2010.04.082263 прочтений

Как быстрее одобрить цвет и удержать его в тираже*

Теги: Печать Publish

Приладка

Рекомендации

1. Перед запуском

  • Проверьте наличие цветопроб в печатном цехе.
  • Убедитесь в правильном подборе печатной химии.
  • Обязательно осмотрите поверхность офсетных полотен перед пуском нового тиража, чтобы избежать внеплановых остановок для замены.
  • Проверьте просмотровое место: лампы должны быть чистыми и не просроченными. Для выхода на нужную цветовую температуру часто необходимо 45-минутное прогревание.

2. Предварительная настройка красочных аппаратов

Чтобы системы с предварительной настройкой работали эффективно, необходимо регулярное и тщательное техобслуживание красочной и увлажняющей систем. Руководствуйтесь рекомендуемыми значениями; из таблицы материалов выберите оптическую плотность, соответствующую возможностям конкретной бумаги по цвету. Выберите параметры растискивания, приближенные к имеющимся цветопробным распечаткам.

3. Настройка машины с точными параметрами работы

Если поменялся вид бумаги, масса 1 м2 или ширина рулона, отрегулируйте натяжение бумажной ленты, устройство склейки рулонов и фальцаппарат. Задайте предварительные настройки для сушки и системы охлаждения. В отличном цвете мало проку, если неаккуратно выполнена фальцовка, — работу оценивают в первую очередь по ней.

4. Оптимизируйте натяжение бумажной ленты

Неотъемлемое условие качественного цвета и высокой производительности. Плохое натяжение — причина разрывов и колебаний бумажной ленты, проблем с фальцовкой, цветом и приводкой оборота, марашек. Риск разрыва ленты выше при резких скачках натяжения при запуске оборудования (подаче печатного натиска) и чуть меньше при нормальной остановке машины. Склейка рулонов также стимулирует пики и провалы в натяжении.

Всегда перенастраивайте натяжение полотна при смене массы 1 м2 бумаги. При запуске поддерживайте низкий уровень натяжения, чтобы снизить риск разрыва на небольшой скорости.
Окончательно отстройте натяжение при приладке и печати. Зафиксируйте параметры для каждого вида бумаги и ширины ленты, чтобы в будущем настраивать машину с меньшим количеством отходов.

Не допускайте разрывов при запуске машины

Подача печатного натиска сопровождается пиком натяжения до последней секции машины с соответствующим падением в остальной части, что может привести к разрыву бумажной ленты. При разгоне газетная машина преодолевает инерцию холостых ведущих валиков — высокая начальная скорость увеличивает и пиковое натяжение, и вероятность разрывов. Чтобы свести риск к минимуму, придерживайтесь перечисленных далее рекомендаций (см. также руководство № 2).

 

Сведите к минимуму подачу увлажняющего раствора, чтобы не размягчать бумагу при запуске (потенциальная причина разрыва). Сократите увлажнение, чтобы не несущие изображение участки формы оставались чистыми. При необходимости очищайте форму после приладки.

  • Временное решение — распыление небольшого объёма сольвентного состава на красочные валики и офсетные полотна для уменьшения липкости краски при запуске машины.
  • Перед пуском машины убедитесь, что пазы цилиндров сухие, иначе вода или растворитель попадут на бумажную ленту и оставят мокрую полосу.
  • Проверьте, что гуммированный слой на формах не превышает нормы, иначе при пуске не исключён затор бумаги.
  • Убедитесь, что лента выровнена: проверните валик, устранив провисание, — лента не запутается.
  • Всегда соблюдайте правильную последовательность процедур при запуске, иначе лента порвётся в первой печатной секции или сразу за ней.

Запускайте машину на нормальной скорости. Если печатники работают быстро и старательно, меньше и приладочных оттисков, и отклонений. Повышенная скорость поможет избежать разрывов бумажной ленты из-за излишка воды в пробелах формы. При низкой стартовой скорости настройки при ускорении могут сбиться, и понадобится серьёзная корректировка (это дополнительные отходы и время).

