап позади, настаёт пора внедрения технологических стандартов качества, сроков выполнения и норм отходов в нашем производстве.

Уверен, что без качественных стандартов и жёстких регламентирующих документов, как внешних (для взаимодействия с заказчиками, партнёрами и поставщиками), так и внутренних (нормализующих совместную работу подразделений и отдельных должностей внутри типографии), невозможно успешное развитие и вообще существование любой типографии.

Иван Гудим, директор компании Print
Design (Москва)

Я получил эти вопросы, когда гостил у западных коллег. И теперь могу сказать, что общий уровень технологического контроля и качество ведущих специалистов у нас даже повыше (хотя, что касается приёма новых сотрудников, придётся вспомнить об образовательных стандартах: к сожалению, стало бесполезно смотреть дипломы и квалификационные сертификаты).

Самая большая наша проблема — безразличие некоторых сотрудников к выполняемой работе и поспешность. Эта болезнь дорого и плохо лечится такими средствами, как СМК (система менеджмента качества), инструкциями, контролёрами. Коллеги в европейских типографиях не понимали, чем у нас занимается ОТК. В нём нет необходимости, если каждый сотрудник добросовестно, ответственно и профессионально выполняет свои обязанности.

В очередной раз убедился, что наш заказчик — один из самых трудных и требовательных. Это не только субъективное мнение: так отзывались о российских клиентах западные типографии. При том, что цены на сами полиграфические услуги у нас смехотворно низки по сравнению с развитыми странами. Но, благодаря дешёвому сырью и несправедливой таможенной политике РФ, многие российские заказы по-прежнему печатаются за границей. Зарубежные коллеги называли таможенную политику РФ вредительской в отношении собственной полиграфии. Недоумённо спрашивали, почему так сделано. Надеюсь, ответ на этот вопрос такой же, как о причине необходимости ОТК в России: безразличие. В случае ликвидации таможенных барьеров российские полиграфисты не только обеспечат внутреннее потребление, но и составят конкуренцию на европейском рынке.

Технологические стандарты офсетной листовой печати хорошо описаны отраслевым
ISO в части работы со стандартным сырьём (бумага-картон). При работе с нестандартным (пластики, ламинированные материалы) формализация затруднена абсолютно разными свойствами материалов. Есть возможности дополнительной технологической сертификации нестандартных процессов и технологий коммерческими или исследовательскими организациями. У нас необходимости в дополнительной технологической сертификации не возникало. Но часто мы сами для себя ставим более жёсткие рамки, чем определяет ISO

Цифровая малоформатная и широкоформатная печать стандартизируется только производителями оборудования. Это определено отличием самого процесса нанесения изображения в разных машинах, пигментами и сырьём. Технологии и возможности цифровой печати меняются и расширяются. По типичным видам сырья было бы хорошо иметь стандарт цифровой печати. Но если машина и краски позволяют работать в более широком цветовом диапазоне, стоит ли ограничиваться рамками стандарта? Лучше поставить целью более качественное решение задач клиента.

«Пантонами» печатаем много. Но нужно полнее ознакомиться с тем, что технологически даёт сертификация
Pantone. Пока работаем с ними по ISO, применяя и собственные методы (например, замешиваем «пантоны» не на прозрачных, а на кроющих белилах, чтобы желтизна картона не меняла оттенка).

Что касается стандартов, не относящихся к цветовоспроизведению, то исследования и заключения об устойчивости продукции к разной среде, механическим повреждениям, на прочность и др. проводить в России практически негде. Только несколько самых крупных предприятий имеют действующие лаборатории, специализированные именно на их продукции. Если бы был более открыт наш «железный занавес», вполне разумно привлечь специализированные иностранные организации. А с формированием устойчивого спроса на данную услугу возникли бы и отечественные универсальные лаборатории.

К сожалению, при «рынке покупателя» говорить об отраслевом стандарте договора с клиентом сложно. Сейчас ситуация очень простая: либо работаешь по своим стандартам и безнадёжно малым ценам, либо принимаешь все условия клиента, даже совсем сомнительные.

