2011.06.222447 прочтений

О стандартах и сертификации

Теги: Publish

Каких стандартов вам не хватает (технологических, организационных, договоров с клиентами и т. п.)? Что думаете о сертификации по «пантонам», которую скоро может предложить нашим полиграфическим предприятиям Pantone (http://www.publish.ru/news/18651559.html)?

Михаил Тенцер, директор типографии «Борус» (Тула)

Да, нам действительно не хватало технологических стандартов: бывали случаи разнотона и непопадания в цветопробу. Поэтому сейчас проходим стандартизацию по качеству печати согласно международному стандарту ISO 12647-2 с помощью фирмы «Техпол». Основная работа уже позади. Выстроены профили печати для обеих наших печатных машин. Выяснилось, что необходимо улучшить нашу страшную тульскую воду. Мы очищали её и раньше, но, как оказалось, недостаточно. Пришлось купить более профессиональную систему для очистки воды.

Мы близки к завершению процесса, как только система очистки и все добавки к воде будут готовы, снова начнем работу с «Техполом». Но и достигнутым довольны — и мы, и клиенты.

По технологическим стандартам других потребностей пока нет, смысла в сертификации по «пантонам», которую собирается внедрять
Pantone, ещё не видим. Договор с клиентом у нас всегда есть! Хоть стандартный, хоть нестандартный…

Кроме работ по стандартизации техпроцесса, начали проходить сертификацию по ISO 9000. Она включает и организацию работы во всей компании: от приёма заказов до логистики. Структура и организация в типографии будет описана, надеемся, это придаст нам прочности. Ещё одна причина внедрения — сертификацией по ISO 9000 стали интересоваться крупные клиенты. Планируем завершить её до конца года.

Владимир Ещенко, коммерческий директор Первого полиграфического комбината (Москва)

Масштабы производства обязывают нас иметь все необходимые регламентирующие и стандартизирующие документы. На ППК чётко выстроен внутренний регламент работ, цепочка взаимодействия подразделений и сотрудников прописана в корпоративных документах и очень хорошо отлажена.

Разработаны и стандартные договорные документы для клиентов и поставщиков. Из-за большого количества контрагентов наличие собственных типовых документов — необходимость: это существенно ускоряет «бумажную волокиту». В клиентском договоре, помимо общих организационных и юридических моментов, прописаны требования к подготовке файлов и качеству готовой продукции. Единые нормативные документы существенно упрощают взаимоотношения «типография — заказчик», снимают множество вопросов и претензий.

Производственные и технологические службы Первого полиграфического комбината работают по системе стандартов ISO. Для этого была проведена внутренняя стандартизация производства: отработаны режимы работы оборудования, требования к качеству расходных материалов и инструкции и нормативы. Сегодня это позволяет нам обеспечить стабильное выполнение прописанных стандартов. Кроме того, технологи и специалисты по допечатной подготовке комбината и заказчика работают в связке, поэтому уже на этапе подготовки материалов к печати обеспечивается их соответствие нашим внутренним стандартам.

Технологические стандарты — одни из важнейших регламентирующих документов при выполнении полиграфических заказов, которые систематизируют ключевые аспекты взаимодействия полиграфического предприятия с клиентами. Однако в отрасли отсутствуют единые критерии качества готового тиража, что иногда создаёт серьёзные проблемы. Даже основной полиграфический стандарт ISO 12647 регламентирует только цветопередачу, но не даёт определения браку и не разъясняет, что можно им считать.

Марсель Шарифуллин, директор типографии Высшей школы экономики (Москва)

Я представляю государственную типографию, поэтому наверняка мои ответы будут отличаться от сказанного руководителями коммерческих предприятий. Но раньше я работал в «Типографии МГУ», которая вынуждена была зарабатывать на открытом рынке. На отладку качества и обучение персонала работе без брака тогда ушло 1,5 года. Думаю, здесь будет быстрее.

Так как заказчики типографии — только подразделения ВШЭ, в первую очередь нам недоставало организационных стандартов. Основными были следующие проблемы:

  • В каком формате и как сообщается техничес-кое задание на печать?
  • Кто готовит макет и в каком виде он передаётся в типографию?
  • Как заполняется и визируется заявка на печатные и множительные работы?
  • Как организуется доставка и приёмка-сдача готовой продукции?
  • Как закупаются и списываются бумага и расходные материалы на заказы?
  • Отчётность типографии перед планово-финансовым и бухгалтерскими управлениями ВШЭ.