Баланс краски и воды. Зависит от варьирующегося уровня абсорбции бумаги и её покрытия. Некачественный баланс приводит к скоплению волокон на офсетных полотнах с последующим загрязнением увлажняющего раствора. Баланс краска/вода требует особого внимания при настройке и запуске.

Проще сбалансировать подачу воды и краски на первых этапах приладки, чем исправлять вышедшую из-под контроля ситуацию.

Контроль красочного слоя. Рекламодателям нужен «взрыв цвета», и их ублажают чрезмерной подачей краски. При приладке важно помнить, что восприятие цветовых сигналов человеческим глазом подчиняется геометрической прогрессии: для увеличения визуальной насыщенности всего на 5% потребуется на 25% больше краски. У каждого вида бумаги свой предел красковосприятия, за которым прирост интенсивности станет минимальным.

  • Контроль толщины красочного слоя с помощью хорошо откалиброванного денситометра поможет избежать критичных для качества проблем с избыточной краскоподачей и сушкой.
  • Не превышайте рекомендованных для конкретного вида бумаги значений плотности: добивайтесь качественного воспроизведения плашек без лишней краски методами вычитания из-под чёрного (UCR) и добавления к нему (UCA).
  • При наличии автоматизированных опций установите минимальный уровень подачи увлажняющего раствора и краски.
  • Чрезмерная подача краски — причина уймы технологических проблем.

Распространённые проблемы

Цветопробы

Несоответствие материалу, печатному процессу, стандартам.
Цветопробы выведены не из того же файла, что печатные формы.

Печатные формы

Неоткалиброванный процессор. Отсутствие контрольных шкал.

Качество бумаги

Невозможность воспроизведения нужного заказчику цветового охвата.

Сложные изображения

Приводка и цвет.

Условия в цехе

Неверные условия освещения.

Персонал

Компетенция, мотивация, физическое состояние.
Варьирующееся восприятие цвета (в одной и разных сменах, у печатников и заказчиков).

Печатная машина

Механика, настройки, расходные материалы, химия.

Наложение красок

Состав краски, прокладки офсетных полотен, выбор бумаги и пластин.

SID для 100% плашек

Состав краски и эталонные значения плотности красочной плашки.

Ошибки в цветовом тоне, серость триадных цветов

Состав краски, цвет бумаги, загрязнение краски.

Частота смывки офсетных полотен

Возможная причина колебаний цвета на протяжении тиража.

Растискивание (TVI)

Основные факторы — бумага, краска, офсетные полотна.

Бумага

Яркость, белизна, непрозрачность, пористость/удержание краски, гладкость, натяжение бумажной ленты

Растр

Чем линиатура ниже, тем меньше сказывается на растискивании — при выборе линиатуры учитывайте вид бумаги.

Пластина

Время экспонирования, температура, обработка, реакции (возраст, свет, химикаты), натяжение.

Краска

Реология (липкость, вязкость, насыщенность пигмента, температура).
Увлажняющий раствор: pH/проводимость, жёсткость воды, тип увлажняющей системы, состав.
Толщина и площадь красочного слоя, баланс краска/вода.

Баланс размеров точек разного цвета

Градационные кривые, форма точки, линиатура растра.
Тип пластин, бумаги, офсетных полотен, краски.

Советы по приладке и удержанию цвета в тираже

Своевременное техобслуживание. Стратегия качественного упреждающего техобслуживания окупается повышением производительности (см. руководство № 4).
Стандартизированные процессы и операции. Зафиксированные в письменном виде методики работы и эффективное обучение персонала на всех этапах техпроцесса. Определитесь со стандартами и контрольными замерами.
Коллективная работа заказчика и типографии. Чётко и ясно донесите до персонала спецификации и специальные инструкции. Выберите тип цветопробы и просмотровые условия для каждого технологического этапа. Ознакомьтесь с особенностями восприятия цвета и совместно выработайте подход к объективной его оценке.
Допечатная подготовка. Пользуйтесь корректными профилями для печатного оборудования и расходных материалов, методиками удаления серого компонента и вычитания из-под чёрного (см. руководство № 3). В идеальном варианте на подпись заказчику предоставляют цветопробу, выведенную с учётом профиля печатной машины. Регулярно калибруйте экспонирующие устройства и замеряйте экспонированные пластины.