Конечно, можно кричать: «Защитим наши права! Будем работать по стандартам!» Но на деле вся принципиальность сразу отступает в разговоре с клиентом: «Да, ещё скидочка… Не утвердили вовремя макет — ладно, поработаем ночью… Не хотите платить за макет — ничего, у нас дизайн и препресс в подарок… Нет денег — ну, мы потерпим… Только дайте работу!» Конечно, это совершенно неправильно. Попробуйте в Италии покушать в ресторанчике с 15.00 до 17.00. Или в Германии заняться шопингом в воскресенье. Думаете, у них так много денег, что они не хотят дополнительно подработать? Предприятие будет разоряться, но не изменит отраслевых стандартов. Это принципиальнее, чем деньги. Это вопрос культуры общества.

Система менеджмента работы и качества, безусловно, полезна. В непростой экономической ситуации экономия и повышение качества — самые важные вопросы. Хотя при универсальности предприятия, когда есть и офсетная печать, и широкоформатная, и допечатные услуги, разработка и внедрение системы менеджмента — очень сложная и плохо формализуемая задача.

Экологические стандарты у нас настолько высокие, что давно утеряли связь с реальностью. Знаете, что большинство копировальных аппаратов по правилам должны быть установлены в отдельном вентилируемом помещении с ограниченным доступом людей? А пробовали измерить концентрацию паров изопропилового спирта в цеху и сравнить её с ПДК? А электромагнитное излучение измеряли? Имеет ли смысл делать проект каждой типографии по экологии? Если купил печатную машину и расходные материалы, разрешённые к эксплуатации на территории РФ, соблюдаешь все технологические и эксплуатационные нормы, то какие к тебе вопросы? А если технология или расходные материалы опасны — почему они продаются?

Мы вовсе не против экологических стандартов, но разумных. Наша типография получила сертификат FSC — одна из немногих в России. Бумага — уникальный по экологичности материал. Ответственный подход к её происхождению и переработке позволяет сохранить окружающую среду, воспроизводить лесные ресурсы и исключить социальную эксплуатацию бедных регионов. Приятно слышать пожелания клиентов, касающиеся этих аспектов. Выделение полиграфической продукции, выпущенной в соответствии с приведёнными требованиями, является важным социальным и общественным делом. Благодаря FSC-сертификации потребитель может сделать реальный выбор в пользу сохранения окружающей среды для будущих поколений и принять действенное участие в защите от разорения регионов добычи древесины. Возмущаясь ежедневно, наблюдая по телевизору и в жизни варварство и несправедливость, готовы ли мы приложить самые малые усилия и средства для исправления ситуации?

Максим Рачков, директор Чеховского полиграфического комбината (Чехов)

В прошлом году мы пригласили компанию «Техпол» для стандартизации процесса печати по
ISO. Началось всё с того, что договорились о печати каталогов для «Метро» и «Реала» в 2010 г. Начали печатать тесты, но оказалось, что они дают материалы, подготовленные в стандарте ISO, а мы пытаемся ручками корректировать, чтобы получить необходимый результат. Тогда мы и поняли, что так дальше жить нельзя… Пригласили «Техпол», и они за месяц выстроили профили печати для «Полимана» и «Роландов».

Сотрудничество мы продолжили, протестировали и подобрали химию и краски. Вернее, наоборот: сначала подобрали, потом сделали компенсационные кривые. Параллельно поставили увлажнение в цехе, подучили печатников и мастеров, установили системный контроль за состоянием воды, увлажняющих растворов и т. д. Зато теперь работаем со многими иностранными компаниями и не знаем проблем.

Поэтому стандартов нам хватает. Особенно технологических: кроме
ISO, есть ГОСТы, ТУ и множество других нормативных документов. Вся проблема в их исполнении.

Сейчас в полиграфии полная анархия. «Творим», кто во что горазд. Взял издатель листок бумаги, повертел его, схватил ножницы и вырезал «формат». Или взял понравившийся журнал, урезал с одной стороны — понравилось. Быть журналу в таком формате — и точка.