Именно выработкой такого рода регламентов и правил, параллельно с оптимизацией производства, решением кадровых и хозяйственных проблем, я и занимался первые полгода в качестве директора типографии. Сейчас этап позади, настаёт пора внедрения технологических стандартов качества, сроков выполнения и норм отходов в нашем производстве.

Уверен, что без качественных стандартов и жёстких регламентирующих документов, как внешних (для взаимодействия с заказчиками, партнёрами и поставщиками), так и внутренних (нормализующих совместную работу подразделений и отдельных должностей внутри типографии), невозможно успешное развитие и вообще существование любой типографии.

Иван Гудим, директор компании Print
Design (Москва)

Я получил эти вопросы, когда гостил у западных коллег. И теперь могу сказать, что общий уровень технологического контроля и качество ведущих специалистов у нас даже повыше (хотя, что касается приёма новых сотрудников, придётся вспомнить об образовательных стандартах: к сожалению, стало бесполезно смотреть дипломы и квалификационные сертификаты).

Самая большая наша проблема — безразличие некоторых сотрудников к выполняемой работе и поспешность. Эта болезнь дорого и плохо лечится такими средствами, как СМК (система менеджмента качества), инструкциями, контролёрами. Коллеги в европейских типографиях не понимали, чем у нас занимается ОТК. В нём нет необходимости, если каждый сотрудник добросовестно, ответственно и профессионально выполняет свои обязанности.

В очередной раз убедился, что наш заказчик — один из самых трудных и требовательных. Это не только субъективное мнение: так отзывались о российских клиентах западные типографии. При том, что цены на сами полиграфические услуги у нас смехотворно низки по сравнению с развитыми странами. Но, благодаря дешёвому сырью и несправедливой таможенной политике РФ, многие российские заказы по-прежнему печатаются за границей. Зарубежные коллеги называли таможенную политику РФ вредительской в отношении собственной полиграфии. Недоумённо спрашивали, почему так сделано. Надеюсь, ответ на этот вопрос такой же, как о причине необходимости ОТК в России: безразличие. В случае ликвидации таможенных барьеров российские полиграфисты не только обеспечат внутреннее потребление, но и составят конкуренцию на европейском рынке.

Технологические стандарты офсетной листовой печати хорошо описаны отраслевым
ISO в части работы со стандартным сырьём (бумага-картон). При работе с нестандартным (пластики, ламинированные материалы) формализация затруднена абсолютно разными свойствами материалов. Есть возможности дополнительной технологической сертификации нестандартных процессов и технологий коммерческими или исследовательскими организациями. У нас необходимости в дополнительной технологической сертификации не возникало. Но часто мы сами для себя ставим более жёсткие рамки, чем определяет ISO

Цифровая малоформатная и широкоформатная печать стандартизируется только производителями оборудования. Это определено отличием самого процесса нанесения изображения в разных машинах, пигментами и сырьём. Технологии и возможности цифровой печати меняются и расширяются. По типичным видам сырья было бы хорошо иметь стандарт цифровой печати. Но если машина и краски позволяют работать в более широком цветовом диапазоне, стоит ли ограничиваться рамками стандарта? Лучше поставить целью более качественное решение задач клиента.

«Пантонами» печатаем много. Но нужно полнее ознакомиться с тем, что технологически даёт сертификация
Pantone. Пока работаем с ними по ISO, применяя и собственные методы (например, замешиваем «пантоны» не на прозрачных, а на кроющих белилах, чтобы желтизна картона не меняла оттенка).

Что касается стандартов, не относящихся к цветовоспроизведению, то исследования и заключения об устойчивости продукции к разной среде, механическим повреждениям, на прочность и др. проводить в России практически негде. Только несколько самых крупных предприятий имеют действующие лаборатории, специализированные именно на их продукции. Если бы был более открыт наш «железный занавес», вполне разумно привлечь специализированные иностранные организации. А с формированием устойчивого спроса на данную услугу возникли бы и отечественные универсальные лаборатории.

К сожалению, при «рынке покупателя» говорить об отраслевом стандарте договора с клиентом сложно. Сейчас ситуация очень простая: либо работаешь по своим стандартам и безнадёжно малым ценам, либо принимаешь все условия клиента, даже совсем сомнительные.