Правильная настройка и регулярное техобслуживание красочной и увлажняющей систем— залог эффективной настройки печатной машины. Фото: MAN Roland

Стабильность на протяжении тиража

Бумага

Глянец полиграфической продукции напрямую зависит от качества бумаги. На его уровень влияют условия печати — не допускайте чрезмерного увлажнения и высоких температур в сушке, огрубляющих волокна и снижающих глянец.

Для стабильного качества на протяжении тиража не смешивайте бумагу разных поставщиков.
По возможности выбирайте рулоны из одного участка исходного рулона (mother roll), чтобы свести к минимуму проблемы с приводкой при смене рулонов (см. руководство № 2).
Регулярно смывайте офсетные полотна — пыление негативно сказывается на растискивании и контрастности оттиска. Автоматическая смывка в процессе склейки сокращает бумажные отходы.

Дополнительные факторы стабильной печати

  • Стабильная температура в красочной и увлажняющей системах (повышение температуры красочного передаточного валика повлияет на цвет).
  • Точная дозировка увлажняющих компонентов.
  • Сбалансированное наполнение красочного аппарата.
  • Периодическая очистка офсетных полотен с учётом характеристик бумаги.
  • Периодическая очистка охлаждающих валиков с учётом характеристик бумаги.
  • Стабильная скорость печати.
  • Равномерное натяжение бумажной ленты в машине.
  • Связанные с приводкой колебания цвета. При верных углах поворота растра небольшие проблемы с приводкой не повлияют на цвет.
  • Повышение температуры всего на 2 °C может привести к заметным цветовым отклонениям (данные TAGA, 1996 г.).

Для офсетных машин характерны циклические вариации разной степени между экземплярами. На плашках они незаметны, но в триадных нейтральных цветах не исключены отклонения из-за качения валиков красочного аппарата. Чтобы свести их к минимуму, откорректируйте фазы качения и применяйте технику вычитания из-под чёрного (UCR).

Печатайте по цифрам, пользуйтесь инструментами для измерения цвета (денситометры, спектрофотометры, системы контроля цвета с обратной связью). Главное — верно применять полученные результаты. Чем меньше допуски, тем больше отходов.

Всегда перепроверяйте ключевые параметры после изменения даже одной переменной: если без повторной настройки их поменяется несколько, восстановить контроль над процессом будет значительно сложнее.

Роль офсетных полотен

Именно от них зависит время от пуска оборудования до одобрения тиража, приводка цветов, качество точек и плашек, риск разрыва бумажной ленты. Они определяют качество печати на протяжении тиража, механическую и химическую стабильность. Предпосылки оптимальных результатов — правильное хранение, монтаж и техобслуживание офсетных полотен (руководства № 3, 4).

Боковая приводка цвета. В быстрых и широких печатных машинах нужны офсетные полотна, контактирующие с большой площадью бумаги в течение минимального промежутка времени, — чем больше соотношение ширины ленты к длине рубки, тем критичнее показатель. Офсетное полотно должно транспортировать бумагу в плоском состоянии (морщины и волны недопустимы на любой скорости), сводить к минимуму естественное её расползание (для этого нужно правильно подбирать структуру полотна), как можно реже использовать компенсирующие расползание колесики (причина проблем с приводкой и разрывов бумажной ленты).

Приводка по длине оттиска и подача полотна. Для эффективной печати нужна «мягкая» транспортировка бумаги по всей длине машины, а значит, офсетные полотна должны подавать её нейтрально (или с небольшим ускорением, если охлаждающие цилиндры и фальцаппарат подстроены под устройство склейки). При неверном натяжении бумаги качественной приводки цветов не добиться, растёт риск разрыва полотна. Нейтральная подача бумажной ленты зависит от типа офсетного полотна и конфигурации печатной машины. Поведение полотна при печати определяется его структурой и компонентами — предпочтительнее, чтобы в машине использовался только один тип, поскольку комбинированные полотна чреваты «хаотичным» перемещением бумажной ленты.