Поэтому и получаем от заказчиков при стандартном формате издания 60Ч90 1/16 целую гамму обрезных форматов. И это считается нормой. Наши попытки привести издания к стандарту тщетны. Заказчик так хочет: хозяин — барин. Ну а при нынешнем дефиците загрузки борьба за стандарты со стороны типографий проходит очень вяло. Коллег-полиграфистов, идущих на уступки, можно понять: клиент сейчас диктует условия. В производстве нестандартные заказы приводят к лишним перенастройкам, а в экономике (более всего в издательской) — к перерасходу бумаги, удорожанию продукции.

Отчего это происходит? От нашей безграмотности. Многие заказчики и издатели просто не знают, что в полиграфии существуют стандарты, и их НУЖНО выполнять. А вы спрашиваете, почему мы бедные…


Статьи по теме

Демьянова Е. Контрольная по печати // Publish № 4, 2002.
http://www.publish.ru/publish/2002/04/4045700/

Остреров М. Бумага для печати: классификация и выбор // Publish № 4, 2002.
http://www.publish.ru/publish/2002/04/4045762/

Шарма А. Управление цветом // Publish № 7, 2002.
http://www.publish.ru/publish/2004/07/4051539/

Пыльский А., Сартаков М. Баланс по серому в триадной офсетной печати // Publish № 3, 2005.
http://www.publish.ru/publish/2005/03/4052863/

Бачурин С. Ещё раз про баланс // Publish № 4, 2005.
Статья вызвала заметный резонанс в полиграфическом сообществе.
http://www.publish.ru/publish/2005/04/4053132/

Шарифуллин М. Не стреляйте в инженера! // Publish № 9, 2005.
О стандарте печати при покупке печатной машины.
http://www.publish.ru/publish/2005/09/4054267/

Шнайдер А. Стандартные значения // Publish № 10, 2005.
Нестандартное, но практичное мнение.
http://www.publish.ru/publish/2005/10/4054704/

Александров А. Цвет по стандарту // Publish № 3, 2007.
http://www.publish.ru/fsp/2007/03/4416606/

Трибьют Э. Стандарты полиграфии // Publish № 5, 2008.
http://www.publish.ru/publish/2008/05/5280072/

Как быстрее одобрить цвет и удержать его в тираже // Publish № 9, 10, 11, 2009.
http://www.publish.ru/publish/2009/09/10122096/
http://www.publish.ru/publish/2009/10/10760532/
http://www.publish.ru/publish/2009/11/10824157/

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Заря нового мира. И офсет, и цифра. И трафарет, и флексо.

Нам довелось жить в эпоху перемен и то, что мир никогда не станет прежним, стало общим местом. А каким он станет? Наверное, имеет смысл подумать о том, контуры чего маячат на горизонте. Начнём с условий для бизнеса.

Цифровые технологии в производстве одежды

Информация для полиграфистов, которые с интересом смотрят на текстильный сектор.

Такая разная текстильная печать

Занявшись этой темой, мы быстро выяснили, что мысль, вынесенная в заголовок статьи, не просто красивая фраза. С увеличением числа сегментов и областей применения текстильная печать быстро усложняется и стратифицируется, и компании, оказавшиеся на разных «слоях» этого рынка, имеют между собой мало общего. Внешне может показаться, что все они заняты текстильной печатью, но какие же разные задачи они при этом решают! Мы пообщались с несколькими компаниями и одним дизайнером, которые работают в этой сфере. Каждый из героев статьи прошёл свой путь, и у них есть чему поучиться.

Наше текстильное будущее

Тренды текстильной печати. «Индустрия печати по текстилю демонстрирует устойчивый рост» — эту мантру мы слышим очень давно, уже и не вспомнить сколько лет. Давайте разберёмся в деталях, что же на самом деле происходит в отрасли текстильной печати.

Дело тонкое!

Печатающие головки в текстильной печати


Новый номер

Тема номера – «Цифровая печать по текстилю». «Например»: MAVEX Sport. Ксения Чепикова о бизнесе Гутенберга. Школа цифровой текстильной печати. Цифровая печать по гофрокартону. Справочник покупателя: текстильные принтеры. Что в России с самоклейкой?


Что по Вашему перспективнее при расширении печатных мощностей типографии: «цифра» или офсет?
    Проголосовало: 102