Конечно, можно кричать: «Защитим наши права! Будем работать по стандартам!» Но на деле вся принципиальность сразу отступает в разговоре с клиентом: «Да, ещё скидочка… Не утвердили вовремя макет — ладно, поработаем ночью… Не хотите платить за макет — ничего, у нас дизайн и препресс в подарок… Нет денег — ну, мы потерпим… Только дайте работу!» Конечно, это совершенно неправильно. Попробуйте в Италии покушать в ресторанчике с 15.00 до 17.00. Или в Германии заняться шопингом в воскресенье. Думаете, у них так много денег, что они не хотят дополнительно подработать? Предприятие будет разоряться, но не изменит отраслевых стандартов. Это принципиальнее, чем деньги. Это вопрос культуры общества.

Система менеджмента работы и качества, безусловно, полезна. В непростой экономической ситуации экономия и повышение качества — самые важные вопросы. Хотя при универсальности предприятия, когда есть и офсетная печать, и широкоформатная, и допечатные услуги, разработка и внедрение системы менеджмента — очень сложная и плохо формализуемая задача.

Экологические стандарты у нас настолько высокие, что давно утеряли связь с реальностью. Знаете, что большинство копировальных аппаратов по правилам должны быть установлены в отдельном вентилируемом помещении с ограниченным доступом людей? А пробовали измерить концентрацию паров изопропилового спирта в цеху и сравнить её с ПДК? А электромагнитное излучение измеряли? Имеет ли смысл делать проект каждой типографии по экологии? Если купил печатную машину и расходные материалы, разрешённые к эксплуатации на территории РФ, соблюдаешь все технологические и эксплуатационные нормы, то какие к тебе вопросы? А если технология или расходные материалы опасны — почему они продаются?

Мы вовсе не против экологических стандартов, но разумных. Наша типография получила сертификат FSC — одна из немногих в России. Бумага — уникальный по экологичности материал. Ответственный подход к её происхождению и переработке позволяет сохранить окружающую среду, воспроизводить лесные ресурсы и исключить социальную эксплуатацию бедных регионов. Приятно слышать пожелания клиентов, касающиеся этих аспектов. Выделение полиграфической продукции, выпущенной в соответствии с приведёнными требованиями, является важным социальным и общественным делом. Благодаря FSC-сертификации потребитель может сделать реальный выбор в пользу сохранения окружающей среды для будущих поколений и принять действенное участие в защите от разорения регионов добычи древесины. Возмущаясь ежедневно, наблюдая по телевизору и в жизни варварство и несправедливость, готовы ли мы приложить самые малые усилия и средства для исправления ситуации?

Максим Рачков, директор Чеховского полиграфического комбината (Чехов)

В прошлом году мы пригласили компанию «Техпол» для стандартизации процесса печати по
ISO. Началось всё с того, что договорились о печати каталогов для «Метро» и «Реала» в 2010 г. Начали печатать тесты, но оказалось, что они дают материалы, подготовленные в стандарте ISO, а мы пытаемся ручками корректировать, чтобы получить необходимый результат. Тогда мы и поняли, что так дальше жить нельзя… Пригласили «Техпол», и они за месяц выстроили профили печати для «Полимана» и «Роландов».

Сотрудничество мы продолжили, протестировали и подобрали химию и краски. Вернее, наоборот: сначала подобрали, потом сделали компенсационные кривые. Параллельно поставили увлажнение в цехе, подучили печатников и мастеров, установили системный контроль за состоянием воды, увлажняющих растворов и т. д. Зато теперь работаем со многими иностранными компаниями и не знаем проблем.

Поэтому стандартов нам хватает. Особенно технологических: кроме
ISO, есть ГОСТы, ТУ и множество других нормативных документов. Вся проблема в их исполнении.

Сейчас в полиграфии полная анархия. «Творим», кто во что горазд. Взял издатель листок бумаги, повертел его, схватил ножницы и вырезал «формат». Или взял понравившийся журнал, урезал с одной стороны — понравилось. Быть журналу в таком формате — и точка.

Поэтому и получаем от заказчиков при стандартном формате издания 60Ч90 1/16 целую гамму обрезных форматов. И это считается нормой. Наши попытки привести издания к стандарту тщетны. Заказчик так хочет: хозяин — барин. Ну а при нынешнем дефиците загрузки борьба за стандарты со стороны типографий проходит очень вяло. Коллег-полиграфистов, идущих на уступки, можно понять: клиент сейчас диктует условия. В производстве нестандартные заказы приводят к лишним перенастройкам, а в экономике (более всего в издательской) — к перерасходу бумаги, удорожанию продукции.