Высвобождение бумаги. Проблемы с высвобождением негативно влияют на проводку ленты и качество печати (марашки, посторонние изображения на оттиске, грязь и даже двоение); могут сопровождаться пробиванием. Высвобождение бумаги зависит от целого ряда параметров (вид бумаги, краска, увлажнение, офсетное полотно), и для оптимизации может потребоваться корректировка сразу нескольких факторов. При верном подборе жёсткости, твёрдости и химии поверхностного покрытия офсетного полотна сложности сводятся к минимуму.

Ассортимент бумаги. Один тип полотна подходит для разных видов бумаги (по качеству, массе 1 м2, пухлости), но для работы с определённой бумагой или решения проблем с приводкой может понадобиться специальное полотно.

Подача краски и воды. Высокопроизводительный печатный процесс — это комбинация из офсетного полотна, краски и увлажняющего раствора, оптимизированная под конкретные виды бумаги или требуемое качество. Химия поверхности, жёсткость и твёрдость офсетного полотна играют решающую роль в быстром достижении баланса краска/вода и эмульгировании его поверхности. Полотно должно последовательно собирать краску с печатной формы и переносить на бумагу (с помощью одного участка поверхности и за очень короткий промежуток времени).

Стабильность. Крайне важны механическая и химическая стабильность. Динамически нестабильные офсетные полотна (зона контакта, поверхность, офсетный цилиндр) чреваты плохой краскопередачей (полотно ведёт себя подобно губке) с выделением тепла, нарушающего баланс краска/вода с увеличением испарения с поверхности полотна. А это приводит к выпадению деталей и полошению.

Словарь

Баланс по серому (grey balance) — используется для объективной оценки цвета, поскольку при непосредственном сравнении глаз легко различает нежелательные оттенки в нейтральных тонах. В системе цветовоспроизведения достигнут, если сбалансированные значения базовых цветов дают визуально нейтральный серый. Простым равенством значений баланса по серому не добиться, он требует точного сочетания красок, бумаги, характеристик тонопереноса. Описывает соотношение трёх цветов для поддержания серого по всей тоновой шкале.

Вычитание из-под чёрного (UCR, Under Colour Removal) — удаление лишних цветов в тёмных и нейтральных тонах макета с заменой их на чёрный. Применяется только к тёмным, ахроматичным зонам изображения.

Добавление к чёрному (UCA, Under Colour Addition) — добавление хроматических цветов до нужного уровня суммарной красочной плёнки в глубоких тенях.

Контраст печати оттиска (print contrast) — вычисляется сравнением оптической плотности цвета для растра 70% или 80% и плашки (100%). Хороший контраст означает, что точки в тенях не сливаются даже при высокой плотности красочного слоя.

Отсыхание (dry back) — химический эффект, проявляющийся через 3-5 дней после печати, когда изображение становится тусклым и безжизненным. Причины — завышенное значение суммарной красочной плёнки, неверные параметры растискивания, ненормальная температура в печатной машине.

Плотность красочной плашки (solid ink density, SID) — количество дополнительного света (основной фильтр), поглощаемого плашкой цветовой контрольной шкалы при замере денситометром на отражение.

Растискивание (dot gain) — увеличение растровых точек в процессе переноса изображения на запечатываемый материал. Причины — впитывание краски бумагой (механическое растискивание) и рассеивание света вокруг точек (оптическое растискивание). Комбинация обоих факторов изменяет тоновое значение при печати (Total Dot Gain или Tone Value Increase, TVI в США). См. ISO 12647-1.

Суммарное красочное покрытие (total area coverage, TAC) — процентное выражение тональных значений триадных печатных красок, сумма величин растровых точек в самых тёмных областях электронного макета. Теоретически, лучший чёрный цвет даст наложение плашек всех триадных красок (TAC = 400%), но на практике это приводит к нестабильности цвета. Величина TAC вычисляется на базе исходного файла и контролируется при подготовке изображения. Суммарный красочный слой замеряют на самой тёмной области плёнки или файла и проверяют в той же точке для каждого цвета на цветоделённой плёнке или файле CTP. Макс. величина TAC зависит от запечатываемого материала.