Отчего это происходит? От нашей безграмотности. Многие заказчики и издатели просто не знают, что в полиграфии существуют стандарты, и их НУЖНО выполнять. А вы спрашиваете, почему мы бедные…


Статьи по теме

Демьянова Е. Контрольная по печати // Publish № 4, 2002.
http://www.publish.ru/publish/2002/04/4045700/

Остреров М. Бумага для печати: классификация и выбор // Publish № 4, 2002.
http://www.publish.ru/publish/2002/04/4045762/

Шарма А. Управление цветом // Publish № 7, 2002.
http://www.publish.ru/publish/2004/07/4051539/

Пыльский А., Сартаков М. Баланс по серому в триадной офсетной печати // Publish № 3, 2005.
http://www.publish.ru/publish/2005/03/4052863/

Бачурин С. Ещё раз про баланс // Publish № 4, 2005.
Статья вызвала заметный резонанс в полиграфическом сообществе.
http://www.publish.ru/publish/2005/04/4053132/

Шарифуллин М. Не стреляйте в инженера! // Publish № 9, 2005.
О стандарте печати при покупке печатной машины.
http://www.publish.ru/publish/2005/09/4054267/

Шнайдер А. Стандартные значения // Publish № 10, 2005.
Нестандартное, но практичное мнение.
http://www.publish.ru/publish/2005/10/4054704/

Александров А. Цвет по стандарту // Publish № 3, 2007.
http://www.publish.ru/fsp/2007/03/4416606/

Трибьют Э. Стандарты полиграфии // Publish № 5, 2008.
http://www.publish.ru/publish/2008/05/5280072/

Как быстрее одобрить цвет и удержать его в тираже // Publish № 9, 10, 11, 2009.
http://www.publish.ru/publish/2009/09/10122096/
http://www.publish.ru/publish/2009/10/10760532/
http://www.publish.ru/publish/2009/11/10824157/

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • От высокой печати к цифровой *

    9 августа 2017 г. компании König & Bauer в Вюрцбурге исполнилось 200 лет. На международной арене такого солидного возраста могут достичь только те предприятия, которые используют изменения на рынке и в сфере технологий для инноваций и которые на протяжении многих лет не теряют доверия своих клиентов благодаря надёжному и гибкому подходу, а также разработке и внедрению инноваций. König & Bauer относится к таким предприятиям. Завод Schnellpressenfabrik, основанный в 1817 г., стал предшественником ведущего международного концерна по производству печатных машин, предлагающего уникальные печатные решения.

    Празднование юбилея прошло в сентябре. В этой статье KBA Report мы сначала обратимся к истокам, а потом заглянем в будущее KBA.

     

  • Урок 4: Как действуют фотоинициаторы? *

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки.  Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Morgana DigiFold Pro 385

    DigiFold PRO 385

    Заключение: компактная машина для биговки, фальцовки и перфорации офсетных и цифровых отпечатков, в том числе за один проход. Простота обслуживания, небольшая занимаемая площадь и высокая производительность позволяют рекомендовать её цифровым и малоформатным офсетным типографиям для изготовления малых и средних тиражей папок, открыток, буклетов и т. п. продукции.

     

  • Точки контакта: коммерческое предложение (часть 10)

    Уже очень многое было сказано о точках контакта1 типографии и заказчиков2. Отдельная статья была посвящена электронной коммуникации (Publish № 9, 2016 г.; http://www.publish.ru/articles/201609_20013612).

    И тут я хочу обратить внимание на постоянную рубрику Publish «Тайный Покупатель». Всё общение в ней происходит только по электронной почте. И, как мы знаем, от такого общения автор рубрики пребывает в глубокой задумчивости. На 30–40 запросов приходит только 1–2 исчерпывающих ответа.

     

  • Готовы ли типографии к календарному сезону 2018?

    Повторяем запрос годичной давности: календарь квартальный с 3 пружинами. Шапка — 297×210 мм, блоки — 297×200 мм, печать — 4+0, бумага — меловка 300 г/м2 или картон. Календарные блоки — стандартные, на мелованной бумаге «Европа МИНИ белый 3-сп», пружина — серебро. Тираж — 200 экз. и 500 экз. Просим указать сроки и способ печати. Запрос полностью аналогичен тому, что мы считали в ноябре 2016 г. (https://www.publish.ru/articles/201611_20013643).

     

  • Детские книги со взрослыми перспективами

    Учитывая перемены на издательском рынке, в том числе книжном, получающие от него заказы типографии всё чаще задумываются о дальнейших направлениях развития. Одна из интересных ниш — сложные детские книги.

     

     


comments powered by Disqus