Треппинг (trapping) — качество наложения сырой красочной плёнки на предыдущий непросохший слой.

Увлажняющий раствор (fountaine solution, font) — раствор из добавленных в воду химикатов.

Удаление серого компонента (Gray Component Removal, GCR) — техника замены триадной краски с ахроматическим эффектом на чёрную. Серый компонент отпечатанного цвета определяется дополнительной утемняющей оттенок краской (количеством жёлтой в голубом, циана в красном или пурпурного в зелёном). После вычисления комбинационного эффекта от наложения трёх красок они заменяются чёрной для стабилизации нейтральных тонов (передача серого больше не зависит от точности триадного баланса). Если плотность чёрной краски недостаточна, частично возвращают цвета CMY для лучшей передачи самых тёмных тонов (см. «Добавление к чёрному»).

Эмульгирование (emulsification) — дисперсия воды в краске.

CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, BlacK) — последовательность нанесения триадных цветов в рулонной печати с сушкой. При рулонной печати без сушки порядок наложения красок варьируется.

RIP (Raster Image Processor) — растровый процессор, переводит данные электронных файлов в совокупность точек и линий для воспроизведения при печати.


* Окончание. Начало в №№ 9, 10, 11, 12, 2009 г., 1-2, 2010 г.


* В части пособия «Техническое обслуживание на производстве как источник снижения затрат и продления срока службы оборудования» (Productivity maintenance to run leaner, longer & faster) собраны эффективные приёмы работы и организации труда для типографий рулонной офсетной печати. Опубликовано Web Offset Champion Group (WOCG).

© 1998 & 2002. Все права защищены.

Группа WOCG сформирована в 1998 г. для пропаганды эффективного опыта работы в индустрии рулонной офсетной печати, позволяющего повысить производительность, качество, безопасность труда и добиться настоящих «чемпионских» результатов. WOCG — совместный проект международных компаний, сотрудничающих с ведущими специалистами отрасли, типографиями и ассоциациями по всему миру. Члены группы являются ведущими поставщиками технологии, материалов и оборудования для всех этапов технологического процесса — допечатного, печатного и послепечатного: Aylesford Newsprint, Kodak Polychrome Graphics (ныне – Kodak), MacDermid Printing Solutions, MAN Roland (ныне – manroland), MEGTEC Systems, Muller Martini, Nitto-Permacel, QuadTech, SCA и Sun Chemical.

Классификация сортов бумаги

NP (Newsprint) — газетная
INP (Improved Newsprint, или MF) — улучшенная газетная
TD (Telephone Directory) — для телефонных справочников
SC-A (Super Calendered) — суперкаландрированная высокой яркости
SC-B (Soft Calendered) — суперкаландрированная сорта В
LWC (Light Weight Coated) — лёгкого мелования
MFC (Machine Finished Coated) — с машинным однослойным мелованием
MWC (Medium Weight Coated) — среднего двухслойного мелования или LWC повышенной яркости (США — Grade 4, 3)
WFC (Woodfree Coated) — мелованная без содержания древесной массы (с двойным мелованием) (США — Grades 1 & 2 & premium coated)
WF (Woodfree) — без содержания древесной массы (США — Grades 1 & 2 & premium)  

ICC (International Colour Consortium, Международный консорциум цвета) — международная организация, занимающаяся отраслевым профилированием файлов допечатных форматов, бумаги и печатных машин в рамках систем управления цветом (подробнее на http://www.color.org/).
ISO (International Standards Organisation) — международная организация стандартов (полиграфия: 12647-1 общая, 12647-2 коммерческая, 12647-3 газетная).


Колебания натяжения бумажной ленты вполне нормальны на разных этапах печатного цикла.

Температурные профили сушки. Температурные профили меняются в зависимости от вида бумаги. При настройке отрегулируйте параметры сушки и охлаждающего цилиндра в соответствии с видом и массой запечатываемой бумаги и зафиксируйте параметры для будущих тиражей (см. руководство № 3, с. 26). Убедитесь, что автоматический пирометр верно корректирует температуру сушки по скорости.

Источник: MEGTEC

Толщина красочного слоя — важный фактор для контроля оптической плотности краски и стабилизации растискивания. Но прямой взаимосвязи между этими показателями нет — влиять на растискивание изменением толщины красочного слоя можно лишь опосредованно.

Деформация по окружности трёх офсетных полотен с течением времени: полотно С ведёт себя лучше, чем A; с полотном B неизбежны полошение и утеря деталей.

Источник: MacDermid

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Готовы ли типографии к календарному сезону 2018?

    Повторяем запрос годичной давности: календарь квартальный с 3 пружинами. Шапка — 297×210 мм, блоки — 297×200 мм, печать — 4+0, бумага — меловка 300 г/м2 или картон. Календарные блоки — стандартные, на мелованной бумаге «Европа МИНИ белый 3-сп», пружина — серебро. Тираж — 200 экз. и 500 экз. Просим указать сроки и способ печати. Запрос полностью аналогичен тому, что мы считали в ноябре 2016 г. (https://www.publish.ru/articles/201611_20013643).

     

  • У истоков книжной реки
     

    Открытая в 2014 г. в Таджикистане книжная типография «Гандж» стала, вероятно, самым масштабным полиграфическим проектом года не только в Средней Азии, но и на всём постсоветском пространстве. В августе 2017 г. мы приехали в Душанбе и убедились — это не «потёмкинская деревня», как иногда случается с масштабными проектами, а работающее с хорошей загрузкой и растущее предприятие.

     

  • Корпоративные папки: дорогое удовольствие
     

    В последнее время много пишут о важности корпоративного стиля. Мы уже публиковали список обязательных пунктов менеджера по продажам на встречах с заказчиком (Ирина Паялина «Точки контакта. Встречи с клиентами». Часть 8. Publish № 3, 2017 http://www.publish.ru/articles/201703_20013687). Помимо визитных карточек, блокнота и ручки, у менеджера должна быть с собой фирменная папка с документами. Её изготовление мы и решили посчитать. Делаем запрос «Печать папок А4» в поисковых системах Google и «Яндекс». Рассылка запросов проводилась в июле 2017 г. Считаем самый типичный вариант: папка А4 цельнокроенная с 2-мя клапанами (нижним и боковым), печать 4+0, картон — 300 г/м2 двухстороннего мелования, тираж — 100 и 500 экз. Штамп — стандартный, типографии. Просим указать сроки и способ печати.

     

  • Упаковка в центре внимания *
     

    Оперативная печать упаковки: главная стратегия Komori

    Упаковка составляет часть практически любого продукта на рынке по весьма веским причинам. Она защищает товар на всех этапах перевозки и распространения, а также даёт покупателям информацию о бренде товара и его особенностях в самый ответственный момент — при покупке.

     

  • Сборные тиражи, или Свобода выбора
     

    Ко мне поступил запрос на печать 9000 евробуклетов. Клиенту всё понятно, кроме плотности бумаги. С одной стороны, хочется подешевле, тогда надо выбирать 115 г/м2. С другой, чтобы приятно было держать в руке, а это уже ближе к 200 г/м2. Решили остановиться на среднем варианте — 150 г/м2Запрашиваем «Печать буклетов» в поисковых системах Google и Яндекс. Считаем: Буклеты А4 с 2-мя параллельными сгибами, 4+4, 150 г/м2, мелованная глянцевая, 5000 и 10 000 экз. Есть готовый макет. Просим указать сроки.

     

  • Год у руля «КБА РУС»
     

    Год, с тех пор как Фёдор Смирнов занял пост главы московского офиса концерна KBA«КБА РУС», — это не только круглая дата, но и возможность подвести первые итоги. Мы воспользовались встречей на Printech 2017, чтобы обсудить с Фёдором изменения, произошедшие за это время в концерне и его российском представительстве, достижения и планы на будущее.

     


comments powered by Disqus